Научная статья на тему 'Реализация принципа преемственности в профильной образовательной деятельности ассоциации «Университетский учебный комплекс»'

Реализация принципа преемственности в профильной образовательной деятельности ассоциации «Университетский учебный комплекс» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина Елена Михайловна

Анализируется опыт функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в аспекте реализации принципа преемственности профильного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа преемственности в профильной образовательной деятельности ассоциации «Университетский учебный комплекс»»

Е.М. КАРГИНА (Пенза)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОФИЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССОЦИАЦИИ «УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС»

Анализируется опыт функционирования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в аспекте реализации принципа преемственности профильного образования.

Профилизация образовательной среды способствует реализации принципа преемственности и последовательности обучения. Без научно обоснованной и апробированной преемственности всех ступеней обучения (дошкольного, общего, профессионального), позволяющей сформировать у будущего студента профессиональную направленность и дать глубокие знания по общим и специализированным предметам, не возможны формирование и развитие личности полноценного специалиста.

А.А. Кывырялг (1985) рассматривает преемственность в трех аспектах: а) как методологический принцип организации всего учебно-воспитательного процесса; б) как общий дидактический принцип, способствующий реализации принципов научности и системности в расположении учебного материала и установлении связи в познании учащихся между ранее усвоенным и новым учебным материалом; в) как один из специфических для профтехобразования принципов, обеспечивающих необходимую взаимосвязь общего и профессионального образования.

А.П. Сманцер (1989) признает необходимость выделения следующих видов преемственности:

1) содержательная - в овладении всеми четырьмя элементами содержания образования - системой знаний, практическими и интеллектуальными умениями и навыками, компонентами творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к окружающей среде;

2) учебно-операциональная - в формах, методах и способах организации учебной

деятельности школьников и студентов на каждой ступени обучения;

3) мотивационная - в развитии у школьников и студентов потребности в получении образования, познавательного интереса, профессиональной направленности.

Профилизация образовательной среды в контексте принципа преемственности в трех названных аспектах реализуется на всех ступенях обучения в модели университетского учебного комплекса Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, обеспечивающей глубину знаний и прочную профессиональную мотивацию специалиста. Ее реализация является одним из условий эффективности рассматриваемого процесса.

Основной целью ассоциации «Университетский учебный комплекс» является обеспечение преемственности научного, интеллектуального и материально-технического потенциалов образовательных, информационных и других организаций для создания интеграционной регионально-отраслевой системы непрерывного образования, повышения качества подготовки специалистов.

Основными задачами ассоциации «Университетский учебный комплекс» являются:

- разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов для ступеней отраслевого общего и профессионального образования;

- эффективное использование материально-технической, научной, учебной и информационной базы членами университетского учебного комплекса;

- издание образовательных программ, пособий, учебников для научно-методического обеспечения дисциплин, включенных в регионально-отраслевые компоненты государственных образовательных стандартов;

- создание на базе ассоциации «Университетский учебный комплекс» региональной, федеральной и международной систем академической информации;

- оказание помощи в реализации инвестиционных инновационных программ в сфере образования, обеспечивающих высокое качество обучения, преемственности общего и профессионального образования, развития отраслевых производственных сил региона;

© Каргина Е.М., 2008

- оказание помощи образовательным, производственным и другим учреждениям и организациям г. Пензы и области в формировании кадрового и научно-методического потенциала региона через факультет дополнительного профессионального образования университета;

- обеспечение целенаправленной ориентации общего и профессионального образования на спрос со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики г. Пензы и области; устранение диспропорции между объемом подготовки кадров и спросом на них на отраслевом (строительном) рынке труда.

Ассоциация «Университетский учебный комплекс» позволяет формировать в школах, техникумах, лицеях, колледжах, профессиональных училищах специальные группы учащихся для целенаправленного и углубленного изучения профилирующих предметов будущей специальности (например, классы углубленного изучения предметов математического цикла и начал экономической теории в финансово-экономическом лицее №29 г. Пензы - как подготовительный этап для поступления на факультет экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), специализированные классы при Лицее архитектуры и дизайна - для поступления на архитектурный факультет ПГУАС), а также разрабатывать и согласовывать интегрированные учебные планы и программы, после освоения которых выпускники имеют право по рекомендации педагогического совета поступать на I - II и даже на III курсы техникумов, колледжей, вуза по итогам собеседования.

Университетский учебный комплекс играет большую роль в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста. Профессиональное образование представляет собой основу социального, экономического и политического развития общества, научно-технического прогресса. Важно, чтобы профессиональные и познавательные устремления учащихся были определяющими мотивами на самой ранней ступени обучения, в чем и заключается один из принципов университетского комплекса.

Как показывает опыт нашей работы, создание университетских учебных комп-

лексов требует серьезных изменений в системе образования. На данном этапе существования ассоциации «Университетский учебный комплекс» необходимо решение проблем поиска путей и средств улучшения качества подготовки выпускников каждой из ступеней комплекса; интеграции содержания профессионального образования; подготовки педагогических кадров; научно-методического обеспечения профессионального образования.

Решение данных проблем в условиях регионального образовательного комплекса является предпосылкой для решения проблемы формирования профессиональной мотивации будущего специалиста.

Опытно-экспериментальная работа показывает, что в традиционной системе образования профессиональное самоопределение не является определяющим критерием эффективности оценки деятельности технического вуза. Подавляющее большинство школьников хотят учиться в высшем учебном заведении, но какого именно профиля, они представляют плохо. Это характерно для традиционной модели обучения, где школьники получили стандартный объем знаний, не привязанный к их склонностям и интересам. Будущие абитуриенты понимают престижность высшего образования, поступают в вузы, не осознавая в большинстве случаев пока, что качество их будущей деятельности определяется их случайным выбором профессии.

Результаты проведенной нами опытноэкспериментальной работы доказывают, что выбор профессии у школьников, оканчивающих десятые-одиннадцатые классы школ, гимназий, лицеев, входящих в состав ассоциации «Университетский учебный комплекс», является осознанным. К выбору своей будущей профессии они путем профессионального самоопределения и в ходе квалифицированного целенаправленного профессионального ориентирования преподавателями и членами ассоциации, которое не было явным, а осуществлялось в ходе практической деятельности на базе университета, готовились в течение всего обучения в профильных учебных заведениях комплекса.

Профилизация высшего образования как составной части непрерывного образования требует преемственности на всех предыдущих его ступенях, в частности дошкольной, роль которой в формирова-

нии начальной профессиональной мотивации недооценивается. Элементарные знания, умения и навыки, полученные в раннем детстве, влияют на дальнейшее самоопределение и профессиональный выбор личности. Важно не пропустить этот благоприятный момент в развитии дошкольника и использовать его в воспитании. Этот принцип должен быть положен в основу дошкольного воспитания в ассоциации «Университетский учебный комплекс», где в игре, общении, экспериментировании на элементарном уровне формируется мотив профессиональной деятельности. В знаниях, получаемых в детском саду комплекса, закладываются перспективы развития школьника, студента. Их ценность проявится позднее, при обучении в учреждениях общего и профессионального образования ассоциации. Включение детского сада в состав университетского учебного комплекса способно не только сыграть важную роль в формировании начальной профессиональной мотивации, преемственности начальных знаний, умений, навыков, но облегчить и сократить период адаптации к обучению в школе. Шефство ассоциации «Университетский учебный комплекс» над детским садом, экскурсии дошкольников в школу, частое пребывание в детском саду учителей школы или даже преподавателей вуза снимает психологический барьер при поступлении в школу. При этом следует учитывать, что нельзя полностью переносить методы работы в школе (даже в начальной) на работу с дошкольниками.

Итоги работы в дошкольном учреждении по формированию профессиональной мотивации личности подводятся в школе университетского учебного комплекса. Знания, представления о деятельности, полученные в дошкольном учреждении, дифференцируются, конкретизируются, углубляются. Продолжается профессиональноориентационная работа с учащимися.

Если на предыдущем этапе формирование профессиональной мотивации у дошкольников происходило неявно, то на этапе школьного и профессионального образования это осуществляется осознанно. «До тех пор, пока не будет ясен смысл дисциплины с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности, того круга задач, которые ее изучение

поможет решить, нельзя и ожидать творческой активности со стороны студентов» (Долженко 1990). От осознанности студентом роли конкретного предмета в его будущей профессиональной деятельности зависят и уровень знаний, и отношение к учебе, и профессиональная направленность.

Приобретению глубоких знаний, умений, навыков, которые могут найти практическое применение в будущей профессиональной деятельности, способствуют горизонтальные (между учебными дисциплинами одного уровня) и вертикальные (преемственность знаний по одному предмету на разных ступенях) профессионально-ориентированные связи между всеми ступенями обучения в университетском комплексе. Каждая учебная дисциплина располагает средствами формирования профессиональной мотивации будущего специалиста. При этом важную роль играют межпредметные связи, где средствами одного предмета (тесно связанного с профессией) можно стимулировать изучение другого (например, гуманитарного или эстетического цикла при профилирующем техническом образовании). Это так называемая горизонтальная преемственность между учебными дисциплинами одного этапа обучения в ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

В университетском учебном комплексе прослеживается также вертикальная преемственность на всех этапах обучения. Знания, предлагаемые учащимся учебного комплекса на данном конкретном этапе обучения, тесно связаны со знаниями, умениями и навыками, полученными на предыдущей ступени подготовки в комплексе. Данные вертикальные связи укрепляются профессионально-ориентирующим компонентом в каждой учебной дисциплине (доля которого увеличивается по мере перехода учащихся на более высокую ступень обучения) и обязательно имеют превалирующее значение при обучении на старших курсах вуза, входящего в ассоциацию (ПГУАС).

Принципы преемственности в обучении, реализуемые на основе профилиза-ции образовательной среды в университетском учебном комплексе, позволяют вы-

пускникам высшего учебного заведения владеть знаниями, умениями, навыками в полном объеме и отвечать всем требованиям, предъявляемым к личности квалифицированного специалиста.

Преемственность в передаче знаний и формировании личности будущего специалиста достигается в результате целенаправленной профилизированной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. Мы полагаем, что полученные в учебных заведениях ассоциации знания, умения, навыки и сформированная профессиональная мотивация с выходом выпускника в реальную профессиональную жизнь продолжают свое побуждающее к профессиональному росту и развитию личности воздействие.

В частности, влияние преемственности проявляется в вопросе формирования профессиональной направленности будущего специалиста. Результаты и выводы исследования позволяют представить этот процесс следующим образом: с начала обучения в рамках комплекса учащиеся мотивируются к выбору определенной сферы профессиональной деятельности; после определения профессиональной направленности учащимися предлагается алгоритм, т.е. последовательность действий для достижения высокого уровня профессионализма, каждая учебная дисциплина предъявляется учащимся как элемент алгоритма полноценного овладения будущей профессией, в каждой можно найти элементы практической профессиональной направленности. Будучи тесно связанными с жизненными установками школьников и студентов, а не изолированными от жизни молодежи, учебные предметы, как правило, приобретают практическую значимость.

Таким образом, деятельность ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, основанная на принципе преемственности про-филизации образовательной среды, позволяет повышать качество обучения, воспитания и подготовки в рамках новых государственных образовательных стандартов с учетом развития образования в мировой и отечественной практике. Это дает возможность готовить высококвалифицированных

© Исламгулова С.К., 2008

специалистов, востребованных обществом, производством в современных рыночных условиях.

Литература

Кывырялг, А.А. Школа - профтехучилище: преемственность в обучении / А.А. Кывырялг // Сов. педагогика. 1985. №12. С.39.

Сманцер, А.П. Преемственность обучения в системе «средняя школа - вуз» / А.П. Сманцер // Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск: Университетское, 1989. №3. С. 20.

Долженко, О.В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: метод. пособие / О.В. Долженко, В.Л. Шатунов-ский. М.: Высш. шк., 1990. 191 с.

С.К. ИСЛАМГУЛОВА (Алматы)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Рассматривается проблема управления развитием организации образования на основе научно обоснованного проектирования. Определяются цель, задачи проектной деятельности, стратегии развития школы, описываются подходы руководителей школ к педагогическому проектированию, предлагаются рекомендации по проектированию развития школы.

Последние несколько десятилетий проблема реформирования школы и всей системы образования обсуждается достаточно широко. Однако, как показывает опыт, школа своей консервативностью способна «похоронить» самые перспективные идеи. Одна из основных причин этого - неграмотный, научно не обоснованный менеджмент. Анализ проблем внутришкольного управления показывает, что высокие результаты педагогической деятельности являют те организации образования, где в основе управления лежит адекватная, максимально операционально поставленная цель; содержание образования и структура управления взаимосвязаны с процессуальными изменениями в образовательной деятельности; разработана система измерителей успешности инноваций и работы всех участников педагогического процесса, обеспечивается эффективная об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.