Философия
УДК 008 (571.5)
Жуков Артем Вадимович
Artyom Zhukov
ТЕОЛОГИЯ, ХРИСТОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ИЕГОВИЗМА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
THEOLOGY, CHRISTOLOGY AND ANTHROPOLOGY OF CONTEMPORARY JEHOVAHISM AS A SOCIAL PHENOMENON
Раскрыты основы вероучения иеговизма. Даны особенности учения о Боге, Иисусе Христе, человеке. Исследованы основы социальной идеологии иеговизма и влияния этой идеологии на структуру и характер взаимодействий организации с такими социальными институтами, как семья, образование, наука. Освещены проблемы воздействия на личность со стороны организации «Свидетели Иеговы»
The article describes the main principles of jehova-hism. Peculiarities of the doctrine about God, Jesus Christ, and Man are considered. The article also deals with the basic social ideology and its influence upon structure and character of interrelations with such social institutions as family, education and science. The auhor examines the problem of influence of "Jehovah's witnesses” on personality
Ключевые слова: иеговизм, «Свидетели Иеговы», Key words: Jehovahism, "Jehovah’s witnesses", ideology,
вероучение, идеология, антропология, семья, образо- anthropology, family, education, science, Jesus Christ, Je-
вание, наука, Иегова, Иисус Христос, Армагеддон hovah, Armageddon
видетели Иеговы» - это религи>> О озная организация, которая давно и успешно проповедует на территории Забайкальского края. Среди населения она известна как агрессивное, прозелитическое объединение верующих, испытывающее противодействие со стороны различных социальных структур. Причиной выступлений против иеговистов является их нетрадиционное отношение к таким институтам общества, как религия, этнос, семья, образование, наука, власть. Во многом это отношение сформировано вероучением и идеологией объединения. Поэтому
актуальным является проведение текстологического религиоведческого анализа литературы, распространяемой среди населения и верующих, принадлежащих к религиозной организации «Свидетели Иеговы», на территории Забайкальского края.
Целью анализа является изучение текстов издательства «Сторожевая башня» на предмет вероисповедной доктрины и сравнение ее с доктринами христианских конфессий; определение общей направленности и классификация вероучения, анализ влияния вероисповедной и социальной доктрины на взаи-
моотношения с социальными институтами общества, анализ влияния социальной доктрины на сознание и здоровье верующих.
Иеговисты считают, что вероисповедные тексты, распространяемые на территории Забайкальского края [см. 1, 6, 8, 15], знакомят читателя с содержанием и истинным значением текста Библии. Существенно дополняют наше знание о иеговистском понимании Библии массовые издания журналов и брошюр иеговистов и издания «Сторожевая башня» и «Пробудитесь».
Иеговисты, как и многие религиозные образования, имеющие истоки в протестантизме, основывают свое учение на тех особенностях, на которые они обращают внимание в тексте Библии [3; С. 7]. Иеговизм утверждает, что понять Библию можно только в том случае, если вместо нее читать книги иеговистов о Библии, и если правильно понимать приведенные в этих книгах Библейские стихи [15; С. 7]. Однако во время нашего исследования мы обратили внимание на то, что используемые ие-говистскими авторами тексты, хотя содержат значительное количество цитат и ссылок на Библию, не всегда соответствуют Библейскому переводу, принятому в мировых христианских традициях, и взяты из иеговистского перевода Библии. Таким образом, иеговисты ссылаются на Библейские тексты только для придания авторитетности собственным изданиям [6; С. 9].
Из сказанного следует заключить, что образ Библии, создаваемый в книгах «Сторожевой башни», есть мифологическое отражение идеологии иеговизма, где библейская тема изучается исключительно в ее контексте и через произведения иеговизма [8; С. 24]. Иеговисты верят, что Библия не просто книга, это способ изменения человеческого сознания. Вера в то, что человек станет другим в результате чтения Библии, у них связана с верой в то, что человек изменяется, читая произведения «Сторожевой башни» [15; С. 17].
Согласно представленным текстам, иеговизм претендует на особенное понимание библейского Бога, указывая на то, что челове-
чество неверно трактует библейские тексты [8; С. 12]. Инструментом познания Бога в иего-визме становится Библия в ее иеговистском переводе [15; С. 16]. В ее контексте Бог получает Имя, что отличает иудаизм среди других учений. Имя этого Бога - «Иегова» [8; С. 8]. Обосновывая свое право именовать Бога этим именем, иеговисты указывают, что оно 7 000 раз встречается в оригинальном тексте Библии [16; С. 5]. Однако в неиеговистских изданиях Библии имя «Иегова» не встречается [11; С. 3]. Книги «Сторожевой башни» посвящены усилиям рассказать о Боге так, чтобы Он в сознании читателя стал связываться только с именем «Иегова».
Учение о Боге у иеговистов носит дихо-томичный характер. Иегова - Бог противоречивый, о котором говорят как о милостивом только при первой проповеди [16; С. 5]. Но в дальнейшем он становится непримиримым, не прощающим, ревнивым Богом мести, стремящимся к уничтожению всех, кто не согласен с политикой организации «Свидетели Иеговы». Иеговисты уверены, что их современные противники, как и непослушные предшественники, будут уничтожены в катастрофе, от которой спасутся только те, кто последовал Иисусу Христу [5; С. 14].
Противоречивость является основной характеристикой в толковании иеговистами библейских образов. Иисус Христос называется изначально «первородным Сыном Бога», совершенным, во всем послушным Богу [16; С. 5]. Но, присоединившись к иеговизму, последователи узнают, что Иисус является хотя и самым любимым, но все же «творением Бога» [8; С. 18]. По вере иеговистов, Иисус, как и Сатана, был сотворен, у него есть начало, а у Бога Иеговы такого начала нет [9; С. 13]. И поэтому Иисус - единородный сын Бога, как и Сатана, не может помышлять о том, чтобы стать равным Отцу. У Иисуса, согласно иеговизму, много общего с Адамом, который также был «сыном Бога». Они были сотворены, у них была свобода выбора [15; С. 49]. Факт послушания и верности Богу, согласно иеговизму,
является единственным отличием Иисуса от Сатаны и Адама [8; С. 155].
Тем не менее, согласно иеговизму, Иисус сыграл ключевую роль в человеческой истории, т.к. он стал выкупом, который совершил Иегова за грехи человечества [15; С. 42-46]. Иеговисты считают, что Иисус Христос стал первым человеком, который воскрес к бессмертной небесной жизни [6; С. 18]. Иеговисты находят себя служителями Иисуса, сына Божьего. По их мнению, Иисус при их помощи в скором будущем установит справедливость [8; С. 156]. Однако справедливость Иисуса в этой теологии выглядит довольно необычно. Необычность состоит в том, что «Иегова уполномочил своего Сына вести справедливую войну против всего этого злого мира, чтобы навсегда покончить с несправедливостью» [8; С. 157]. Иегова собирается «уничтожить плохих людей и спасти послушных» [9; С. 13].
«Библейская история», согласно вере иеговистов, имеет продолжение в современности. Согласно ей, Иисус воцарился в 1914 г. в Небесном Царстве, он стал заботиться о духовных потребностях верных Богу людей [5; С. 21]. Существующий христианский мир признается испорченным и враждебным Богу Иегове, который решил «вмешаться и восстановить чистое поклонение среди этого безбожного мира». У этого события имеются следующие последствия. Считается, что «Иисус освободил остаток духовных иудеев. Теперь последователи Иеговы, называемые «истинными христианами», «живут в духовном раю» [8; С. 81]. Завершает мифологический образ Христа в идеологии иеговизма объявление его «Князем мира» [8; С. 95]. Таким образом, он занимает место Сатаны и несет ответственность за все зло, совершаемое в мире. Итак, противоречивость образа Иисуса в иеговистской идеологии состоит в первоначальном объявлении его «Сыном Бога», но в последующих повествованиях Иисус Христос больше напоминает «князя» этого мира - Сатану, как он понимается в таких направлениях христианства как католицизм или православие [8; С. 237]. Присоединя-
ясь к этому «Иисусу», иеговисты присоединяются к власти «единственного правительства, который будет править всей землей» [16; С. 13].
Иеговизм подразделяет своих последователей на два уровня, среди них ведущая роль и руководство принадлежит «малому стаду», которое считается рожденным святым духом. После смерти эти люди воскреснут к жизни на небе [17; С. 26]. В будущем мире Иисуса они станут царями и священниками [6; С. 19]. Этот «божественный остаток» руководит международным братством иеговистов [7; С. 26]. Промежуточным звеном являются «старейшины» или «надзиратели», которые управляют общинами. Им помогают «служебные помощники» [16; С. 29].
Старейшины - это «верные и разумные рабы» Бога [8; С. 76]. Надзиратели, или старейшины собраний понимаются как посланники Иисуса, с которыми он говорит лично. Иисус выбирает старейшину, с которым он говорит. Эти люди являются «звездами», «ангелами», к которым обращены послания, «поскольку на них возложена обязанность пасти стадо Иеговы» [6; С. 28]. Объединяясь для управления общинами, старейшины образуют советы старейшин. Поскольку Иисус - Глава собрания, о старейшинах говорится, что они находятся у него в правой руке, т.е. под его контролем [6; С. 31].
Местным советам старейшин нужно следить за тем, чтобы собрания следовали наставлениям Иисуса [6; С. 28]. На собраниях надзиратели зачитывают письма, полученные от Руководящего совета, который состоит из надзирателей, подчиняющихся главенству Иисуса. На старейшинах в организации иеговистов лежит особая ответственность. Считается, что в принятии решений они всегда руководствуются Божьими требованиями. Однако есть указание на то, что они всегда помнят о необходимости быть «нелицеприятными». Если Иисус есть «верный и благоразумный раб Иегове» [6; С. 31], а старейшины и надзиратели - есть «верные и разумные рабы» Иисусу, то ожидается, что рядовые участники должны
быть «рабами» старейшинам и надзирателям [7; С. 25]. Верующим необходимо участвовать во встречах, собраниях и конгрессах. Утверждается, что Иегова незримо действует через эти инструменты либо лично участвует в собраниях [6; С. 41].
Своим последователям иеговисты предлагают «стремиться к праведности». Для этого им «нужно снять с себя старую личность с ее грешными делами и облечься в новую». «Обновление» личности предполагается посредством получения «точного знания». Слово «обновление» указывает на то, что «обличение в новую личность» - это непрерывный процесс, требующий постоянных усилий. «Новая личность», согласно идеологии иеговизма, это люди, которые должны контролировать свои мысли, слова и поступки, исключить предубежденность, уязвленное самолюбие, зависть, самодовольство. Они должны избегать обвинений и приписывать плохие мотивы или критиковать своих соверующих в их служении Богу. Главное - обязанность действовать справедливо для последователей иеговизма сопряжена с послушанием старейшинам [8; С. 164]. Человеку необходимо креститься [15; С. 183]. После крещения надо «ходить на встречи с истинными христианами. С другой стороны, необходимо делиться знаниями, которые ты получил, изучая Библию со свидетелями Иего-вы»[15; С. 162].
Учитывая огромное влияние, которое организации оказывают на жизнь каждого члена, рассмотрим степень ее отношения к различным социальным институтам. Довольно противоречивым является отношение иеговистов к такому институту, как семья. С одной стороны, перед верующими иеговистами конструируется образ семейной жизни, который мог бы стать образцом для многих. Этот образ требует сохранения семьи и моногамности, в котором «Библия поощряет замужних женщин «любить мужей, любить детей, быть здравомыслящими, чистыми, покорными своим мужьям» [15; С. 135]. С другой стороны, семья, о которой говорят иеговисты, должна принадлежать органи-
зации «Свидетели Иеговы», она должна выполнять требования, которые выдвигает Иегова [14; С. 7]. От членов организации могут потребовать развода с семьей, если она не устраивает руководство [16; С. 17]. Итак, семья как социальный институт светской культуры подвергается опасности в случае, если кто-то из супругов вступил в члены организации «Свидетели Иеговы».
Серьезные опасения вызывают иеговисты у представителей светских образовательных учреждений. С одной стороны, Свидетелям Иеговы небезразлично будущее своих детей, и поэтому они придают большое значение их светскому обучению [10; С. 4]. С другой, они не скрывают, что их дети всегда воспитаны в согласии с убеждениями родителей, и обращают внимание педагогов на то, что юные Свидетели могут принимать решения, не соответствующие каким-либо конкретным видам школьной деятельности. «Такое поведение обусловлено их религиозными и нравственными убеждениями», что, по мнению иеговистов, должно стать причиной уступок школы по отношению к таким ученикам [10; С. 2].
«Божественный тоталитаризм» - та причина, по которой поведение верующих иеговистов в социуме настораживает многих. Во-первых, в том, что необычность их образа жизни зависит от постулатов о том, что Иегова требует не участвовать в традиционных ритуалах и праздниках, считая их сатанинскими [15; С. 205]. Иеговисты не отмечают дни рождений, не соблюдают поминальные обычаи [16; С. 3]. Это ведет к отрицанию культовой и религиозной культуры тех стран, в которых иеговисты ведут свою проповедь [15; С. 222]. Сатанинскими религиями объявляются все традиции, связанные с почитанием умерших предков [2; С. 13].
Кроме этого, по вере иеговистов, ложные воззрения распространяют не только религии, но и ученые, которые «великолепные чудеса Божьего творения часто приписывают слепому случаю, говоря, что жизнь появилась в результате эволюции» [8; С. 30]. Наука - это
«глубины мудрости сатаны, которые должен избегать верующий в Иегову» [6; С. 52]. Отрицание значения и роли действующей науки приводит иеговизм к ряду требований, которые в жизни человека могут привести к трагическим последствиям. Такие требования касаются запретов в отношении возможности использования достижений науки и медицины, в частности. Наиболее значимый запрет действует в отношении крови [1; С. 37]. Свидетели Иеговы не станут употреблять кровь в медицинских целях, так как это было бы явным нарушением закона Иеговы [15; С. 131].
Возможность тотального контроля над жизнью верующего обосновывается верой в то, что Иегова не прощает отступничества [8; С. 207]. О нечестивых людях Иегова говорит: «Мое око не пощадит их и не помилую; обращу поведение их на их голову» [8; С. 259]. Иегова твердо придерживается своих праведных принципов и выносит обвинительный приговор [8; С. 267]. С теми же, кто отказывается раскаяться, Господь Иисус «сражается... мечом уст своих». «Он просеивает свой народ, чтобы сохранить единство, о котором он молился в последний вечер, проведенный с учениками на земле». Так как отступники не принимают доброе наставление и помощь, которые предлагаются «звездами», находящимися в правой руке Иисуса, он осуждает их и наказывает «со всей суровостью», выбрасывая их «во тьму». «Их лишают общения, чтобы они больше не действовали среди Божьего народа подобно закваске» [6; С. 45].
Старейшины следят за тем, не появились ли в собрании нетеократические настроения, не склоняется ли кто-нибудь к греху. Как мужчинам, так и женщинам, «которым грозит опасность», старейшины помогают укреплять духовность и исправляться, пока не поздно [6; С. 50]. «В тягчайшие времена старейшины очень хотят помогать всем нам, молодым и пожилым, оставаться в теократическом «овечьем загоне», остерегаясь независимости, вещизма грязной безнравственности этого мира. Если иногда нас строго наставляют или
вразумляют, давайте помнить, что назидательные поучения - путь к жизни. Все мы несовершенны и поэтому должны, если необходимо, с готовностью раскаиваться, чтобы исправляться и оставаться в Божьей любви» [6; С. 71], говорит иеговистская проповедь. В ие-говисктих изданиях указано «насколько важно проявлять послушание» и просить Иегову дать «послушное сердце» [12; С. 28].
Итак, Бог хранит преданность всем своим верным служителям, что позволяет только иеговистам с уверенностью смотреть в будущее, но он наказывает непослушных. Это является выражением преданности, за которую приходится платить рядовым последователям [8; С. 287]. «Новые люди» находятся под контролем старейшин и имеют задачу проповедования о грядущем Царстве Бога и Армагеддоне [16; С. 3].
В целом отмеченные нами особенности вероисповедного и идеологического подхода иеговизма к изданиям, выпускаемым «Сторожевой башней», делают их нетрадиционными вероучительными источниками. Книги, брошюры и журналы иеговистов основаны исключительно на иеговистском конструировании образов Бога, творения, личности человека, мира, современности. Эта религия имеет явно выраженные особенности вероучения и культовой практики, основанные на использовании иеговистской Библии и текстов, в которых Иегова противостоит Троице, а Иисус является полной противоположностью образу Иисуса Христа, создаваемому традиционными направлениями христианства: католицизмом и православием.
Несмотря на то, что это религиозное течение генетически относится к протестантизму, особенности вероучения иеговизма, основывающиеся на особом понимании вероучения, целей и задач современной организации, ставят его в особое положение по отношению к всему христианству. Оно, безусловно, противопоставлено таким конфессиям, как католицизм, православие и традиционный протестантизм.
Антикатолическая направленность проповеди, подчеркивающая ее «сатанинский», «человеконенавистнический» характер, как показал наш анализ, превалирует в иеговист-ких текстах. Но православие, которое имеет общие истоки формирования вероучения и догматики с католицизмом, также может увидеть в иеговистской проповеди угрозу для себя. Основная угроза для православия заключается в том, что иеговизм ведет проповедь на территориях, которые православие определило исключительно как свое конфессиональное поле.
Анализ показал, что иеговистская проповедь направлена не только против религий и конфессий, но и против большинства действующий в мире государств, стран, народов и социальных институтов. Мир, в котором действуют иеговисты, считается ими враждебным, дьявольским и достойным уничтожения. Несмотря на то, что в представленных к анализу текстах иеговисты не призывают своих последователей к непосредственному выступлению против других конфессий и государственных институтов, в то же время они обосновывают возможность для реализации на практике призывов к межрелигиозной розни и национальной ненависти. Таким образом, необходимо констатировать, что идеология иеговизма содержит элементы экстремистской проповеди против других религий, конфессий и даже народов, которые обеспечивают возможность разжигания национальной и религиозной розни.
Идеология иеговизма направлена против существующих государств, особенно против тех, которые проводят активную международную политику, и тех, на территории которых иеговисты проповедуют. Это касается и такого государства, как Россия. Идеология и деятельность этой организации содержит обоснование возможности отвержения верующими иеговистами таких социальных институтов, как семья, наука, профессиональная сфера и образование. Причиной является то, что социальная доктрина иеговизма в целом посвящена современности, в которой верующие научаются
мыслить образами и мифами, якобы имеющими отношение к христианской Библии, но на деле являющимися порождением идеологии иеговизма.
Критики иеговизма обращают внимание на то, что религиозная организация «Свидетели Иеговы» является объединением верующих, основанным на жесткой религиозной дисциплине и таком контроле за жизнью рядовых участников, который может быть признан тоталитарным. Текстологический анализ, проведенный нами, подтвердил, что в организации существует идеологически обоснованная возможность осуществления манипуляций сознанием верующих и психологического давления на них. Для членов религиозных организаций иеговистов, особенно для неофитов или сомневающихся, воздействие проповеди или влияние старейшин в отдельных случаях может привести к негативным последствиям. Это предположение подтверждается тем, что в текстах иеговистских изданий обнаруживается многократное повторение одних и тех же идей и фактов, что заставляет задуматься о том, что в религиозной организации иеговистов это повторение, фундированное эмоциональным воздействием, является основной проповедования.
Традиции прозелитической, религиозной проповеди иеговистов убеждают, что проповедь может быть направлена на нарушение прав и свобод человека в области религии или свободомыслия. Однако, по нашему мнению, осуществление тоталитаризма и попыток деструктивного влияния на личность возможны в организации иеговистов, как и во многих других религиозных и светских организациях, имеющих свою идеологию. Необходимо учитывать, что в области демагогии иеговизм является подготовленным оппонентом, поэтому любая попытка любой страны выдворить «Свидетелей Иеговы» за ее пределы будет сопровождаться массированной атакой на международной арене, стремящейся подорвать имидж государства, не терпящего свободу религиозного выбора.
Итак, в рассматриваемых текстах иеговисты сознательно противопоставляют себя государствам и государственным патриотическим идеям и идеологиям. Они рассматривают как своих врагов народы и народные культуры, национальные идеологии, традиционные и мировые религии. Практически они противостоят существующему порядку, на который опирается каждое государство. Перед своими последователями они ставят определенные ограничения в использовании достижений образования, культуры, науки и медицины, к участию в политической жизни страны. Рассматриваемые тексты могут оказывать негативное воздействие на сознание, волю и поведение человека. В литературе и документах Свидете-
1. Внимайте пророчеству Даниила. - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association,
1999. - 320 с.
2. Духи мертвых. Могут ли они помочь или навредить тебе? На самом ли деле они существуют? - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2001. - 32 с.
3. Книга для всех. - N.Y., Brooklyn: Watch-tower Bible Students Association, 1997. - 32 с.
4. Любовь к деньгам. Действительно ли пагубна? Пробудитесь! - N.Y., Brooklyn: Watch-tower Bible Students Association, 2007. - 32 с.
5. На самом ли деле Бог заботится о нас?
- N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2001. - 32 с.
6. Откровение его грандиозный апогей близок! - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. - 320 с.
7. Правительство, которое принесет Рай.
- N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1993. - 32 с.
8. Приближайся к Иегове. - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2002. - 320 с.
9. Радуйся жизни вечно! - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1993. - С. 13.
10. Свидетели Иеговы и образование. -
лей Иеговы содержатся признаки принуждения к разрушению семьи, посягательства на личность, права и свободы граждан. Тексты направлены на унижение граждан по признакам отношения к религиозным организациям, на унижение достоинства отдельных лиц на основе принадлежности к светскому миру, государству. Результатом нашего исследования является убеждение, что в целом издания «Сторожевая башня» могут быть признаны как тексты, содержащие элементы религиозного и национального экстремизма, утверждающие тоталитарные порядки в организации и деструктивное влияние на личность и обосновывающие возможность межконфессиональной розни и антисоциальных выступлений. ______________________________________Литература
N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. - 32 с.
11. Следует ли верить в Троицу. Является ли Иисус Христос Всемогущим Богом? - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1998. - 32 с.
12. Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы. - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. - 32 с.
13. Ты можешь быть другом Бога! - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association,
2000. - 32 с.
14. Уберегите своих детей. Пробудитесь!
- N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2007. - 32 с.
15.«Чему на самом деле учит Библия?» Watchtower Bible and Tract Society of Pennsylvania.
- N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 2002. - 224 с.
16. Что от нас требует Бог? - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1996. -32 с.
17. Что происходит при смерти? - N.Y., Brooklyn: Watchtower Bible Students Association, 1998. - 32 с.
Коротко об авторе_____________________________________________________________Briefly about the author
Жуков А.В., канд. филос. наук, доцент кафедры соци- A. Zhukov, Candidate of Philosophy, Associate Professor of альной антропологии, религиоведения и философии, the Department of Social Anthropology, Religion Studiesand Читинский государственный университет (ЧитГУ) Philosophy, Chita State University
Научные интересы: религиоведение, этнология, крае- Areas of expertise: Religion Studies, ethnology, regional ведение study