УДК 338.24.01
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2016
Полтева Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)
Аннотация. Цель: проведение анализа инноваций в образовании Самарской области. Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать динамику изменения инвестиционного климата региона в его историческом развитии и функционировании. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты: По результатам проведенного анализа было выявлено, что Самарская область является один из наиболее индустриально развитых регионов России с обширной экономикой со значительной долей обрабатывающей промышленности, серьезным научным и инновационным потенциалом. Для поддержания лидирующих позиций Самарской области необходимо постоянно совершенствовать систему образования путем внедрения инноваций в образование. Основными задачами Правительства Самарской области в сфере образования остаются обеспечение доступности дошкольного образования, развитие системы поддержки талантливых детей, повышение качества профессиональной подготовки. Реализованные мероприятия в сфере инноваций образования в Самарской области позволили обеспечить удовлетворенность населения Самарской области услугами дошкольного образования для детей 3-7 лет составляет 96,9 %. При этом очередь на зачисление в детские сады для детей 3-7 лет составляет 5,6 тыс. человек. К концу 2015 года полностью решена проблема доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет. Необходимо отметить, что приоритетным направлением развития образования в Самарской области остается работа с талантливыми детьми и молодежью. По итогам Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Будущее России» каждый 10-й - самарский школьник является победителем, что свидетельствует о высоком качестве образования в Самарской области. Научная новизна: в статье были использованы общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность для проведения анализа инвестиционного климата Самарской области. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи работы могут быть использованы для анализа инвестиционного климата других субъектов федерации РФ.
Ключевые слова: образование, дошкольное образование, дополнительное образование, высшее образование, инвестиции в образование, инновации, инновационный потенциал, инвестиции в инновации, Самарская область.
INNOVATIONS IN EDUCATION OF THE SAMARA REGION
© 2016
Polteva Tatiana Vladimirovna, lecturer of the chair «Finance and Credit» Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Moscow, Belorusskaya street, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)
Abstract. Objective: To analyze the Innovations in Education of the Samara region. Methods: dialectical approach to the knowledge of social phenomena, which allows to analyze the dynamics of change in the region's investment climate and its historical development and function. It is also used in the general scientific research methods (dialectics, analysis, synthesis, system, complexity), and other special techniques and procedures. Results: According to the results of the analysis revealed that the Samara region is one of the most industrially developed regions of Russia with an extensive economy with a large share of the manufacturing sector, a major research and innovation potential. To maintain the leading position of the Samara region need to continuously improve the education system through the introduction of innovation in education. The main objectives of the Samara Region Government in the education sector are to ensure the availability of pre-school education, the development of talented children support system, improving the quality of vocational training. Realized activities in the field of education innovation in the Samara region enabled the satisfaction of the population of the Samara region of preschool education services for children 3-7 years of age is 96.9%. At the same time turn on the enrollment in kindergartens for children 3-7 years of age is 5.6 thousand. Man. By the end of 2015 completely solved the problem of availability of preschool education for children 3-7 years. It should be noted that the priority of education development in the Samara Region is working with talented children and youth. As a result of the All-Russian Olympiad multidisciplinary engineering "Future of Russia" every 10th - Samara student is the winner, which confirms the high quality of education in the Samara region. Scientific novelty: in the article were used scientific methods of research, such as dialectics, analysis, synthesis, system, complexity of the analysis of the investment climate of the Samara region. Practical value: the main provisions and conclusions of this paper work can be used to analyze the investment climate in the Russian Federation of other subjects.
Keywords: education, preschool education, further education, higher education, investments in education, innovation, innovative potential, investment in innovation, Samara region.
Подготовка высококвалифицированных и компетентных педагогов, соответствующих современным требованиям социума и общества является актуальной задачей системы высшего образования, определяемой внедрением Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта. В этих условиях перехода на компетентност-ную систему подготовки педагогов, в рамках профессионального обучения, требует соответствующего обновления содержания образовательного процесса [1-14].
Соответственно одной из основных задач Правительства Самарской области в сфере образования является повышение качества профессиональной подготовки [15-19].
Для реализации поставленной цели продолжается
реализация мероприятия по обеспечению доступности дошкольного образования.
В I полугодии 2015 года построены 2 новых (на 110 мест в городском округе Сызрань и на 210 мест в городском округе Самара) и реконструированы 2 (на 203 места в городском округе Тольятти и на 95 мест в городском округе Похвистнево) дошкольных учреждения. В настоящее время удовлетворенность населения Самарской области услугами дошкольного образования для детей 3-7 лет составляет 96,9 %. При этом очередь на зачисление в детские сады для детей 3-7 лет составляет 5,6 тыс. человек. К концу 2015 года полностью решена проблема доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволяет
системе общего образования Самарской области демонстрировать высокий уровень получаемых школьниками знаний. В 2015 году получено 167 100-балльных результатов по 9 предметам (в 2014 году - 136 по 6 предметам). В том числе этому способствует развитие сети региональных учебно-методических объединений (20 единиц).
В целях повышения качества дополнительного образования ему уделяется значительное внимание [20-22].
Охват детей от 5 до 18 лет услугами учреждений дополнительного образования (далее - УДОД) различной ведомственной принадлежности составляет 78,5%, что превышает целевой ориентир к 2020 году, установленный Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 (75%).
К наиболее востребованным и популярным направлениям дополнительного образования традиционно относятся художественно-эстетическое (32,2%) и физкуль-турно-спортивное (32%). Возрастает численность детей, занятых в объединениях технической направленности (в объединениях научно-технической направленности - на 38,5% по сравнению с 2013/2014 учебным годом, спортивно-технической направленности - на 26,4%).
Приоритетным направлением остается работа с талантливыми детьми и молодежью. Участниками Всероссийской олимпиады школьников в 2014/2015 учебном году стали 108,3 тыс. учащихся 5-11-х классов школ региона (в 2013/2014 учебном году - 102,1 тыс. учащихся). По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников команды Самарской области одержали 8 побед и заняли 31 призовое место. Среди 594 лауреатов Всероссийской многопрофильной инженерной олимпиады «Будущее России» практически каждый 10-й - самарский школьник (4 победителя и 59 призеров).
В текущем году 116 одаренных детей региона, проявивших себя в различных направлениях деятельности (культура, искусство, наука, спорт, социально значимая деятельность) отдохнули в Международном детском центре «Артек». До конца года планируется отправить в Международный детский центр еще более 100 человек.
На Четырнадцатых Всероссийских и Десятых открытых молодежных Дельфийских играх государств -участников СНГ Самарская область заняла третье общекомандное место из числа 68 регионов - участников (6 золотых, 10 серебряных и 3 бронзовых медалей, 4 диплома).
В 2015 году расширены категории получателей социальной поддержки в форме полной или частичной оплаты услуг по обучению в организациях высшего образования Самарской области по приоритетным для развития экономики региона направлениям подготовки (специальностям).
Основной задачей совершенствования региональной системы профессионального образования является обеспечение ее соответствия приоритетам развития региона. Исходя из прогноза кадровых потребностей, в 2015 году увеличены контрольные цифры приема по приоритетным направлениям экономики региона: машиностроение, химические технологии, сфера 1Т-технологий, электро- и теплоэнергетика с 33,3 до 33,9%; строительный профиль - с 6,7 до 7,0%. При этом контрольные цифры приема по профессиям и специальностям сферы обслуживания уменьшены с 5,3% в 2014 году до 4,1% в 2015 году.
В настоящее время ведется работа по объединению федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет». Соответствующий
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации принят 22 июня 2015 года. Новый устав объединенного университета должен быть принят до конца октября текущего года. Первый набор в объединенный вуз прошел в текущем году.
В регионе внедряется дуальная система образования. С мая 2015 года Самарская область включена в реализацию проекта автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В настоящее время в проекте принимают участие 4 профессиональные организации, подведомственные министерству образования и науки Самарской области, осуществляющие подготовку кадров для предприятий авиационно-космического кластера региона, и ведущие предприятия области.
В 2015 году студенты профессиональных образовательных организаций Самарской области повысили результативность своего участия в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства в формате WorldSkills, завоевав 3 золотые, одну бронзовую и одну медаль «За мастерство». Из 43 регионов - участников национального чемпионата в 2015 году самарская делегация заняла 8-е место.
В текущем году учреждены 100 денежных выплат в размере 10 тыс. рублей для молодых ученых и конструкторов, работающих в Самарской области, по приоритетным для региона направлениям развития науки, технологий и техники.
Создаются условия для полноценного обучения в учреждениях профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время здания 19 государственных профессиональных образовательных организаций Самарской области обустроены и приспособлены для реализации программ среднего профессионального образования и профессиональной подготовки для лиц данной категории [23-26].
Продолжается работа по повышению престижности педагогической профессии, в том числе путем проведения конкурсов профессионального мастерства. В рамках реализации мероприятия «Денежное поощрение лучших учителей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы победителями конкурсного отбора 2015 года стали 34 педагога Самарской области, каждый из которых получит денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей.
Комплекс ежегодно осуществляемых мер социальной поддержки способствует увеличению числа молодых специалистов в образовательных учреждениях (с 918 человек в 2013/2014 учебном году до 1 163 человек в 2014/2015 учебном году). Доля учителей общеобразовательных учреждений в возрасте до 30 лет составила 12,8% (в 2013/2014 учебном году - 11,8%).
Значимым достижением региональной педагогики стало завоевание звания «Учитель России 2015 года» преподавателем истории и обществознания из Самарской области 25-летним Сергеем Кочережко.
На территории региона организован и проведен ряд крупных международных и межрегиональных мероприятий молодежной направленности, в том числе ежегодный молодежный форум ПФО <<1Волга».
В сфере военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи помимо большого количества памятных и торжественных мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, в первом полугодии 2015 года были проведены областной военно-спортивный лагерь «Зимний рейд», областной смотр постов № 1 и отборочный этап областных военно-спортивных соревнований «Отчизны верные сыны: посвящение Победе», ХУШ фестиваль патриотической песни «За нами - Россия!».
В рамках поддержки реализации федерального про-
екта «Волонтерский корпус - 70 лет Победы» на территории региона был организован областной волонтерский корпус. Всего в волонтерскую деятельность вовлечено более 7 800 человек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.
2. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.
3. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.
4. Платонова Р.И. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров-педагогов в условиях реализации ФГОС 3 + // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 79-82.
5. Набатова Л.Б., Мазилина Н.А. Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 133-138.
6. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С.
49-52.
7. Макеева Е.Д. Особенности организации естественнонаучной подготовки будущих педагогов в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 71-74.
8. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.
9. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.
10. Колодезникова С.И. К вопросу о проблеме формирования фонда оценочных средств в условиях введения ФГОС ВПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 23-24.
11. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.
12. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 127-129.
13. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С.
50-53.
14. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов - будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.
15. Холомина О.А., Курилова А.А. Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения по ФГОС НОО // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 209-210.
16. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
17. Гирка И.В. Формирования профессиональной
компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.
18. Малышевский О.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки инженеров-педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 28-30.
19. Третьякова Е.М. Проектирование модели профессиональной подготовки бакалавров с использованием новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 116-119.
20. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к реализации дополнительного образования детей в контексте требований профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 22-24.
21. Кольцова Ю.Н. Развитие технического творчества обучающихся в учреждениях дополнительного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 7-10.
22. Сабина С.В. Детские школы искусств в системе современного дополнительного образования: традиции и поиски направленной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 191-195.
23. Жданкина И.Ю. Роль профессиональной ориентации на этапе профессионального самоопределения студентов выпускных курсов образовательных организаций среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 10-13.
24. Денисов М.В., Сергеев А.В. Многоуровневая подготовка кадров в системе среднего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 75-80.
25. Ванюхина Н.В., Исмагилова Р.Р. Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 123-125.
26. Васильев А.А., Горин Л.Н. Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования // Вестник НГИЭИ. 2014. № 8 (39). С. 11-18.
Авторы благодарны Российскому гуманитарному научному фонду за частичную финансовую поддержку данной работы (Региональный конкурс «Волжские земли в истории и культуре России», грант № 16-1263003).