Научная статья на тему 'Образовательные возможности ИКТ и медиатехнологий на уроках предметной области «Искусство»'

Образовательные возможности ИКТ и медиатехнологий на уроках предметной области «Искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
интеграция / Интернет / ИКТ / медиатекст / медиаобразовательная модель / медиакомпетентность / мировая художественная культура / школьник.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаколенко Николай Анатольевич, Савченко Татьяна Николаевна

В школьном образовании активно разрабатываются концепции модернизации предметных областей. Содержание и технологии предметной области «Искусство» подвергаются существенным изменениям и сокращениям в учебной нагрузке. Язык искусства сложен и многогранен. Он обращен не к разуму, а к чувствам, к душевным переживаниям ребенка, позволяет создать необходимые условия для творческой самореализации. Сущность представленной медиаобразовательной технологии заключается в поиске экстенсивных ресурсов/медиатекстов, которые обладают метапредметными связями и объективно оцениваются школьниками как привычный продукт массмедиа, потребляемый ими за пределами школы и не доставляющий им дискомфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности ИКТ и медиатехнологий на уроках предметной области «Искусство»»

Научный руководитель: Полонский Андрей Васильевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Электронная почта: [email protected]

Ш1 10.24411/2070-0717-2019-10131 н. А. Чумаколенко, Т. Н. Савченко

ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербург (Россия)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКТИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

В школьном образовании активно разрабатываются концепции модернизации предметных областей. Содержание и технологии предметной области «Искусство» подвергаются существенным изменениям и сокращениям в учебной нагрузке. Язык искусства сложен и многогранен. Он обращен не к разуму, а к чувствам, к душевным переживаниям ребенка, позволяет создать необходимые условия для творческой самореализации.

Сущность представленной медиаобразовательной технологии заключается в поиске экстенсивных ресурсов/медиатекстов, которые обладают метапредметными связями и объективно оцениваются школьниками как привычный продукт массмедиа, потребляемый ими за пределами школы и не доставляющий им дискомфорта.

Ключевые слова: интеграция, Интернет, ИКТ, медиатекст, медиаобразовательная модель, медиакомпетентность, мировая художественная культура, школьник.

В настоящий момент содержание и технологии образования подвергаются существенным изменениям. Активно разрабатываются концепции модернизации предметных областей. Уже сейчас реализуются концепции школьного филологического образования, школьного математического образования, школьного географического образования, школьного технологического образования, школьного образования в сфере иностранных языков, внедрен историко-культурный стандарт.

Подготовлены проекты по другим предметным концепциям, в том числе Концепции преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской Федерации.

ГБОУ СОШ № 546 г. Санкт-Петербурга с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла с января 2018 года работает в статусе районного Центра инновационного поиска по теме: «Проектирование образовательных маршрутов обучающихся в условиях введения концепции преподавания предметной области «Искусство»». Данная тематика имеет непосредственное отношение к нашему образовательному учреждению, поскольку в учебном плане значительное количество часов отводится на предметы художественно-эстетического цикла. Это изобразительное искусство и музыка с 1 по 7 класс, интегрированный предмет «Искусство» в 8-9 классах, мировая художественная культура в 5-11 классах, причем, в 10-11-х классах МХК изучается на профильном уровне. Реализация программ предметной области «Искусство» продолжается во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании (музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», «Русский быт», история и культура СПб, «Споемте, друзья», «Драматические игры», «Композиция», изостудия «Колонок», театральная студия «СКАТ» и другие).

Почему освоение предметов предметной области «Искусство» остается по-прежнему актуальным?

Язык искусства сложен и многогранен. Он обращен не к разуму, а к чувствам, к душевным переживаниям ребенка, позволяет создать необходимые условия для творческой самореализации [2]. В современном образовании предметы предметной области «Искусство» выступают динамичной системой ценностных ориентаций человека, являются действенным средством приобщения школьников к сфере духовной жизни общества, оказывают влияние на весь социокультурный, гражданско-патриотический облик человека, на его образ жизни, характер активности, способствуют осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

В предложенных к рассмотрению и обсуждению концепциях модернизации предметной области «Искусство» намечен ряд перспективных направлений:

- расширение вариативности выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся;

- интеграции с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием;

- совершенствование и развитие системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры;

- проведение творческих конкурсов на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся;

- активное использование информационно-коммуникационных технологий.

В рамках инновационной деятельности нами активно ведется работа по разработке ИКТ и медиаресурсов для наиболее успешной реализации программ предметной области «Искусство».

Проектная работа затрагивает ключевые вопросы, касающееся медиакомпетентности личности, и проводится на базе школьного предмета «Мировая художественная культура». Данные аспекты остаются не изученными в полном объеме и требуют подробного качественного анализа.

Мы видим, что современный мир обладает обширным спектром разного рода медиаинформации и медиапродукции, доступной для любого человека. Особое место в них занимают социальные сети, по средством которых и происходит общение школьников. Никто не спорит, что медиа (телевизор, радио, реклама, Интернет и другие средства массовой коммуникации), так или иначе, воздействуют на формирование личности человека. К сожалению, продукты массмедиа, потребляемые человеком, не проходят должный отбор и рецензирование [3].

Примером может послужить следующее: давайте представим, что мы увидим приготовления президента к торжественной речи на Новый год - как его гримируют, «напомаживают», подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Думаю, мы однозначно разочаруемся в конечном медиапродукте, но это и снижает значимость человека, т. е. для нас интересен конечный медиапродукт и его мифологическая основа, а не путь к его созданию. Следовательно, мы воспринимаем без нужного отбора и рецензирования большинство медиатекстов, предоставляемых нам глобальными медиаагенствами. В этом аспекте школьники как раз и выступают теми субьектами, которые не способны к аналитическому разбору медиатекста. Представленный пример выявляет актуальность создания качественного медиапродукта для формирования столь необходимой современному школьнику медиакомпетентности.

У нас возникла гипотеза, возможно ли на базе социальных сетей создать новый образовательный и интересный интернет-продукт, который способен влиять положительно на развитие личности и художественно-эстетического образования

молодого человека, а также сформировать столь необходимую в наше время медиакомпетентность?

Рассматриваемая проблема нашла отражение в трудах ведущих ученых в области медиаобразования и кинопедагогике: О. А. Баранов, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, Ю. Н. Усов, А. В Шариков, А. В. Фёдоров, И. В. Челышева и др. [1; 3; 4; 6].

Сущность представленной медиаобразовательной технологии заключается в поиске экстенсивных ресурсов/медиатекстов, которые обладают метапредметными связями и объективно оцениваются школьниками как привычный продукт массмедиа, потребляемый ими за пределами школы и не доставляющий им дискомфорта, наша задача - создать оптимальный медиапродук/интернет-приложение, которое станет «ненавязчивым» помощником в образовательной среде [5].

Что же сследует понимать под словом медиатекст? Медиатекст (media text, media construct) - сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.) [5. С. 17].

В рамках изучения предметной области «Искусство» нами создано перспективное образовательное интернет-приложение «^Edu». Логотип включает в себя соединение, интеграцию как нам до этого казалось, несовместимого - английской аббревиатуры EDUCATION и самой востребованной современными школьниками социальной сети «ВКонтакте».

Символика и структура Интернет приложения «BEdu» пытается, так или иначе, объяснить миропонимание разных культур, в контексте «диалог культур». Содержательный компонент приложения и группы на базе социальной сети включает основные образовательные темы по мировой художественной культуре и располагает разного рода медиатекстами (ссылками на полезные сайты, интернет-викторинами, аудиолекциями и видеоматериалами, изучаемыми в предмете, текстовыми и графическими объектами и т. д.). Школьник вступает с ним в постоянный неосознанный контакт, для него это привычный «СПАМ», но не негативный, а отрецензированный компетентными органами (педагогическое сообщество) и образовательный. Эти компетентные органы и отвечают за информационное содержание интернет-приложения. Из всего изобилия информации медиакомпетентному человеку не составит большого труда выбрать ту, которая будет отвечать основным дидактическим принципам обучения.

Медиатекст также наполнен информацией не только касающейся развлекательного компонента, но и показана интеграция науки и культуры. Приложение работает в тестовом режиме и доступно для скачивания школьникам и другим субъектам.

Основой для содержательного компонента становятся материалы, собранные школьниками и отрецензированные педагогами. Приложение «BEdu» рассчитано на постоянное обновление содержания и рублик. Оно отвечает современным требованиям молодежной среды к данным видам продукта. Дизайн приложения интересен участникам и отвечает эстетике предметной области «Искусство». Экспериментальная работа над апробацией интернет-приложения является долгосрочной и требует систематического качественного анализа содержания и проверки результатов, которые позволят выявить уровень сформированности медиакомпетентности и художественно-эстетического образования школьников.

В результате аналитической и методической работы мы пришли к следующим выводам. Действительно, приложение «BEdu» выступает перспективным и востребованным направлением, имеет громадное влияние на формирование личности школьника.

Как показала экспериментальная проверка, в результате анализа перспективной работы и востребованности медиатекста, построив логическую цепочку, возможно самостоятельно в почти игровой форме познавать учебную информацию по разным предметам, а также повысить свой культурный и профессиональный уровень. Выработка

методики анализа медиатекста определяет художественное, культурное, техническое самообразование и последующее формирование медиакомпетентности личности [7].

Таким образом, мы пришли к выводу, что школьники активно вовлечены в процесс общения с массмедиа. Они хорошо ориентируются в жанровом и тематическом разнообразии медиа. Однако небольшое количество учащихся проявляют интерес к темам, посвященным творчеству великих живописцев, архитекторов, музыкантов, поэтов. Однако школьники чаще всего самостоятельно обращаются к аудиовизуальной информации, часто низкого уровня.

Выполнение условий данной технологии позволяет в легкой (игровой) форме школьникам решить программные задания по учебным дисциплинам и сформировать медиакомпетентность. В этом ключе существует требования к грамотному использованию этих медиабразовательных технологий в преподавании не только мировой художественной культуры, но и всех учебных дисциплин.

Список литературы

1. Баранов, О. А. Художественный кинематограф в работе средней школы [Текст] / О. А.Баранов. - Калинин: Изд-во КГУ, 1977. - 82 с.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1965. - 318 с.

3. Усов, Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов [Текст] / Ю. Н. Усов. - Таллин: Министерство просвещения, 1980. - 125 с.

4. Федоров, А. В. Медиаобразование: История, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

5. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

6. Челышева, И. В., Мурюкина, Е. В. Эстетический анализ аудиовизуальных и печатных медиатекстов в студенческой аудитории в процессе выполнения литературно-имитационных творческих заданий [Текст] / И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина // Медиаобразование. - 2013. - № 4. - С. 67-76.

7. Чумаколенко, Н. А. Модель включения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс преподавания предмета «Мировая художественная культура» [Текст] / Н. А. Чумаколенко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1 (34). - С. 68-73.

Чумаколенко Николай Анатольевич - учитель мировой художественной культуры, ГБОУ СОШ №546.

Электронная почта: [email protected]

Савченко Татьяна Николаевна - заместитель директора по МР ГБОУ СОШ № 546.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.