О./О. Робинов
(Государственная академия славянской культуры, Москва)
Традиции позднего классицизма в культуре храмового строительства Польши и России.
Abstract:
O.Yu. Robinov. Tradition of late Classicism in the culture of temple construction in Poland and Russia.
The article is devoted to cultural interaction of the Orthodox churches of Poland and Russia, which particularly appeared in the style unity of church architecture of both countries in the beginning of the XIX century, revelation of stylistic peculiarities of the Orthodox church architecture in Poland and Russia during the period of late classicism, and also revelation of the range of church buildings of the great Empire style architect Joseph Bove.
Ключевые слова: поздний классицизм, православная церковная архитектура, О.И. Бо-ве, его ученики и помощники, стилистические особенности церкви Св. Николая в Котельниках (Москва) и церкви Св. Николая в Белостоке (Польша).
80-90-е годы XX века - нач. XXI века характеризуются интенсивным развитием православной архитектуры и строительством православных храмов в России, Беларуси, Украине и других славянских странах. Это во многом связано с происходящими политическими изменениями, и обращением государства к диалогу с церковью. В Польше, известной как католическая страна, православная архитектура начинает формироваться с начала 80-х и, в основном, в 90-е годы XX века.
За эти годы в Польше построено много новых православных храмов: в Крынице, Зындрановой, Горлицах, Гожове Великопольском, Седльцах, Вялой Подляске, Черемше, Ячне, Чарной Бялостокской, Уйковицах, Чижах, Домброве Белостокском. Большинство из них находится на Белосточчине, что стало возможным благодаря инициативе владыки Саввы, нынешнего Митрополита Варшавского и Всей Польши (с 1981 по 1998 гг. он был правящим архиереем Белостокско-Гданьской епархии'). В Белостокско-Гданьской епархии - самая большая православная община, здесь находится наибольшее число построек. Крупнейшим православным городом Польши является город Белосток. Этому во многом способствовало его историческое развитие. Белосток расположен на северо-востоке Польши. По преданию, он был основан в 1320 году литовским князем Гедимином, но в письменных источниках впервые упоминается в 1437 году. С 1749 года, когда польский король Август III возвел Белосток в степень местечка (города) и дал ему устав и городские права, начинается расцвет города. В это время им владеет семья Браницких. При гетмане Клименте Браницком в городе был заведен блестящий двор, приглашены художники и ученые. По Третьему разделу Польши в 1795 году город оказался в составе Пруссии, а по Тильзитскому миру (1807 г.) передан Наполеоном Российской империи. В составе России Белосток был центром Бело-стокской области, а после её упразднения в 1842 году — уездным городом
Гродненской губернии2. Начиная со времени Первой мировой войны, город принадлежал то немцам, то полякам, то литовцам, то опять русским и белорусам, пока, наконец, в 1944 году не был окончательно передан Польше. Во время Второй мировой войны в городе было полностью уничтожено еврейское население, до этого составлявшее большинство жителей города, и к середине XX века в нем в основном остались поляки - католики и православные -белорусы, украинцы и русские. В связи с этими трагическими историческими событиями христианские традиции в Белостоке стали преобладающими. На сегодняшний день из 300 тыс. жителей от 25 до 30 % составляют православные3.
Сейчас Белосток является одним из центров православия. В Белостоке находится также один из самых ранних православных храмов в Польше - храм Св. Николая Чудотворца, построенный в стиле позднего классицизма в 1843— 1846 гг., когда город был включен в Гродненскую губернию. По данным 1889 года это единственная православная церковь в городе. Стилистические особенности архитектуры собора позволяют предположить непосредственное влияние на строителя собора архитектурной школы выдающегося московского архитектора позднего классицизма - О.И. Бове или использование в качестве образца одного из построенных им храмов.
30-40-е годы XIX века исследователи традиционно относят к развитию эклектики в русской архитектуре, особенно справедливо это утверждение для Санкт-Петербурга. В отличие от него московское зодчество, всегда отличавшееся своеобразием, сохраняет в это время все особенности ампира - последней стадии классицизма, а к приемам архитектуры эклектики обращается позднее.
Одним из ведущих архитекторов этого периода был Осип Иванович Бове (1784 - 1834). Родился Бове в 1784 году в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. Учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем работал помощником М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери, служил в кремлевской Экспедиции, занимаясь архитектурным благоустройством Москвы. В Отечественную войну 1812 года Бове был в народном ополчении.
После войны и пожара в Москве было решено вести работы по восстановлению разрушенных сооружений, как светских, так и духовных. Утраченная на две трети застройка Москвы быстро восстанавливалась. Основным стилем для строителей Москвы являлся стиль ампир. В восстановлении города принимали участие выдающиеся архитекторы О.И. Бове, Д. Жилярди, А.Г. Григорьев. Помощниками Бове и Григорьева документы упоминают также Ф.М. Шестакова и Н.И. Козловского, имена которых незаслуженно забыты, хотя они были не только помощниками, но выступали и с самостоятельными проектами. Существует также предположение, что строительство по последним проектам Бове заканчивалось под надзором двух его младших братьев -Михаила и Александра, которые в качестве архитекторских помощников работали с Осипом Ивановичем в последние годы его жизни и после его смерти (в 1834 г.) вели некоторые его дела.4
В 1814 году Бове был назначен главным архитектором Москвы. Он должен был следить не только за составлением проектов, но и за их производством в точности по проектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам. Под его началом были перестроены утраченные к нашему времени Торговые ряды напротив Кремля (1814—1815), разбит Александровский сад с гротом (1820-1822), оформлен декором Манеж (1824-1825), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим театром (1821-1824), построен архитектурный комплекс Первой градской больницы за Калужской заставой (1828-1833). Также по его проекту были возведены в 1827-1834 гг. Триумфальные ворота у Тверской заставы, которые были разобраны в 1938 г., а в 1968 г. - воссозданы на Поклонной горе.
Известно несколько церковных построек О.И. Бове: церковь Св. Николая в Котельниках, построенная в 1822-1824 гг., ротонда церкви Всех Скорбящих радости на Большой Ордынке, строительство которой началось в 1828 г., а завершалось уже после смерги Бове. После смерти О.И. Бове его помощниками достраивался также Троицкий собор Свято-Данилова монастыря (1833-1838)5.
Прямые ассоциации с Белостокским храмом Св. Николая вызывает храм Св. Николая в Котельниках.
В плане храм Св. Николая в Белостоке представляет собой крест. Он формируется из четверика храма, к трем сторонам которого примыкают портики, образующие рукава креста. С запада с ним соединена трапезная часть и притвор. Над притвором возвышается двухъярусная колокольня со шпилем. По трем сторонам квадратного четверика значительно выступают портики с четырьмя пилястрами дорического ордера. С севера и юга они представляют собой парадные входы с невысокими лестницами, также оформлен и западный вход. На восточном портике, представляющем алтарное пространство храма, симметрично западному входу выделена ниша. Прием выделения алтарной части храма нишей характерен для церковных построек О.И. Бове. Обычно, здесь располагается храмовый образ, но в Белостокской церкви он отсутствует. Храм Св. Николая в Котельниках в Москве имеет такой же план и также сформирована его трехчастная композиция. Но он расположен не на открытом месте в центре площади, как Белостокский храм, а на участке земли, ограниченном проездом и уже сложившейся городской застройкой, вдоль узкого переулка по склону спуска к реке. Поэтому боковые портики не выступают, а плотно примыкают к боковым фасадам и выделены неглубокой раскреповкой стены. Алтарная часть отмечена полукруглой апсидой, в отличие от прямоугольного восточного портика Белостокского храма.
Четверик, портики, трапезная часть и первый ярус колокольни в обоих храмах дорического ордера. В обоих случаях они решены пластически. Но в Белостокском храме это пространственная архитектурная пластика выступающих портиков, а в Московском - пластика скульптурная. Она возникает благодаря рустованной поверхности боковых фасадов, а также благодаря пластике трех рельефов, изображающих трехчастную композицию «Вход Господень в Иерусалим»6. Рельефными розетками украшены также метопы фриза
-»• Ц. Св. Николая в Белостоке. Общий вид -г Д. Св. Николая в Белостоке. Южный фасад
дорического антаблемента, в то время как в Белостокском храме эта деталь отсутствует.
Фасады Белостокского храма более строгие, их украшает только ритм рельефно выделенных полукруглых арок окон светового барабана и нижнего яруса фасада. В Московском храме окна нижнего яруса фасада прямоугольные, обрамленные веерными замками - характерный прием оформления фасадов московских ампирных особняков.
Храм Св. Николая в Белостоке более масштабный и представительный, а храм Св. Николая в Москве камерный, домашний. История церкви Св. Николая в Котельниках известна с XVII века, она была построена на средства прихожан Строгановых. В пожаре 1812 года церковь уцелела, и ризница была спасена, но потомок Строгановых по женской линии князь С.М. Голицын решил выстроить новую, более представительную. Однако, первый проект не был утвержден генерал-губернаторским управлением из-за его большой величины, и архитектору О.И. Бове был заказан более камерный вариант храма7.
В обоих храмах на четверик опирается большой, немного вытянутый вверх световой барабан, увенчанный резным карнизом и вытянутым вверх куполом овальной формы. Окна светового барабана обрамлены пилястрами ионического ордера. Невысокая колокольня четко делится на ярусы горизонтальными линиями карниза, соотнесенными с линиями карниза храма. Оба храма построены на сочетании дорического ордера в нижнем ярусе, а в верхнем - ионического. Такое решение придает обоим зданиям легкость и изящество, хотя расположенный в центре открытой площади Никольский собор г. Белостока выглядит монументально и репрезентативно. Никольский храм в городе Белостоке - единственная православная церковь, соборный храм города - этим объясняется стремление к монументальности, заложенное в его проекте. Московский храм - один из многих приходских храмов Москвы, поэтому камерная характеристика ампира здесь более уместна.
В обоих храмах ощущается стремление к цельности о&ьема, уравновешенности фасада, несмотря на трехчастное построение храма. Высокий барабан завершает характерный для позднего классицизма гладкий яйцевидный купол с гуртами8. Детали архитектонического декора (пилястры, архивольты арок, детали ордера и др.) трактованы плоско, что в целом является характерными чертами позднего классицизма, которые свойственны обоим храмам. Но в церкви Св. Николая в Котельниках в Москве, в гармонии масштабной соразмерности ее частей, живом рисунке ее декора, ощущается свежесть авторского проекта, тогда как в церкви Св. Николая в Белостоке - чувствуется схематичность и холодность ученического повторения. Двадцатилетний временной интервал между этими постройками и стилистические особенности обоих памятников позволяют предположить в первом случае непосредственное участие О.И. Бове в создании проекта, а во втором - либо участие его помощников и учеников, либо использование проекта, разработанного О.И. Бове, как типового. Для вынесения окончательного суждения необходимы подтверждения архивных документов.
Северный фасад вдоль 1 Котельнического пер.
■»- Ц.Св.Николая в Котельниках в Москве Скульптурный декор фасада
Примечания
1 http://www.pairiarchia.ru/db/text/50833.html - посещение сайта - 05.04.2011.
2 Новый энциклопедический словарь. Т.9. СПб.: Тип.об-ва «Брокгауз-Ефрон», [1911-1916]. С.3-6.
3 http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=797- посещение сайта - 05.04.2011
' Ловкунас H.A. «Архитектурный ансамбль монастыря» Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М., 2000. С. 186
5 Биографические сведения приведены по кн.: Покровская 3. К. Архитектор О. И. Бове М.: «Стройиздат», 1964.
6 В издании «Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной» (М., 1980) сюжет рельефов неправильно определен как «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев в Вифлееме».
7 Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах Садового кольца./Автор-составитель П.Г. Паламарчук. М.: АСТ.Астрель, 2004. С.424-426.
8 Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М.: «Искусство», 1989. С.321-322.