УДК 377:005 ЕИ Педынина
Образовательный аудит в системе мониторинга учреждений довузовского профессионального образования
В статье рассматривается технология образовательного аудита, предлагаемая для учреждений довузовского профессионального образования. Представлены основные компоненты данной технологии. Разработанная модель организации образовательного аудита должна содействовать улучшению и постоянному совершенствованию организации образовательного процесса, повышению качества образовательных услуг в системе довузовского профессионального образования.
Ключевые слова: аудит, образовательный аудит, довузовское профессиональное образование, программа аудита, план аудита, проверяемое учреждение, аудитор, аудиторская группа, объект аудита, инструментарий аудита, критерии аудита, заключение по результатам аудита, компетентность, отчет аудитора.
EI Pedyrn’na
Educational audit in the system of monitoring the institutions of primary and secondary vocational education
In this article the technology of educational audit offered for institutions of primary and secondary vocational education is considered. The basic components of this technology have been presented. The developed model of organizing of educational audit should promote improvement and constant perfection of organizing of educational process, improvement the quality of educational services in the system of primary and secondary vocational education.
Keywords: audit, educational audit, primary and secondary vocational education, audit program, audit plan, audited institution, auditor, audit team, audit object, audit instruments, audit criteria, audit conclusion, competence, audit account.
Гарантии качества профессионального образования, соответствие уровня образования установленным нормативам, развитие учебного заведения волнуют всех заинтересованных сторон, включая работодателей и обучающихся. Внешняя оценка результатов и прозрачные процедуры оценки деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования, внешняя ответственность и публичная отчетность образовательных учреждений способствуют развитию и самодиагностике как отдельного преподавателя, так и целого образовательного учреждения.
Сегодня в механизмы контроля и оценки качества профессионального образования постепенно внедряется технология аудита, ориентированная на образовательный процесс как объект исследования и постоянного улучшения [4]. Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают особое значение аудитам как методу менеджмента, обеспечивающему мониторинг и верификацию результативности внедрения политики организации в области качПтвааудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности. Аудит - независимая оценка качества продукта и (или) результатов деятельности ответственных лиц. Целью аудиторской проверки является выражение мнения аудиторов о достоверности отчетности аудируемых. Эти определения аудита дают воз-
можность осуществлять аудиторскую деятельность вне финансовой сферы [1].
В стандарте ГОСТ Р ИсО 19011-2003 дано следующее определение аудита: аудит
(проверка) - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств
аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения
согйаининншхзирииимшшеудириведенные выше определения, введем в рассмотрение понятие образовательного аудита. Образовательный
аудит - систематическая документируемая деятельность по предоставлению независимых и объективных оценок и консультаций, направленных на совершенствование
деятельности образовательного учреждения.
В России аудит в довузовском
профессиональном образовании пока еще не
завоевал признание. Связано это с тем, что в нашей стране аудит относят в основном к финансовой и производственной сферам [4].
Объективная необходимость внедрения в практику технологии образовательного аудита в системе начального и среднего профессионального образования и
неразработанность теории и практики проведения данного вида экспертизы обуслопирисвыбатрпег мыщведювонижледрдгаииязи-тельном) нами была изучена проблема использования аудита в сфере высшего профессионального образования на основе анализа науч-
ной литературы, а также состояния существующей отечественной практики; были сформулированы цели, задачи и гипотеза исследования. На втором этапе (исследовательском) осуществлялся анализ теоретических работ по теме исследования, разрабатывались теоретические основы образовательного аудита. На третьем эта-
пе (экспериментальном) была проведена апробация технологии образовательного аудита деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия с анализом и обобщением результатов исследования.
Схема 1
Процесс управления программой аудита в учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Бурятия
База исследования: 29 учреждений и
филиалов начального и среднего профессионального образования Республики БурРяатзиряа.ботанная нами модель организации образовательного аудита легла в основу ежегодного мониторинга эффективности
деятельности учреждений начального и
среднего профессионального образования, по результатам которого определяется рейтинг учеБрэджоаведенийредставим технологию
образовательного аудита учреждений довузовского профессионального образования. В своей основе такая технология предусматривает разработку программы аудита.
Программа аудита представляет собой совокупность аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение определенных целей. Программа включает всю деятельность, необходимую для
планирования, организации и проведения проверок [2].
В нашем случае программа содержит цели, перечень нормативной базы аудита, состав комиссии, сроки проведения, объекты аудита, перечень аудиторских процедур, виды, объем, методы и инструментарий аудита. При определении программы аудита нами использован цикл «планирование - выполнение
- проверка - действие».
Наиболее важным этапом разработки программы образовательного аудита является определение системы целей, которые, по нашему мнению, должны быть согласованными, реалистичными, гибкими и диагностируемыми.
Программой образовательного аудита было предусмотрено применение следующих видов аудита: внешний аудит (с участием внешних
экспертов); плановый аудит (в соответствии с планом-графиком, составленным для каждого учебного заведения); комплексный (с охватом основных направлений деятельности образовательного учреждения, именуемых «объектами аудита»).
При оценке учебных заведений нами использовался комбинированный способ аудита, предусматривающий применение выборочного и сплошного аудита в зависимости от его направления и специфики отдельно взятого учебного заведения. Для проведения аудита нами были определены его объекты.
Таблица 1
Объекты образовательного аудита
№ п/п Объекты аудита Объем аудита
1 Теоретическое обучение (1.ТО) 14/28
2 Практическое обучение и трудоустройство (2.ПОиТ) 8/31
3 Очно-заочное обучение (З.ОЗО) 6/37
4 Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (4.ДПО) 4/20
5 Научно-методическая работа (5.НМР) 11/33
6 Воспитательная работа. Социально-бытовые условия (6.ВРСБУ) 4/68
7 Общежитие (7. О) 8/37
8 Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса (8.ИМО) 8/38
9 Кадровый потенциал (9.КП) 1/21
10 Материально-техническое обеспечение учебного процесса (10.МТО) 2/24
11 Подготовка кадров. Результаты обучения (11.ПКРО) 1/16
12 Республиканские, региональные, международные связи (12.РМС) 1/8
Перед началом работы экспертов с каждым учебным заведением согласовывается план-график проведения аудита.
План-график включает цели аудита; способ проведения аудита; область аудита, в том числе идентификацию организационных и
функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться; дату и место проведения аудита; ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на месте, совещаний с руководством проверяемого учебного заведения и совещаний групп по аудиту; роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц; распределение соответствующих ресурсов по «критичным местам» проведения аудита. План-график согласовывается с учебным заведением перед начПммпЗ'роедрнишаудщже нами использовались следующие методы: анализ документов (материалов), беседа, наблюдение, регистрация, ста-
тистические выводы, ранжирование, обобщение и другие.
Важной составляющей в технологии образовательного аудита являются записи аудита, которые оформляются по специально разработанным формам и включают:
1. Записи, связанные с аудитом
- план-график аудита;
- программу аудита;
- оценочные листы;
- критерии аудита;
- записи экспертов для формирования отчета.
2. Результаты программы аудита
- отчеты по аудиту,
- протоколы заключительных совещаний
3. Записи о персонале, привлекаемом к аудиту;
- оценка компетентности эксперта и его деятельности,
- выбор экспертной группы.
Схема 2
Этапы проведения образовательного аудита
Проведение аудита на месте
проведение предварительного совещания; обмен информацией в ходе аудита; роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей; сбор и верификация информации; формирование выводов аудита; подготовка заключения по результатам аудита; проведение заключительного совещания
т
Не менее важным при проведении образовательного аудита является подбор и подготовка экспертов (аудиторов). Доверие к аудиту зависит от их компетентности. Аудиторы должны демонстрировать определенные личностные и деловые качества, при этом иметь соответствующее образование, опыт работы и проведения экспертных оценок. Поэтому в состав аудиторских групп входят представители Министерства
образования и науки Республики Бурятия, совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, учебных заведений и других организаций. Предварительно проводится подготовка экспертов на обучающих семинарах, совещаниях, групповых и индивидуальных консультациях.
Для проверки и оценки направлений деятельности учебных заведений разработан инст-
рументарий аудита, в который входят оценочные листы, критерии аудита, записи экспертов, нормативы и регламенты. Проекты оценочных листов прошли экспертизу у ведущих специалистов в области довузовского профессионального образования и экспертов по направлениями аудита.
Важным инструментарием экспертной оценки является критериальная база образовательного аудита. В предыдущие годы формулировка критериев была обобщенной для всех направлений проверок. Используя методические рекомендации по каждому направлению, эксперты нередко испытывали определенные трудности при оценивании отдельных показателей. Шкала оценок имела достаточно широкий диапазон значений (от 0 до 1), что приводило в некоторых случаях к субъективности оценок. С учетом предыдущих замечаний нами совместно с экспертами были серьезно проработаны критерии оценок по каждому направлению аудита. При этом шкала сократилась до пяти значений (0; 0,3; 05; 07; 1), что способствовало повышению объективности оцеНок. завершении аудита в установленные сроки эксперты составляют отчеты по установленной форме и сдают руководителю аудиторской группы. Анализ результатов данной работы показывает, что у некоторых экспертов возникают трудности при описании и классификации выявленных несоответствий (значительные, малозначительные
несоответствия, замечания); формулировании предложений по улучшению оцениваемого направления деятельности учебного заведения (объекта аудита). Для формирования соответствующих компетенций аудиторов нами запланирована модульная программа для
по направлению «Практическое обучение и трудоустройство» (2. ПОиТ).
Программой аудита по направлению «Практическое обучение и трудоустройство» предусмотрены оценка организации учебной, производственной практики и трудоустройства выпускников; изучение комплексного учебнометодического обеспечения практического обучения; анализ технического оснащения учебнопроизводственных помещений; порядок и результаты ГИА; наличие договоров на все виды практик; оценка деятельности образовательного учреждения по содействию трудоустройству выпускников; мониторинг рынка, наличие зака-
зов на подготовку кадров, мониторинг трудоустройства выпускников. Результаты аудиторских оценок по направлению «Практическое обучение и трудоустройство» (2. ПОиТ) представлены на графиках по трем группам учреждений довузовского профессионального образования.
График 1
Результаты аудиторских оценок по направлению «Практическое обучение и трудоустройство» в группе учреждений НПО с контингентом менее 400 чел.
График 2
Результаты аудиторских оценок по направлению «Практическое обучение и трудоустройство» в группе учреждений НПО с контингентом свыше 400 чел.
График 3
Результаты аудиторских оценок по направлению «Практическое обучение и трудоустройство» в группе учреждений довузовского
профессионального образования, реализующих модели двухуровневой подготовки кадров
В результате анализа данной группы показателей, выяснилось, что наиболее эффективно и результативно осуществляется организация практического обучения в следующих учебных заведениях: ПЛ №12 (в настоящее время
Бурятский республиканский колледж технологий и предпринимательства), ПЛ №15 (Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства), ЛТИНЗ №38 (Колледж традиционных искусств народов Забайкалья), ПУ № 19 (Бурятский
республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий, ПУ №5 (Республиканский межотраслевой техникум малого предпринимательства, бизнеса и иннСолвеадцуиейт) . обратить внимание на совершенствование организации учебного процесса, учебной и производственной практики, повышение качества образовательных услуг при подготовке рабочих кадров и специалистов в учебных заведениях ПЛ № 16 (Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий), ПЛ № 1, ПЛ № 35 (Кижингинский филиал Бурятского
республиканского техникума строительства и городского хозяйства), ПЛ № 24 (Бурятский республиканский техникум строительства и горТдкимгшXншйствHэрПУз№Б39,ньIм учреждениям необходимо направить усилия на обеспечение готовности к введению ФГОС НПО/СПО; осуществлять анализ и мониторинг рынка труда, мониторинг трудоустройства выпускников; продолжать работу по информационнометодическому обеспечению учебного процесса; развивать взаимодействие с работодателями по вопросам контрактно-целевой подготовки кадров, организации практики обучающихся,
участия работодателей при разработке учебнопрограммной документации, ГИА.
Разработанная модель организации
образовательного аудита в рамках индикативнорейтинговой системы управления должна охватывать все учреждения довузовского
профессионального образования Республики Бурятия и влиять на результаты ежегодного мониторинга по данной системе образования в регТохнология аудита в перспективе будет совершенствоваться, станет более гибкой и дифференцированной, способной отслеживать значимые показатели и индикаторы развития как образовательного учреждения, так и системы довузовского профессионального образования в целом, а также содействовать улучшению и постоянному совершенствованию организации образовательного процесса, повышению качества образовательных услуг в системе учреждений довузовского профессионального образования.
Литература
1. Бочерашвили В.Т., Педагогический аудит
качества знаний: из опыта работы. - М.:
АПКиППРО, 2007. - 92 с.
2. ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. - М.: Изд-во стандартов. - 2003. - 31 с.
3. Зотов Ф.П., Копнов В.А. Методика внутреннего аудита учебных процессов в вузе: сб. материалов EQ-2001. - Новосибирск, НГТУ, 2001.
4. Ильяшенко Н.Н. Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе: дис. ...канд. пед. наук: - Великий Новгород, 2008. - 180 с.
5. Педагогический маркетинг в управлении развитием образовательных систем. - М.: Перспектива, - 2010. - 232 с.
Педынина Елена Ивановна, заместитель директора но СПО, ГОУ СПО «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий».
Pedynina Elena Ivanovna, deputy director on AVT, SEI AVT «Buryat Republican Technical School of Building and Industrial Technologies».
671S30, Кяхта, ул. Цыбиктарова, 1, тел. S (301-42)-91-2-53, S914-9S5-12-67, e-mail: elenapedinina@mail.ru
6S