Научная статья на тему 'Внутренний аудит как инструмент в обеспечении качества подготовки специалиста'

Внутренний аудит как инструмент в обеспечении качества подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / АУДИТОР / ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / INTERNAL AUDIT / AUDITOR / THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM STANDARD REQUIREMENTS / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогова Марина Николаевна, Лутченко Татьяна Васильевна

Cтатья посвящена проблеме обеспечения качества подготовки специалиста в учреждении профессионального образования. Представлена практика организации внутреннего аудита в соответствии со стандартами серии ИСО, освещены основные этапы аудита и направления проверки эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рогова Марина Николаевна, Лутченко Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AUDIT AS A TOOL IN QUALITY ASSURANCE OF SPECIALIST TRAINING

This paper deals with the problem of quality assurance of specialist training in an institution of vocational education. It presents experience of the internal audit management in accordance with ISO standards, highlights the audit main stages and directions of testing the effectiveness of educational institution’s quality management system.

Текст научной работы на тему «Внутренний аудит как инструмент в обеспечении качества подготовки специалиста»

УДК 377

Рогова Марина Николаевна

заместитель директора по научно-методической работе

Лутченко Татьяна Васильевна

руководитель службы качества, преподаватель

Пермский техникум профессиональных технологий и дизайна, Пермь, Россия,

e-mail: ptptd@mail.ru

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Marina N. Rogova

Deputy Director of Scientific and Methodical Work

Tatyana V. Lutchenko

Head of Service Quality, Teacher

Perm College of Professional Technologies and Design, Perm, Russia,

e-mail: ptptd@mail.ru

INTERNAL AUDIT AS A TOOL IN QUALITY ASSURANCE OF SPECIALIST TRAINING

Аннотация. Огатья посвящена проблеме обеспечения качества подготовки специалиста в учреждении профессионального образования. Представлена практика организации внутреннего аудита в соответствии со стандартами серии ИСО, освещены основные этапы аудита и направления проверки эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения.

Ключевые слова: внутренний аудит; аудитор; требования стандарта; система менеджмента качества; мониторинг.

Abstract. This paper deals with the problem of quality assurance of specialist training in an institution of vocational education. It presents experience of the internal audit management in accordance with ISO standards, highlights the audit main stages and directions of testing the effectiveness of educational institution's quality management system.

Key words: internal audit; auditor; the quality management system standard requirements; monitoring.

© Рогова М.Н., Лутченко Т.В., 2014

t'i вестник пггпу

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования. Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются: реальное снижение качества подготовки специалистов, переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений, усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг, вступление России в общее европейское образовательное пространство. Система менеджмента качества (далее СМК) образовательного учреждения в настоящее время является одним из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования для образовательных учреждений всех уровней. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство Пермского техникума профессиональных технологий и дизайна приняло решение о внедрении системы менеджмента качества на основе межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011, который предполагает «применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований» [1].

Для оценки результативности деятельности техникума, его подразделений и отдельных процессов определены основные показатели и характеристики процессов, разработана система их измерения, контроля и анализа степени достижения целей и постоянного улучшения.

Целью деятельности по мониторингу и измерениям процессов является получение данных о способностях процессов СМК достигать запланированных целевых результатов для последующего принятия при необходимости корректирующих действий. В рамках этой деятельности осуществляется мониторинг качества предоставляемых услуг и удовлетворенности потребителей, осуществляется сбор, регистрация и анализ объективных (основанных на фактах) свидетельств восприятия и удовлетворенности потребителей (обучающихся, родителей, работодателей, сотрудников техникума) и других заинтересованных сторон качеством предлагаемых техникумом образовательных услуг.

В процессе функционирования СМК важная роль отводится внутренним аудитам процессов и подразделений техникума. Международные стандарты серии ISO придают особое значение аудитам как методу менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения политики организации в области качества. Внутренний аудит рассматривают как параллельный другим видам мониторинга (административным) канал получения независимой информации о степени реализации политики образовательного учреждения, выполнении процедур и требований СМК ОУ.

Принципы проведения аудита в соответствии с требованиями стандартов серии ISO:

- этичность поведения;

- беспристрастность;

- профессиональная осмотрительность;

- независимость;

- подход, основанный на свидетельстве, - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита [3].

Цель аудита качества состоит в том, чтобы на основе полученной объективной информации определить необходимость предупреждающих и корректирующих мероприятий внутри системы менеджмента качества и оценить эффективность их реализации. Цель внутреннего аудита - не выявить нарушения и ошибки, а увидеть и оценить слабые стороны в работе и дать рекомендации, направленные на повышение эффективности системы качества.

Внутренний аудит качества в техникуме осуществляется на основе разработанной документированной процедуры «Проведение внутренних аудитов», которая устанавливает полномочия, порядок планирования и проведения систематической независимой деятельности по проверке СМК и ее процессов с ведением записей (документированием) результатов проверки для определения степени соответствия СМК требованиям самой организации и требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 [2].

Организационной основой проведения проверок (аудитов) СМК является годовая программа. В годовую программу помимо внутренних проверок могут включаться и планируемые проверки внешних органов (сертификационная или инспекционная проверки третьей стороной, проверки иными надзорными органами). Годовая программа включает проведение проверки каждого из элементов СМК не менее одного раза в год, с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов [3].

Внутренние аудиты (проверки) проводятся по критериям аудита, установленным для видов деятельности подразделений на основании:

- требований ГОСТ ISO 9001 и дополнительных требований самого техникума, установленных в документах СМК;

- целей и задач политики техникума в области качества;

- установленных в СМК для подразделений и служб видов деятельности.

При проведении внутренних проверок решаются задачи получения свидетельств аудита относительно:

- систематического сбора руководителями процессов информации о качестве образовательных услуг, удовлетворенности потребителей и степени соблюдения на всех уровнях установленных процедурами правил для оценки результативности деятельности;

- принятия руководителями процессов на основе анализа собранной информации решений по улучшению деятельности;

Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 1. Психологические и педагогические науки

- пригодности СМК для достижения запланированных результатов при точном исполнении установленных процедур;

- выполнения корректирующих и предупреждающих действий и оценки их результативности.

Аудиты могут различаться в зависимости от полноты охвата проверяемых требований стандарта, процесса или подразделения и предусматривать проверку требований раздела, подраздела или всего стандарта в целом, а также процесса, подразделения или конкретных видов деятельности по процессу.

Для проведения процедуры аудита формируется аудиторская группа, в которую включаются аудиторы из числа компетентных специалистов, прошедших специальную подготовку по аудиту. Аудит осуществляется в соответствии с заданием, определенным руководителем службы качества.

В ходе проведения аудита члены аудиторской группы:

- знакомятся с планом аудита;

- изучают проверяемое подразделение, характер выполняемой работы, должностные обязанности проверяемых работников;

- по схеме организационной структуры определяют взаимосвязь проверяемого подразделения с другими подразделениями;

- анализируют необходимые для проведения аудита процедуры и рабочие инструкции;

- готовят контрольные листы, бланки карточек учета несоответствий, бланки отчета об аудите;

- согласовывают с руководителем проверяемого подразделения дату, время, маршрут аудита.

В процессе проведения внутренней проверки аудиторы осуществляют на проверяемых участках сбор информации путем опросов, изучения документов и их выполнения исполнителями работ, а также путем наблюдений за деятельностью исполнителей и состоянием рабочих мест. Свидетельства аудита заносятся в «контрольные листы», которые разрабатываются службой качества на каждый вид аудита и определяют критерии оценки объектов аудита.

По результатам оценки собранных свидетельств дается заключение на соответствие/несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения проверяемого процесса (подразделения) или вида деятельности. На основании отчета о проведенной внутренней проверке осуществляется устранение обнаруженного несоответствия и, если необходимо, разрабатываются корректирующие мероприятия. Ответственность за своевременное принятие решений по корректировке обнаруженных несоответствий или за разработку корректирующих мероприятий в связи с любыми доведенными до сведения несоответствиями возлагается на руководителя процесса.

Посредством аудита проверяется эффективность всех видов деятельности образовательного учреждения, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются «слабые» места, принимаются меры для устранения недостатков

в целях обеспечения качества. Именно внутренний аудит является объективным источником информации, помогающим по-новому посмотреть на деятельность подразделений и образовательного учреждения в целом и оценить качество выполнения принятых управленческих решений.

Практика показывает, что внутренний аудит является не только важным инструментом оценки эффективности системы менеджмента качества, существующей в организации, но и позволяет решить еще ряд проблем в организации деятельности и управлении образовательным учреждением:

- осуществить переход от традиционной практики проверок и оценок, фиксирующих недостатки конечных результатов образовательной деятельности, к аудиту качества, ориентированному на непрерывное улучшение самого образовательного процесса и его составляющих, т.е. к аудиту, добавляющему ценность;

- формировать мотивационную готовность преподавателей и сотрудников различных подразделений к проведению объективной, независимой внутренней экспертизы своей образовательной деятельности, что способствует принятию ими установленных норм качества в образовательном учреждении и повышению уровня объективности их профессиональной самооценки;

- формировать команду компетентных специалистов - внутренних аудиторов - и осуществлять их целенаправленную подготовку как для проведения внутренней экспертизы качества, так и для эффективной и результативной организации основной деятельности - разработки и реализации образовательных услуг;

- обеспечить обратную связь с внутренними потребителями образовательных услуг, идентифицировать области для возможных корректирующих действий и улучшений, формировать корпоративную культуру.

Список литературы

1. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные

положения и словарь.

2. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования.

3. ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем

менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.