Научная статья на тему 'Образовательные организации как институциональные формы поддержки предпринимательства'

Образовательные организации как институциональные формы поддержки предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / INSTITUTIONAL SUPPORT OF BUSINESS / ENTERPRISE COMPETENCES / ENTERPRISE EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева А.С.

Актуальной задачей, стоящей перед современным обществом, является развитие предпринимательства как основы экономической устойчивости через формирование предпринимательского мышления и предпринимательских компетенций участников экономических процессов. Все большее количество людей в настоящее время стремятся использовать бизнес-знания для собственного развития. Целью представленного исследования является выявление роли образовательных организаций в формировании предпринимательского мышления и повышении предпринимательской активности в обществе. Являясь по своей экономической сути структурными элементами институциональной инфраструктуры предпринимательства, образовательные организации повышают качество предпринимательской экосистемы. Это происходит за счет расширенного воспроизводства не только академических, но и бизнес-знаний. Для решения поставленной задачи исследования автором статьи были использованы такие общенаучные и специальные методы, как метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, метод статистического обследования. Эмпирические материалы получены в результате проведенного автором анкетного обследования потенциальной предпринимательской активности студентов высших учебных заведений. В результате исследования была предложена модель формирования предпринимательских компетенций учащихся образовательных организаций за счет реализации основных и дополнительных программ бизнес-образования на основе современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational organizations as institutional forms of entrepreneurship development

The relevant task facing modern society is business development as bases of economic stability. It's possible through formation of enterprise thinking and enterprise competences in economics. Business knowledge for own development seeks to use increasing number of people now. The purpose of the research is identification of a role of the educational organizations in formation of enterprise thinking and increase in enterprise activity in society. Being structural elements of institutional business infrastructure, the educational organizations increase quality of enterprise ecosystem. It occurs due to expanded reproduction academic and business knowledge. Some general scientific and special methods were used by the author for the solution of the objectives (method of the system analysis, method of the retrospective analysis, methods of statistical inspection). Empirical materials are received as a result of the questioning of students of higher educational institutions. The research of potential enterprise activity is executed by the author. As a result of a research the model of formation of enterprise competences was offered. The model includes the main and additional programs of business education based on modern information and educational technologies.

Текст научной работы на тему «Образовательные организации как институциональные формы поддержки предпринимательства»

Зайцева А. С., директор центра развития дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова », Москва, 3s.z3ytsev3@m3il.ru

Образовательные организации как институциональные формы поддержки предпринимательства1

Актуальной задачей, стоящей перед современным обществом, является развитие предпринимательства как основы экономической устойчивости через формирование предпринимательского мышления и предпринимательских компетенций участников экономических процессов. Все большее количество людей в настоящее время стремятся использовать бизнес-знания для собственного развития.

Целью представленного исследования является выявление роли образовательных организаций в формировании предпринимательского мышления и повышении предпринимательской активности в обществе. Являясь по своей экономической сути структурными элементами институциональной инфраструктуры предпринимательства, образовательные организации повышают качество предпринимательской экосистемы. Это происходит за счет расширенного воспроизводства не только академических, но и бизнес-знаний.

Для решения поставленной задачи исследования автором статьи были использованы такие общенаучные и специальные методы, как метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, метод статистического обследования. Эмпирические материалы получены в результате проведенного автором анкетного обследования потенциальной предпринимательской активности студентов высших учебных заведений.

В результате исследования была предложена модель формирования предпринимательских компетенций учащихся образовательных организаций за счет реализации основных и дополнительных программ бизнес-образования на основе современных технологий.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, институциональная поддержка бизнеса, предпринимательские компетенции, предпринимательское образование, образовательные организации.

Введение

Современное предпринимательство представляет собой симбиоз бизнеса (т.е. ведения хозяйственной деятельности) и стратегического управления с учетом изменяющихся факторов развития, рисков предпринимательства, социальной ответственности перед обществом. При этом предприниматель — это инноватор, чья деятельность направлена на формирование, развитие и повышение конкурентных преимуществ, как своих, так и предпринимательской структуры. Современное предпринимательство расширяет свои границы, смещая акценты в социальную и экологи-

ческую сферу, меняя гендерные установки. Все большее количество людей стремятся использовать бизнес-знания для собственного развития.

В связи с этим актуальной задачей, стоящей перед современным обществом, является развитие предпринимательства как основы экономической устойчивости через формирование предпринимательского мышления и предпринимательских компетенций участников экономических процессов.

Не последнюю, а можно сказать, основополагающую роль в этом процессе играют высшие учебные заведения, являющиеся структурными элементами институциональ-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г. В. Плеханова.

ной инфраструктуры развития предпринимательства.

1. Портрет российского предпринимателя

Описывая предпринимательство, еще Й. Шумпетер заметил, что предпринимательская деятельность требует склонностей, присущей только лишь небольшой группе населения. Предпринимательство требует конкретного типа личности и поведения, которые отличаются от рационального поведения экономического человека. По Й. Шумпетеру, предприниматель — это лидер, готовый прорываться через обычные ограничения. Предпринимателей характеризует независимое стремление творить (вести предпринимательскую деятельность) ради самого процесса [Schumpeter, 2007].

Вступая в спор с Й. Шумпетером, можно утверждать, что предпринимательство — это вид деятельности, позволяющий индивиду обеспечивать себе достойное существование в имеющемся социально-экономическом континууме. Согласно исследованию Global Entrepreneurship Monitor (Global Report 2017/2018), почти 70% взрослого населения 54 стран полагают, что предпринимательство рассматривается как возможность повышения социального статуса индивида в

обществе [Global Entrepreneurship Monitor, 2017]. Однако, на наш взгляд, это утверждение является дискуссионным.

С определенной долей уверенности можно сказать, что большое количество людей не рождаются предпринимателями, а становятся ими. Занятие предпринимательской деятельностью для многих является вынужденной мерой, связанной с проявлением стимулов негативного характера: неудовлетворенность прежним видом деятельности, низкий уровень дохода, угроза потери рабочего места и т.д.

По данным национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016», достаточно большая часть предпринимателей (в 2016 г. — это 31%) относит себя к категории вынужденных предпринимателей (рис. 1), т.е. тех, кто занимается предпринимательской деятельностью в силу сложившихся обстоятельств. Но для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность, современному человеку уже недостаточно только врожденных способностей, ему требуются актуальные знания об окружающей социально-экономической среде, навыки использования диагностических экономико-управленческих инструментов, владение технологиями, способствующими развитию и продвижению бизнеса, умением выстраивать эффектив-

■ ■

32

36

39

31

65

2006 2007 2003 2009 2010 ■ Добровольные предприниматели

2011 2012 2013 2014 2016 ■ Вынужденные предприниматели

Источник: Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2016» Рис. 1. Мотивация к предпринимательской деятельности Fig. 1. Motivation to business activity

ные коммуникации, т.е. все тем, что называется предпринимательской компетенцией.

Однако необходимо отметить, что развитие предпринимательства осуществляется неоднозначно. Можно выделить ряд факторов, оказывающих как позитивное влияние на развитие предпринимательской деятельности и предпринимательских способностей человека, так и негативное. Наиболее сильное влияние на развитие предпринимательства наряду с такими факторами, как развитость инфраструктуры предпринимательства, существующие культурные и социальные нормы, динами-

ка развития рынка, оказывает фактор получения образования (рис. 2).

Если составить «портрет» российского предпринимателя, его средний возраст составит 39 лет. Возраст типичного раннего предпринимателя — 36 лет, причем менее 40% ранних предпринимателей имеют высшее образование (по состоянию на 2016 г.). Владельцы устоявшегося бизнеса старше, их средний возраст составляет 43 года, более 50% из них имеют высшее образование (табл. 1).

В российской практике одной из проблем развития предпринимательства является

Источник: Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2016».

Рис. 2. Среднее значение экспертных оценок факторов развития предпринимательства в России, 2016 Fig. 2. Average value of expert estimates of Russia business development, 2016

Таблица 1. Распределение предпринимателей по уровню образования Table 1. Distribution of entrepreneurs by level of education

Год Ранние предприниматели Устоявшиеся предприниматели

С высшим образованием Со средним образованием С высшим образованием Со средним образованием

2010 29,0 66,7 32,6 65,2

2011 41,6 48,6 43,6 50,7

2012 36,3 54,5 37,5 58,3

2013 47 50,4 49,3 47,8

2014 37,6 53,8 44,3 40,5

2016 39,2 48,8 52,3 43,9

Источник: Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2016».

низкое самосознание предпринимателей. Предприниматели не ощущают себя настоящей социально значимой силой, а стремления по созданию положительного имиджа предпринимателя не имеют существенных результатов [Булатова, 2015].

Анализ показывает, что современный представитель малого бизнеса — это в основном самоучка, что не позволяет ему быть движущей и конкурентоспособной силой социально-экономических процессов [Кашпаров, 2010].

По данным Global Entrepreneurship Monitor, многие люди (особенного молодого возраста) предпочитают получать не системное образование университетского уровня, а приобретать навыки, необходимые для того, чтобы начать свой собственный бизнес и стать успешным предпринимателем [Global Report 2017/2018]. Отсюда вытекает проблема «научения» предпринимательским навыкам.

Автором данного исследования было проведено анкетное обследование потенциальной предпринимательской активности студентов высших учебных заведений. В качестве респондентов были привлечены студенты экономических вузов 3-4 курса бакалавриата и 2 курса магистратуры. В числе большого коли-

чества вопросов о необходимости высшего образования в целом и предпринимательского образования в частности им были заданы вопросы относительно перспектив развития их предпринимательской активности:

A) После окончания ВУЗа на каких позициях Вы планируете заниматься профессиональной деятельностью?

Б) Потребуются/требуются ли Вам навыки ведения бизнеса (предпринимательские компетенции) при осуществлении своей профессиональной деятельности

B) Как Вы считаете, предпринимательские способности — это врожденное качество человека или ими можно овладеть в процессе обучения либо практической деятельности?

Результаты опроса 408 студентов приведены ниже.

55% студентов после окончания вуза планируют заняться собственным бизнесом (а некоторые уже ведут предпринимательскую деятельность и сейчас). Остальные студенты предполагают работать в корпоративных и государственных структурах (рис. 3).

Однако практически все (96%) заявили, что при осуществлении профессиональной деятельности в независимости от направле-

Источник: составлено автором по материалам собственного исследования.

Рис. 3. Предпринимательский потенциал студентов вузов Fig. 3. Enterprise potential of students

ния (государственная служба, корпоративное управление, собственный бизнес) им потребуются навыки ведения бизнеса и соответствующие предпринимательские компетенции.

На вопрос о предпринимательских способностях 61,1% респондентов ответил, что ими можно овладеть в процессе обучения (рис. 4).

Оценка важности каждой составляющей предпринимательских способностей представлена на рис. 5. Для оценки респондентам был предложен следующий перечень компонент, описывающих предпринимательские компетенции: креативность (creativity); поиск и использование возможностей (opportunity identification); самоэффективность (self-efficacy); уверенность в себе (self-confidence); коммуникации (communication); лидерство (leadership); принятие решений (decision making); инновации (innovation); ответственность (responsibility); сотрудничество (collaboration); генерация идей (ideas generation); решение проблем (problemsolving); независимость (autonomy); умение вести переговоры (negotiation); решение задач через социальное и профессиональное

взаимодействие (networking) [Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives (2015). Final Report].

Таким образом, проведенное исследование показало, что выпускникам образовательных организаций необходимо предпринимательское образование в процессе получения базовых компетенций.

2. Предпринимательские компетенции и конкурентные преимущества предпринимательских структур

Определяя пути развития своих конкурентных преимуществ, любая предпринимательская структура сталкивается с проблемой формирования определенного набора компетенций, позволяющих ей (предпринимательской структуре) эти конкурентные преимущества получить. В рамках одной предпринимательской структуры формирование компетенций может происходить одновременно на двух уровнях: частном и общем (рис. 6).

I Предпринимательские способности - врожденное качество

I Предпринимательскими способностями можно овладеть в процессе обучения

Источник: составлено автором по материалам собственного исследования.

Рис. 4. Соотношение респондентов, считающих, что предпринимательскими способностями можно

овладеть в процессе обучения Fig. 4. A ratio of the respondents who consider that enterprise abilities can be received

in the course of training

Решение задач через социальное и профессиональное Креативность 10 Поиск и использование

взаимодействие

Умение вести переговоры / f 6 — J— 2— f 0 \ Самоэффективность

Независимость ^^^ » Уверенность в себе

Решение проблем 1 ^^^ Коммуникации

Генерация идей ^^ / Лидерство

Сотрудничество Принятие решений

Инновационный подход к реализации бизнес-идей

Ответственность

Источник: составлено автором по материалам собственного исследования.

Рис. 5. Контур предпринимательских компетенций Fig. 5. Contour of enterprise competences

Автономное развитие компетенций (удовлетворение частных интересов отдельных работников в формировании и повышении своих конкурентных преимуществ на рынке труда за счет приращения знаний, умений, навыков, полномочий)

Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур на основе формирования компетенций

^Корпоративное развитие компетенции^^ (предопределеяется связанностью и всеобщностью частных социально-экономических интересов всех субъетов трудовой деятельности, готовностью организации взять на себя обязательство по

созданию необходимых условий для поддержания конкурентных преимуществ на рынке в интересах достижения целей и ^^^ реализации миссии

Источник: составлено автором на основе [Сорвина, 2010].

Рис. 6. Компетенции как основа управления конкурентоспособностью предпринимательских структур Fig. 6. Competences as basis of management of competitiveness of enterprise structures

Корпоративное развитие компетенций представляет собой формирование компетенций персонала на уровне, необходимом предпринимательской структуре для реализации стратегии и для достижения основных целей деятельности: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных. Автономное развитие компетенций предполагает совершенствование профессиональных характеристик конкретного индивида.

Достижение эффективного стратегического управления предпринимательской структурой должно строиться на комплексе взаимосвязанных стратегических решений, обусловленных применением компетент-ностного подхода (рис. 7).

Необходимо отметить, что вопросу формирования предпринимательских структур и предпринимательских компетенций посвящено достаточно большое количество современных исследований. Широкий и глубокий терминологический анализ понятийного аппарата, связанного с категориями «компетенция» и «компетентность», представлен в работе Е. А. Серебренниковой [Серебренникова, 2014]. Автор выделяет различия между этими дефинициями: «компетентность» относится к личности и отражает соответствие личности требованиям профессиональной сферы, «компетенция» представляет собой область вопросов, ко-

торые уполномочен решать специалист с определенным набором компетенций.

Контент-анализ научных трудов, посвященных проблемам формирования предпринимательских компетенций, выявил тот факт, что формирование компетенций, в том числе и предпринимательских, в российской практике рассматривается преимущественно в рамках исследований по педагогическим наукам [Гатиятуллин, 2009; Матвеева, 2001; Сулаева, 2011 и др.]. Экономическую базу компетентностного подхода закладывали в своих трудах в основном зарубежные исследователи. В табл. 2 представлен краткий анализ различных подходов к формированию компетенций, составленный российскими исследователями Е. А. Девяткиным и С. В. Ласковец, дополненный автором российским подходом.

На основе обобщения набора компетенций, необходимых предпринимательским структурам для формирования конкурентных преимуществ [Кэмпбелл, Саммерс, 2004; Лафли, Мартин, 2014], и набора предпринимательских компетенций, необходимых каждому конкретному индивиду, осуществляющему предпринимательскую деятельность, автором была проведена систематизация и группировка компонент и предложена матрица предпринимательских компетенций (рис. 8). Первый уровень представленной матрицы составляют базовые

Ключевые компетенции

являются источниками конкурентных преимуществ

Одним из конкурентных преимуществ является умение учиться быстрее, чем конкуренты

Стратегия компании

направлена на усиление и создание внутренних и

внешних компетенций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором.

Рис. 7. Компетенции как основа конкурентных преимуществ Fig. 7. Competences as basis of competitive advantages

Таблица 2. Краткая сравнительная характеристика подходов к формированию компетенций Table 2. Brief comparative characteristics of approaches to the formation of competencies

Школа/параметр сравнения Представители Фокус рассмотрения Группы рассматриваемых компетенций

Американская школа (поведенческий подход) Р. Уайт, Д. Макклел-ланд, Л. М. Спенсер-мл., С. М. Спенсер Свойства личности Межличностные, информационные, системные и технологические компетенции

Английская школа (функциональный подход) Г. Читхэм, Д. Чивер Определение роли конкретной должности в организации Функциональные, личностные, познавательные, этические, мета-компетенции

Французская школа (многомерный подход) Habbabj, Besson, Klarsfeld Действующая экосистема Экосистема в развитии

Немецкая школа (целостный подход) С. Адам, Г. Влумен-штейн Знания, опыт и поведенческие характеристики «Компетенции действия» в терминах сферы деятельности или предметных компетенций, социальные компетенции

Российская школа* (интеллектуальный подход) *(разработано автором) А. М., Асалиев, С. В. Ласковец, Л. Н. Орлова, Л. С. Леонтьева Умение осваивать новые технологии, самообучение «Интеллектуальный характер» компетенций: компетенции - основа интеллектуального капитала

Источник: разработано автором на основе [Девяткин, Ласковец, 2014].

• Поиск и использование возможностей

■Принятие решений

• Ответственность

• Независимость

• Уверенность в себе

» Решение проблем » Умение вести перегово^ » Самоэффективность

Инновации Генерация идей Сотрудничество

Коммуникации Креативность Решение задач через социальное и профессиональное взаимодействие

Источник: составлено автором.

Рис. 8. Структура предпринимательских компетенций Fig. 8. Structure of enterprise competences

компетенции (общий менеджмент и финансы, исследования и разработки, операции, маркетинг), формирующие конкурентные преимущества предпринимательских струк-

тур. Второй уровень — это предпринимательские компетенции индивидов.

Таким образом, важной задачей развития предпринимательства является формирова-

ние предпринимательских компетенций как можно большего количества участников экономических процессов. И первостепенную роль в этом должны играть образовательные организации.

3. Образовательные организации как институциональные формы поддержки предпринимательства. Образовательный рычаг

О роли образования и знаний в развитии общества говорилось и говорится многое. То, что образование закладывает тренд будущего социально-экономического развития, подтверждается историческими фактами. Т. Веблен о роди академического обучения писал следующее: «С той целью, чтобы в грядущем поколении мог сохраниться подходящий образ мысли по тем или иным вопросам, в общепризнанную систему общественной жизни, получая санкцию здравого смысла общества, включается академическое обучение. Формируемый таким образом под руководством преподавателей и академических традиций образ мысли имеет экономическое значение — как влияющий на полезность индивида — не менее реальное, чем экономическое значение образа мысли, формирующегося без такого руководства в школе повседневной жизни» [Веблен, 1899, 2017, С. 334].

Ф. фон Хайек, в свою очередь, говорил о проблеме использования знания, которое не дано никому во всей его полноте: «Специфический характер проблемы рационального экономического порядка обусловлен именно тем, что знание обстоятельств, которыми мы должны пользоваться, никогда не существует в концентрированной или интегрированной форме, но только в виде рассеянных частиц неполных и зачастую противоречивых знаний, которыми обладают все отдельные индивиды. Таким образом, экономическая проблема общества — это ... как обеспечить наилучшее использование ресурсов, известных каждому чле-

ну общества, для целей, чья относительная важность известна только этим индивидам» [Хайек, 1945, 2011].

Далее рассмотрим, какую роль играют образовательные организации в формировании предпринимательских компетенций и качества предпринимательской экосистемы.

Под экосистемой предпринимательства в общем смысле понимается совокупность связанных с предпринимательством экономических субъектов, которые официально или неофициально взаимодействую друг с другом с целью создания, управления и развития предпринимательской среды. В состав экосистемы предпринимательства входят непосредственно предпринимательские структуры, финансовые организации и банки, организации государственного сектора, образовательные организации, венчурные фонды и т.д. И если первые являются ядром предпринимательской экосистемы, то вторые являются элементами институциональной структуры предпринимательства.

Идентифицируя образовательные организации как элементы институциональной инфраструктуры предпринимательства, необходимо рассмотреть их сущность, характер деятельности и роль в развитии предпринимательства с точки зрения институциональной теории.

Согласно К. Поланьи, национальное хозяйство представляется как институционально оформленный процесс, что придает ему внутреннее единство и стабильность, порождает структуру, наделенную в обществе конкретной функцией, изменяя место хозяйственного процесса в обществе, придавая тем самым большую значимость истории, концентрируя внимание на ценностях, мотивах и проводимой политике [Поланьи, 2004]. Институционализм постепенно из теории внедряется в управленческую практику, учитывает большое количество неэкономических факторов, ориентируется на управление изменениями [Фролов, 2013].

Институциональное направление экономики представляет собой разноплановое

течение, его представители уделяют внимание различным факторам, влияющим на экономику. Начиная с ранних институцио-налистов (Т. Веблена, Г. Мюрдаля, У. Ком-монса), институт как система формальных и неформальных правил стал рассматриваться как основа взаимоотношений между участниками социально-экономических отношений. Так, например, Т. Веблен считал, что необходимо в экономическую теорию включать социальную психологию, объясняющую мотивы поведения людей. Д. Коммонс рассматривал проблемы права и психологии в экономике, выделяя судебные нормы как инструмент разрешения социальных противоречий.

Институты определяют социально-экономическую устойчивость всех процессов, поскольку формируют своеобразный остов, основу общества (институциональную матрицу) как триединство форм экономики, права и политики. Сформировавшаяся институциональная матрица общества, дополненная механизмами институционального воздействия, обеспечивает горизонтальное и вертикальное взаимодействие конкретных субъектов экономики [Истомин, 2009].

Современный институционализм основывается на предположении, что институты не только оказывают значимый вклад в развитие экономики, но и поддаются исследованию [Coase, 1984]. Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь [Норт, 1997].

В качестве основных институциональных форм поддержки предпринимательства и инструментов регулирования процессов развития предпринимательской активности в стране является применение различных рычагов, являющихся неотъемлемой частью хозяйственного механизма и позволяющих осуществлять релевантное воздействие на объекты и процессы, а также проводить измерение результатов этого воздействия. Основными рычагами воздействия на предпринимательскую активность являются: государственный рычаг (механизмы государ-

ственно-частного партнерства, развитие венчурного финансирования), налоговый и правовой рычаг, информационный рычаг, финансовый рычаг, инфраструктурный рычаг (технопарки, бизнес-инкубаторы), образовательный рычаг.

В качестве примера воздействия государственного рычага можно привести программу поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемую Минэкономразвития России совместно с субъектами РФ. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства (центры поддержки предпринимательства, центры инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторы и т.д.) — это пример воздействия инфраструктурного рычага. Поддержка кредитования субъектов малого и среднего бизнеса — программа 6,5 — пример финансового рычага. Создание центров компетенций, оказывающих комплексные услуги для бизнеса на разных стадиях его развития (в настоящее время функционирует 390 центров по регионам РФ), создание информационной системы «Бизнес-навигатор МСП», охватывающей 17 городов РФ, — это примеры воздействия информационного рычага.

Как работает образовательный рычаг и в чем проявляется роль образовательных организаций при реализации предпринимательского образования? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, какие трансформации происходят сегодня в образовательной среде, какие тенденции присутствуют, какие направления развития являются перспективными.

Необходимо отметить, что эволюция университетов тесно связана с общественным развитием. На смену классическим университетам пришли бизнес-университеты, которые в настоящее время трансформируются в инновационные университеты (комплексы, органично сочетающие образовательные и научные процессы, результаты которых востребованы бизнес-структурами) [Тихомирова и др., 2012]. Тенденция развития современного общества — пре-

вращение знаний в капитал. В связи с этим можно выделить и основные тенденции в развитии образовательных организаций [Тихомирова и др., 2012]:

1) развитие концепции непрерывного образования, «образования на протяжении всей жизни»;

2) смещение приоритетов от прямого группового обучения к системе индивидуально-ориентированного обучения;

3) применение инновационных методов в образовательном процессе;

4) использование информационных технологий в образовательном процессе;

5) интернационализация образования.

С точки зрения превращения знаний в

капитал, актуальными проблемами развития общества, а также задачами, требующими релевантных решений, является интеграция усилий образования, государства и бизнеса при подготовке специалистов под потребности экономики.

Запуск механизма «тройной спирали», когда три традиционные сферы — государство, бизнес и образование — перестают выполнять только свои традиционные функции и начинают выполнять функции других сфер, позволяет осуществлять расширенное воспроизводство как академических и фундаментальных, так и бизнес-знаний.

Подготовку предпринимателя целесообразно осуществлять в едином образовательном процессе путем интеграции базового профессионального и дополнительного (предпринимательского) образования. Для обеспечения данного образовательного процесса целесообразно применять следующие методологические подходы [Серебренникова, 2012]:

- системно-деятельностный, предполагающий рассмотрение объектов как систем, изучение внешних и внутренних свойств и качеств;

- личностно-деятельностный, предполагающий, что в процессе формирования компетенций предпринимательской деятельности применяются принципы инди-

видуализации и природосообразного образования, а также формы и методы работы с обучающимися, которые стимулируют личную, интеллектуальную активность, готовность творчески мыслить, генерировать идеи, превращая их в новые технологии, самостоятельно достигать цели, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть готовым принять на себя ответственность, умело реагировать на различные жизненные ситуации;

- компетентностный, предполагающий интегрированное сочетание знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, единство теоретического знания и практической деятельности;

- интегративный, рассматривающий образование как процесс межпредметной, внутрипредметной, межличностной и вну-триличностной интеграции;

- аксиологический, заключающийся в выявлении и обосновании необходимых для жизни в современном обществе ценностей, а также путей их целенаправленного формирования.

Роль образовательных организаций как институциональных форм поддержки предпринимательства заключается в реализации парадигмы Life-long Learning, которая возможно только на базе научной платформы университетов, поскольку именно университеты не только формируют профессиональные базовые компетенции, но и обеспечивают их развитие и трансформацию в предпринимательские способности за счет реализации программ бизнес-образования (рис. 9).

Таким образом, проявление эффекта образовательного рычага заключается в целенаправленном воздействии / непосредственном формировании базовых профессиональных компетенций, предпринимательских компетенций и предпринимательского мышления, формировании предпринимательских взаимоотношений и культуры предпринимательства. Бизнес-образование (entrepreneurship education) выполняет

Предпринимательская активность

Формирование базовых профес- Формирование предпринима- Формирование предприниматель' сиональных компетенций тельских компетенций и пред- ских взаимоотношений и культуры

принимательского мышления предпринимательства

>

Формирование компетенций по поиску и использованию возможностей, навыков повышения самоэффективности и уверенности в себе

Формирование комплиментарных умственных способностей, связанных с креативным мышлением, инновацион-ностью, воображением и изобретательностью

Формирование навыков решения проблем, умения вести переговоры, решения задач через профессиональное и социальное взаимодействие

Интеграционная образовательная среда с интеллектуальной составляющей

- создание интегрированного информационного пространства (цифрового контента); - использование инструментов коллективной работы в сети при выполнении проектов; - интеграция и распространение лучших практик в области разработки и применения сквозных технологий; распространение активных подходов к обучению (создание профессиональных сообществ, использование облачных вычислений, сбор и визуализация глобальные данные большому числу пользователей)

Образовательные организации

обеспечивают:

I -■

Слушатели получают:

построение на модульной основе проектных курсов;

интеграцию мультивендорного образовательного контента в образовательные программы; встраивание в учебные дисциплины сертификационных курсов

распределенный доступ к учебно-методическим материалам;

взаимодействие с преподавателями для обсуждения возникающих в ходе обучения вопросов; участие в разработке и актуализации учебно-методического контента

Формируются бизнес-компетенции

Креативность (creativity), поиск и использование возможностей (opportunity identification), самоэффективность (self-efficacy),

уверенность в себе (self-confidence), коммуникации (communication), лидерство (leadership), принятие решений (decision making), инновации (innovation), ответственность (responsibility), сотрудничество (collaboration), генерация идей (ideas generation), решение проблем (problem-solving), автономия (autonomy), переговоры (negotiation), решение задач через социальное и

профессиональное взаимодействие (networking)

s S

3 =

0 3

1

о

В

s S 3

я а s

I

о

в

Применение схем поддержки малого и среднего бизнеса, снижение бюрократических барьеров, реализация программ развития предпринимательства

Развитие новых видов предпринимательства (молодежного, женского и проч.), применение цифровых технологий для создания новых продуктов и услуг

Развитие множественного интеллекта (широкой совокупности знаний не только научных, но и общественно-обусловленных)

о

S =

я в о

M

я а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о s я

и

î>

Life-Long Learning

Источник: составлено автором.

Рис. 9. Модель формирования предпринимательских компетенций Fig. 9. Model of formation of enterprise competences

функцию по развитию дополнительных знаний и умений индивида в контексте создания нового предприятия или развития существующего бизнеса.

Список литературы

1. Асалиев А. М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. № 6 (102). С. 67-76.

2. Асалиев А. М, Забелина О. В. Непрерывное образование как фактор экономического и социального развития страны // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 210.

3. Булатова И. Внедрение инновационной модели экономики как фундамента развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика устойчивого развития. 2015. № 3. С. 78-85.

4. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер. с англ. / вступ. ст. и примеч. С. Г. Сорокиной; общ. ред. В. В. Мотылева. 5-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2017. С. 334.

5. Девяткин Е. А, Ласковец С. В. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов // Экономика, статистика, информатика. 2014. № 6. С. 3-8.

6. Истомин С. В. Природа институционального механизма // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. 2009. № 1. Вып. 17. С. 46-58.

7. Кашпаров Д. В. Организационная модель оценки влияния среднего профессионального образования на развитие конкурентоспособности малого предпринимательства в регионе // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 9. С. 133-140.

8. Кэмпбелл Э, Саммерс Л. К. Стратегический синергизм. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.

9. Лафли А, Мартин Р. Игра на победу. Как стратегия работает на самом деле. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Не-стеренко; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала»,1997.

11. Орлова Л. Н. Основные принципы и подходы к управлению устойчивым инновационным развитием экономических систем // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 3-9.

12. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В. В. Радаев; пер. М. С. Добряковой и др. М.: РОС-СПЭН, 2004. С. 82-104.

13. Серебренникова Е. А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. 2012. № 2 (02). С. 36-38.

14. Серебренникова Е. А. Проблема формирования понятия предпринимательская компетентность // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 3. С. 144-151.

15. Сорвина Т. А. Корпоративная компетенция как основа развития конкурентных преимуществ предпринимательских структур // Ученые записки Санкт-

Петербургской академии управления и экономики. 2010. № 2 (28). С. 58-61.

16. Управление качеством образовательной деятельности = Quality Management of Educational Activities / под ред. Н. В. Тихомировой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

17. Фролов А. П. Концептуальные проблемы институционального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 3-7.

18. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок / пер. с англ. О. А. Дмитриевой; под ред. Р. И. Капелюш-никова. Челябинск: Социум, 2011. С. 94.

19. Coase R. H. The new Institutional Economics // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1984. Vol. 140. No. 1. P. 231.

20. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives (2015). Final Report. European Commission, Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies [Electronic resource]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu.

21. Global Entrepreneurship Monitor. Global Report 2017/2018 [Electronic resource]. URL: https://www.gemconsortium.org.

22. Schumpeter J. Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy. М.: ЭКСМО, 2007.

References

1. Asaliyev A. Formirovanie professional'nyh kompetencij rabotnikov pod potrebnosti cifrovoj ehkonomiki [Formation of professional competences of workers under requirements of digital economy]. Vestnik Rossijskogo ehkonomi-cheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova — Messenger of PRUE, 2018, no. 6 (102), pp. 67-76.

2. Asaliev A. M., Zabelina O. V. Nepreryvnoe obrazovanie kak faktor ehkonomicheskogo i social'nogo razvitiya stra-ny [Lifelong learning as a factor in the economic and social development of the country]. Ekonomika ustojchivogo razvitiya — Economy of sustainable development, 2012, no. 9, p. 210.

3. Bulatova I. Vnedrenie innovacionnoj modeli ehko-nomiki kak fundamenta razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [Implementation of innovative model of economy as the foundation for the development of small and medium entrepreneurship in Russia]. Eko-nomika ustojchivogo razvitiya — Economy of sustainable development, 2015, no. 3, pp. 78-85.

4. Veblen T. Teorija prazdnogo klassa [Theory of an idle class]. Moscow «LIBROKOM», 2017.

5. Devyatkin E., Laskovets S. Rol1 vuzov v razvitii predprinimatel'skih kompetencij studentov [The role of higher education institutions in development of enterprise competences of students]. Ekonomika, statistika, informati-ka — Economy, statistics, informatics, 2014, no. 6, pp. 3-8.

6. Istomin S. Priroda institucional'nogo mekhanizma [Nature of the institutional mechanism]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika — Messenger of the CSU. Economy, 2009, no. 1, pp. 46-58.

7. Kashparov D. Organizacionnaya model1 ocenki vliyani-ya srednego professional'nogo obrazovaniya na razvitie konkurentosposobnosti malogo predprinimatel'stva v re-gione [Organizational model of assessment of the impact of secondary professional education on development of competitiveness of small business in the region]. Vestnik Rossi-jskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta — Bulletin of the RSU of I. Kant, 2010, no. 9, pp. 133-140.

8. Campbell E., Summers L. K. Strategicheskij sinergizm [Strategic synergism]. SPb.: PITER, 2004.

9. Lafli A., Martin R. Igra na pobedu. Kak strategiya rabotaet na samom dele [Game for victory. As strategy works actually]. M.: Mann, Ivanov and Ferber, 2014.

10. Nort D. Instituty, institucionaínye izmeneniya i funk-cionirovanie ehkonomiki [Institutes, institutional changes and functioning of the economy / trans. from English by A. N. Nesterenko; foreword. and scientific. ed. B. Z. Milner]. M.: Fund of economic book «NACHALA», 1997.

11. Orlova L. Osnovnye principy i podhody k upravleniyu ustojchivym innovacionnym razvitiem ehkonomicheskih sistem [Basic principles and approaches to management of the sustainable and innovative development of economic systems]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom — Management in Russia and in abroad], 2016. № 3. pp. 3-9.

12. Polanya K. EHkonomika kak institucional'no oformlennyj process [Great transformation // Western economic sociology: a textbook of contemporary classics / comp. and scientific. edited by V. V. Radaev; transl. by M. S. Dobryako-va]. Moscow, HSE, 2006.

13. Serebrennikova E. Metodologicheskie podhody k formirovaniyu kompetencij predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Problem of formation of a concept enterprise competence]. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya — Messenger of the CSPU, 2014, no. 3, pp. 144-151.

14. Serebrennikova E. Problema formirovaniya ponyatiya predprinimatel'skaya kompetentnost' [Methodological approaches to formation of competences of business activity]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo peda-

gogicheskogo universiteta — Innovative development of professional education, 2012, no. 2 (02), pp. 36-38.

15. Sorvina T. Korporativnaya kompetenciya kak osnova razviti-ya konkurentnyh preimushchestv predprinimatel'skih struktur [Corporate competence as basis of development of competitive advantages of enterprise structures]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskoj akademii upravleniya i ehkonomiki — Scientific notes of the St. Petersburg academy of management and economy, 2010, no. 2 (28), pp. 58-61.

16. Upravlenie kachestvom obrazovatei noj deyatel'nosti [Quality Management of Educational Activities]. Moscow. UNITY-DANA, 2012.

17. Frolov A. Konceptual'nye problemy institucional'nogo menedzhmenta [Conceptual problems of institutional management]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom Management in Russia and abroad, 2013, no. 2, pp. 3-7.

18. Hayek F. Individualizm i ehkonomicheskij poryadok / per. s angl. O. A. Dmitrievoj; pod red. R. I. Kapelyushnikova [Individualism and economic order]. Chelyabinsk: Society, 2011.

19. Coase R. H. The new Institutional Economics. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 1984, vol. 140, No. 1, p. 231.

20. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives (2015). Final Report. European Commission, Joint Research Centre, Institute for Prospective Technological Studies [Electronic resource]. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu.

21. Global Entrepreneurship Monitor. Global Report 2017/2018 [Electronic resource]. URL: https://www.gemconsortium.org.

22. Schumpeter J. Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy. Moscow, EKSMO, 2007.

Zaytseva A. S., Director of Center of the development of additional vocational education Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, as.zaytseva@mail.ru

Educational organizations as institutional forms of entrepreneurship development

The relevant task facing modern society is business development as bases of economic stability. It's possible through formation of enterprise thinking and enterprise competences in economics. Business knowledge for own development seeks to use increasing number of people now.

The purpose of the research is identification of a role of the educational organizations in formation of enterprise thinking and increase in enterprise activity in society. Being structural elements of institutional business infrastructure, the educational organizations increase quality of enterprise ecosystem. It occurs due to expanded reproduction academic and business knowledge.

Some general scientific and special methods were used by the author for the solution of the objectives (method of the system analysis, method of the retrospective analysis, methods of statistical inspection). Empirical materials are received as a result of the questioning of students of higher educational institutions. The research of potential enterprise activity is executed by the author.

As a result of a research the model of formation of enterprise competences was offered. The model includes the main and additional programs of business education based on modern information and educational technologies.

Keywords: entrepreneurship, small business, institutional support of business, enterprise competences, enterprise education, educational organizations.

About author:

Zaytseva A. S., Director of Center of the development of additional vocational education For citation:

Zaytseva A. S. Educational organizations as institutional forms of entrepreneurship development Journal of Modern Competition, 2019, vol. 13, no. 1(73), pp. 106-119 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.