Научная статья на тему 'Образцы культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле ампир'

Образцы культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле ампир Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
380
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / АМПИР / ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ / ХРАМЫ САРАТОВА / ЦЕРКВИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ / АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР / ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР / СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОБЪЕМ / ЦЕЛОСТНОСТЬ СТРУКТУРЫ / АРКИ / КОЛОННЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарновский Владимир Викторович

Целью данного исследования является анализ истории и особенностей культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле Ампир. Православные храмы Поволжья во времена советской власти уничтожались повсеместно и с большой скоростью, чем во всей России. Но времена безбожья не смогли стереть память о самом главном памятнике области в стиле Ампир храм Александра Невского в городе Саратове. Этот кафедральный собор является образцом последующих сооружений в данном стиле. Поэтому, необходимо рассмотреть особенности развития русского ампира в разрезе XIX-XX веков и выявить их в культовых сооружениях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образцы культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле ампир»

АРХИТЕКТУРА

Образцы культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле Ампир Тарновский В. В.

Тарновский Владимир Викторович / Tarnovskii Vladimir Viktorovich - магистрант, архитектурный факультет,

Санкт-Петербургский государственный архитектурно -строительный университет,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: целью данного исследования является анализ истории и особенностей культовых сооружений Саратовской области в архитектурном стиле Ампир. Православные храмы Поволжья во времена советской власти уничтожались повсеместно и с большой скоростью, чем во всей России. Но времена безбожья не смогли стереть память о самом главном памятнике области в стиле Ампир - храм Александра Невского в городе Саратове. Этот кафедральный собор является образцом последующих сооружений в данном стиле. Поэтому, необходимо рассмотреть особенности развития русского ампира в разрезе XIX-XX веков и выявить их в культовых сооружениях современности.

Ключевые слова: архитектурный стиль, ампир, основные черты, храмы Саратова, церкви Саратовской области, Александро-Невский кафедральный собор, дорический ордер, Спасо-Преображенский мужской монастырь, геометрически правильный объем, целостность структуры, арки, колонны.

Ампир зародился как архитектурный стиль Франции начала XIX века. В Россию он пришел немногим позднее, вобрав в себя западные черты,он заметно отличался в русском варианте. По данным советского архитектора Михаила Григорьевича Бархина, зависимость тектоники несущей стены положила основу характера стиля. Своды стали более плоскими и обтекаемыми. Важной особенностью становится портик. как Стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами, акцентируя внимание на внутреннем убранстве и креплении. После неравномерного барокко и переходного классицизма, ампир четко устанавливает рамки симметрии, не преемля отступлений. Более спокойной становится цветовая гамма. Во главе стоят пастельные тона. Белый цвет подчеркивает активность тектоники. Более сдержанным становится интерьер. Не смотря на легкость и плавность линий в мебели были отчетливо заметны римские и египетские мотивы, особенно это выражалось в спинках стульев и конделябрах. В храмовой архитектуре характерными детали были в иконостасах.

Активноеиспользование античных образцов было распространено в начале XIX в.Видными представителями ампира в архитектуре были Шарль Персье и Пьер Фонтен.Самым значительным немецким мастером первой половины XIX века явился Карл Фридрих Шинкель. В научной книге «Тысячелетнее развитие архитектуры» под редакцией Глазычевой, указано что Шинкель призывал следовать формам античного зодчества, придерживаясь в то же время рационалистических принципов при проектировании зданий. Его воззрения Шинкеля оказали сильное влияние на современную архитектуру его времени. Ампир находит свою нишу во многих странах. Под прямым влиянием оказалась Италия и Америка.

В Россию ампир проник постепенно, теряя свои западноевропейские черты. Эпоха ампира в русском государстве поставила новые задачи и цели. Важным было вписать здание в уже имеющееся архитектурное пространство, ансамбли

выполняли главенствующие роли. Усиливается стремление к строгости и монументальности. Стены приобретают гладкую текстуру. В учебном пособии доктора искусствоведения Бартенева Игоря Алексеевича и Валентины Николаевны Бажетниковой говорится о том, что ампир находит проявление в героических мотивах. Широко применяются гирлянды и венки. Распространена символика: императорский орел, военные доспехи, мелкий акант, античный меандр, вазы, пальметты, лира, маскароны. Иногда звучали мотивы природы. Реже сфинксы, мумии, обелиски. Композиция ампирного орнамента исходит к римским образцам с характерной зеркальной симметрией. Орнамент размещается по канту изделия или фасадов. Привычные скульптуры и лепнину заменяют живописные узоры и целые эпизоды.

Таким образом, русский ампир явился проявлением позднего классицизма Ампир так и остается неразгаданной тайной, до сих пор ученые спорят по этому поводу. Ампир условно делят на два вида. Историк и теоретик архитектуры Алексей Иванович Некрасов выделяет столичный и провинциальный ампир. Первый проявился в архитектуре Петербурга, именно в этом городе сосредоточена основная масса сооружений в данном стиле. Ампир данного периода носит название александровского классицизма. Провинциальный же ампир отразился в храмах и монументах. Уникальным и удивительным памятником александровского ампира является Александро-Невский кафедральный собор. К великому сожалению жителей города, храм снесли и не восстановили. А ведь по красоте и величию ему не было равных. В архитектурном плане, он не уступал образцам Петербурга. В 1803 году правительство города приняло новый план Саратова и проект нового собора. Но строительство не начиналось по причине объявленного карантина. В городе нагнетали обстановку, распространяя информацию о массовой эпидемии чумы. Для борьбы с ней приехал сенатор из Петербурга Козодавлев Осип Петрович. Но, не смотря на опасность, он и статский советник Панчулидзев Алексей Давыдович ходили на службы и обеды. 20 апреля эпидемия пошла на спад, и карантин сняли. Панчулидзева назначили губернатором1. В память об избавлении города от смертельной болезни на площади Присутственных мест задумали выстроить храм. Составить проект будущего храма поручили архитектору Василию Ивановичу Суранову.

Но он не смог удовлетворить требования губернатора, представив пятиглавый соборный храм с колонными портиками.

Неожиданно началась война с Наполеоном. Саратовские ратники принимали активное участие. После народного собрания было принято решение по возведению храма в честь павших и их бессмертного подвига. За новый проект взялся известный русский архитектор Василий Петрович Стасов. За основу были взяты традиции древнерусской архитектуры. Ожидания правителя были оправданы. Представленный чертеж привел его в восторг. Собор отличался от культовых сооружений города и имел форму украшенного со всех сторон куба. Венчал постройку низкий римский купол. Весной 1822 года каменный купол рухнул. В книге Владимира Хайруловича Валеева находим упоминание, что Суранова о неправильных пропорциях предупреждал Григорий Васильевич Петров. Вскоре он стал достраивать собор. Александро-Невский кафедральный собор был выполнен в виде куба с низким куполом, который называется римский. В результате собор был открыт и освящен в 30-х годах. Высота собора с крестом составляла 31 м, длина сторон 28,5 м.2 Он словно заботливый великан укрывал город от врагов, о нем говорили, о нем писали, им восхищались. Сияние его креста видели соседние деревни, такой высокий был храм. Стены имели

1 Семёнов В. Н., Давыдов В. И. «Саратов историко-архитектурный», Саратов, 2009 г., 78с.

2

Валеев В. Из истории Саратовских церквей - Саратов, 1990 - с. 14-19

прямоугольную, гладкую текстуру. В основе были использованы шестиколонные дорические портики1. В восточном находился полукруглый храм, именно в него было решено поместить алтарь. В 1833 году приступили к проекту колокольни с трехчастной композицией. В нижнем ярусе использовали дорический ордер. Ионический украшал средний ряд. Верхний ярус выглядел изящным и воздушным с помощью коринфского. Все четыре яруса имеют по четыре шестиколонных дорических портика и соответствуют виду храма. Общая высота колокольни достигала 57 м. Стояла от собора на расстоянии 25,5 м. Храм не сохранен до наших дней, в его алтарной части устроена теплая раздевалка для проката коньков на стадионе «Динамо». Историки архитектуры считают этот собор одним из лучших памятников ампира в храмовой архитектуре страны.

В городе Саратове находится Спасо-Преображенский мужской монастырь. Всего при монастыре было шесть храмов по проекту архитектора Луиджи Руска. В 1904 году при главной церкви монастыря по проекту архитекторов В.Н.Карпенко и П.М.Зыбина была построена колокольня с высоким шпилем. Но советская власть уничтожила их, и до наших дней сохранился лишь храм Димитриевский. Колокольня была снесена, храм отдан под училище. После реставрации стиль ампир был сохранен. Геометрически правильный объем, целостность структуры, арки, колонны подчеркивают чистоту стиля храма. Изящные купола в виде перевернутых блюдец насыщенного изумрудного цвета венчают весь ансамбль. Золотые маковки, словно пропускали солнечный свет, создавая иллюзию воздушности. Главный купол возведен в виде ротонды. А малые четырехугольные были разрушены в первую очередь, так как в них были колокола. Сейчас постепенно ведутся восстановительные работы церквей храмового ансамбля2.

На улице Чернышевской был храм Спаса нерукотворного образа, он не уступал по исполнению данному, но, к сожалению, утрачен полностью и не восстановлен. Не дошли до наших времен и храмы города Вольска. Но в Романовском районе Саратовской области стоит церковь Троицы Живоначальной. В основе алтарной композиции ордерная система с четырьмя колоннами. С западной - с шестью колоннами. Барабан купола окружен арками, малой главкой с крестом. Купол колокольни золотой, архитектор добился традиционного контраста стиля ампир, сведя его с основным изумрудным. На данный момент фасады церкви нуждаются в реставрации, но она, несомненно, выступает областным памятником в стиле ампир.

Выводы: Таким образом, архитектурный стиль ампир в Саратовской области, как и во всей России, отразил национальный подъем, подвиги ратников, защищавших Отечество. Этот стиль раскрыл строго симметричные торжественные формы с необычайным декором. К сожалению, многие объекты культурного наследия и храмовой архитектуры, выполненные в стиле ампир утрачены. Данный стиль очень важен в вопросе сохранения культурного наследия региона, так как он несет на себе отпечатки целых эпох, эталона античности. Такие храмы выступают своеобразным учебным пособием древних цивилизаций и наглядной иллюстрацией для будущих поколений и архитекторов.

Литература

1. Бархин М. Г. Архитектура и город, М., 1979 г.,224с.

2. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей:

Учебное пособие. - М., 1983г., 384с.

1 Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов, 1990. 36 с.

2

Жеребцов А. И. «Кладбище Саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря», Саратовский духовный вестник, №№ 48-49, 1911.

3. Валеев Владимир «Из истории Саратовских церквей», Саратов, Приволжское книжное издание, 1990 г., 205с.

4. Жеребцов А. И. «Кладбище Саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря» Саратовский духовный вестник, №№ 48, 49, 1911.

5. Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.126с.

6. Семёнов В. Н., Давыдов В. И. «Саратов историко-архитектурный», Саратов ООО «Приволжское издательство» 2009 г., 375с.

7. Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. -Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. 148с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.