Научная статья на тему 'Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием'

Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ / МЕТОДОЛОГИЯ ФОРСАЙТ / ФОРСАЙТ-СТРУКТУРА / FORESIGHT / FORESIGHT-PROJECT / TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL FORESIGHT / FORESIGHT-STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачева Наталья Борисовна

В статье рассмотрена технология образовательного форсайта, проанализированы форсайт-проекты, определено место форсайта в развитии профобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугачева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foresight as a Component of Modern Vocational Education Management

The article discusses the technology of educational foresight, analyzes foresight projects, defines its place in the vocational education development.

Текст научной работы на тему «Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием»

24-25 сентября 2009 года члены комитета приняли участие в Международном инновационном форуме в Томске. В 12-й раз сибирский город стал площадкой конструктивного диалога бизнеса, власти и научного сообщества, в процессе которого вырабатываются практические рекомендации по стимулированию инновационного развития и строительства инновационной экономики. По сути дела, томичи одними из первых в стране осознали важность этого процесса. Здесь созданы и успешно функционируют инновационные университеты, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, центры коммерциализации научных разработок и, конечно, бизнес-инкубаторы. В дни проведения форума двери большинства томских ВУЗОВ, и других учебных заведений, были открыты для всех желающих познакомиться с этой новой формой учебно-производственного процесса.

Первой точкой маршрута кемеровской делегации стал образовательный центр «Школьный университет», где совсем недав-

но был создан «Открытый ^-инкубатор», на базе которого проводилась деловая игра «Как заработать деньги интеллектуальным трудом?» Пока участники игры пытались найти ответ на этот вопрос,- кузбасские депутаты выясняли организационные, законодательные, финансовые и прочие нюансы деятельности томских бизнес-инкубаторов. Свое мнение по этим вопросам высказали руководители и резиденты ведущих бизнес инкубаторов Томска, ученые и законодатели, участники инновационного форума. Все они солидарны в одном: инновации - это насущная необходимость нашего времени во всех сферах деятельности, в том числе в процессе обучения и подготовки высокооплачиваемых специалистов, грамотных управленцев, представителей делового сообщества. Важность этой проблемы понимают все от министра до студента. И одним из эффективных инструментов ее решения является создание молодежных бизнес-инкубаторов.

УДК/UDC 377:378 Н. Б. Пугачева,

доктор педагогических наук, заместитель директора Института педагогики и психологии профобразования РАО

Pugacheva Nathalie,

Doctor of Pedagogics, Deputy Director

of the Institute of Pedagogy and Psychology

for Professional Education in Russian Academy of Education

ФОРСАЙТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ FORESIGHT AS A COMPONENT OF MODERN VOCATIONAL EDUCATION MANAGEMENT

В статье рассмотрена технология образовательного форсайта, проанализированы форсайт-проекты, определено место форсайта в развитии профобразования.

The article discusses the technology of educational foresight, analyzes foresight projects, defines its place in the vocational education development.

Ключевые слова: форсайт, форсайт-про-ект, методология форсайт, форсайт-структура.

Key words: foresight, foresight-project,

technology of educational foresight, foresight-structure.

Технология форсайта (от английского foresigtht (предвидение), позволяет на ос-

нове экспертных оценок сопоставить долгосрочные прогнозы и стратегии развития профессионального образования в регионе для наиболее полного комплексного видения будущего и согласования путей его достижения. В конце 1980-х гг. был создан специальный департамент в Еврокомиссии, который отвечает за координацию использования форсайта странами-членами Евросоюза, и специальный Институт технологического форсайта в Севилье, который занимается вопросами научно-методического обеспечения Форсайта [1, с. 13]. Форсайт-проекты включают два аспекта: 1) вероятности, порождаемые необходимой или объективной стохастичностью и хаотичностью многих объектов либо непредвидимыми нами пересечениями рядов событий и состояний систем; 2) многопараметрич-ность и многофакторность сложных систем, которые лишь постепенно снимаются в познании на практике. Август-Вильгельм Шеер уверен, что одной из самых консервативных систем является образование. Для его изменения требуется достаточно много времени. В будущем, полагает автор, система образования будет сосредоточена на двух основных вещах: обучении работе с фактами, их поиску и анализу, а также психологической подготовке ученых и бизнесменов. Очень важным навыком человека будущего станет самомотивация. Ни один работодатель или научный совет не может заставить человека совершить карьерный прорыв - только он сам. Подобные тренинги не входят сейчас в стандартные учебные курсы. Но это только пока. Из-за того, что жизнь меняется так быстро, людям необходимо постоянно обновлять свои профессиональные знания. И вместо разрозненных курсов по переподготовке и повышению квалификации университеты начнут предлагать пожизненные контракты на обучение. Тогда вузы станут личными советниками и консультантами на протяжении всей жизни [1, с. 14]. Уча новому, нельзя учить по-старому. Именно поэтому несколько американских бизнес-школ заявили о создании собственных виртуальных вселенных для общения слушателей. Скорее всего, проект Second Life, где компания !ВМ проводит виртуальные бизнес-тренинги

для своих сотрудников, останется наиболее популярной площадкой для общения и обучения бизнесменов. В итоге студенты и школьники смогут прослушивать лекции, не отрываясь от домашнего компьютера. Однако вряд ли университеты полностью перекочуют в виртуальные миры, а огромные студенческие кампусы опустеют. Люди и 20 лет спустя будут съезжаться в Оксфорд и Мичиган для того, чтобы послушать нобелевских лауреатов и поучиться командной работе на семинарах. Вузы дают не только знания, но и навыки социализации, напоминает Шеер, и в будущем эта их роль только усилится [1, с. 15].

В исследовательском Центре по вопросам просвещения министерства просвещения США, являющемся самостоятельной исследовательской организацией при Стэнфордском научно-исследовательском институте, вырабатывается методика прогнозирования, которая даст возможность рассматривать проблемы просвещения в масштабах нации и всего мира. Директор Центра В. Харман определяет свое отношение к будущему просвещения таким образом: «Мы полагаем, что образование не может быть изолировано от остальных общественных проблем, поэтому мы решили рассмотреть альтернативы общественных проблем и выяснить, какую связь имеет с ними образование. Мы подходим к этой проблеме с позиций «философии целостности». В этом случае вопросы просвещения могут быть рассмотрены с точки зрения альтернатив национального масштаба и «мировых макропроблем». Последний термин используется нами для охвата всех мировых проблем, появление которых было вызвано неуправляемым развитием техники, ее использованием и промышленным прогрессом» [2]. Осуществляя свою направляющую деятельность в определении будущего, Центр стал защитником требований радикальных и широких перемен. Убеждения, явившиеся результатом исследований, являются прочными, они непосредственно направлены на решение «мировых макропроблем», на установление контроля за техническим развитием и применением технических новшеств, предусматривают пере-

смотр человеческих ценностей, ликвидацию старых убеждений, достижение понимания национальных целей и развитие образования, чтобы люди могли противостоять неопределенному будущему. Каждый из таких взглядов на обеспечение лучшего будущего детально изучается Центром. Основные предложения уже переданы в министерство образования, с тем, что бы повлиять на изменение программы обучения; среди них конкретные предложения об изменении учебных программ, что позволит лучше понять проблемы экологии и разработать методы преодоления неопределенности будущего.

Стэнфордский Центр дополняется одноименным Центром при исследовательской корпорации Сиракузского университета. Несмотря на то, что оба центра преследуют одну цель - разработку методики, при помощи которой можно было бы заглянуть в будущее, изучить его и внести поправки в учебные программы просвещения, оба центра все же подходят к решению этой задачи с различных точек зрения. Стэнфордская группа в течение короткого времени разработала свою собственную методику, а сиракузская группа совершенствует и применяет целый ряд различных методов. Одним из наиболее крупных исследований сиракузского Центра является изучение прошлого и будущего среднего, высшего и других видов образования в стране. Цель этого исследования состоит в том, чтобы проследить развитие высшего образования и рассмотреть альтернативные пути продолжения образования после окончания средней школы без поступления в официальные высшие учебные заведения. Используя проведенное исследование о наборе студентов за последние сто лет, Центр пришел к выводу, что «пропорции между ростом населения и количеством студентов находятся на грани стабилизации и соотношение их стабилизируется окончательно, если не произойдет коренных преобразований в системе высшего образования». Два основных вопроса, которые были выявлены в исследовании и которые сейчас изучаются, состоят в следующем: 1) останутся ли колледжи и университеты основными компонентами высшего образования и какие альтернативы откры-

ваются для нетрадиционных форм высшего образования? 2) так как некоторые цели национальной политики в области образования близки к достижению, какие появятся альтернативы для новых целей политики в области образования?

Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них. В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Например, при выборе критериев качества образования могут быть названы, помимо традиционных ученой степени, ученого звания, количества публикаций и т.д., критерии эффективности внедрения результатов научных исследований в практику, выявление потенциальных направлений образования в изменяющемся социокультурном пространстве регионов и др.

Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В ряде проектов формирование экспериментальных площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

Руководитель проекта «Образовательный форсайт» С.Творогова подчеркивает, что в настоящее время меняется роль университетов в подготовке кадров. Увеличение числа специалистов с высшим образованием приводит к пересмотру их места и возможностей на рынке труда. Необходимо перепозиционировать «продукт» высшего образования, определить его основные конкурентные преимущества и выявить, каким образом он может удовлетворять потребности «целевой аудитории», т.е. работодателей. Определение структуры компетентностей, необходимых специалистам выделенных секторов экономики для работы через 15-20 лет, осуществлялось посредством экспертных интервью, обсуждения

стратегий компаний, обсуждения вызовов и стратегий, опроса работодателей. Результатом исследования явилась выявленная группа рисков, которые могут остановить развитие страны в будущем. В числе основных - ограничения в сфере образования и науки (например, утрата возможностей качественного изменения структуры экономики за счет активного развития наукоемких производств) и человеческих ресурсов (плохое здоровье нации, растущая имущественная дифференциация). Опросы студентов и сотрудников вузов показали следующее: 42% опрошенных студентов работают, 80% собираются трудиться в сфере, близкой к специальности, а главными ресурсами на рынке труда для них являются как накопленные знания и навыки, так и «имя» вуза. Сотрудники вузов, принявшие участие в форсайте, продемонстрировали, по словам С. Твороговой, «пассивную» модель подготовки - при разработке учебных программ 74% ориентируются на требования официальных документов, 41% считает наиболее важным в подготовке хорошего специалиста оценки на экзаменах. Студенты и работники вузов по-разному оценивают уровень развития сопутствующей образованию науки: первые уверены, что преподаватели публикуют в основном методички, а вторые - статьи мирового уровня. Образовательный форсайт показал, что к числу наиболее ценных для выработки практических рекомендаций можно отнести: список наиболее востребованных специальностей; характеристику идеального специалиста-выпускника, которая свелась к высокой мотивации: «любая компания мечтает о специалисте, который любит свое дело», - именно это условие является основным для успешной карьеры.

Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более ак-

тивное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дель-фи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др.

Качественное отличие форсайт-про-екта состоит в том, что привлекается широкое число экспертов, представляющих различные сферы деятельности для того, чтобы, во-первых, учесть все возможные варианты, предвидеть самые неожиданные пути развития и получить комплексную оценку прогнозируемого процесса; во-вторых, - выбрать наиболее оптимальные варианты инновационного развития и разработать программу их достижения.

Проректор по инновационной деятельности СПбГПУ А.В. Речинский считает, что создание локальных учебно-научно-инновационных форсайт-структур (от кафедры и лаборатории классического типа до сети центров (ресурсных, консалтинговых, профессиональной переподготовки)) и их интегрирование в структуру университета может стать одним из элементов создаваемой национальной инновационной системы России. Это обусловлено тем, что форсайт-структура обеспечивает: 1) генерацию и расширенное воспроизводство междисциплинарных знаний, создание и развитие корпоративной инновационной культуры; 2) активное систематическое использование интеллектуального потенциала гражданского общества (включая ученых, управленцев, бизнесменов, представителей общественности, студентов) на этапе сбора информации для принятия текущих решений и мобилизации совместных действий; 3) выявление стратегических и тактических конкурентных преимуществ образовательного учреждения, построение планов и организации систематических действий, позволяющих достичь на их основе ощутимых эффектов для повышения качества образования, востребованности выпускников конкретными предприятиями, обществом в целом; 4)

интеграцию «продукта» (прогнозы, сценарии, приоритеты) и «процесса» (установление взаимосвязей между всеми субъектами учебно-образовательного процесса, включая работодателей), что способствует не только определению стратегических приоритетов развития профессиональной школы, основанных на инновациях и направленных на повышение ее конкурентоспособности, но и достижению консенсуса между наукой-образованием-производством-бизнесом в области профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста; 5) определение и формирование у современных специалистов профессио-

нальных компетентностей, адекватных актуальным научно-технологическим требованиям экономики, формированию готовности обучаться всю жизнь.

1. Данилюк А.Я., Куликовская И.Э. Образовательный форсайт в современной России // Известия Южного федерального университета / Педагогические науки. 2008. № 10. С.13-21.

2. Соколов А.В. Что такое Форсайт // Форсайт. 2007. № 1. С. 3-10.

УДК/UDC 377.5

Korchagin Evgeniy,

Doctor of Pedagogics, Professor,

Head of the Laboratory at the Institute of Pedagogics and Psychology of Professional Education of Russian Academy of Education (IPP PE RAE), Kazan, lab-spp@yandex.ru;

Samoldina Lyudmila,

Master of Pedagogics, Senior Scientific Of-ficer at the Institute of Pedagogics and Psy-chology of Professional Education of Russian Academy of Education (IPP PE RAE)

Е. А. Корчагин,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией ИПП По РАО, г. Казань, lab-spp@yandex.ru;

Л. Н. Самолдина,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИПП ПО РАО

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ THE CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT THE SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS OF TECHNICAL TYPE: PLANNING, REALIZATION, CORE PROBLEMS

В статье называются причины, вызывающие необходимость разра-бот-ки нового содержания профессиональной подготовки; раскрываются методологические подходы, принципы разработки и реализации нового содержания профессиональной подготовки студентов СПО технического профиля; перечисляются основные проблемы разработки и реализации со-держания профессиональной

подготовки на основе стандартов нового поколения.

The paper names the reasons that arouse the necessity to elaborate new content of the professional training; reveals methodological approaches, prin-ciples of elaboration and realization a new content of the professional training of students at the secondary vocational school of technical type;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.