Научная статья на тему 'Технологический подход к построению образовательного пространства: теория и практика реализации'

Технологический подход к построению образовательного пространства: теория и практика реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов С. А.

В статье анализируется процесс организации нового технологического процесса, выбора педагогических технологий, рассматриваются уровни их реализации, а также разработки технологий развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологический подход к построению образовательного пространства: теория и практика реализации»

Список литературы:

1. Бахчеева Э.П. Развитие самосознания в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ONG/Psihologia.

2. Белых С.Л. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность: автореф. ... канд. психол. наук. - СПб., 1995.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

4. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика, психотехнологии. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.

5. Сластенин В.А. Технологический аспект профессионально-педагогической культуры // Научные ведомости БГУ - 1997. - № 1.

6. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

7. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994. -№ 2. - С. 64-77.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

© Белов С.А.*

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,

г. Невинномысск

В статье анализируется процесс организации нового технологического процесса, выбора педагогических технологий, рассматриваются уровни их реализации, а также разработки технологий развивающего обучения.

Факторы, регламентирующие выбор педагогической технологии для конкретного образовательного процесса, являются важнейшими условиями успешности и эффективности реализации.

Поташник М.М., развивая идеи Бабанского Ю.К., выдвигает в качестве оснований (источников, критериальных позиций) для выбора новых технологий и направлений развития следующие: потребности страны, региона, города - социальный заказ; государственные документы о развитии образо-

* Заведующий лабораторией кафедры Естественнонаучных и общеинженерных дисциплин.

вания - государственный заказ; успехи и достижения современной науки о человеке, передовой педагогический опыт; собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и преподавателей; анализ результатов и процесса функционирования учебного заведения.

При выборе педагогических технологий следует проанализировать их по степени удовлетворения следующим требованиям: соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям учебного заведения; достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом; достаточная управляемость технологии, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения; оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами; данные о воспроизводимости (опыте применения технологии в других однотипных условиях) [3].

Третьей базовой составляющей, необходимой для организации нового технологического процесса, является механизм его освоения (или включения, использования и т.п.). В качестве такого механизма может быть рекомендована «технология проектирования технологий» В.М. Монахова [2]. Ее целями являются: проектирование целостной технологии (методической системы) обучения; создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения; выбор и создание системы диагностики, позволяющей преподавателям содержательно интерпретировать результаты; разработка системы профилактики затруднений и рациональной кор-рекционной работы с учащимися; создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений; формирование нового преподавателя, способного реализовать спроектированную технологию.

Исходным принципом в определении факторов использования педагогических технологий в процессе профессионального образования считается учет основных видов профессиональной деятельности, ориентированных на рынок труда в условиях развития рыночной экономики. В этом аспекте наиболее интересен подход М.М. Поташника, который особое значение придает социальному заказу в качестве критерия выбора педагогических технологий [3]. Исследователь считает, что необходимо учитывать роль профессионального образования в соответствии с ситуацией на рынке труда; спецификой требований к профессии, изменяющиеся условия профессиональной деятельности с одной стороны, разрабатывать структуры управления современным образовательным учреждением; грамотно распределять обязанности профессорско-преподавательского состава и администрации образовательного учреждения; разрабатывать методическое обеспечение; структурировать обучающие программы по дисциплинам, - с другой.

Технология - категория процессуальная. Следовательно, с одной стороны, она определяет содержание и способ деятельности, а с другой, - она связана с системой средств, орудий, механизмов и других материально-техни-

ческих средств, методов и форм, реализующих эту деятельность и контролирующих ее. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. выделяют еще и третью сторону - эмоционально-ценностное отношение субъекта к производимой им деятельности: экологическое, этическое, эстетическое, экономическое [1]. Именно перестроение психики и интеллекта человека, работающего с технологией, изменение его целевых установок, мотивационных ориентаций, появление у него новых знаний, - все это может привести к рождению новой технологии. Суть технологии заключена в нахождении таких способов ведения технологического процесса, которые бы его интенсифицировали и позволяли достигать заданных результатов с наименьшими затратами. Способы ведения производственных и иных процессов связаны с процедурами и операциями. Поэтому само понятие «технология» не может быть понято вне понятия «культура».

Культура, технология и способ деятельности в операциональном смысле взаимообусловлены: например, субъект профессиональной деятельности должен иметь подготовку, ориентированную на формирование определенного способа деятельности в рамках определенной культуры, которая задает технологический процесс этой деятельности. Иными словами, образование, будучи одной из сфер культуры, готовит специалистов для других сфер культуры. Следовательно, и сферу образования, и сферу профессиональной деятельности можно описывать одними и теми же понятиями: «способ деятельности», «технология», «знания, умения, навыки» [1].

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. При этом педагогическая технология в реальной образовательной практике должна реализовываться на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1. общедидактическом, характеризующем целостный образовательный процесс в конкретном учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса (и преподавателей, и курсантов);

2. частнодидактическом, представляющем собой совокупность методов и средств для реализации определенного содержания образовательного процесса в рамках одной дисциплины, преподавателя, учебной группы (методика преподавания дисциплин, методика работы преподавателя и пр.);

3. модульном, включающем в себя технологию построения отдельных частей образовательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности,

формирования понятий, развитие отдельных личностных качеств, технология лекционного занятия, семинара и пр. учебных форм, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, эти три уровня образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс), где технология обучения является составляющей педагогической технологии как процессуальная часть дидактической системы [4], в структуру которой входят: концептуальная основа; содержательная часть (цели, содержание обучения); процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность педагога -управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).

Выбранная технология обучения в любом случае должна базироваться на следующих принципах: доверие профессионализму педагога и педагогического коллектива; безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм работы обучающихся; гарантированность образовательной подготовки обучающихся на любом отрезке учебного процесса; комфортность преподавателя и обучающегося.

Технология рассматривает два основных этапа в профессиональной деятельности педагога - этап проектирования и этап реализации проекта в образовательном процессе. Этап проектирования учебного процесса сосредоточен на освоении технологических предписаний и процедур по конструированию так называемой технологической карты - своего рода паспорта будущего образовательного процесса. В технологической карте целостно и емко должны быть представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание; содержание; методика; дозирование самостоятельной работы; диагностика; коррекция.

С овладения технологией конструирования образовательного процесса начинается новое педагогическое мышление преподавателя: четкость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике. Технология предполагает формирование методического видения всего учебного процесса. При системном подходе анализ профессиональной направленности всего обучения и воспитания, вокруг которого должна выстраиваться педагогическая система, основным объектом выделяет модель личности будущего профессионала, разделенную по основным целям каждого из этапа подготовки.

На начальном этапе (адаптационном) основная направленность образовательного процесса отражает задачи общего ознакомления с будущей трудовой деятельностью и ее процессами, а также овладения начальными профессиональными знаниями и умениями, вокруг которых строится весь процесс формирования личности будущего специалиста.

На основном этапе задача состоит в овладении профессиональной деятельностью на уровне квалификационных знаний и умений в осваиваемых

видах труда, а также установками на успешность профессиональной деятельности.

На заключительном этапе завершается базовая подготовка по овладению профессиональным мастерством.

Совершенство опыта и деятельности личности определяют полнота и точность овладения ориентировочной основой деятельности. Содержание любой дисциплины профессиональной подготовки - всегда определенная информация об объектах, явлениях (процессах) или методах деятельности. Учебные дисциплины отличаются только составом объектов, явлений и методов деятельности. Объем информации растет лавинообразно, никому не под силу изучить все содержание какой-либо отрасли науки. Но усвоить основные методы мышления и деятельности в конкретной научной области - задача вполне посильная. Необходимо лишь правильно отобрать наиболее репрезентативные объекты из этой области для изучения.

Технология обучения, особенно развивающего, предполагает системное управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. изменяет дальнейшую организацию деятельности.

Наличие обратной связи при реализации технологий обучения является их существенной характеристикой. Любая технология обучения должна быть подвижной, т.е. мобильной, способной к быстрым изменениям, и адаптивной к требованиям современного образовательного процесса. Если слежение за процессом обучения реализуется в соответствии с определенными правилами, то можно говорить о целенаправленном управлении обучением, которое осуществляется по столь же определенному алгоритму. Тогда алгоритм управления - это система коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся с целью поддержания достаточной стабильности в достижении заданных целей обучения.

Список литературы:

1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.ffles/ucheb.ffles/in-nov/Part1/chapter4.

2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с.

3. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Академия, 2001. - 448 с.

4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.