Научная статья на тему 'ОБРАЗЦЫ ЧЕКАНКИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ИЧАН-КАЛЪА"'

ОБРАЗЦЫ ЧЕКАНКИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ИЧАН-КАЛЪА" Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ ТРАДИЦИОННОЙ ЧЕКАНКИ / ИЗДЕЛИЯ ХОРЕЗМСКИХ ЧЕКАНЩИКОВ / КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИКА "ИЧАН-КАЛЪА" / ОБРАЗЦЫ ХИВИНСКОЙ ШКОЛЫ ЧЕКАНКИ / ХРАНЕНИИ ЧЕКАННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Султанова Гулчехра Озодовна

Цель: Изучение развития и особенностей искусства чеканки в Хорезме, особенно в городе Хиве, на примерах образцы чеканки в музее. Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, теоретического познания, а также метод аналогии и исторический метод. Результаты: В результате научной литературы, наблюдения и анализа развитие искусства резьбы в Хорезме, особенно в городе Хиве, было изучено, что мастера изготавливали различные изделия из золота, серебра, латуни, меди и других металлов, вырезали и украшали их узорами. Особенно во время Хивинского ханства было обнаружено увеличение мастерских по изготовлению чеканных изделий. На основании полученных данных проведено сравнение своеобразия форм и узоров изделий хорезмских чеканщиков. В настоящее время в музейном фонде Ичан-Кала в городе Хиве хранится около200 образцов чеканки. На сегодняшний день установлено, что одной из основных проблем является сохранение в музеях различных памятников истории и культуры, в том числе уникальных образцов прикладного искусства, замедление процесса старения предметов искусства, проведение реставрационных работ. Научная новизна: изучены научные аспекты, приемы, особенности, узорные украшения чеканных изделий в музейных коллекциях. Практическая значимость: основные правила и выводы статьи могут быть использованы специалистами в области искусствоведения, музееведения, при организации тематических экспозиций в музее, в научном изучении экспонатов, в экскурсионной деятельности и в научно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMPLES OF CHAINING OF THE MUSEUM-RESERVE “ICHAN-KALA”

Objective: To study the development and features of the art of chasing in Khorezm, especially in the city of Khiva, using examples of chasing in the museum. Methods: comparisons, generalizations, observations, theoretical knowledge, as well as the method of analogy and the historical method. Results: As a result of scientific literature, observation and analysis of the development of the art of carving in Khorezm, especially in the city of Khiva, it was studied that craftsmen made various products from gold, silver, brass, copper and other metals, carved and decorated them with patterns. Especially during the Khan of Khiva, an increase in the workshops for the manufacture of chased products was discovered. Based on the data obtained, a comparison was made of the originality of forms and patterns of products of Khorezm chasers. Currently, the museum fund of Ichan-Kala in the city of Khiva stores about 200 samples of coinage. To date, it has been established that one of the main problems is the preservation of various historical and cultural monuments in museums, including unique examples of applied art, slowing down the aging process of art objects, and carrying out restoration work Scientific novelty: scientific aspects, techniques, features, patterned decorations of chased products in museum collections have been studied. Practical significance: the main rules and conclusions of the article can be used by specialists in the field of art history, museology, in organizing thematic expositions in the museum, in the scientific study of exhibits, in excursion activities and in scientific and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗЦЫ ЧЕКАНКИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ИЧАН-КАЛЪА"»

Section 6. Theory and history of culture ' pSi!^ European Journal of Arts 1 (2023) - ISSN 2310-5666 -

Раздел 6. Теория и история культуры Section 6. Theory and history of culture

УДК 745/749 DOI: 10.29013/EJA-23-1-75-79

СУЛТАНОВА Г. О. 1

1 Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Узбекистан

ОБРАЗЦЫ ЧЕКАНКИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ИЧАН-КАЛЪА»

Аннотация:

Цель: Изучение развития и особенностей искусства чеканки в Хорезме, особенно в городе Хиве, на примерах образцы чеканки в музее.

Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, теоретического познания, а также метод аналогии и исторический метод.

Результаты: В результате научной литературы, наблюдения и анализа развитие искусства резьбы в Хорезме, особенно в городе Хиве, было изучено, что мастера изготавливали различные изделия из золота, серебра, латуни, меди и других металлов, вырезали и украшали их узорами.

Особенно во время Хивинского ханства было обнаружено увеличение мастерских по изготовлению чеканных изделий. На основании полученных данных проведено сравнение своеобразия форм и узоров изделий хорезмских чеканщиков. В настоящее время в музейном фонде Ичан-Кала в городе Хиве хранится около 200 образцов чеканки. На сегодняшний день установлено, что одной из основных проблем является сохранение в музеях различных памятников истории и культуры, в том числе уникальных образцов прикладного искусства, замедление процесса старения предметов искусства, проведение реставрационных работ.

Научная новизна: изучены научные аспекты, приемы, особенности, узорные украшения чеканных изделий в музейных коллекциях.

Практическая значимость: основные правила и выводы статьи могут быть использованы специалистами в области искусствоведения, музееведения, при организации тематических экспозиций в музее, в научном изучении экспонатов, в экскурсионной деятельности и в научно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: Основные центры традиционной чеканки; изделия хорезмских чеканщиков; коллекции музей-заповедника «Ичан-калъа»; образцы Хивинской школы чеканки; хранении чеканных изделий.

Для цитирования: Султанова Г. О. Образцы чеканки Музея-Заповедника «Ичан-калъа»// European Journal of Arts, 2023, №1. - С. 74-78. DOI: https://doi.org/10.29013/EJA-23-1-75-79

Введение

На современном этапе велика роль музеев в жизни людей и общества. Музеи особенно значимы в изучении истории, сохранении неповторимого матери-

ального и духовного наследия предков, определении путей развития в условиях независимости. В настоящее время в Узбекистане действуют более 130 музеев, в которых представлены экспозиции, рассказыва-

European Journal of Arts 1 (2023)

PREMIER

Publishing

Section 6. Theory and history of culture

ISSN 2310-5666

ющие об истории нашего народа, способствующие развитию национальной идели, идеологии и формированию у молодежи чувства национальной гордости.

Результаты исследования

Чеканка - один из видов народно-прикладного искусство, зародившихся на территории Узбекистана в глубокой древности [1]. Основные школы и центры традиционной чеканки Узбекистана сформировались в рамках узбеких ханства в XVIII- начале ХХвв. Главными центрами производства чеканных изделий в это время выступали Бухара, Хива Самарканд, Коканд, Карши, Шахрисабз, Ташкент. Наибольшей известно-стъю и популярностъю ползавалась изделия хивинских и бухарских чеканщиков, отличавшиеся красатой и пластичностью форм, богатством мотивов орнамента, глубиной чеканка [2].

Искусство чеканки издавно развивалось в Хорезме, особенно в городе Хиве. Чеканщики создавали различные изделия из золота, серебра, меди, железа, других металлов и оформляли их узорами и инкрустировали. Изделия мастеров пользовались большим спросом на внутреннем и внешнем рынках. После преобразования города Хивы в центр ханства, увеличилось число мастерских по производству чеканных изделий. Почти 200 изделий того периода ныне хранятся в фонде хивинского музея «Ичан-калъа». В ХШП-ХГХ веках Хива считалась одним из центров чеканного искусства Центральной Азии. В 1864-1865 годах в городе объединившись работали 38 чеканщиков [3].

Из меди, иногда из серебра и бронзы они изготовляли тазы, кумганы, тунги, дастшуи, другие предметы домашнего обихода, также только в Хорезме изготавливали чилимы (кальяны) и оформляли эти изделия аятами из Корана на арабской графике. Изделия хорезмских чеканщиков отличались свеобра-зием оформления [4]. В основном они применяли технику создания гладкого рельефного узора. Хорезмская школа чеканки отличается своеобразием форм и узоров. Хорезмские кувшины для воды невозможно сравнить с изготавливаемыми в других регионах подобными сосудами ни по форме, ни по офорлению, к тому же они имеют и другие названия. Например дастшуй - тазик, над которым моют руки, в хорезме называют «селобча» [5].

Они намного шире, и имеют бази. Хивинские мастера чаще используют метод углубления и реже - метод резьбы. Под узором при помощи пуансона мастера наносили прямые линии. Заминзарбор оставался

гладким. В хивинской чеканке в основном использовались узоры «ислими». Традиционным считался узор «Круговой ислими», также довольно часто использовался узор «турунж» (медальон) и другие сложные узоры. Своеобразными были и узоры, представляющие собой сплетение геометрических форм [6].

В коллекции Государственного музей-заповедника «Ичан-калъа»хранинятся образцы Хивинской школы чеканки: - тунг (XIX век) (КП 139) вся поверхость изделия грушевидной формы оформлена геометрическими и «айлана ислимий», «арка накш» узорами. Ручка емкости для воды выполнена в форме змеи. Кум-ган (КП 132) Изготовленный в 1910 году сосуд с длинным носиком, предназначен для умывания. Основная часть оформлена узорами «олма гул», «чексизи ислимий», носик-узором «турунж», нижняя часть по бокам-узором «айлана ислимий». Сулобча (XIX век) (КП 1554) сосуд для умывания, нижняя часть цилиндрической формы, на крышке специалные отверстия для воды. На поверхность нанесены узоры «олма гул», «таноп гул», «илон изи» и арабской вязъю имя мастера «Сохиби Назар Мухаммад».

Чеканные изделия представлены в экспозициях разделов «Прикладное искусство» и «История хивинского ханства» музея-заповедника «Ичан-калъа». В основном это изделия ХГХ-начала ХХ веков - кумганы, большие и малые тунги, самовары, подносы, кальяны, чайники, копширма (контейнер с крышкой), казаны, ведра, блюда, ложки, мангал, разнообразные селопча и тазы [7]. На этих предметах арабской графикой выведены аяты из Корана, даты изготовления и имена мастеров.

Представленные в музее изделия хорезмских мастеров чеканного искусства ХИХ-ХХ веков отличаются высоким художественным уровнем. Основная проблема современных музеев - сохранение исторических, культурных памятников, образцов уникального прикладного искусства в первозданном виде. Естственно, процесс старения - необратимый процесс, но его можно замедлить. В процессе хранения важную роль играет климат - совокупность температуры, влажности, освещения и чистоты. Температура, нестабильность уровня влажности, изменяющаяся в различные сезоны, является основным факторм ускоряющим процесс старения. Для предупреждения естественного старения экспонатов необходимо их содержание при соответствующем освещении. При воздействии света, особенно ультрафиолетовых

Section 6. Theory and history of culture

I PREMIER

ISSN 2310-5666

European Journal of Arts 1 (2023)

лучей, в предметах может происходить фотохимические изменение - они желтеют, или светлеют, или вовсе обесцвечиваются. На музейные экспонаты воздействует и система освещния. Воздействие связано с материалом, из которого изготовлен предмет. Несмотря на устойчивость металлических изделий к свету, на них тоже в той или иной степени воздействуют жара и сильное освещение [8]. В этой связи при хранении чеканных изделий особенно важно обращать внимание на поддержание уровня нормы влажности. При температуре +18-20 °С относительная влажность должна составлять до 50%. В целях улучшения условий хранения экспонатов при сотрудничестве с учеными японского университета Киото уровень необходимой температуры и влажности изучается путем установки психонометров в фонде музея «Ичан калъа», экспозиции «История «Хивинского ханства» и в памятнике Жума мечеть.

С годами под влиянием природных, антропогенных и других воздействий изделия культурного наследия устаревают, для их сохранения в первозданном виде следует проводить современную реставрационную работу. По мнению специалистов реставрация требуется для большинства музейных экспонатов. В решении данного вопроса проблемой является отсутствие средств для проведения реставрации, в связи с чем в музеях работа такого направления практически не проводится.

В музеям важно обновлять экспозиции, виды экспонатов, организовать тематические выставки, большую роль играют работающие в музеях экс-

курсоводы и гиды. В настоящее время необходимо, чтобы экскурсоводы обладали глубокими знаниями и профессионализмом. Задача представителей этой профессии - не только представить посетителям экспонаты, но и интересно рассказать об их истории, технике и особенностях изготовления.

Каждый турист посещая тот или иной объект, стремится приобрести какой-либо памятный сувенир. В этой связи целесообразно, чтобы мастера изготавливали сувенирные образцы чеканных изделий и выставляли их на тоорговые выставки. Также важно развивать пропагандистскую работу, публиковать в научных и популярных журналах статьи, организовывать радио и телепередачи об этом виде искусства [9].

На основе распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан о мерах по внедрению централизованной электронной системы на объектах культурного наследия, музях и туристических объектах в государственном музее-заповеднике «Ичан-калъа»задействован проект по продаже электронных билетов и и установке турникетов для учета посетителей. В разделах «История Древнего Хорезма», «Жоме мечеть» и «Прикладное искусство» установлены 32 аудиогид-установки, представляющие информацию на 7 языках. В разделах музея проводятся открытые уроки, тематические экскурсии [10].

Выводы

В целом, изучение, научное исследование, сохранение и доведение до будущих поколений видов прикладного искусства, представленных в экспозициях музея, остаются актуальными задачами и в настоящее время.

Список литературы

1. Булатов С. Узбек халк амалий безак санъати.- Тошкент: Мехнат, 1991.- 270 с.

2. Орифжонова Г. Хоразм кандакорлик мактаби // Мозийдан садо,- Тошкент,- № 4. 2018.- 14 с.

3. Хива город тысячи куполов.- Тошкент. Полиграфического концерна «Шарк», 1997.- 75 с.

4. «Ичан-кальа» давлат музей-курикхонаси туплами. «Silk Road Media» • «East Star Media» - Toshkent. 2021.- 298 с.

5. Абдуллаев Т. XIX-XX асрларда узбек кандакорлиги.- Тошкент: Фан, 1974.- 98 с.

6. Абдуллаев Т., Фахриддинова Д., Хдкимов А. Маьданга битилган кушик.- Тошкент: F. Гулом номидаги Ада-биёт ва саньат нашриёти, 1986.- 21 с.

7. Sultanova G. "Xiva "khan qal'a" davlat muzey qo'riqxonasining shakillanishi va unda saqlanayotgan amaliy san'at kolleksiyalari // Kamoliddin Behzod nomidagi milliy rassomlik va dizayn instituti axborotnomasi.- № 3. 2021.70 с.

8. Курязова Д. Т. Музей иши асослари.- Тошкент. "Lesson Press" нашрёти. 2019.- 107 с.

9. Султанова Г. «Ичан-кальа» давлат музей-курикхонаси кандакорлик намуналари // Мозийдан садо, - Тошкент,- № 2. 2022.- С. 43-46.

10. Документы фонда государственном музее-заповедник «Ичан-кальа».

European Journal of Arts 1 (2023)

I PREMIER

Section 6. Theory and history of culture

- ISSN 2310-5666 -

Информация об авторах

Гулчехра Озодовна Султанова, соискатель, преподавател кафедры Изобразительное искусство и инженерная

графика, Ургенчский государственный университет

Адрес: 220100, г. Ургенч, ул. Хамида Алимджана, 14,

E-mail: sultonovagulchehra5@gmail.com; Тел.: 8 62224 67 00

ORCID: 0000-0002-8146-8144

G. O. SULTANOVА 1

1 Urgench State University, Urgench, Uzbekistan

SAMPLES OF CHAINING OF THE MUSEUM-RESERVE "ICHAN-KALA"

Abstract

Objective: To study the development and features of the art of chasing in Khorezm, especially in the city of Khiva, using examples of chasing in the museum.

Methods: comparisons, generalizations, observations, theoretical knowledge, as well as the method of analogy and the historical method.

Results: As a result of scientific literature, observation and analysis of the development of the art of carving in Khorezm, especially in the city of Khiva, it was studied that craftsmen made various products from gold, silver, brass, copper and other metals, carved and decorated them with patterns. Especially during the Khan of Khiva, an increase in the workshops for the manufacture of chased products was discovered. Based on the data obtained, a comparison was made of the originality of forms and patterns of products of Khorezm chasers. Currently, the museum fund of Ichan-Kala in the city of Khiva stores about 200 samples of coinage. To date, it has been established that one of the main problems is the preservation of various historical and cultural monuments in museums, including unique examples of applied art, slowing down the aging process of art objects, and carrying out restoration work

Scientific novelty: scientific aspects, techniques, features, patterned decorations of chased products in museum collections have been studied.

Practical significance: the main rules and conclusions of the article can be used by specialists in the field of art history, museology, in organizing thematic expositions in the museum, in the scientific study of exhibits, in excursion activities and in scientific and pedagogical activities.

Keywords: Main centers of traditional coinage; products of Khorezm chasers; collections of the museum-reserve "Ichan-Kala"; samples of the Khiva school of coinage; storage of minted products.

References

1. Bulatov S. Uzbek Xalq amaliy bezak sanati.- Tashkent: Mehnat, 1991. - 270 p.

2. Orifjonova G. Xorazm kandakorlik maktabi // Moziydan sado, - Tashkent, - № 4. 2018. - 14 p.

3. Khiva city of a thousand domes. - Toshkent. "Sharq", 1997. - P. 75, 76.

4. "Ichan-kala" collection of the state museum-reserve. Silk Road Media • East Star Media-Toshkent. 2021. - 298 p.

5. Abdullaev T. XIX-XX asrlarda o'zbek kandakorligi. - Tashkent: Fan, 1974. - 98 p.

6. Abdullaev T., Fakhriddinova D., Khakimov A. Madanga bitilgan qo'shiq.- Tashkent: G. Gulom nomidagi Adabi-yot va san'at nashriyoti, 1986. - 21 p.

7. Sultanova G. Xiva "Ichan Kala" formation of the state museum reserve and applied art collections // Kamoliddin Behzod newsletter of the National Institute ofArt and Design. - № 3. 2021. - 70 p.

8. Kuryazova D. T. Muzey Ishi asoslari. - Toshkent. "Lesson Press" 2019. - P. 107-108.

Section 6. Theory and history of culture ' p,E!'ER European Journal of Arts 1 (2023) - ISSN 2310-5666 -

9. Sultanova G. "Ichan-kala" collection of the state museum-reserve // Moziydan sado, - Tashkent, - № 2. 2022. -P. 43-46.

10. Documents of the fund of the state museum-reserve "Ichan-kala".

Information about the author

Gulchekhra Ozodovna Sultanova, applicant, lecturer of the Department of Fine Arts and Engineering Graphics, Urgench State University

Address: 220100, Urgench, Hamid Alimdzhan str., 14 E-mail: sultonovagulchehra5@gmail.com; Tel.: 8 62224 67 00 ORCID: 0000-0002-8146-8144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.