УДК 94(47).084.8:322 ББК 63.3(2)631 Р 59 М 21
Владимир Рогатин, Владислав Мальцев
«ГЛУБОКО ЗАКОНСПИРИРОВАННЫЕ КОНТАКТЫ С ЗАПАДОМ»: КАК СТРОИЛАСЬ ПОДПОЛЬНАЯ СЕТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В СССР (1940-1950-Е гг.)
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются методы и формы деятельности последователей секты Свидетели Иеговы на территории СССР. Представлена деятельность ее в лагерях СССР,методы конспирации иеговистов,а также проявленный интерес к ней органов безопасности. Рассмотрен вопрос о сформированном организацией Свидетели Иеговы подполье, его эффективность, возможности и социальный портрет.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
СССР; УССР; РСФСР; подполье; МГБ; КГБ; секта; Свидетели Иеговы.
В КОНЦЕ 1940-х — начале 1950-х гг., когда в СССР проходили массовые аресты членов Свидетелей Иеговы (СИ), советская пресса регулярно озвучивала в адрес представителей данной религиозной организации обвинения в том, что те являются шпионами, агентами разведки США и других империалистических стран1. Аналогично, как отмечают современные польские историки, после проведенных 21 июня 1950 г. в Польской народной республике (ПНР) массовых арестов СИ, через несколько дней министр общественной безопасности ПНР Станислав Радкевич назвал на пресс-конференции членов секты «шпионами империализма, сеющими военную истерию»2. В выпускаемом в Бруклине, Нью-Йорк (США), «Ежегоднике СИ» за 1951 г. также упоминается этот эпизод с указанием, что министр «утверждал, что Свидетели Иеговы были шпионской организацией со штаб-квартирой в Бруклине»»3.
В наше время обсуждение данного вопроса продолжается уже с привлечением рассекреченных архивных документов советских ведомств, непосредственно занимавшихся работой с СИ — Министерства государственной безопасности (МГБ) и сменившего его в 1954 г. Комитета государственной безопасности (КГБ). Так, полковник Службы безопасности Украины (СБУ) Дмитрий Веденеев приводит в своей статье «В ожидании Армагеддона: органы госбезопасности и подполье «Свидетелей Иеговы» в Украинской ССР (1940-1960-е гг.)» цитату из хранящихся в Отраслевом государственном архиве СБУ документов советской госбезопасности (без указания года, но с упоминанием, что речь идет о деятельности КГБ) о том, что члены секты являлись «активной базой американской разведки»4.
Описан и конкретный случай — задержание в сентябре 1954 г. в районе села Гонятин (Сокальский район Львовской области) нелегально переходившей границу СССР и ПНР связной Польского краевого комитета СИ Чесла-вы Кукелки, которую Веденеев называет «опытным курьером». Действительно, как отмечает в своей книге «Закаленные в Сибири» (2014 г., второе и дополненное издание) член СИ Олег Голько, общавшийся в 2006-2007 гг. с Кукелкой, нелегальные переходы советско-польской границы она регулярно осуществляла в течение десяти лет, начиная с 1945 г., когда ей было всего 16 лет5.
«Кукелка несколько лет передавала собранные ее «братьями и сестрами» сведения о советских воинских частях, военных аэродромах и другую развединфор-мацию через каналы в Польше и далее в Америку (сведения зашифровывались при помощи шифроблокнотов), — пишет Веденеев, ссылаясь на ведомственное издание, выпущенное КГБ в Москве в 1967 г. — КГБ УССР оперативным путем доказал связь американской разведки с Бруклинским иеговистским центром, его разведывательную деятельность через подполье иеговистов в западных областях Украины»6. Более подробно задержание Кукелки описано в книге «Большая охота. Разгром вооруженного подполья на Западной Украине» (2002 г.), написанной участником тех событий полковником Георгием Санниковым. Ценность свидетельству последнего придает то, что Голько подтверждает со слов Кукелки тот факт, что ее допрашивал после задержания именно Санников7.
В свою очередь, СИ утверждают, что все подобные обвинения являются несостоятельными, а уголовные дела — сфальсифицированными. Однако в этой религиозной организации не раз озвучивались идеи о допущении и даже необходимости лжи в случаях, когда нежелательно сообщать «врагам» (а враги эти описаны повсюду) информацию, которая может повредить секте.
Так, в номере «Башни стражи» от 1 мая 1957 г. была опубликована программная статья «Используйте теократическую военную стратегию», в которой заявлялось: «Во времена духовной войны вводить врага в заблуждение, скрывая правду, прилично... Это приносит много пользы. Сегодня служители Бога участвуют в войне, духовной, теократической войне, войне, которая ведется по
приказу Бога против ложных учений. Божьи служители посланы как овцы среди волков, а потому должны быть крайне осторожны, как змеи, чтобы надлежащим образом защищать доверенные им интересы Божьего царства. Они всегда должны быть очень осторожны, чтобы не выдать врагу никакую информацию, которую он мог бы использовать, чтобы воспрепятствовать проповеднической работе»8.
Аналогичные указания даются в «Ответах спрашивающим» в «Башне стражи» от 1 июня 1960 г.: «Божье Слово заповедует: «Говорите истину каждый своему ближнему» (Эф. 4: 25). Однако эта заповедь не означает, что мы должны говорить каждому, кто нас спрашивает, все, что он хочет знать. Мы должны говорить истину тому, кто имеет право ее знать, но если у него нет такого права, мы можем уклониться от ответа... Как солдат Христа, он участвует в теократической войне и должен быть особенно осторожен, когда имеет дело с врагами Бога. Таким образом, Писания показывают, что ради защиты интересов Божьего дела прилично скрывать истину от врагов Бога»9.
Аналогичные указания звучат и в наше время. Из статьи в русскоязычном журнале СИ «Пробудись!» от 8 ноября 2000 г.: «Быть правдивым, безусловно, не означает, что мы обязаны давать полную информацию всякому, кто ее требует... Так, в каких-то случаях злонамеренные люди не имеют права знать определенные вещи. Христиане (то есть Свидетели Иеговы. — Прим. авт.) понимают, что живут во враждебном им мире»10. Такие директивы давались уже спустя много лет после прекращения уголовного преследования за принадлежность к секте на территории бывшего СССР.
С другой стороны, после исчезновения СССР и ликвидации ограничивавшего деятельность секты законодательства известные члены СИ не раз публично рассказывали о нелегальных связях, выстроенных ими ранее с Западом.
На прошедшем 5 апреля 2001 г. в Москве круглом столе «Операция «Север». 50-летие высылки верующих в Сибирь», известный советский диссидент и правозащитник, ныне член руководства общества «Мемориал» Александр Даниэль отметил о жизни верующих в советское время: «Надо сказать, что представители этих общин имели различные отношения с диссидентским миром... Свидетели Иеговы все-таки существовали отдельно. Контакты были эпизодические. Может, отчасти объяснение в том, что Свидетели не нуждались в прагматических контактах с диссидентами, так как имели собственные хорошо отлаженные и глубоко законспирированные контакты с Западом»11.
Это подтвердил в своем выступлении на том же круглом столе член Свидетелей Иеговы Сергей Равлюк: «Я очень благодарен именно Александру Юльевичу за такой объективный рассказ о Свидетелях Иеговы. Но хочу подчеркнуть еще то, что Свидетели Иеговы не потому не обращались к диссидентам, что какое-то недоверие имели к ним. У нас, как он сказал, действительно был налаженный канал, хороший канал, который удивлял всех представителей госбезопасности. Они удивлялись, как так могло случиться, что «Сторожевая башня», которая вышла, допустим, в Нью-Йорке 3 месяца тому назад, через 3 месяца появилась уже в Мордовии». Со слов Равлюка можно понять, что он знает это
по личному опыту, отбыв ряд сроков в советских лагерях в периоды с 1955 по 1986 г.12.
Стоит уточнить, что русское название журнала секты до 1964 г. переводилось как «Башня стражи», а после этого как «Сторожевая башня». С другой стороны, английское название не менялось, поэтому далее можно принять их как взаимозаменяемые.
На том же круглом столе присутствовали и выступали председатель Руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы Василий Калин и руководитель Отдела по связям с общественностью Управленческого центра Свидетелей Иеговы Алексей Назарычев, ни один из которых не оспорил как-либо сделанные Даниэлем и Равлюком заявления. Более того, Назарычев выразил благодарность всем выступавшим.
Как сообщает в своей статье «Протестантский самиздат 1960-1980-х годов в СССР», опубликованной в 2016 г. в «Вестнике Брянского госуниверситета», старший преподаватель межконфессионального протестантского Санкт-Петербургского христианского университета Татьяна Никольская: «В.М. Калин, ныне председатель руководящего центра Управленческого комитета Свидетелей Иеговы в России, в течение 18 лет занимался подпольным самиздатом. По его воспоминаниям (речь, как упомянуто в сноске, идет об устном рассказе Калина Никольской, имевшем место в 2012 г. — Прим. авт..), разъездные надзиратели (чин в иерархической структуре Свидетелей Иеговы. — Прим.. авт.) нелегальным путем получали фотопленки с отснятыми журналами и брошюрами, после чего верующие на местах копировали эти пленки — например, фотоспособом». Никольская далее упоминает, что литература тиражировалась Свидетелями Иеговы «разными способами — от обычного переписывания до организации подпольных типографий»13.
В связи с этим стоит упомянуть, что в версии стенограммы круглого стола «Операция «Север». 50-летие высылки верующих в Сибирь», процитированной в 2017 г. известным историком Павлом Поляном (он указывает, что официальная стенограмма хранилась в его архиве), отрывок выступления одного из его участников (судя по всему, Равлюка) приводится в такой версии, отличающейся от публикации в сборнике Одинцова: «В лагерях получали свежие номера «Сторожевой башни», еще пахнущие типографской краской»14.
Основы для создания этой разветвленной сети заложены в ходе массовых депортаций Свидетелей Иеговы из западных регионов СССР в 19471951 гг. Преподаватель Дальневосточного федерального университета Светлана Дударенок, религиовед, специализирующийся на новых религиозных движениях, так излагает позицию Свидетелей Иеговы по этому поводу, приводя подборку цитат из выпущенного этой религиозной организацией в 1995 г. буклета: «Вальтер Колартс в книге «Религия в Советском Союзе» по поводу депортаций Свидетелей Иеговы писал: "Это не было концом Свидетелей в России, но лишь началом новой главы в их прозелитской деятельности... Советское правительство не могло сделать ничего лучшего для распространения их веры".
По утверждению авторов буклета «Свидетели Иеговы в России», после 1951 года иеговисты "были уже не только в Молдавии, на Украине, в Белоруссии, в Прибалтийских республиках и в западной части России, но и за Уралом, в Казахстане, в Сибири, на Дальнем Востоке и даже на острове Сахалин и на полуострове Камчатка"»15.
В данной статье мы рассмотрим деятельность СИ по созданию нелегальной сети подпольных типографий, формирование отчетов СИ и отправку их в США, деятельность в лагерях и дадим примерный социологический портрет участника религиозной организации в СССР тех лет.
БУНКЕРЫ И ПОДПОЛЬНЫЕ ТИПОГРАФИИ
Как сообщает «Ежегодник СИ» за 2002 г.: «Со временем братья поняли, что самым удобным и безопасным местом для печати литературы были хорошо замаскированные бункеры. Их делали под домами и выкапывали в холмах»16. Такие бункеры показаны в фильме «Верные во время испытаний — Свидетели Иеговы в Советском Союзе» (2018)17.
В своей литературе СИ даже публиковали план-проект бункера, действовавшего в Черновицкой области УССР. Об уровне секретности при работе в этом бункере рассказывал Николай Дубовинский, в ходе описываемой работы занимавший в 1955-1956 гг. пост главы Управляющего комитета СИ на территории СССР (по данным обвинительного приговора, его работа в оборудованных в бункерах подпольных типографиях относилась именно к этому периоду18): «Большинство наших типографий располагались в подземных помещениях. Мой первый «рабочий кабинет» находился в бункере во дворе дома моего старшего брата Дмитрия. Бывало, что я не выходил наружу две недели подряд. Если керосиновая лампа гасла от нехватки кислорода, я ложился и ждал, когда помещение наполнится свежим воздухом... Семь лет я не мог посещать встречи, собрания, так как иначе я попал бы в поле зрения КГБ... На связь с семьей выходил только я сам, и то крайне редко»19.
В «Ежегоднике СИ» за 2002 г. описан бункер в г. Нововолынске (Волынская область УССР), настолько тайный и «законспирированный от посторонних глаз», что только через девять лет после легализации СИ на Украине (т.е. в 2000 г.) местные последователи организации позволили единоверцам осмотреть его20.
В 1960-х гг. один из таких бункеров действовал на востоке УССР. Он был оборудован вентиляцией и электричеством. Вход в бункер был замаскирован настолько хорошо, что, как отмечается в «Ежегоднике СИ» за 2002 г., сотрудники милиции и госбезопасности,имея соответствующую «наводку», ходили над ним,протыкали почву металлическими щупами и все же не смогли его обнаружить21.
В том же «Ежегоднике СИ» за 2002 г. описан бункер в Закарпатской области УССР: «Братья провели из ручейка воду, которая вращала небольшой генератор, дававший свет, а печать выполнялась вручную. В этом бункере было
напечатано много литературы. Когда сотрудники КГБ заметили, что в этом районе литературы стало больше, они начали искать типографию. Милиция перерыла немало почвы, разыскивая этот бункер. Они даже переоделись геологами и бродили по горам... В конце лета 1963 года бункер обнаружили, и брат Дзябко был сразу же неподалеку расстрелян. Местные власти были очень довольны тем, что обнаружили этот бункер, и проводили бесплатные экскурсии для взрослых и детей на "место, где Свидетели Иеговы связывались по радио с Америкой..."»22. Сама организация отрицает тот факт, что в бункере была найдена соответствующая аппаратура.
Бункер, созданный СИ в ПНР в 1950 г. в высохшем колодце, описал в 2000 г. в журнале «Пробудитесь!» член религиозной организации Ян Ференц: «В его стене, на глубине около десяти метров, находилась дверца, ведущая в небольшую комнатку, где мы размножали журналы на ротаторе. Того, кому нужно было попасть туда, спускали на веревке. Однажды, когда меня опускали в колодец в огромном деревянном коробе, веревка неожиданно оборвалась. Я упал на дно колодца и сломал ногу. Выйдя из больницы, я снова стал работать на ро-таторе»23.
В целом, как отмечают современные исследователи, западноукраин-ские области и прежде всего Закарпатская (из последней в 1951 г. в силу каких-то причин не были, как из прочих, депортированы Свидетели Иеговы) с начала 1950-х гг. являлись «важной операционной базой, где в подполье печатали религиозную литературу для верующих во всем Советском Союзе»24. В свою очередь, среди регионов, куда были депортированы Свидетели Иеговы, по числу расселенных резко выделялась Иркутская область РСФСР, где, по данным советских учетных органов, в 1961 г. числилось 3980 взрослых членов СИ, тогда как всего по Сибири — 551025. Как отмечают современные исследователи, в итоге в регионе возникли компактные поселения членов секты: «Так, в Иркутской области в 1960 г. в пос. Суетиха проживали 479 Свидетелей, в пос. Квитон — 206, в пос. Хорлоши —108, в пос. Октябрьский ими была сплошь заселена улица Рейда. Массовое сосредоточение единоверцев в отдельных населенных пунктах. безусловно, способствовало организационному сплочению, духовному единению и, таким образом, дальнейшей активизации деятельности Свидетелей Иеговы»26.
Неудивительно, что в литературе СИ неоднократно сообщается о создании подпольных типографий-бункеров именно в этом сибирском регионе.
Стах Савицкий, живший в 1950-х гг. в 20 км от Тулуна (город областного подчинения в центре Тулунского района Иркутской области), описал в «Ежегоднике СИ» за 2008 г. создание бункера: «В 1955 году в нашем доме была организована подпольная типография. Около двух месяцев мы копали под крыльцом нашего дома яму для помещения размером 2 на 4 метра. За это время перенесли около 30 кубометров земли. Землю нужно было незаметно выносить и прятать. На глубине полутора метров мы натолкнулись на мерзлоту. Пока мы работали днем на мирской работе, мама растапливала мерзлый грунт, стараясь не привлекать внимание соседей. Для этого она раз— 88 -
водила небольшой огонь из сухих дров. Пол и потолок ямы мы обшили досками. Как только типография была готова, приехала супружеская пара, которая должна была жить и работать в этом подвале. Наша мама готовила им пищу, стирала и делала все, что было необходимо. Эта типография проработала до 1959 года»27. Работали в этой подпольной типографии бывший участник УПА на Западной Украине Николай Лис-Головацкий и его жена, о которых будет рассказано далее.
«В 1959 году ответственные братья попросили меня помочь сделать новую типографию в Тулуне, возле железнодорожной станции, — продолжает Стах Савицкий. — И снова я занялся знакомой работой: копал землю, устанавливал освещение, как и в прежней типографии. Иегова давал нам мудрость. Затем туда приехала семья и работала почти год. В конце концов КГБ обнаружил типографию. В местной газете отмечалось: "Свет был проведен так, что даже опытные электрики не смогли сразу разобраться"»28. Сотрудниками КГБ в Иркутской области во второй половине 1959 г. было обнаружено пять подпольных типографий, находившихся в городах Тулун и Зима (Зиминский район), поселке городского типа Октябрьский (Чунский район), селах Залари (Заларинский район) и Китой (Усольский район)29. Как видим, география их охвата в области была достаточно широка.
Вторым по числу поселенных СИ регионом была Томская область (1140 взрослых членов секты на 1961 г.30). Современный исследователь, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровского государственного университета Алексей Горбатов описывает следующий эпизод: «При аресте и обыске участников Свидетелей в Томской области в 1958 г. В. Бурак, К. Пынтя, И. Мивовач был обнаружен и изъят полный алфавит типографского шрифта в количестве 7337 знаков (общий вес — 37 килограммов), кустарный прибор для отливки шрифта, 135 буквенных матриц»31. Об этом же случае в книге советских исследователей Эдуарда Бартошевича и Евгения Борисоглебского «Именем бога Иеговы» (1960 г.) уточняется: «Все это в значительной мере изготовлялось кустарным путем самими участниками подполья, которые специализировались на печатной технике. Некоторые детали оборудования, как потом оказалось, были выкрадены иеговистами, поступавшими с этой целью на работу в государственные типографии»32.
Что касается производительности таких подпольных типографий, то Стах Савицкий сообщает: «В 1957 году брат, ответственный за размножение литературы, спросил у меня: "Не мог бы ты поработать в типографии? Надо печатать хотя бы 200 журналов в месяц". Сначала я печатал 200, потом 500»33. В свою очередь, живший в Сибири Голько упоминает в своих воспоминаниях о наличии в конце 1940-х — начале 1950-х гг. у подполья СИ в западных областях УССР стеклографа, на котором за одну ночь можно было напечатать 100 экземпляров журнала «Сторожевая башня»34.
В целом же, по данным «Ежегодника СИ» за 2008 г., «только за 1949 и 1950 годы братья размножили и доставили собраниям 47 165 экземпляров различных публикаций». В тексте точно не указано, но можно понять, что
данные относятся в целом к деятельности секты в СССР35. В свою очередь, по архивным документам советской госбезопасности,приводимым в статье Веденеева, в 1947-1953 гг. нелегальные типографии СИ отпечатали только в УССР 133 тыс. экземпляров литературы, в 1955-1956 гг. — 20 тыс.36. Это подтверждает тот факт, что именно западноукраинские области были центром нелегального книгоиздания СИ.
ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦЫ
Для тиражирования литературы СИ использовали и микрофильмы. В ПНР и в других странах СИ фотографировали журналы, книги и брошюры (на 30-метровые пленки)37 с помощью микрофильмирующего аппарата. В дальнейшем микрофильмы разрезали на кусочки по 20 сантиметров38, которые затем курьеры переправляли в СССР39.
В обратном направлении везлись данные местных организаций,обязанных ежемесячно сдавать отчет о своей проповеднической деятельности, содержащий статистические данные о времени проповеди, количестве экземпляров распространенной литературы и другие данные. Отчеты СИ могли содержать в том числе и краткий рассказ об особых случаях во время проповеди.
Своего рода методическим пособием для СИ того времени служила книга «Организационные указания для возвещателей царства», именно в ней даются подробные инструкции о том, как нужно собирать отчетные сведения о проделанной работе. В книге Бартошевича и Борисоглебского «Свидетели Иеговы» приведены цитаты из этой инструкции: «Отчеты собирать наедине. Каждый брат,, ответственный за свою семью, собирает отчеты от своих членов семьи, которые не должны знать, что он делает дальше с отчетами. Он отдает отчет наедине слуге группки. Слуга группки собирает отчеты втайне от всех братьев и передает слуге группы наедине. Слуга группы собирает отчеты наедине от каждого слуги группки, складывает вместе и отдает слуге района. Слуга района собирает отчеты наедине от каждого слуги группы и передает их слуге области и т. д.»40.
В инструкции предусмотрено 10 вопросов, на основе которых составлялся отчет: количество изученных книг и журналов «Башни стражи»; количество часов, затраченных на изучение литературы; сколько свидетелей Иеговы было в группе на день отчета; количество посещающих студии по изучению литературы. В своей статье Веденеев подмечает интересную тенденцию, связанную с увеличением количества вопросов для подготовки отчетов СИ: в 1946 г. вопросник включал 10 пунктов, а в 1956 г. — уже 3041.
В этой инструкции был помещен и специальный код для шифрования составленных отчетов. Наличие шифра у СИ упоминается и в архивных документах советской госбезопасности. Так, в обвинительном заключении Управления МГБ по Ровенской области УССР в отношении последователей СИ, задержанных с декабря 1945 г. по март 1946 г., указано, что те «проводили активную вербовку в секту, поддерживали связь с заграничными «иеговистами», получая шифры и нелегальную литературу»42.
Об этом же в отношении сибирских СИ сообщает современный исследователь, профессор кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровского государственного университета Алексей Горбатов: «В целях конспирации, по указанию руководителя группы И. Мацолы, в Кемеровской области отчетность составлялась цифровым кодом»43.
Поддержание этой связи путем нелегального перехода границы было связано с угрозой задержания и даже гибели членов секты. Так, в июле 1947 г. при попытке перехода границы с ПНР в том же Сокальском районе Львовской области УССР был застрелен пограничниками член СИ Степан Космина, возвращавшийся на Украину с литературой. Ранее, как пишет в своих воспоминаниях Голько, Космина уже несколько раз пересекал границу, а снаряжала его и провожала в дорогу упомянутая выше Чеслава Кукелка44.
В книге Голько подробно описаны страницы биографии Богдана Терлец-кого, в 1952-1955 гг. возглавлявшего Управляющий комитет СИ в СССР, а до этого в 1947 г. исполнявшего роль курьера. В мае 1947 г. он устроился по документам переселенца из ПНР, которые «достали» ему братья, в работу в лесосплавную контору на границе с Румынией и регулярно совершал по реке Тиса плавания на плотах до пограничного румынского города, напротив которого через реку находилось уже на украинской территории село Белая Церковь (такое существует в Закарпатской области Украины). Используя ботинки с толстой деревянной подошвой, где был оборудован тайник, Терлецкий вез за границу отчеты СИ, а обратно — журналы «Башня стражи» на румынском языке. Для успешной работы в пограничном регионе курьер даже прошел «тайные уроки» румынского языка в одном из сел Черновицкой области УССР. Таких поездок через границу Терлецкий в течение года совершил более 1045.
Почему Терлецкому потребовались для работы поддельные документы (статус переселенца из Польши вряд ли обеспечивал доступ на границу с Румынией), Голько не объясняет, но дает выразительный намек, упомянув, что в 1948 г. о готовящемся аресте сотрудниками МГБ Терлецкого «предупредил один подпольщик УПА»46.
В книге Бартошевича и Борисоглебского описан эпизод, относящийся к Терлецкому (Голько включил отрывок из нее в свою книгу в раздел о деятельности Терлецкого); видимо, он фигурирует там под именем, указанным в поддельных документах: «В течение длительного времени активно действовала группа «пионеров», укрывавшихся на конспиративных квартирах участников подполья в Молдавской ССР. «Пионеры» специализировались на нелегальных переходах государственной границы. Старший «слуга» этой группы — Штефан И., в недавнем прошлом участник националистической бандитской группы, замешанный в неоднократных вооруженных налетах, по заданию «краевого комитета» пристроился на службу в леспромхоз специалистом по сплаву леса на реке Тиссе. Там с помощью своих бывших единомышленников по банде он организовал несколько переправочных пунктов через границу, неоднократно ухитрялся переходить в Румынию для
| передачи зашифрованных отчетов о работе «свидетелей Иеговы» в Молдавии и на га Украине, а от руководителей румынского филиала получал и доставлял обратно $ через границу своим молдавским «братьям» бруклинскую литературу. Пойман-з ный однажды с поличным во время переправы через границу, он, следуя правилам, га предписанным из Бруклина, во время конвоирования бежал»47. | Использование поддельных документов встречается в биографии и друз гих членов подполья СИ. Член СИ Владимир Ставицкий описывает Никого лая Лис-Головацкого, которого за какое-то время до депортации в 1951 г. в си Тернопольской области отец его будущей жены Дануси Резник (член СИ) 5 «встретил в лесу», где тот «скрывался от советских властей, так как был украин-* ским националистом». После депортации семьи Резников «Николай в январе га 1952 г. купил чужой паспорт и поехал в Сибирь (Тыретский район Иркутской об-| ласти», где женится и «присоединяется к собранию Свидетелей Иеговы». Далее, ^ вспоминает Владимир Ставицкий: «Летом 1952 г. молодые супруги соглаша-^ ются уйти в подполье, чтобы выполнять следующие задачи: печатать литера.......... туру, быть курьером, осуществлять связь между местами ссылки Свидетелей
о Иеговы в Иркутской области. В селе Гадалей Тулунского района, в 1955 году где | мы были на ссылке, в нашем доме была организована первая в Сибири подпольная „ типография. Работали там Николай и Дануся. На протяжении ряда лет они на-§ ходились в подполье в ряде сибирских городов — Тайшете, Тулуне, Зиме»48. ^ В справке о реабилитации описанного выше Николая Дубовинского, вы-
т данной Верховным судом Украины 19 ноября 1992 г., упоминается среди | пунктов приговора, вынесенного ему в 1957 г. судом УССР, «использование о чужих документов»49.
^ В некоторых случаях сектантам удавалось найти людей с настоящими за-
| рубежными и даже дипломатическими (дающими неприкосновенность) пас™ портами. Голько описывает случай, имевший место в 1961 г., когда сибирские СИ потеряли связь с зарубежными центрами и эту ситуацию срочно нужно было исправлять. Курьерами из ПНР стала семейная пара (он упоминает лишь имя мужа — Станислав) с дипломатическими паспортами (!) и письмом от одного из руководителей Центрального комитета Польской рабочей партии с просьбой не препятствовать поездке этих людей в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область). Благодаря этому они без досмотра вещей провезли через границу из ПНР в чемоданах журналы СИ. Голько упоминает, что встречал гостей в Сибири Иван Пашковский, в 1963-1972 гг. глава Руководящего комитета СИ в СССР, причем упоминает, что «к нему приехала родня из Польши», то есть курьеры-дипломаты из ПНР приходились Пашковскому родственниками50.
ЛАГЕРНЫЕ СХРОНЫ
Изучение деятельности СИ в советских лагерях представляет особый интерес, поскольку, находясь в замкнутом пространстве и под постоянным контролем, они еще больше демонстрируют навыки своей организационной подпольной деятельности.
Стоит отметить, что СИ были весьма послушными заключенными, не участвовали в мятежах и побегах и усердно выполняли указания лагерной администрации51. В связи с этим они могли пользоваться определенной лояльностью и даже послаблениями со стороны охраны, используя это для переписывания своей литературы, миссионерской деятельности среди заключенных и проведения религиозных собраний. Также это открывало им доступ к помещениям,где создавали тайники и хранилища для литературы.
Николай Калибаба в «Ежегоднике СИ» за 2008 г. рассказывает о пребывании в Дубравлаге: «В мордовском лагере братья поручили мне заботиться о переписывании библейской литературы. В мои обязанности входило наблюдать за охранниками, чтобы переписчики могли вовремя все спрятать. Охранники следили за нами, а я за ними. Некоторые охранники, настроенные поймать нас за делом, приходили в барак часто и внезапно. За такими наблюдать было труднее всего. Другие же заходили в барак раз в сутки. Они были более снисходительными к нам и не беспокоили нас»52.
«Даже суровый надзор, обыски и изоляция в лагерях ГУЛАГа не смогли воспрепятствовать Свидетелям Иеговы тайком доставлять свою литературу в лагерь и даже переводить ее там, поскольку доставленные религиозные публикации были на английском, немецком или французском языке, — пишут современные исследователи. — Устраивали также курсы по изучению этих языков, чтобы больше заключенных могли помогать при переводе»53.
Снабжение лагерей СССР (в том числе строгого режима) литературой СИ было бы невозможным без действенной поддержки извне единоверцев. В своей литературе СИ описывают, что организованное подполье в Закарпатской области УССР поддерживало связь с братьями и материально поддерживало их в 54 лагерях на всей территории СССР54.
Из воспоминаний последователя СИ Михаила Савицкого следует, что это была системная целенаправленная работа организации: «Когда из лагеря освобождали кого-нибудь из братьев или сестер, мы узнавали у них, каким образом, несмотря на строгий надзор, можно было бы тайно доставлять туда литературу. На протяжении почти 10 лет нам удавалось передавать находящимся в лагерях братьям журналы и книги, которые к нам привозили через Польшу и другие страны»55.
Мало того, подполье получало из лагерей отчеты о проповедническом служении СИ. Данный факт находит подтверждение и в архивных документах. Так, в обвинительном заключении Управления МГБ по Ровенской области в отношении последователей СИ, которые были задержаны с декабря 1945 г. по март 1946 г., в отношении Иоанны Зелент указано: «Поддерживала связь с осужденными участниками-сектантами и, пользуясь специальным шифром, вела с последними переписку, получая сведения о распространении сектантского влияния на население в областях, где отбывали сроки наказания осужденные, а также информировала их о деятельности и росте секты в Ровен-ской области»56.
Пронос литературы СИ в лагеря и тюрьмы был достаточно непростым делом. Самый распространенный способ, который описывается в литературе СИ — это передача посылки (с двойной стенкой), в которой было несколько страниц, или пронос литературы последователями СИ при поступлении в лагерь. В своих воспоминаниях последователь организации Петр Кривокульский рассказал, как в 1949 г. из Унжлага (Горьковская область РСФСР) вовлек в организацию Лидию Булатову и в дальнейшем организовал передачу ей журналов для созданной при ее участии ячейке СИ: «Чтобы поддерживать сестер духовно, братья снабжали духовной пищей эту небольшую группу прямо из лагеря. Для этого Петр смастерил чемоданчик с двойным дном и вкладывал в него журналы. Петр договорился, чтобы чемоданчик выносили из лагеря и приносили обратно не-Свидетели, не из числа заключенных. Его относили по адресу одной из сестер»57.
Пронос литературы СИ из Озерлага (Иркутская область) в Дубравлаг (Мордовская АССР) посредством чемодана с двойной стенкой упоминает член СИ Николай Калибаба: «Кроме того, я не раз переносил в сапогах трактаты, написанные мелким шрифтом. Поскольку размер ноги у меня большой, в сапоги входило много листов бумаги. Я вкладывал их под стельки, а сапоги обильно намазывал солидолом. Этот солидол был очень жирным и с неприятным запахом, поэтому охранники держались подальше от моих сапог»58. Таким же методом, как пишет Голько, в 1947 г. избежал на советско-румынской границе осмотра советскими пограничниками (среди которых был знаменитый Никита Карацупа) своих ботинок, где в подошве в двойном дне находились журналы «Башня стражи», курьер Богдан Терлецкий: «Терлецкий сильно намазал свои ботинки дегтем... И поэтому Карацупа не «хватал» своими руками обувь Терлецкого»59.
В «Ежегоднике СИ» за 2006 г. описывался метод передачи литературы в тюрьмы РНР (точное местонахождение не указано) в еде: «К примеру, выпекая хлеб, сестры прятали в тесто литературу... Более того, сестрам удавалось проносить в тюрьму страницы Библии (о каком именно переводе Библии, одном из других канонических или иеговистском «Переводе нового мира», идет речь, неясно. — Прим. авт.): они складывали их до крошечных размеров, помещали в маленькие пластиковые шарики и покрывали сверху смесью шоколада и какао-порошка»60.
Ряд методов передачи литературы СИ в Дубравлаг Мордовской АССР описывается в книге «Ради имени Твоего»: «Сначала ее упаковывали между двойными стенками посылок... Текст из «Сторожевой Башни» печатали на очень тонкой бумаге, затем брали орех, разрезали его пополам, удаляли его содержимое, закладывали туда свернутый лист и склеивали половинки хорошим клеем... Печатали текст на непромокаемой бумаге, вставляли ее в стеклянную банку и сгибали вокруг стенок. Затем заливали в банку варенье... Брался большой кусок хозяйственного мыла и разрезался пополам, так чтобы сохранились буквы на мыле с обоих сторон. Затем удалялась часть сердцевины, вместо нее закладывался журнал «Сторожевая Башня», написанный компактно мелким почерком.
После этого половинки мыла аккуратно склеивались, чтобы не оставалось следов. То же самое проделывали и с салом»61. Когда оригиналы попадали в лагеря, с них делали копии, а оригиналы уничтожали, чтобы нельзя было понять, как они попали в лагерь.
В литературе СИ указываются и разнообразные тайники для хранения: подоконники, тюбики зубной пасты, за сливным бачком в туалете. В Дубравлаге хранилищем служили каналы, где проходили кабели высокого напряжения, и тайник, оборудованный в печи у начальника лагеря: «Братья, которые делали у него уборку, смастерили в печи специальную камеру, и там лежали ценнейшие оригиналы многих журналов «Сторожевая башня». Какие бы тщательные обыски ни устраивали в лагере, оригиналы всегда хранились у начальника в кабинете»62.
Таким образом, на основании изложенного материала мы видим, что деятельность СИ во многих аспектах нарушала действующее законодательство СССР. Мало того, внутренний регламент организации был направлен на систематическое нарушение законодательства СССР путем создания нелегальных групп, типографий и нелегального распространения литературы. Религиозный фанатизм и убежденность последователей предполагали их готовность следовать инструкциям и указаниям организации СИ, несмотря на грозящие аресты, огромные сроки заключения (10-25 лет) и риски для жизни.
В этой связи необходимо обратить внимание на социологический тип людей, вовлеченных в организацию СИ. «Организация Свидетелей Иеговы, параллельно сосуществующая с движением диссидентов в СССР, по уровню профессионализма и применению конспиративных приемов демонстрировала действительно высокий уровень... Можно прийти к выводу, что данная организация являлась в наибольшей степени революционной и диссидентской, чем иные нонконформистские общественные структуры», — отмечает в своем исследовании профессор Горбатов (напомним в этой связи оценку советского диссидента Даниэля о том, что законспирированные каналы связи с Западом, созданные СИ, превосходили аналогичные у диссидентов). По данным, собранным Горбатовым: «Есть основание полагать, что Свидетели, жившие в СССР.... интерпретировали учение более радикально, чем их единоверцы в США и других странах. Поэтому вполне можно допустить, что относительно нейтральные положения центра (Бруклина. — Прим. авт.) нередко на местах трансформировались в антисоветские»63.
Горбатов приводит в этой связи сделанные в 1962 г. заявления Федора Асланиди, лидера СИ в Абакане (столица Хакасской автономной области, входившей в состав Красноярского края РСФСР) и в целом в Хакасии64: «Здесь все делает Сатана, его власть. Он сеет плохие семена в пшеницу... Сатана засеял свои семена в каждый уголок земли — везде коммунисты. И если теперь Иегова по-иному не может уничтожить, то будет брошена атомная и водородная бомба, которая и будет Армагеддоном... Сатана — это советская власть, а все служащие — его дьяволы... Нам старшие братья из службы Иеговы
пришлют новые журналы и укажут, как нужно бороться с Сатаной, и мы их победим»65.
Разветвленное подполье и радикальное отношение к советской власти вполне могли привлекать к СИ людей с аналогичными взглядами,в том числе бывших участников коллаборационистских и националистических (ОУН-УПА) формирований (но это тема для отдельной большой статьи).
1 1стс^я релт! в Украшк у 10 т. // Шзнш протестантизм в Укра!т. Т. 6. (п'ятидесятники, адвентисти, Сввдки бгови) // За ред. П. Яроцького. Ки!в-Дрогобич: Сурма С, 2008. С. 530.
2 Rzfdowski Jerz. Najdluzsza konspiracja PRL? // Biuletyn Instytutu Pamifci Narodowej, 2004. №3 (38). S. 43.
3 1951 Yearbook of Jehovah's Witnesses. New York: Watchtower Bible and Tract Society, Inc. International Bible Students Association, 1950. Р. 241.
4 Веденеев Д. В ожидании Армагеддона: органы госбезопасности и подполье «Свидетелей Иеговы» в Украинской ССР (1940-1960-е гг.) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. № 1 (8). С. 112.
5 Голько О. Загартоваш в Сиб1ру. Доб1рка розповвдей та арх1вних документов, з1браних вчених-архiвiстом, живим сввдком багатьох описаних подш / О. Голько. Видання друге, доповнене. Л^в: Шрамвда, 2014. С. 199.
6 Веденеев Д. Указ. соч. С. 115-116.
7 Голько О. Указ. соч. С. 198.
8 Use Theocratic War Strategy // The Watchtower. New York: Watch Tower Bible and Tract Society of
Pennsylvania, 1957, 1 may. Р. 285-286.
9 Questions from Readers // The Watchtower. New York: Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1960, 1 june. Р. 351-352.
10 Ложь: бывает ли она оправданной? // Пробудитесь! Безотцовщина. Разорвать круг. [Б.м.], 2000, 8 февраля. C. 21.
11 Одинцов М.И. Совет министров СССР постановляет: «Выселить навечно!»: Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951-1985 гг.). М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002. С. 203.
12 Там же. С. 214.
13 Никольская Т.К. Протестантский самиздат 1960-1980-х годов в СССР // Вестник Брянского госуниверситета. 2016. № 1. С. 67.
14 Полян Павел. Союз плаща, кадила и дышла // Colta: интернет-сайт. 07.06.2017. URL: https://www. colta.ru/articles/specials/15050 (дата обращения: 14.08.2018).
15 Дударенок С.М. Свидетели Иеговы на российском Дальнем Востоке. 1944-1990-е гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 9 / Под ред. М.И. Одинцова. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2011. С. 57.
16 2002 Yearbook of Jehovah's Witnesses. New York: Watchtower Bible And Tract Society Of New York, 2002. Р. 215.
17 ВЕРНЫЕ В ИСПЫТАНИИ — Свидетели Иеговы в Советском Союзе // Youtube: интернет-сайт. 15.04.2018. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DdgrpL94RNo (дата обращения: 14.08.2018).
18 Голько О. Указ. соч. С. 296.
19 Решение, о котором он ни разу не пожалел // Сторожевая Башня возвещает царство Иеговы. Seltres: Wachtturm Bibelund Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovas, 2015, 15 октября. С. 15.
20 2002 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 217.
21 Там же. P. 215.
22 Там же. P. 217.
23 Испытание веры в Польше // Пробудитесь! Медсестры. Что бы мы делали без них? [Б.м.], 2000, 8 ноября. C. 20.
24 Бережко К.А., Слупина В. Истоки движения Свидетелей Иеговы на территории СССР // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 9 / Под ред. М.И. Одинцова. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2011. С. 29-30.
25 Горбатов А.В. Свидетели Иеговы в Сибири. 1951-1970 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 9 / Под ред. М.И. Одинцова. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2011. С. 41.
26 Там же. С. 43.
27 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. New York: Watchtower Bible And Tract Society Of New York, 2008. P. 146.
28 Там же. P. 146.
29 Там же. P. 136; Перечисленные населенные пункты находятся вдоль Московского тракта (современная трасса Р-255), расстояние между г. Тулун и селом Китой (самые дальние населенные пункты) составляет 352 км.
30 Горбатов А.В. Указ соч. С. 41.
31 Там же. С. 52.
32 Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Именем бога Иеговы. М.: Госполитиздат, 1960. С. 98.
33 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 146.
34 Голько О. Указ. соч. С. 298.
35 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 145.
36 Веденеев Д. Указ. соч. С.116.
37 В оригинале 100-футовая пленка.
38 В оригинале 7 дюймов.
39 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 145.
40 Там же. P. 57.
41 Веденеев Д. Указ. соч. С. 115.
42 1стс^я релт1 в Укра!ш: у 10 т. Т. 6. С. 561.
43 Горбатов А. В. Указ. соч. С. 51.
44 Голько О. Указ соч. С. 191-194, 200-201.
45 Там же. С. 183-186, 299.
46 Там же. С. 299.
47 Бартошевич Э.М., Борисоглебский Е.И. Указ. соч. С. 59.
48 Голько О. Указ соч. С. 62.
49 Там же. С. 410.
50 Там же. С. 179-180, 397.
51 Свидетельство Виктора Гутшмидта со слов одного из единоверцев о восстании в одном из лагерей Воркуты в 1952 г. (Гутшмидт В.Г. Вера, обретенная дорогой ценой. Автобиография // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 9 / Под ред. М.И. Одинцова. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2011. С. 83), Зинаиды Козыревой
журнал российских и восточноевропейских исторических исследовании
о пребывании в Дубравлаге в 1962 г. (2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. New York: Watchtower Bible And Tract Society Of New York, 2008. P. 156) и т.д.
52 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 171-172.
53 Бережко К.А., Слупина В. Указ. соч. С. 28-29.
54 2002 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 174.
55 Более 40 лет под запретом в коммунистической стране // Сторожевая Башня возвещает царство Иеговы. Когда отец или мать неродные. Seltres: Wachtturm Bibelund Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovas, 1999, 1 марта. С. 28.
56 1сто^я релт! в Укра!т: у 10 т. Т. 6. С. 566.
57 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 94.
58 Там же. P. 171.
59 Голько О. Указ. соч. С. 299.
60 2006 Yearbook of Jehovah's Witnesses. New York: Watchtower Bible And Tract Society Of New York, Inc. P. 123-125.
61 Пороховник М. Ради имени Твоего. М.: Особая книга, 2017. С. 131-132.
62 2008 Yearbook of Jehovah's Witnesses. P. 171.
63 Горбатов А.В. Указ. соч. С. 51.
64 Бадмаев А.А., Адыгбай Ч.О., Маншеев Д. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, 2006 [выдержки] // Религиозные организации Сибири / Сост. П.К. Дашковский, Е.В. Шелепова. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2013. С. 95.
65 Горбатов А.В. Указ. соч. С. 50-51.
РОГАТИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ — ассистент кафедры религиоведения Казанского (Приволжского) федерального университета ([email protected]). Россия
МАЛЬЦЕВ ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ — журналист, Москва ([email protected]). Россия.