Научная статья на тему 'Обучение ведению бизнеса как форма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства'

Обучение ведению бизнеса как форма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева А.С.

В настоящее время перед государством стоит большая задача превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития. Важным направлением развития бизнеса является обучение ведению бизнеса получению соответствующих знаний о деятельности малого и среднего предпринимательства. Обучение ведению бизнеса оказывает достаточно сильное влияние на развитие предпринимательства наряду с такими факторами как развитость инфраструктуры предпринимательства, существующие культурные и социальные нормы, динамика развития рынка. Целью представленного исследования является обоснование необходимости развития предпринимательских способностей, в том числе на основе реализации программ обучения предпринимательству и навыкам ведения бизнеса. В качестве методов исследования были использованы такие общенаучные и специальные методы, как метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, статистические методы исследования данных. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми аналитическим данными Федеральной службы государственной статистики, Национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016», данных Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы. В качестве предложений в рамках данного исследования выдвинут ряд предложений по реализации программ обучения ведению бизнеса в рамках реализации целевых программ поддержки предпринимательства на микро, мезо и макроуровнях. Ключевые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение ведению бизнеса как форма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Обучение ведению бизнеса как форма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

сч £

Б

а

2 ©

Зайцева А.С.

Директор центра развития дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», as.zaytseva@mail.ru

В настоящее время перед государством стоит большая задача - превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития. Важным направлением развития бизнеса является обучение ведению бизнеса - получению соответствующих знаний о деятельности малого и среднего предпринимательства. Обучение ведению бизнеса оказывает достаточно сильное влияние на развитие предпринимательства наряду с такими факторами как развитость инфраструктуры предпринимательства, существующие культурные и социальные нормы, динамика развития рынка. Целью представленного исследования является обоснование необходимости развития предпринимательских способностей, в том числе на основе реализации программ обучения предпринимательству и навыкам ведения бизнеса. В качестве методов исследования были использованы такие общенаучные и специальные методы, как метод системного анализа, метод ретроспективного анализа, статистические методы исследования данных. Эмпирические материалы исследования представлены открытыми аналитическим данными Федеральной службы государственной статистики, Национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016», данных Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы.

В качестве предложений в рамках данного исследования выдвинут ряд предложений по реализации программ обучения ведению бизнеса в рамках реализации целевых программ поддержки предпринимательства на микро-, мезо- и макроуровнях.

Ключевые слова: Предпринимательство, малый и средний бизнес, предпринимательские компетенции, обучение предпринимательству.

Основной вклад в экономику России вносит в настоящее время крупный бизнес. Но именно малое и среднее предпринимательство является важным сегментом развития экономической системы, на котором и должна строиться экономика, как, например, это осуществляется в зарубежных странах.

Малый и средний бизнес является достаточно гибкой формой хозяйствования, который динамично реагирует на изменения, которые происходят на рынке, также способен активно формировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая влияние на повышение эффективности экономики. Но на современном этапе в России уровень малого и среднего предпринимательства (МСП), который, безусловно, приносит все больше доходов в бюджет, пока еще не соответствует потребностям экономики всей страны. Перед государством стоит большая задача - в качестве основного драйвера экономического развития использовать экономический потенциал малого и среднего бизнеса. Также роль предпринимательства важна не только в том, чтобы обеспечить высокие темпы экономического развития, но и сформировать высокий уровень социальной культуры, сформировать средний класс как базис экономики [8].

В 2018 году доля малых и средних предприятий в ВВП Российской Федерации достаточно сильно отстает от аналогичных показателей ряда зарубежных стран. В России этот показатель составляет чуть больше 20%. В свою очередь в таких странах как Италия, Нидерланды, Норвегия, Израиль, Финляндия данный показатель превышает 60% (рисунок 1).

Задачу, которую поставил В. Путин, это увеличение роста экономики темпами не ниже среднемировых. Для решения этой задачи обязательно необходимо увеличение доли МСП в валовом внутреннем продукте. Соответственно малому и среднему бизнесу в решении важной задачи, поставленной президентом, отводится не просто большая, а даже фундаментальная роль. С целью развития МСП государство должно оказывать соответствующую поддержку.

Поддержка государства развитию малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках федеральных программ и различных региональных проектов. Основным документом, который устанавливает формы данной поддержки, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором в качестве основных форм поддержки МСП определены следующие: финансовая и имущественная поддержка, консультационная и информационная поддержка, поддержка в области подготовки квалифицированных кадров, поддержка в области инноваций, промышленного производства и внешнеэкономической деятельности.

Очень важным направлением успешного развития бизнеса - это обучение ведению бизнеса - получение соответствующих знаний о деятельности малого и среднего предпринимательства. Из-за нехватки специальных знаний и умений развитие предпринимательства может не оказывать положительного эффекта на экономический рост [4].

Необходимо отметить, что большинство предпринимателей, которые начинают свой бизнес, не имеют ни экономического образования, ни теоретических знаний об экономике и бизнесе. Специфику ведения бизнеса они узнают в процессе развития своего предприятия. При этом отсутствие же необходимых знаний в большинстве случаев сказывается на качестве ведения бизнеса отрицательно. Ответственность за ведение бухгалтерского учета, возлагается на самого индивидуального предпринимателя, а в случае работы юридического лица - на директора предприятия. Поэтому необходимо владеть базовыми знаниями, которые помогут правильно выбрать нишу рынка, определить целевой сегмент потенциальных потребителей, выяснить, есть ли конкуренты и какие существуют барьеры для входа на рынок.

Но почему же возникает проблема в недостаточности знаний у предпринимателей? Можно выделить несколько причин:

Рисунок 1 - Вклад малых и средних предприятий в ВВП страны Источник: Росстат.

Личное знакомство с предпринимателем ТО

Решение социальных проблем бизнесом

Легкость создания -

Инфо|>мация в СМИ

; i.rv предпринимателя ■ Не имеющие предпринимательских способностей

Ьллог||>ич гные условия

Страх провалj

Предпочтение общего

сип дар и ми .1

Карьера предпринимателя —Имеющие предпринимательские способности

Рисунок 2 - Оценка характеристик восприятия предпринимательства в России респондентами с разной оценкой предпринимательских способностей, 2016, %

Источник: Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016»

недостаточно уровнем знании по организации и ведению бизнеса.

2. Быстрая потеря актуальности знаний. Сегодня любая сфера деятельности является достаточно динамичной. Современный специалист должен уметь быстро приспосабливаться к новым условиям, а также получать новые навыки и умения и осваивать новые технологии. В связи с этим возникает необходимость постоянного обновления имеющих знаний, а также получения новых профессиональных компетенций.

3. Недостаточное количество времени на обучение. Много, кто из предпринимателей не готовы тратить время на обучение, а также не имеют возможности приходить на обучение в образовательные организации в виду своей большой занятости.

Согласно исследованию, проведенному исследовательской группой Института «Высшая школа менеджмента» (г. Санкт-Петербург) в рамках проекта «Гло-

Рисунок 3 - Направления поддержки МСП Источник: составлено автором

1. Отсутствие базового бизнес-образования. Например, сегодня в активно развивающуюся информационную сферу приходят много предпринимателей, которые имеют базовое образование по ИТ-специальности, но при этом имеют

бальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), уровень предпринимательских способностей влияет на восприятие предпринимательства и оценку возможностей для ведения бизнеса (рисунок 2).

Респонденты, которые считают, что обладают предпринимательскими навыками и компетенциями более позитивно оценивают возможности для предпринимательского старта и реализации своих бизнес-идей.

Необходимо отметить, что международная практика обучения предпринимателей (как начинающих, так и действующих) основывается на использовании таких «предпринимательских» дисциплин как основы предпринимательства, финансы, маркетинг, стратегический менеджмент, управление ростом компании. Крупные университеты мира включают данные дисциплины в учебный процесс, направленный на формирование предпринимательских компетенций и предпринимательского мышления. [5]. Лидерами предпринимательского образования в мире являются Babson, Harvard, Stanford, Berkeley и MIT. Стратегия развития предпринимательского образования предполагает сочетание в себе и развитие большого количества практических курсов, направленных на формирование предпринимательских компетенций (например, таких как нетворкинг, оценка возможностей, разработка стратегии, оценка и снижение рисков). Курсы разрабатываются как совокупность практических модулей, интегрированных в основные образовательные программы. Основной упор в таких курсах сделан на экспериментальное обучение, а бизнес-планирование и питч-соревнования уже интегрированы в обучающие программы [7].

В рамках Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ поддержка бизнеса в части реализации образовательных программ и подготовки кадров соответствующей квалификации под потребности бизнеса, осуществляется в двух аспектах - методическом и инфраструктурном (рисунок 3).

На региональном уровне принимаются специальные нормативные правовые акты по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области образования.

В г. Москве действует закон «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» от 26 ноября 2008 г, в котором так же как и в федеральном прописаны направле-

© À

es

S

if

2 e

8

сч £

Б

а

2 о

ния инфраструктурной и методической поддержки развития образования для предпринимательской среды. Наряду с вышеназванным законом действуют ведомственные и региональные программы, реализуется федеральная программа поддержки предпринимательства, в рамках которых создаются специальные организации и фонды поддержки МСП.

В Москве для этих целей функционирует ГБУ «Малый бизнес Москвы», который при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы осуществляет реализацию различных образовательных мероприятий, которые направлены на получение участникам МСП дополнительных профессиональных компетенций.

ГБУ «Малый бизнес Москвы» проводит различные семинары, тренинги и консультации, а также сотрудничает с крупными образовательными организациями г. Москвы, которые осуществляют профессиональную переподготовку с выдачей диплома, который дает право предпринимателям осуществлять профессиональную деятельность по такому направлению, в рамках которого было пройдено обучение.

Обучение в рамках образовательных мероприятий, проводимых ГБУ «Малый бизнес Москвы» для предпринимателей бесплатно. Но даже при таких условиях привлечь на обучение участников малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Причинами служат плохая информационная поддержка, а также отсутствие желания в получении дополнительных знаний, непонимание важности и необходимости данного обучения.

Для решения данных проблем необходимо совершенствование системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, которая должна включать в себя следующие меры:

■ выделение обучения ведению бизнеса для МСП в приоритетное направление программ поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

■ введение обязательного прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам всеми категориями работников МСП, но не реже чем один раз в год;

■ обеспечение финансирования из государственного бюджета образовательных организаций, которые проводят обучение по дополнительным профессиональным программам для МСП;

■ разработка и утверждение профессиональных стандартов для работников

МСП, в том числе разработка профессионального стандарта «Руководитель малого и среднего предпринимательства».

Как мы рассматривали выше, государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в соответствии с различными нормативно-правовыми актами, которые принимаются как на федеральном, региональном, так и местном уровнях, но при этом не всегда приводит к оптимизации регулируемых отношений, повышению роли малого бизнеса в экономике страны. Общая федеральная программа или стратегия поддержки малого и среднего предпринимательства в области образования в Российской Федерации отсутствует. Поэтому необходимо разработка и введение общего единого нормативно-правового документа, который бы включат в себя такие положения, где были бы обозначены конкретные методы и механизмы реализации. Также для участия МСП в получении образования необходима поддержка на законодательном уровне разработки профессионального стандарта «Руководитель малого и среднего предпринимательства», в котором будут описаны все требования к квалификации работника, которыми должен обладать при выполнении определенной работы в рамках деятельности МСП. При разработке данного профессионального стандарта необходимо участие профессионального сообщества, в которое входят субъекты малого и среднего предпринимательства, успешно осуществляющие свою деятельность.

Что касается обязательного прохождения обучения работниками МСП по дополнительным профессиональным программам, то необходимо отметить, что реализация данного направления позволит повысить уровень квалификации работников, что в свою очередь повлияет на результаты хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом исполнение данного пункта невозможно без финансовой поддержки со стороны государства. Ведь на сегодняшний день достаточно большой спектр образовательных программ в области предпринимательства предлагают различные образовательные организации: это и программы высшего и дополнительного образования. В большинстве случаев данные программы реализуются на платной основе. Для развития МСП финансовое обременение в виде прохождения обучения не даст возможности для дальнейшего успешного выполнения всех поставленных задач. Поэтому выделение финан-

сирования данного направления является одним из направлений для дальнейшего успешного развития предпринимательства.

Развитие малого и среднего бизнеса и возможность реализации предпринимательской инициативы являются неотъемлемыми условиями успешного развития страны. Предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, способствуют достижению социальной и политической стабильности, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, способны смягчить последствия различных структурных изменений, быстрее могут адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, вносят большой вклад в региональное развитие, быстрее реализуют и используют технические, организационные и другие нововведения.

Литературы

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г., - №3 1. - ст. 4006

2. Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, декабрь 2008 г., - № 70 (16.12.08)

3. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016»

4. Орлова Л.Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур в системе устойчивого инновационного развития: Монография / Л.Н. Орлова. -Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. - 240 с.

5. Асалиев А.М., Забелина О.В. Непрерывное образование как фактор экономического и социального развития страны // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9. С. 210.

6. Асалиев А.М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики / / Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. № 6 (102). - С. 67-76.

7. Девяткин Е.А., Ласковец С.В. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов //Экономика, статистика, информатика, 2014. - № 6. -С. 3-8.

8. Начаркин В.В. Среднесрочные мо-

дели развития малого и среднего предпринимательства в современной России //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки, 2018. -№1. - С. 17 -25.

9. Перевозчикова Е.Н. От предпринимательского потенциала к предпринимательским компетенциям выпускников вузов // Инновационное развитие профессионального образования, 2016. -№3. - С. 47 - 50.

Entrepreneurship education as a form of support for small and medium-sized businesses Zaytseva A.S.

Plekhanov Russian University of Economics Currently, the goverment has an important challenge to turn small and medium-sized businesses into one of the engines of economic development. The important direction of business development is entrepreneurship education - obtaining knowledge about the activities of small and medium-sized businesses. Business education strongly influences the development of

entrepreneurship along with factors as the development of business infrastructure, existing cultural and social norms, the dynamic of market development.

The purpose of this research is to prove the need for the development of entrepreneurial abilities, including through the implementation of entrepreneurship training programs and business skills.

Such general scientific and special methods as a method of the system analysis, a method of the retrospective analysis, statistical methods of a research of data were chosen. Empirical research materials are presented by open analytical data of the Federal state statistics service, the National report «Global monitoring of entrepreneurship. Russia 2016», data of the Department of entrepreneurship and innovative development of Moscow.

As proposals in the framework of this study a number of proposals are put forward for the execution of business training programs in the framework of the implementation of targeted programs of supporting entrepreneurship at the macro, mezo- and micro levels.

Key words: Entrepreneurship, small and medium-sized businesses, entrepreneurial competencies, entrepreneurship education.

Reference

1. The federal law of July 24, 2007 No. 209-FZ «About development of small and average business in the Russian Federation»

2. The law of Moscow of November 26, 2008 No.

60 «About support and development of small and average business in the city of Moscow»

3. National report «Global monitoring of business.

Russia 2016»

4. Orlova L.N. Competitiveness of enterprise

structures in the system of sustainable innovative development: Monograph. M., 2016. - 240 p.

5. Asaliyev A.M., Zabelina O.V. Continuous

education as factor of economic and social development of the country// Ekonomika ustojchivogo razvitiya, 2012. - №. 9. - P. 210.

6. Asaliyev A.M. Formation of professional

competences of workers under requirements of digital economy// Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova, 2018. - № 6 (102). - P. 67-76.

7. Devyatkin E.A., Laskovets S.V. Rol of higher

education institutions in development of enterprise competences of students // Economy, statistics, informatics, 2014. - № 6. - P. 3-8.

8. Nacharkin V.V. Medium-term models of development of small and average business in modern Russia // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2018. -№ 1. - P.17 - 25.

9. Perevozchikova E.N. From enterprise potential

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

to enterprise competences of university graduates // Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016. - № 3. - P. 47 - 50.

О À

es

S

i?

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.