Научная статья на тему 'Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в ВУЗе'

Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1309
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в ВУЗе»

Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в ВУЗе

Хромова К.В.

Платные образовательные услуги становятся неотъемлемым явлением в сфере профессионального образования, и объем их неуклонно растет. Условия оказания услуг, предоставляемых образовательной организацией, устанавливаются договором со студентом (обучающимся); студентом, предприятием (организацией) и образовательной организацией.

В Письме Минобразования России от 1 октября 2002 г № 31ю-31нн-40/31-091 даны Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования. Приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 31772 утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Понятия, используемые в Правилах, означают:

• «потребитель» - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;

• «исполнитель» - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Правила распространяются на:

а) государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного и общего образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;

б) государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

в) научные организации, оказывающие в установленном порядке потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования;

1. Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09. О

Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования // Официальные документы в образовании. № 32, 2002.

2. Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177. Об утверждении

примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 51, 22.12.2003.

г) негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность, в том числе обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

д) граждан, оказывающих в качестве индивидуальных предпринимателей платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Правоотношения между образовательной организацией, обучающимся и его родителями (законными представителями) могут быть двух разновидностей. Первая разновидность — правоотношения так называемые вертикальные, или командно-административные, т. е. основанные на отношениях подчинения между образовательной организацией и обучающимся, а также в какой-то мере родителями (законными представителями) обучающегося. Например, зачисление абитуриента в высшее учебное заведение или ребенка в школу осуществляется на основе правил, устанавливаемых вузом или школой. Здесь присутствует императивный метод, или метод субординации. Образовательная организация наделяется властными полномочиями по отношению к обучающемуся, а также его родителям (законным представителям).

Вторая разновидность — это правоотношения горизонтальные, или договорные, где стороны являются равноправными субъектами. Наиболее ярко это проявляется при заключении договоров возмездного оказания образовательных услуг. На наш взгляд, правоотношения, которые складываются между образовательной организацией и обучающимся (и его законными представителями) при оказании платной образовательной услуги, отвечают в целом признакам гражданско-правовых отношений и имеют присущие им свойства.

Согласно ст. 432 ГК РФ3 договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора, тогда она характеризуется как «оферта конкретному лицу». Предложение заключить договор может быть адресовано и неопределенному кругу лиц.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой.

Если предложение содержит какие-либо оговорки или иные указания, свидетельствующие о том, что предложивший еще не решил окончательно вопрос о заключении до-

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от

30.1 1.1994 № 51-ФЗ (ред. от 1 1.02.2013) // Российская газета. № 238-239,

08.12.1994.

говора, то такое предложение следует рассматривать лишь как предложение, свидетельствующее о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора; такое предложение не признается офертой.

Полагаем, что не будет являться офертой предложение образовательной организации заключить договор об оказании платных образовательных услуг, содержащее все существенные (необходимые) условия договора и адресованное неопределенному кругу лиц, но свидетельствующее о намерении заключить договор не с каждым отозвавшимся, а лишь с тем, кто имеет среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование и успешно выдержит конкурс по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ об образовании, поскольку такое предложение будет свидетельствовать только о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора, поскольку результат предварительных переговоров будет зависеть от результатов вступительных испытаний и конкурса.

Однако высшее учебное заведение, желая привлечь как можно больше абитуриентов, объявляет прием в средствах массовой информации, за счет рекламы или иными способами, где, как правило, излагаются и условия приема на обучение по договору.

Если из подобной информации понятно и видно, какие требования предъявляются к абитуриентам, какова стоимость обучения и др., то при соблюдении этого требования объявление можно рассматривать как публичную оферту.

Если же в объявлении отсутствуют существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг или хотя и содержатся, но не все, такое объявление не может быть признано офертой, поскольку оно является лишь приглашением к переговорам о заключении договора оказания образовательных услуг.

В ходе таких переговоров абитуриент, а возможно, и лицо, намеренное участвовать в договоре в качестве заказчика, выражают желание заключить договор оказания образовательных услуг, что служит основанием для допуска абитуриента к вступительным испытаниям и, соответственно, к участию в конкурсе поступающих в данное высшее учебное заведение.

Конкурс поступающих в высшие учебные заведения (абитуриентов) должен осуществляться на условиях, которые гарантируют соблюдение прав граждан в области образования. В законодательстве не устанавливается никаких льгот для приема граждан на обучение по договору об оказании платных образовательных услуг, поэтому высшие учебные заведения применяют для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора.

Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - Порядок) регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие, абитуриенты), иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - иностранные граждане, лица, поступающие, абитуриенты) в образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение, вуз) для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее - договор с оплатой стоимости обучения), а

Всероссийский журнал научных публикаций № 3(18) 2013

47

также определяет особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Прием граждан в высшее учебное заведение на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится:

На основании результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования, и по результатам дополнительных вступительных испытаний (при их наличии в высшем учебном заведении) - лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

Вуз на каждое направление подготовки (специальность):

• вправе установить минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, превышающее установленное Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования;

• устанавливает минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности, дополнительных вступительных испытаний профильной направленности.

Установленное минимальное количество баллов не может быть изменено вузом до завершения процедуры зачисления4.

Таким образом, процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий:

1. предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли субъектов;

2. подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям;

3. проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае, если количество мест приема меньше количества поданных заявлений);

4. оформление договора5.

Таким образом, природа договора возмездного оказания образовательных услуг имеет гражданско-правовые корни, что обеспечивает принадлежность к его конструкции всех признаков, характерных для гражданско-правовых договоров.

Список использованных источников

1. Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09. О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования // Официальные документы в образовании. № 32, 2002.

2. Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177. Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 51, 22.12.2003.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 1 1.02.2013) // Российская газета. № 238-239, 08.12.1994.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.201 1 № 2895. Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования // Российская газета. № 17, 27.01.2012.

5. Ершов В.С. Гражданско-правовая природа договора на оказание платных образовательных услуг в вузе: вопросы теории и практики // Российский судья. - 2010. - № 7.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.201 1 № 2895. Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования // Российская газета. № 17, 27.01.2012.

5. Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 № 3177. Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 51, 22.12.2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.