Н. В. Котова, М. В. Журавлева
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ - УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
Ключевые слова: исследование, профессиональное самоопределение, естественнонаучный
профиль, учащиеся.
Рассмотрен предварительный этап исследования профессионального самоопределения учащихся школ естественнонаучного профиля.
Keywords: diagnosing, professional self-determination, a natural-science profile, pupils.
The maintenance of a preparatory investigation phase of professional selfdetermination for pupils of a natural-science profile is considered.
В настоящее время многие специалисты по подбору персонала на производстве предрекают огромную востребованность инженерных специальностей: инженеров-
технологов, инженеров-конструкторов, строителей высшей квалификации. Кроме того, в современном производстве возрос спрос на химиков, генетиков, математиков, и этот спрос будет расти дальше.
Существует парадоксальная ситуация, при которой огромный дефицит в высокопрофессиональных специалистах одновременно соседствует с тем, что на учете в центрах занятости населения состоят выпускники всех уровней профессионального образования. Основная причина - несоответствие между спросом и предложением, рынком труда и рынком образовательных услуг. Рынок труда перенасыщен специалистами с высшим экономическим и гуманитарным образованием, в то время как на многих предприятиях наблюдается острая нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров [1].
Исправить эту ситуацию возможно, если начинать профориентационную работу со школьниками младшего и среднего звена, активизируя интерес учащихся к дисциплинам естественнонаучного профиля, т.к. при подготовке специалистов по инженерным специальностям базовыми дисциплинами для изучения являются предметы естественнонаучного блока. Стимулирование, интенсификация профессионального самоопределения школьников, ориентация учащихся на выбор естественнонаучного профиля в школьной подготовке обеспечит учебные заведения профессионального образования различных уровней ориентированными абитуриентами, а в последствии, предприятия квалифицированными специалистами.
Для изучения профессионального самоопределения учащихся школ естественнонаучного профиля, входящих в образовательный нефтехимический кластер, разработан опросник для выявления следующих критериев и показателей профессионального самоопределения: осознанная мотивация на обучение как условие для достижения поставленной цели, связанной с выбором профессии; осознание необходимости выбора профессии на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями; самостоятельность и активность при осуществлении выбора; понимание
общественной и личной значимости избираемой профессии; степень значимости различных видов деятельности для школьников, влияние мнения родителей на профессиональное самоопределение их детей, уровень сформированности представлений о профессии, мотивы выбора учебного заведения после окончания школы, мотивы выбора профессии, сопоставление предполагаемой сферы деятельности и желаемой профессии.
Из литературных источников известно, что на профессиональное самоопределение школьников влияет мнение родителей, а также педагоги школы [2]. Поэтому разрабатываются анкеты для родителей и преподавательского состава. При анкетировании родителей планируется выявить: взаимосвязь между уровнем образования родителей и профессиональным самоопределением их детей, участие родителей в профессиональном самоопределении, мотивы, которыми руководствуются родители, советуя выбор профессии, компетентность родителей в профессиональном самоопределении, мнение родителей о профориентационных мероприятиях проводимых в школе.
При анкетировании преподавательского состава школы вопросы составлены таким образом, чтобы выявить отношение учителей к профориентационным мероприятиям, организованным в школе учебными заведениями профессиональной подготовки, определить роль каждой дисциплины, преподаваемой в школе, в профессиональном самоопределении учащихся. Определить роль факультативных, дополнительных занятий, влияние элективных курсов по различным дисциплинам на профессиональное самоопределение школьников и т. п.
Анализируя анкеты, планируется определить сущность и условия стимулирования профессионального самоопределения учащихся школы естественнонаучного профиля.
Литература
1. Абдуллин, И.Ш. УМК для подготовки специалистов по нефтехимии в рамках некоммерческого партнерства начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений и предприятий отрасли / И.Ш. Абдуллин, Н.Ю.Башкирцева, М.В.Журавлева, А.В. Смирнова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, - 2008. - 81 с.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
© Н. В. Котова - асс. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ, [email protected]; М. В. Журавлева - канд. техн. наук, зам. декана по воспитательной работе ФННХ, [email protected].