Научная статья на тему 'Образовательная услуга как особый предмет договора возмездного оказания образовательных услуг'

Образовательная услуга как особый предмет договора возмездного оказания образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1723
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / НЕМАТЕРИАЛЬНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поликарпов С.А.

Статья посвящена анализу образовательной услуги как особого предмета договора возмездного оказания образовательных услуг. При этом автором анализируются мнения различных ученых, проводивших исследования понятия, сущности и характеристик данного вида услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная услуга как особый предмет договора возмездного оказания образовательных услуг»

УДК 347.45/.47

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

КАК ОСОБЫЙ ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

С.А. Поликарпов

Аннотация. Статья посвящена анализу образовательной услуги как особого предмета договора возмездного оказания образовательных услуг При этом автором анализируются мнения различных ученых, проводивших исследования понятия, сущности и характеристик данного вида услуг

Ключевые слова: образовательная услуга, нематериальность результата оказания услуг, договор возмездного оказания образовательных услуг.

THE SERVICE AS A SPECIAL OBJECT

OF THE EDUCATIONAL SERVICES AGREEMENT

S.A. Polikarpov

Abstract. The article is devoted to analysis of the educational service as a special object of the educational services agreement. Thereat, the author analyses the views of various scientists, who conducted the studies of the definitions, the essence and the characteristics of this kind of services.

Keywords: educational service, immateriality of deliverables of services, educational services agreement

Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) [1, ст. 432] определяет предмет как существенное условие любого договора. Как правило, в случае если предмет договора не согласован, такой договор является незаключенным и не порождает для его сторон никаких прав и обязанностей [1, ст. 307, 432, 425].

Общее понятие договора возмездного оказания услуг содержащееся в ст. 779 ГК РФ [2] предполагает выделение в качестве предмета всех разновидностей данной договорной конструкции услуги, характеризуемой как разновидность определенных действий или деятельности, результаты которых в соответствии со ст. 128 ГК РФ определены как особый вид объектов гражданских прав.

И.Д. Еналеева понимает под услугой с точки зрения норм гл. 39 ГК РФ и положений Закона РФ «О защите прав потребителей» [3] «совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд» [8].

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

В юридической литературе особое внимание уделяется различию содержания понятий «услуга» и «работа» [9, с. 27].

Хотя они выступают однопрофильными понятиями и представляют собой результат действий субъектов, совершаемых в рамках существующего гражданского правоотношения, их главное отличие состоит в характере получаемого результата.

При выполнении работ результат имеет овеществленную форму, тогда как при оказании услуг, наоборот, - неовеществленную. Работа выступает объектом обязательственных правоотношений подрядного типа, услуга же таковым не является. Она представляет собой действия, не предполагающие достижения материального результата, либо же результат совершения этих действий отождествляется самими действиями.

В.А. Кабатов считает, что специфика договора возмездного оказания услуг состоит в «отсутствии овеществленной формы результата работ» [10, с. 392].

Ю.В. Романец отмечает, что любые услуги имеют один общий признак, выраженный в предшествии результату оказания услуг совершения определенного рода действий, не предполагающих материального их воплощения, но одновременно составляющих вместе с ним единое целое, поэтому, как указывает Ю.В. Рома-нец, при оказании услуг продается «не сам результат, а действие к нему» [15, с. 394].

Некоторые ученые, определяя характеристику услуг, также обращают внимание на то обстоятельство, что «услугодатель не дает гарантий достижения предполагаемого положительного результата» [7, с. 538]. Следовательно, еще один признак услуг - отсутствие гарантий по достижению результата.

Таким образом, в качестве предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг выступает получаемый заказчиком некий нематериальный полезный эффект от совершения исполнителем определенных действий или осуществления им определенной деятельности за определенную плату. Такой эффект никогда не выражается в появлении новой или изменении потребительских свойств уже существующей вещи, как в случае с договором подряда.

Ярким примером существенности условия об услуге как о предмете договора может служить договор возмездного оказания образовательных услуг.

В п. 2 ст. 779 ГК РФ в перечне услуг называются услуги по обучению. Однако и в законодательстве об образовании [5] и в право-

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

вой литературе [11; 6; 20] преимущественно применяется термин «образовательные услуги».

Рассматривая предмет договора возмездного оказания образовательных услуг с указанной позиции, необходимо уяснить, что им является образовательная деятельность, которая в специальном законодательстве об образовании трактуется как собственно образование [4, ст. 2].

В п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4] под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, законодатель фактически включает в понятие образования два единовременно протекающих процесса - воспитание и обучение, делая тем самым обособление услуг по обучению от услуг по воспитанию нецелесообразным.

Поскольку обучение и воспитание неразрывно связаны между собой, то они, как, в частности, отмечает М.Н. Малеина, «объединены в едином процессе» [12, с. 63].

В юридической литературе мнение о понятии образовательной услуги является достаточно дискуссионным. Различные ученые-правоведы приводят собственные понятия образовательных услуг.

Так, например, В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев под образовательными услугами понимают целенаправленно создаваемый и предлагаемый населению комплекс возможностей для приобретения знаний и умений в целях удовлетворения образовательных потребностей [13, с. 105].

Т. Половова и О.С. Баталова понимают образовательную услугу как особую деятельность, отличную от других услуг именно только ей присущими особенностями: результат обучения заранее не известен; образовательная услуга не существует отдельно от образовательного учреждения и его профессорско-преподавательского состава, ее качество изменчиво, зависит от квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых элементов учебного процесса; получаемым в процессе обучения знаниям и информации свойственно устаревать и забываться; производство и потребление образовательных услуг представляет собой длительный процесс [14].

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

B.М. Сырых раскрывает понятие образовательных услуг довольно узко, указывая лишь, что образовательные услуги не преследуют цели освоения всей образовательной программы и не завершаются исключительно итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании и (или) квалификации [21, с. 33].

C.В. Куров под образовательной услугой понимает организованную и целенаправленную деятельность, ведомую одним либо несколькими субъектами (преподавателем (педагогом) либо коллективом преподавателей (педагогов)) посредством применения коммуникативных средств (личного взаимодействия с обучающимся) по передаче знаний, формированию умений и навыков, а также оказанию воздействий на формирование человеческой личности путем организации и управления учебной деятельностью обучающегося [11, с.50].

К.В. Войтович определяет образовательную услугу комплексным процессом деятельности физического либо юридического лица, направленным на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, на удовлетворение духовных и умственных потребностей человека в целях развития не только личных, но и общественных потребностей [6].

А. Ченцов считает образовательные услуги создаваемыми в процессе научно-педагогического труда, результат которого может быть назван «образовательным продуктом» [23, с. 120-123].

А. Стрижов под образовательной услугой понимает направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности деятельность, которая характеризуется взаимодействием участников образовательного процесса [20, с. 47-50].

Р. Джапарова считает образовательную услугу деятельностной передачей системных знаний, привитием обучающемуся проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятиям путем непосредственной коммуникации с обучаемым [16, с. 55-65].

Несмотря на наличие в юридической среде многочисленных точек зрения по вопросу выделения дефиниции образовательных услуг, на наш взгляд, образовательная услуга выражает, прежде всего, отношения между ее потребителем и исполнителем.

С учетом данного подхода, образовательную услугу можно определить как осуществляемую исполнителем по договору возмездного оказания образовательных услуг возмездную деятельность по обучению и воспитанию, потребляемый результат осуществления которой выражается в получаемых потребителем системных знаниях, практических навыках и умениях, соответствующих установленному договором образовательному уровню.

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Образовательная услуга, как и предмет любого возмездного договора об оказании услуг, нематериальна. Применительно к образовательной услуге, отсутствие материального результата ее оказания имеет место даже в тех случаях, когда получение потребителем услуги определенного уровня образования подтверждается выдачей соответствующего документа - диплома, свидетельства, сертификата и т.п. Фактически такой документ можно отнести к нематериальным ценностям, неотделимым от личности их носителя. Его выдача исполнителем является доказательством наличия неовеществленного положительного результата в виде знаний, умений и навыков определенного уровня.

Специфика договора возмездного оказания услуг заключается в совпадении его предмета и объекта. При этом в договоре возмездного оказания образовательных услуг предмет шире объекта, так как в качестве объекта в этом случае выступает лишь деятельность по осуществлению мероприятий, предусмотренных государственными образовательными стандартами и учебными планами.

Невзирая на широкий спектр точек зрения, наличие у образовательной услуги ряда отличительных особенностей (существенных характеристик) является неоспоримым.

Различные специалисты, в том числе и И.А. Майбуров [18, с. 41] выделяют целый ряд существенных характеристик образовательной услуги с учетом ее социальной сущности, в числе которых:

- изменчивость качества, объясняемая воздействием на процессы оказания и получения образовательной услуги множества факторов, в частности, профессионализма услугодателя, уровня организации образовательного процесса, объема материальных средств заказчика образовательной услуги;

- несохраняемость, обусловленная, помимо ее нематериальной формой, также нестабильностью условий жизнедеятельности (утрата актуальности знаний со временем, требование постоянного их совершенствования);

- непрерывность оказания, обусловленная тем, что сам процесс оказания образовательной услуги может растягиваться не только на часы, но и годы;

- неразрывность производства и потребления, предполагающая единовременное протекание названных процессов;

- нематериальность, означающая отсутствие какого-либо материального результата ее оказания потребителю.

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Иными свойствами и характеристиками образовательных услуг различные ученые-правоведы определяют:

- невозможность полной стандартизации и оценки личного эффекта, ожидаемого потребителем от об образовательной услуги ввиду сложности прогнозирования состояния рынка труда на момент завершения обучения [17, с. 21-26];

- невозможность гарантии достижения высокого результата образовательной услуги с учетом его зависимости не только от услуго-дателя, но и от самого обучающегося, а также его способностей, внимательности, старания и трудолюбия [24, с. 100-101];

- адресность, обусловленную обращением разнородных образовательных услуг к различному кругу лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками [19];

- публичность характера оказания образовательной услуги [22, с. 200].

Кроме того, характерной чертой образовательной услуги является то, что без встречных действий со стороны обучающегося ее результат не может быть достигнут.

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу о том, что предмет договора возмездного оказания образовательных услуг, в качестве которого выступают образовательные услуги, является существенным условием данной договорной конструкции, а совокупность присущих образовательным услугам характеристик подчеркивают особые свойства их нематериальности, сложности процесса и неовеществленности результата их оказания.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 3 июля 2016 г.) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 декабря 2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СЗ РФ. 2013. № 34. Ст. 4437.

6. Войтович К.В. Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 3.

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

7. Гражданское право: учебник. Ч. II. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2007.

8. Еналеева И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. М., 2007.

9. Жукова Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. 2008. № 8.

10. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. Текст. Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М., 1996.

11. Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М.,

1999.

12. МалеинаМ.Н. Договор о подготовке специалиста // Государство и право. 2004. № 8.

13. ОнушкинВ.Г., ОгаревЕ.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.; Воронеж, 1995.

14. Половова Т., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования // URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/ Science_notes/Last_issue/516.pdf (дата обращения: 04.02.2017).

15. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2008.

16. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. № 4.

17. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М., 2003.

18. Майбуров И.А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование. 2003. № 5.

19. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3.

20. Стрижов А. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3.

21. СырыхВ.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.,

2000.

22. Тихомиров А.Ю. Теория компетенции. М., 2001.

23. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. № 2.

24. Шаповалов Д.А. Особенности правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг военными образовательными учреждениями профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

С.А. Поликарпов

аспирант Московского финансово-юридического

университета МФЮА

E-mail: polikarpovs1991@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.