УДК 371.1
Дворкина Лариса Ильинична
менеджер по качеству
Пермский агропромышленный техникум, Пермь, Россия, e-mail: dvorkina.li@papk.su
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Larisa I. Dvorkina
Quality Manager
Perm Agrobusiness College, Perm, Russia, e-mail: dvorkina.li@papk.su
RELEVANCE AND PROSPECTS OF INTRODUCING THE SYSTEM OF INTERNAL AUDIT IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION
Аннотация. Статья посвящена внедрению системы внутреннего аудита в управлении образовательным процессом.
Ключевые слова: внутренний аудит; аудитор; система менеджмента качества; обеспечение соответствия подготовки кадров требованиям рынка труда; «прозрачность» процедуры оценки образовательного учреждения; заинтересованные стороны; верификация.
Abstract. The paper focuses on the importance of introducing the internal audit system into the educational process management and the relevance of developing a model of independent evaluation of the internal monitoring system for organizations of secondary vocational education. It presents some aspects of practical application of the internal audit mechanism to college activities.
Key words: internal audit; auditor; the quality management system; ensuring compliance of training requirements with the labor market; the transparency of the assessment procedure of EI; concerned parties; verification.
В обеспечении гарантии качества профессионального образования, в соответствии уровня образования установленным нормативам заинтересованы и работодатели, и обучающиеся.
Внешняя оценка результатов и «прозрачные» процедуры оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования, внешняя ответственность и публичная отчетность образовательных учреждений
© Дворкина Л.И., 2014
t'i вестник пггпу
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
способствуют развитию и самодиагностике как отдельного преподавателя, так и образовательного учреждения в целом.
На современном этапе развития механизмов контроля и оценки качества профессионального образования в их структуру постепенно внедряется специализированная технология аудита, ориентированная на образовательный процесс [4, с. 21] и обеспечивающая мониторинг и верификацию результативности внедрения политики организации в области качества.
Под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности. Аудит - независимая оценка качества продукта и (или) результатов деятельности ответственных лиц. Целью аудиторской проверки является выражение мнения аудиторов о достоверности отчетности аудируемых. Эти определения аудита дают возможность осуществлять аудиторскую деятельность вне финансовой сферы [5, с. 64]. В стандарте ГОСТ Р ИСО 19011-2013 дано следующее определение аудита: «Аудит - систематический независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита» [3].
Опираясь на приведенные выше определения аудита, можно сформулировать понятие образовательного аудита. Образовательный аудит -систематическая документируемая деятельность по предоставлению независимых и объективных оценок и консультаций, направленных на совершенствование деятельности образовательного учреждения. Соответственно, под внутренним аудитом в среднем профессиональном образовании следует понимать всестороннее обследование соответствующего образовательного учреждения, результатом которого становится оценка результативности и эффективности его организации, уровня развития, упорядоченности и уровня совершенства процессов.
В техникуме в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества, что подтверждается сертификатом соответствия. Одним из элементов этой системы является проведение внутреннего аудита, хотя техникум и ранее рассматривал внутренний аудит как важный фактор повышения эффективности образования. Внедрённая система внутреннего аудита в техникуме регламентирована стандартом организации «Внутренние аудиты системы менеджмента качества», она повышает доверие заинтересованных сторон, их уверенность в рациональном использовании образовательным учреждением ресурсов, оптимизации техникумом рисков деятельности, «прозрачности» образовательного учреждения.
Непосредственное руководство организацией и проведением внутреннего аудита возложено на менеджера по качеству, однако внутренние аудиторы входят в функционал совета по качеству.
В техникуме внутренние аудиты проводятся в соответствии с программой и планами, в которых указываются сроки проведения проверок и объекты
проверок. Программа внутренних аудитов составляется ежегодно менеджером по качеству совместно с группой аудиторов и утверждается директором. Программа аудита регулярно анализируется и корректируется с учетом достижения целей не реже одного раза в год. Планы и результаты аудита своевременно доводятся до заинтересованных лиц (руководителей подразделений, председателей ЦМК и членов комиссии), за учебный год проводится приблизительно 6-7 аудитов. В ходе аудита выписываются уведомления, которые могут, по мнению аудиторов, привести к снижению количества несоответствий. Корректирующие действия по замечаниям группы аудиторов отражённы в отчётах.
Аудиторы компетентны во многих нюансах образовательного процесса, они могут дать рекомендации по улучшению деятельности, поэтому их роль рассматривается более широко, чем просто проверяющего, это, скорее, люди, которые осуществляют так называемый внутренний бенчмаркинг, т.е. перенос лучшего опыта одних структурных подразделений на другие.
Одна из задач техникума - предупредить возможные потери (денег, имиджа, времени). Поэтому постоянно расширяются объекты внутреннего аудита в техникуме (см. таблицу).
Расширение объектов внутреннего аудита в динамике за 4 учебных года
Объекты Факт Плановые
внутреннего проведения аудитов объекты
аудита 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Учебная работа + + + +
Производственная работа + + + +
Методическая работа + + + +
Цикловые комиссии Не было + +
(4 направления) аудита
Воспитательная работа + + + +
Хозяйственная часть + Не было аудита + +
Кадры и делопроизводство + + + +
Бухгалтерия Не было аудита Не было аудита Не было аудита +
Внебюджетная деятельность Не было аудита Не было аудита Не было аудита +
Итого аудитов (ед.) 6 6 7 8
Результат внедрения системы внутреннего аудита - безболезненное прохождение процедуры внешнего аудита и, что более значимо, улучшение деятельности организации.
Главное достоинство внутреннего аудита как инструмента управления заключается в том, что он дает возможность получить объективную картину деятельности того или иного образовательного учреждения, узнать, удовлетворены ли его потребители, персонал, поставщики, общество, и на
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
основании такой оценки разработать приоритетные направления по совершенствованию качества образования.
Кроме того, внутренний аудит обеспечивает объективную оценку и доверие к деятельности учебного заведения и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешнего аудита. Результаты внутреннего аудита становятся, с одной стороны, механизмом постоянного внутреннего улучшения системы качества образовательных учреждений, с другой стороны, могут представляться внешним проверяющим [1, с. 45].
В то же время необходимо констатировать неразработанность теории и практики проведения внутреннего аудита в системе среднего профессионального образования в России. Сегодня в нашем государстве аудит в среднем профессиональном образовании еще не завоевал признание. Это связано с тем, что в современной России аудит традиционно относят в основном к финансовой и производственной сферам. В связи с этим в настоящее время универсального инструментария для измерения качества среднего профессионального образования не существует, и в ОУ используют различные подходы к организации и проведению внутреннего аудита. Существует несколько стандартов оценки менеджмента, способных улучшить образовательную деятельность ОУ, но они направлены прежде всего на упорядочение отношений и процессов, контроль взаимодействия подразделений внутри образовательного учреждения, но не затрагивают все аспекты организации подготовки будущих специалистов.
Развитие механизмов внутреннего аудита среднего профессионального образования необходимо для обеспечения соответствия подготовки кадров современным и перспективным требованиям рынка труда. В связи с этим мы солидарны с мнением тех исследователей, которые считают необходимым разработать модель независимой оценки системы внутреннего мониторинга организации среднего профессионального образования и оценки обеспеченности образовательного процесса кадровыми ресурсами высокого квалификационного уровня, основанной на процедурах и критериях признанных международных стандартов качества управления для повышения качества подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, на основе которой можно будет принимать управленческие решения [2, с. 23].
Кроме того, необходимо разработать методологию мониторингового исследования, в которой должны быть описаны показатели и целевые индикаторы системы внутреннего мониторинга обеспеченности образовательного процесса кадровыми ресурсами, соответствия образовательных программ и технологий запросам рынка труда, инфраструктурой и учебно-методическими материалами для обеспечения качества профессионального образования, регламент проведения внутреннего мониторинга организации профессионального образования в ОУ.
При этом формирование целостного механизма внутреннего аудита качества образовательного процесса на уровне отдельного образовательного учреждения должно быть основано на принципах взаимодействия компьютерной системы моделирования и управления базой ретроспективных данных по кадровой ситуации ОУ за несколько лет. Система мониторинга должна быть реализуемой посредством веб-технологий и обеспечивать онлайн-поддержку сбора и обработки статистики мониторинговых исследований. Основой системы внутреннего аудита должны стать ключевые показатели и индикаторы обеспеченности образовательного процесса кадровыми ресурсами необходимого квалификационного уровня, инфраструктурой и учебно-методическими материалами, соответствия образовательных программ и технологий запросам рынка труда и профессиональным нормам, влияния научных исследований на качество обучения для обеспечения качества профессиональной подготовки и адекватности образовательных продуктов ОУ.
Список литературы
1. Андреева В.Н. Оценка качества профессионального образования в процессе аудиторских проверок // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 12. - С. 44 - 49.
2. Васильева Е.В., Линник В.Ю. Управляемая ротация научно-педагогических кадров, проблемы, риски // Вестник ГУУ. - 2012. - № 20. - С. 22 - 24.
3. ГОСТ Р ИСО 19011 - 2013. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - М.: Стандартинформ. - 2013. - 42 с.
4. Илъяшенко Н.Н. Аудит как средство улучшения качества образовательного процесса в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2008. - 180 с.
5. Педынина Е.И. Образовательный аудит в системе мониторинга учреждений довузовского профессионального образования // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 15. - С. 63 - 68.