P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp. 187-191.
8. Pogosyan, T.A., Dunaev K.S. and Shagova, O.V. (2018), "The coefficient of effectiveness of locomotor coordination in the diagnosis of fatigue in athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 182-185.
9. Serikova Yu.N., Aleksandrova, V.A. and Nechaev, V.A. (2018), "Coordination abilities: definition, main approaches to the study of modern means and methods of development", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 224-231.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2019
УДК 796.077.5
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЕЙ
ПОДГОТОВКИ «КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ» И «ЛЫЖНЫЙ СПОРТ»)
Наталья Валентиновна Багаутдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Гуща, старший преподаватель, Елена Геннадьевна Эртман, преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является составной частью основных образовательных программ высшего образования. Являясь обязательной частью подготовки выпускников ВУЗов, она проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и учебными планами по направлению подготовки: направление 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (уровень бакалавриата) [1].
Целью нашей исследовательской работы является акцентирование внимания специалистов на основные задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом вуза в планомерной, последовательной подготовке студентов к одному из важнейших этапов обучения в вузе - успешному прохождению производственной практики в учреждениях дополнительного образования. В статье подробно рассматриваются вопросы организации и содержания работы преподавателя и студента в рамках изучения учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» по формированию профессионально-педагогических умений и навыков на примере профилей подготовки «Конькобежный спорт» и «Лыжный спорт»).
Ключевые слова: учебная дисциплина; учебная и производственная практика в ВУЗе; профессиональные компетенции; учебно-тренировочные занятия; студенты; бакалавр, теория и методика в избранном виде спорта.
TRAINING OF BACHELORS FOR PASSING OF WORK PRACTICE IN THE COURSE OF STUDYING OF DISCIPLINE "THEORY AND TECHNIQUE OF THE CHOSEN SPORT" (ON THE EXAMPLE OF PREPARATION PROFILES "SPEED
SKATING" AND "SKIING") Natalya Valentinovna Bagautdinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Yurievna Gushcha, the senior teacher, Elena Gennadievna Ertman, the teacher, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
The work practice (practice on obtaining professional abilities and experience of professional activity) is a component of the main educational programs of the higher education. Being an obligatory part of
training of university graduates, it is carried out according to requirements of Federal state educational standard of the higher education (FGOS IN) and curricula in the direction of preparation: Physical culture direction 49.03.01 "Sports Preparation in the Chosen Sport" profile (bachelor degree level) [1].
The purpose of our research is emphasis of attention of experts to the main objectives facing the faculty of higher education institution in systematic, consecutive training of students for one of the major grade levels in higher education institution - to successful passing of the work practice in institutions of additional education. In the article, the questions of the organization and content of the work of the teacher and student within studying of the subject matter "The theory and methodology of the chosen sport" of formation of professional and pedagogical skills on the example of preparation profiles "Speed skating" and "Skiing" are in detail considered).
Keywords: subject matter, educational and work practice in higher education institution, professional competences, educational and training occupations, students, bachelor, theory and technique of the chosen sport.
Производственная практика для вуза в современном понимании - это соединение теоретической подготовки студентов с формированием у них вполне конкретных практических навыков в избранной сфере деятельности до окончания образовательного учреждения, а также, это - едва ли не самая сложная форма организации учебного процесса. Для студентов выход на практику означает формирование навыков успешного выхода на рынок труда, а для вуза - получение обратной связи со стороны организации, учреждений, принимающих студентов на практику, о качестве обучения и получения необходимой информации для корректировки содержания подготовки с целью соответствия современным требованиям рынка труда [2, c.102].
Практика для студентов - бакалавров физкультурного вуза - вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений в области физической культуры и спорта, а также формирование профессиональных, общекультурных и специальных компетенций обучающихся в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Подготовка к прохождению студентами практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональными умениями, компетенциями в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника-бакалавра.
Очевидно, что уровень подготовки к производственной практике во многом определяет её организацию и результаты. В процессе практики полученные студентами знания на учебных занятиях в стенах университета преобразуются в умения и практические навыки тренера-преподавателя. А обучение будущего тренера-преподавателя посредством прохождения практики рассматривается нами как многогранная взаимообусловленная деятельность студента и преподавателя задолго до начала практической работы студента в качестве тренера в учреждениях дополнительного образования. Эта работа направлена, прежде всего, на восприятие, осознание, переработку и овладение студентом информации, полученной в процессе учёбы и в период прохождения практики, а также желание апробировать полученные в вузе знания на практике.
При недостаточной эффективности этого звена в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности, по нашему мнению, может получиться результат, при котором выпускник-бакалавр будет владеть теоретическими знаниями, но не способный успешно применять их в профессиональной деятельности.
Безусловно, опыт работы, полученный студентами во время прохождения практики, может сократить время адаптации молодого специалиста в учреждениях дополнительного образования в будущем.
При прохождении курса «Теория и методика избранного вида спорта» студенты изучают вопросы истории и теории физической культуры, конькобежного и лыжного спорта. Формами организации учебных занятий по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта» являются: лекции, семинарские, методические, практические, лабораторные
занятия и самостоятельная работа студента.
Первые занятия проводятся преподавателем в форме лекций и семинаров и носят теоретический характер. Студентам сообщается учебный материал, прописанный в рабочей программе дисциплины, данные по общим вопросам методики проведения учебно-тренировочных занятий по лыжному спорту и скоростному бегу на коньках, об особенностях тренировочного процесса на разных этапах подготовки спортсменов-лыжников и конькобежцев, с различными возрастными группами, со спортсменами разной квалификации в разные периоды подготовки. На семинарских занятиях студентам предлагаются вопросы для подготовки и обсуждения, связанные с методикой тренировочного процесса в избранном виде спорта.
В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Обучающиеся приобретают навыки: планирования учебно-тренировочной работы; составления отчетной документации; организации и проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по избранному виду спорта; подготовки инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям; проведения исследовательской работы. Большое внимание нами уделяется подводящим упражнениям при занятиях как на льду, лыжне, так и в зале, упражнениям, способствующим быстрейшему освоению современной конькобежной и лыжной технике. Также на занятиях мы освещаем и разбираем опыт использования ведущими тренерами в работе с мастерами конькобежного спорта и лыжных гонок вспомогательных физических упражнений, повышенных нагрузок и методов их применения.
Студенты овладевают теоретическим материалом, приобретают педагогические и организационные навыки, необходимые для самостоятельной работы в качестве тренера-преподавателя в избранном виде спорта. Так, например, по разделу «Методика тренировки в избранном виде спорта» нами используются учебные материалы из курса педагогики и элементарные сведения по вопросам физиологии, а также современные взгляды на принципы построения и планирования круглогодичной тренировки лыжника и конькобежца.
Методика проведения курса учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» основывается на общепринятых педагогических принципах и направлена на планомерное освоение студентами программного материала в течение нескольких семестров. Остановимся на некоторых основных дидактических принципах.
Принцип объективности и научности требует от преподавателя подбора материала, содержание которого основано на положениях, соответствующих фактам и выражающих состояние современной науки в области физической культуры и спорта.
Принцип последовательности и систематичности предполагает, что обучение ведётся в определённом порядке, в строгой логической последовательности. Предлагаемый материал должен чётко планироваться, делиться на законченные разделы, в которых выделяются главнее определения, ключевые слова и центральные темы.
Принцип доступности реализуется при условии обучения на оптимальном уровне сложности учебного материала, с учётом жизненного и спортивного опыта обучающихся.
Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость проверки теоретических положений на практике. Это и подводит нас к тому, что теоретические знания, которые студенты получают на академических занятиях должны быть проверены с помощью надёжного критерия практики.
Последовательность формирования профессионально-педагогических умений и навыков определяется тематическим планом, рассчитанным на весь курс и количеством часов аудиторных занятий (с 1-го по 5-ый семестры). В течение всего периода обучения, от семестра к семестру, у студентов формируются стойкие навыки организации и проведения фрагментов учебно-тренировочного занятия и полноценной тренировки на достаточно высоком методическом уровне, используемые в дальнейшем при прохождении педагогической практики в учреждениях дополнительного образования. В процессе прохождения
курса «Теория и методика избранного вида спорта» студенты овладевают профессионально-педагогическими навыками: конспектированием излагаемого материала, записью тренировочного занятия по разработанной схеме, формулированием цели мезо- и микроциклов, задач отдельной тренировки, в зависимости от контингента занимающихся, этапа и периода тренировочного процесса, календаря соревнований.
Это относится к освоению общих правил проведения учебно-тренировочных занятий, а также частных методов и приемов, зависящих от специфики избранного вида спорта.
На практических занятиях студенты самостоятельно проводят учебно-тренировочные занятия в избранном виде спорта и анализируют проведение фрагмента учебно-тренировочного занятия, опираясь на знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта».
Таким образом, в качестве вывода можно отметить следующее.
1. Производственная практика в физкультурном вузе выполняет важнейшие функции в профессиональной подготовке студентов:
- обучающую, которая понимается нами как актуализация, расширение и углубление теоретических знаний, а также их применение в условиях работы в учреждениях дополнительного образования;
- развивающую, с помощью которой у студентов-практикантов развиваются мышление, коммуникативные и творческие способности будущих тренеров-преподавателей;
- воспитательную, как функцию по формированию сознательной, рациональной деятельности по овладению студентом учебной информацией, а также её применением и закреплением на практике; социальной активности личности; устойчивого интереса к выбранной профессии;
- диагностическую, как проверку уровня и содержания профессиональной направленности, а также степени его профессиональной подготовленности.
2. Условиями успешного прохождения практики в учреждениях дополнительного образования является усвоение студентами необходимого объёма теоретических знаний, наличие к началу практики у студентов первоначальных умений по профилю подготовки, что позволит практикантам адаптироваться и эффективно включиться в трудовую деятельность тренера-преподавателя.
3. Опыт работы по совершенствованию преподавания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» свидетельствует о необходимости учета некоторых методических положений: равномерное соотношение теоретического и практического материала; последовательность формирования педагогических навыков и умений; последовательность перехода от изучения общих основ теории спорта к частным методам и методикам тренировки в избранном виде спорта.
4. Ознакомление студентов с работой детско-юношеской спортивной школы, деятельность образовательной организации в период производственной практики способствует более осознанному дальнейшему теоретическому обучению, а также углублённому изучению отдельных дисциплин учебного плана.
5. Эффективная организация производственной практики - один из самых важных путей подготовки студентов к профессиональной деятельности тренера-преподавателя в современных условиях рынка труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата). - Режим доступа : http://fgosvo.rU/news/2/394 (дата обращения: 20.11.2018).
2. Экологическое образование в России и за рубежом: особенности подготовки конкурентоспособных специалистов : материалы семинара проекта 159325-ТЕМРи8-БЕ-ТЕМРи8-ХРНЕБ «Разработка квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование»
21-22 апреля 2011 г. / отв. ред. Н.А. Калиненко. - Омск : типография «Стивэс», 2011. - 125 с.
REFERENCES
1. Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Training 49.03.01 Physical culture (bachelor degree), available at: http://fgosvo.ru/news/2/394 (access date: 11/20/2018).
2. Ed. Kalinenko, N.A. (2011), Environmental education in Russia and abroad: features of training of competitive specialists, Materials of the project seminar 159325-TEMPUS-DE-TEMPUS-JPHES "Development of qualification frameworks in the direction of" Ecology and Nature Management "April 2122, 2011, Steves, Omsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.04.2019
УДК 796.077.5
БАЗОВЫЕ И ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ФОРМИРОВАНИИ
РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование проведено с будущими бакалаврами физической культуры 2017-2019 гг. (3-4 курс обучения). Нами разработаны программы базовых дисциплин и курсов по выбору для качественного и принципиально нового обучения рекреационным компетенциям. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, опрос, экспертная оценка, методы математической статистики. В результате эксперимента ЭГ превосходит КГ по способности провести детский досуг, фитнес занятие, занятие по снижению массы тела, а также по показателям целеустремленности и организаторским способностям.
Ключевые слова: будущие бакалавры физической культуры, рекреация, элективные дисциплины, фитнес, компетенции рекреации.
BASIC AND ELECTIVE DISCIPLINES IN FORMING RECREATIONAL
COMPETENCES OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The study was conducted with future bachelors of physical culture 2017-2019 (3-4 courses). We have developed programs of basic disciplines and elective courses for high-quality and fundamentally new training in recreational competencies. Research methods: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical experiment, survey, expert evaluation, and methods of mathematical statistics. As a result of the experiment, the experimental group exceeds the control group in terms of the ability to spend children's leisure, fitness classes, weight loss classes, as well as in terms of commitment and organizational skills.
Keywords: future bachelors of physical culture, recreation, elective disciplines, fitness, competence of recreation.
Будущие физкультурные кадры должны уметь организовывать и проводить занятия физкультурно-оздоровительной и туристкой направленности для различных групп населения, в частности уметь организовать туристское мероприятие, провести оздоровительную тренировку, фитнес-программу, регулировать и контролировать самочувствие занимающихся, составлять и проводить занятия коррекционной направленности, учитывая возраст, состояние здоровья занимающихся [1, 2, 4, 5]. Также бакалавры по физической культуре должны владеть методикой проведения занятий по различным направлениям рекреационной деятельности (аквафитнес, атлетическая гимнастика, анимация, активный отдых,