образовательные программы в сфере физической культуры и спорта: противоречия и направления развития
УДК/UDC 378.225
Поступила в редакцию 21.07.2019 г.
Кандидат экономических наук Е.А. Орлова1
Кандидат психологических наук, доцент С.В. Соколовская1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород
EDUCATIONAL PROGRAMS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SECTOR: CONTRADICTIONS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
PhD E.A. Orlova1
PhD, Associate Professor S.V. Sokolovskaia1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - анализ образовательных программ бакалавриата физкультурно-спортивной сферы на соответствие национальным, культурно-историческим особенностям, выражающимся во ФГОСах, и тенденциям развития мировых трендов, определение перспектив развития образовательных программ.
Методика и организация исследования. В работе представлен теоретический анализ содержания образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура ННГУ». Общая концепция исследования рассматривает ФГОС 3+ в качестве подхода, определяющего содержание образовательных программ бакалавриата в настоящее время; ФГОС 3++ - в качестве подхода, определяющего ближайшее будущее образовательных программ (ближайшие 3-5 лет), а подход АСИ в качестве подхода, отражающего мировые тренды развития образования, описанные ранее, и определяющего дальнейшее будущее образовательных программ в сфере физической культуры и спорта (от 5 до 25 лет). Результаты исследования и выводы. Исследуемые программы по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» соответствуют требованиям ФГОС ВО поколения 3+ и 3++, но не отражают тенденции мировых трендов в образовании. Перспективами развития являются открытие новых специальностей на основе СУОС и форм дополнительного образования с активным включением методов по формированию надпрофессиональных навыков будущего.
Ключевые слова: мировые тренды, ФГОС, перспективы развития образовательных программ, компетенции, надпрофессиональные навыки выпускников, профессии будущего.
Annotation
Objective of the study was to analyze the Bachelor's Degree programs in the physical education and sports sector for compliance with the national, cultural and historical peculiarities expressed in the federal state educational standards and world trends; to identify the prospects for further development of the educational programs.
Methods and structure of the study. The article presents a theoretical analysis of the content of the Bachelor's program in the direction of training 49.03.01 "Physical Education" at Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. The overall study concept considers Federal State Educational Standard of Higher Education 3+ as a way to determine the content of the Bachelor Degree program; Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ - as a way to determine the near future of the educational programs (next 3-5 years); and AMS as an approach, which reflects the global trends in the development described earlier and determines further development of the educational programs in the physical education and sport sector (from 5 to 25 years).
Results of the study and conclusions. The explored educational programs in 49.03.01 "Physical Education" comply with the requirements of Federal State Educational Standard of Higher Education 3+ and 3++, but do not reflect the current global trends in the sphere of education. Their further development is ensured by the creation of new specialties based on the self-imposed educational standards and forms of additional education with the active inclusion of the methods for building super-professional skills of the future.
Keywords: global trends, Federal State Educational Standard, prospects for further development of educational programs, competences, super-professional skills of graduates, professions of the future.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Современная система высшего образования испытывает фундаментальные изменения, связанные с воздействием трех факторов: становлением «знаниево-го» общества, информационно-коммуникационной революцией и глобализацией всех процессов, происходящих в обществе [2]. Это порождает глобальную трансформацию в университетах, предопределяя развитие университетов «Третьего поколения». Описанные тенденции выражаются в следующем. Ведущие университеты ищут возможности сотрудничества с высокотехнологичными компаниями. Университеты «третьего поколения» становятся ядром сосредоточения международного передо-
вого опыта, в том числе технологического, предпринимательского, т. е. местом, в котором стремятся побывать и студенты, и преподаватели, и корпорации. Изменяется форма организации науки: от монодисциплинарности к междисциплинарности. Глобализация, влияет на университеты и приводит к конкуренции одновременно на трех фронтах: за лучших студентов, преподавателей и за наиболее привлекательные научно-исследовательские контракты [3]. Университеты, осуществляющие образовательную деятельность в области здорового образа жизни, развития физических навыков и спортивной деятельности, не являются исключением.
Наряду с общемировыми тенденциями не менее существенное воздействие на российское высшее образование оказывают национальные и культурно-исторические особенности, в частности исторически сложившийся основной документ, определяющий образовательную программу, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования и обеспечивающих единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ на всех ступенях российского образования [7]. В основе этого документа лежит компетентностный подход в организации образовательного процесса.
Исследование «Форсайт Компетенций 2030», проведенное Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив (АСИ), в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, выявило востребованные профессии в 19 отраслях экономики [5]. Эксперты построили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в Атлас новых профессий [1]. Важным источником инноваций наряду со стремительным развитием новых технологий в 1Т-сфере является фитнес-индустрия и медицина [5, 6]. При этом в качестве примера профессий будущего в области фитнеса и медицины приводятся: молекулярный диетолог, консультант по здоровой старости, эксперт персонифицированной медицины, тьютор, специалист по антидопинговому обеспечению.
Конечно, в ближайшее время актуальными останутся профессии фитнес-тренера, спортивного тренера, инструктора по физической культуре, валеолога. Однако кроме универсальных (общекультурных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций данные специалисты должны будут обладать еще и надпрофессиональными навыками, такими как: мультиязычность и мультикультурность; навыки межотраслевой коммуникации; клиентоориентирован-ность, умение работать с запросами потребителя; умение управлять проектами и процессами; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач; способность к творчеству и креативность; программирование ИТ-решений (работа с искусственным интеллектом); умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; системное мышление [4].
Цель исследования - анализ образовательных программ бакалавриата физкультурно-спортивной сферы на соответствие национальным, культурно-историческим особенностям, выражающимся во ФГОСах, и тенденциям развития мировых трендов, определение перспектив развития образовательных программ.
Методика и организация исследования. В работе представлен теоретический анализ содержания образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 -«Физическая культура ННГУ».
Общая концепция исследования рассматривает ФГОС 3+ в качестве подхода, определяющего содержание образовательных программ бакалавриата в настоящее время; ФГОС 3++ - в качестве подхода, определяющего ближайшее будущее образовательных программ (ближайшие 3-5 лет), а подход АСИ - в качестве подхода, отражающего мировые тренды развития образования, описанные ранее, и определяющего дальнейшее будущее образовательных программ в сфере физической культуры и спорта (от 5 до 25 лет).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ сравнения сходств и различий во ФГОСе поколения 3+ и 3++ показал, что существенно требования ФГОСов меняются только в части усиления акцента на практическую профессиональную деятельность выпускников (профессиональные компетенции устанавливаются, исходя из выбранных профстандартов), доля практик в образовательном процессе увеличивается и, соответственно, меняются требования кадрового обеспечения, усиливая долю преподавателей-практиков, а также вводя специальности «спортивного судьи» и «специалиста по антидопинговому обеспечению». В остальном требования идентичны. Это говорит о том, что подход к образовательному процессу, олицетворяющий настоящее (ФГОС 3+) и ближайшее будущее (ФГОС 3++) нашего образования, не дает перспектив качественного изменения образовательных программ в области физической культуры и спорта, увеличивая лишь количественно практические навыки выпускников, сужая их профессиональную направленность под конкретный профессиональный стандарт (тренер или менеджер - в зависимости от профиля обучения).
Анализ подхода, изложенного АСИ, отражающего мировые тренды развития образования, сравнение его с подходом ФГОС показал следующее: тенденции в сторону усиления взаимодействия вуза с работодателями просматриваются уже в подходе ФГОС 3++ (ближайшее будущее). Однако по сравнению с требованиями мировых трендов развития образования (дальнейшее будущее) эти тенденции явно недостаточны. Для прогрессивного развития образования в сфере физической культуры и спорта необходимо не просто взаимодействие с работодателями - необходимо «взаимопроникновение» системы образования и реального спортивного бизнеса, тренировочного процесса спорта высших достижений, массовых спортивных мероприятий, технологий здорового образа жизни и т. д. Только при таком подходе можно выстраивать программы в полном взаимодействии с работодателями, по их заказу и с привлечением финансирования со стороны частных инвесторов, активным использованием 1Т-технологий, с перспективой идти на опережение в обучении новым профессиям.
Анализ образовательных программ бакалавриата факультета физической культуры и спорта ННГУ им. Н. И. Лобачевского и определение их перспектив, показало полное соответствие требованиям ФГОС поколения 3+, о чем свидетельствует Приказ Рособрнадзора № 791 от 13.06.2018 г. о прохождении аккредитации образовательной деятельности ННГУ; частичное соответствие требованиям ФГОС 3++, которые введены в образовательный процесс с сентября 2019 г. Перспективами развития образовательных программ является открытие новых специальностей на основе СУОС и форм дополнительного образования: молекулярный диетолог, консультант по здоровой старости, эксперт персонифицированной медицины, тьютор, специалист по антидопинговому обеспечению и другие, активно включая в образовательный и исследовательский процесс 1Т-технологии, работу по созданию инновационных разработок, занятия на иностранных языках, проектную деятельность и использование тренингов для формирования навыков клиентоориентированности и управления проектами, максимально практическую вовлеченность в профессиональную деятельность и смежные области знаний.
Выводы. Глобализация процессов, происходящих в обществе, не может не учитываться в образовательном процессе, иначе он становится невостребованным, иначе выпускники университета становятся неконкурентоспособными на рынке труда. Предотвратить это можно только, заглядывая в будущее, анализируя перспективы новых профессий и разраба-
№ 1 • 2021 Январь | Juпuar
http://www.teoriya.ru
тывая образовательные программы, которые будут отвечать тенденциям и требованиям не только ФГОСов, но и рынка труда сегодняшнего и завтрашнего.
1.
Литература
Атлас новых профессий- http://atlas100.ru/ (дата обращения 3 21.02.2019)
Виссема Й. Университеты третьего поколения / Й. Виссема. - М.: Изд. «Олимп-Бизнес», 2016 - 480 с.
Дорога к академическому совершенству: Становление исследо- 4. вательских университетов / под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2012 - 300 с. Лошкарева Е. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко и др. // https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf 5. (дата обращения 21. 03. 2019)
Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции / П. Лукша. - 2030. http://profitcon.ru/matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsaitKompetentcii-2030.pdf (дата обращения 21.12.2018) 6. Песков Д. Форсайт образования - 2030 / Д. Песков. - http:// leader-id.ru/event/223/ (дата обращения 18.03.2019) 7.
Федеральный государственный образовательный стандарт -http://fgosvo.ru/ (дата обращения 20.03.2019)
References
Atlas novykh professiy [Atlas of new professions] http://atlas100.ru/ (Date of access: 21.02.2019)
Wissema J. Universitety tretyego pokoleniya [Third Generation Universities]. Moscow: Olimp-Biznes publ., 2016. 480 p. Altbach F.J., Salmi D. [ed.] Doroga k akademicheskomu sovershenstvu: Stanovlenie issledovatelskikh universitetov [Path to academic perfection: Formation of research universitie4s]. Transl. from English. M.: Ves Mir publ., 2012. 300 p. Loshkareva E., Luksha P., Ninenko I. et al. Navyki budushchego: chto nuzhno znat i umet v novom slozhnom mire [Skills of the future: what you need to know and be able to do in a new complex world]. https:// worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (Date of access: 21. 03. 2019)
Luksha P. Svyazyivaya obrazovatelnuyu sistemu, rynki truda i innovatsionnuyu ekonomiku: rezultaty forsayta Kompetentsii [Linking educational system, labor markets and innovative economy: Competences foresight results].2030. http://profitcon.ru/ matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsaitKompetentcii-2030.pdf (Date of access: 21.12.2018)
Peskov D. Forsayt obrazovaniya - 2030 [Education Foresight - 203]. http://leader-id.ru/event/223/ (Date of access: 18.03.2019) Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart [Federal State Educational Standard]. http://fgosvo.ru/ (Date of access: 20.03.2019)
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
тренировочные нагрузки бегунов на средние дистанции в спортивном клубе вуза
Р.Н. Володин1
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Кряжев2 Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Скуднов3 1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения, Пенза 2Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
3Пензенский государственный университет, Пенза УДК/ШС 796.034.2
Ключевые слова: студент, бег на средние дистанции, объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
Введение. В соответствии с «Концепцией развития студенческого спорта до 2025 года» предусмотрен рост числа студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, чему может способствовать увеличение количества занятий в условиях спортивного клуба вуза.
Цель исследования - определение объемов и распределение тренировочных нагрузок разной интенсивности у бегунов на средние дистанции, занимающихся в спортивном клубе вуза.
Методика и организация исследования. Проводился девятимесячный констатирующий эксперимент с сентября по июнь, что характерно для годичного цикла подготовки студенческой молодёжи. В эксперименте приняли участие 12 бегунов на средние дистанции в возрасте 19-21 года, рост 176,3±2,4 см, вес 67,2±2,6 кг Результаты в беге на 800 м -2.06,2±3,8 мин.с и 4.15,4±5,5 мин.с - в беге на 1500 м. Перед началом эксперимента и по его завершении проводилось тестирование в лабораторных условиях: бег на тредбане со ступенчато повышающейся скоростью. Определялись пороговые скорости бега и физическая работоспособность. Тренировочные нагрузки оценивались по 5 зонам интенсивности: аэробная восстановительная; аэробная развивающая; аэробно-анаэробная; анаэробная гликолитическая; анаэробная алактатная и максимальная. Границами зон интенсивности являлись пороговые скорости (аэробный и анаэробный порог и критическая скорость). Недельный микроцикл включал 2 обязательных занятия на стадионе, однотемповый бег
training loads of middle-distance runners in university sports club
R.N. Volodin1
Dr.Hab., Professor V.D. Kryazhev2 PhD, Associate Professor V.M. Skudnov3 1Branch of the Military Academy of Logistics, Penza 2Federal Scientific Center for Physical Culture and Sport, Moscow 3Penza State University, Penza
Поступила в редакцию 18.12.2020 г. на шоссе и два самостоятельно выполняемых восстановительных кросса.
Результаты исследования и их обсуждение. За 9 месяцев тренировки бегуны выполнили общий объём беговой нагрузки 930-1027 км. Основная тренировочная нагрузка пришлась на бег в аэробном развивающем режиме на уровне анаэробного порога (284-341 км). Это темповый бег на 6-8 км и переменный бег на длинных отрезках 800-1600 м. Второй тренирующей нагрузкой являлся интервальный бег на отрезках 200-400 м, выполняемый на уровне критической скорости бега в анаэробно-гликолитическом режиме в объёме 48-61 км в год. Объём бега с максимальной скоростью на отрезках 50- 60 м составил14-16 км, а объём прыжковых и беговых упражнений - до 20 км. Спортивный результат в беге на 800 м улучшился на 3,6±1,4 с (р<0,05). в беге на 1500 м - на 6,4±2,4 с (р<0,05). Улучшение спортивных результатов обусловлено повышением скорости бега на уровне ПАНО (порога анаэробного обмена) на 0,5-0,7 м/с и повышением критической скорости на 0,4-0,6 м/с, которые указывают на улучшение экономичности бега и повышение аэробных возможностей [1].
Выводы. Выполнение беговой нагрузки в объеме 9001000 км в год с концентрацией интенсивных упражнений на уровне анаэробного порога и критической скорости бега обеспечивает стабильный рост спортивных результатов бегунов на средние дистанции, занимающихся в спортивном клубе вуза.
References
1. Enoksen, E, Shalfawi, SAI, and Tannessen, E. The effect of high- vs. low-intensity training on aerobic capacity in well-trained male middle-distance runners. J Strength Cond Res 25(3): 812-818, 2011.
Информация для связи с автором: [email protected]