Научная статья на тему 'Художественная чеканка по металлу Узбекистана'

Художественная чеканка по металлу Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Традиция / декоративно-прикладное искусство / чеканка / узоры / при-емы / орнамент / бронза / медь / гравировка / Tradition / arts and crafts / che-kanka / patterns / techniques / ornament / bronze / cop-per / engraving.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алмарданова Б. К.

В данной статье рассматривается тема “Чеканка по металлу”, которая яв-ляется одним из старейших видов декоративно-прикладного искусства. Мастера чеканки XIXXX веков различных областей Узбекистана создавали свои произведения из золота, сере-бра, меди, бронзы, латуни. При чеканке полых высоких сосудов их внутренность наполняется песком или тряпками и утрамбовывались. Закончив чеканку узора, мастер подчищал его кон-туры, обрезал и выравнивал края, добиваясь изящества линий, а затем приступал к обработке фона узоров. Последней операцией являлась шлифовка поверхности. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нага-ра со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бу-бенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути. В настоящее время в Узбекистане производятся различные виды чеканных изделий: высокие сосуды для чая – “чойдиш”, для воды – “офтоба”, “обдаста” и “кумган”, чайники – “чойнак”; кувшины – “ку-за”, тун; тазики для умывания – “дастшуй”, “селобча”; чашеобразные сосуды для соков – “шарбаткоса”, для фруктов и сладостей – “мискоса”. Появились нетрадиционные для чеканки формы и комплекты изделий – сервизы из высоких кувшинов и пиал, декоративные чеканные панно и другие изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC MECHANISM ON METAL UZBEKISTAN

This article deals with the theme “Embossing by metal”, which is one of the oldest types of decorative and applied art. Masters of coinage of the XIXXX centuries of various re-gions of Uzbekistan created their works of gold, silver, copper, bronze and brass. When stamping hol-low high vessels, their inside is filled with sand or rags and compacted. Having finished stamping the pattern, the master cleaned its contours, cut and evened the edges, achieving the grace of lines, and then proceeded to processing the background of the patterns. The last operation was surface grinding. A large number of small items were cast: rings, openwork plates for doors, tongs for removing soot from candles, buckles for belts, decorations for harness, stirrups, buttons, bells and bells for camels that walked in caravans along the Great Silk Road. Currently, Uzbekistan produces various types of chased goods: high vessels for tea  choydish, for water  oftoba, obdasta and kumgan, and teapots  choinak; pitchers  “kuza”, tun; wash basin  “give”, “celebcha”; cup-shaped vessels for juices  “sharbatkos”, for fruits and sweets  “miskos”. Non-traditional for embossing forms and sets of prod-ucts appeared  sets of tall jugs and bowls, decorative chased panels and other products.

Текст научной работы на тему «Художественная чеканка по металлу Узбекистана»

УДК 930

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ УЗБЕКИСТАНА

Алмарданова Б.К.

ms.dona1992@mail.ru

Государственный музей истории прикладного искусства и ремесленничества Узбекистана

Аннотация: В данной статье рассматривается тема "Чеканка по металлу", которая является одним из старейших видов декоративно-прикладного искусства. Мастера чеканки XIX-XX веков различных областей Узбекистана создавали свои произведения из золота, серебра, меди, бронзы, латуни. При чеканке полых высоких сосудов их внутренность наполняется песком или тряпками и утрамбовывались. Закончив чеканку узора, мастер подчищал его контуры, обрезал и выравнивал края, добиваясь изящества линий, а затем приступал к обработке фона узоров. Последней операцией являлась шлифовка поверхности. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути. В настоящее время в Узбекистане производятся различные виды чеканных изделий: высокие сосуды для чая - "чойдиш", для воды - "офтоба", "обдаста" и "кумган", чайники - "чойнак"; кувшины - "ку-за", тун; тазики для умывания - "дастшуй", "селобча"; чашеобразные сосуды для соков -"шарбаткоса", для фруктов и сладостей - "мискоса". Появились нетрадиционные для чеканки формы и комплекты изделий - сервизы из высоких кувшинов и пиал, декоративные чеканные панно и другие изделия.

Ключевые слова: Традиция, декоративно-прикладное искусство, чеканка, узоры, приемы, орнамент, бронза, медь, гравировка.

ARTISTIC MECHANISM ON METAL UZBEKISTAN

B. Almardanova

ms.dona1992@mail.ru

State Museum of the History of Applied Arts and Crafts of Uzbekistan, Uzbekistan

Annotation: This article deals with the theme "Embossing by metal", which is one of the oldest types of decorative and applied art. Masters of coinage of the XIX-XX centuries of various regions of Uzbekistan created their works of gold, silver, copper, bronze and brass. When stamping hollow high vessels, their inside is filled with sand or rags and compacted. Having finished stamping the pattern, the master cleaned its contours, cut and evened the edges, achieving the grace of lines, and then proceeded to processing the background of the patterns. The last operation was surface grinding. A large number of small items were cast: rings, openwork plates for doors, tongs for removing soot from candles, buckles for belts, decorations for harness, stirrups, buttons, bells and bells for camels that walked in caravans along the Great Silk Road. Currently, Uzbekistan produces various types of chased goods: high vessels for tea - choydish, for water - oftoba, obdasta and kumgan, and teapots -choinak; pitchers - "kuza", tun; wash basin - "give", "celebcha"; cup-shaped vessels for juices -"sharbatkos", for fruits and sweets - "miskos". Non-traditional for embossing forms and sets of products appeared - sets of tall jugs and bowls, decorative chased panels and other products.

Алмарданова Б.К. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ УЗБЕКИСТАНА

Keywords: Tradition, arts and crafts, che-kanka, patterns, techniques, omament, bronze, copper, engraving.

В богатом и многоликом прикладном искусстве Узбекистана особое место принадлежит искусству рельефной обработки художественных изделий из металла. По древности происхождения она уступает лишь художественной керамике. Благодаря непрерывности развивавшейся на протяжении многих веков традиции в чеканке выработались свои эстетические каноны и достигло высокого совершенства мастерство исполнения. Так как изделия из металла пользовались большим спросом в торговле, они становились источниками распространения новых художественных идей и приемов образного воплощения, обогащая местную традицию лучшими достижениями искусства. Местные чеканщики создавали свои произведения из различных металлов -золота, серебра, меди, бронзы и латуни. В древнейший период преобладают изделия из бронзы. К наиболее ранним образцам художественного металла Узбекистана относятся широко распространенные в конце III-начале II тысячелетия до н.э. в регионах Средиземноморья, Египте, Месопотамии, Индии так называемые бронзовые булавки с фигурными навершиями. Завоевание Александром Македонским южных областей Средней Азии в IV в. до н.э. способствовало распространению здесь эллинских традиций, наложивших отпечаток на развитие местных форм изобразительного и прикладного искусства. Особый взлет в развитии чеканки Узбекистана характерен для поздне-античного и раннесредневекового периода III-VIII вв. н.э. В это время в художественной утвари из драгоценных металлов, предназначавшейся для правителей, знати и зажиточных прослоек общества, на первый план выдвигается светская тематика-сцены пиршеств и тронных восседаний, охотничьи подвиги и сюжеты единоборства, а также образы мифологических и эпических героев, различных божеств, изображения фантастических существ и реальных птиц и животных.

В коллекциях музеев широко и наиболее полно представлена художественная чеканка Узбекистана XVIII - начало XX вв. Главными центрами производства чеканных изделий в это время были Бухара, Хива, Коканд, Самарканд, Карши, Шахрисабз и Ташкент.

Приемы нанесения узора были повсеместно почти одинаковыми и сводились в основном к следующим видам: чеканному, гравированному и ажурно-прорезному. Медно-чеканные изделия создавались мастерами трех специальностей: медники изготовляли формы, лудили, литейщики отливали сосуды и части форм (ручки сосудов, на крышках, кончики носа, шарниры и др.) чеканщики украшали изделия тонкой чеканкой и гравировкой.

Чеканка - тонкая ручная работа, выполняемая довольно простым инструментом - "калямом". Виды "калямом" разнообразны и применялись в зависимости от характера орнамента и техники нанесения узора. Кроме них в

Казанский вестник молодых ученых

наборе инструментов имелись еще молоток и предметы для шлифования поверхности изделия после чеканки (ранда и "маскал-тип" напильников). Для нанесения очертания рисунка на поверхность изделия чеканщики иногда пользовались циркулем. Но опытные чеканщики, знающие сотни узоров, не прибегают к предварительному нанесению очертаний и наносят его сразу зубилом.

При чеканке полых высоких сосудов их внутренность наполняется песком или тряпками и утрамбовывается. Закончив чеканку узора, мастер подчищает его контуры, обрезает и выравнивает края, добиваясь изящества линий, а затем приступает к обработке фона узоров. Последней операцией является шлифовка поверхности.

Мотивы орнамента чеканных изделий традиционны для всех видов узбекского декоративно-прикладного искусства. В основном это растительные, геометрические и реже зооморфные узоры. Большое значение имели остальные мотивы, каллиграфические надписи-стихи и народные поговорки, изображения бытовых предметов.

Распространенным мотивом узбекского орнамента является растительный "ислими" и его разновидности, состоящие из вьющихся стеблей, узоров из цветов и листьев. Узорами "ислими" заполняются медальоны, розетки, геометрические фигуры, а также разнообразные фризы и каймовые полосы. Геометрический орнамент несет в чеканке чаще всего служебную нагрузку, тогда как большинство геометрических узоров взято из арсенала мотивов архитектурного декора. Это было связано с тем, что в прошлом существовали специальности орнаменталиста-"наккоша", составляющего узоры как для зодчих, так и для чеканщиков.

Зооморфные изображения употреблялись в стилизованном форме. Это были уже не изображения животных, а лишь их части: "чашми буль-буль" (глаз соловья), "кучкорак" (рога барана), "пушти балык" (рыбья чешуя), "илон-изи" (след змеи) и др. Более или менее ясно читаемое изображение животных, птиц или частей их тела можно наблюдать в деталях разнообразных ручек, носиков, выполнявшихся литейщиками (рис. 1-3).

Рис. 1. "Офтоба" (сосуд для воды), Коканд конец XIX в. 135

Алмарданова Б.К. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА ПО МЕТАЛЛУ УЗБЕКИСТАНА

Рис. 3. "Чилим" (кальян), Маргелан 1995 г.

Геометрический узор используется главным образом в контурах крупных орнаментов. В основе многих из них лежат древние архитектурно-строительные образы, например, "гишт" - кирпичики, "мехроб" - ниша, "занжир" - цепочка. Широко применяется в обработке фона мелкая штриховая линия в форме зигзага, распространены композиции в виде горизонтальных и вертикальных полос. С конца XIX - начала ХХ века в чеканной посуде появляются ярко раскрашенные эмалевыми красками фоны, вставки из полудрагоценных камней или прозрачного стекла на цветной подкладке, что придает изделиям красочность и выразительность.

Судьба изделия почти полностью зависит от мастера. Он должен в совершенстве владеть материалом, уметь формовать самые разные сосуды, украшать их тонкой узорной чеканкой и резьбой, уметь составлять затейливый орнамент, отлить куполок "кубба" для крышки сосуда, наконечник для носика кувшина, фигурную ручку для "офтоба" или "чойдыш" и шарниры "аспак", соединяющие крышку с горлышком кувшина. А ведь в старину литье бронзы - "рихтагари" составляло самостоятельную отрасль обработки металла. В большом количестве отливались мелкие предметы: кольца, ажурные пластинки для дверей, щипцы для снятия нагара со свечей, пряжки для поясов, украшения для сбруи, стремена, пуговицы, колокола и бубенцы для верблюдов, что ходили в караванах по Великому шелковому пути.

Казанский вестник молодых ученых

Чтобы отлить бронзовую ручку или куполок для крышки, мастер смешивает одну часть меди и две части олова и расплавляет в тигле из огнеупорной глины. Расплавленный металл заливают в бронзовые изложницы, состоящие из двух половинок и заполненные смесью песка и клея. В этой смеси ремесленник оттискивает форму отливки "колип", вырезанный из дерева или гипса.

В настоящее время в Узбекистане производятся различные виды чеканных изделий: высокие сосуды для чая - "чойдиш", для воды - "офтоба", "об-даста" и "кумган", чайники - "чойнак"; кувшины - "куза", тун; тазики для умывания -"дастшуй", "селобча"; чашеобразные сосуды для соков - "шар-баткоса", для фруктов и сладостей - "мискоса". Появились нетрадиционные для чеканки формы и комплекты изделий - сервизы из высоких кувшинов и пиал, декоративные чеканные панно и другие изделия.

Литература

1. Абдуллаев Т., Фахретдинова Д., Хакимов А. Песнь в металле. Т., 1986. С. 25-26.

2. Сергеев Б. Чеканка по меди. - Ташкент, 1960. С. 65-70.

3. http://uzor.uz/narodnie-ramesla/chekanka

Сведения об авторе

Алмарданова Б.К., ст. науч. сотрудник, Государственный музей истории прикладного искусства и ремесленничества Узбекистана.

Дата поступления 14.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.