Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дети с ОВЗ / социализация / безбарьерная среда / педагогическое сопровождение / children with disabilities / socialization / barrier-frenvironment / pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фунтова С. Н., Фунтов Р. С.

Данная статья рассматривает вопросы образовательных потребностей и специальных условий, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней раскрываются особые образовательные нужды этой категории обучающихся и требования к созданию специальных условий, которые обеспечивают доступность и качество образования для детей с различными ограничениями возможностей. Целью статьи является проведение анализа образовательных потребностей и специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фунтова С. Н., Фунтов Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL NEEDS AND SPECIAL CONDITIONS FOR CHILDRENWITH DISABILITIES

Article examines the issues of educational needs and special conditions necessary for children with disabilities. It reveals the special educational needs of this category of students and the requirements for creating special conditions that ensure accessibility and quality of education for children with various disabilities. The purpose of the article is to analyze the educational needs and special learning conditions of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159 Фунтова С.Н., ФунтовР.С.

Фунтова С.Н.

студент-магистрант Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Фунтов Р.С.

студент-магистрант Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: данная статья рассматривает вопросы образовательных потребностей и специальных условий, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней раскрываются особые образовательные нужды этой категории обучающихся и требования к созданию специальных условий, которые обеспечивают доступность и качество образования для детей с различными ограничениями возможностей. Целью статьи является проведение анализа образовательных потребностей и специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, социализация, безбарьерная среда, педагогическое сопровождение.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей нуждается в особых образовательных условиях, способствующих их полноценному развитию и социализации. Вопросы организации эффективного обучения и воспитания детей с ОВЗ становятся все более значимыми как для системы образования, так и для общества в целом.

Обучение и социализация детей с ОВЗ определяется их специфическими образовательными потребностями, обусловленными характером и степенью выраженности нарушений психофизического развития. Для того, чтобы обеспечить реализацию права на образование данной категории обучающихся, необходимо создание особых организационных, психолого-педагогических, материально-технических и других условий. Поиск и реализация таких условий является важной научной и практической задачей современной системы образования.

Цель настоящей статьи - провести анализ образовательных потребностей и специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие "дети с ограниченными возможностями здоровья", охарактеризовать основные категории данной группы обучающихся.

2. Выявить специфические образовательные потребности детей с ОВЗ.

3. Определить специальные условия, необходимые для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования - дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования - образовательные потребности и специальные условия для детей с ОВЗ.

Таким образом, исследование образовательных потребностей и специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной темой, имеющей как научную, так и практическую значимость.

Понятие "дети с ограниченными возможностями здоровья" (далее - дети с ОВЗ) широко используется в современной психолого-педагогической науке и образовательной практике. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", дети с ОВЗ - это "физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные

психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" [1].

В зависимости от характера нарушений психофизического развития выделяют следующие основные категории детей с ОВЗ: дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического спектра, дети со сложными дефектами [2].

Каждая из этих категорий имеет свои специфические психофизиологические особенности. Так, например, для детей с нарушениями слуха характерны недоразвитие или отсутствие слуховой функции, затруднения в восприятии речи и общении. Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в пространственной ориентировке и формировании зрительных образов. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата типичны двигательные расстройства, ограничения в передвижении и самообслуживании [3]. Эти особенности детей с ОВЗ оказывают значительное влияние на их развитие, обучение и социализацию.

Специфические образовательные потребности детей с ОВЗ определяются особенностями их психофизического развития. В ходе обучения дети данной категории нуждаются в:

• реализации специальных образовательных программ и использовании специальных методик, технологий, средств обучения,

• создании безбарьерной образовательной среды, учитывающей их индивидуальные потребности,

• специальном психолого-педагогическом сопровождении на всех этапах образовательного процесса,

• комплексной медико-социальной реабилитации [4].

Так, например, для детей с нарушениями зрения актуальными являются потребности в использовании рельефно-точечного шрифта Брайля, тифлотехнических средств, развитии осязания и пространственной

ориентировки. Для детей с нарушениями слуха - потребности в развитии остаточного слуха, формировании устной речи, применении особых методик обучения языку. Для детей с расстройствами аутистического спектра -потребности в структурированной образовательной среде, визуальной поддержке, специальных коммуникативных и социальных методиках [5].

Таким образом, образовательные потребности детей с ОВЗ носят ярко выраженный специфический характер, обусловленный особенностями их психофизического развития. Удовлетворение этих потребностей является ключевым условием эффективности их обучения и воспитания.

Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших направлений современной системы образования. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя [1]:

• использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

• использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

• использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,

• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь,

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

• обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, создание специальных условий подразумевает адаптацию как образовательной среды, так и самого содержания и технологий образовательного процесса. Организация специальных условий должна учитывать вид нарушения развития ребенка, его индивидуальные особенности и образовательные потребности.

Применение специальных условий обучения позволяет детям с ОВЗ эффективно осваивать образовательные программы, развивать сохранные функции, компенсировать нарушенные, преодолевать социальную дезадаптацию. Это способствует их успешной социализации и интеграции в общество.

В качестве примера можно привести создание для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата безбарьерной архитектурной среды, оснащение образовательной организации специальными техническими средствами (пандусы, лифты, адаптированные рабочие места). Или организацию для детей с нарушениями слуха образовательного процесса с использованием специальных акустических систем, развитие слухового восприятия и речевого общения.

Таким образом, создание специальных условий обучения является необходимым компонентом реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексное применение таких условий позволяет обеспечить доступность и качество образования для данной категории обучающихся.

Для достижения цели данной работы нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании использовались следующие методы:

• теоретический анализ научной литературы по проблеме,

• анкетирование педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ,

• экспертные интервью со специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Исследование проводилось на базе 10 образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, расположенных в разных регионах Российской Федерации. Всего в исследовании приняли участие 68 педагогов и 15 экспертов психолого-медико-педагогических комиссий.

Выборка педагогов была сформирована на основе следующих критериев: стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, опыт работы с детьми с ОВЗ

не менее 3 лет. Среди респондентов были учителя начальных классов (36%), учителя-предметники (28%), педагоги-психологи (18%), учителя-логопеды (12%), дефектологи (6%).

Эксперты психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) были представлены специалистами различного профиля: педагоги-психологи (40%), учителя-дефектологи (33%), врачи (27%). Стаж их работы в ПМПК составлял от 5 до 15 лет.

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики:

1. Авторская анкета для педагогов "Образовательные потребности и специальные условия для детей с ОВЗ". Анкета включала вопросы, направленные на выявление:

^ специфических образовательных потребностей детей с ОВЗ разных нозологических групп,

^ проблем, возникающих в процессе обучения детей с ОВЗ, ^ необходимых специальных условий для эффективного обучения и воспитания данной категории детей.

2. Полуструктурированное экспертное интервью со специалистами ПМПК. Интервью было направлено на получение экспертной оценки:

^ распространенности различных категорий детей с ОВЗ, ^ ключевых образовательных потребностей детей с ОВЗ, ^ основных компонентов специальных образовательных условий. Все участники исследования дали информированное согласие на обработку персональных данных.

Анализ результатов анкетирования педагогов показал, что наиболее распространенными категориями детей с ОВЗ в образовательных организациях являются дети с задержкой психического развития (42%), нарушениями опорно-двигательного аппарата (32%) и расстройствами аутистического спектра (22%). Среди основных образовательных потребностей этих детей педагоги выделили: • потребность в использовании специальных методик, технологий, средств обучения (78% респондентов),

• потребность в создании безбарьерной образовательной среды (69%),

• потребность в психолого-педагогическом сопровождении (63%).

Что касается необходимых специальных условий обучения, педагоги

отметили важность:

> адаптации образовательных программ и учебно-методических материалов (82%),

> использования специальных технических средств обучения (75%),

> привлечения квалифицированных педагогических кадров (69%).

Результаты экспертных интервью во многом подтвердили данные,

полученные от педагогов. Эксперты ПМПК также указали на ключевую роль специальных образовательных программ, технических средств, создания безбарьерной среды и психолого-педагогического сопровождения в обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, они акцентировали внимание на необходимости обеспечения доступности образовательной организации, вовлечения родителей в образовательный процесс, реализации комплексной медико-социальной реабилитации.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило выявить основные образовательные потребности детей с ОВЗ, а также определить ключевые компоненты специальных условий, необходимых для их эффективного обучения и воспитания. Полученные данные могут быть использованы при разработке адаптированных образовательных программ, организации специальных условий в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование.

В заключение проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория обучающихся, имеющая широкий спектр нарушений психофизического развития, которые препятствуют получению образования в обычных условиях. К основным категориям детей с ОВЗ относятся дети с нарушениями слуха,

зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и др.

2. Образовательные потребности детей с ОВЗ носят ярко выраженный специфический характер, обусловленный особенностями их развития. Ключевыми из них являются потребности в специальных образовательных программах и методиках, технических средствах обучения, адаптированной образовательной среде, психолого-педагогическом сопровождении.

3. Создание специальных условий обучения, включающих в себя адаптацию образовательной среды, содержания, технологий и организации образовательного процесса, является необходимым условием реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение данных условий обеспечивает доступность и качество образования для данной категории обучающихся.

Таким образом, изучение и учет образовательных потребностей детей с ОВЗ, а также создание для них необходимых специальных условий обучения является важной научной и практической задачей современной системы образования. Решение этой задачи будет способствовать успешной социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021);

2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с;

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч. Ч. 1. Западная Европа. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с;

5. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2001. - 400 с;

6. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с;

7. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 152 с;

8. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др., Под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. -М.: Академия, 2005. - 464 с

Funtova S.N., Funtov R.S.

Funtova S.N.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Funtov R.S.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

EDUCATIONAL NEEDS AND SPECIAL CONDITIONS FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract: article examines the issues of educational needs and special conditions necessary for children with disabilities. It reveals the special educational needs of this category of students and the requirements for creating special conditions that ensure accessibility and quality of education for children with various disabilities. The purpose of the article is to analyze the educational needs and special learning conditions of children with disabilities.

Keywords: children with disabilities, socialization, barrier-frenvironment, pedagogical

support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.