Научная статья на тему 'Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи'

Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / SCHOOL / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STIMULATION / A TRADE CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова Н. В., Журавлева М. В.

Рассмотрены способы стимулирования профессионального самоопреде-ления учащихся на стадии выбора профессии в условиях образовательного нефтехимического кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways for stimulation professional self-determination pupils at a stage of a choice of a trade in the conditions of educational petrochemical cluster were consid-ered.

Текст научной работы на тему «Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи»

Н. В. Котова, М. В. Журавлева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

КАК УСЛОВИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: школа, профессиональное самоопределение, стимулирование, выбор профессии.

Рассмотрены способы стимулирования профессионального самоопределения учащихся на стадии выбора профессии в условиях образовательного нефтехимического кластера.

Кeywords: school, professional self-determination, stimulation, a trade choice.

The ways for stimulation professional self-determination pupils at a stage of a choice of a trade in the conditions of educational petrochemical cluster were considered.

Существующий дефицит квалифицированных специалистов становится серьезным препятствием для развития экономики страны. И это связано не только с демографическим кризисом и увеличением числа трудовых кадров предпенсионного возраста, но и с падением престижа инженерно-технического образования, демотивацией, отсутствием интереса к инженерным специальностям, а также отсутствием стремления выпускников, получивших инженерно-техническое образование, трудоустраиваться на крупные промышленнопроизводственные предприятия.

Объективное противоречие между реальной потребностью общества и относительно стихийно складывающейся профессиональной направленностью старшеклассников обуславливает необходимость в стимулировании профессионального самоопределения учащихся на этапе выбора профессии. Средством стимулирования профессионального самоопределения может и должно стать пропагандирование инженерного образования в школьной среде. С этой целью на факультете нефти и нефтехимии Казанского государственного технологического университета в рамках образовательного нефтехимического кластера разработана «Программа повышения престижности инженерного образования в школьной среде». Программа представляет собой систему способов стимулирования профессионального самоопределения школьников и включает несколько взаимосвязанных блоков: исследовательский, информационно-ориентирующий, образовательный, адаптирующий, психолого-педагогический, результирующий.

Исследовательский блок предполагает беседы, наблюдение, анкетирование школьников с целью определения мотивов выбора будущей профессии, факторов, влияющих на профессиональную направленность учащихся.

Мероприятия, организованные в рамках информационно-ориентирующего блока Программы, позволяют школьникам узнать о профессиях, востребованных на рынке труда, о направлениях подготовки специалистов в КГТУ, о перспективах развития промышленности республики.

Образовательный компонент «Программы повышения престижности инженерного образования в школьной среде» является ключевым, так как предполагает организацию первоначального профессионального обучения школьников и способствует формированию у учащихся общего представления о химическом производстве, роли и задачах инженера в обеспечении его функционирования, а так же обеспечивает развитие познавательных и профессиональных интересов [1].

Привлечение школьников к участию в культурно-массовых мероприятиях вуза и факультета таким, как ежегодный фестиваль «День первокурсника», «Студенческая весна» спортивные мероприятия и другие рассматривается как блок мероприятий, способствующий адаптации учащихся в вузе со школьной скамьи.

На каждом этапе реализации Программы осуществляется психолого-педагогическая поддержка учащихся в предпрофильной (8-9 класс) и профильной подготовке (10-11 класс). Это психолого-педагогическое исследование учащихся, диагностика общих и частных проблем при выборе будущей профессии, консультирование в диалоговом режиме и в режиме группового обсуждения, тренинговые формы групповой работы.

Итогом работы Программы будет являться анализ динамики показателей сформи-рованности профессионального самоопределения учащихся.

Таким образом, реализация «Программы повышения престижности инженерного образования в школьной среде» участниками образовательного нефтехимического кластера будет способствовать стимулированию профессионального самоопределения молодежи на этапе выбора профессии, позволит сориентировать школьников в выборе профессии, востребованной на рынке труда, осознанным получением ими инженерного образования, что впоследствии обеспечит квалифицированными специалистами промышленные предприятиях.

Литература

1. Котова, Н.В. Проектирование содержания элективного курса «Прикладная химия» для учащихся школ естественнонаучного профиля / Н.В. Котова, М.В. Журавлева // Вестник Казанского технол. ун-та. -2010. -№ 1.- С. 353-357.

© Н. В. Котова - асс. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ, [email protected]; М. В. Журавлева - канд. техн. наук, зам. декана по воспитательной работе ФННХ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.