Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 319-325. УДК 334.02
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ1
EDUCATIONAL POTENTIAL AS A BASIS OF MODERNIZATION OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM IN THE SAMARA REGION
А.М. Исупов A.M. Isupov
Самарский государственный университет Samara State University
Статья поступила в редакцию 8 июля 2015 г.
Предпринята попытка выявления особенностей образовательного потенциала Самарской области. Показаны степень грамотности населения региона, динамика числа обучающихся в образовательных организациях области по различным уровням образования. Выявлено, что Самарская область обладает высоким образовательным уровнем занятого населения по сравнению с близкими по основным социально-экономическим показателям регионами Приволжского федерального округа. Отмечена положительная тенденция роста численности воспитанников детских дошкольных организаций, уровня охвата детей дошкольными образовательными организациями, а также обучающихся в общеобразовательных организациях. Однако есть и негативные тенденции: уменьшение показателя динамики образования; снижение числа выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих; невысокая эффективность аспирантуры и докторантуры. Рассмотрены меры, предпринимаемые органами государственной власти Самарской области в сфере образования: создание новых мест в дошкольных образовательных организациях; реструктуризация сети образовательных организаций; формирование многоуровневых полипрофильных организаций; применение государственного задания на обучение; выплата стипендий и премий студентам и молодым ученым за особые успехи; увеличение расходов областного бюджета на отрасль «Образование». Рассмотрен вопрос развития информационных технологий в Самарской области: выявлены различия в использовании компьютера и Интернета среди городов и районов области. Предложено расширение практики учета кластерной составляющей экономики Самарской области в процессе подготовки компетентных кадров, способных осуществлять процесс модернизации социально-экономической системы региона. Так, предложены мероприятия по организации авиационных музеев и иных объектов культуры и рекреации, а также формирование кафедр в вузах, специализирующихся на кластерной тематике.
The article attempts to identify the characteristics of the educational potential of the Samara region. The degree of literacy of the population of the region, the dynamics of the number of students in educational institutions in the region on different levels of education are shown. It is revealed that the Samara region has a high educational level of the employed population compared to the regions of the Volga Federal district, which are close to it by the main socio-economic indicators. There is a positive trend of growth in the number of children of pre-school organizations, the level of coverage of children by pre-school educational organizations, as well as students in secondary organizations. However, there are some negative trends: a decrease in the rate of the dynamics of education; reducing the number of graduates of professional educational institutions enrolled in programs of training of qualified workers and employees; low efficiency of postgraduate and doctoral studies. There are reviewed measures taken by the state authorities of the Samara region in the sphere of education: the creation of new places in preschool educational institutions; restructuring of the network of educational institutions; the formation of multi-level poly-profiled organizations; use of state job for training; scholarships and awards to students and young scientists for outstanding achievements; increase in regional budget expenditures on education. The question of information technology development in the Samara region is considered: the differences in the use of computer and the Internet among the cities and districts of the region are identified. The proposed extension of the practice of accounting for the clustered component of the economy of the Samara region in the process of preparing competent professionals capable to realize the process of modernization of the socio-economic system of the region is proposed. Thus, there are proposed such activities as organization of air museums and other facilities of culture and recreation, as well as the formation of departments in universities, specializing in the cluster theme.
Ключевые слова: Самарская область, образовательный потенциал, дошкольное образование, общее образование, профессиональное образование, кластер.
Key words: Samara region, educational potential, pre-school education, general education, professional education, cluster.
Введение. Система образования является одним из важнейших факторов новой индустриализации такого промышленно развитого субъекта РФ, как Самарская область. Реализация задачи ускорения модернизации экономической системы и социальной сферы
региона во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров, способных овладевать новыми знаниями и на практике осуществлять инновационную деятельность. Фундаментом кадрового обеспечения такой деятельности является образование, которое
1 Выполнено при поддержке РГНФ, грант № 15-13-63004 «Социокультурный портрет Самарской области: эволюция и модернизация региона».
© А.М. Исупов, 2015
320
А.М. Исупов
готовит высококвалифицированных специалистов и отвечает за увеличение изобретательской активности выпускников. Человеческий капитал становится самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или денежное богатство. Выраженный в образовании работников, он непосредственно связан с производительностью труда и экономическим ростом.
Обзор литературы. Отдельные аспекты образовательного потенциала Самарской области рассмотрены в работах Л.М. Аль-битера, С.В. Данилова, Е.Н. Кононовой, Н.И. Прытковой (образовательный кластер, [1, с. 243-273]), В.И. Гусарова (инновационные проекты в образовании на территории Самарской области [2]), Е.В. Болговой (научно-образовательная основа экономических функций региона [3]). Вместе с тем исследования образовательного потенциала Самарской области в связи с ролью образования в модернизации социально-экономической системы данного субъекта федерации, с учетом особенностей развития различных уровней образования и в сравнении с другими регионами не были выявлены.
Г ипотеза и методы исследования. Приступая к исследованию, мы делаем предположение, что уровень развития образования в Самарской области свидетельствует о высоком образовательном потенциале региона, способном вывести область на лидирующие позиции в процессе модернизации социально-экономической системы. В данной работе будут использоваться следующие общенаучные методы исследования: анализ и синтез, компаративный метод.
Результат исследования. Население Самарской области характеризуется высоким уровнем грамотности и образованности. Так, 99,8 % жителей области являются грамотными, около 33 % имеют среднее профессиональное и более 23 % - высшее образование [4, с. 90]. Самарская область опережает средние показатели Российской Федерации и Приволжского федерального округа (ПФО) по числу лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Это характеризует высокий образовательный уровень занятого населения области по сравнению с близкими по уровню развития регионами ПФО - Нижегородской областью и Пермским краем (табл. 1).
Таблица 1
Состав занятого населения по уровню образования в 2013 г., % [5]
Регион Уровень образования
Высшее профессио- нальное Среднее профес- сионаьное Начальное профессио- нальное Среднее полное Основное общее Не имеют основного общего
Российская Федерация 31,7 25,8 18,5 20,2 3,5 0,3
Приволжский федеральный округ 28,5 25,5 21,9 20,4 3,6 0,2
Самарская область 37,4 28,4 16,1 16,0 2,0 0,1
Пермский край 24,8 25,9 28,5 16,0 4,5 0,3
Нижегородская область 28,4 27,9 21,6 18,5 3,6 0,2
Одной из составляющих потенциала модернизации социально-экономической системы региона является уровень развития сферы образования. Жителям Самарской области предоставляется возможность получения образования на всех уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
В период 1990-2010 гг. в Самарской области, как в целом по России, наблюдалась тенденция снижения числа обучающихся в образовательных организациях всех видов, кроме обучающихся в высших учебных заведениях. Затем ситуация изменилась: численность воспитанников в дошкольных организациях и охват детей дошкольными ор-
ганизациями, количество обучающихся в общеобразовательных организациях возросло, а количество студентов, бакалавров и магистров организаций среднего и высшего профессионального образования, напротив, начало снижаться (табл. 2).
Наименьший охват детей дошкольными организациями наблюдался в 1995 г. Это связано как с уменьшением численности самих детских дошкольных организаций, так и возможностями для матерей воспитывать детей в домашних условиях. Соответственно, уменьшилось число обучающихся в дошкольных организациях в 2010 г. по сравнению с 1990 г. на 75,6 тыс. чел. В общеобразова-
Образовательный потенциал как основа модернизации социально-экономической системы...
321
тельных организациях число обучающихся уменьшилось на 142,6 тыс. чел., в организациях начального профессионального образования - на 24,9 тыс. чел., среднего профессионального образования - на 5,0 тыс. чел. Численность студентов вузов, напротив, в 2010 г. стала выше на 87,4 тыс. чел., чем в 1990 г. (в 2013 г. - на 55,4 тыс. чел.). Несмотря на возникновение тенденции роста численности воспитанников дошкольных организаций, обучающихся в дневных общеобразова-
тельных организациях, по данным показателям не удалось достичь значений 1990 г. Однако как положительный результат политики органов власти Самарской области и органов местного самоуправления на территории Самарской области необходимо отметить превышение уровня охвата детей дошкольными образовательными организациями в 2013 г. значения данного показателя 1990 г. на 1,4 процентных пункта.
Таблица 2
Число обучающихся в образовательных организациях Самарской области [5; 6]
Показатель Год
1990 2000 2005 2008 2010 2012 2013
Охват детей дошкольными организациями (% от численности детей соответствующего возраста) 67,2 64,2 62,4 60,7 61,9 66,0 68,6
Численность воспитанников в дошкольных организациях, тыс. чел. 190,3 102,4 102,5 113,3 114,7 130,2 141,2
Численность обучающихся в дневных общеобразовательных организациях, тыс. чел. 423,2 435,2 318,9 282,3 280,6 284,7 287,2
Численность студентов, обучающихся по программам специалистов среднего звена, тыс. чел. 56,6 58,8 65,4 53,1 51,6 54,1 49,4
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. чел. 74,9 111,4 179,0 180,1 162,3 147,7 130,3
Существенно уменьшился по всем видам образования, кроме высшего, показатель динамики образования - количество обучающихся на 10 000 чел населения региона. На 10 000 человек населения в Самарской области приходится 406 студентов (табл. 3).
Начиная с 1990 г. и до 2008 г. уменьшалось количество детей в дошкольных об-
разовательных организациях, так как снижалась рождаемость, закрывались и перепрофилировались дошкольные детские организации. С 2008 г. росло число дошкольников, соответственно увеличились очереди на устройство детей в детские сады.
Таблица 3
Число обучающихся в образовательных организациях Самарской области (на 10 000 человек населения), человек [5; 6]
Вид образовательных организаций Год
1990 2000 2005 2008 2010 2012 2013 РФ 2013
Дневные общеобразовательные 1303 1328 1000 890 873 886 894 950
Среднего профессионального образования 174 176 190 159 150 157 145 129
Высшего профессионального образования 231 340 561 568 505 441 406 393
Расчет по дневным общеобразовательным организациям 10 000 человек населения выполнен автором.
Проблема дефицита мест в детских садах - одна из наиболее значимых в образовании, и Правительство Самарской области предпринимает серьезные усилия для ее решения. В 2011 г. из областного бюджета было направлено 340,7 млн руб. субсидий городским округам и муниципальным районам на проведение капитального ремонта и ос-
нащение оборудованием зданий и помещений, пригодных для создания дополнительных мест детям, обучающимся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. В 2011 г. было открыто 310 дополнительных групп с общим количеством мест - 6055, что позволило увеличить охват детей в возрасте от 1,5 до 6 лет до
322
А.М. Исупов
64,4 %, т. е. 121,7 тысяч детей посещали дошкольные образовательные организации. Всего за 2011-2014 гг. в Самарской области было создано 34,9 тыс. новых мест в детских садах [7, с. 18].
Численность учащихся в дневных общеобразовательных организациях, в организациях начального и среднего профессионального образования, начиная с 2000 г., резко сокращалась, что связано с демографической ситуацией, характерной для всех регионов Российской Федерации, а также с падением престижности начального и среднего профобразования. Снижалось количество подготовленных квалифицированных рабочих образовательными организациями начального профессионального образования. Так, число выпускников профессиональных образовательных организаций, обучавшихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, с 2005 по 2013 г. снизилось с 14 до 8 тыс. чел.
Сохранялась тенденция сокращения числа школ в регионе: за 5 лет (с 2005 по 2011 г.) их количество уменьшилось на 80 единиц, т. е. на 9,6 %, что было обусловлено снижением численности детей и сопровождалось реорганизацией малокомплектных сельских школ, созданием образовательных центров в муниципальных районах области. В 2011-2013 гг. число школ еще больше сократилось: с 742 до 728, т. е. на 2 %.
На начало 2013/2014 учебного года число учащихся в общеобразовательных организациях по сравнению с началом 2005/2006 учебного года сократилось на 9,9 % и составило 287,2 тыс. чел. Количество образовательных организаций снизилось за данный период на 12 %. Однако это значительно меньшее сокращение по сравнению с другими субъектами РФ. За указанный период времени сеть дневных общеобразовательных организаций в Нижегородской области уменьшилась на 23 %, количество учащихся в них - на 13 %; в Пермском крае - на 27 и 7,1 % соответственно, по Приволжскому федеральному округу - на 35 %, а число обучающихся в них - на 15 % [8, с. 214-223; 5, с. 216-221].
В Самарской области один из самых высоких показателей в России за 2013 г. по количеству студентов на 10 тыс. человек населения - 406 человек (19-е место по России; Пермский край - 53-е, Нижегородская область - 28-е) [5, с. 285].
В 2009 г. в Самарской области приступило к учебе на 9,5 % студентов меньше, чем
в предыдущем 2008 г. [8, с. 286]. Это обусловлено снижением численности учащихся в общеобразовательных заведениях, появлению так называемой «демографической ямы». Согласно официальному прогнозу, «дно» «демографической ямы» будет достигнуто в 2016 г. [9].
Система образования области в 2013 г. была представлена: 357 дошкольными образовательными организациями; 708 государственными и муниципальными, 20 частными дневными общеобразовательными организациями; 11 организациями, осуществляющими подготовку квалифицированных рабочих, служащих; 63 государственными и муниципальными и 4 частными организациями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена; 53 организациями высшего профессионального образования, в том числе 28 базовыми вузами и 25 филиалами.
Свыше 141 тыс. детей посещают дошкольные образовательные организации области. Очередность на поступление в детские сады в 2010 г. превышала 63 тыс. человек. Важно отметить, что до 2013 г. новые детские сады в Самарской области практически не строились. За 2011-2012 гг. в области был построен всего один детский сад, а в 20132014 гг. - 22 детских сада [7, с. 19].
В общеобразовательных учебных заведениях области обучается 287,2 тыс. школьников, более 90 % из них - в первую смену.
В целях рационализации использования ресурсов в регионе осуществляется реструктуризация сети образовательных организаций. Одним из направлений реструктуризации является расширение парка школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей в сельской местности. В 2010 г. школьные перевозки осуществлял 571 автобус на 613 региональных маршрутах. Подвозом было охвачено около 13 тыс. учащихся. В 20112014 гг. их количество возрастало. Так, в 2014 г. в Самарской области в школьных перевозках было задействовано 644 автобуса, на 702 маршрутах перевозилось около 14 тыс. учащихся [10; 11].
В системе профессионального образования активно идёт процесс оптимизации сети организаций начального и среднего профессионального образования в форме создания многоуровневых полипрофильных организаций, успешно применяется практика государственного задания на обучение, что позволяет демонстрировать положительную динамику трудоустройства выпускников.
Образовательный потенциал как основа модернизации социально-экономической системы...
323
В настоящее время свыше 9 % выпускников организаций довузовского профессионального образования получают по результатам итоговой аттестации повышенный квалификационный разряд. Среди выпускников организаций начального профессионального образования в 2010 г. были трудоустроены или продолжали обучение 81,2 % (в 2009 г. - 79,0 %), среднего профессионального образования - 75,7 % (в 2009 г. - 72,6 %).
Организация процесса преподавания и качество получаемых знаний в организациях профессионального образования Самарской области неоднократно признавались на уровне Российской Федерации. Так, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» 12 организаций становились победителями конкурса по реализации инновационных образовательных программ.
Высшее профессиональное образование на территории региона получают свыше 162 тыс. чел. Подготовка студентов осуществляется более чем по 250 специальностям и направлениям и охватывает 19 отраслей экономики.
В 2009 г. один из крупнейших вузов региона - Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королёва -получил статус «национальный исследовательский университет» [12].
В целях поддержки талантливой молодежи, в 2011 г. 200 студентов получали стипендию губернатора, 100 студентов - стипендию им. П.В. Алабина, 17 человек - премию им. Д.И. Козлова. Лауреатами областного конкурса для студентов, аспирантов и молодых ученых, ведущих активную научно-исследовательскую работу, признаны 77 человек из 16 вузов и научных организаций Самарской области [10].
Расходы консолидированного бюджета на отрасль «Образование» постоянно увеличивались и составляли в 2008 г. - 22 126,8 млн
руб.; 2009 г. - 22 233,7 млн руб.; 2010 г. -23 524,1 млн руб. [8, с. 212-285, 836-845].
Интенсивное развитие сферы образования основывается на широком использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Число персональных компьютеров в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях на 1000 обучающихся в Самарской области растет. На начало 2007/2008 учебного года их число в регионе было 46 единиц, на начало 2010/ 2011 учебного года - 55 единиц [8, с. 287].
В настоящее время все общеобразовательные организации области имеют в наличии не менее одного подключения к Интернету по выделенным каналам связи.
Население области активно использует современные средства связи и коммуникации - мобильный телефон, компьютер, Интернет. По данным опроса взрослого населения области, мобильный телефон используют 88,6 %, компьютер - 62,4 %, Интернет -58,5 % жителей области.
Наблюдается определенная разница в использовании компьютера и Интернет среди городов и районов области. Наиболее активно используют современные средства коммуникации в областном центре - Самаре, наименее активно - в районах области. В Тольятти использование компьютера и Интернет уступает Самаре почти на 10 процентных пунктов и немного опережает районы [4, с. 96].
Образовательный потенциал способствует модернизации социально-экономической системы по мере его использования в практической деятельности. Это прежде всего подготовка научно-педагогических кадров. В области действует система подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру вузов и научных организаций. Масштабы такой подготовки в 2000-2010 гг. имели устойчивую тенденцию к росту, а далее стали снижаться (табл. 4).
Таблица 4
Подготовка аспирантов и докторантов организациями Самарской области [8; 5]
Показатель Год
2000 2005 2010 2012 2013
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов 18 22 25 28 27
Численность аспирантов, чел. 1669 2209 3125 3147 2904
Выпуск из аспирантуры, чел. 338 516 636 736 698
Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, чел. 136 243 228 246 197
Число организаций, ведущих подготовку докторантов 8 11 12 13 12
Численность докторантов, чел. 67 70 99 110 111
Выпуск из докторантуры, чел. 26 16 24 37 31
Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, чел. 6 8 9 10 4
Исследователи с учеными степенями - всего, чел. 592 594 535 512 557
в том числе - кандидаты наук, чел. 542 482 434 407 443
- доктора наук, чел. 50 112 101 105 114
324
А.М. Исупов
Количество организаций, ведущих подготовку аспирантов в регионе, увеличилось с 1995 по 2013 г. на 80 %, а численность аспирантов - в четыре раза. Из выпускаемых аспирантов только 28 % защищают диссертации в установленные сроки. Это свидетельствует о невысокой эффективности аспирантуры в регионе, однако показатели по региону выше, чем в среднем по стране. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по России в целом составляет 26 % [8, с. 801].
За рассматриваемый период показатель выпуска из докторантуры в процентах от числа докторантов составлял от 10 % в 1995 г. до 34 % в 2012 г. Из выпускаемых докторантов только 13 % защищают диссертации в установленные сроки. Следовательно, эффективность докторантуры также недостаточно высокая.
В Самарской области уже проводится политика в сфере образования, учитывающая кластерную составляющую экономики региона. Так, в 2014 г. в рамках модернизации систем профессионального образования было приобретено 1440 электронных образовательных ресурсов, необходимых для осуществления подготовки специалистов, востребованных предприятиями авиационно-космического кластера Самарской области. Кроме того, на базе предприятия аэрокосмического кластера были организованы стажировки педагогических и управленческих кадров региональной системы профессионального образования [11]. Однако в Самарской области, помимо аэрокосмического, уже получающего государственную поддержку, функционируют и другие кластеры: автомобильный, нефтедобывающий, химический [13]. С целью развития образовательной составляющей самарского аэрокосмического инновационного территориального кластера, по нашему мнению, целесообразно организовать интерактивный авиационный музей на территории базирования кластера. Тем самым вместо утилизации части вышедшей из эксплуатации авиационной техники будут созданы предпосылки для получения дополнительной прибыли. Передачу списанной авиационной техники в музей надо производить при взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления - собственников объектов культуры и отдыха, -предприятий-изготовителей, организаций-эксплуатантов воздушных судов, полностью выработавших свой летный ресурс. Компетентным участникам кластера предлагается
осуществлять предварительные маркетинговые исследования проектов, учитывать выгоду хозяйствующих субъектов в цепочке «разработчик - производитель - авиакомпания (эксплуатант) - собственник музейного комплекса». Предлагаем воспользоваться успешным опытом музеев техники в городах Зинсхайм (Sinsheim) и Шпайер (Speyer) (Германия). В российских условиях, характеризующихся более низким уровнем финансовой обеспеченности организаций социокультурной сферы, чем в развитых странах, органы государственной власти могут оказать поддержку в виде компенсации расходов на доставку и сборку экспонатов. В рамках учебного процесса с целью профориентации можно предусмотреть экскурсии учащихся общеобразовательных учреждений, а также учреждений среднего и высшего профессионального образования в созданный музей авиационной техники. При эффективной ценовой политике указанный объект будет востребован представителями разных социальных групп. При наличии соответствующих расчетов организация музея авиационной техники имеет смысл в непосредственной близости от Самары, в районе Смышляевки, аэропорта «Смышляевка» и учебного аэродрома Самарского государственного аэрокосмического университета (национальный исследовательский университет). Кроме непосредственно авиационной техники, которая будет экспонироваться в указанном комплексе, для привлечения посетителей необходимо строительство объектов инфраструктуры: зон рекреации, общественного питания; организация бесперебойной доставки людей автомобильным и железнодорожным транспортом.
Как отдельное направление, связанное с предыдущим, мы рассматриваем установку памятников самолетам и другой авиационной технике, которые будут совмещать функции объекта культуры и объекта рекреации. Здесь полезно обратиться к российскому опыту прошлых лет, который широко применялся в 1970-1980-е гг. В парках культуры и отдыха городов СССР, в том числе Куйбышева (Самары), Ростова-на-Дону, всего около 20 населенных пунктов, были организованы кинотеатры, тиры, детские кафе на базе выведенной из эксплуатации авиационной техники. Опыт оказался положительным, новые объекты были весьма популярны. Однако их работа прекратилась в 1980-1990-е гг. по причине финансово-экономического кризиса. В настоящее время организация объектов
Образовательный потенциал как основа модернизации социально-экономической системы...
325
социокультурной сферы на базе вышедшей (выведенной) из эксплуатации авиационной техники позволила бы привлечь внимание населения, деловых кругов к территории базирования кластера и его участникам, создать новые рабочие места и дополнительную налоговую базу для бюджетов всех уровней.
Следует формировать отдельные кафедры, специализирующиеся на развитии авиастроительных кластеров, в высших учебных заведениях, наиболее компетентных в соответствующих вопросах [1, с. 209, 216-218; 14; 15, с. 88-89, 91].
Представляется, что дальнейшее развитие образовательной составляющей не только аэрокосмического, но и других кластеров Самарской области будет способствовать комплексному развитию территории, более гибкому реагированию населения на изменения в конъюнктуре рынка труда, росту уровня благосостояния людей.
Заключение. Таким образом, Самарская область обладает значительным образовательным потенциалом, по ряду показателей опережая Приволжский федеральный округ и Российскую Федерацию в целом. Однако для региона характерна нехватка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, что во многом будет препятствовать процессу неоиндустриализации с точки зрения внедрения новых технологий в производственный процесс.
1. Агаева Л. К., Анисимова В. Ю., Безлепкина Н. В. Новая концепция развития региональной экономики: кластерная основа : монография / под общ. ред. Н. М. Тюкавкина.
- Самара : Изд-во «Самарский ун-т», 2014. -308 с.
2. Гусаров В. И. Инновационные проекты в управлении образованием: опыт Отрад-ненского образовательного округа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 4-4.
- С. 842-847.
3. Болгова Е. В. Научно-образовательный каркас региона: статистическая оценка потенциала экономических функций // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - № 6 (68). -С. 5-10.
4. Самарская область. Социокультурный портрет : монография / А. М. Исупов,
И. В. Карпов, С. А. Мартышкин и др.; под ред. С. А. Мартышкина, Д. М. Шабунина. -Самара : Изд-во «Глагол», 2012. - 320 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014 : стат. сб. / Росстат. — М., 2014. — 900 с.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 : стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 999 с.
7. Три года работы: цифры и факты // Волжская коммуна. - 2015. - 15 мая.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 : стат. сб. / Росстат. — М., 2011. — 990 с.
9. Концепция формирования объединенного национального исследовательского университета. - URL : https://www.yadi.Sk/i/D1VI cq83fCMje (дата обращения: 25.11.2014).
10. Доклад заместителя министра образования и науки Самарской области В. А. Пылева об исполнении бюджета по отрасли «Образование» за 2011 г. - URL : http://www. educat.samregion.ru/activity/publ_slush/5219/ (дата обращения: 25.11.2014).
11. Об исполнении бюджета по отрасли «Образование» за 2014 г. - URL : http://www. educat.samregion.ru/activity/publ_slush/10102/ (дата обращения: 25.11.2014).
12. Образование. - URL : http://www. economy.samregion.ru/econmic/social_naja_sfera _regiona/edu/ (дата обращения: 25.11.2014).
13. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. Утверждена постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 г. № 129.
- URL : http://www.economy.samregion.ru/ social_no_ekonomicheskoe_razvi/9178/ (дата обращения: 25.11.2014).
14. Исупов А. М. К вопросу о совершенствовании механизма функционирования авиастроительных кластеров Российской Федерации // Российское предпринимательство.
- 2015. - Т. 16. - № 5 (275). - С. 721-734.
15. Исупов А. М. Применение программно-целевого метода государственного регулирования кластеров авиационной промышленности как фактор повышения уровня социально-экономического развития территории // Материалы конференций: сб. ст. / под ред. В. К. Семенычева. - Самара : САГМУ, 2013. - Т. 1. - С. 85-92.