УДК 378.378.1
Концептуальные идеи организации образования в негосударственном экономическом вузе1
В. Н. Харченко
(Ростовский институт защиты предпринимателя)
Обоснована совокупность факторов, которые могут содействовать эффективности образования, если каждый из названных факторов воспринимать как концептуальную идею, развиваемую в соответствии с общей концепцией негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Предложен механизм программного оценивания качества образовательного процесса и итогового качества образования выпускников. Изложено основное содержание и этапы внедрения элементов авторской модели, направленной на обеспечение гарантий качества результатов образовательной и научной деятельности вуза. Описано содержание и предложен оригинальный макет информационной карты обучающегося в Ростовском институте защиты предпринимателя по специальности «Маркетинг». Изложен порядок подготовки и проведения внутренних аудитов, предложен механизм достижения цели аудита, проводимого по основным параметрам управления процессом формирования профессиональных компетенций студента. Названы критерии и подкритерии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-экономистов.
Ключевые слова: мобильность, интеграция в вузе, организация интеллектуального труда, внутренние аудиты, конкурентоспособный специалист.
Введение. Реформа начала 1990-х годов внесла значительные изменения в систему высшего образования в России. Со становлением рыночной модели образования связано последовательное развитие рынка образовательных услуг. Высшим учебным заведениям предоставляется хозяйственная автономия, развивается многоканальное финансирование вузов, появляется негосударственный сектор, формируется конкурентная среда на рынке образовательных услуг. В системе образования определяющим элементом стала региональная конкуренция, требующая постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося общества. Это привело к появлению в сфере образования негосударственных вузов.
Вместе с тем в сфере построения образовательного процесса постоянно возникают ситуации, препятствующие цивилизационному развитию образования. На решение этих проблем, в некоторой степени, ориентирована государственная политика, призванная обеспечить доступность, качество, инновационность, конкурентоспособность в области образования. Однако в настоящее время отсутствует интегрированная модель координации образования в соответствии с запросами бизнеса, в которой могли бы использоваться и преимущества негосударственных высших учебных заведений, и государственная стратегия.
Выявленное таким образом системное противоречие (между широкомасштабной образовательной деятельностью большинства высших учебных заведений и инновационными задачами модернизации негосударственных вузов, нацеленными на рост их конкурентоспособности) можно исследовать, анализируя базовые принципы организации вузовского образования в различных странах. Проблема состоит в том, чтобы выявить и обосновать общие закономерности становления и конкурентоспособного развития, влияющие на эффективность деятельности вуза независимо от формы собственности:
1 Работа выполнена в рамках инициативной НИР.
1) мобильность в предоставлении возможности получить высшее профессиональное образование;
2) коммерческое сотрудничество вузов с работодателями;
3) организация обучающимися своего интеллектуального труда посредством внутривузов-ской интеграции инновационных образовательных, традиционных и авторских технологий;
4) личностно-образовательное мировоззрение, сформированное обучающимися;
5) внутренние аудиты с целью обеспечения руководства института информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и её результатов установленным требованиям [1]. Факторы становления и конкурентоспособного развития вуза как концептуальные идеи. Рассмотрим более подробно каждый из вышеупомянутых факторов, совокупность которых, на наш взгляд, может содействовать эффективности образования, если каждый из названных факторов воспринимать как концептуальную идею, развиваемую в соответствии с общей концепцией негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский институт защиты предпринимателя» (НОУ ВПО РИЗП).
1. Главное конкурентное преимущество частного вуза — мобильность в предоставлении возможности получить диплом. Мобильное образование в частных вузах ставится в такие конкурентные рамки, что приходится поступать нетрадиционно: составлять переходные сопряжённые учебные планы с тем, чтобы студенты вуза могли получить первое и одновременно второе образование. В Ростовском институте защиты предпринимателя на протяжении ряда лет политика поощрения мобильности в предоставлении возможности получить диплом приносит свои результаты. К примеру, учащиеся школ Ростовской области в течение года обучаются в бесплатной экономико-правовой школе РИЗП, затем они могут быть приняты в институт на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО) или высшего профессионального образования (ВПО). Студенты Колледжа права и социальной безопасности РИЗП при определённых условиях могут параллельно освоить две образовательные программы. Студенты старших курсов РИЗП могут также обучаться по специальностям СПО, а после окончания вуза приступить к обучению в аспирантуре. Из данного разъяснения вытекает авторское определение мобильности в получении образовательных услуг: «Мобильность — это последовательное удовлетворение потребностей студентов в получении образования путём формирования индивидуальной образовательной траектории, включающей специальности среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в рамках одного и того же образовательного учреждения [2]. Подобную мобильность обеспечить непросто. Институт снижает цены на образовательные услуги, тратит дополнительные средства на рекламную кампанию, на участие в выставках, конкурсах, коммерческих проектах, бесплатно обучает школьников в расчёте на их возможное поступление в институт. Имеет место конкуренция в этом сегменте рынка образовательных услуг, но госсектор конкурирует далеко не только за счёт качества, и даже не столько за счёт него, а скорее посредством лоббистского ресурса государства. И это подаёт плохой пример частным вузам.
2. Коммерческое сотрудничество вузов с работодателями постепенно развивается и имеет хорошие перспективы. При наличии качественного преподавательского состава частные вузы всё активнее становятся партнёрами многих компаний, испытывающих потребности в переподготовке своих сотрудников. К примеру, Ростовский институт защиты предпринимателя на протяжении вот уже 10 лет бесплатно обучает более 100 студентов ежегодно на основе трёхсторонних договоров о целевой контрактной подготовке. Это даёт возможность институту иметь современные базы практики, готовить специалистов с учётом рекомендаций конкретных работодателей и по завершении обучения распределять на работу 30—40 выпускников. Примерно 75 процентов выпускников трудоустраиваются по специальности в течение первого года, а остальные — в дру-
гих сферах занятости или проходят службу в Российской Армии. От 70 до 90 % выпускников трудоустраиваются по специальности в течение двух лет. Хорошие результаты трудоустройства выпускников и организации частичной занятости студентов обеспечивают конкурентоспособность вуза. Активная заинтересованность работодателей в наших выпускниках подтверждает высокий уровень подготовки специалистов, а это, в свою очередь, свидетельствует об эффективности системного подхода к формированию их профессиональной компетентности.
Рынок целевых заказов уже сейчас растёт на фоне восстановления бюджетов на корпоративное обучение в большинстве компаний. Но на этом рынке частным вузам, опять же, приходится конкурировать с государственными, которые обладают самым важным ресурсом — профинансированными из казны мощностями: оборудованием, помещениями и т. п. Конкуренция получается действительно неравной, и не удивительно, что, по данным на начало 2011 года, частным вузам принадлежит лишь 10—15 % той доли рынка корпоративного бизнес-образования, которая приходится на высшие учебные заведения.
3. Продолжая анализировать общие закономерности становления и конкурентоспособного развития вуза, следует остановиться на организации обучающимися своего интеллектуального труда посредством внутри вузовской интеграции образовательных технологий — традиционных, инновационных и авторских.
По мнению учёного-педагога В. П. Вахтерова, решение поставленных образовательных задач невозможно без умения организовывать самим обучающимся свой интеллектуальный труд [3]. Начальным этапом интеллектуального труда, как известно, является узнавание новых предметов (они включены в образовательную программу по специальности). Это — определение, выделение их из среды других предметов и процессов и выяснение их строения, свойств, назначения. Такая работа мышления всегда сопровождается определёнными чувствами: она начинается благодаря эмоциональному толчку, стимулу, который заставляет мысль работать, а затем и определить более отдалённую цель этой работы.
При обучении студентов педагоги института исходят из того, что по природе своей человек — существо творческое, и сознание его, развивающееся в благоприятных условиях, имеет действенно-преобразующий характер. Это нашло отражение в соответствующей методике включения студента в интеллектуальный труд. В соответствии с этой методикой, интеллектуальный труд предполагает цель, деятельность по её достижению, получение реального результата, воплощение творческого замысла, анализ результатов замысла, совершенствование способов получения результатов более высокого уровня, признание и одобрение окружающих, осознание личностной успешности и значимости. Именно таким образом организованный интеллектуальный труд студентов вуза помогает студенту научиться организации своего самообразования и саморазвития (рис. 1).
Однако в неблагоприятных условиях развитие сознания может остановиться на любом этапе, поэтому важной задачей нашего вуза является организация образовательного процесса, направленного на формирование высоких уровней сознания, через включение обучающихся в интеллектуальный труд особого рода.
Следовательно, интеллектуальный труд есть эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая студентом, познающим неизвестное. Организация внутри вузовской интеграции в РИЗП поддерживает стремление обучающихся последовательно наращивать умственное напряжение и мыслительную деятельность в соответствии с индивидуальными траекториями обучения на основе интеграции инновационных образовательных и традиционных технологий, при помощи которых формируется конкурентоспособный специалист. Категория «конкурентоспособность специалиста» в педагогике недостаточно теоретически разработана. Нами предлагается следующее определение: «Конкурентоспособный специа-
лист — это профессионал, максимально сочетающий в себе всё то, что необходимо для успеха в современных конкурентных условиях трудовой деятельности. При подготовке такого специалиста должны быть использованы современная мультимедийная база, инновационные образовательные технологии ведущих авторских школ, наделившие выпускника определёнными качествами, способностями, а также ценностными ориентациями, особым мировосприятием. Для профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста характерно использование творческого подхода в решении самых разнообразных профессиональных задач. Его как личность определяет направленность на самоутверждение, самореализацию, самосовершенствование, а также ориентация на результат своей профессиональной деятельности в виде производимой им продукции или услуг. Конкурентоспособный специалист предстаёт как выпускник негосударственного экономического вуза, способный достигать наилучших результатов в профессиональной деятельности.
Рис. 1. Организация образовательного процесса по включению студента в интеллектуальный труд в РИЗП
4. Проанализируем четвёртый из факторов, определяющий базовые принципы организации вузовского образования. В результате овладения процессами мышления и исследования формируется система обобщённых представлений обучающегося об общих закономерностях, которые управляют миром, обществом и человеком, т. е. мировоззрение. Именно личностно-образовательное мировоззрение, сформированное в результате образовательного процесса и самостоятельной образовательной деятельности, определяет выбор обучающимся жизненных позиций и программ его деятельности (учебной, профессиональной, жизненной), направленных на осознанное овладение личностным опытом через полученные знания, приводящие к личностным компетенциям. Автором обоснованы концептуальные идеи формирования общепрофессиональных компетенций, развития личностно-образовательного мировоззрения, предложен механизм экспертного контроля воспитательной деятельности образовательного учреждения [4].
В соответствии с механизмом программного оценивания, принятом в РИЗП, для оценки качества образования используется компьютерная база тестов и изредка — комбинированные носители информации. Мы уделяем особое внимание работе потрём основным направлениям.
1. Наличие условий для профессионального роста:
• условия обеспечения практической занятости студентов, в том числе по специальности;
• наличие и функционирование службы трудоустройства;
• наличие системы работы с выпускниками.
2. Поддержка академической активности студентов:
• наличие института кураторства;
• наличие структур студенческого самоуправления;
• организация научно-исследовательской работы со студентами;
• процент отчисленных студентов;
• организация коррекционной помощи.
3. Поддержка личностного развития студентов:
• организация мероприятий культурного, спортивного, просветительского плана;
• наличие структуры психологической помощи, профилактика нарушений дисциплины;
• наличие системы материальной поддержки студентов (система льгот).
Чтобы оценить уровень личностного развития студентов, в вузе проводится систематическая воспитательная работа. Созданы координирующие её структурные подразделения. Контролируется выполнение комплексного плана воспитательной и внеучебной работы, постоянно обновляются соответствующие методические материалы. Работа в этом направлении постоянно улучшается, её результаты постоянно анализируются и сравниваются с опытом ведущих вузов. В большинстве случаев имеющиеся данные свидетельствуют о реальной удовлетворённости студентов и выпускников деятельностью вуза (образовательной, научной, социальной).
Рассмотрим пятый из факторов, определяющих базовые принципы организации вузовского образования — внутренние аудиты. Научные исследования и практические разработки в избранном направлении продолжаются, в мировой образовательной практике происходит изменение характера оценки: от оценки, проводимой преподавателем, к самооценке обучающегося и к оценке, проводимой внешними экспертами-аудиторами, работодателями. Поэтому актуальной становится разработка новых критериев оценки результатов образовательного процесса, организованного преимущественно на компетентностно-ориентированной парадигме. Также идёт отказ от единовременной оценки с помощью одного измерителя (теста) в пользу «электронного творческого портфеля студента», посредством которого замеряются и оцениваются результаты деятельности обучающегося в вузе за определённое время.
Практический интерес представляют результаты исследований Н. Ф. Ефремовой [2] относительно модели компетенций первокурсника, «Фонда оценочных средств» как комплекта методических, контрольно-измерительных и оценочных материалов, предназначенных для выявления уровня сформированное™ компетенций на разных стадиях обучения студентов на опыте Донского государственного технического университета.
В 2004 году РИЗП приступил к внедрению авторской модели качества, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001—2001. В 2007 году модель качества была доработана с учётом требований появившейся «Типовой модели системы качества образовательного учреждения» и в связи с предстоящей государственной аккредитацией. В настоящее время модель системы качества института основана на процессном подходе и показывает, что стороны, заинтересованные в гарантии качества, играют существенную роль при определении входных данных для системы. Мониторинг удовлетворённости заинтересованных сторон позволяет оценивать пригодность системы гарантии качества. Модель охватывает все основные требования «Стандартов и директив ЕЫС^А» и 1БО 9001, не детализируя их. Реализованная модель направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной и научной деятельности вуза.
Система качества РИЗП постоянно улучшается путём систематической проверки качества предоставляемой образовательной услуги, периодического контроля и анализа функционирования системы, а также обратной связи с обучающимися. Советом по качеству утверждены методи-
ка внутреннего аудита и инструментарий социологического опроса внешних и внутренних потребителей (абитуриентов, студентов, сотрудников института, работодателей). Темы опросов: социологический портрет студента, мнение студентов о расписании занятий, о будущей профессиональной карьере, мнение заведующих кафедрами о тематике и качестве проведения конференций, удовлетворённость преподавателей работой в вузе, социально-психологический климат в учебной группе и др.
Оценку качества образования удобнее всего проводить по его соответствию аккредитационным требованиям, нормам государственного образовательного стандарта, а также по экспертным и мониторинговым исследованиям. Между тем требуется системный, целостный, многомерный подход в оценке качества образования, а он предполагает наличие не только многомерных критериев, но и тщательной выверенное™ оценки. Нами разработан и внедрён механизм программного оценивания, с одной стороны, качества образовательного процесса, а с другой — итогового качества образования выпускников (рис. 2).
Рис. 2. Механизм программного оценивания качества образовательного процесса и итогового качества
образования выпускника
В соответствии с концептуальными идеями развития вуза определяются те компетенции, которые по предложениям работодателей будут преимущественно формировать наши выпускники. Затем происходит поэтапное заполнение электронного портфеля студента данными о результатах ежегодных замеров качества образования в вузе и тестирования по дисциплинам, связанным с формированием соответствующей компетенции. В электронном портфеле каждого студента формируется информационная карта. Содержащиеся в ней сведения могут быть использованы самим студентом, организаторами учебного процесса, а также работодателями.
Макет информационной карты по специальности «Маркетинг» приведён в табл. 1.
В Ростовском институте защиты предпринимателя регулярно проводятся внутренние аудиты. Их цель — обеспечить руководство института информацией о степени соответствия установленным требованиям деятельности в системе качества и её результатов. Целью аудита может быть также анализ достижений управления формированием профессиональных компетенций студента. Внутренние аудиты проводятся в следующем порядке. На первом этапе в определённых формах регистрируются свидетельства проверок. Установленное несоответствие критериям аудита вносится в проект «Отчёта по аудиту» в раздел «Наблюдения аудита». В дальнейшем осуществляется подготовка аудиторской группой заключения по результатам аудита, которое заносится в «Отчёт по аудиту». При формулировании заключения аудита констатируется, достигнуты ли цели аудита в соответствии с его планом. Впоследствии проводится заключительное совеща-
ние, на котором руководителей проверяемых подразделений информируют о результатах аудита. В табл. 2 приведены результаты аудита по 8 критериям и 26 подкритериям оценки качества [4].
Таблица 1
Информационная карта обучающегося в Ростовском институте защиты предпринимателя по специальности 080111 «Маркетинг»
№ п/п Аудит экспертов и тестологов Годы пребывания в вузе обучающегося
2007/8 2008/9 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13
Результаты
аудита 1 аудита 2 аудита 3 аудита 4 аудита 5 аудита 6
1. Результаты замера качества образования в вузе (электронный отчёт)
2. Уровень сформированности математической компетенции, %:
2.1. Математика
2.2. Пакеты прикладных программ
2.3. Математические методы и модели в маркетинге
Средневзвешенный %
3. Уровень сформированности коммуникативной компетенции, %:
3.1. Иностранный язык
3.2. Логика
3.3. Русский язык и культура речи
Средневзвешенный %
4. Уровень сформированности информационной компетенции, %
4.1. Информатика
4.2. Информационные системы маркетинга
4.3. Статистика
4.4. Маркетинговый анализ
Средневзвешенный %
5. Уровень сформированности социальной компетенции, %
5.1. Деловые переговоры
5.2 Философия
5.3. Социология
5.4. Маркетинговые коммуникации
5.5. Связи с общественностью (РК)
Средневзвешенный %
6. Уровень сформированности нравственной компетенции, %
6.1. Культурология
6.2. Этика делового общения
6.3. Психология и педагогика
Средневзвешенный %
По результатам аудита качества сформированности профессиональных компетенций сту-дентов-экономистов составляется протокол несоответствия, в котором приводятся данные о несоответствии и предлагаются меры по их преодолению [5]. В течение двух недель после проведения аудита руководитель аудиторской группы направляет «Отчёт по аудиту» для утверждения и хранения, рассылает копии проверенным подразделениям. По выявленным несоответствиям руководители подразделений обязаны организовать деятельность в соответствии с документиро-
ванной процедурой системы качества вуза «Корректирующие и предупреждающие действия» и учесть рекомендации по улучшению.
Таблица 2
Данные аудита степени соответствия результатов деятельности вуза требованиям
системы качества
№ п\п Критерий оценки Подкритерии оценки Результат 2012 г. (%) Оптимум
1. Качество содержания 1.1. Довузовская подготовка и приём студентов 51 85
общего образования 1.2. Взаимодействие с внешними партнёрами 61 75
2.1. Научно-исследовательская и инновационная деятельность 52 70
2. Интегративность науки 2.2. Проектирование и разработка образовательных программ 61 85
2.3. Исследования потребностей в научных и образовательных
услугах 61 75
3.1. Удовлетворённость работодателей 76 75
3. Уровень организации интеллектуального труда 3.2. Удовлетворённость студента организацией интеллектуального труда 3.3. Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения интел- 61 60
лектуального труда персонала, направленного на улучшение
качества функционирования вуза 61 80
4.1. Процессы, связанные с постоянным улучшением, коррек-
тирующие и предупреждающие действия 51 75
4. Профессиональная 4.2. Реализация основных образовательных программ 61 75
компетентность 4.3. Управление образовательной средой 51 80
4.4. Библиотечное и информационное обслуживание 61 75
4.5. Управление информационными ресурсами 51 75
5.1. Управление эффективностью технологий обучения и кон-
троля знании 51 75
5. Инновационные технологии обучения 5.2. Уровень восприятия процесса применения современных образовательных технологий 5.3. Обеспечение обратной связи и диалога между персона- 31 75
лом, студентами и руководством 61 75
Личностно- 6.1. Воспитательная и внеучебная работа со студентами 61 75
6. образовательное миро- 6.2. Уровень удовлетворённости студентов и выпускников 61 75
воззрение
7.1. Управление информационной средой 51 75
7. Система информирова- 7.2. Механизмы сбора информации о влиянии вуза на обще-
ния общественности ственность 31 60
7.3. Уровень восприятия вуза общественностью 41 75
8.1. Управление закупками 56 75
Ресурсы для организа- 8.2. Управление инфраструктурой 61 65
8. ции образовательного 8.3. Управление производственной средой 51 60
процесса 8.4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 61 70
8.5. Социальная поддержка студентов и сотрудников 31 50
Наряду с внутренними аудитами в РИЗП практикуются и внешние с участием Национального аккредитационного агентства в сфере образования и сравнительно недавно созданного Национального центра общественно-профессиональной аккредитации. Последний уже дважды реализовал проекты по выявлению лучших образовательных программ среди однопрофильных программ высшего профессионального образования, реализуемых российскими вузами. В 2010 году одним из победителей проекта стала образовательная программа «Маркетинг», действующая в РИЗП.
Заключение. Таким образом, нами получены следующие результаты.
— Выявлен и прописан эффект влияния на деятельность негосударственного вуза концептуальных идей гармонизации образования: 1) мобильность в предоставлении возможности полу-
чить высшее профессиональное образование; 2) коммерческое сотрудничество вузов с работодателями; 3) организация обучающимися своего интеллектуального труда посредством внутриву-зовской интеграции инновационных образовательных, традиционных и авторских технологий;
4) мировоззрение, сформированное обучающимися в образовательном процессе; 5) внутренние аудиты с целью обеспечения руководства института информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и её результатов установленным требованиям.
— Введено авторское определение мобильности в получении образовательных услуг.
— Доказано, что процесс приемлемого трудоустройства выпускников и организации частичной занятости студентов стал результативным из конкурентных соображений.
— Изложена методика включения студента в интеллектуальный труд особого рода.
— Предложено определение понятия «конкурентоспособный специалист».
— Предложен механизм программного оценивания, с одной стороны, качества образовательного процесса, а с другой — итогового качества образования выпускников.
— Изложено основное содержание и этапы внедрения элементов авторской модели, направленной на обеспечение гарантий качества результатов образовательной и научной деятельности вуза.
— Описано содержание и предложен оригинальный макет информационной карты обучающегося в Ростовском институте защиты предпринимателя по специальности «Маркетинг».
— Изложен порядок подготовки и проведения внутренних аудитов, предложен механизм достижения цели аудита, проводимого по основным параметрам управления процессом формирования профессиональных компетенций студента.
Библиографический список
1. Паршин, А. В. Конкурентоспособность высшего учебного заведения в современных условиях / А. В. Паршин, В. Н. Харченко. — Макеевка : Ноулидж, 2010. — 260 с.
2. Ефремова, Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов-первокурсников / Н. Ф. Ефремова // Высшее образование в России. — 2010. — № 4. — С. 43—48.
3. Вахтеров, В. П. Тяжба между общим и профессиональным образованием / В. П. Вахтеров // Основы новой педагогики. — Москва : Педагогика, 1987. — С. 256—267.
4. Паршин, А. В. Условия и факторы управления качеством компетентностно-ориенти-рованного образования в негосударственном высшем учебном заведении / А. В. Паршин, В. Н. Харченко. — Ростов-на-Дону : АкадемЛит, 2008. — 144 с.
5. Паршин, А. В. Конкурентоспособность высшего учебного заведения / А. В. Паршин, В. Н. Харченко. — Ростов-на-Дону : АкадемЛит, 2010. — 340 с.
Материал поступил в редакцию 29.12.2011.
References
1. Parshin, А. V., Kharchenko, V. N. Konkurentosposobnost' vy'sshego uchebnogo zavedeniya v sovremenny'x usloviyax. [Competitiveness of higher educational institution under current conditions.] Makeevka : Noulidzh, 2010, 260 p. (in Russian).
2. Yefremova, N. F. Podxody' k ocenivaniyu kompetencij studentov-pervokursnikov. [Approaches to compétences assessment of first-year students.] Vy'sshee obrazovanie v Rossii, 2010, no. 4, pp. 43— 48 (in Russian).
3. Vakhterov, V. P. Tyazhba mezhdu obshhim i professional'ny'm obrazovaniem. [Légal battle between général and vocational éducation. New pédagogies principles.] Moscow : Pedagogika, 1987, pp. 256—267 (in Russian).
4. Parshin, A. V., Kharchenko, V. N. Usloviya i faktory' upravleniya kachestvom kompetent-nostno-orientirovannogo obrazovaniya v negosudarstvennom vy'sshem uchebnom zavedenii. [Conditions and factors of competence-oriented education quality management in non-state higher educational institution.] Rostov-on-Don : AkademLit, 2008,144 p. (in Russian).
5. Parshin, A. V., Kharchenko, V. N. Konkurentosposobnost' vy'sshego uchebnogo zavedeniya. [Competitiveness of higher educational institution.] Rostov-on-Don : AkademLit, 2010, 340 p. (in Russian).
SOME CONCEPTUAL IDEAS OF TRAINING ORGANIZATION IN NONSTATE ECONOMIC UNIVERSITY1
V. N. Kharchenko
(Rostov Institute of Protection of the Businessman)
A whole complex of factors that may facilitate the effective training organization in the nonstate economic university is proved. In this case, each of the mentioned factors is regarded as a conceptual idea developing in the accordance with the common concept of the nonstate educational institution of the higher vocational education. A program assessment mechanism for the educational process quality and the final quality of the graduate education is offered. The basic content and the implementation phases of the author's model aimed at the quality assurance of the university educational and scientific activities results are stated. An original information card makeup for a student of Rostov Institute of Protection of the Business-man specialized in marketing is offered, its content is described. The internal audit planning and performance are stated, the objective fulfillment mechanism for the audit conducted on the process control basic parameters of the student professional competence formation is offered. The evaluation criteria and subcriteria of the proficiency level for the students-economists are mentioned. Keywords: mobility, integration in university, intellectual work organization, internal audit, competitive specialist.
1 The research is done within the frame of the independent R&D.
161