со
ш
о ш
Хромова К.В.
Магистрант МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва
Юсупов А. К.
Cтудент-магистрант, Научно-Исследовательский Институт Саратовский Государственный Университет имени Чернышевского Кафедра уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии
Образовательные услуги и их специфика
Хромова К.В.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ориентирована на необходимость перехода в ближайшее десятилетие на инновационный путь развития. Такая серьезная трансформация отечественной экономики возможна только при таком необходимом и достаточном условии, что основную системную нагрузку при становлении новой формы экономического развития эффективно примет на себя сфера образования, особенно высшая школа.
При этом, осуществляя кардинальное изменение содержания образовательного процесса и его структуры, одновременно необходимо преодолеть ситуацию, когда сформировавшееся предложение образовательных услуг высшей школы не соответствует предъявляемым потребностям со стороны общества и экономики.
Оказание платных образовательных услуг облекается в правовую форму договора возмездного оказания образовательных услуг, который в настоящее время широко распространен не только в системе негосударственных (частных), но и государственных образовательных учреждений. Однако правовое регулирование отношений, возникающих в процессе оказания образовательных услуг, нуждается в глубоком теоретическом исследовании и надлежащем правовом регулировании, поскольку имеют место пробелы и противоречия в законодательных нормах.
Образовательная услуга - это деятельность особого рода, которая отличается от других услуг такими только ей присущими характеристиками, как низкая степень осязаемости (заранее не известен результат обучения), неразрывная связь услуг с источником: образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава (качество образовательной услуги изменяется в связи с изменением квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых элементов учебного процесса), несохраняемость образовательных услуг (человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать), производство и потребление образовательных услуг - это достаточно длительный процесс.
В самом общем виде образовательная услуга - это вид деятельности физического или юридического лица, комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, удовлетворение умственных и духовных потребностей человека с целью развития личных, групповых и общественных потребностей.
А. Ченцов предлагает следующее определение: «образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда.
Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг»1. М. Лукашенко выделяет конечный образовательный продукт - образованность индивида и промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образова-
1. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. - 1999. - № 2. - С. 120 - 123.
Юридические науки и политология
тельных товарах и услугах2. А. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности»3. Р. Джапарова под образовательной услугой понимает «деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым»4.
Какие бы определения ни были даны образовательной услуге - это, прежде всего, отношение между Потребителем и Исполнителем. Услуга может быть представлена как платная и бесплатная. Потребителем образовательной услуги может быть любое лицо, поскольку ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование. Исполнителем образовательных услуг является строго ограниченный (по многим причинам, но главной является защита прав человека и гражданина) круг органов и лиц. В связи с этим нельзя исключать взаимную ответственность субъектов, задействованных в образовательной сфере.
Образовательным услугам свойственна своя специфика, которая проявляется и в традиционных характеристиках и в чертах, присущих только образовательным услугам. Необходимо выделить отличительные черты образовательных услуг, присущие только им:
1. специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории «общественных благ (товаров)»;
2. своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо;
3. еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Но, с другой стороны, многие их интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает «получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства»;
4. особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала;
5. следующая отличительная черта - сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь професси-
2. Лукашенко М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2012. - С. 45.
3. Стрижов А. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. -№ 3. - С. 47 - 50.
4. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. - 2005. - № 4. - С. 55 - 65.
оналом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг; 6. образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации. Следует так же перечислить ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:
• сезонность;
• высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);
• относительная длительность оказания (в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);
• отсроченность выявления результативности; - зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося;
• необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
• зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;
• невозможность перепродажи;
• необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения)»);
• конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
• относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.
Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления, как правило, указывается в уставе вуза.
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными (муниципальными) вузами, относятся:
1. обучение по дополнительным образовательным программам;
2. преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
3. репетиторство;
4. занятия по углубленному изучению предметов;
5. подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся;
6. другие услуги.
Условия оказания услуг, предоставляемых образовательной организацией, устанавливаются договором со студентом
Всероссийский журнал научных публикаций № 3(18) 2013
45
Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в ВУЗе
Хромова К.В.
(обучающимся); студентом, предприятием (организацией) и образовательной организацией.
По договору возмездного оказания образовательных услуг администрация вуза является исполнителем, а студент (родитель, законный представитель) - заказчиком образовательной услуги. При этом студент (родитель, законный представитель) является потребителем образовательных услуг. Поэтому на них в полной мере распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей (Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В тоже время образовательные услуги не имеют материального результата, даже когда получение образования определенного уровня подтверждается выдачей документа (сертификата, свидетельства, диплома соответствующего образца). То, что в итоге получает лицо, завершившее обучение (выпускник), можно отнести к категории «нематериальные ценности», которые неотделимы от личности их носителя.
Список использованных источников
1. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. - 1999. - № 2.
2. Лукашенко М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2012.
3. Стрижов А. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 3.
4. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. - 2005. - № 4.
Платные образовательные услуги становятся неотъемлемым явлением в сфере профессионального образования, и объем их неуклонно растет. Условия оказания услуг, предоставляемых образовательной организацией, устанавливаются договором со студентом (обучающимся); студентом, предприятием (организацией) и образовательной организацией.
В Письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-091 даны Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3 1 772 утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Понятия, используемые в Правилах, означают:
• «потребитель» - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;
• «исполнитель» - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Правила распространяются на:
а) государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;
б) государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
в) научные организации, оказывающие в установленном порядке потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования;
1. Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09. О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования // Официальные документы в образовании. № 32, 2002.
2. Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177. Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 51, 22.12.2003.