Научная статья на тему 'Особенности внедрения инноваций в образовательный процесс колледжа'

Особенности внедрения инноваций в образовательный процесс колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕДЖ / COLLEGE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / СИСТЕМА / SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОЦЕСС / PROCESS MANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT / ХАРАКТЕР / CHARACTER / ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / КАРЬЕРА / UPDATING THE SYSTEM / EXPERIMENT CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагосян Ашот Саратович

В статье показано, что педагогическая технология колледжа определяет разработанную автором эмпирическую модель развития личности, направленную на системное управление этим процессом. Предлагаемая модель представляет собой инновационную интеграцию общепедагогического, предметного и модульного уровней педагогической технологии, интегрированных личностно развивающими целями, содержанием и формами учебно-воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of applying innovations in the college educational process

The article points that the college educational technology determines an empirical model of personality development developed by the author, aimed at systematic management of this process. The proposed model suggests the innovative integration of general pedagogical, subject and module levels of educational technology, combined with personality development objectives, content and forms of educational work.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения инноваций в образовательный процесс колледжа»

в образовании. - Киров, 2001.

7. Реутова Е.А. Применение активных и интерактив-ных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.

8. Gerald F. Hess & Steven Friedland, Techniques for Teaching Law. - Carolina Academic Press, 1999.

Кагосян А.С.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОЛЛЕДЖА

Анализ личностноразвивающего потенциала педагогических технологий показывает, что исследования по данной проблематике носят достаточно разрозненный и прикладной характер. Отсутствует целостная теория разработки педагогической технологии и определенность в понимании ее содержательных и инструментальных характеристик. Избираемая в качестве ориентира педагогическая технология колледжа определяет модель личности будущего профессионала. На начальном (адаптационном) этапе образовательный процесс ориентирован на ознакомление студентов колледжа с будущей трудовой деятельностью и ее процессами, а также со способами овладения профессиональными знаниями и умениями, направленными на формирование личности будущего специалиста. На основном этапе исследования ставилась задача овладения студентами профессиональной деятельностью на уровне установок, квалификационных знаний и умений в осваиваемых видах труда. На заключительном этапе завершалась базовая подготовка специалистов по овладению профессиональным мастерством.

Технология развивающего обучения предполагает системное управление этим процессом. Оно включает в себя организацию деятельности обучаемого и контроль за этой деятельностью. Результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности. Существенной характеристикой при реализации технологий обучения является наличие обратной связи. Любая технология обучения должна быть подвижной, т.е. мобильной, способной к быстрым изменениям, а так же адаптивной к требованиям современного образовательного процесса. Если слежение за процессом обучения реализуется в соответствии с определенными правилами, то можно говорить о целенаправленном управлении обучением.

Он осуществляется по определенному алгоритму, который представляет собой систему коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся с целью поддержания стабильности в достижении заданных целей обучения. Педагогические технологии также отражают методологические инновации в образовании, изменяющие его характер и способ реализации. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие. Это значит, что такое образование предполагает равноправное участие педагога и учащегося как субъектов данного процесса.

Педагогическая технология представляет собой скорректированную программу, направленную на овладение учащимися базовыми и профессиональными компетенциями, высокими нравственными и морально-волевыми качествами. Она призвана обеспечить эффективность процесса подготовки будущих специалистов к деятельности в современных условиях. Личностно-развивающая парадигма образования актуализирует задачу построения и использования педагогических технологий, способных инициировать процесс саморазвития и самореализации, нацеленный на изменение мотивационного отношения личности к делу, к самой себе и к другим людям. Современное профессиональное образование актуализирует внимание к качествам личности, которые не привязаны к определенной профессии или группе профессий, а востребованы в любой профессиональной деятельности. Их принято называть «метапрофессиональными». Они не ограничиваются сугубо профессиональными функциями, а выступают как качества, которые полезны для любого гражданина современного общества.

В настоящее время утверждается точка зрения на образование как на социокультурный институт, который формирует личность. Уже в процессе образования у личности развивают свойства, которые характеризуются как профессиональные качества работника определенной сферы. Вместе с тем, в течение длительного времени учреждения среднего профессионального образования не обеспечивали формирование длительных программ

жизнедеятельности будущих специалистов. Они не были встроены в систему их многоступенчатой подготовки. Приобретенные в процессе обучения личностные новообразования могли быть в последующем свернуты или деформированы в связи с отсутствием перспектив для последующего профессионального становления. Актуализированная сегодня идея непрерывности образования, с одной стороны, предполагает преемственность различных ступеней образования, с другой, - многомерное движение личности в образовательном пространстве за счет формирования интеллектуального и личностного потенциала обучающегося. Сегодня становится понятным, что превращение учреждений среднего профессионального образования в инновационное образовательное пространство не может произойти само собой. Необходимо технологическое обеспечение образовательного пространства, которое в существенной степени детерминирует личностное и профессиональное развитие студента.

Обновление системы профессионального образования привело к поиску

и внедрению в образовательный процесс инновационных моделей деятельности учебных заведений, личностно и профессионально-развивающих технологий, работающих на формирование профессионала нового типа. Внедрение и распространение инновации в содержание профессионального образования в колледже предполагает востребованную социумом обучающую деятельность с целью подготовки специалистов к инновационной практике.

Первым этапом концептуального обоснования педагогической технологии в колледже является представление планируемых результатов обучения, которые соответствуют общепедагогическому уровню. Избираемые технологии должны соответствовать особенностям образовательного процесса колледжа. Это касается совокупности целей, содержания, форм, средств и методов обучения, алгоритму деятельности субъектов образовательного процесса. В связи с этим построение образовательного процесса колледжа должно включать в себя: дифференциацию обучаемых по уровню личностного развития и сформированности профессиональной компетентности; создание индивидуальных личностноразвивающих программ; проектирование образовательных целей и определение конечного результата - развитие личности студентов. При этом учитывается их мотивация и запросы, вариативность традиционных и инновационных методов обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов и организацию творческого образовательного пространства.

Последующие два уровня - предметный и модульный - предполагают реализацию таких этапов как подбор средств диагностики текущего состояния обучаемых, моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий учебного процесса.Обновление содержания образования и технологий обучения предполагает широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологии «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся и формирующих навыки анализа информации и самообучения. Вводимые технологии направлены на увеличение роли самостоятельной работы студентов, которая является одним из обязательных средств и условий преодоления кризисной ситуации в сфере среднего профессионального образования. К настоящему времени осознана необходимость перехода колледжа на реализацию модели «опережающего образования», в основе которого лежит идея развития личности и системы профессионального образования в целом.

Это позволяет образованию обрести статус значимого механизма общественного и культурного развития не только личности, но регионов и страны в целом. Кроме того, становится возможным постановка вопроса о поиске таких компонентов образования, которые вернули бы ему историческую миссию. Это касается обеспечения целостности общественной жизни и общностей людей, которые должны выполнять функцию воспроизводства, сохранения, а так же функцию развития социума и культуры.

Большую роль в обеспечении образовательных потребностей опережающего характера играет подготовка специалистов именно в колледжах, представляющих собой учебные заведения нового типа. Развитие колледжа как новой образовательной системы остро ставит проблему соотношения инноваций и традиций, имеющегося педагогического опыта профессионального образования и внедрения новых педагогических технологий.

Важнейшим признаком соответствия учебного заведения новым реалиям является его способность быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям и введение новых направлений перспективной подготовки кадров, способных своевременно реагировать на изменения в производстве, владеющих многофункциональными умениями и навыками, адаптированных к быстроменяющимся условиям рынка труда. Сегодня востребован особый интегративный тип работника - субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность.

Однако существует комплекс проблем и противоречий, затрудняющих опережающее развитие образования в рамках личностноразвивающей парадигмы. Одна из этих проблем связана с недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований при определении целевых ориентиров образовательных систем учебных заведений. На сегодняшний день в сфере образования функционируют разнообразные образовательные системы. Специфика образовательной системы современного колледжа проявляется в его основных функциях: культурологической (трансляция культуры, введение личности в культурное пространство); социализирующей (формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов); личностноразвивающей (ориентация педагогического процесса на развитие творческой и креативной личности, на естественное саморазвитие его интеллектуального потенциала).

Модель личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа представляет собой интеграцию общепедагогического, предметного и модульного уровней педагогической технологии, интегрированных личностноразвивающими целями, содержанием и формами учебно-воспитательной работы. Образовательная система колледжа, реализуемая в модели, обеспечивает возможность реализации образовательных траекторий, исключающих информационные повторы и наслоения. Предлагаемая нами модель личностноразвивающей образовательной системы колледжа состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов. Она включает целевой, методологический, функциональный, содержательный, организационный, кадровый, технологический и управленческий блоки. Разработанная модель позволяет в полной мере учитывать, помимо внутренних, внешние факторы, определяющие развитие образовательной системы колледжа. Основными характеристиками внешних факторов является неоднородность и нестабильность внешней среды. Поэтому при построении образовательной системы колледжа учтены все существенные характеристики, оказывающие

влияние на функционирование системы. Сложность внешних факторов была определена как готовность системы реагировать на различные варианты ожидаемых и неожидаемых детерминант, которые характеризуются сложностью, подвижностью и неопределенностью.

Педагогические условия реализации модели личностноразвивающей образовательной системы современного колледжа включают в себя несколько уровней: методологический, структурно-содержательный и организационный. В результате эмпирического изучения эффективности личностноразвивающей модели в образовательный процесс колледжа мы пришли к выводу, что внедряемая педагогическая технология обладает потенциалом для личностного и профессионального развития студента. Она позволяет создать единое психолого-педагогическое пространство, в котором отдельная личность может построить образовательную траекторию, сообразно своим возможностям, желаниям и способностям. В ходе исследования нами были использованы следующие критерии оценки его результатов и хода: профессиональная направленность и мотивация; способность и готовность к самообразованию и самосовершенствованию, уровень сформированности базово-профессиональных компетенций.

Сравнительный анализ данныхстудентовконтрольнойи экспериментальной групп позволил выявить различия по ряду показателей: по уровню адаптации к процессу обучения и взаимодействия; по устойчивости профессионального выбора; по направленности на карьерные достижения; по преобладанию позитивного отношения к профессиональному будущему; по удовлетворенности выбором колледжа; по значимости досуга; по доминированию опоры на собственные силы и психические ресурсы; по наличию тенденции повышения самооценкии реалистичности представлений о собственных возможностях; по уровню рефлексивности оценки процесса и перспектив своего профессионального становления.

Эмпирические данные позволили доказать факт влияния образовательной среды колледжа на личностно-профессиональное развитие студентов. Было установлено, что использование личностноразвивающих педагогических технологий повышает уровень эффективности подготовки специалистов, побуждает их к активному владению системой знаний и умений, их творческому использованию в будущей профессиональной деятельности и в самообразовании. Было так же выявлено, что студенты колледжа научатся квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения, самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность, осуществлять рефлексию дальнейшего профессионального и творческого роста.

Анализ результатов профессиональной подготовки и по критерию базовых компетенций также однозначно свидетельствует в пользу учебного процесса на основе модели личностноразвивающей образовательной системы колледжа. Эмпирические данные позволили доказать факт влияния образовательной

среды колледжа на личностно-профессиональное развитие студентов в учебном заведении.Такое влияние имеет амбивалентный характер: либо динамизирует развитие, создает благоприятные условия, либо приводит к искажениям, оказывает тормозящее воздействие.

К числу позитивных следствий обучения студентов колледжа в рамках внедрения модели личностноразвивающей образовательной системы относятся следующие психологические преимущества: более высокая устойчивость профессионального выбора; определенность и стабильность выбора учебного заведения;высокий уровень социально-психологической адаптации к процессу обучения в колледже; снижение субъективной трудности при изучении ряда предметов в колледже; более высокий уровень адаптации к требованиям, предъявляемым к студентам; приобретение навыков самообучения; снижение психологических барьеров к последующему профессиональному обучению; установление доверительных отношений с преподавателями; формирование четкой устойчивой общей карьерной направленности; осознание значимости собственных трудовых и психологических вкладов в будущую успешность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арефьев, О.Н. Образовательная миссия колледжа в современном рынке труда: Дис.канд.пед.н. - Екатеринбург, 2003. - 258 с.

2. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии / Г. А. Берулава - Москва. - 2009. - 175 с.

3. Берулава Г. А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава - Москва. - 2009. - 175 с.

4. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Берулава Г.А. // Вестник практической психологии образования - 2009. - № 4. - С. 27

5. Берулава Г.А. Роль методологических оснований в разработке образовательных технологий / Берулава Г.А. // Гуманизация образования - 2015.

- № 6. - С. 4-18.

6. Берулава М.Н. Нация в опасности / Берулава М.Н. // Педагогика - 2009.

- № 5. С. 3-6

7. Берулава М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества/ Берулава М.Н., Берулава Г.А // Вестник Университета Российской академии образования

- 2010. - № 4. - С. 8-11.

8. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования/ Берулава М.Н. // Гуманизация образования -1998. -№ 1. - С. 14.

9. Берулава, М. Н. Основы современной педагогики: Учебник для студентов

высших учебных заведений [Текст] / М. Н. Берулава. - М. - Сочи, 2004. - 399 с.

10. Ветров, Ю. П. Проблема профессиональной подготовки в вузе // Сб. научных трудов «Развивающаяся личность в системе высшего профессионального образования России [Текст] / Ю.П. Ветров / Под ред. И.Б. Котовой - Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. - Ч.2. - С.29-31.

11. Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации. // Психологический журнал . - 1993.-№6.- С. 35-46.

12. Голошумова, Г. С. Факторы формирования социальной компетентности подростков [Текст] / Г.С. Голошумова, С.Г. Ежов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 6. - С. 211-218

13. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2003.

14. Кагосян А.С. Реализация личностно-ориентированных технологий в условиях модернизации образования // Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования : Монография. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - С.7-17.

15. Котова, И.Б. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта [Текст] / И.Б. Котова, А.М. Аветян // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71.

16. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. М.: РАГС, 2006. 308 с.

17. Шевкиев Б.А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже. Дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 179 с.

Е.В. Ветрила

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Метод кейсов активно применяется в обучении экономистов, менеджеров, маркетологов и предусматривает анализ конкретных практических ситуаций. В российское образование кейсы пришли вместе с программами МВА совсем недавно, но уже показали свою эффективность. В юридическом образовании кейсы применяются достаточно редко, и зачастую данное понятие подменяется решением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.