Научная статья на тему 'Форсайт-проект как база стратегического межрегионального планирования'

Форсайт-проект как база стратегического межрегионального планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
943
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФОРСАЙТ / ФОРСАЙТПРОЕКТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / STRATEGIC INTER-REGIONAL PLANNING / FORESIGHT / FORESIGHT PROJECT / FEDERAL DISTRICT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муринович Андрей Анатольевич, Логинов Михаил Павлович

Стратегическое планирование межрегионального развития на территории федерального округа является одной из сложнейших управленческих задач, обусловленной межрегиональной конкуренцией, пересечением экономических интересов, состоянием экономик субъектов Российской Федерации, наличием ресурсов и др. В статье рассмотрены особенности регионального стратегического планирования и предложено использовать методологию форсайта при разработке стратегии развития федерального округа. Авторами выявлены основные характеристики форсайта, особенности использования методов и инструментов форсайта. Результатом исследования является форсайт-проект, позволяющий разработать стратегию межрегионального развития в рамках Уральского федерального округа. Приведены устав проекта, структурная декомпозиция работ, организационно-функциональная схема реализации проекта, бюджет проекта. Реализация форсайт-проекта позволит создать стратегический план развития субъектов РФ с учетом интересов всех территорий, выбрать приоритетные направления развития, обеспечить высокий уровень национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foresight Project as the Base for Strategic Inter-Regional Planning

Strategic planning of inter-regional development in the territories of federal districts is one of the most difficult management problems due to inter-regional competition, intersection of economic interests, varying state of affairs in local economies, availability of resources, etc. The authors look at the specifics of regional strategic planning and suggest using the methodology of foresight to design development strategies for federal districts. For the purposes of project development, the authors reveal key characteristics of foresight and show the peculiarities of applying foresight methods and tools. The principal result of the research is the proposed foresight project, which allows designing the strategy of inter-regional development for the Ural Federal District. The article presents the project charter, work breakdown structure, organizational-functional scheme of the project implementation, and project budget. The implementation of the foresight project will allow creating a strategic plan for development of the subjects of the Russian Federation, taking into account the interests of all the territories, selecting priority directions for development, ensuring high level of national security.

Текст научной работы на тему «Форсайт-проект как база стратегического межрегионального планирования»

МУРИНОВИЧ Андрей Анатольевич

Старший преподаватель кафедры экономики

Уральский институт экономики, управления и права

620026, РФ, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 194 Контактный телефон: (343) 221-27-15 e-mail: [email protected]

ЛОГИНОВ Михаил Павлович

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансовых рынков и банковского дела

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-15 e-mail: [email protected]

Форсайт-проект как база стратегического межрегионального планирования

Стратегическое планирование межрегионального развития на территории федерального округа является одной из сложнейших управленческих задач, обусловленной межрегиональной конкуренцией, пересечением экономических интересов, состоянием экономик субъектов Российской Федерации, наличием ресурсов и др. В статье рассмотрены особенности регионального стратегического планирования и предложено использовать методологию форсайта при разработке стратегии развития федерального округа. Авторами выявлены основные характеристики форсайта, особенности использования методов и инструментов форсайта. Результатом исследования является форсайт-проект, позволяющий разработать стратегию межрегионального развития в рамках Уральского федерального округа. Приведены устав проекта, структурная декомпозиция работ, организационно-функциональная схема реализации проекта, бюджет проекта. Реализация форсайт-проекта позволит создать стратегический план развития субъектов РФ с учетом интересов всех территорий, выбрать приоритетные направления развития, обеспечить высокий уровень национальной безопасности.

JEL classification: R58

Ключевые слова: стратегическое межрегиональное планирование; форсайт; форсайт-проект; федеральный округ.

Введение д

Стратегическое планирование межрегионального развития субъектов РФ, входящих С

в федеральных округ, является сложной управленческой задачей. Это обусловлено ^

географическим расположением регионов, состоянием региональных экономик, урба- |

низацией, качеством ресурсной базы, наличием высококвалифицированных специа- о

листов. ^

Разработанные в субъектах РФ стратегии социально-экономического развития, как <

правило, не взаимосвязаны, ориентируются на местные или столичные экономические §

круги. Более того, региональные экономики соседних субъектов выступают конкурен- «

тами и на внутренних, и на внешних рынках, кооперационные производственные свя- ^

зи чаще всего присутствуют в рамках холдингов или корпораций [5]. ©

В условиях высококонкурентной среды, низкой бюджетной обеспеченности, кризисных явлений различного уровня развитие региональных экономик можно обеспечить только на основе стратегического планирования путем выпуска и реализации конкурентоспособной продукции и услуг за счет формирования многочисленных межрегиональных кооперационных связей и создания совместных производств.

Таким образом, разработка методологических подходов к организации межрегионального стратегического планирования остается актуальной и требует проведения дополнительных исследований.

Основы межрегионального стратегического планирования

Стратегическое планирование в качестве научного направления сформировалось в 60-е годы ХХ века как ответ на неуклонно возрастающее влияние окружающей (внешней) среды на результаты работы организаций. Основной целью стратегического планирования является адаптация плановых решений к изменениям в окружающей среде [4].

К наиболее важным признакам стратегического планирования относятся [1; 6]:

• высокая степень неопределенности развития в длительной перспективе;

• наличие субъектов со своими интересами и ресурсами;

• многоаспектность прогноза, необходимость системного видения;

• наличие самовоспроизводства ресурсов (замкнутых обратных связей) в пределах прогнозного периода;

• инновационность (неизбежное изменение структурных пропорций, появление новых игроков, ресурсов, иных типов мотивации);

• важность качественного описания будущего (желаемого либо как «системы угроз»).

Одной из последних тенденций экономического развития России являются попытки укрупнения экономик соседних субъектов на основе горизонтальной кооперации, создание агломераций и кластеров. В первую очередь межрегиональная кооперация рассматривается в стратегических программах развития федеральных округов.

Необходимость стратегического межрегионального планирования на уровне федеральных округов обусловлена следующими факторами [10]:

• реализация главной задачи формирования четкого образа будущего федерального округа, т. е. видение в деталях желаемого устройства социально-экономической сферы регионов и взаимосвязи их основных элементов;

• постановка перед органами власти регионов и субъектами хозяйственной деятельности конкретных целей, определение приоритетных направлений и разработка стратегии достижения намеченных целей при движении к образу будущего;

• использование конкурентных преимуществ федерального округа как макрорегиона, а также входящих в него субъектов РФ, определения их «точек роста», развитие которых даст наибольший эффект;

• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях межрегионального развития;

• обоснование рациональной схемы территориального планирования федерального округа.

Главной целью межрегионального развития является повышение конкурентоспособности федерального округа, обеспечивающее выгодное положение региональных производителей товаров и услуг на внешних рынках в зависимости от действующих политических, экономических, социальных и экологических факторов. Различают следующие виды конкурентоспособности:

• общая - определяется ресурсным потенциалом; совокупностью условий регионального развития, реализация которых формирует конкурентные позиции регионов на международных и национальных рынках и параметры качества жизни населения регионов;

• стратегическая - связана с достижением общей конкурентоспособности в стратегической перспективе;

• экономическая - определяется способностью эффективно использовать имеющиеся в регионах ресурсы развития экономики и производить товары (услуги), соответствующие перспективным требованиям потребителей национального и международных рынков; способностью эффективного воспроизводства и капитализации региональных ресурсов, а также возможностью обеспечивать высокое качество жизни населения.

Межрегиональное стратегическое планирование, являясь начальным этапом цикла стратегического управления федеральным округом, представляет собой аналитический процесс, отвечает на вопрос о направлениях развития территорий в условиях перспективных изменений их внутренней и внешней среды и позволяет:

• получить представление о состоянии округа на конкретный момент времени;

• выявить новые тенденции или спроецировать на будущее современные тенденции развития экономики и социальных отношений;

• наметить стратегические цели;

• увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов;

• обеспечить включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач [8]1.

Стратегический план по своему содержанию представляет собой программу укрупненных действий для достижения поставленных целей и включает в себя следующие основные разделы:

• миссия, цели и задачи развития;

• анализ внутренней и внешней среды;

• оценка рисков возникновения неблагоприятных явлений;

• стратегические направления развития;

• показатели достижения целей развития с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным направлениям (сценариям);

• стратегические программы;

• финансовое и ресурсное обеспечение стратегии развития;

• календарный план реализации стратегии развития;

• центры ответственности;

• др.

Ключевыми направлениями стратегического планирования федерального округа должны быть: конкурентоспособность; конкурентные позиции; распространение инноваций; потребность в ресурсах; социально-экономическая эффективность развития; управленческие аспекты; финансовые цели и показатели доходов региональных бюджетов.

Организация процедур стратегического планирования осуществляется по трем основным схемам: планирование «сверху вниз» (от определения целей и задач, направлений развития территориальной системы в целом к отдельным функциональным и территориальным подсистемам субъектов РФ, входящих в округ поселениям, отраслям, предприятиям и т. д.); планирование «снизу вверх» проводится в обратном порядке; интерактивное планирование представляет собой среднее между двумя описанными выше схемами стратегического планирования.

Региональное стратегическое планирование охватывает в основном планирование процессов развития социально-экономической системы региона, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления

1 Также см.: Конспект лекций по курсу «Региональное планирование». URL: http://kpfu.ru/ portal/docs/F1109209084/Regionalnoe.planirovanie..pdf.

материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг1.

Экономика федерального округа имеет многоотраслевой, многоуровневый и многоаспектный характер, поэтому процесс межрегионального планирования во многом определяется параметрами отраслевой и территориальной структуры экономики регионов. В отраслевом плане экономика регионов рассматривается как совокупность взаимосвязанных отраслевых систем, в которую включаются:

1) производственная сфера, объединяющая отрасли, создающие материальный продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство); отрасли, доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт, связь); отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки);

2) непроизводственная сфера - жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическая культура; просвещение; культура; наука и научное обслуживание; кредитование, финансирование и страхование; управление; общественные организации.

Методологические основы стратегического планирования образуют совокупность методов, приемов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических планов и программ всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей, их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается проблема планирования, рассчитываются значения прогнозных показателей стратегических программ и планов2.

Методы стратегического планирования относятся к трем основным группам:

• методы экспертных оценок - индивидуальные и коллективные экспертные оценки;

• методы (виды) экстраполяции - статическая, динамическая, структурная, функциональная, параметрическая;

• методы математического моделирования - математико-статистические, экономе-трические, оптимального программирования, системного подхода, исследования операций, теории принятия решений.

Стратегическое планирование в России регулируется Федеральным законом № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствии с которым должны быть разработаны документы стратегического планирования всех уровней власти.

В научной литературе выделяются следующие проблемы стратегического планирования в России:

• отсутствие стратегии на федеральном уровне пространственного развития РФ с обозначенными приоритетами в отношении развития конкретных регионов;

• отсутствие системы теоретических, методологических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи, организацию стратегического регионального планирования, что приводит к нагромождению в планах различных теоретических посылок, абстрактному формулированию целей, задач и индикаторов, громоздкому описанию методов исследования и анализа ситуации, высокой степени формализации, заключающейся в расчете большого количества коэффициентов и показателей, не связанных между собой;

• непризнание регионов (субъектов РФ) в качестве субъектов рынка;

1 Экономическая система. URL: http://center-yf.ru/data/economy/Ekonomicheskaya-sistema.php.

2 Конспект лекций по курсу «Стратегическое планирование развития города и региона». URL: http://kpfu.rU/portal/docs/F1619393244/Strategicheskoe.planirovanie.razvitiya.goroda.i.regiona.pdf.

• редкое использование выбора конкретных стратегических альтернатив в региональных стратегических планах;

• неучастие стейкхолдеров (лиц или организаций, чьи интересы существенно связаны с данной территорией и чьи ресурсы позволяют качественно влиять на ее развитие) в разработке стратегических планов;

• отсутствие органической связи между стратегическим планированием на разных уровнях управления социально-экономическим развитием территорий.

Форсайт как методология планирования

Для решения указанных выше проблем предлагаем использовать методологию форсайта (foresight) - экспертной оценки стратегических направлений развития и технологией прогнозирования, основанной на предвидении. Важным преимуществом форсайта, по сравнению с традиционными методами социально-экономического прогнозирования, является его комплексный характер.

В научной литературе форсайт рассматривается как процесс, технология, система методов, методика или алгоритм действий. На основе отечественного и зарубежного опыта авторами систематизированы основные характеристики форсайта как экспертного подхода к стратегическому планированию (табл. 1).

Таблица 1

Основные характеристики методологии форсайта

Характеристика Особенности

Цели Оценка возможных сценариев развития отдельных направлений науки и технологий, потенциальных технологических горизонтов. Подготовка «аналитического прогноза» по наиболее проблемным направлениям, детальных сценариев или тщательно выверенных экономических моделей. Выбор альтернативных состояний в будущем. Определения приоритетных направлений исследований. Углубление взаимодействия участников научных и инновационных систем. Формирование региональной научной и инновационной политики. Выявление потенциальных угроз и возможностей. Установление диалога, взаимообмена между властью, научным сообществом, гражданским обществом территорий

Задачи Обоснование технологической и инновационной стратегий. Выявление ожидаемых научных и технологических прорывов, изменения рынков. Стратегическое опережение конкурентов. Мобилизация ресурсов на приоритетных направлениях

Направления Научно-технические, социально-экономические приоритеты. Диалог бизнеса, общества, власти. Выявление возможных перемен и рисков, которые необходимо учитывать при разработке политики

По субъекту рассмотрения Тематический, территориальный, корпоративный

Результаты Разработка перспективных трендов развития рынков, сфер деятельности. Определение приоритетов развития, описание тенденций и драйверов. Разработка предложений по возможным проектам, прогнозы, сценарии, политические рекомендации. Разработка дорожных карт (технологических, региональных и др.)

Окончание табл. ]

Характеристика Особенности

Основные функции Информирование (формирование предложений, основанных на исследованиях). Стимулирование внедрения различных политик (расширение опций). Объединение различных участников, принимающих решения. Поддержка политических решений. Внедрение в политическую систему стратегического управления

Принципы Ориентация на будущее. Участие различных групп акторов, координация их действий, вовлечение в анализ и диалог. Наличие доказательной базы. Междисциплинарный и межведомственный подход. Ориентация на конкретные действия. Учет перспективных трендов, способных оказать влияние на стратегические позиции региона. Сопоставление будущих потребностей с будущими возможностями. Систематическая обратная связь с экспертами и лицами, принимающими решения

Тип формирования «Сверху вниз» (top down), «снизу вверх» (bottom up)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные параметры Зона охвата, временные рамки, количество участников, имеющиеся ресурсы

Уровни Мировой (глобальный), государственный (национальный), макроре-гиональный (федеральный округ), региональный (субъект РФ), отраслевой, муниципальный, корпоративный

Сферы Политика и экономика, технологии, экология, общество

Учет рисков и возможностей Формирование системной картины рисков посредством обобщения специфических знаний экспертов из различных областей. Развитие новых, малоизвестных технологических направлений. Межотраслевое проникновение технологий. Учет специфических экономических и политических условий страны, мировых технологических трендов, неблагоприятных демографических тенденций

Отличия Основной упор на «человеческий фактор» (опросы экспертов, мозговые штурмы и т. д.). Обязательное участие представителей разных слоев общества и сфер деятельности. Взаимозависимость между обществом и технологическим развитием. Возможность выработки конкретных мер и формирования политики

Наиболее популярные методы Обзор литературы, экспертные панели, сценарии, экстраполяция трендов, фьючерсные семинары, интервью, мозговой штурм, анкетирование/обследование, SWOT-анализ, Дельфи, наблюдение за окружающей средой, критические панели, технологические дорожные карты, эссе, моделирование и имитация, разработка будущего

Форсайт как подход к стратегическому планированию впервые был использован в 1950-е годы корпорацией RAND. С 1970-х годов Япония каждые пять лет проводит масштабное исследование долгосрочных перспектив развития технологий. В начале 1980-х годов в США стартовал национальный проект по разработке «критических технологий», к середине 1990-х годов к поиску приоритетов инновационного развития на основе форсайта подключились многие страны Европы, Азии, Латинской Америки, в том числе государства с переходной экономикой [9].

Наибольшую роль в становлении форсайта как методологии сыграли R. Popper (инструменты форсайта), M. Keenan (основы форсайта), L. Georgiu (основы форсайта),

I. Miles (основы форсайта), K. Klusacek (региональный форсайт), T. A. Kappel, R. Phaal (технологические дорожные карты), А. Соколов, Л. Гохберг (форсайт в России), Ю. Си-мачев (инновационная и промышленная политика), А. Чулок (инновации, методология форсайта).

В России достаточно большой опыт применения методик форсайта для стратегического планирования. В июле 1979 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ», регламентирующее технологическое прогнозирование в экономике. Разработка долгосрочных прогнозов научно-технического развития была остановлена в середине 1980-х годов, что связано с началом разрушения СССР.

Возобновление стратегического прогнозирования началось с 2006 г., когда в России была начата практическая реализация форсайт-проектов и на федеральном уровне утверждены следующие документы: Методология формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и отбора перечней критических технологий Российской Федерации; Указ Президента РФ от 21 мая 2006 г. № Пр-843 «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации»; Концепция долгосрочного научно-технического прогноза РФ до 2025 г.; Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «О Перечне критических технологий РФ» и др.

К основным проблемам стратегического прогнозирования можно отнести сложности практического применения результатов форсайт-проектов, как при формировании политических рекомендаций, так и при их внедрении в стратегии органов власти и хозяйствующих субъектов. Практика стратегического прогнозирования по госпрограммам показывает необходимость более четкого формулирования результатов и рекомендаций форсайт-проектов.

Важнейшим этапом форсайт-проектирования является выбор наиболее эффективных инструментов прогнозирования, методов и подходов для достижения конкретных целей. Набор подходов, используемых в форсайт-проектах, охватывает десятки качественных и количественных методов. Инструментами и методами, используемыми форсайтом, являются: анализ степени риска/анализ затрат; бэнчмаркинг; Дельфи; исследование баз данных; исследование публикаций, рынка, тенденций; конкурентная технологическая разведка (технологический контроль); критические технологии; методы творческого потенциала (мозговая атака, интуитивные взгляды); моделирование будущего; моделирование динамики систем; мультилинейное моделирование; патентные исследования; различные методы сценирования; ролевые игры; интервью и систематический опрос клиентов; технологические планы и дорожные карты; экстраполяция тенденций и др. [13].

Каждая страна или регион используют свою комбинацию методов (инструментов) форсайта. Так, в Японии в основу программ форсайта положен метод Дельфи, посредством которого каждые пять лет разрабатывается технологический прогноз на ближайшие 30 лет. В Великобритании и Германии используется широкий спектр методов, которые применяются в различных комбинациях. В США, Франции и России накоплен значительный опыт разработки перечней критических технологий [9].

Выбор методов форсайт-исследований обычно определяется наличием временных и ресурсных ограничений; требуемыми результатами; спонсорскими предпочтениями; природой рассматриваемых предметных областей (и существующими представлениями о будущих тенденциях, проблемах их развития и подходами к их пониманию); целевыми группами; наличием достаточного количества высококвалифицированных экспертов и доступа к информационным источникам [12; 14].

Ключевым условием успешности форсайта является использование методов, обеспечивающих эффективную работу привлекаемых экспертов. Поэтому при выборе

метода для использования в форсайте необходимо учитывать ключевые факторы, обеспечивающие успех работы с экспертами: креативность, извлечение экспертного знания, взаимодействие и доказательность [14].

Из множества методов прогнозирования форсайта наиболее интенсивно используются лишь 10-15. По данным Европейской сети форсайт-мониторинга (European Foresight Monitoring Network - EFMN), которая провела картирование более двух тысяч форсайт-исследований, в среднем в ходе одного исследования используется не более 5-6 различных методов/инструментов стратегического планирования [2].

К наиболее часто применяемым методам относятся: экспертные панели, разработка сценариев, экстраполяция трендов и обзор литературы. В табл. 2 приведены наиболее продуктивно используемые методы и инструменты форсайта.

Таблица 2

Особенности использования методов и инструментов форсайта

Вид метода/ инструмента Особенности применения

Экспертные панели Является базовым методом. Группы экспертов из 12-20 чел. в течение нескольких месяцев обдумывают возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Преимущества метода: присутствие экспертов во время всего процесса работы; взаимодействие представителей различных научных дисциплин и областей деятельности; возможность дополнять другие подходы, разработать исходную информацию [9]

Разработка сценариев Цель - создание сценариев развития тех или иных технологических областей на основе анализа будущих возможностей и альтернативных траекторий развития [7]. Метод наиболее эффективен при дополнении других методов

Дельфи Основа метода - опрос большого количества экспертов (до 2-3 тыс.) и организация обратной связи через проведение второго тура опроса. Позволяет получать кодифицированные результаты с возможностью последующего анализа и оценки. Метод предполагает отбор высококвалифицированных экспертов, создание экспертных панелей, разработку перечня тем - потенциальных достижений в долгосрочной (до 25-30 лет) перспективе, включая фундаментальные и прикладные исследования, инновационные товары и услуги, создаваемые на основе новых технологий [3]

Критические технологии Перечень критических технологий формируется на основе знаний наиболее квалифицированных экспертов. Количество экспертов не более 200, горизонт прогнозирования от 5 до 10 лет. Предварительный перечень формируется на основе экспертных опросов и интервью. Затем обсуждается в рамках специальных панелей и фокус-групп, в процессе которых происходят отбор и согласование перечня критических технологий [3]

Бэнчмаркинг «Эталонный анализ» - сравнение стран или регионов для определения: уровня развития технологии в стране, регионе или отрасли; степени отставания от уровня мировых лидеров; стратегии ускорения технологического развития

Технологическая дорожная карта Раскрывает этапы перехода от текущего состояния к фазам развития в долгосрочной перспективе на основе синхронного развития технологий, продуктов, услуг, бизнеса и рынка. Основным преимуществом метода является выработка согласованного видения долгосрочных целей развития

Межрегиональное развитие - процесс динамичный из-за постоянно меняющихся внешних условий. Его долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование

должны задавать понятный всем экономическим субъектам вектор развития территории, всегда быть актуальным, наглядным, согласованным между исполнителями, органами власти, бизнесом и населением; включать в себя проекты, программы; учитывать возможные сценарии региональных экономик в зависимости от их будущих внешних и внутренних условий. Межрегиональная стратегия представляет собой мегапроект, программу или портфель межрегиональных проектов развития различных экономических и социальных сфер регионов.

Межрегиональный форсайт-проект

Для формирования стратегических документов развития субъектов РФ, входящих в макрорегион Уральский федеральный округ, авторы предлагают межрегиональный форсайт-проект. Значение разработки стратегии развития макрорегиона обусловливается высокой внешней и внутренней конкуренцией регионов, необходимостью координации их развития с национальной стратегией, возможностью использования кооперации и единого рынка в границах макрорегиона, улучшением связей между рыночными институтами регионов.

В России нет опыта долгосрочного стратегического планирования развития макрорегиона с использованием технологий форсайта. Отечественный опыт ограничивается форсайт-проектами одного региона, решающими задачу выбора региональных инновационных приоритетов [11].

Предлагаемый межрегиональный форсайт-проект позволит разработать выигрышную стратегию и тактику развития федерального округа, выбрать ограниченное количество приоритетов для каждой из территорий, выработать эффективную инновационную политику, оптимизировать инфраструктуру, стимулировать межрегиональную и межотраслевую кооперацию, согласовать ключевые направления развития между заинтересованными сторонами - администрацией, бизнесом и населением.

В качестве основных критериев развития территории авторы предлагают показатель производительности труда - как объем валового регионального продукта к числу жителей региона, а также эффективность использования территории - как объем валового регионального продукта к площади региона.

В качестве прогнозных показателей берется уровень лучших отечественных и мировых показателей.

В проекте планируется применение следующих форсайт-методов исследования: анализ взаимовлияющих факторов; анализ трендов и драйверов развития; критические технологии; Дельфи; разработка сценариев; опрос топ-менеджеров компаний; экспертные и гражданские панели; дорожные карты; бенчмаркинг.

Содержание проекта. Реализация форсайт-проекта межрегионального стратегического планирования в УрФО включает следующие этапы:

1. Создание координационной комиссии.

2. Инициализация форсайт-проекта.

3. Проведение исследований среди населения с использованием метода Дельфи и форсайт-проекта.

4. Проведение многошаговой экспертизы: муниципальный - региональный - межрегиональный уровни. На каждом из уровней сначала анализируются результаты метода Дельфи или результаты нижестоящего уровня. При необходимости проводится дополнительное исследование, затем экспертный анализ. Полученные результаты передаются на вышестоящий уровень, результаты межрегионального уровня - в координационную комиссию.

5. Утверждение результатов форсайт-проекта.

6. Разработка, согласование итоговых документов, утверждение их на федеральном уровне. Завершение форсайт-проекта.

В уставе проекта (табл. 3) обозначены основные цели, результаты и параметры форсайт-проекта межрегионального стратегического планирования УрФО.

Таблица 3

Устав проекта

Название проекта Межрегиональное стратегическое планирование в Уральском федеральном округе (форсайт-проект)

Цель заказчика Реализация Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Цель проекта Разработка стратегии синергетического развития УрФО и входящих в него регионов

Задачи проекта Углубление знаний и представлений о будущем месте макрорегиона и регионов в национальной и мировой экономиках. Выбор приоритетных направлений развития территорий для финансирования. Развитие коммуникаций и связей внутри макрорегиона на основе общих представлений о будущем. Совершенствование процесса разработки политики и формирования стратегии развития территорий

Результаты проекта Разработка сценариев развития Уральского федерального округа и входящих в него субъектов РФ. Разработка межрегионального стратегического плана развития УрФО и регионов, определение направлений позиционирования регионов, усиление позиций промышленности и общества региона. Определение сфер межрегионального сотрудничества и приоритетов отбора межрегиональных проектов, составление перечня приоритетных межрегиональных проектов. Разработка приоритетов финансовой и инвестиционной политики регионов. Составление перечня региональных критических технологий, технологических дорожных карт, региональных дорожных карт

Критерии успешности выполнения проекта Выполнение работ по проекту в установленные сроки в рамках утвержденного бюджета и требуемого качества

Обоснование целесообразности осуществления проекта Необходимость реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Сокращение расходов на разработку региональных стратегий, создание конкурентоспособных стратегий развития. Необходимость интеграции региональных экономик в рамках УрФО

Основные участники проекта Региональные и местные органы власти, профильные региональные министерства и ведомства. РАН, образовательные и исследовательские организации. Общественные палаты, профсоюзы, население регионов. Отраслевые и предпринимательские ассоциации, представители ведущих компаний. Эксперты ведущих прогностических центров

Стоимость Ориентировочно 130,4 млн р.

Сроки реализации Четыре года

Работы по реализации основных этапов приведены в табл. 4.

На рисунке представлена разработанная авторами организационно-функциональная схема форсайт-проекта.

Затраты на выполнение этапов форсайт-проекта отражены в табл. 5. Оценка стоимости этапов осуществлялась экспертным путем.

Таблица 4

Структурная декомпозиция работ по реализации проекта

№ п/п Номер работы Описание работы № предшествующей работы Длительность

1 1 Создание координационной комиссии Январь-сентябрь 2017 г.

2 1.1 Определение основных показателей форсайт-проекта Январь-февраль 2017 г.

3 1.2 Разработка методологии исследования 1.1 Февраль-июнь 2017 г.

4 1.3 Разработка концепции форсайт-проекта 1.2 Июнь-сентябрь 2017 г.

5 2 Инициализация форсайт-проекта Январь 2017 г. -февраль 2018 г.

6 2.1 Выбор на конкурсной основе организации исполнителя Январь-апрель 2017 г.

7 2.2 Разработка плана управления форсайт-проектом 2.1 Май-ноябрь 2017 г.

8 2.3 Выбор региональных экспертных групп 2.2 Ноябрь-декабрь 2017 г.

9 2.4 Обучение методологии и методике исследования (команда проекта, руководители экспертных групп, представители региональных и муниципальных властей) 2.3 Январь-февраль 2018 г.

10 3 Проведение исследований среди населения Апрель 2017 г. -декабрь 2018 г.

11 3.1 Разработка для каждой территории своей страницы на сайте 2.1 Апрель 2017 г. -февраль 2018 г.

12 3.2 Проведение опросов 3.1 Март-июнь 2018 г.

13 3.3 Сбор информации, отзывов 3.1 Март-июнь 2018 г.

14 3.4 Проведение обсуждения 3.2, 3.3 Июль-ноябрь 2018 г.

15 3.5 Размещение экспертной информации на сайте 3.4, 4.6 Ноябрь-декабрь 2018 г.

16 4 Проведение многошаговой экспертизы Февраль 2017 г. -декабрь 2018 г.

17 4.1 Разработка научно-методического обеспечения этапа 2.4 Февраль-апрель 2017 г.

18 4.2 Экспертный отбор приоритетных направлений и критических технологий 4.1 Май-декабрь 2017 г.

19 4.3 Опросы экспертов, граждан, предпринимателей 4.1 Май-декабрь 2017 г.

20 4.4 Проведение фокус-групп, экспертных и гражданских панелей 4.1 Май-декабрь 2017 г.

21 4.5 Анализ результатов исследований 4.2, 4.3, 4.4 Январь-июнь 2018 г.

22 4.6 Подготовка итоговых материалов 3.5, 4.5 Июль-декабрь 2018 г.

23 5 Утверждение результатов форсайт-проекта Январь-декабрь 2019 г.

24 5.1 Обсуждение результатов с населением и научным сообществом федерального округа 4.6 Январь-март 2019 г.

Окончание табл. 4

№ п/п Номер работы Описание работы № предшествующей работы Длительность

25 5.2 Подготовка планов мероприятий и концепций межрегиональных проектов 4.6 Январь-апрель 2019 г.

26 5.3 Согласование стратегических планов с представителями исполнительной власти, производства и бизнеса 5.2 Апрель-июль 2019 г.

27 5.4 Формирование списка региональных критических технологий 5.3 Август-октябрь 2019 г.

28 5.5 Составление дорожных карт 5.3, 5.4 Ноябрь-декабрь 2019 г.

29 6 Разработка, согласование итоговых документов, утверждение их на федеральном уровне. Завершение форсайт-проекта 5.5 Январь-декабрь 2020 г.

Организационно-функциональная схема форсайт-проекта: 1- формирование координационной комиссии; 2 - формирование экспертных комиссий; 3 - выбор на конкурсной основе; 4 - разработка, модерирование сайта; 5 - представление предложений

Таблица 5

Бюджет проекта

№ п/п Номер работы Описание работы Стоимость, тыс. р.

1 1 Создание координационной комиссии

2 1.1 Определение основных показателей форсайт-проекта 750

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 1.2 Разработка методологии исследования 750

4 1.3 Разработка концепции форсайт-проекта 500

5 2 Инициализация форсайт-проекта

6 2.1 Выбор на конкурсной основе организации исполнителя 400

7 2.2 Разработка плана управления форсайт-проектом 1 750

8 2.3 Выбор региональных экспертных групп 250

9 2.4 Обучение методологии и методике исследования (команда проекта, руководители экспертных групп, представители региональных и муниципальных властей) 2 250

10 3 Проведение исследований среди населения

11 3.1 Разработка для каждой территории своей страницы на сайте 1 500

12 3.2 Проведение опросов 17 500

13 3.3 Сбор информации, отзывов 17 500

14 3.4 Проведение обсуждения 7 500

15 3.5 Размещение экспертной информации на сайте 1 500

16 4 Проведение многошаговой экспертизы

17 4.1 Разработка научно-методического обеспечения этапа 1 250

18 4.2 Экспертный отбор приоритетных направлений и критических технологий 1 250

19 4.3 Опросы экспертов, граждан, предпринимателей 17 500

20 4.4 Проведение фокус-групп, экспертных и гражданских панелей 7 500

21 4.5 Анализ результатов исследований 2 000

22 4.6 Подготовка итоговых материалов 1 000

23 5 Утверждение результатов форсайт-проекта

24 5.1 Обсуждение результатов с населением и научным сообществом федерального округа 17 500

25 5.2 Подготовка планов мероприятий и концепций межрегиональных проектов 7 500

26 5.3 Согласование стратегических планов с представителями исполнительной власти, производства и бизнеса 2 250

27 5.4 Формирование списка региональных критических технологий 1 250

28 5.5 Составление дорожных карт 1 750

29 6 Разработка, согласование итоговых документов, утверждение их на федеральном уровне. Завершение форсайт проекта 17 500

30 Итого 130 400

Устойчивое развитие Уральского федерального округа в условиях обостряющейся конкуренции, нехватки ресурсов невозможно без точного выбора стратегических приоритетов, ясного представления о конкурентоспособности входящих в него регионов и их муниципальных образований через 10-15 лет. Это предопределяет обращение к стратегическим планам экономического развития.

Основные результаты межрегионального стратегического планирования должны определять перспективы развития экономики, социальной сферы, производственной и социальной инфраструктур, использования природных и трудовых ресурсов, экосистем и охраны окружающей среды регионов.

Заключение

Реализация форсайт-проекта позволит устранить недостаток регионального стратегического планирования, а именно:

• «ведомственную разобщенность» специалистов, формирующих документы стратегического планирования;

• слабое участие местного сообщества в разработке документов стратегического развития;

• низкое качество документов стратегического развития;

• отсутствие сбалансированной системы прогнозирования и планирования.

Эффект от реализации форсайт-проекта выразится в следующем:

• формирование единой системы стратегических документов федерального округа, построенных на единой базе и несущих синергетический эффект развития регионов (концепции, стратегии, программы и проекты, документы территориального планирования, дорожные карты и т. п.);

• неформальное, активное участие населения, экспертов, бизнес- и научного сообществ в разработке стратегических документов;

• построение стратегических документов по единой методологии, их адаптивность к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды на основе критического анализа возможных сценариев и векторов развития территорий;

• создание методологии прогнозирования и планирования на всех уровнях государственного управления;

• экономия бюджетных средств в регионах, входящих в округ, благодаря централизации и использованию единой методологии разработки стратегических документов, единой команды разработчиков стратегических документов на уровне федерального округа (экспертная оценка суммарной экономии бюджетных средств для регионов, входящих в УрФО, составит около 350 млн р.).

Межрегиональное стратегическое планирование по методологии форсайта способно обеспечить: учет интересов всех территорий федерального округа; дополнительные резервы развития региональным экономикам; единый рынок квалифицированной рабочей силы; конкурентные преимущества на национальном и международном рынках; совместную реализацию крупных межрегиональных проектов. Кроме того, предлагаемый авторами форсайт-проект позволит выбрать приоритетные направления развития территорий, способствующие улучшению качества жизни населения региона, устойчивому экономическому росту, формированию потенциала для будущего развития и повышения уровня национальной безопасности.

Источники

1. Белоусов Д. Р., Фролов И. Э. Долгосрочный научно-технологический прогноз: методологии построения, контуры технологического будущего, сценарии развития // Форсайт. 2008. № 3. С. 54-67.

2. Кинэн М. Технологический форсайт: международный опыт // Форсайт. 2009. № 3. С. 60-67.

3. Кукушкина С. Н. Метод Дельфи в форсайт-проектах // Форсайт. 2007. № 1. С. 68-73.

4. Леванковский В. И. Организационно-экономический механизм разработки «дорожных карт» при стратегическом планировании развития угольной промышленности : дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.

5. Логинов М. П., Муринович А. А. Использование проектной методологии в развитии федеральных округов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 7 (382). С. 28-38.

6. Логинов М. П., Муринович А. А. Межрегиональный проект как метод реализации государственных экономических интересов // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 1. С. 98-104.

7. Минкс Э., Бельке Э. Мыслить категориями многовариантного будущего // Форсайт. 2008. № 4. С. 4-8.

8. Муринович А. А., Логинов М. П. Принципы и методы управления межрегиональными проектами // Вопросы управления. 2014. № 5 (11). С. 114-121.

9. Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. 2007. № 1. С. 8-15.

10. Чмышенко Е. В. Стратегическое планирование как фактор регионального развития // Вестник ОГУ 2010. № 1 (107). С. 77-82.

11. Шашнов С. А. Форсайт Республики Башкортостан // Форсайт. 2007. № 1. С. 16-24.

12. Keenan M., Miles I. Scoping and Planning Foresight // Handbook of Technology Foresight / eds. L. Georghiou, H. J. Cassingena, M. Keenan, I. Miles, R. Popper. Cheltenham : Edward Elgar, 2008.

13. Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools // Georghiou L. et al. International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Cheltenham : Edward Elgar, 2007.

14. Popper R. Foresight Methodology // Georghiou L., Cassingena Harper J., Keenan M., Miles I., Popper R. (eds.). Handbook of Technology Foresight. Cheltenham : Edward Elgar, 2008.

***

Foresight Project as the Base for Strategic Inter-Regional Planning

by Andrey A. Murinovich and Mikhail P. Loginov

Strategic planning of inter-regional development in the territories of federal districts is one of the most difficult management problems due to inter-regional competition, intersection of economic interests, varying state of affairs in local economies, availability of resources, etc. The authors look at the specifics of regional strategic planning and suggest using the methodology of foresight to design development strategies for federal districts. For the purposes of project development, the authors reveal key characteristics of foresight and show the peculiarities of applying foresight methods and tools. The principal result of the research is the proposed foresight project, which allows designing the strategy of inter-regional development for the Ural Federal District. The article presents the project charter, work breakdown structure, organizational-functional scheme of the project implementation, and project budget. The implementation of the foresight project will allow creating a strategic plan for development of the subjects of the Russian Federation, taking into account the interests of all the territories, selecting priority directions for development, ensuring high level of national security.

Keywords: strategic inter-regional planning; foresight; foresight project; federal district.

References:

1. Belousov D. R., Frolov I. Ye. Dolgosrochnyy nauchno-tekhnologicheskiy prognoz: metodologii postroeniya, kontury tekhnologicheskogo budushchego, stsenarii razvitiya [Long-term scientific and technological forecast: Methodology of construction, contours of the technological future, development scenarios]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2008, no. 3, pp. 54-67.

2. Keenan M. Tekhnologicheskiy forsayt: mezhdunarodnyy opyt [Technology foresight: International experience]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2009, no. 3, pp. 60-67.

3. Kukushkina S. N. Metod Delfi v forsayt-proektakh [The Delphi method in foresight projects]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2007, no. 1, pp. 68-73.

4. Levankovskiy V. I. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm razrabotki "dorozhnykh kart" pri strategicheskom planirovanii razvitiya ugol'noy promyshlennosti. Diss. kand. ekon. nauk. [Organizational-

economic mechanism of development of roadmaps in strategic planning of coal industry development. Cand. econ. sci. diss.]. Moscow, 2008.

5. Loginov M. P., Murinovich A. A. Ispolzovanie proektnoy metodologii v razvitii federal'nykh okru-gov Rossiyskoy Federatsii [The use of design methodology in the development of the federal districts of the Russian Federation]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika - Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 7 (382), pp. 28-38.

6. Loginov M. P., Murinovich A. A. Mezhregional'nyy proekt kak metod realizatsii gosudarstven-nykh ekonomicheskikh interesov [An interregional project as a method of realization of the state economic interests]. Problemy teorii i praktiki upravleniy - Problems of the Theory and Practice of Management, 2015, no.1, pp. 98-104.

7. Minx E., Bohlke E. Myslit' kategoriyami mnogovariantnogo budushchego [Thinking in Categories of Multivariant Future]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2008, no.4, pp. 4-8.

8. Murinovich A. A., Loginov M. P. Printsipy i metody upravleniya mezhregional'nymi proektami [Principles and methods of management of interregional projects]. Voprosy upravleniya - The Issues of Management, 2014, no. 5 (11), pp. 114-121.

9. Sokolov A. V. Forsayt: vzglyad v budushchee [Foresight: A look into the future]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2007, no. 1, pp. 8-15.

10. Chmyshenko Ye. V. Strategicheskoe planirovanie kak faktor regional'nogo razvitiya [Strategic planning as a factor of regional development]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta -Vestnik of the Orenburg State University, 2010, no. 1 (107), pp. 77-82.

11. Shashnov S. A. Forsayt Respubliki Bashkortostan [The Foresight of the Republic of Bashkortostan]. Forsayt - Foresight and STI Governance, 2007. no.1. pp. 16-24.

12. Keenan M., Miles I. Scoping and Planning Foresight. In: Georghiou L., Cassingena H. J., Keenan M., Miles I., Popper R. (eds.) Handbook of Technology Foresight. Cheltenham: Edward Elgar, 2008.

13. Popper R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools. In: Georghiou L. et al. International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. Cheltenham: Edward Elgar, 2007.

14. Popper R. Foresight Methodology. In: Georghiou L., Cassingena H. J., Keenan M., Miles I., Popper R. (eds.) Handbook of Technology Foresight. Cheltenham: Edward Elgar, 2008.

Contact Info:

Andrey A. Murinovich, Sr. lecturer Ural Institute of Economics, Management & Law

of Economics Dept. 194 Lunacharskogo St., Yekaterinburg, Russia,

Phone: (343) 221-27-15 620026

e-mail: [email protected]

Mikhail P. Loginov, Dr. Sc. (Econ.), Associate Ural State University of Economics

Prof., Prof. of Financial Markets and Banking 62/45 8 Marta/Narodnoy Voli St., Yekaterinburg,

Dept. Russia, 620144

Phone: (343) 221-27-15

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.