Научная статья на тему 'Особенности развития протестантского самиздата в СССР (1960-е - 1980-е гг.)'

Особенности развития протестантского самиздата в СССР (1960-е - 1980-е гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
481
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самиздат / евангельские христиане-баптисты / баптисты-инициативники / адвентисты седьмого дня / адвентисты-реформисты / пятидесятники / Свидетели Иеговы. / Samizdat / Evangelical Chris- tians-Baptists / Baptists-Initsiativniks / Seventh- Day Adventists / Adventists-Reformists / Pentecostals / Jehovah's Witnesses

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Никольская

Самиздат является важной частью протестантской субкультуры в СССР. Его можно систематизировать по ряду категорий: способы копирования, виды изданий, язык, содержание, конфессиональная направленность, тираж, формы организации. Помимо стихийного самиздата в СССР имелись подпольные издательства «Христианин», «Верный свидетель», «Вечность», а также разрозненные группы протестантов, занимавшиеся изготовлением духовной литературы. К особенностям развития самиздата можно отнести: разнообразие его форм, массовое участие верующих, эволюция от примитивных способов копирования до профессиональных типографий, в организованном самиздате — внимание к правозащитным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Singular Development of Protestant Samizdat in the USSR (1960 -1980)

Samizdat (literally: “self-publishing”) is an important part of the Protestant subculture in the USSR. It can be classified in several categories: methods of copying, types of publications, language, content, confessional orientation, volume, forms of organization. Beside the non-structured Samizdat, there were some underground samizdat publishing houses: «The Christian», «The Faithful Witness», «The eternity», and some isolated groups of protestants — workers of samizdat. The special features of developing of samizdat are: the diversity of its forms, mass involvement of believers, evolution from primitive copy techniques to professional printery, in the structured samizdat interest in remedial issues.

Текст научной работы на тему «Особенности развития протестантского самиздата в СССР (1960-е - 1980-е гг.)»

Особенности развития протестантского самиздата в СССР (1960-е - 1980-е гг.)

Татьяна НИКОЛЬСКАЯ ©Т.К. Никольская, 2016

«Богословские размышления» №17,2016 / Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения», с. 131-140

Аннотация

Самиздат является важной частью протестантской субкультуры в СССР. Его можно систематизировать по ряду категорий: способы копирования, виды изданий, язык, содержание, конфессиональная направленность, тираж, формы организации. Помимо стихийного самиздата в СССР имелись подпольные издательства «Христианин», «Верный свидетель», «Вечность», а также разрозненные группы протестантов, занимавшиеся изготовлением духовной литературы. К особенностям развития самиздата можно отнести: разнообразие его форм, массовое участие верующих, эволюция от примитивных способов копирования до профессиональных типографий, в организованном самиздате — внимание к правозащитным вопросам.

Ключевые слова: самиздат, евангельские христиане-баптисты, баптисты-инициа-тивники, адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы.

Abstract

Samizdat (literally: "self-publishing") is an important part of the Protestant subculture in the USSR. It can be classified in several categories: methods of copying, types of publications, language, content, confessional orientation, volume, forms of organization. Beside the non-structured Samizdat, there were some underground samizdat publishing houses: «The Christian», «The Faithful Witness», «The eternity», and some isolated groups of protestants — workers of samizdat. The special features of developing of samizdat are: the diversity of its forms, mass involvement of believers, evolution from primitive copy techniques to professional printery, in the structured samizdat - interest in remedial issues.

Keywords: Samizdat, Evangelical Christians-Baptists, Baptists-Initsiativniks, Seventh-Day Adventists, Adventists-Reformists, Pentecostals, Jehovah's Witnesses.

В СССР острая нехватка Библий и другой духовной литературы стала толчком для развития такого явления, как протестантский самиздат. В последние годы заметно усилился интерес к изучению его истории и содержательного наследия. Появились воспоминания работников самиздата, а также служителей, причастных к его деятельности — например, Евгения Куявского[1], Галины Юдинцевой[2], Николая Жукалюка[3], Ивана Федотова[4] и др.

[1] Куявский Е. Остаться верным. — Спб, 2014.

[2] Юдинцева Г. Самые счастливые дни. — Изд-во «Христианин», 2015.

[3] Жукалюк Н.А. Через крутые перевалы. — Заокский: «Источник жизни», 2002.

[4] Федотов И.П. Встать! Суд идет! - М., 2006.

Самиздат — это нелегальное, неподконтрольное властям изготовление текстов и изобразительных материалов. К протестантскому самиздату следует отнести:

• копирование Библий, христианских книг, журналов, малоформатных материалов (стихи, рассказы, проповеди, статьи);

• изготовление открыток, рисунков, схем и других иллюстративных материалов на христианскую тему;

• реставрация и переплетение старых Библий, христианских книг и журналов.

Попытки верующих восполнить недостаток литературы религиозным самиздатом наблюдаются на протяжении всей советской эпохи, но расцвет этого явления приходится на 1960-е — 1980-е годы. Этому способствовали некоторое смягчение политического режима, рост самосознания верующих, повышение их образовательного уровня, ослабление «железного занавеса», позволившее советским протестантам наладить контакты с зарубежными единоверцами. Кроме того, по мере развития техники и относительного роста благосостояния советских людей пишущие машинки, фотоаппараты и другие технические средства сделались более доступными.

Как исторический источник, протестантский самиздат можно систематизировать по ряду категорий:

• способы копирования (рукопись, машинопись, фотоспособ, гектограф и др.);

• виды изданий (Библии, прочие книги, периодические издания, малоформатные материалы и т.д.);

• язык;

• содержание;

• тираж (один экземпляр — для себя; несколько — для себя и близких; много — для более широкого круга);

• конфессиональная направленность;

• предполагаемый круг читателей (верующие, неверующие, те и другие);

• формы организации издания.

Стихийный самиздат — это самостоятельная, никем не направляемая деятельность отдельных верующих по изготовлению литературы для личного пользования или распространения в узком кругу родственников и знакомых. Стихийный самиздат был широко распространен как в зарегистрированных, так и в нелегальных общинах протестантов.

Особенностью стихийного самиздата является его малотиражность (материалы готовились в одном или нескольких экземплярах), примитивность способов копирования (преобладают рукописные тетради и блокноты). Конфессиональная направленность далеко не всегда выражена определенно. Материалы для копирования избирались произвольно, в зависимости от воз-

можностей и личных вкусов верующих. Их могли интересовать не только религиозные вопросы, но также философия, поэзия, проблемы морали, научно-популярные статьи о природе, исторических и природных катаклизмах... Например, в рукописях русских протестантов 1960-х — 1980-х гг. часто встречается стихотворение Евгения Евтушенко «Остановись!», опубликованное в журнале «Огонек» (это можно проследить на примере коллекции самиздата из Архива С.-Петербургской церкви ЕХБ)[5]. В рукописном песеннике, изъятом при обыске у Свидетельницы Иеговы Галины Кузьминых в 1985 году и позднее возвращенном[6], помимо текстов, характерных именно для этой религиозной организации, содержатся духовные гимны других протестантских церквей: например, «И преломив и всем раздал...» — гимн евангельских христиан-баптистов, исполняемый на хлебопреломление. Текст противоречит учению Свидетелей Иеговы, поскольку в нем звучит призыв ко всем христианам причащаться хлебом и вином («Друзья, примите, ешьте все...»), тогда как у Свидетелей Иеговы это дозволено лишь верующим, которые, согласно учению, входят в число 144 000 «искупленных от земли» из книги Откровение (14:1, 3)[7].

К форме стихийного протестантского самиздата можно отнести также рассылку в советские газеты, журналы, учреждения, а также частным лицам проповедей и стихов христианского содержания. В одних случаях это делалось анонимно, в других — автор письма сообщал о себе. Так, В 1962 году в Ленинграде молодая баптистка Аида Скрипникова отправила письмо и стихи на христианскую тему журналисту молодежной газеты «Смена» В. Кузину, автору антирелигиозных статей. Правда, редакция использовала это письмо для новой публикации против баптистов с выразительным названием «Не будьте трупом среди живых!»[8]. В свою очередь А. Скрипникова написала ответ на эту статью, который затем распространялся в самиздате вместе со стихами «Новогоднее пожелание». Интересно, что в новом письме она изложила свое понимание свободы печати:

«Если бы в киоске, рядом с "Комсомольской правдой" лежала христианская газета, например, "Молодой христианин" или "Радостная весть", то почему это было бы посягательством на чью-то свободу? Наши газеты покупали бы только желающие. Люди прочли бы в "Смене" статью "Не будьте трупом среди живых!", а в газете "Молодой христианин" — ответ на эту статью. Это только справедливо и только так можно понимать сво-боду...»[9].

В п. Константиновском Ростовской области пятидесятница Александра Захарова в течение ряда лет рассылала по разным адресам анонимные письма

[5] Архив С.-Петербургской церкви ЕХБ. Фонд 3.

[6] Из личного архива Ивана Беленко.

[7] Как узнать истинных христиан? Watch tower bible and tract society of Pensilvania. 2012. — С. 17.

[8] Кузин В. Не будьте трупом среди живых! // Смена. — 1962. — 4 июля. — № 155.

[9] Белякова Н., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940-е — 1980-е гг. Исследование и источники. — М.: «Индрик», 2015. — С. 178.

(подобие листовок) христианского содержания. В 1963 году она была осуждена на 3 года ИТЛ[10].

В других случаях «издатели»-одиночки не ставили целью распространять самиздат за пределами своей общины. К числу таких документов относится анонимная фотолистовка, обращенная к «братьям и сестрам» общины ЕХБ г. Ростова-на-Дону (1980 г.). Ее автор подвергает критике моральное поведение членов общины: «Дорогие братья и сестры когда же будет у нас мир и благодать. Мы не славим нашего Господа, а только разбираем друг друга»[11].

На более высоком уровне стоит организованный конфессиональный самиздат, для которого характерны централизованность, многотиражность, более высокий полиграфический уровень и ясно выраженная конфессиональная направленность текстов. Наконец, только организации могли наладить выпуск периодических изданий, выходивших в СССР в 1960-е — 1980-е гг.

К переходной форме между стихийным и организованным самиздатом можно отнести деятельность разрозненных групп верующих, которые изготовляли для распространения литературу, листовки и изображения христианского содержания, но не имели единого руководящего центра.

В некоторых церквях (например, у адвентистов седьмого дня) на организованную основу были поставлены не только копирование религиозных текстов на родном языке, но также перевод литературы с иностранных языков. Так, по воспоминаниям служителя АСД Н.А. Жукалюка, в 1960-е — 1970-е годы советские адвентисты активно занимались переводом книг Елены Уайт и другой литературы, получаемой из-за рубежа. Сам Николай Жукалюк, будучи служителем общины АСД г. Львов (Украина), участвовал в создании и деятельности подпольной типографии в этом городе, а также организовал большую группу верующих, которые перепечатывали литературу на пишущих

машинках[12].

Наиболее высокого уровня достигло развитие самиздата в движении бап-тистов-инициативников. За 10 лет инициативники прошли эволюцию от стихийного самиздата, до создания подпольного издательства «Христианин». Первые послания Инициативной группы и Оргкомитета верующие распространяли стихийно: их переписывали от руки, печатали на машинке, передавали из рук в руки родственникам и знакомым, рассылали по почте в другие общины и даже разбрасывали в виде листовок в молитвенных домах, как это было, например, в Москве, во время богослужения 27 апреля 1962 года[13].

Первым периодическим изданием движения инициативников стал «Братский листок», содержавший церковную информацию. С 1963 года начал вы-

[10] Информация о судебном процессе пятидесятников от 24.07.1963 // Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.Р-4173. Оп. 3. Д. 51. Л. 85-86

[11] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-6991. Оп. 6. Д. 1951. Л. 26а.

[12] Жукалюк Н.А. Через крутые перевалы. — Заокский: «Источник жизни», 2002. — С. 218238.

[131 ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп. 4. Д. 133. Л. 62.

ходить духовно-назидательный журнал «Вестник спасения», причем, подготовку первого выпуска осуществила 22-летняя девушка из г. Прокопьевска Кемеровской области Любовь Богданова. Журнал, напечатанный гектографическим способом тиражом 60 экземпляров, имел в общинах ЕХБ такой успех, что председатель СЦ Г.К. Крючков предложил сделать его общим для всего церковного братства[14]. Богданова стала и многолетним редактором журнала, для чего ей пришлось перейти на нелегальное положение. Три года спустя к ней присоединилась другая девушка — Светлана Белецкая, участница демонстрации евангельских христиан-баптистов у здания ЦК КПСС, состоявшейся 16-17 мая 1966 года[15]. Несмотря на условия подполья, редакции удавалось выпускать по 6 номеров в год (с такой же периодичностью выходил и официальный журнал ВСЕХБ «Братский вестник»). В 1976 году журнал был переименован в «Вестник Истины» и выходит под этим названием до сих пор.

Собственный информационный бюллетень издавал Совет родственников узников ЕХБ, созданный в 1964 году. В нем сообщалась информация об арестах и судебных процессах над верующими ЕХБ, публиковались фотографии осужденных, а также фотографии и адреса их семей для оказания материальной и моральной поддержки. Материалы самиздата СЦ ЕХБ передавались и за границу. Они сразу становились достоянием зарубежных СМИ и использовались для организации кампании в защиту советских верующих. Так, в 1979 году, в результате одной из таких кампаний, секретарь СЦ ЕХБ Г.П. Винс, вместо отбытия 5-летней ссылки, был выслан в США, куда разрешили выехать и его семье[16].

Поначалу издания СЦ печатались примитивными способами: машинопись, трафарет, стеклограф, фотоспособ, гектограф. Нередко к переписыванию или перепечатыванию религиозных материалов взрослые протестанты привлекали молодежь и детей-школьников. По воспоминаниям председателя СЦ ЕХБ Г.К. Крючкова, несколько лет было потрачено на разработку офсетной печатной машины[17]. С 1971 года начало действовать подпольное издательство «Христианин» СЦ ЕХБ с сетью подпольных типографий, расположенных в разных регионах страны. В издательстве печатались Библии, песенники, религиозные календари, книги протестантских авторов, а также периодические издания СЦ ЕХБ. В типографиях работал ограниченный круг людей, как правило, перешедших на нелегальное положение. Однако, в организованном самиздате участвовали и сотни других верующих, кто предоставлял нелегалам свои дома и квартиры, доставал бумагу и материальные сред-

[14] Унижонный А.И. Свидетельство Божьего благоволения // Вестник Истины. — 2011.— № 6. - С. 25.

[15] О своей жизни и служении в самиздате Любовь Егоровна Богданова и Светлана Владиславовна Белецкая рассказали на открытом семинаре «50 лет христианского самиздата», состоявшемся 30 января 2014 года в С.-Петербургском Христианском университете.

[16] Винс Г.П. Евангелие в узах. — Киев: «Компас», 1994. — С. 250-251.

[17] Крючков Г.К. Великое пробуждение XX века. — Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2008. — С. 472-475.

ства, развозил по общинам готовую литературу и т.д. Например, по воспоминаниям ленинградского служителя Евгения Куявского, он и его семья с 1973 года помогали деятельности подпольной типографии, которая была обустроена в г. Ивангороде Ленинградской области в доме верующего Давида Коопа. Куявский вместе со своей сестрой Ниной и 12-летним сыном Колей закупали бумагу в ленинградских магазинах. Скопленные запасы перевозили на машине в д. Каськово и прятали у верующего А.Д. Завьялова. «Когда в сарае набиралось уже много мешков, мы погружали все в грузовую машину и, — в Иван-город. Там одна верующая семья имела свой дом, где наверху под крышей было теплое помещение. Там-то и работали самоотверженные трое-четверо печатников нашего братства»[18].

Чекисты тщательно выслеживали «типографские точки» издательства «Христианин». Первая из них, располагавшаяся на хуторе Лигатне в Латвии, была обнаружена в октябре 1974 года, причем, при обыске были изъяты, помимо печатной машины и бумаги, 30 000 Евангелий[19]. 21 марта 1977 года была раскрыта упомянутая «типографская точка» в г. Ивангород Ленинградской области. По воспоминаниям работницы самиздата Галины Юдинцевой, типографию выдал предатель — некто Юра, молодой человек, сын пресвитера из Запорожья, внедренный в подпольное издательство органами КГБ[20].

Осенью 1977 года в г. Кингисеппе Ленинградской области состоялся суд над работниками самиздата — Иваном Левиным, сестрами Людмилой и Ларисой Зайцевыми, а также хозяином дома Давидом Коопом. Работники типографии успели напечатать несколько выпусков «Вестника Истины» и «Братского листка», «Песни христиан», религиозные календари, книги «Тайна счастья» Билли Грэма и «Духовная война» Джона Беньяна. И.И. Левин, Д.И. Кооп и сестры Зайцевы были приговорены к лишению свободы на сроки от 3,5 до 5 лет[21].

В 1980 году в Днепропетровске (Украина) состоялся суд над пресвитером Н.И. Кабышем и работниками издательства «Христианин» Тамарой Быстро-вой, Галиной Юдинцевой, Любовью Косачевич и Сергеем Бублик. При разгроме подпольной типографии в этом городе было изъято 16 тысяч экземпляров отпечатанной духовной литературы[22].

Согласно отчету Г.К. Крючкова, подготовленному для Всесоюзного совещания служителей СЦ ЕХБ (22 мая 1976 года), только за первые 5 лет существования издательства «Христианин» было выпущено 350 тысяч экземпляров различной духовной литературы[23].

[18] Куявский Е. Остаться верным. - Спб, 2014. - С. 480-481.

[19] Там же. - С. 492.

[20] Юдинцева Г. Самые счастливые дни. — Изд-во «Христианин», 2015. — С. 41-42.

[21] Никольская ТК. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — Спб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 290.

[22] Судебный процесс // Вестник Истины. — 2011. — № 6. — С. 65.

[23] Крючков Г.К. Великое пробуждение XX века. Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2008. — С. 260.

Другое явление организованного протестантского самиздата — подпольное издательство «Верный свидетель» Всесоюзной Церкви верных и свободных адвентистов седьмого дня. Ее руководитель, Владимир Шелков, в 1960 — 1970-е годы получил известность не только как религиозный деятель, но и как публицист-правозащитник. Шелков написал восемь книг под общим заглавием «Священная война за свободу совести против диктатуры госатеизма», множество статей и проповедей на эту тему. Его работы нелегально переправлялись за границу, а внутри страны печатались в издательстве «Верный сви-детель»[24].

По воспоминаниям О.В. Цветкова, зятя Шелкова, тот, оказавшись под угрозой ареста, решил уйти в глубокое подполье. Он купил дом в Ташкенте (Узбекистан), где с помощью особо доверенных людей устроил бункер в промежутке между стенами. Для пущей достоверности Шелков даже инсценировал собственные похороны. Однако, чекистов это не ввело в заблуждение, и в марте 1978 года Шелков был арестован. Он так и не успел воспользоваться бункером[25], хотя преувеличенная информация о его ухищрениях описана и в советской прессе[26].

В марте 1979 года в Ташкентском областном суде состоялся процесс над лидерами реформистов, причем, по сообщению газеты «Известия», в дни процесса «вертелся в Ташкенте» академик А.Д. Сахаров[27]. В.А. Шелков, И.С. Лепшин (зять Шелкова, позднее ставший его преемником), А.А. Спалинь (председатель «литературного комитета», редактировавший работы Шелкова) и С.П. Фурлет (хранительница архива Шелкова) были приговорены к ИТЛ на сроки от 3 до 5 лет. Снисхождение проявили только к помощнику Шелкова С.И. Маслову (2 года условно), который был инвалидом Великой Отечественной войны[28].

В 1978 году последователи Шелкова, оставшиеся на свободе, подготовили серию «открытых писем» — брошюр карманных размеров, отпечатанных типографским способом. Помимо информации об арестах в них содержались требования освободить осужденных за веру, отменить законодательство о культах 1929 года, обеспечить свободу религиозной печати, собраний и т.д.[29]. Письма печатались в массовом количестве в издательстве «Верный свидетель», распространялись среди верующих и неверующих, переправлялись за границу и даже рассылались в советские государственные учреждения. По мнению О.В. Цветкова, именно эти брошюры, содержавшие призывы бо-

[24] Зайцев Евгений. История Церкви АСД в России. — Заокский: «Источник жизни», 2008. — С. 399.

[25] Цветков О.В., Цветкова Р.В. Наши воспоминания. — Калининград: ИИЦ "Осенние листья", 2007. — С. 142-143.

[26] Кассис В., Михайлов М. Что творилось в бункере «апостола» // Известия. — 1979. — 13 мая. — № 111.

[27] Там же.

[28] Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 — 1991 годах. — Спб.: Изд-во Европейского университета, 2009. — С. 291.

[29] Открытое письмо № 2 // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1950. Л. 24.

роться с госатеизмом, вызвали особое раздражение властей и привели к многочисленным арестам[30].

7 декабря 1980 года в поезде Грозный — Москва работники транспортной милиции обнаружили литературу «Верного свидетеля» (надо полагать, не без помощи КГБ) в багаже пассажирок Ольги Харитоновой и Татьяны Таранюк. Девушки сели на станции Минеральные Воды и уже готовились сойти в Воронеже, куда везли брошюры своим единоверцам. Большинство названий носили скорее правозащитный, чем религиозный характер: «Подсудимые судят», «Открытое письмо» гражданину из Финляндии», «Краткое опровержение очередной газетной клеветы» и др. Литературу они везли в портфеле и больших хозяйственных сумках. В момент задержания Харитонова кричала: «Люди, посмотрите, что мы везем! Возьмите, почитайте эти книжки, там написана правда, которую скрывают от народа!». Одновременно девушка пыталась спрятать под шапочкой сверток с адресами, но он был обнаружен и изъят. О. Харитонова и Т. Таранюк были приговорены к 2.5 годам лишения

свободы[31].

У пятидесятников издательская деятельность не была столь активна. Однако известно, по меньшей мере, два нелегальных центра на территории РСФСР: г. Саратов, где А. Романов устроил подпольную типографию издательства «Вечность» прямо на кухне многоквартирного дома (в 1986 году пя-тидесятнический епископ В.Г. Мурашкин снял ее на видеопленку), и г. Малоярославец, где в 1980-е годы пятидесятники организовали копирование на пишущей машинке и переплетение самиздатовской христианской литерату-ры[32]. Если не считать участников движения за выезд из СССР, наладивших связи с политическими диссидентами, остальные пятидесятники практически не уделяли внимания правозащитной теме, занимаясь копированием сугубо религиозной литературы.

Хотя вопрос о причислении Свидетелей Иеговы к конфессиям русского протестантизма остается открытым (сами они вовсе не позиционируют себя с протестантами), нельзя обойти вниманием их активное участие в религиозном самиздате. В условиях подполья они сумели наладить регулярное получение из-за рубежа журналов «Сторожевая башня», «Пробудитесь», «Информатор» (ныне — «Наше царственное служение»), другой литературы, которую затем копировали различными способами — от обычного переписывания до организации подпольных типографий. Например, В.М. Калин, ныне председатель руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России, в течение 18 лет занимался подпольным самиздатом. По его воспоминаниям, разъездные надзиратели нелегальным путем получали фото-

[30] Цветков О.В., Цветкова Р.В. Наши воспоминания. — Калининград: ИИЦ «Осенние листья», 2007. — С. 148.

[31] Приговор Воронежского областного суда от 15 мая 1981 г. // Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф.Р-967. Оп. 3. Д. 100. Л. 3-8.

[32 Юбилей Издательства ЕВАНГЕЛИСТ // Евангелист. — 2007. — № 3-4. — С. 31. Также см.: Федотов И.П. Встать! Суд идет! — М., 2006. — С. 216-219.

пленки с отснятыми журналами и брошюрами, после чего верующие на местах сами копировали эти материалы — например, фотоспособом[33].

Таким образом, информацию о подпольных протестантских издательствах в СССР можно свести в следующую таблицу:

Подпольные протестантские издательства в СССР

Издательство

«Христианин»

Конфессия

Совет Церквей евангельских христиан-баптистов

«Верный свидетель» Адвентисты седьмого дня реформа-ционного движения

Местонахождение типографий

Ленинградская, Псковская области, Кавказ, Латвия, Украина (Одесса, Днепропетровская область и др.)

Северный

Кавказ,

Узбекистан

«Вечность»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пятидесятники Саратов,

Малоярославец

Калужской

области

Направление деятельности

Печатание Библий, духовной литературы, песенников, календарей, периодических изданий «Вестник истины», «Братский листок», «Бюллетень родственников узников ЕХБ».

Печатание духовной литературы, брошюр и «Открытых писем» о гонениях верующих в СССР

Печатание духовной литературы

Машинописное копирование и переплетение книг

В 1960-е — 1980-е годы в СССР развивался как стихийный, так и организованный протестантский самиздат. Его развитие имело следующие особенности:

• разнообразие форм самиздата;

• почти повсеместная вовлеченность верующих, включая детей;

• эволюционное развитие от стихийного самиздата до создания подпольных издательств с профессиональными типографиями;

• техническое совершенствование видов копирования.

Что же касается организованного самиздата, то самого высокого уровня он достиг в движениях баптистов-инициативников и адвентистов-реформистов, где было налажено печатание не только литературы, но и периодических из-

[33] Василий Михайлович Калин. Устные воспоминания записала Т.К. Никольская в п. Солнечный Ленинградской области 16.04.2012.

даний. В публикациях этих движений особое внимание уделялось вопросам защиты прав верующих.

После 1991 года протестанты в России и других странах бывшего СССР получили широкие возможности для развития издательского дела. Большими тиражами выходят книги и периодические издания. В этих условиях интерес к истории самиздата приобретает особое значение, как изучение исторического опыта, литературного наследия протестантов, а также поиск преемственности с прежними поколениями верующих.

Архивные источники

Архив С.-Петербургской церкви ЕХБ.

• Фонд 3. Самиздат. Государственный архив Российской Федерации.

• Ф. Р-6991. Совет по делам религий. Государственный архив Воронежской области (ГАВО).

• Ф.Р-967. Уполномоченный СДР по Воронежской области.

Государственный архив Ростовской области (ГАРО).

• Ф.Р-4173. Уполномоченный СДР по Ростовской области.

Личный архив Ивана Беленко.

Воспоминания

Винс Г. П. Евангелие в узах. — Киев: «Компас», 1994.

Жукалюк Н.А. Через крутые перевалы. —

Заокский: «Источник жизни», 2002. Калин Василий Михайлович. Устные воспоминания записала Т.К. Никольская в п. Солнечный Ленинградской области 16.04.2012.

Куявский Е. Остаться верным. — Спб, 2014. Федотов И.П. Встать! Суд идет! — М., 2006. Цветков О.В., Цветкова Р.В. Наши воспоминания. — Калининград: ИИЦ «Осенние листья», 2007. Юдинцева Г. Самые счастливые дни. — Изд-во «Христианин», 2015.

Библиография

Белякова Н., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940-е — 1980-е гг. Исследование и источники. — М.: «Индрик», 2015.

Зайцев Евгений. История Церкви АСД в России. — Заокский: «Источник жизни», 2008.

Как узнать истинных христиан? Watch tower bible and tract society of Pensilvania. 2012.

Кассис В., Михайлов М. Что творилось в бункере «апостола» // Известия. — 1979. — 13 мая. - № 111.

Крючков Г.К. Великое пробуждение XX века. — Издательство «Христианин» МСЦ ЕХБ. — 2008.

Кузин В. Не будьте трупом среди живых! // Смена. — 1962. — 4 июля. — № 155.

Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 — 1991 годах. — Спб.: Изд-во Европейского университета, 2009.

Судебный процесс // Вестник Истины. — 2011. — № 6. — С.65-67.

Унижонный А.И. Свидетельство Божьего благоволения // Вестник Истины. — 2011. —№ 6. — С.25-26.

Юбилей Издательства ЕВАНГЕЛИСТ // Евангелист. — 2007. — № 3-4. — С.30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.