АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
УДК 37.014.5 DOI: 10.12737/3875
I ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ПО ТУРИЗМУ И СЕРВИСУ МОСКОВСКОЙ I ОБЛАСТИ
Федулин Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», [email protected],
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
В статье обосновывается необходимость развития кластерной модели объединения ресурсов участников системы подготовки кадров для туризма и сервиса Московской области с целью решения проблемы нехватки и недостаточной квалификации работников профильных сфер деятельности в регионе. В качестве концептуального основания формирования кластера принимается принцип непрерывного профессионального образования на основе стратегического комплексного подхода к прогнозированию потребности в кадрах. Формулируется идея решения кадровых проблем многопрофильных сфер деятельности: 1) на уровне региона; 2) на межотраслевой и межведомственной основе. Характеризуются факторы эффективности кластерных моделей организации систем профессионального образования при решении задач обеспечения разных сфер деятельности кадровыми составом и резервом, в том числе фактор участия в решении проблемы кадрового обеспечения сфер экономической деятельности региональных и местных властей. Указанный фактор зависит: 1) от осознания административными органами, образовательными учреждениями, бизнесом и социумом в целом необходимости решения не столько узкоутилитарной задачи заполнения вакантных мест, сколько задачи вооружения обучаемых полезным личностным инструментарием, способствующим успешной социализации, профессионализации, постоянному развитию на основе формирования общекультурных, методических и профессиональных компетенций;
2) от готовности участников образовательного кластера системно, целенаправленно, продуманно, поэтапно развивать востребованные в средне- и долгосрочной перспективе направления подготовки: от первого знакомства с профессией на самых ранних образовательных уровнях до повышения квалификации на самых высоких уровнях.
Ключевые слова: образовательный кластер, подготовка кадров для туризма и сервиса, прогнозирование потребности в кадрах
Введение
Одной из принципиально важных задач модернизации российской науки и образования является задача развития системы непрерывного профессионального образования на основе стратегического комплексного подхода к прогнозированию необходимых потребностей в кадрах в различных сферах деятельности. При формировании структуры и содержания профессионального образования соответствующих направлений подготовки
учитываются средне- и долгосрочные прогнозы потребностей в кадрах, а также специфические требования к компетенциям, которыми должны владеть работники разных квалификаций в разных должностных позициях [2]. Комплексный характер проблемы обеспечения кадрами многопрофильных сфер деятельности, таких, например, как туризм и сервис, требует ее решения на межотраслевой и межведомственной основе [5; 6]. Различия в социально-экономической, демографической,
49
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
культурной ситуациях в различных регионах Российской Федерации также требуют учета при определении образовательной политики [3] и разработке стратегии непрерывной подготовки кадров. Решение конкретных задач обеспечения кадрами разных сфер экономической деятельности в регионах РФ зависит от трех существенных факторов:
1) от понимания проблемы и активного участия в ее разрешении региональных и местных властей;
2) от осознания административными органами, образовательными учреждениями, бизнесом и социумом в целом необходимости решения не столько узкоутилитарной задачи заполнения вакантных мест, сколько задачи вооружения обучаемых полезным личностным инструментарием, способствующим успешной социализации, профессионализации, постоянному развитию на основе формирования общекультурных, методических и профессиональных компетенций [4];
3) от готовности участников системы профессионального образования комплексно, целенаправленно, продуманно, поэтапно развивать востребованные в средне- и долгосрочной перспективе направления подготовки: от первого знакомства с профессией до повышения квалификации на различных, включая самые высокие, образовательных уровнях.
Методология
Теоретико-методологическую основу исследования возможностей развития кластерной модели реализации образовательных программ по туризму и сервису составили фундаментальные научные положения теории социального проектирования; научные положения по развитию систем профессиональной подготовки кадров; общенаучные методы познания: методы системного анализа и синтеза; методы компаративистских исследований педагогических систем, личностно-деятельностный и акмеологический подходы.
Информационную базу исследования составили данные Министерства образования и науки РФ, Министерства регионального развития РФ; федеральные и региональные программы в области развития туризма, образования, а также аналитические материалы по системам профильного образования в зарубежных странах.
Основная часть
Анализ ситуации с потребностями в кадрах в разных сферах экономической деятельности, в том числе в туризме и сервисе Московской области, показал, что существуют проблемы, связанные с недостатком профессионалов разных квалификационных уровней, недостаточное развитие получила предпринимательская инициатива на малом и среднем уровнях. Данная проблема понятна региональным властям. В Государственной программе Московской области «Образование Подмосковья» на 2014—2018 гг.» декларируется необходимость модернизации системы непрерывного профессионального образования в целях обеспечения текущих и перспективных потребностей социально-экономического развития Московской области, повышения эффективности использования ресурсов системы профессионального образования [7]. Экономическая сторона вопроса очевидна [1]. Оптимально эффективные затраты — на качественную подготовку востребованных актуальным и перспективным рынком труда специалистов, обладающих набором соответствующих профессиональных компетенций.
В то же время современное общество и рынок труда требуют от человека освоения не только профессиональных, но и базовых социальных и культурных компетенций, таких как, например, умение работать в коллективе, способность к самоорганизации, коммуникации, толерантное отношение к социальным, конфессиональным и культурным различиям. Формирование компетенций гуманитарной общекультурной направленности начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни, поэтому особое значение приобретает модернизация программ дошкольного, школьного и, в существенной степени, дополнительного образования, которыми в соответствии с целевыми показателями Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014—2018 гг.» только в возрастном сегменте от 5 до 18 лет планируется охватить 78,6% обучающихся [7].
Душевное и физическое благополучие современного человека связано с полнотой и многогранностью его самореализации во всех сферах человеческого бытия. Эффективная самореализация в профессии связана напрямую со степенью профессиональной интериориза-ции индивида, обусловленной в большей степени осмысленностью профессионального
50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области
выбора и мотивациями осуществления той или иной профессиональной деятельности.
Профориентационная деятельность тем эффективнее, чем раньше она начинается. Информационная профориентационная составляющая — это важная часть системы непрерывного профессионального образования, таким образом, задача модернизации системы непрерывного профессионального образования имеет сущностную подзадачу — осуществление информационной профориентационной поддержки процесса профессионализации. Указанная задача должна решаться на самых ранних ступенях образовательного цикла.
Наиболее эффективной моделью организации образовательной деятельности с целью учета необходимых обществу и рынку труда профессиональных и общекультурных компетенций является кластерная модель объединения на межотраслевой и межведомственной основе «опорных» организаций в определенном секторе экономики.
Межотраслевой и межведомственный характер образовательного кластера предполагает вхождение в его состав учреждений следующих типов:
• органов власти (региональных, муниципальных), курирующих вопросы соответствующих экономических отраслей и образования;
• образовательных учреждений, профильных для отраслевых видов деятельности;
• «опорных» организаций (коммерческих структур), являющихся крупными работодателями в данных сферах экономической деятельности;
• некоммерческих профессиональных структур, объединений, ассоциаций, осуществляющих деятельность в профильных направлениях;
• коммерческих организаций, фондов и др., осуществляющих поддержку развития соответствующих отраслей экономики. Структура образовательного кластера по
туризму и сервису Московской области, таким образом, формируется в соответствии с общепринятыми представлениями о структурах образовательных кластеров и потенциально включает:
1) органы региональной (Московская область) и муниципальной (районы Московской области) власти, курирующие вопросы развития туризма и сервиса, образования;
2) профильные для туризма и сервиса образовательные учреждения высшего и среднего образования;
3) учреждения среднего и дошкольного образования, определенные на основе долгосрочного прогнозирования как опорные с целью перспективного развития кадрового потенциала на основе информационной профориентационной деятельности в туризме и сервисе соответствующих муниципальных образований Московской области;
4) ресурсные центры и центры дополнительного образования в области туризма и сервиса Московской области;
5) центры развития квалификаций в области туризма и сервиса Московской области;
6) коммерческие и некоммерческие структуры — крупные работодатели в области туризма и сервиса Московской области;
7) некоммерческие профессиональные структуры, объединения, ассоциации, осуществляющие деятельность по направлениям: туризм и сервис;
8) коммерческие организации, фонды и др., осуществляющие поддержку развития соответствующих отраслей экономики.
В сфере туризма и сервиса опорным образовательным учреждением Московской области является ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», базовый вуз учебно-методического объединения в области сервиса и туризма.
Подготовку кадров в системе высшего образования в Московской области осуществляют также следующие образовательные учреждения:
1) Научно-культурный центр и ведущий вуз Московской области — Московский государственный областной университет, который стал мощным научно-культурным центром Подмосковья;
2) Исследовательский и инновационный университет — Международный университет природы, общества и человека «Дубна»;
3) Академия социального управления (АСОУ);
4) Московский государственный областной педагогический институт;
5) Московский государственный областной социально-гуманитарный институт;
6) Российский университет кооперации;
7) Московский государственный университет леса;
51
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
8) другие государственные и коммерческие учреждения высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории Московской области (вузов и филиалов в общей сложности — около 150, из них образовательную деятельность для сферы туризма сервиса осуществляют в настоящее время около 15%) [7]. Подготовкой кадров в системе среднего профессионального образования Московской области занимается 105 учреждений среднего профессионального образования, всего — около 31 тысячи студентов (выпуск 2013 г. составил около 6,5 тыс. человек), существенную долю (около 20%) составляют студенты, обучающиеся по программам в сфере обслуживания [7].
Начальное профессиональное образование Московской области представлено 72-мя государственными бюджетными образовательными учреждениями (62 профессиональных училища и 10 профессиональных лицеев), ежегодно образовательными учреждениями выпускается около 10 тыс. человек. «Сфера обслуживания» — самая многочисленная по числу обучающихся
в системе начального профессионального образования группа (22% всех студентов) [7].
В целом система образования Московской области включает более 4 тыс. образовательных учреждений.
Объединение образовательных учреждений профессионального образования в образовательный кластер при условии тесного взаимодействия с органами управления, рынком труда и профессиональными объединениями позволяет решать следующие задачи:
• актуализация содержания образования в сфере туризма и сервиса;
• актуализация количественных показателей реализации программ в сфере туризма и сервиса на основе прогнозирования компетентностных потребностей на рынке труда (количество требуемых специалистов с заданными компетентностными характеристиками в сфере туризма и сервиса);
• обеспечение качества формального и неформального образования в сфере туризма и сервиса на основе целенаправленной дифференциации образовательных программ, унификации требований к осущест-
Таблица 1
Содержание информационных профориентационных мероприятий на разных уровнях образования
Группы информационных профориентационных мероприятий Содержание информационных профориентационных мероприятий
1. Профориентация на уровне дошкольного образования (с 5-летнего возраста) Ознакомление с основными профессиями в сфере туризма и сервиса (игровая, интерактивная формы, экскурсии)
2. Профориентация на уровне школьного образования 1-4 классы: формирование у младших школьников интереса к учебно-познавательной деятельности (в сфере туризма и сервиса); 5-7 классы: развитие у школьников личностных смыслов в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности (в туризме и сервисе); представления о собственных интересах и возможностях в профессиональной реализации в сфере туризма и сервиса; 8-9 классы: формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям школьников, проявивших интерес к профессиональной деятельности в сфере туризма и сервиса; 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в профессиях, связанных с работой в сфере туризма и сервиса, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
3. Профориентация в образовательных учреждениях профессионального образования Целенаправленная профессиональная адаптация студентов на основе масштабного использования всего диапазона современных образовательных технологий, в первую очередь, с привлечением работодателей; баз практик
4. Профориентация в центрах трудоустройства и ресурсных центрах Экспертное информирование о возможностях реализации себя в профессиях, связанных с ними возможностях роста, развития, образовательных траекториях
5. Профориентация в системе социального партнерства Организованное систематическое ознакомление обучающихся кластера с возможностями реализации в профессиях сферы туризма и сервиса
6. Профориентация посредством предоставления ученических мест Организованное предоставление ученических и стажерских мест опорными пред-приятиями-работодателями
7. Профориентация в системе дополнительного профессионального образования Организованное систематическое ознакомление обучающихся кластера с возможностями реализации в профессиях сферы туризма и сервиса
52
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области
влению образовательной деятельности, реализации полной линейки преемственности, реализации модульности образовательных программ;
• реализация мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров для государственного и корпоративного секторов экономики, а также системы неформального обучения взрослых всех возрастов в сфере туризма и сервиса;
• реализация мероприятий по повышению квалификации обучающих в сфере туризма и сервиса на систематической основе;
• реализация сетевых программ практического обучения по направлению «Туризм и сервис» на базе ресурсных центров;
• внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
за счет развития кластерного интернетпространства.
Включение в образовательный кластер образовательных учреждений общего образования позволяет обеспечить преемственность информационной профориентационной деятельности на всех уровнях образования в сфере туризма и сервиса. Группы мероприятий систематизированы в табл. 1.
В состав образовательного кластера по туризму и сервису Московской области органично интегрируются социальные партнеры: административные органы, центры развития квалификаций, ресурсные центры, центры трудоустройства, работодатели сферы туризма и сервиса, некоммерческие профильные профессиональные объединения, коммерческие организации, фонды и др., осуществляющие поддержку развития сферы туризма и сервиса.
Таблица 2
Предложения по участникам образовательного кластера туризма и сервиса Московской области
Тип организации — участника образовательного кластера туризма и сервиса Московской области Предложения по участникам
1. Административные органы Органы управления образованием на региональном и муниципальном уровнях Органы управления туризмом и сферой обслуживания населения на региональном и муниципальном уровнях
2. Центры развития квалификаций Центры развития квалификаций федерального уровня Центры развития квалификаций регионального уровня Центры сертификации квалификаций федерального уровня
3. Ресурсные центры Ресурсные центры туризма и сервиса федерального уровня Ресурсные центры туризма и сервиса регионального уровня
4. Центры трудоустройства Муниципальные центры занятости населения Московской области
5. Работодатели туризма и сервиса Учреждения культуры и искусства Московской области Объекты размещения Московской области Транспортные компании Московской области Учреждения досуга и отдыха, спорта Московской области Туроператорские, турагентские компании, экскурсионные бюро, туристские информационные центры Московской области Предприятия сферы сервиса
6. Некоммерческие профильные профессиональные объединения Объединения работодателей (Российский Союз туриндустрии, Ассоциация туроператоров России, Альянс туристических агентств, Турпомощь, Мультисервис и другие) Профильные объединения (Подмосковное отделение Русского географического общества, Ассоциация вузов туризма и сервиса и другие)
7. Коммерческие организации, фонды и др., осуществляющие поддержку развития сферы туризма и сервиса Фонды, осуществляющие деятельность по поддержке социальных проектов и инициатив, — резиденты РФ Другие коммерческие организации, осуществляющие поддержку развития сферы туризма и сервиса
53
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
Предложения по включению участников образовательного кластера туризма и сервиса Московской области обобщены в табл. 2. Выводы
Формирование образовательного кластера по туризму и сервису Московской области является одновременно:
• важной стратегической задачей модернизации региональной системы образования;
• эффективным механизмом достижения цели развития системы непрерывного профессионального образования на основе стратегического комплексного подхода к прогнозированию необходимых ком-
петенций на межотраслевой и межведомственной основе;
• реальным обеспеченным необходимым ресурсным потенциалом проектом. Исследование перспектив развития сферы туризма и сервиса, а также связанных с ними кадровых потребностей, с одной стороны, и потенциала и ресурсов участников системы профильного образования (образовательные учреждения, административные органы, социальные партнеры), с другой стороны, позволяет сделать вывод о своевременности и актуальности развития предлагаемой модели образовательного кластера.
Литература
1. Bok D., 2004. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, pp: 256.
2. Brown J., 2011. Securing a sustainable future for higher education. Data Views 26.01.2014 www.independent.gov.uk/ browne-report
3. Chatterton P., Goddard J., 2000. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal of Education, 35 (4): 475—496.
4. Chen K., Kenney M., 2007. Universities/Research Institutes and Regional Innovation Systems: The Cases of Beijing and Shenzhen. World Development, 35 (6): 1056—1074.
5. Harkison T., Poulston J., Kim J.-H. G., 2011. Hospitality graduates and managers: the big devide. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 23 (3): 377—392.
6. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V. V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality. World Applied Science Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305—308, 2013.
7. Сайт Министерства образования Московской области / http: mo.mosreg.ru. (Дата обращения: 10.04.2014).
MOSCOW REGIONAL EDUCATION CLUSTER IN TOURISM AND SERVICE
Fedulin Aleksandr Alekseevich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Rector of the Russian State University of Tourism and Service, [email protected],
Sakharchuk Elena Sergeevna, Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Tourism and Hospitality, [email protected], Russian State University of Tourism and Service,
Moscow, Russian Federation
The article substantiates the relevance of a cluster model integrating the resources of those participating in the system of personnel training for the Moscow region tourism and service industry with the view to alleviating the personnel shortage and the inadequate professional training of the employees in the target sphere of regional activity. The principle of continuous professional development based on the strategic complex approach to the demand-for-personnel forecasting is used as the conceptual foundation for the cluster formation. The authors propose a solution to the personnel issues concerning multisector spheres of activity: 1) at the regional level; 2) on the intersectoral and interdepartmental basis. The authors describe the efficiency factors of a cluster-model-based organization of professional training systems providing personnel training fordifferent spheres of activity. Among these factors are: 1) regional and local authority’s engagement in solving the staffing problems of the major sector; 2) a recognition by the administrative bodies, educational establishments, business and society in general of the necessity to consider not only the narrow utility task of vacancy-filling, but also, more importantly, the task of equipping the learners with valuable personality tools potentially promoting effective socialization, professionalization, and continuous development through common cultural, methodical and professional competence formation; 3) the readiness level ofparticipants in the system of professional training to take a systematic, purposeful and progressive perspective on developing
54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2
Определение потребности в подготовке кадров для индустрии туризма Московской области
the on-mid-and-long-term-demand training programmes: from professional induction at the initial stages of learning to advanced training at graduate and postgraduate levels.
Keywords: education cluster, personnel training in tourism and service, forecast ofdemand for personnel
References:
1. Bok D., 2004. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, pp: 256.
2. Brown J., 2011. Securing a sustainable future for higher education. Data Views 26.01.2014 www.independent.gov.uk/ browne-report
3. Chatterton P., Goddard, J., 2000. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal of Education, 35 (4): 475—496.
4. Chen K., Kenney, M., 2007. Universities/Research Institutes and Regional Innovation Systems: The Cases of Beijing and Shenzhen. World Development, 35 (6): 1056—1074.
5. Harkison T., Poulston J., Kim, J.-H.G., 2011. Hospitality graduates and managers: the big devide. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 23 (3): 377—392.
6. Sakharchuk E.S., Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. Analysis of Practice Centered Aspects of Educational Programs in the Sphere of Tourism and Hospitality. World Applied Science Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication): 305-308, 2013. - ISSN 1818-4952
7. Ofitsial’nyi sait Ministerstva obrazovaniia Moskovskoi oblasti [Ministry of education of the Moscow Region official website]. URL: mo.mosreg.ru.
УДК 331.5; 332.1; 338.48 DOI: 10.12737/3876
I ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ I ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой бизнестехнологий в туризме и гостеприимстве, [email protected],
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected],
ФГБОУВПО «Российский государственный университет в туризме и сервисе»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена проблемам, связанным с определением потребности в подготовке кадров для индустрии туризма в Московской области. Спектр рассматриваемых вопросов связан:
1) с выявлением причин дефицита в регионе квалифицированных кадров индустрии туризма;
2) с подходами работодателей к замещению вакансий; 3) с имеющим место спросом реальных и потенциальных абитуриентов на такие направления профессиональной подготовки, как «Туризм» и «Гостиничное дело»; 4) с разработкой прогнозных сценариев развития индустрии туризма в Московской области, наглядно демонстрирующих увеличение потребности в кадрах. Ключевое внимание в статье сосредоточено на разработке методики расчета потребности в подготовке кадров для индустрии туризма и ее апробации на примере различных муниципальных образований Московской области. В основу методики определения потенциальной потребности Московской области в кадрах индустрии туризма положены: трендовый анализ показателей развития индустрии туризма; стратегическое и нормативно-целевое программирование; теория мультипликаторов; экстраполяционное и сценарное прогнозирование. В качестве стратегических ориентиров развития индустрии туризма в Московской области были использованы целевые показатели развития внутреннего и въездного туризма в Московской области на период до 2018 г.: увеличение численности размещаемых в коллективных средствах размещения граждан (в 2 раза); увеличение обслуженных туристскими фирмами лиц (на 30%); увеличение количества размещенных в коллективных средствах размещения иностранных граждан (на 40%) и др. В результате применения разработанной методики делается вывод о потребности в увеличении количества
55