Научная статья на тему 'Тенденции технологий в ресторанном бизнесе. Актуальность применения форсайт-технологий в стратегическом анализе'

Тенденции технологий в ресторанном бизнесе. Актуальность применения форсайт-технологий в стратегическом анализе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайленко Александр Евгеньевич, Никулин Владислав Сильвестрович

В данной статье речь пойдет о современных инструментах работы с гостями, получения информации и ее анализе в ресторанном бизнесе. Авторами рассмотрены инструменты форсайт анализа, которые могут применяться для прогнозирования и стратегического планирования в ресторанном бизнесе, учитывая технологические тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции технологий в ресторанном бизнесе. Актуальность применения форсайт-технологий в стратегическом анализе»

ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ Михайленко А.Е.1, Никулин В.С.2

'Михайленко Александр Евгеньевич — студент магистратуры;

2Никулин Владислав Сильвестрович — студент магистратуры, направление: стратегическое управление, Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье речь пойдет о современных инструментах работы с гостями, получения информации и ее анализе в ресторанном бизнесе. Авторами рассмотрены инструменты форсайт анализа, которые могут применяться для прогнозирования и стратегического планирования в ресторанном бизнесе, учитывая технологические тенденции.

Ключевые слова: форсайт, форсайт-технологии, стратегическое планирование, стратегический анализ.

Бизнес сферы торговли и услуг сегодня формируются в условиях изменения потребительского поведения, возникшего вследствие падения доходов населения, продовольственного эмбарго и последующего роста цен на продукты питания на фоне ослабления курса рубля.

В создавшихся условиях, особую актуальность приобретают вопросы, связанные со способностью компаний непрерывно развиваться, сохранять свою конкурентоспособность, вырабатывая или корректируя стратегию деятельности на основе постоянного анализа тенденций и применения современных технологий в планировании.

Стратегический менеджмент предприятий должен постоянно трансформировать имеющиеся качества и искать возможности выработки и реализации адекватных ситуационных решений, что является предпосылкой применения форсайт анализа в управлении.

Так, по мнению авторов, на данный момент основная технологическая тенденция в ресторанной индустрии — переход на комплексное применение информационно -коммуникационных технологий, используя все сегменты через различные инновации: использование смартфонов, сетевого дневника ресторана, сервисов «проверки услуг» (Foursquare, Flamp, TripAdvisor), мобильных платежных систем (например, ApplePay или кошелек Google, который хранит все кредитные карты и карты лояльности, позволяет получать рекламные предложения, ускоряет процесс оплаты, обеспечивает информацию о клиентах).

Применение информационно-коммуникационных технологий для развития сферы услуг позволяет:

• наладить эффективную коммуникацию с клиентом в режиме реального времени;

• расширить взаимодействие и в ускоренном режиме реагировать на запросы и ожидания потребителей;

• управлять отношениями с индивидуальными покупателями услуги;

• повысить лояльность текущих посетителей;

• стимулировать повторные посещения;

• сократить затраты и снизить расходы на рекламу;

• увеличить средний чек;

• проинформировать клиентов об акциях;

• проводить мероприятия по стимулированию действующих и привлечению новых гостей (акции, скидочные купоны, т.п.).

Существующие технологические решения позволяют концентрироваться на спросе потребителей, что позволяет сосредоточить внимание на основных перспективах бизнеса в текущем периоде и ближайшем будущем с целью увеличения прибыли. Тенденции рынка обуславливают тот факт, что одним из быстрорастущих и перспективных направлений маркетинга становится интернет-маркетинг. Быстрее других получают конкурентное преимущество рестораторы, осознавшие, насколько сильно изменилось потребительское поведение и факт, что в цифровой экономике обязательным условием выживания становится использование каналов, которые дают возможность учитывать возраст, привычки и ритм жизни покупателей, и поэтому широко используются возможности функционального сайта, SMM, CRM и мобильных приложений.

Динамичные технологические решения позволяют донести необходимую информацию до целевой аудитории, и становятся эффективным каналом связи между потребителями и организацией.

Таким образом, потребитель получает комплекс сервисов и инструментов, а компания может сократить затраты и эффективно развиваться в условиях кризиса, не прибегая к таким кардинальным мерам, как снижение себестоимости блюд или пересмотр кадровой политики, и, как следствие, повысить прибыль заведения.

Увеличение скорости получения и обработки информации, автоматизация и новые программные инструменты создают базу для применения новых для ресторанной отрасли методов стратегического планирования. Одним из актуальных направлений является форсайт анализ. Рассмотрим основные методы и аспекты форсайт подхода.

Глобализация как доминирующий фактор развития экономик конца ХХ века вывела на рынок новых игроков - транснациональные корпорации, которые оказывают разностороннее влияние на функционирование мирового хозяйства и положение хозяйствующих субъектов и подсистем. Актуальным элементом новой архитектуры менеджмента становится корпоративный (стратегический) форсайт, который считается действенным механизмом управления «неопределенностью», характерной для бизнес-среды нового типа.

Наиболее цитируемым является определение форсайта, которое предложил американский эксперт Б. Мартин. Оно акцентирует внимание на прогнозной стороне форсайта, его нацеленности на выявление стратегически и социально важных зон развития. Он определяет форсайт как «систематическую попытку заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды» [1].

В российской практике выделим определение В.П. Третьяка, он считает, что «форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий» [2].

Методы Форсайта применяет проактивное (упреждающее) реагирование на долгосрочные вызовы и возможности.

Методический инструментарий форсайта включил в себя как традиционные методы прогнозирования, анализа и выработки идей, так и разработанные в ходе проведения форсайтных работ новые креативные методы.

Можно выделить три категории методов, которые использует форсайт: качественные, количественные и смешанные.

Качественные — методы, которые позволяют осмыслять и оценивать события. Среди качественных методов можно выделить: мозговой штурм, конференции/семинары, экспертные панели, интервью, анализ литературы, деревья целей/логические схемы, сценарии/сценарные семинары, симуляционные игры, SWOT-анализ.

Количественные — методы, которые позволяют изменять переменные и применять статистический анализ. Среди количественных методов можно выделить: бенчмаркинг, библиометрия, индикаторы/ анализ временных рядов, моделирование, патентный анализ, экстраполяция тенденций/анализ воздействия

Смешанные — методы, которые позволяют применять количественные измерения субъективных мнений, логических построений и точек зрения экспертов. Среди смешанных методов можно выделить: анализ перекрестных связей/структурный анализ, метод Дельфи, ключевые/критические технологии, многокритериальный анализ, опрос/голосование, количественные сценарии, дорожные карты, анализ стейкхолдеров [3].

На выбор методов форсайт-исследований влияет ряд факторов: во- первых, наличие ресурсов (в первую очередь времени и денег); во-вторых, результы, которые требуется получить; в-третьих, спонсорские предпочтения; в-четвертых, природа рассматриваемых предметных областей; в-пятых, целевые группы [4].

Использование форсайта будет успешным, если правильно применять методы, которые обеспечат эффективную работу привлекаемых экспертов. Каждая программа форсайта требует определение комбинации методов использования и привлекаемых источников информации. Выбор наиболее эффективной группы методов форсайта является всегда актуальной проблемой. [5].

Метод Дельфи — это технология, которая применяется для прогнозирования и экспертной оценки [6].

Суть метода заключается в структурировании процесса групповой коммуникации, который направлен на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой. Метод Дельфи использует независимые опросы экспертной панели, которые позволяют определить вероятность, значение и следствие факторов, тенденций и событий, которые связаны с поднимаемой

44

проблемой. По результатам первого этапа опросов участники экспертной панели получают все ответы, которые даны другими участниками анонимно. Этот прием позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции. Основным преимуществом метода является возможность получить развернутые, прозрачные и объективные результаты. С помощью метода Дельфи можно избежать того, что мнение авторитетных и активных участников будет влиять на мнение остальных, а также нет необходимости собирать всех экспертов в одно время в одном месте.

Дорожные карты — метод дорожной карты или roadmapping, который используются для выработки долгосрочных стратегий развития технологий. Технологические дорожные карты представляют собой создание визуального представления плана-сценария развития технологий, который фиксирует возможные сюжеты и точки критических решений [7].

Метод сценариев — один из самых старых и эффективных методов работы с будущим, предполагающий разработку нескольких развернутых вариантов развития будущего, каждый из которых зависит от определенных условий [8]. В процессе применения метод сценариев предполагает набор альтернативных текстов, которые выстраиваются вокруг тщательно отобранных точек. В данном случае то, что произойдет, прогнозируется и проектируется одновременно.

Таким образом, выявленные технологические тенденции в ресторанном бизнесе позволяют использовать новое для данной отрасли направление анализа при стратегическом планировании. Его применение дает ключевое преимущество участнику рынка в скорости реакции на рынке с высокой долей неопределенности. Ввиду наличия фирм с различными типами стратегий, различным доступом к информации и ресурсам, каждый субъект рынка может комбинировать доступные для себя инструменты форсайт анализа для выстраивания собственной системы анализа.

Список литературы

1. Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization. Vienna, 2005. V. 1. Р. 8.

2. ТретьякВ.П. Структура форсайта / В.П. Третьяк // Отраслевые рынки. № 1-2 (13), 2007.

3. Шашнов С. «Методы Форсайт-исследований для оценки перспектив развития гражданского общества и третьего сектора»/«Долгосрочные перспективы развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в России: подходы к оценке и их апробация» планирования». Москва 6.09, 2016. Т. 63. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://grans. hse. ru/data/2016/09/06/1120025-0/ (дата обращения: 02.05.2018).

4. Keenan M., Miles I. Scoping and Planning Foresight / Georghiou I., Cassingera Harper J., Keenan M., Miles I., Popper R. (eds.). The Handbook of Technology Foresight. Cheltenham: Edward Elgar, 2008.

5. ГапоненкоН.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт / Н.В. Гапоненко. М., 2008.

6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. «Финпресс», 2003.

7. ВолковаВ.Н. Теория систем / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. М.: Высшая школа, 2006.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ Чернышова Е.В.

Чернышова Елена Владимировна — студент, кафедра экономики недвижимости, Финансовый институт Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие недвижимости и ее основные признаки. Автор статьи приводит перечень существующих принципов налогообложения недвижимости и указывает на необходимость построения оптимальной системы.

Ключевые слова: недвижимость, принципы налогообложения, экономическая ценность.

УДК 336.221.262

Налоги представляют собой особые виды обязательных платежей, взимаемых со стороны государства и обеспечивающих доход бюджета разного уровня. Налоги являются необходимым и основным звеном в организации и формировании государственного устройства любой страны. Существуют разнообразные виды налогов. Главным отличием каждого налога друг от друга является наличие разных элементов налога и поступление в разные уровни бюджета.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.