Научная статья на тему 'Оценка экономического потенциала текстильной промышленности на основе концепции Foresight'

Оценка экономического потенциала текстильной промышленности на основе концепции Foresight Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ECONOMIC POTENTIAL / INNOVATIVE DEVELOPMENT / FORESIGHT TECHNOLOGY / TEXTILE INDUSTRY / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Розалия Савиевна, Головкин Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена проблемам совершенствования инструментов долгосрочного планирования устойчивого развития отраслей промышленности в условиях турбулентной среды функционирования и вызовов четвертой промышленной революции. Основная задача исследования заключается в формировании методов стратегического управления, обеспечивающих повышение экономического потенциала предприятий отрасли и их конкурентоспособность на глобальных рынках. Авторы предлагают методологический подход к оценке экономического потенциала отрасли промышленности, основанный на интеграции концепции экономического потенциала и форсайт-технологий, что в научной литературе недостаточно разработано. В соответствии с концепцией экономического потенциала для предприятий текстильной промышленности, с учетом специфики отрасли, выделены векторы форсайт-исследований для формирования целостного образа желаемого будущего и определения способов его достижения. Для каждого вектора предложен набор методов и инструментов, обеспечивающих реализацию ключевых критериев исследования: экспертизы, креативности, взаимодействия, доказательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ибрагимова Розалия Савиевна, Головкин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE TEXTILE INDUSTRYECONOMIC POTENTIAL ON THE BASIS OF FORESIGHT CONCEPT

Article is devoted problems of perfection of tools of long-term planning of a sustainable development of industrial branches in the conditions of the turbulent environment of functioning and calls of the fourth industrial revolution. The primary problem of research consists in formation of methods of the strategic management, providing increase of economic potential of the enterprises of branch and their competitiveness in the global markets. The authors propose a methodological approach to assessing the economic potential of industrial branch, based on the integration of the concept of economic potential and foresight technologies, which is not sufficiently developed in the scientific literature. In accordance with the concept of economic potential for enterprises of the textile industry and taking into account the specifics of the industry, vectors of foresight studies have been allocated to form a holistic image of the desired future and determine ways to achieve it. For each vector, a set of methods and tools was proposed that ensure the implementation of key research criteria: expertise, creativity, interaction, evidence.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического потенциала текстильной промышленности на основе концепции Foresight»

УДК 338.45

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ

FORESIGHT

Р.С. Ибрагимова, Д.С. Головкин

Ивановский государственный университет

Статья посвящена проблемам совершенствования инструментов долгосрочного планирования устойчивого развития отраслей промышленности в условиях турбулентной среды функционирования и вызовов четвертой промышленной революции. Основная задача исследования заключается в формировании методов стратегического управления, обеспечивающих повышение экономического потенциала предприятий отрасли и их конкурентоспособность на глобальных рынках. Авторы предлагают методологический подход к оценке экономического потенциала отрасли промышленности, основанный на интеграции концепции экономического потенциала и форсайт-технологий, что в научной литературе недостаточно разработано. В соответствии с концепцией экономического потенциала для предприятий текстильной промышленности, с учетом специфики отрасли, выделены векторы форсайт-исследований для формирования целостного образа желаемого будущего и определения способов его достижения. Для каждого вектора предложен набор методов и инструментов, обеспечивающих реализацию ключевых критериев исследования: экспертизы, креативности, взаимодействия, доказательности.

Ключевые слова: экономический потенциал, инновационное развитие, форсайт-технология, текстильная промышленность, эффективность управления.

Введение

Основополагающей научной задачей проведённого нами исследования, результаты которого приведены в данной статье, является разработка методологических подходов к формированию прогнозной оценки повышения экономического потенциала российских предприятий текстильной промышленности на базе современных методов прогнозирования и форсайт-технологии (Foresight).

Актуальность проблемы заключается в том, что комплексный подход к управлению экономическим потенциалом отрасли промышленности позволяет принимать своевременные и стратегически целесообразные управленческие решения, обеспечивающие рост конкурентоспособности на глобальных рынках, учёт рисков и возможностей устойчивого развития. Вместе с тем требуются новые подходы к исследованиям, позволяющие определять успешные сферы деятельности и стратегические направления развития компаний. К таким подходам относится Foresight.

Значение форсайт-исследований для текстильной и швейной промышленности возрастает, в связи с необходимостью концептуальных изменений и кардинальных сдвигов в реконструкции отрасли в короткие сроки, перестройки материально-технической базы, в соответствии с новыми вызовами и угрозами мирового рынка.

Целью нашего исследования является совершенствование подходов к стратегическому управлению предприятиями на основе интеграции концепции экономического потенциала и форсайта, а также преобразование и адаптация форсайт-технологии для решения актуальных проблем развития текстильной и швейной промышленности.

Обзор и степень разработанности проблемы К одним из современных методов формирования стратегических направлений относятся методы прогнозирования социально-экономического и инновационного развития и оценки экономического потенциала. Под управлением развитием мы подразумеваем управление по-

тенциалом хозяйствующего субъекта, который формируется средой функционирования, в том числе, под влиянием тенденций отраслевого рынка и научно-технического прогресса.

Одной из базовых категорий нашего исследования является «экономический потенциал предприятий отрасли», которая была введена в научный оборот еще в 70-е гг., что объяснялось прежде всего поиском комплексного показателя, на базе которого можно было построить систему оценки деятельности хозяйствующих субъектов [6; 11; 12; 13]. Мы следующим образом трактуем понятие «экономический потенциал предприятия» - это способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов с учетом открывающихся возможностей и компетенций предприятия для удовлетворения спроса потребителя в товарах и услугах, в том объёме и качестве, который определяется его индивидуальными потребностями»

[4].

Для определения стратегических направлений повышения конкурентоспособности, эффективности и устойчивости развития российских предприятий любой отрасли необходима интегральная прогнозная оценка будущего, которая учитывала бы текущее положение предприятия, его компетенции и возможности, открывающиеся в глобальной среде. Мы считаем, что такая оценка может быть получена на основе использования категории «экономический потенциал предприятия».

Оценка экономического потенциала и формирование стратегии роста предприятия неразрывно связаны с предвидением его будущего положения, формируемого под влиянием трендов глобальной среды. В этой связи большую роль в решении задач выбора приоритетного направления повышения экономического потенциала играют методологические подходы, не только к анализу возможных

сценариев развития компании, но и к определению путей «приближения» к желаемому положению в будущем.

В научной литературе существует множество методов и техник прогнозирования социально-экономического и инновационного развития. Балацкий Е.В. выделяет четыре концепции предсказательной деятельности: прогнозирование, планирование, футурология, форсайт [1]. По мнению ученого, традиционное прогнозирование и планирование в нынешних экономических условиях дает все менее успешные результаты [1]. Снижение эффективности их применения в практике управления предприятием обусловлено ускоряющимися переменами в сфере производства и потребления под воздействием революционного технологического развития.

Термин «футурология» был введен в 1943 г. немецким социологом О. Флехтхеймом [18]. Более глубоко его сущность раскрывается в трудах А. Тоф-лера [9]: футурология - это область знаний по определению перспектив будущего развития общества. Почти одновременно с зарождением футурологии формируется технология форсайта [10]. В трактовке британского исследователя Б. Мартина, форсайт- это систематические оценки долгосрочных перспектив науки, технологий, экономики и общества, с целью определения стратегических направлений исследования и развития [23; 24].

Впервые комплексные программы для формирования стратегий и приоритетов развития на долгосрочную перспективу, в области национальной безопасности, были разработаны в 1953 г. американской некоммерческой организацией RAND. В настоящее время форсайт-технологии широко применяются прежде всего в развитых странах мира, а также в динамично развивающихся странах восточной Азии [3; 8; 20; 21; 22; 23; 24].

Форсайт применяется для формирования приоритетов в сфере экономики, науки, технологий и общества. Исследователи подчеркивают две важные черты

форсайта [14]. Первая заключается в том, что это консультативный процесс, обеспечивающий интенсивный обмен мнениями между участниками. Вторая основана на том, что исходной точкой форсайта является признание множественности вариантов развития будущего, и от решений, принимаемых сегодня, зависит, в частности, какой из этих вариантов будет реализован [10].

Сущность концепции форсайта, как методологии выбора будущего пути инновационного развития, актуализирует её применение для решения задач стратегического управления экономическим потенциалом промышленных предприятий любой отрасли, поскольку форсайт-технология обеспечивает более комплексный подход, чем традиционные методы долгосрочного планирования и прогнозирования, за счет следующих особенностей:

- в рамках форсайта акцентируется внимание на комплексной оценке открывающихся возможностей, определении новых прорывных технологий, выявлении приоритетных направлений инновационного развития, формировании целей и желаемого образа будущего;

- форсайт-технология подразумевает вовлечение в процесс обсуждений большого количества экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного проекта, а также представителей корпоративной общественности, непосредственно заинтересованных в решении обсуждаемых проблем;

- форсайт-технология нацелена на разработку практических мер по достижению выбранных стратегических ориентиров и ускорению приближения желаемого будущего.

Таким образом, выделенные преимущества форсайт-технологии позволяют рассматривать её как методологический подход к управлению экономическим потенциалом промышленных предприятий, отраслей и комплексов. Следует отметить, что в экономической литерату-

ре этому аспекту применения форсайта не уделяется должного внимания. В этой связи наше исследование нацелено на разработку подхода к прогнозированию и оценке стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития предприятий текстильной промышленности на основе форсайт-исследований.

Управление потенциалом текстильной и швейной промышленности на основе концепции Foresight: методологические подходы

Производство текстильных и швейных изделий- важнейшие отрасли легкой промышленности, отличающиеся существенно более высокими темпами капиталоотдачи по сравнению с отраслями тяжелой промышленности. Во многих странах мира (в т.ч. Китае, Португалии, Италии, Германии, США, Корее, Индии, Турции) этим отраслям уделяется большое внимание как драйверам индустриального развития. В СССР доля текстильной и швейной промышленности в ВВП в 1990 году была весомой и составляла 8%, а в доходной части бюджета страны еще более значительной - 26%. С начала 90-х годов наблюдается существенное падение производства продукции из-за состояния глубочайшего кризиса отрасли (на 80% только за первое десятилетие). В результате за последние двадцать пять лет вклад в ВВП значительно сократился и составил, по данным Федеральной службы государственной статистики, 0,22% в 2017 году, а вклад налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ - 0,20%. В настоящее время текстильная и швейная промышленность России стагнирует, что обусловлено различными причинами:

- высокой долей импортных товаров на рынке (80-84% швейных изделий) и низкой конкурентоспособностью отечественной продукции;

- существенным технологическим отставанием. По состоянию на начало 2017 года доля швейного оборудования со сроком эксплуатации более 20 лет на-

ходилась на уровне 40%, а доля текстильного оборудования - более 52% по всем организациям отрасли;

- недостаточностью собственного

сырья;

- ограничениями в финансовых ресурсах для модернизации предприятий. Доля предприятий отрасли в инвестициях в основной капитал в 2016 г. была всего лишь 0,06%;

- низкой мотивацией труда. В 2016 году соотношение среднемесячной номинальной заработной платы в отрасли со среднероссийским уровнем составило всего лишь 47%;

- неэффективным менеджментом и маркетингом;

- слабой государственной поддержкой.

В то же время необходимо отметить значительные возможности роста маркетингового потенциала отраслевого рынка: высокий спрос на текстильные и швейные изделия как на мировом, так и национальном рынке, устойчивость отрасли к мировым и национальным финансово-экономическим кризисам, а также достаточный уровень рентабельности продукции (более 10%) и быстрая оборачиваемость капитала.

Для вывода текстильной и швейной промышленности из кризиса требуется стратегия, учитывающая глобальные инновационные вызовы и обеспечивающая прорыв в развитии. Разработка такой стратегии может быть обеспечена применением методологии форсайта как системы методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать существенное воздействие на экономику предприятий, отраслей и комплексов в средне- и долгосрочной перспективе.

В настоящее время в России все активнее проводятся форсайт-

исследования, поскольку они помогают глубже понять, какие именно области деятельности принесут наибольшую эко-

номическую и социальную выгоду. В последние годы Агентство стратегических инициатив (АСИ) организует мероприятия формата «форсайт-флот» и «форсайт-навигация» в различных регионах страны с целью выявления приоритетных проектов социально-экономического развития территорий. Имеется первый опыт форсайт-исследования в текстильной промышленности. Так, в 2017 году в Плёсе был организован интеллектуальный лагерь форсайт-кэмп. Место выбрано неслучайно, т.к. Ивановская область является признанным центром текстильного производства. Участники Форсайт-кэмпа несколько дней дискутировали в небольших группах по следующим проблемам:

1. Образ продукта будущего в индустрии моды.

2. Будущее дизайна и проектирования.

3. Будущее материалов, технологий и производства. Цифровые фабрики.

4. Будущее брендов, торговли, логистики и медиа.

5. Будущее в образовании индустрии моды.

6. Будущее городской среды.

7. Бизнес-будущего: от технологической ячейки до международных компаний.

8. Значение креатива в развитии рынков Национальной технологической инициативы.

Материалы пятнадцати проектов по производству одежды, внедрению информационных технологий в проектирование продукции, разработке текстильных материалов и развитию сырьевой базы были одобрены экспертами и на следующем этапе подлежали к использованию для разработки дорожной карты рынка FashionNet.

Несомненно, инициативы АСИ имеют большое значение для развития системы инновационного управления предприятиями, отраслями и территориями России. В частности, ценность форсайта на уровне ивановского региона заключается в объединении, на основе

кооперации, в один проект, находящихся в данном регионе текстильных предприятий, а также инфраструктурных организаций и стейкхолдеров. Вместе с тем первый опыт проведения форсайт-сессий свидетельствует о наличии проблем методологического характера, негативно отразившихся на эффективности исследований. Каждая последующая сессия была более формальной и менее результативной, использовался слишком узкий набор методов, выборки экспертов формировались произвольно и были недостаточных размеров, выбранные направления дискуссий не в полной мере обеспечивали целостное представление о будущем состоянии отрасли. Всё это указывает на необходимость совершенствования

форсайт-технологий для отраслевых исследований.

К разработке методологии форсайта следует подходить, учитывая комплексность целей стратегического развития отрасли [17]. Потенциал промышленных предприятий отрасли представляет собой систему взаимосвязанных элементов, основными составляющими которой являются научно-техническая база, технология и производство, маркетинг, логистика, финансы, персонал, организация и управление (рис. 1). Возможности развития зависят от способности потенциала в целом и его элементов к саморазвитию, от подвижности связей между ними и, наконец, от реакции на внешние воздействия.

Рис. 1. Возможности развития потенциала отрасли

Форсайт-исследования должны быть нацелены на поиск путей существенного наращивания потенциала в целом, так и отдельных его элементов для повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке и роста эффективности использования всех факторов производства и распределения. В соответствии с концепцией экономического потенциала для предприятий текстильной и швейной промышленности мы предлагаем выделить следующие векторы фор-

сайт-исследований для формирования целостного образа желаемого будущего и определения способов его достижения:

1. Отраслевые научные достижения. Новые материалы и изделия из них. Новые инструменты проектирования, конструирования и дизайна.

2. Прорывные технологии текстильного и швейного производства.

3. Мировые тренды отраслевого рынка. Новые потребности, тенденции изменения моделей поведения покупате-

лей под влиянием цифровой трансформации отраслей экономики. Новые инструменты и методы маркетинговой деятельности.

4. Будущее логистических систем и технологий.

5. Новые компетенции и знания. Будущее системы профессионального образования. Социальная экосреда предприятий.

6. Прогрессивные бизнес-модели, организационно-управленческие системы, инструменты менеджмента. Модели интернационализации бизнеса. Тенденции кластерного развития отрасли.

7. Эффективные финансовые модели развития предприятий отрасли.

8. Целостный образ будущего предприятий текстильной промышленности.

Подход к стратегическому управлению на основе интеграции концепции экономического потенциала и форсайта обеспечивает комплексность решения

задач кардинальных структурных изменений отрасли, в соответствии с вызовами глобальной среды.

Методология форсайта прежде всего ориентирована на активное выявление мнений и целенаправленное использование знаний экспертов, вовлеченных в исследования. Она включает в себя самые разнообразные методы, например, такие как литературный обзор, мозговой штурм, фокус-группы, экспертные панели, метод Дельфи, критические технологии, построение сценариев, игровое имитационное моделирование, машинное обучение, дорожные карты, деревья релевантности и многие другие.

В табл. 1 представим результаты критического обзора основных комбинированных методов, используемых в форсайт-технологиях, выделив их достоинства и ограничения.

Таблица 1

Сравнительная характеристика комбинированных

методов foresight-технологий

Методы Сущность метода Достоинства Ограничения

Разработка сценариев [2] Разработка сценариев развития тех или иных технологических областей, базирующихся на анализе будущих возможностей и альтернативных траекторий развития 1) выявление разнообразных вариантов будущего развития; 2) возможность снижения непредвиденных рисков за счет разработки большого количества сценарных вариантов; 3) формирование основы для гибкой корректировки действий при резком изменении условий функционирования. 1) сценарии эффективны как дополнение к исследованиям, выполненным с использованием других методов; 2) проблемы поиска профессиональных экспертов; 3) наличие субъективных факторов; 4) недостаточная аргументация результатов; 5) высокие трудовые и финансовые затраты.

Окончание табл. 1

Дельфи [16] Выявление оценок и мнений на основе опроса большого количества высококвалифицированных экспертов (до 2-3 тысяч) и организации обратной связи через проведение повторных опросов. 1) возможность оценки объективности результатов опросов экспертной панели; 2) организация обратной связи позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции по затрагиваемым вопросам при организации опроса; 3) возможность получить развернутые, прозрачные и объективные ответы от экспертов; 4) устранение субъективного влияния авторитетных экспертов; 5) отсутствие необходимости присутствия всех экспертов в одном месте. 1) субъективное влияние организаторов панели на результаты исследования; 2) наделение большими полномочиями организаторов опроса; 3) отброс мнений и креативных решений, высказанных минимальным количеством экспертов; 4) внимание к мнению большинства; 5) большие затраты времени на организацию и проведение исследования.

Критические технологии [7; 25] Выявление и отбор критических технологий экспертами, обладающими самой высокой квалификацией. Оценка уровня критичности технологий осуществляется на основе обсуждения в рамках специальных панелей и фокус-групп. 1) формирование перечня критических технологий на основе знаний экспертов; 2) применение benchmarking, позволяющего делать сравнения с мировыми лидерами, оценивать степень отставания и выявлять направления технологического прорыва. 1) экстраполяционный характер стратегических прогнозов на основе текущих трендов; 2) не используется сценарное прогнозирование будущего и не учитываются возникновение новых трендов; 3) недостаточное внимание к проблеме сопротивления среды внедрению критических технологий

Экспертные панели Основан на сборе мнений у узкой группы экспертов (12-20 человек) на протяжении длительного времени (несколько месяцев) 1) вовлечение экспертов в исследование на протяжении всего времени; 2) взаимодействие между представителями различных сфер деятельности; 3) возможность комбинирова-нияразличных техник форсайта; 4)возможность оценки потенциала инноваций и рисков. 1) высокая степень влияния субъективных факторов; 2) наличие проблем репрезентативности выборки экспертов; 3) высокая трудоемкость, ресурсоёмкость и стоимость исследования.

Технологическая дорожная карта [15] Технологическая дорожная карта- это визуальное представление путей развития компании (отрасли) в будущем, на основании которых формируются долгосрочные стратегические приоритеты в исследуемых областях. 1) выработка экспертами согласованного видения долгосрочных целей развития отрасли или компании; 2) выявление и оценка угроз, возможностей и приоритетов; 3) объединение важнейших факторов в последовательный стратегический план, выявление «узких» мест, конкретизации приоритетов. 1) большие затраты временных, финансовых и организационных ресурсов; 2) потребность в специальной подготовке экспертов для участия в дорожном картировании; 3) проблемы отбора экспертов и формирования рабочей группы.

Для определения эффективного набора технологий для конкретного форсайт-проекта используются разные методы. Базовые принципы формирования комбинаций методов сформулированы Р.Поппером в так называемом «ромбе Форсайта» (рис. 2). В вершинах фигуры располагаются факторы, обеспечивающие успех работы с экспертами: креативность, экспертиза, взаимодействие и доказательность [26]. Чем ближе к вершине находится форсайт-техника, тем сильнее проявляется данный фактор при исполь-

зовании ее в проекте. Любой из методов имеет свои сильные стороны и ограничения (табл. 1), поэтому использование в форсайт-проекте комбинации методов из разных вершин ромба обеспечивает эффективную реализацию всех четырех критериев. Эффективность комбинированного применения различных качественных и количественных методов нашла свое подтверждение большим опытом их практического применения.

Рис. 2. Ромб форсайт-технологий

На основе интеграции концепции экономического потенциала и форсайта нами разработан методический подход к оценке стратегических направлений социально-экономического и инновацион-

ного развития текстильной и швейной промышленности, который учитывает отраслевую специфику, выделенные выше векторы форсайт-исследований для формирования целостного образа желае-

мого будущего отрасли, а также преимущества и ограничения форсайт-технологий. В организационном аспекте исследование будет осуществляться в

На первом этапе, в рамках конкретного вектора форсайта, формулируется проблема, конкретизируется объект исследования, ставятся цель и задачи. Данный этап является предварительным, в рамках которого большое значение имеют следующие шаги: обзор литературных источников по изучаемой проблеме; сбор и статистический анализ данных; анализ мнений признанных авторитетов в данной области; анализ общественного мнения (форумы, социальные сети и т.п.).

Объектом исследования может являться предприятие или группа предприятий текстильной промышленности, отрасль или рынок, предприятия смежных отраслей, регион, сообщество, образовательные учреждения и другие институты.

Второй этап исследования заключается в выборе конкретных форсайт-технологий и техник для решения сформулированных на первом этапе задач. С учетом выделенных векторов стратегических исследований в текстильной и швейной промышленности мы модернизировали форсайт-ромб Р. Поппера (рис. 4), исходя из четырех ключевых критериев:

форме сессий и полевых исследований по каждому вектору. Предлагаемый подход представлен схематично в виде процесса на рис. 3.

• экспертиза обеспечивается применением методов Дельфи, экспертных панелей, экспертных интервью, исследованиями отраслевых ассоциаций для выявления мнений относительно тенденций развития предметной области;

• креативность основывается на таких элементах творческого анализа как научная фантастика, сценарный метод, ролевые игры, критические технологии, дорожные карты;

• взаимодействие осуществляется за счет вовлечения в исследование как можно большего количества представителей науки, бизнеса, государства, образования, общественности на основе семинаров, голосования, опросов, мозгового штурма;

• доказательность базируется на литературном обзоре, моделировании, экстраполяции, бенчмаркинге.

Определение вектора и объекта форсайт-исследования; формулирование проблемы, целей и задач исследований

Выбор форсайт-технологий, набора инструментов и методов исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение форсайт-сессий, полевых исследований

Подведение итогов, разработка стратегий, представление результатов

Рис. 3. Процесс форсайт-исследования

КРЕАТИВНОСТЬ

< tn

Ed Я

U Ьй

Г)

(орожные карты Дедьфи Экспертные панели

Научная фантастика

Сцен арн ый

метод Ролевые^

Критические игры

технологии

Мозговой штурм"

Исследование отраслевых ассоциаций

Семинары

К омбин ац иич

методов Голосование

Опросы потреби телей Бен чмаркинг

Экспертные интервью

Экс траполяция М одели р овани е Обзоры литературы

ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ Рис. 4. Модернизированный ромб форсайт-технологий

В табл. 2 мы представили, в рамках отдельных векторов форсайт-проекта, набор методов и инструментов, который целесообразно использовать комплексно для успешной реализации всех четырёх ключевых факторов исследований: экспертизы, креативности, взаимодействия, доказательности.

Третий этап - собственно проведение форсайт-сессии с использованием выбранных технологий. Любая форсайт-технология подразумевает составление карты будущего, определение трендов, разработку вариантов развития объекта исследования, выбор альтернатив. На этом этапе осуществляются также полевые исследования, например, опросы потребителей.

Заключительный этап форсайт-сессии - подготовка результатов, которые могут быть представлены в виде дорожных карт, т.е. документов, отражающих возможные пути развития компании (отрасли) в будущем, на основании которых формируются долгосрочные стратегиче-

ские приоритеты в исследуемых областях. Это основа для реализации заданного будущего. Дорожные карты формируются для каждого из ключевых векторов развития, а также в целом. Они задают траекторию, от текущего состояния отрасли и её звеньев, к желаемому будущему положению в глобальном пространстве.

Выделим также возможные негативные факторы форсайт-исследований, которые следует учитывать при организации сессий и интерпретации результатов: недостаточная численность участников сессии, слабая репрезентативность выборки; сокращение количества участников панельных исследований в каждой последующей сессии; субъективное влияние отдельных участников; низкое качество отбора участников группы; отсутствие или недостаток экспертов смежных областей; слабая активность участников; недостаточная информационная база; недостаток времени проведения полноценной форсайт-сессии.

Таблица 2

Набор рекомендуемых методов и инструментов по векторам форсайт-исследования

Вектор форсайт-исследования Набор рекомендуемых технологий и методов

1. Отраслевые научные достижения. Новые материалы и изделия из них. Новые инструменты проектирования, конструирования и дизайна. Обзор литературы, научная фантастика, Дельфи, экспертные панели, исследования отраслевых ассоциаций, анализ патентов, семинары, мозговой штурм, бенчмаркинг, сценарный метод

2. Прорывные технологии текстильного и швейного производства. Обзор литературы, научная фантастика, Дельфи, экспертные панели, исследования отраслевых ассоциаций, семинары, мозговой штурм, анализ патентов, бенчмаркинг, критические технологии, моделирование, дорожная карта

3. Мировые тренды отраслевого рынка. Новые потребности, тенденции изменения моделей поведения покупателей. Новые инструменты и методы маркетинга. Обзор рынков, экстраполяция, опросы потребителей, экспертные панели, бенчмаркинг, моделирование, ролевые игры, сценарный метод, машинное обучение, BigData, дорожная карта

4. Будущее логистических систем и технологий. Экспертные панели, исследования отраслевых ассоциаций, семинары, бенчмаркинг, мозговой штурм, имитационное моделирование, дорожная карта

5. Новые компетенции и знания. Будущее системы профессионального образования. Социальная экосреда предприятий. Дельфи, экспертные панели, мозговой штурм, семинары, сценарный метод, дорожная карта

6. Прогрессивные бизнес-модели, организационно-управленческие системы, инструменты менеджмента. Модели интернационализации. Кластеризация отрасли. Бенчмаркинг, экспертные панели, семинары, моделирование, машинное обучение, дорожная карта

7. Эффективные финансовые модели развития предприятий отрасли. Бенчмаркинг, экспертные панели, моделирование, машинное обучение

8. Целостный образ будущего Экспертные панели, мозговой штурм, моделирование, сценарный метод, дорожная карта

Заключение

В настоящее время форсайт-технологии применяются для решения различных задач управления. Научная новизна нашего исследования обусловлена его нацеленностью на развитие методологического подхода к управлению предприятиями конкретной отрасли (текстильной и швейной промышленности) на основе интеграции концепции экономического потенциала и форсайт-технологий, что в научной литературе в данный момент недостаточно разработано. В работе представлен методический подход к оценке стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития текстильной и швейной промышленности, который учи

тывает отраслевую специфику, выделенные векторы форсайт-исследований для формирования целостного образа желаемого будущего отрасли, а также преимущества и ограничения существующих форсайт-технологий. Подход к стратегическому управлению на основе интеграции концепции экономического потенциала и форсайта обеспечивает комплексность решения задач кардинальных структурных изменений отрасли в соответствии с вызовами глобальной среды, формирует основу для перехода отрасли на качественно новую стадию развития. *Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-410-370004 «Прогнозирование и оценка стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития текстильной промышленности на основе форсайт-исследований»

ЛИТЕРАТУРА

1.Балацкий Е.В. Сравнительные эволюционные характеристики технологий будущего // Основы форсайта. Наука. Инновации. Образование. 2008. №. 5. С. 65-78.

2.Волкова В.Н., Денисов А.А.Теория систем. М.: Высшая школа. 2006. 511 с.

3.Данова М.А.Методика выбора приоритетов при прогнозировании научно-технического развития крупномасштабных объектов на основе технологии форсайт // Информационные технологии в управлении предприятиями, программами и проектами. Авиационно-космическая техника и технология. 2013. № 7. С. 227-231.

4. Ибрагимова Р.С., Головкин Д.С. Методическое обоснование оценки экономического потенциала предприятия текстильной промышленности // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 3 (47). С. 64

5. Ладыкова Т.И., Васильева И.А., Завиша Е.Н. Форсайт-технологии в прогнозировании инновационного развития региона // УЭкС. 2015. №4 (76). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь11р8://суЬег1епшка.гиагйс1е/пЯЬг8ау1-1еЬпо1о£и^-

ргойпо/1гоуапп-тпоуа15юппойо-га/уШуа-гейюпа (дата обращения 12.11.2017).

6. Лапин Е. В. Оценка экономического потенциала предприятия и механизм ее реализации М.: ИТД Университетская книга. 2002. 310 с.

7. Малинецкий Г.Г., Тимофеев Н.С. Перспективный метод критических технологий // Препринты ИПМ им. М.В.Келдыша. 2014. № 81. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2014-81 (дата обращения 12.11.2017).

8. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1 (1). С. 8-15.

9. Тоффлер Э. Футурошок. СПб.: Лань. 1997. 464 с.

10. Третьяк В. Форсайт как технология предвидения // Экономические стратегии. 2009. № 8. С. 52-59.

11.Ханов А. Р. Экономический потенциал предприятия как объект исследования // Российское предпринимательство. 2006. № 10 (82). С. 58-60.

12. Шешукова Т. Г., Колесень Е. В. Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура // Вестник Пермского

университета. Экономика. 2011. № 4 (11). С. 118127.

13. Юнусов И. И., Черво А.

B.Экономический потенциал строительного предприятия // Известия КазГАСУ. 2007.№ 2 (8).

C. 95-101.

14. Becker P. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2003. 27 p.

15. Clayton, A. Technology Roadmapping for Developing Countries. Vienna: UNIDO. 2005.

16. Dalkey N.C. Helmer-Hirschberg O. An experimental application of the Delphi method to the use of experts // RAND Report RM-727-PR. 1962.

17. Enright M.J. The Globalization of Competition and the Localization of Competitive Advantage: Policies toward Regional Clustering // Hood N., Young S. (eds.) The Globalization of Multinational Enterprise Activity and Economic Development. London: Macmillan. 2000. Pp. 303-331.

18. Flechtheim O.K. Futurologie. Der Kampf um die Zukunft. Köln: Wiss. u. Pol. 1982.

19. Higgins J.M. 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, Winter Park, Florida. 1994. 223 p.

20. Georghiou I. Scoping and Planning Foresight. The Handbook of Technology Foresight/ I. Georghiou, Harper J. Cassingera, M. Keenan , I. Miles, R.Popper R. (eds.). Cheltenham: Edward El-gar. 2008. 456 p.

21. Loveridge D., Georghiou L., Nedeva M. United Kingdom Foresight Programme. PREST. University of Manchester. 1995.

22. Loveridge D. Foresight. PREST. University of Manchester. 2001.

23. Martin B. R. Foresight in science and technology // Technology analysis & strategic management. Т. 7. 1995. №. 2. Pp. 139-168.

24. Martin B. R. Research Foresight and the exploitation of science base. London: HSMO. 1993.

25. Popper S., Wagner C., Larson E. New forces at work. Industry views critical technologies. Washington: RAND, D.C. 1998. 172 p.

26. Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools, in Georghiou, L. et al., International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Edward Elgar, 2007. Рукопись поступила в редакцию 22.11.2018

JEL code: L52, L60, R58

ESTIMATION OF THE TEXTILE INDUSTRYECONOMIC POTENTIAL ON THE BASIS OF

FORESIGHT CONCEPT

R. Ibragimova, D. Golovkin

Article is devoted problems of perfection of tools of long-term planning of a sustainable development of industrial branches in the conditions of the turbulent environment of functioning and calls of the fourth industrial revolution. The primary problem of research consists in formation of methods of the strategic management, providing increase of economic potential of the enterprises of branch and their competitiveness in the global markets.

The authors propose a methodological approach to assessing the economic potential of industrial branch, based on the integration of the concept of economic potential and foresight technologies, which is not sufficiently developed in the scientific literature. In accordance with the concept of economic potential for enterprises of the textile industry and taking into account the specifics of the industry, vectors of foresight studies have been allocated to form a holistic image of the desired future and determine ways to achieve it. For each vector, a set of methods and tools was proposed that ensure the implementation of key research criteria: expertise, creativity, interaction, evidence.

Key words: economic potential, innovative development, foresight technology, textile industry, management efficiency.

References

1.Balackij E.V. Sravnitel'nye ehvolyucionnye harakteristiki tekhnologij budushchego. Osnovy forsajta. Nauka. Innovacii. Obrazovanie. 2008. №. 5. S. 65-78.

2.Volkova V.N., Denisov A.A.Teoriya sistem. M.: Vysshaya shkola. 2006. 511 s.

3. Danova M.A.Metodika vybora prioritetov pri prognozirovanii nauchno-tekhnicheskogo razvitiya krup-nomasshtabnyh ob"ektov na osnove tekhnologii forsajt. Informacionnye tekhnologii v upravlenii predpriyatiyami, programmami i proektami. Aviacionno-kosmicheskaya tekhnika i tekhnologiya. 2013. № 7. S. 227-231.

4. Ibragimova R.S., Golovkin D.S. Metodicheskoe obosnovanie ocenki ehkonomicheskogo potenciala predpriyatiya tekstil'noj promyshlennosti. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2016. № 3 (47). S. 64-74.

5. Ladykova T.I., Vasil'eva I.A., Zavisha E.N. Forsajt-tekhnologii v prognozirovanii innovaci-onnogo razvitiya regiona. UEHkS. 2015. №4 (76). [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n7forsayt-tehnologii-v-prognozirovanii-innovatsionnogo-razvitiya-regiona (data ob-rashcheniya 12.11.2017).

6. Lapin E. V. Ocenka ehkonomicheskogo potenciala predpriyatiya i mekhanizm ee realizacii M.: ITD Un-iversitetskaya kniga. 2002. 310 s.

7. Malineckij G.G., Timofeev N.S. Perspektivnyj metod kriticheskih tekhnologij. Preprinty IPM im. M.V.Keldysha. 2014. № 81. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://library.keldysh.ru/preprint.asp?id=2014-81 (data obrashcheniya 12.11.2017).

8. Sokolov A.V. Forsajt: vzglyad v budushchee. Forsajt. 2007. № 1 (1). S. 8-15.

9. Toffler EH. Futuroshok. SPb.: Lan'. 1997. 464 s.

10. Tret'yak V. Forsajt kak tekhnologiya predvideniya. EHkonomicheskie strategii. 2009. № 8. S. 52-59.

11. Hanov A. R. EHkonomicheskij potencial predpriyatiya kak ob"ekt issledovaniya. Rossijskoe predpri-nimatel'stvo. 2006. № 10 (82). S. 58-60.

12. SHeshukova T. G., Kolesen' E. V. EHkonomicheskij potencial predpriyatiya: sushchnost', komponenty, struktura. Vestnik Permskogo universiteta. EHkonomika. 2011. № 4 (11). S. 118-127.

13. YUnusov I. I., CHervo A. V.EHkonomicheskij potencial stroitel'nogo predpriyatiya. Izvestiya KazGA-SU. 2007.№ 2 (8). S. 95-101.

14. Becker P. Corporate Foresight in Europe: A First Overview. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2003. 27 p.

15. Clayton, A. Technology Roadmapping for Developing Countries. Vienna: UNIDO. 2005.

16. Dalkey N.C. Helmer-Hirschberg O. An experimental application of the Delphi method to the use of experts. RAND Report RM-727-PR. 1962.

17. Enright M.J. The Globalization of Competition and the Localization of Competitive Advantage: Policies toward Regional Clustering. Hood N., Young S. (eds.) The Globalization of Multinational Enterprise Activity and Economic Development. London: Macmillan. 2000. Pp. 303-331.

18. Flechtheim O.K. Futurologie. Der Kampf um die Zukunft. Köln: Wiss. u. Pol. 1982.

19. Higgins J.M. 101 Creative Problem Solving Techniques: The Handbook of New Ideas for Business. New Management Publishing Company, Winter Park, Florida. 1994. 223 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Georghiou I. Scoping and Planning Foresight. The Handbook of Technology Foresight/ I. Georghiou, Harper J. Cassingera, M. Keenan , I. Miles, R.Popper R. (eds.). Cheltenham: Edward Elgar. 2008. 456 p.

21. Loveridge D., Georghiou L., Nedeva M. United Kingdom Foresight Programme. PREST. University of Manchester. 1995.

22. Loveridge D. Foresight. PREST. University of Manchester. 2001.

23. Martin B. R. Foresight in science and technology. Technology analysis & strategic management. T. 7. 1995. №. 2. Pp. 139-168.

24. Martin B. R. Research Foresight and the exploitation of science base. London: HSMO. 1993.

25. Popper S., Wagner C., Larson E. New forces at work. Industry views critical technologies. Washington: RAND, D.C. 1998. 172 p.

26. Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools, in Georghiou, L. et al., International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Edward Elgar, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.