Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООЦЕНКА / ФОРСАЙТ / МЕТОДЫ ФОРСАЙТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Октябр Дусткабилович, Отакулов Уктам Хотамович, Рахимова Дилрабо Октябровна

В статье освещены вопросы организации самостоятельного образования в вузах, приведено современное представление о понятии «образовательная технология», рассматриваются возможности и практическое значение использования технология форсайта в процессе самостоятельного образования. Даны базовая методология и принципы форсайта, приведены примеры наиболее интенсивно используемых методов форсайта. Для примера освещены суть и педагогические задачи методов: мозговой штурм, разработка сценария и экспертных панелей. В заключение форсайт сопоставлен с методом проекта, который направлен на развитие познавательных, творческих навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также на развитие критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахимов Октябр Дусткабилович, Отакулов Уктам Хотамович, Рахимова Дилрабо Октябровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FORESIGHT OF THE QUALITY AND PERFORMANCE OF INDEPENDENT EDUCATION

The article highlights the issues of organizing independent education in universities, provides a modern understanding of the concept of "educational technology", and examines the possibilities and practical significance of using foresight technology in the process of independent education. The basic methodology and principles of foresight are given; examples of the most intensively used foresight methods are given. For example, the essence and pedagogical tasks of the methods are highlighted: brainstorming, script development and expert panels. In conclusion, the foresight is compared with the project method, which is aimed at developing the cognitive and creative skills of students, the ability to independently construct their knowledge and navigate the information space, as well as the development of critical thinking.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРСАЙТ КАЧЕСТВА И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рахимов О.Д.1, Отакулов У.Х.2, Рахимова Д.О.3 Email: Rakhim ov6110@scientifictext.ru

'Рахимов Октябр Дусткабилович — кандидат технических наук, профессор;

2Отакулов УктамХотамович - старший преподаватель,

кафедра экологии и охраны труда; 3Рахимова Дилрабо Октябровна — стажер-преподаватель, кафедра бизнеса и инновационного менежмента, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещены вопросы организации самостоятельного образования в вузах, приведено современное представление о понятии «образовательная технология», рассматриваются возможности и практическое значение использования технология форсайта в процессе самостоятельного образования. Даны базовая методология и принципы форсайта, приведены примеры наиболее интенсивно используемых методов форсайта. Для примера освещены суть и педагогические задачи методов: мозговой штурм, разработка сценария и экспертных панелей. В заключение форсайт сопоставлен с методом проекта, который направлен на развитие познавательных, творческих навыков студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также на развитие критического мышления.

Ключевые слова: самостоятельное образование, саморазвитие, самооценка, форсайт, методы форсайта.

EDUCATIONAL FORESIGHT OF THE QUALITY AND PERFORMANCE OF INDEPENDENT EDUCATION Rakhimov O.D.1, Otakulov U.H.2, Rakhimova D.O.3

'Rakhimov Oktyabr Dustkabilovich - Candidate of Technical Sciences, Professor;

2Otakulov Uktam Hotamovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ECOLOGY AND LABOUR PROTECTION; 3Rakhimova Dilrabo Oktyabrovna - Trainee Teacher, DEPARTMENT OF BUSINESS AND INNOVATION MANAGEMENT, KARSHI ENGINEERINGS-ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article highlights the issues of organizing independent education in universities, provides a modern understanding of the concept of "educational technology", and examines the possibilities and practical significance of using foresight technology in the process of independent education. The basic methodology and principles of foresight are given; examples of the most intensively used foresight methods are given. For example, the essence and pedagogical tasks of the methods are highlighted: brainstorming, script development and expert panels. In conclusion, the foresight is compared with the project method, which is aimed at developing the cognitive and creative skills of students, the ability to independently construct their knowledge and navigate the information space, as well as the development of critical thinking.

Keywords: independent education, self-development, self-esteem, foresight, foresight methods.

DOI: '0.244''/23'2-8089-202'-'0704

В целях определения приоритетных направлений системного реформирования высшего образования в Республике Узбекистан в 2019 году Указом Президента Узбекистан была принята "Концепция развития систем; высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года". Документом предусмотрено создание в высших образовательных учреждениях технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов за счет широкого привлечения зарубежных инвестиций, расширения масштаба платных услуг и других внебюджетных средств, выведение их на уровень научно-практических учреждений по

прогнозированию и исследованию социально-экономического развития соответствующих отраслей, сфер и регионов [1]. Несомненно, что любые изменения в образовании могут оказать положительное влияние на качество жизни и качество образования [2, 3, 4]. Одним из важных факторов подготовки конкурентоспособных кадров, отвечающих требованиям Концепции, является повышение интеллектуального потенциала страны. В соответствии с ней, планируется развитие у студентов деятельности по самообразованию путем создания площадок для профессионального общения профессоров-преподавателей по отраслям науки, широкого привлечения студентов к процессу обеспечения качества образования и внедрения «тьюторской» системы организационно-методической помощи.

Организация самостоятельной работы студентов является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим способности саморазвития и самооценки. Профессиональная деятельность человека занимает большую часть жизнедеятельности, поэтому важную роль в процессе профессионального саморазвития играют не только профессиональные характеристики, но и личностно значимые, ценностные качества: умение сосуществовать в коллективе, способность строить отношения на основе совести, чести, долга, достоинства, умение руководить и умение подчиняться. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в контексте личностно центрированного подхода основополагающим компонентом процесса обучения является осознанное саморазвитие личности студента и, как следствие, успешное становление профессиональной самооценки [5].

Стремление к добыванию знаний самостоятельно - это отличительная особенность и она является основой для самостоятельного обучения и получения знаний. Чтобы получать самостоятельно знания необходимо, в первую очередь, сформировать у студентов потребность работать самостоятельно, свободно, творчески и, самое главное, иметь независимое мышление. При организации самостоятельного образования под контролем преподавателя важную роль играет внедрение современных инновационных педагогических и цифровых технологий обучения. С развитием цифровых технологий расширяется спектр информационных услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства. Самостоятельное образование опирается на то, что научить студента учиться, воспитать личность, ориентированную на саморазвитие, но и уметь эти задачи решать, применяя дистанционные методы как одну из форм комбинированного обучения. Решать эту задачу в современной системе образования помогают электронные образовательные ресурсы [6]. В связи с этим становится иной система образования. Использование современных инновационных педагогических технологий [7, 8] поможет студентам научиться выражать свои мысли, анализировать проблемные ситуации и находить эффективные пути их решения. Такие методы позволяют повысить уровень образования, развивают студентов, формируют навыки и умения, которые будут использоваться ими в дальнейшей профессиональной деятельности.

Современное представление о понятии образовательная технология включает в себя различные трактовки. Наиболее интересное представление, на наш взгляд, определяется следующим образом:

• «Технология» это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

• «Педагогическая технология» это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата [9]. Существует большое количество образовательных технологий, но большинство из них не учитывают, что обучение должно быть направлено на будущее, должно учить предсказывать и опережать современные достижения в науке и технике. Одной таких технологий, позволяющей на занятиях в ходе обсуждения создавать образ будущего является «форсайт» [10].

Общее определение термина «Форсайт» (Foresight) звучит как: активный прогноз, предвидение, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе. По сути, это построение очень долгосрочных прогнозов, основываясь на достоверных краткосрочных прогнозах на несколько ближайших месяцев. История такого явления как Форсайт началась в 80-х гг. прошлого века. Именно тогда в США эту форму активного прогнозирования начали применять в сфере оборонных исследований и перспектив безопасности. Потом программы Форсайта начали использовать в Японии и в странах Европы [11].

Базовая методология любого форсайт-метода включает четыре уровня деятельности:

• настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация);

• будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и т.д.);

• планирование (стратегический анализ, определение приоритетов);

• нетворкинг (инструменты направленные на создание диалога и соучастия участников форсайта).

Базовые принципы форсайта:

• будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;

• будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;

• есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Существует более 30 методов форсайта, однако в программах Форсайт наиболее интенсивно используются лишь 10-15 из них [12]. Среди наиболее используемых методов в процессе образования - мозговой штурм, разработка сценариев и формирование экспертных панелей. Эти методы считается базовым и можно использовать практически во всех предметах.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. «Мозговая атака», «мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» - это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. В процессе использования данного метода достигаются следующие педагогические задачи:

• активное усвоение учебного материала обучающимися;

• связь теории с практикой;

• формирование опыта творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;

• стимулирование познавательной деятельности и интереса обучающихся;

• развитие интеллектуальных способностей, быстроты мыслительных операций, концентрации внимания обучающихся. Этапы проведения занятия с использованием метода мозгового штурма [13]:

1 этап - формулирование обсуждаемой проблемы.

2 этап - формирование рабочих и экспертной групп.

3 этап - осуществление решения обсуждаемой проблемы.

4 этап - оценка и отбор лучших идей экспертной группой.

5 этап - обобщение результатов, подведение итогов работы рабочих и экспертной групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение мозгового штурма как метода

активного обучения способствует развитию профессионального и творческого мышления, стимулированию самостоятельной деятельности, формированию положительной учебной мотивации, умений анализировать, высказывать свою точку зрения, работать в коллективе, принимать совместные решения.

Метод разработка сценариев применяется для разработки сценариев в целях характеристики вариантов развития тех или иных областей, отраслей, технологий, которые реализуются при исполнении определённых условий. Предполагает создание сценариев развития тех или иных технологических областей. Этот метод использовался, например, во втором британском Форсайте. Сценарии наиболее эффективны как дополнение к исследованиям, выполненным с использованием других методов - SWOT-анализа (оценки сильных и слабых сторон, возможностей и рисков), мозговых штурмов, библиометрического и патентного анализа и т.д.

Метод экспертные панели. Данный метод считается базовым и используется практически во всех Форсайт-проектах. Его основными преимуществами являются присутствие экспертов во время всего процесса работы, взаимодействие между представителями различных научных дисциплин и областей деятельности, трудно организуемое условиях. Создание экспертных панелей необходимо для выработки исходной информации, интерпретации полученных результатов или применения метода в целом. Наиболее активные члены панелей становятся «проводниками» Форсайта. Из группы экспертов выделяется 12-20 человек, им предлагается до следующего занятия обдумать возможные варианты будущего по заданной тематике, используя

новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Метод может дополнять другие подходы, применяемые в технологиях Форсайта.

В заключение можно отметить, что отличие технологии форсайт в том, что она открыта абсолютно для всех и не накладывает ограничений. Поэтому можно использовать в процессе обучения любого предмета. В то же время, форсайт имеет отличия и от метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [14]. Создание проекта предполагает не только постановку цели, но и способов ее достижения. Форсайт - технология более открытая, не ограничивающая рамками творческий потенциал студентов.

Список литературы / References

1. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/4545887/ (дата обращения: 01.04.2021).

2. Rakhimov O.D., Rakhimova D.O. Educational quality in the era of globalization. // Проблемы науки, 2021. № 1(60). С. 36-39.

3. Raximov O.D. Quality of education-quality of life. // Educational-methodical manual, Karshi: TUIT branch publishing house, 2015.

4. Рахимов О.Д., Муродов М.О., Рузиев Х.Ж. Таълим сифати ва инновацион технологиялар. Тошкент, «Фан ва технологиялар» нашриёти, 2016. 208б.

5. Брель П.Ю., Шпорин Э.Г. Философско-психологические и педагогические аспекты самооценки личности как основы саморазвития студента. // Вестник ИрГТУ № 2 (61), 2012. С. 179-186.

6. Рахимов О.Д. Электрон таълим ресурсларини яратиш талаблари ва технологияси. //Современное образоване (Узбекистан), 2016. № 02. С. 45-50.

7. Rakhimov O.D. Necessity of live modern lectures in higher education and its types. // «Проблемы науки", 2020. № 1 0(58). С. 60-64.

8. Rakhimov O.D., Manzarov Y. K., Qarshiyev A.E., Sulaymanova Sh.A. Klassifikatsiya pedagogicheskikh tekhnologiy i tekhnologiya problemnogo obucheniya. //"Проблемы современной науки и образования", 2020. № 2(147). С. 59-62.

9. Бут М.В., Зекрист Р.И. Форсайт-технология в педагогике: некоторые аспекты и практики применения. //Проблемы права и экономики, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://articlekz.com/article/20887/ (дата обращения: 01.04.2021).

10. Книтель М.В., Ларионов П. А. Использование технологии «форсайт» в процессе обучения. // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». № 1, 2016.

11. СоколовА.В. Форсайт: взгляд в будущее. // Форсайт, 2007. № 1. С. 8-9.

12. Rakhimov O.D., Berdiyev Sh.J., RakhmatovM.I., Nikboev A.T. Foresight In The Higher Education Sector of Uzbekistan: Problems and Ways of Development. // Psychology and Education Journal, 2021. 58 (3), 957-968.

13. Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения. // Проблемы науки, 2019. № 8(44).

14. Рахимов О.Д. Инновацион педагогик технологиялар: лойи^алар услуби таълим сифатини оширувчи технология сифатида. // ^арши. ТАТУ ^арши филиали, 2013. 80 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.