Список литературы
1. Русский архив: Великая Отечественная. Ставка ВКГ: Документы и материалы 1944-1945. Т. 16 (5-4). М., 1999.С. 154.
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945 г. (в 6 томах). Т. 4. М., 1962. С. 380; Мюллер-Гиллебрандт Б. Сухо-путная армия Германии 1933-1945гг. М., 2002. С. 422.
3. Минасян М.М. Освобождение народов Юго-Восточной Европы. Боевые действия Красной Армии на территории Румынии, Болгарии, Венгрии и Югославии в 1944-1945 гг. М., 1967. С. 254.
4. Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). М., 1981. С. 342, 346, 348; Конарев Н.С. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945. М., 1987. С. 356, 367.
5. Будапешт - Вена - Прага. М., 1965. С. 45.
6. История второй мировой войны 1939-1945 гг. (в 12 томах). Т. 9. М., 1978. С. 193.
7. Центральный архив Министерства обороны РФ (далее - ЦАМО). Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 2, 4, 5.
8. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 6, 8.
9. ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 8, 9.
10.ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 27.
11.ЦАМО. Ф. 278. Оп. 1519. Д. 56. Л. 43; Ф. 327. Оп. 4999. Д. 21. Л. 297-299.
12.Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М., 1990. С. 204-205.
13.ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 14-15.
14.ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 20-21.
15.ЦАМО. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1338. Л. 24-25.
Об авторе
Михайлик А.Г. - доктор экономических наук, доктор юридических наук, заместитель руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
УДК 381.09
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛИ И ПРОИЗВОДСТВА В СССР В 1950-60е ГОДЫ
И.А. Мороз
В статье рассмотрены основные трудности воздействия торговли на производство. Архивные источники и периодическая печать, использованные в статье, способствуют выделению главных методов и способов изучения покупательского спроса. Проанализированы причины недостаточного количества и ассортимента товаров в торговых организациях и пути их преодоления. Ключевые слова: торговля, производство, система заказов, покупательский спрос, ассортиментный минимум, выставки-просмотры, ярмарки.
После окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов необходимых товаров выпускалось мало, и поэтому все они находили своего покупателя и, более того, - ощущался их дефицит. К середине же 1950х годов выпуск продукции значительно увеличился, но население страны по-прежнему страдало от их нехватки. Однако постепенно проясняется главная причина происходящего: это не только нехватка сырья, материалов, оборудования и квалифицированных кадров, но, прежде всего, отсутствие анализа потребностей определенных товаров в конкретном регионе и торговой организации. Поэтому на первый план выходят проблемы взаимодействия торговли и производства.
Целью данной работы является анализ существовавших проблем между планирующими органами торговых организаций и производственными предприятиями в СССР в 1950-60егоды. Успешное решение данных проблем должно было способствовать наполнению магазинов необходимым ассортиментом товаров и повышению жизненного уровня населения страны.
С начала 1950х годов розничная и оптовая торговля несколько усилила свое влияние на промышленность. Однако это влияние должно было быть действеннее, принимая во внимание возросшие требования населения к товарам [1, с.44].
Важнейшими формами взаимосвязи промышленности и торговли и орудиями воздействия торговли на объем и структуру производства предметов потребления являлись хозяйственные договоры и система заказов.
Для уточнения заказов, согласования развернутого ассортимента торговые организации все больше использовали художественные советы совнархозов и управлений местной промышленности, выставки-просмотры, ярмарки по оптовой продаже товаров по образцам, смотры лучших моделей одежды и обуви, на которых предъявляли конкретные требования к улучшению качества и ассортимента [2, с.5].
В усилении воздействия важную роль играло расширение непосредственных хозяйственно-договорных отношений между розничной торговлей и промышленностью.
Реально способствовали расширению ассортимента прямые связи крупных специализированных магазинов с предприятиями, например, магазина №7 «Женское платье», №28 «Мужские костюмы» торга «Мосодежда» с московскими швейными фабриками. Так, непосредственные договорные отношения магазина №28 только с двумя швейными фабриками №2 и №5 давали ему возможность ежедневно предлагать покупателю мужские костюмы 15 разнообразных моделей всех размеров и ростов [3, с.3].
Практика говорила о необходимости совершенствования форм и методов учета спроса и доведение его до промышленности. На это обращало внимание Постановление ЦК КПСС и Совета министров от 08.08.1960 года «О мерах по дальнейшему улучшению торговли», в котором предусматривалось улучшение планирования производства товаров народного потребления, расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с заказами торгующих организаций [4, с.552].
Но, несмотря на принятые меры, на местах были очевидны заметные ошибки. Так, например, старший товаровед Южно-Казахстанской краевой базы «Казхозторга» Е.Донцов отмечал, что важным и ответственным моментом в работе любой торговой организации являлось состояние заявок и заключение договоров на поставку товаров. Составление заявок часто поручалось неопытным, мало осведомленным работникам.
В результате заказы не соответствовали потребностям. Например, городские торгующие организации Кзы-лординской области категорически отказались в 1962 году от получения олифы, а за сезон истребовали и реализовали её 12 тонн. Чимкентский горпромторг не пожелал1962 году торговать минеральными удобрениями, а база «Казхозторга» в принудительном порядке реализовала без остатка через его магазины 18 тонн различных удобрений. Горпромторг не учет свою ошибку, заказав на 1963 год всего одну тонну удобрений [5, с.3].
Многие работники торговли считали, что оптовое звено торговли должно было стать организующим центром изучения спроса и составления заказов на определенные товары. Как показывал опыт, более правильными и своевременно составленными являлись те заказы, которые оптовые базы разрабатывали сами при активном участии представителей розничных торговых предприятий и организаций [6, с.4].
Очень важен был строгий контроль за поставкой товаров в согласованном ассортименте и надлежащего качества [7, с.21].
Кроме контроля за ассортиментом, огромное значение имела борьба торговых организаций за улучшение качества товаров. В связи с этим большую роль должны были сыграть экономические санкции (неустойки, штрафы), оказывавшие непосредственное влияние на рентабельность промышленных предприятий [8, с.3].
Ещё одной проблемой отсутствия взаимодействия торговли и производства, а также ошибкой в планировании и выполнении заявок являлось отсутствие товаров в магазинах, что вызывало естественные нарекания со стороны населения страны. И даже при экономически рассчитанных заявках торговых организаций производство и базы не всегда их удовлетворяли [9, с.2].
Начальник Статистического Управления Брянской области М. Нечаенко в отчете о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 августа 1960 года «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» приводил данные о том, что из 64 наименований, указанных в заявке Управления торговли, Управлением местной промышленности не принято к исполнению 37 наименований товаров, в том числе такие товары, как петли дверные, оконные и форточные, садовый инвентарь, различные краски, переплеты оконные и дверные, зеркало и другие товары. Таким образом, спрос населения на ряд товаров не удовлетворялся [10, л.10].
Так как в 1950-60е годы распределение товаров по магазинам происходило через фонды, то многие директора надеялись на поступление продукции в соответствии с разнарядкой. Если же план товарооборота не выполнялся, то они чаще всего ссылались на недостаточность фондов. Поэтому один из руководителей Областного управления торговли по Брянской области В.Тюрин на областном совещании работников государственной и кооперативной торговли по товарообороту 11 ноября 1955 года подчеркнул, что «если бы можно было больше дать товаров, их бы дали. Товарные фонды ограничены и больше не могут дать товаров, поэтому надо проявить инициативу и настойчивость в изыскании товарных резервов и вовлекать их в товарооборот. У нас плохо дело обстоит с таким вопросом, что руководящие работники торговли слишком слабо знают положение дел по каждой торговой точке. У нас ещё зачастую бывает так, что в одних магазинах товаров в излишке, а в других этих же товаров недостает, но у нас не делается того, чтобы маневрировать этими товарами. В Погаре организовали закуп картофеля на тюль. В одном месте этой тюлью всё завалили, в другом её не найдешь. Надо, чтобы товары не лежали без движения, а маневрировали» [11, л.50]. Отсюда можно сделать вывод, что одной из причин недостаточного количества товаров в магазинах было не только малое количество выпускаемой продукции, но и ошибки в планировании их поступления.
Этот же вывод подтверждает, но уже в масштабах страны, заместитель председателя правления Госбанка СССР М.Светников, который в справке министру торговли СССР Д.В.Павлову от 24.03.1956 года описывает типичную ситуацию. В связи с завозом товаров без учета спроса населения и имеющихся запасов товаров, в торговых организациях Свердловской, Куйбышевской, Ленинградской, Новгородской, Тамбовской, Челябинской областей, Украинской ССР, Узбекской ССР, туркменской ССР скопились запасы товаров, пользующихся слабым спросом, а также неходовые и залежалые товары. Даты завоза товаров в магазины Свердловской области и стоимость неходовых товаров представлены в таблице 1 [12, л.11].
Таблица 1
Наименование товара Стоимость Срок завоза
(в тысячах рублей) (годы)
Патефоны 750 1952-1955
Грампластинки 142 1952-1955
Велокамеры с покрышками 148 1952-1953
Табачные изделия 172 1952-1955
Электропылесо сы 138 1953-1954
Портативные кровати 709 1952-1954
Алюминиевая посуда 500 1953-1955
Резиновая обувь 1502 1950-1953
Причину в сложившейся ситуации М.Светников видит в том, что зачастую в затоваривании розничных торговых организаций повинны оптовые базы Министерства торговли. Вместо того, чтобы изучать на основе заявок торговых систем спрос потребителей и оказывать соответствующее воздействие на промышленность в направлении изменения ассортимента, расцветок, размеров, ростовок вырабатываемых товаров, базы беспрепятственно принимают от промышленности товары, не пользующиеся спросом покупателей, и передают их в розничную торговую сеть.
В торговой сети Таганрогского пищеторга Ростовской области постоянно нарушался ассортиментный минимум: допускались частые перебои в продаже макаронных изделий, консервов, сухих вин, папирос при наличии этих товаров на складах торгов [13, л.2].
Аналогично описывал ситуацию в торговле в Калуге Председатель исполкома Областного Совета депутатов трудящихся А.Егоров в письме Министру торговли СССР Д.В. Павлову, сообщая, что в г. Калуге и промышленных районах области, в связи с крайне ограниченными фондами, торговля обувью, швейными, трикотажными и чулочно-носочными изделиями детского ассортимента производилась в мае 1958 года с перебоями, что вызывало многочисленные справедливые жалобы трудящихся. Единственный выход, которое видело руководство областью в создавшейся ситуации, - это просьба выделить области дополнительно выше перечисленные товары [14, л.31].
В протоколе постоянной комиссии по торговле исполнительного комитета орловского городского совета народных депутатов от 26 апреля 1955 года при проверке торговли хлебом депутат Аболмазов отметил, что из-за нехватки хлеба у магазина хлеботорга №4 очередь стояла в беспорядке по тротуару, получалась толкучка. В выступлении депутат Мошкина говорилось, что население города очень нуждалось в картофеле, но в магазине его не было, хотя горпищеторг имел большое количество картофеля, который портился, а в торговлю всё же эту продукцию не выпускал [15, л.9].
А в материалах о работе постоянной комиссии по торговле за 1961 год были зафиксированы жалобы покупателей, отражающие ошибки в планировании поставок товаров в магазины. Так, в магазине №13 очень много записей (в книге жалоб и предложений покупателей) на отсутствие нужных размеров, моделей и расцветок платьев женских, спрос на платья магазином не удовлетворялся. В торговле не было платьев 52 и выше размеров [16, л.64].
В содокладе председателя комиссии по торговле И.Л. Перелыгина о работе Горпищеторга и Горпромторга указывалось, что исключительно плохо удовлетворялся спрос на зимнюю одежду, галоши, женские резиновые боты, по школьной обуви и одежде, школьной форме, ученическим папкам и портфелям [17, л.72].
В докладной секретарю обкома КПСС М.Ф.Ковалеву главный государственный инспектор по торговле в Брянской области Л.Щекина, анализируя причины перебоев в торговле отдельными товарами в апреле 1953 года, выделяла следующие: часть товаров, такие как колбасные изделия, масло сливочное, копчености отсутствовали в магазинах потому, что фонды их небольшие, в магазины поступали редко, имели повышенный спрос и реали-зовывались очень быстро. Другая группа товаров, как то: кондитерские, макаронные и крупяные изделия отсутствовали в магазинах в ассортименте потому, что базы промышленности имели очень узкий ассортимент этих товаров, и фонды торгов отоваривались однообразно. Некоторые товары отсутствовали в продаже из-за бесконтрольности администрации торга за завозом товаров, этим объяснялось отсутствие в продаже крупяных изделий, сахара, уксуса, кофе, горчицы при наличии этих товаров на базе торга [18, л.39].
К сожалению, подобные проблемы остались и к 1960 году. Это фиксирует в приказе по Брянскому областному управлению торговли от 31 марта 1960 года «Об итогах финансово-хозяйственной деятельности местных торгов и трестов столовых за 1959 год» начальник областного управления торговли Н. Анцыфоров. Он отмечал, что отдельные торгующие организации слабо изучали спрос покупателей, допускали существенные недостатки в организации торговли, вследствие чего допускались перебои в торговле достаточными товарами (Дятьковский торг, горпищеторг и другие), проявляли медлительность в выборке фондов и своевременное обеспечение товарами розничные торговые предприятия [19, л.40].
В Брянской области, как и в целом в стране, всегда особое внимание уделялось обеспечению населения хлебом и хлебобулочными изделиями. Поэтому в решении исполнительного комитета Брянского областного Совета депутатов трудящихся «О мероприятиях по дальнейшему улучшению торговли хлебом» в 1959 году указывалось, что, несмотря на то, что фонды сортовой муки позволяли полностью обеспечить потребность населения в булочных изделиях, выработка и продажа их населению в ряде городов производилась в недостаточном количестве и в
узком ассортименте. Хлебопекарные предприятия областного управления промышленности продовольственных товаров в городах Почепе, Севске, Стародубе, Сураже, Трубчевске и поселке Сельцо не освоили выработку городских булок, пользующихся повышенным спросом у населения; в очень ограниченных количествах эти изделия вырабатывались в г. Дятьково и Карачеве. Сельцовский хлебозавод совершенно не производил отпуск в торговую сеть поселка бараночных изделий, а Цементовский, Севский хлебозаводы выпекали их в количествах, не обеспечивавших спрос населения. В перечисленных городах и рабочих поселках не удовлетворялся спрос населения на сдобные изделия и сухари.
Предприятиями хлебопечения не осуществлялась выпечка и поставка в торговую сеть украинского, минского, рижского, горчичного и других сортов хлеба; не удовлетворялись заявки торгующих организаций на ржаной заварной хлеб, не была организована выпечка диетических изделий [20, л.16].
Таким образом, для ликвидации выше перечисленных проблем, всё большее значение и распространение приобретали формы общественного влияния на промышленность: договоры взаимных обязательств между предприятиями торговли и промышленности о расширении ассортимента, повышении качества товаров, улучшении обследования покупателей, привлечении работников промышленности к участию в выставках-продажах и покупательских конференциях и другие.
К середине 1960х четко прослеживалась задача укрепления экономических связей между производством и торговлей, расширения и совершенствования всех форм и методов влияния на промышленность для того, чтобы полнее удовлетворять запросы населения страны на предметы потребления.
The article describes the main difficulties the impact of trade on production. Archival sources and periodicals used in the article, contribute to the selection of the main methods and techniques of studying consumer demand. The causes of insufficient number and range of goods in trade organizations and ways to overcome them are analyzed.
Keywords: trade, manufacturing, order system, customer demand, assortment low, show exhibitions, fairs.
Список литературы
1. Бударагин В.В. Экономические связи торговли с промышленностью. М.: Издательство экономической литературы, 1963.
2. Дуэль И.А. Оптовые ярмарки в СССР. М.: Госторгиздат, 1963.
3. Строгов Н. На основе учета спроса. Методы воздействия торговых организаций на промышленность // Советская торговля. 1956. 11 августа.
4. О мерах по дальнейшему улучшению торговли. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.08.1960 года. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Сборник документов в 16 томах. Т. 9. 1956 -1960. М.: Издательство политической литературы, 1986.
5. Донцов Е. О заявках торговых организаций // Южный Казахстан. 1963. 28 мая.
6. Байков Г.Д. Совершенствование связей торговли с промышленностью. М.: Экономика, 1967.
7. Никитин В.М., Милов В.В. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика, 1966.
8. Дедловский А. Учитывать и полнее удовлетворять запросы трудящихся // Советская Молдавия. 1953. 28 мая.
9. Коленко А. В интересах потребителей // Правда Украины. 1958.8 декабря.
10. Государственный архив Брянской области (далее - ГАБО). Ф. Р-2419. Оп. 1. Д. 1619. Докладные и аналитические записки о состоянии торговли Брянской области в 1961 году.
11. Там же. Ф. 2545. Оп. 1. Д. 136. Стенограмма областного совещания работников государственной и кооперативной торговли по товарообороту от 11 ноября 1955 года.
12. Российский государственный архив экономики. Ф. 7971. Оп. 1.Д. 2740. Справка о недостатках в торговой работе организаций министерства торговли СССР.
13. Там же.
14. Государственный архив Калужской области. Ф. Р-883. Оп. 17. Д.920. Переписка по вопросам торговли. Апрель - июнь 1958 года.
15. Государственный архив Орловской области. Ф. Р-15. Оп. 2. Д. 46. Материалы о работе постоянной комиссии по торговле за1955 год.
16. Там же. Д. 156. Материалы о работе постоянной комиссии по торговле за 1961 год.
17. Там же.
18. ГАБО. Ф. П-1649. Оп. 1. Д.8355. Справки, докладные записки главного государственного инспектора по торговле в обком КПСС.
19. Там же. Д. 8398. Отчеты, докладные записки, справки и информации о конъюнктурном обзоре торговли Брянской области за 1959 год.
20. Там же. Ф. 2545. Оп. 2. Д. 111. Приказы Министерства торговли РСФСР, решения облисполкома и приказы областного управления торговли по вопросам торговли за 1959 год.
Об авторе
Мороз И.А. - преподаватель Брянского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, [email protected]
УДК 94(47)084.9
ПРОТЕСТАНТСКИЙ САМИЗДАТ 1960-Х - 1980-Х ГОДОВ В СССР
Т.К. Никольская
Самиздат является важной частью протестантской субкультуры в СССР. Его можно систематизировать по ряду категорий: способы копирования, виды изданий, содержание, конфессиональная направленность, тираж, формы организации. Помимо стихийного самиздата в СССР имелись подпольные протестантские издательства «Христианин», «Верный свидетель», «Вечность», а также разрозненные группы верующих, занимавшиеся изготовлением духовной литературы. Ключевые слова: самиздат, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, Свидетели Иеговы.
Под русским протестантизмом подразумеваются христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства и получившие свое продолжение в России среди людей, принадлежащих к русской языковой и культурной традиции (хотя не обязательно русских по национальности). В исторической ретроспективе сюда относятся: евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, чья история в России насчитывает не менее 100 лет, а также близкие им течения.
Самобытным явлением субкультуры русского протестантизма является самиздат. Если в первое десятилетие советской власти русские протестанты продолжали свою издательскую деятельность, хотя и в ограниченных масштабах, то с началом тотальных гонений (конец 1920-х годов) она была полностью ликвидирована. В послевоенные годы издание религиозной литературы и периодики строго регламентировалось властями, так что ее заведомо не хватало для сотен тысяч протестантов. На конец 1950-х годов в СССР насчитывалось свыше 300 тысяч взрослых евангельских христиан-баптистов [1, с.155], действовал Союз адвентистов седьмого дня, а также незарегистрированные общины пятидесятников и протестантов других направлений. Между тем, в стране выходил только один протестантский журнал - издание евангельских христиан-баптистов «Братский вестник». Журнал выходил 6 раз в год тиражом 3 тысячи экземпляров (с 1979 года - 10 тысяч экземпляров) [2]. При этом значительная часть тиража не доходила до рядовых верующих. Так, в 1965 г. из 3 тысяч экземпляров «Братского вестника» 360 были высланы по зарубежным адресам, 50 - подарено иностранным делегациям, 38 - передано в советские учреждения, 224 - руководителям Всесоюзного Совета ЕХБ (ВСЕХБ) и старшим пресвитерам. Остальное распределялось по общинам с расчетом 1 журнал на 100-200 верующих [3]. Другая протестантская литература также имела недостаточные тиражи и выходила редко. Например, в 1979 году была издана брошюра-альбом на русском и английском языках «Евангельские христиане-баптисты в СССР» (М., ВСЕХБ). В 1971 году московская община адвентистов седьмого дня (АСД), с разрешения властей, издала «Утренний страж» - брошюру со стихами из Библии для ежедневного чтения в течение года [4, с.412] .Разрешая выпуск таких изданий, власти стремились не столько удовлетворить потребности верующих, сколько показать мировому сообществу наличие в СССР свободы совести.
Помимо количественной недостаточности, подцензурная литература имела и ряд других недостатков: идеологизированность текстов, узкий круг авторов и предлагаемых тем, отсутствие материалов для детей и молодежи, замалчивание церковных и общественных проблем и т.д.
Попытки верующих восполнить недостаток литературы религиозным самиздатом наблюдаются на протяжении всей советской эпохи, но расцвет этого явления приходится на 1960-е - 1980-е годы. Этому способствовали некоторое смягчение политического режима, рост самосознания верующих, повышение их образовательного уровня, развитие международных контактов, позволившее советским протестантам сравнивать свою жизнь с положением единоверцев за рубежом. Кроме того, по мере развития техники и относительного роста благосостояния пишущие машинки, фотоаппараты и другие технические средства сделались более доступными для советских людей.
Как исторический источник, протестантский самиздат можно систематизировать по ряду категорий: способы копирования, виды изданий (Библии, прочие книги, периодические издания, малоформатные материалы), содержание, тираж, конфессиональная направленность, предполагаемый круг читателей, а также формы организации издания.
Стихийный самиздат - это самостоятельная, никем не направляемая деятельность отдельных верующих по изготовлению литературы для личного пользования или распространения в узком кругу родственников и знакомых. Сюда же можно отнести изготовление открыток, рисунков, схем и других иллюстративных материалов на христианскую тему, а также реставрацию и переплетение сохранившихся в семьях Библий, старых книг, песенных сборников и журналов христианского содержания. Стихийный самиздат был широко распространен как в зарегистрированных, так и в нелегальных общинах русских протестантов. Для копирования материалов верующие использовали такие способы как рукопись, машинопись, фотоспособ, иногда гектограф.
Особенностью стихийного самиздата является его малотиражность (материалы готовились в одном или нескольких экземплярах), примитивность способов копирования (преобладают рукописные тетради и блокноты). Конфессиональная направленность далеко не всегда выражена определенно. Материалы для копирования избирались произвольно, в зависимости от возможностей и личных вкусов верующих. Они интересовались не