ПРОФИЛИЗАЦИЯ региональной образовательной среды в аспекте
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА
Е.М. Каргина
Kargina E.M. Profiled regional educational environment in the aspect of University training complex functioning. The creation of the innovational educational institutions has actualized the problem of profiled organization of the education, which allows the person to influence in an active way on the social environment. The article examines the premises of profiled organization of the education as well as aims, tasks of the creation and principles of the functions of the university complexes.
Неотъемлемым элементом личностного развития является профессиональное развитие будущего специалиста. Анализ результатов и выводов научных исследований последних лет, а также изучение массового и передового педагогического опыта показывает, что эффективным способом профессионального развития будущего специалиста является профилизация образовательной среды на основе создания университетских учебных комплексов, интегрирующих в себе учреждения дошкольного, общего и профессионального образования.
Проблема профилизации образовательной среды связана с проблемой профилизации социума. Функционирование и развитие системы образования неотъемлемо от функционирования и развития общества. Система образования - один из наиболее крупных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-
экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни [1].
Анализ научно-методической литературы показывает, что процесс образования человека рассматривается как его социализация (Б.З. Вульфов, М.И. Рожков, Х.Г. Тхагапсо-ев). «Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни» [2].
Г. Воронцов, Ф. Кукоз подчеркивают возможность «неуклонного и все более ускоряющегося снижения нравственного, интеллектуального и образовательного уровней российского общества...» [3]. Это, по их мнению, выражается в оттоке интеллектуальной элиты России за рубеж, в снижении заработной платы преподавателей школ и
вузов, падении престижа образования, сокращении рабочих мест по многим специальностям. Как следствие авторы отмечают отсутствие у современного поколения должного общего образования, необходимой системы профессиональных знаний, нравственных идеалов.
Сложившаяся ситуация социальноэкономического развития как в России в целом, так и в Пензенской области требует кардинальных изменений в системе образования, ее структурной перестройки. В настоящее время в регионах интенсивно исследуются вопросы регионализации и профилизации образования.
Под регионализацией образования понимается отказ от унитарного образовательного пространства. «Это - наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания соответственно образовательного законодательства и собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями» [4].
Профилизация - один из актуальных принципов профессиональной подготовки специалистов. Реализация данного принципа в рамках технического вуза предполагает соответствие содержания и технологии вузовского обучения техническим дисциплинам - тем профессионально-личностным потребностям, которые обусловлены своеобразием деятельности будущего специалиста.
В целях реализации профильного подхода к образованию в регионе, с учетом задач социально-экономического развития Пензенской области, опираясь на отечественные исторические традиции создания «Университетских учебных округов», которые появи-
лись в России в начале XIX в., назрела необходимость в реорганизации системы образования.
Необходимость формирования университетских учебных комплексов была обусловлена рядом причин: исторически; современным содержанием требований к специалисту; необходимостью эффективного использования нововведений в области образования; необходимостью решения проблемы дополнительного профессионального образования.
Рассмотрим данные причины более подробно.
1) Историческая обусловленность.
Прообразом современного университетского учебного комплекса являются университетские учебные округа, созданные и успешно функционирующие в начале XIX в. История университетских учебных округов связана с именем М.В. Ломоносова, по инициативе которого при Московском императорском университете были открыты специализированные школы, гимназия и пансион.
Во времена Екатерины II Московский университет осуществлял надзор за всеми правительственными учебными заведениями и частными пансионами.
Александр I манифестом от 8 сентября 1802 г. учредил Министерство народного просвещения, задачами которого было обеспечение через образование политической и социальной консолидации общества, сохранение нравственных традиций народной жизни, ограждение от иноземного влияния. Для решения этих задач стала создаваться единая система образования, в основу которой был положен принцип деления территории империи на учебные округа во главе с попечителями. Каждый университетский учебный округ состоял из строго ранжированной системы учебных заведений: приходские училища в сельских приходах, уездные училища, губернские гимназии, университет. Каждое из данных учебных заведений готовило к поступлению в учебное учреждение следующего, более высокого уровня [5].
На современном этапе развития системы образования в России, учитывая существование учебных учреждений различных уровней и направлений деятельности, подчиняющихся различным управлениям и ведомствам, невозможно буквально воспроизвести преж-
нюю модель университетского учебного округа. В существующих условиях идею университетского учебного округа целесообразно использовать в рамках отдельного субъекта Российской Федерации. В качестве варианта университетского учебного округа в ряде регионов создаются университетские учебные комплексы в виде системы интегрированных с университетом образовательных, воспитательных, научных, культурных и производственных учреждений и организаций широкого спектра деятельности.
2) Современные требования к специалисту определяют необходимость создания единой комплексной системы образования, которая обеспечит преемственность передачи знаний и укрепит мотивацию будущей профессиональной деятельности.
3) Университетский учебный комплекс позволяет решить проблему дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров, так как полученное в последнее время образование зачастую не отвечает экономическим, политическим и социальным потребностям общества и не может найти практического применения в жизни. В настоящее время на факультете ДПО осуществляется обучение слушателей в форме экстерната, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Таким образом, проанализировав причины необходимости создания университетских учебных комплексов, мы отмечаем, что в ближайшем будущем, когда будут реализованы инновационные направления профили-зации образовательной среды, традиционный вуз, не имеющий связи с учебными учреждениями другого уровня, не обладающий потенциалом модернизации, не сможет выжить в новых условиях.
Учитывая назревшую потребность интеграции, был подготовлен первый вариант проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об университетских комплексах».
17 сентября 2001 г. было подписано Постановление Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах», в котором было рекомендовано: «С целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования ин-
теллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения».
В настоящее время одним из вариантов функционирования образовательного округа, служит деятельность созданного 28 января 1993 г. регионального университетского округа при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева, который интегрирует и координирует деятельность около 100 образовательных, научных и иных учреждений и организаций различного уровня по основным направлениям развития региона. Округ призван координировать работу этих учреждений в плане создания системы непрерывного образования и единого образовательного пространства. Как показывает опыт работы учебного округа при Мордовском государственном университете имени Н.П. Огарева и ряда других учебных округов Российской Федерации, создание образовательного института подобного уровня способствует формированию в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования, объединяющих образовательные учреждения независимо от их уровня, направления и ведомственной подчиненности [6].
С 1993 г. в Краснодарском крае также реализуются преемственные региональные программы развития всех отраслей образования. В 2000 г. они объединены в общую краевую Программу развития образования. В качестве главной цели образовательной политики в крае рассматривается поддержание основных качественных и количественных параметров региональной системы непрерывного образования, обеспечение ее соответствия потребностям развития Кубани, максимальная поддержка и активизация ее творческого потенциала на основе традиционных культурных ценностей, современного содержания образования. В крае сформиро-
ван образовательный комплекс, способный эффективно решать задачи непрерывности образования. В указанный комплекс входят 1518 дошкольных учреждений, 1386 общеобразовательных учреждений различного вида, 77 профессиональных училищ и лицеев, 112 структур среднего профессионального образования, 107 вузов и филиалов, 55 учреждений и подразделений, ведущих переподготовку и повышение квалификации специалистов [7].
Другим примером интеграции образования может служить система образования в Кабардино-Балкарской Республике. Начиная с 1997 г. в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с Постановлением Правительства РФ проведена значительная работа по созданию многообразной, многоуровневой и непрерывной системы образования с преемственностью всех образовательных ступеней от дошкольной до послевузовской. Прежде всего, это интеграция дошкольного и начального школьного образования путем создания учебно-воспитательных комплексов (УВК) «Детский сад - начальная школа». На настоящее время функционируют 40 УВК [8].
Путь создания университетских комплексов был выбран путем профилизации образовательных учреждений разного уровня во многих регионах. Подобный опыт был использован в Пензенской области на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
17 ноября 2000 г. в соответствии с законами РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», во исполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. № 1072-р в целях профилизации структуры сети учебных заведений для обеспечения горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений профессионального образования, построения их деятельности с учетом потребностей и перспектив развития народного хозяйства Правительство Пензенской области постановило провести работу по формированию на базе высших учебных заведений Пензенской области университетских комплексов.
В ходе создания профильного образовательного комплекса в Пензенском регионе были учтены некоторые общие положительные наработки в деятельности вышеперечис-
ленных образовательных округов и комплексов, в частности:
- интеграция и координация деятельности учебных заведений;
- подготовка и использование образовательных программ для научно-методического обеспечения образовательных учреждений, входящих в состав комплекса;
- преемственность различных ступеней образования;
- поддержка становления и развития инновационных образовательных учреждений (школа «Алгоритм», гимназия «САН» г. Пензы).
Мы полагаем, что наряду с заимствованием ряда принципов функционирования интеграционных объединений в Мордовии, Краснодарском крае и Кабардино-Балкарской республике образовательный комплекс на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства имеет ряд отличительных черт:
- значительно меньший охват учебных заведений, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс»;
- отсутствие приоритета национального компонента в образовательной деятельности Ассоциации (образовательный округ в Мордовии - национально-региональный компонент);
- отсутствие целенаправленного кадрового обеспечения учебных заведений Ассоциации (образовательные комплексы Мордовии, Краснодарского края и КабардиноБалкарской республики);
- недостаточное внимание в Ассоциации «Университетский учебный комплекс» уделено дошкольному воспитанию и интеграции детских садов в состав комплекса (УВК «Детский сад - начальная школа» в Кабардино-Балкарской республике; 1518 дошкольных учреждений в составе образовательного комплекса в Краснодарском крае);
- отсутствие реальной связи вуза, возглавляющего Ассоциацию «Университетский учебный комплекс» (Пензенский государственный университет архитектуры и строительства), с другими вузами региона в плане интеграции образовательных программ (интеграция вузов в Мордовии, Краснодарском крае).
Учитывая опыт интеграционных программ в других регионах, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства взял за основу наиболее близ-
кую форму интеграции - это создание регионального университетского учебного комплекса по отраслевому принципу, т. е. объединение образовательных учреждений и различных организаций по профилю, совпадающему с направлениями подготовки специалистов в университете. Для этого использовалась существующая в России и в нашем регионе нормативная и законодательная база, а также опыт работы вузов России (в частности, положительный опыт работы регионального университетского округа при Мордовском государственном университете имени
Н.П. Огарева).
Предпосылкой для создания такого комплекса послужили многолетние творческие связи, закрепленные договорами между университетом и 52 образовательными учреждениями дошкольного и школьного, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также строительными организациями, ЦНТИ, библиотеками, научными, проектными и другими организациями в Пензенском регионе. Координация этой работы осуществляется в рамках системы довузовской, вузовской и послевузовской практической подготовки специалистов. Ряд образовательных учреждений являются структурными подразделениями университета. В частности, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства имеет опыт организации учебного комплекса на своей базе, включающего лицей Архитектуры и дизайна № 3 и технический лицей № 7.
После выхода Постановления Правительства Российской федерации № 676 от 17 сентября 2001 г. по организации Университетского учебного комплекса по инициативе коллективов данных учебных заведений и организаций, при поддержке университета и согласия Правительства и Министерства образования Пензенской области, администрации города Пензы 1 февраля 2001 г. была созвана Учредительная конференция, в работе которой участвовали около 250 представителей образования разного уровня. Данная конференция приняла решение и вышла с предложением в Правительство и Министерство образования Пензенской области, администрацию города Пензы создать на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства некоммерческое структурное подразделение «Универси-
тетский учебный комплекс» как ассоциацию добровольного объединения коллективов образовательных, научных и других учреждений и организаций города Пензы и Пензенской области, являющихся структурными компонентами региональной системы образования, действующую на основании Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» Российской Федерации, Устава университета (гл. 1 п. 8-10) и других нормативно-правовых актов и документов, с сохранением членами Ассоциации «Университетский учебный комплекс» своей самостоятельности и права юридического лица.
Основной целью Ассоциации «Университетский учебный комплекс» является объединение научного, интеллектуального и материально-технического потенциала образовательных, информационных и других организаций для создания интеграционной регионально-отраслевой системы непрерывного образования, повышения качества подготовки специалистов.
Основными задачами Ассоциации «Университетский учебный комплекс» являются:
- разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов для ступеней отраслевого общего и профессионального образования;
- эффективное использование материально-технической, научной, учебной и информационной баз членами Университетского учебного комплекса;
- издание образовательных программ, пособий, учебников для научно-методического обеспечения дисциплин, включенных в регионально-отраслевые компоненты государственных образовательных стандартов;
- создание на базе Ассоциации «Университетский учебный комплекс» региональной, федеральной и международной системы академической информации;
- оказание помощи в становлении и развитии инвестиционных инновационных программ в сфере образования, обеспечивающих высокое качество обучения, преемственности общего и профессионального образования, развития отраслевых производственных сил региона;
- оказание помощи образовательным, производственным и другим учреждениям и организациям города Пензы и области в формировании кадрового и научно-методи-
ческого потенциала региона через факультет дополнительного профессионального образования университета;
- обеспечение целенаправленной ориентации общего и профессионального образования на спрос со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики города Пензы и области. Устранение диспропорции между объемом подготовки кадров и спросом на них на отраслевом (строительном) рынке труда.
Ассоциация «Университетский учебный комплекс» позволит формировать в школах, техникумах, лицеях, колледжах, профессиональных училищах специальные группы учащихся для целенаправленного и углубленного изучения профилирующих предметов будущей специальности (например, классы углубленного изучения предметов математического цикла и начал экономической теории в финансово-экономическом лицее № 29 г. Пензы - как подготовительный этап для поступления на факультет экономики и менеджмента ПГУАС, специализированные классы при Лицее Архитектуры и дизайна -для поступления на архитектурный факультет ПГУАС), а также разрабатывать и согласовывать интегрированные учебные планы и программы, на основе реализации которых выпускники имеют право по рекомендации педагогического совета поступать на I-II и даже на III курсы техникумов, колледжей, вуза по итогам собеседования.
Университетский учебный комплекс является частью формирования профессиональной мотивации будущего специалиста. Профессиональное образование представляет собой основу социального, экономического и политического развития общества, основой научно-технического прогресса. Важно, чтобы профессиональные и познавательные устремления учащихся были определяющими мотивами с самой ранней ступени обучения, что и реализует принцип университетского комплекса.
Как показывает опыт нашей работы, создание университетских учебных округов требует серьезных изменений в системе образования. На данном этапе существования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» мы видим необходимым решение следующих проблем: проблемы поиска путей и средств улучшения качества подготовки
выпускников каждой из ступеней университетского учебного комплекса; проблемы интеграции содержания профессионального образования; проблемы подготовки педагогических кадров; проблемы научно-
методического обеспечения профессионального образования.
Решение данных проблем в условиях регионального образовательного комплекса является предпосылкой для решения проблемы формирования профессиональной мотивации будущего специалиста.
Деятельность Ассоциации «Университетский учебный комплекс», основанная на принципе профилизации образовательной среды, позволяет повысить качество обучения, воспитания и подготовки высококвалифицированных специалистов в рамках новых государственных образовательных стандартов с учетом развития образования в мировой и отечественной практике. Это позволит готовить специалистов, востребованных об-
ществом, производством в современных рыночных условиях.
1. Кинелев В. // Учительская газета. 1997. № 33. С. 3.
2. Тхагапсоев ХГ // Педагогика. 1999. № 1. С. 103.
3. Воронцов Г., Кукоз Ф. // Alma mater. 2001. № 4. С. 47.
4. Днепров Э.Ю. Современная школьная реформа в России. М., 1998. С. 48.
5. Анисимов В.В. // Педагогика. 2001. № 2. С. 70.
6. Макаркин Н.П. // Интеграция образования. 2000. № 1. С. 5-11.
7. Вестн. образования. 2000. № 7. С. 76.
8. Интеграция среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования КБР (опыт, проблемы, перспективы): материалы совещания руководителей высш. и сред. профес. учеб. завед. Нальчик, 2000. С. 5.
Поступила в редакцию 16.04.2007 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ О.В. Варникова
Vamikova O.V. Pedagogical aspects of arrangement of training, education and effective correction of students’ socialization. The article considers the problem of arrangement of students’ training, education and socialization. The author proposes the paradigm of target component of the activity of contemporary higher education pedagogical school of Russia in connection with the problem under research. There are given the data of the research conducted on the base of Penza State University of Architecture and Building.
Современная высшая техническая школа находится в поиске ментальности, позволяющей ей обозначить адекватность новых форм и содержания подготовки специалистов, деятельность которых удовлетворяет динамичному и вариативному профессиональному самовыражению. Традиционные основы работы высшей технической школы позволяют ей выводить выпускника на уровень профессиональной адаптированности, что в современных условиях производственной деятельности недостаточно подготавливает специалиста к творческой деятельности [1]. Это побуждает исследователей, исходя из системного анализа педагогических явлений, определить структуру и содержание
«педагогических основ» трех основных процессов, формирующих облик будущих участников материального производства [2]. Причем, ключевое понятие «педагогические основы» рассматривается как подсистема целостного педагогического процесса, обладающая автономностью и инерционностью, что позволяет соотнести в эволюционном плане существование и возможные базисные категории и положения, учет и реализация которых позволят приблизиться к оптимальному уровню взаимодействия педагогического процесса высшей технической школы и развития личности в период юности и ранней взрослости.