Научная статья на тему 'Исследование направлений стимулирования развития рынка образовательных услуг'

Исследование направлений стимулирования развития рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / SERVICES MARKET / EDUCATIONAL SERVICES / REGIONAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дергиева Аменат Исаевна, Аушева Наталья Николаевна

В статье рассматриваются сущность и особенности формирования рынка образовательных услуг. Применительно к сфере образовательных услуг региона выделены их функции и ключевые характеристики, определены направления развития рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE STIMULATION METHODS FOR DEVELOPING THE MARKET OF THE EDUCATIONAL SERVICES

The nature and features of market formation of the educational services are considered in the article. The authors mark out functions and key features of the educational services of a region and consider the ways of development of the educational market.

Текст научной работы на тему «Исследование направлений стимулирования развития рынка образовательных услуг»

ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

УДК 338.37

Аменат Исаевна Дергиева,

соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова Эл.почта: [email protected]

Наталья Николаевна Аушева,

старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии и маркетинга, Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет, Тел.: 8(928)6341432, Эл. почта: [email protected]

В статье рассматриваются сущность и особенности формирования рынка образовательных услуг. Применительно к сфере образовательных услуг региона выделены их функции и ключевые характеристики, определены направления развития рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: рынок услуг, образовательные услуги, региональное развитие, тенденции развития.

Amenat I. Dergieva,

Degree-seeking student, the Department of Management and Marketing, Berbekov Kabardino-Balkarian State University,

E-mail: [email protected] Natalia N. Ausheva,

Senior lecturer, the Department of Economics and Enterprise and Marketing Management, Pyatigorsk State Humanitarian and Technology University,

Tel.: 8 (928) 6341432, E-mail: [email protected]

RESEARCH OF THE STIMULATION METHODS FOR DEVELOPING THE MARKET OF THE EDUCATIONAL SERVICES

The nature and features of market formation of the educational services are considered in the article. The authors mark out functions and key features of the educational services of a region and consider the ways of development of the educational market.

Keywords: services market, educational services, regional development, development trends.

1. Введение

Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития, при этом меняется структура взаимоотношений и с другими сферами деятельности. Так, в политической, социальной, духовной сферах общественной жизни происходит постоянное обновление знаний, получение новой информации из постоянно растущих количественно и качественно источников и ее осмысление [1, с. 17].

Образовательные услуги представляют собой составляющую сферы услуг, предоставляемые государством населению. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (в редакции от 25 декабря 2008 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»: «.. .Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [2].

С точки зрения теории общественных благ образование можно отнести к так называемым социально значимым благам. В результате образовательные услуги могут предоставляться не только государственными и муниципальными, но и частными организациями, а роль органов государственной власти и местного самоуправления состоит в создании правовых и институциональных условий и в организации предоставления подобных услуг [3, с. 187-189].

2. Анализ элементов сферы образования

Необходимо отметить, что поставщиком образовательных услуг населению является система образования, включающая в себя следующие компоненты:

- «преемственные образовательные программы различных уровней и направленности;

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования» [3, с. 192-193].

На практике основным направлением деятельности высшего учебного заведения является предоставление образовательных услуг, однако нет четкого определения в какой конкретной форме существует услуга, что понимать под товаром или продуктом вуза. Так, А.О. Ченцов предлагает следующее определение: «Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [4, с. 120-123]. Следовательно, образовательная услуга является результатом научно-педагогического труда, созданная с целью удовлетворения потребностей потребителя.

Согласно мнения М.А. Лукашенко, под конечным образовательным продуктом понимается образованность индивида, а промежуточный образовательный продукт рассматривается как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах [5, с. 11].

Исследователи по-разному трактуют данное понятие. Так, А.М. Стрижов под образовательной услугой понимает «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» [6, с. 48]. При этом Р. Джапарова под образовательной услугой подразумевает «деятельно-

стную передачу системных знании и привитие проверенный опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [7, с. 55]. Таким образом, образовательная услуга - система взаимоотношении между производителем и потребителем по оказанию и приобретению данного блага.

3. Исследование свойств образовательной услуги

Рассматривая сущность образовательных услуг, не следует забывать об их специфичности, проявляющейся в сочетании традиционных характеристик услуг (неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость) и присущим только им чертам [8]:

1. Образовательной услуге присуща низкая степень осязаемости. Это обусловлено невозможностью заранее знать результат обучения.

2. Неотделимость образовательной услуги от ее источника.

3. Зависимость качества образова-тельнои услуги от изменения квалификации персонала, материально-техни-ческои базы и других неотделимых от учебного процесса элементов.

4. Невозможность сохранить полученную образовательную услугу в первозданном виде, так как человек может забыть в процессе жизни полученную информацию, а она, в свою очередь, имеет своиство устаревать.

5. Образовательную услугу невозможно накопить. Данная характеристика обуславливается тем, что в процессе профессиональнои деятельности накапливаются знания и навыки, а не деи-ствия по предоставлению услуг.

6. Длительность процесса образования (начиная с начального до высшего, а также включая курсы повышения квалификации в процессе профессиональ-нои деятельности).

7. Возможность оценивать качество образования во время периода обучения.

8. Выбор приобретения тои или инои образовательнои услуги не всегда делается самим потребителем.

9. В процесс предоставления обра-зовательнои услуги включен сам потребитель, так как без его интеллектуального участия процесс теряет смысл.

10. Ожидание получения дохода в процессе профессиональнои деятельности от приобретенных знании.

11. Предоставление дополнительных

услуг социально-бытового характера (общежитие, медицинские услуги, спортивные центры, комбинат питания и др.) в течение образовательного процесса.

12. Образовательные услуги удовлетворяют духовные и интеллектуальные запросы личности и общества.

13. Проведение систематического государственного контроля качества предоставляемых образовательных услуг.

14. Особенность высших учебных учреждении функционировать на рынке образовательных услуг и рынке труда.

Таким образом, учитывая специфические черты и особенности образовательных услуг, можно дать следующее определение: образовательная услуга -это комплексныи процесс, направлен-ныи на передачу знании, умении и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных по-требностеи.

Современный рынок образовательных услуг в России сложился за достаточно короткии промежуток времени и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы [9-10]. Так, предложение образовательных услуг за последние годы стремительно растет, иногда превышая спрос. Поэтому в последнее время складытается особое отношение к студенту как основному потребителю образовательных услуг. В условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большеИ степени начинают охватывать рынок образовательных услуг, соответственно, вузы пытаются занять свое место в образовательном бизнесе.

Следует отметить, что конкурентная борьба возрастает в результате появления на рынке большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностеи.

В современных условиях наблюдается предпочтение среди потенциальных потребителеи учебных заведении своего региона. При этом демографическая ситуация в стране позволяет прогнозировать количество поступающих в вузы. Отметим, что при выборе того или иного учебного заведения для потребителя основным решающим фактором является не только цена, но и ка-

чество образования.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важныи фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главноИ ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.

Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешнеИ среды в части содержания и структуры образовательных услуг. ТакоИ мониторинг и будет являться базоИ повышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

4. Заключение

В заключение отметим, что новая образовательная система, возникающая в процессе преодоления мирового кризиса образования, характеризуется следующими основными чертами:

- углубление и расширение самоИ сущности сферы образования путем формирования установки и выработки специфическоИ модели поведения индивидов посредством передачи им новых знаниИ, навыжов, опыгга и др.;

- функции сферы образовательных услуг выполняют различные социальные институты, в том числе предприятия, организации, учреждения, органы управления;

- глобализация становится неотъем-лемоИ чертоИ новоИ образовательноИ системы и ключевых процессов ее формирования и развития;

- сфера образовательных услуг создается и развивается как система открытого, адаптивного, индивидуализированного, создающего новые знания непрерывного образования личности на протяжении всеИ его жизни.

Такая характеристика возникающеИ новоИ системы образования выявляет чрезвычаИную сложность и противоречивость процессов ее становления и развития. Их ход во многом зависит от

№4, 2012

того, насколько эффективные методы будут применяться в управлении этими процессами.

Литература

1. Тихонов, А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты [Текст]/ А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова; под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 с.

2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 (в редакции от 25 декабря 2008г.)[Текст]//Собрание законодательства Российской Федерации. 15.03.2004. № 11. Ст. 945; 24.05.2004. № 20. Ст. 2023.

3. Железов, Б.В., Кудюкин П.М., Шувалова О.Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг [Текст] /Б.В.Железов, П.М.Кудюкин, О.Р.Шувалова// Вопросы образования. - 2009. - №2. - С. 187-210.

4. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг [Текст]/ А.Ченцов// Высшее образование в России. - 1999. - № 2 - С. 120-123.

5. Лукашенко, М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления [Текст]/ М.А.Лукашенко. - М.: Маркет ДС, 2003. - 356 с.

6. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений [Текст]/ А.М. Стрижов// Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 3. - С. 47-50.

7. Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования

[Текст]/ Р.Джапарова// Маркетинг. -2005. - № 4. - С. 55-65.

8. Половова Т.А. Образовательная услуга как ключевой момент рынка образования [Электронный ресурс]/ Т. А.Половова, О.С.Баталова//ИИр:// www.nsuem.ru/science/publications/ science_notes/2009_2/article.php? ELEMENT_ID=819

9. Новоселова, Н.Н. Направления эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциалов для решения социально-экономических задач в регионе [Электронный ресурс]/ Н.Н.Новоселова// Инженерный вестник Дона: электронный научно-инновационный журнал .- 2011.- №1// http:// www.ivdon.ru.

10. Новоселов, С.Н. Актуальные проблемы региональной и муниципальной экономики [Текст]/ С.Н.Новоселов, М.А. Ахмадов, Н.Н. Новоселова и др.- Пятигорск: РИА-КМВ, 2010.- 288с.

References

1. Tikhonov, A. N. Management of modern education: social and economic aspects of the [Text]/ And. N. Tikhonov, A. E. Abrameshin, T. P. Voronin, A. D. Ivan-nikov, Of. P. Molchanova; ed. A. N. Tikhonova. - M.: Vita-Press, 1998. - 256 p.

2. On the system and structure of Federal bodies of the Executive power: the Decree of the President of the Russian Federation of 9 March 2004. № 314 (as amended on 25 December, 2008.[Text]// collected legislation of the Russian Federation. 15.03.2004. № 11. Article. 945; 24.05.2004. № 20. Article. 2023.

3. Zhelezov, B.V, Kudyukin P.M., Shu-valov O.R. The efficiency of the educa-

tion system: a view of the consumer of educational services [Text] /B.V.Jelezov, P.M.Kudyukin, O.R.Shuvalova// Questions of education. - 2009. - №2. - p. 187210.

4. Chentsov, A. About the business educational services [Text]/ A.Chencov// Higher education in Russia. - 1999. - №2 -p. 120-123.

5. Lukashenko, MA. Higher educational institution in the market of educational services: current problems of management [Text]/ M.A.Lukashenko. - M.: Market DS, 2003. - 356 p.

6. Strijov, A.M.. The concept of quality of educational services in the conditions of market relations [Text]/ A.M.Strijov// Standards and monitoring in education. - 1999. - №3. - p. 47-50.

7. Dzhaparov, P. Marketing services professional education [Text]/ R.Djaparova// Marketing. - 2005. - №4. -p. 55-65.

8. Polovova T.A. Educational service as a key moment in the market of education [Electronic resource]/ T.A.Polovova, O.S.Batalova//http:// www.nsuem.ru/sci-ence/publications/science_notes/2009_2/ article.php? ELEMENT_ID=819

9. Novoselova, N.N. The direction of the effective use of educational, scientific-technical and innovative potential for the solution of socio-economic problems in the region [Electronic resource]/ N.N.Novoselova// journal of Engineering: don electronic scientific-innovative magazine. 2011. - №1// http://www.ivdon.ru.

10. Novoselov, S.N. Actual problems of the regional and municipal economy [Text]/ S.N.Novoselov, MA. Akhmadov, N.N. Novoselova and etc. - Pyatigorsk: RIA - KMV, 2010. - 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.