Научная статья на тему 'Образовательный комплекс педагогического университета как фактор формирования профессиональных умений будущих педагогов'

Образовательный комплекс педагогического университета как фактор формирования профессиональных умений будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Баранов Максим Владимирович, Баранова Екатерина Михайловна

В статье анализируются социальные и педагогические предпосылки эффективной деятель-ности педагогического университетского комплекса в аспекте формирования у будущих педагогов профессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохранов Владимир Васильевич, Баранов Максим Владимирович, Баранова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный комплекс педагогического университета как фактор формирования профессиональных умений будущих педагогов»

тей 3-4 лет. Причем на формирующем этапе она оказалась намного выше, чем на констатирующем. Так, прирост показателей физических качеств у детей 3-4 лет на констатирующем этапе составил 21,5%, а на формирующем 33,1%. Эти показатели служат доказательством положительного влияния индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в ДОУ

Эмпирические данные проведенной опытнопоисковой работы дают основание утверждать, что эффективность процесса развития двигательных способностей детей 3-4 лет заметно повы-

шается в результате использования индивидуально-дифференцированного подхода. Это доказывает, что использование индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей средствами подвижных игр у детей 3-4 лет является целесообразным. И данный подход может быть использован на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Библиографический список

1. Кожухов а Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос, 2003. - 192 с.

В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье анализируются социальные и педагогические предпосылки эффективной деятельности педагогического университетского комплекса в аспекте формирования у будущих педагогов профессиональных умений.

Функционирование и развитие системы образование неотъемлемо от функционирования и развития общества. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Тем более, система педагогического образования, которая непосредственно отвечает за реализацию национального проекта «Образование» и должна стать основой формирования педагога-профессионала.

Анализ научно-методической литературы показывает, что в качестве основы процесса образования современного педагога рассматривается его профессиональная социализация (Б.З. Вульфов, М.И. Рожков, Х.Г Тхагапсоев) «Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни» [1, с. 103].

Дальнейшее поступательное развитие общества во многом зависит от реформирования сис-

темы образования. Х.Г. Тхагапсоев ставит образование в центр осмысления и перспектив российского общества, поскольку «именно оно выступает как основной фактор обеспечения необходимого «культурного сдвига» - непременного условия обновления социально-экономического уклада и всех аспектов жизнедеятельности в России» [1, с. 103]. Исследователь подчеркивает роль образования не только как субъекта, но и объекта переосмысления, модернизации и реконструкции получения личностью профессиональных умений и позиции в целом.

Сложившаяся ситуация социально-экономического развития как в России в целом, так и в Пензенской области требует кардинальных изменений в системе образования, ее структурной перестройки. В настоящее время в регионах интенсивно исследуются вопросы регионализации, профилизации и интеграции образования.

В целях реализации системно-деятельностного и акмеологического подходов к проблемам образования в регионе, с учетом задач социально-экономического развития России, опираясь на отечественные исторические традиции создания «Университетских учебных округов», назрела

© В.В. Сохранов, М.В. Баранов, Е.М. Баранова, 2008 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

55

необходимость в реорганизации системы образования. Независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, она должна способствовать достижению нового качества образования, которое является практико-ориентиро-ванным и выводит своего выпускника на высокий уровень проявления сформированных профессиональных умений.

Дальнейшим шагом на пути интеграции образовательных учреждений разного уровня стало создание педагогических университетских учебных комплексов в регионах Российской Федерации. Это позволит усилить автономность вузов и создать условия для все более тесных связей университетов с нравственной рыночной экономической средой. Педагогический университетский комплекс не только позволяют налаживать координацию работы учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, но и способствуют достижению нового качества образования, обеспечивая более полное соответствие образовательных и образовательно-профессиональных программ потребностям общества.

Необходимость формирования педагогических университетских учебных комплексов обусловлена рядом причин:

- современные требования к специалисту;

- необходимость эффективного использования инноваций в области образования;

- необходимость решения проблемы взаимосвязи довузовского, вузовского и после вузовского образования.

Рассмотрим данные причины более подробно:

Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой системной модели педагогического образования, которая обеспечит преемственность передачи знаний и укрепит мотивацию студентов по отношению к будущей профессиональной деятельности.

Согласно обобщенной квалификационной характеристике направления подготовки дипломированного педагога на уровне бакалавра, магистра и специалитета, выпускник педагогического университета должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач: развивающая деятельность; организационно-управленческая; обучающе-технологическая; научноисследовательская.

Создание педагогических университетских учебных комплексов способствует более эффек-

тивному использованию инноваций в области образования. В частности, введение единого государственного экзамена в значительной степени приведет к ликвидации довузовской системы образования, которая эффективно готовила учащихся к обучению в вузе. В системе педагогического университетского учебного комплекса, где представлены разные уровни образования, в том числе и те, которые теряются в системе единого экзамена, можно решить проблему подготовки будущего специалиста.

Педагогический университетский учебный комплекс позволяет решить проблему дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, так как полученное в последнее время образование зачастую не отвечает экономическим, и социальным потребностям общества и профессиональным потребностям школы и не может найти практического применения в жизни.

Профессиональная переподготовка - это форма получения дополнительного профессионального образования специалистов, уже занимающих или планирующих занять должность, не соответствующую базовой профессиональной подготовке [2, с. 109].

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным учебным программам.

Целостность системного анализа проблемы обеспечивает возможность выявления тенденций дальнейшего эволюционного изменения парадигмы профессиональной социализации студентов педагогических университетских комплексов. В наших наблюдениях они определились в виде следующих направлений:

- становление непрерывного цикла профессиональной социализации и личностного самообразования;

- наполнение классической вербально-информационной, репродуктивной и целевой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров инновационной моделью технологической и личностно-ориентированной профессиональной социализации;

- изменение концепции подготовки и переподготовки педагогических кадров, осуществляемое в виде перевода системы «дидактическое знание - дидактический опыт - моделирование профессионального самовыражения педагога» в триаде «модуль - подражание - самоопределе-

ние» в систему «социальный опыт - профессиональное знание и опыт - дидактическое знание и умение - вариативное дидактическое и профессиональное самовыражение» в триаде «модуль -самоопределение - самореализация».

Повышение квалификации проводится с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов, бакалавров и магистров в соответствии с потребностями системы образования и требованиями государственных образовательных стандартов. Следовательно, педагогический университетский учебный комплекс сокращает разрыв между уровнем невостребованной производством квалификации и возможностями системы профессионального образования.

Таким образом, проанализировав причины необходимости создания педагогических университетских учебных комплексов, мы отмечаем, что в ближайшем будущем, когда будут реализованы инновационные направления, традиционный вуз, не имеющий связи с учебными учреждениями другого уровня, не обладающий потенциалом модернизации, не сможет активно функционировать в новых социально-экономических условиях жизнедеятельности.

Создание педагогических университетских комплексов преследует следующие цели:

1. Повышение эффективности и качества образовательного пространства.

2. Обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

3. Вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся.

4. Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

5. Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности.

6. Повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества [3, с. 3].

Основными принципами создания педагогических университетских комплексов являются:

1. Единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.

2. Непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней, в том числе с целью сокращения сроков их освоения.

3. Инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.

4. Организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов [4, с. 5].

В рамках педагогического университетского учебного комплекса происходит интеграция образовательного, воспитательного, управленческого, интеллектуального потенциала в двух направлениях: «горизонтальная интеграция» - между образовательными учреждениями одного уровня, «вертикальная интеграция» - между однопрофильными образовательными учреждениями разного уровня.

Как показывает опыт работы создание образовательного института подобного уровня способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровня, направления и ведомственной подчиненности [5, с. 6].

Научные и методические подразделения педагогического университетского комплекса призваны решать такие важные задачи, как интеграция научного и учебно-педагогического потенциала разных уровней в соответствии с программой его деятельности; изучение тенденций развития соответствующих направлений образования в мировой и российской практике и использование их в целях совершенствования учебного научно-воспитательного процесса и подготовки специалистов; совершенствование методологии, методики и техники обучения и унификации требований, предъявляемых качеству знаний обучаемых; гуманизация, акмеологизация и гуманитаризация образования; вовлечение учителей и учащихся, студентов и преподавателей в различ-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

57

ные виды научно-исследовательской и редакционно-издательской работы.

Они позволяют также способствовать: обеспечению взаимосвязи и преемственности семейного, дошкольного и начального общего образования; доступности всех уровней образования и фактического равенства прав граждан на их получение; созданию новых организационных форм образовательных учреждений, объединению и ассоциированию разно уровневых образовательных учреждений (или их структурных подразделений; обучению по «сквозным» программам в учреждениях общего и профессионального образования [6, с. 64].

Создание педагогических университетских комплексов позволит вплотную подойти к решению проблемы развития многообразной, многоуровневой и непрерывной системы образования с преемственностью всех образовательных ступеней от дошкольной до послевузовской, которая нацелена на становление профессиональных умений выпускников.

Важным направлением системы непрерывного образования в Пензенском регионе является реформирование общеобразовательной школы. Созданы и функционируют лицеи, гимназии, профильные школы, очно-заочные многопрофильные школы, учреждения дополнительного образования. Такое многообразие создает условия для получения образования в соответствии с интересами, способностями и состоянием здоровья учащихся.

Большая работа проводится по реформированию профессионального образования. Завершена структурная перестройка сети образовательных учреждений начального профессионального образования. По ряду профессий и специальностей рассматривается возможность интеграции профессиональных лицеев с другими образовательными учреждениями путем создания на их базе комплексов образования.

Подобный опыт был использован в Пензенской области на базе Пензенского государственного педагогического университета.

В соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», во исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 №1072-р в целях оптимизации структуры сети учебных заведений для обеспечения горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений профессионального образования, по-

строения их деятельности с учетом потребностей и перспектив развития народного хозяйства педагогический университет проводит работу по формированию на базе вуза университетских комплексов.

В ходе создания педагогического образовательного комплекса в Пензенском регионе были учтены некоторые общие положительные наработки в деятельности вышеперечисленных образовательных моделей и комплексов, в частности:

- интеграция и координация деятельности учебных заведений;

- подготовка и использование образовательных программ для научно-методического обеспечения образовательных учреждений, входящих в состав комплекса;

- преемственность различных ступеней образования;

- поддержка становления и развития инновационных образовательных учреждений (школа «Алгоритм», гимназия «САН» г. Пензы).

Учитывая опыт интеграционных программ в других регионах, Пензенский государственный педагогический университет взял за основу наиболее близкую форму интеграции - это создание регионального педагогического университетского учебного комплекса по отраслевому принципу. Это позволит основное внимание сосредоточить на формировании профессиональных умений выпускников.

Библиографический список

1. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. - 1999. - №1. - С. 103-110.

2. Хаметов Т.И. О развитии форм дополнительного профессионального образования // Усиление практической подготовки студентов к деятельности в условиях рыночной экономики: Материалы Всероссийского практического семинара ректоров (проректоров) вузов. - Пенза, 2001. - 255 с.

3. Бюллетень Минобразования РФ. - 2002. -№1. - С. 3-6.

4. Жураковский В. Университетские комплексы: цели и задачи // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2002. - №1. - С. 5-8.

5. Макаркин Н.П. Каким быть региональному учебному округу // Интеграция образования. -2000. - №1. - С. 5-11.

6. Об университетских комплексах: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 №676 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.