Научная статья на тему 'Образовательные технологии в современном колледже: теория и практика'

Образовательные технологии в современном колледже: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / КАДРЫ / PERSONNEL / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / УСЛУГИ / SERVICES / СПЕЦИАЛИСТЫ / SPECIALISTS / КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КАЧЕСТВО / QUALITY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПАРАДИГМА / PARADIGM / PERSONALLY DEVELOPING CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагосян Ашот Саратович, Канюк Полина Ашотовна

В статье обосновывается необходимость приведения в соответствие российского образования требованиям инновационной экономики и запросам общества. Автор показывает, что важным фактором повышения качества подготовки будущих кадров является быстрое и системное обновление содержания и характера педагогических технологий, а также выявление их личностно развивающего потенциала. В статье показано, что специалист со средним профессиональным образованием должен иметь квалификацию, необходимую для обеспечения его конкурентоспособности, обладать определенным уровнем общей культуры, а также иметь такие качества, как ответственность, грамотность, дисциплинированность, самостоятельность, компетентность. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technologies in modern college: theory and practice

The article substantiates the necessity of harmonization of the Russian education to the innovation requirements of the economy and the needs of society. The author shows that the rapid and systematic updating of the content and nature of educational technologies, and identifying their personal educational potential is an important factor in improving the quality of training future personnel. The article reveals that a specialist with secondary vocational education should have the qualifications necessary to ensure his competitiveness, have a certain level of general culture. Also the specialist should have such qualities as responsibility, literacy, discipline, independence, competence. Modern technologies in education are regarded as a means by which a new educational paradigm can be implemented.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в современном колледже: теория и практика»

- организационной дисциплины, т.е. четкого соблюдения процедурных правил и требований.

В качестве специфического фактора можно назвать доминирование у студентов художественных специальностей образного способа мышления и сфор-мированность (в той или иной степени) творческих способностей.

В целом следует отметить, что технологичность тренинга, как и опыт преподавателя, есть достаточное условие его результативности.

литература

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: http: www.fgosvo.ru (дата обращения 24.09.2017).

2. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования. URL: http:www.fgosvo.ru (дата обращения 24.09.2017).

3. Сидоренко Е. В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб: «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2008.

4. Фролова Н.А., Браницкий В.В. Об использовании метода тренинга в преподавании социальных наук в вузе // Образование и общество. 2016. №3 (98). С. 94-97.

Кагосян А. С., Канюк П.А

образовательные технологии в современном колледже: теория и практика

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, порождают новые вопросы в проблемном поле «личность - образование - профессионализм - производство». Необходимость изменения системы профессиональной подготовки стимулирует и актуализирует исследования в области разработки моделей нового образования (Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Э.Д. Днепров, М.В. Кларин, Б.Б. Коссов, В.В. Краевский,Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.) [1, 2, 3, 5, 10, 13].

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и запросам

общества.При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров потребностям рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг[4].

Однако на сегодняшний день теоретические и прикладные проблемы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в рамках начального и среднего профессионального образования исследуются недостаточно.Колледж как учебное заведение среднего профессионального образования является многоуровневым, многофункциональным, реализующим разнообразные программы профессионального образования.Важным фактором повышения качества подготовки будущих кадров является быстрое и системное обновление содержания и характера педагогических технологий, а также выявление их личностноразвива-ющего потенциала.Это требует изучения сущностных сторон и феноменологической специфики педагогических технологий, реализуемых в образовательном пространстве колледжа.

Успешное применение многочисленных инновационных педагогических технологий требует осмысления основ и принципов их целостного построения и грамотной реализации,знания современных особенностей технологизации образовательного процесса и нормативных требований её эффективного применения.

Специалист со средним профессиональным образованием должен иметь профессиональную квалификацию, необходимую для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, обладать определенным уровнем общей культуры, такими качествами как ответственность, грамотность, дисциплинированность, самостоятельность, компетентность. Для реализации этих требований требуется построение теории педагогической технологии, спо-собнойоптимизировать личностно-профессиональное развитие студентов современного колледжа. Не меньшую значимость имеет изучение эффективности этих технологий в образовательной практике.

Анализ содержания, целей и ценностей современного профессионального образования в условиях колледжа осуществлен нами с опорой на ведущие педагогические концепции и подходы. Обоснованы причинно-следственные связи между уровнем личностно-профессионального развития студентов, их профессиональной направленностью имотивацией; уровнем базово-профессиональных компетенций, а также организацией личностноразвивающей образовательной системы колледжа.

Структурные компоненты педагогической технологии скорректированы с учетом современных требований к образовательному процессу колледжа. Они выделены на основе логики соподчинения его уровней: от концептуального обоснования педагогической технологии в колледже - до подбора средств диагностики текущего состояния обучаемых, моделей обучения и критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий учебного процесса.

Образовательная система современного колледжа выполняет следующие функции: культурологическую (трансляция культуры, введение личность в куль-

турное пространство); социализирующую (формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе); личностноразвивающую (ориентация педагогического процесса на уникальную личность каждого конкретного студента, на естественное саморазвитие его интеллектуального потенциала).

Определены научные предпосылки разработки теории личностноразвива-ющей образовательной системы колледжа, результатом чего явилось выделение основных функций, ведущих целей и задач образовательной системы современного коллежа.

Развитие профессионального образования, прогресс в отдельных его направлениях могут осуществляться по пути замены устаревших инеэффективных средств обучения новыми для данных условий и более эффективными, среди которых особая роль принадлежит педагогическим технологиям.

При выборе педагогических технологий следует проанализировать их по степени удовлетворения следующим требованиям: соответствие научной концепци и технологии реалиям и возможностям учебного заведения; достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом; управляемость технологии, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами [9].

Базовой составляющей, необходимой для организации нового технологического процесса, является механизм его освоения. В качестве такого механизма может быть рекомендована «технология проектирования технологий» В.М. Монахова [8]. Ее целями являются:проектирование целостной технологии (методической системы) обучения;создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;выбор и создание системы диагностики, позволяющей преподавателям содержательно интерпретировать результаты;разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися; создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений; формирование нового преподавателя, способного реализовать спроектированную технологию.

Подбор технологий предполагает раскрытиеих основных характеристик, что делает возможным дальнейшее воспроизведение в образовательном процессе. Несмотря на признание теоретической и практической значимости развития и освоения технологических подходов в обучении его успешное воплощение в реальном педагогическом процессе происходит достаточно трудно. Это обусловлено консерватизмом, присущим педагогическим системам в целом, приверженностью к традиционным, ноневсегда эффективным способам организации учебного процесса. Кроме того, до сих пор сохраняется неоднозначность понятия «технология» в педагогическом процессе, непониманиеее существенных признаков, связи с методами, средствами, условиями применения. Некоторые авторские разработ-кипри их внедрении в массовую практику имеют низкую результативность,что приводит к «отторжению» некоторых инноваций [7]. Часто встречаются искажения

ряда технологий в процессе их внедрения на уровне массовой педагогической практикии на уровне передового педагогическою опыта. Достаточно часто у педагогово тсутствует необходимый уровень компетентности в области той или иной технологии,что приводит к значительным ошибкам при ее внедрении [3].

Названные факторыв известной степени объясняют существование до настоящего времени разночтения в понимании сущности педагогической технологии и ее наиболее характерных признаков. В работах современных зарубежных и отечественных ученых и педагогов-практиковнашли отражение различные точки зрения на проблем упедагогических технологий.

Для преодоления узкой трактовки целей педагогических технологий необходимо более подробно разобраться с терминологическим разнообразием и смысловым наполнением понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» и «технология обучения».

В качестве основы, т.е. системообразующего каркаса целесообразно использовать понятие — «технология» и новый — «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов. Технология — от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности [12].

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Технология - категория процессуальная. Следовательно, с одной стороны, она определяет содержание и способ деятельности, а с другой, она связана с системой средств, орудий, механизмов и других материально-технических средств, методов и форм, реализующих эту деятельность и контролирующих ее. Выделяют еще и эмоционально-ценностное отношение субъекта к производимой им деятельности: экологическое, этическое, эстетическое, экономическое (Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева) [6].

Суть технологии заключена в нахождении таких способов ведения технологического процесса, которые бы его интенсифицировали и позволяли достигать заданных результатов с наименьшими затратами. В целом, понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами: научным (педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы); процессуально-описательным (описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения); процессуально-действенным (осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств).

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов ирегулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса об-

учения. Исходя из этого понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях. Первый уровень - общепедагогический (общедидактический). Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Выделяют также частнометодический (предметный) уровень. Частнопред-метная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

Третьим является локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс). В целом, педагогической технологией будем называть комплекс, состоящий из некоторых планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, а также критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

В модели обучения как компоненте педагогической технологии выделя-ют:методы и формы, которые относятся к дидактике, а такжепедагогическую технику, т.е. средства и приемы.Они дополнены личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), что считается педагогическим искусством [9].

Составляющей педагогической технологии является технология обучения как процессуальная часть дидактической системы. В ее структуру входят: концептуальная основа;содержательная часть (цели, содержание обучения);про-цессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность педагога - управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса) [11].

Таким образом, в понятии «технология обучения» следует выделить совокупность сведений, необходимых для реализации того или иного учебного процесса, и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение. Актуален подбор технологий обучения, предполагающих личностно ориентированную направленность образовательного процесса. Преимущества этих технологий состоят

не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса,на содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Технология обучения - это реально то, что характеризует учебный процесс и является руководством для достижения поставленных целей обучения.Выбранная технология в любом случае должна базироваться на следующих принципах:до-верие профессионализму педагога и педагогического коллектива;безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы учащихся;гарантированность образовательной подготовки учащихся на любом отрезке учебного процесса;ком-фортность педагога и учащегося.

Технология обучения рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности педагога: этап проектирования и этап реализации проекта в образовательном процессе. Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на освоении технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты - своего рода паспорта будущего образовательного процесса. В технологической карте целостно и емко должны быть представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание; содержание; методика; дозирование самостоятельной работы; диагностика; - коррекция.

Анализ профессиональной направленности обучения и воспитания, вокруг которого должна выстраиваться педагогическая система, основным объектом выделяет модель личности будущего профессионала, разделенную по основны целям каждого этапа подготовки. На начальном,адаптационном этапе основная направленность образовательного процесса отражает задачи общего ознакомления с будущей трудовой деятельностью и ее процессами, а также овладения начальными профессиональными знаниями и умениями, вокруг которых строится весь процесс формирования личности будущего специалиста.

На основном этапе задача состоит в овладении профессиональной деятельностью на уровне квалификационных знаний и умений в осваиваемых видах труда, а также установками на производительную деятельность. На заключительном этапе завершается базовая подготовка специалистов по овладению профессиональным мастерством.

Технология обучения предполагает системное управление этим процес-сом,что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности.

Наличие обратной связи при реализации технологий обучения является их существенной характеристикой. Любая технология обучения должна быть подвижной,т.е. мобильной, способной к быстрым изменениям, и адаптивной к требованиям современного образовательного процесса. Если слежение за процессом обучения реализуется в соответствии с определенными правилами, то

можно говорить о целенаправленном управлении обучением, которое осуществляется по столь же определенному алгоритму. Тогда алгоритм управления - это система коррекции учебно-познавательной деятельности с целью поддержания достаточной стабильности в достижении заданных целей обучения.В практике образования известны различные методы текущего и итогового контроля качества знаний, т.е. педагогические измерения.Наиболее распространены методики устного опроса и письменных контрольных работ. Для устного опроса используются различные вопросники (билеты), а для письменного - задачи. Как правило, эти виды контроля, и материалы для их осуществления не соотнесены с какими-либо диагностическими целями.Следовательно,главной задачей преодоления формализма в профессиональной школе является диагностическое определение целей обучения и разработка материалов для объективного и независимого контроля качества знаний учащихся. Эту проблему решают специально создаваемые диагностические материалы, т.е. конструируемые по определенным правилам тестовые задания и тесты.

Педагогические технологии предполагают построение таких стратегий образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс.

Итак, сущность педагогических технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию педагога и учащегося в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

В настоящее время актуальна попытка разработать комплексную личностно-развивающую педагогическую технологию на трех взаимодействующих уровнях: общепедагогическом (охватывающем образовательный процесс учебного заведения в целом); предметном (регламентирующем подбор и реализацию содержания профессионального образования на каждой учебной дисциплине); модульном (предписывающем технологическое освоение отдельных видов будущей профессиональной деятельности, воспитание личностных качеств будущих специалистов и пр.), которая может быть реализована в рамках одного учебного заведения.

Полученные данные, касающиеся научного обоснования и методологической проработки теории личностно развивающей образовательной системы колледжа могут быть использованы в проектировании образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования. Образовательная практика колледжей может использовать в качестве основы общепедагогический уровень педагогической технологии, регламентирующий совокупность целей, содержания, форм, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса, а также пути их реализации на предметном и модульном уровнях педагогической технологии.

Учебные программы, пособия и методические рекомендации на основе результатов данного исследования могут быть использованы в образовательной практике для проектирования современных педагогических технологий, управленческих систем, содержания и методического обеспечения личностно развивающей образовательной системы колледжа, конструирования и оптимизации подготовки будущих специалистов.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.Все вышесказанное позволяет характеризовать педагогическую технологию, как скорректированную с учетом современных требований к образовательному процессу учебного заведения учебно-воспитательную программу, направленную на овладение учащимися базовыми и профессиональными компетенциями, высокими нравственными и морально-волевыми качествами и обеспечивающую эффективность процесса их подготовки к деятельности в современных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава, Г. А. Стили индивидуальности. - М.: МАГО, 1996. - 45 с.

2. Берулава, М. Н. Основы современной педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. Н. Берулава. - М. - Сочи, 2004. - 399 с.

3. Кларин В.М. Педагогические технологии. - М.: Знание, 1988.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011. - №163.

5. Коссов Б.Б. Психологическая поддержка студентов и преподавателей вуза как реализация гуманистических целей высшего образования // Высш. школа России-91 / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1993. С. 56 — 66.

6. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов // http://www2.asu.ru/cppkp/index. files/ucheb.files/innov/Part1/chapter4

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2е изд. М. : Политиздат., 1997. - 304 с.

8. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995.-152с.

9. Поташник, М. М., Ямбург, Е. А., Матрос, Д. Ш. и др. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. Поташника М. М. [Текст] / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос. - М.: Академия, 2001, - 448 с.

10. Селевко, Г.К. Технологический подход в образовании / Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьева //Управление современной школой. Завуч. -2008.-№2.-С.4-15.

11. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

12. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании: Курс лекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.