Научная статья на тему 'Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками'

Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENTREPRENEURIAL EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE / ОЦЕНКА УЩЕРБА / DAMAGE ASSESSMENT / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин И.Д., Яшин А.А., Филиппов А.В.

В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций. Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины, связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016-2017 гг., в ходе которого было впервые предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба и управлению рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneuial education and formation of competencies related to damage assessment and risk management

The article deals with the issues of training in entrepreneurial education, the role of damage assessment and risk management in the formation of the competencies of future entrepreneurs. The analysis of domestic and foreign approaches to the formation of basic entrepreneurial competencies. The paper emphasizes the importance of the entrepreneur's ability to analyze and manage risks, including from external anthropogenic and natural impacts. The analysis confirmed that an important component of the educational programs of entrepreneurial education are the disciplines related to damage assessment and risk management in entrepreneurial activity. The article contains the study of educational programs of bachelor and master's degree programs of 55 leading Russian Universities that provide training in the areas of «Economics», «Management» and «Innovation». The study revealed a low indicator of the average proportion of subjects forming competence in the field of damage assessment and risk management, as well as the advantages of educational programs in the direction of «Economy» in the study of these issues. The article raises the problem of methodological support of disciplines on damage assessment and risk management, as well as describes the previously conducted study on the assessment of comprehensive damage, which was conducted in 2016-2017. In the course of the previous study, for the first time the definition, classification and methodology of comprehensive fire damage assessment, taking into account the assessment of indirect economic, socioeconomic and environmental economic damage, was proposed. The developed methodology will enable to train future entrepreneurs to the issues of damage assessment and risk management.

Текст научной работы на тему «Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками»

Опарин И. Д., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург, oparinivan@maii.ru

Яшин А. А., Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, a.a.yashin@urfu.ru

Филиппов А. В., Уральский институт ГПС МЧС России, г. Екатеринбург, fiiippov_a_v@maii.ru

Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками

В статье рассматриваются вопросы обучения предпринимательскому образованию, роль оценки ущерба и управления рисками при формировании компетенций будущих предпринимателей. Проведен анализ отечественных и зарубежных подходов к формированию основных предпринимательских компетенций. Подчеркивается важность умений предпринимателя анализировать и управлять рисками, в том числе и от внешних антропогенных и природных воздействий. Проведенный анализ подтвердил, что важной составляющей образовательных программ предпринимательского образования являются дисциплины, связанные с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности. Статья содержит исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Исследование выявило низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, а также преимущества образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении данных вопросов. В статье поднимается проблема методического обеспечения дисциплин по оценке ущерба и управлению рисками, а также описывается раннее исследование по оценке комплексного ущерба, проведенное в 2016-2017 гг., в ходе которого было впервые предложено определение, классификация и методика оценки комплексного ущерба от пожаров, учитывающая вопросы оценки косвенного экономического, социоэкономического и эколого-экономического ущерба. Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей вопросам оценки ущерба и управлению рисками.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательское образование, предпринимательские компетенции, оценка ущерба, управление рисками.

Введение

Предпринимательство играет важную роль в развитии социально-экономических отношений в российском обществе, поскольку является одним из основных факторов, обеспечивающих экономический рост и развитие. Значение предпринимательской деятельности возрастает в условиях кризиса национальной экономики и ее ориентации на импортозамещение. Со-

гласно национальному отчету «Глобальный мониторинг предпринимательства» [Верхов-ская, Дорохина, Сергеева, 2014] уровень ранней предпринимательской активности в России к 2013 г. достиг максимального значения с 2006 г. 5,8%, это говорит о том, что 5,8% россиян трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями или владельцами нового бизнеса. При этом, по данным указанного отчета, только 28,2% потенциальных предпринимателей уверены

в своих знаниях и накопленном опыте для открытия собственного дела. Для сравнения: этот же показатель в США составляет 55,7%. По данным другого исследования, 23% респондентов считают, что предпринимательское образование является важными фактором развития предпринимательства в России1.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательства в России — одна из важных задач государственной политики. Подготовка и воспитание конкурентоспособных предпринимателей способствует формированию и непрерывному воспроизводству предпринимательского сословия, которое является фундаментом не только национальной системы предпринимательства, но и всей экономической системы страны [Рубин, 2015].

Формирование системы компетенций предпринимательских специальностей, выявление личностных качеств студентов — будущих предпринимателей, их склонностей и способностей, необходимых для эффективного функционирования любого бизнеса, представляется главной задачей образовательных программ по предпринимательству. Подбор профессионально значимых учебных дисциплин при составлении предпринимательских образовательных программ оказывает существенное влияние на профессиональную квалификацию будущих предпринимателей.

Студентов следует обучить навыкам привлечения необходимых ресурсов, координирования бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций, сопротивления внутренним и внешним воздействиям. Умелое управление ростом бизнеса, его расширение и реинжиниринг позволит будущим предпринимателям добросовестно конкурировать и добиваться успехов в будущей профессиональной деятельности. Развитие личност-

1 Amway Global Entrepreneurship Report 2013. URL: https://mafiadoc.com/amway-global-entrepreneurship-report 2013_5a2ab06b1723dded97008eb7.html

ных качеств студента позволит сформировать способность управлять собой в процессе занятия предпринимательством [Рубин, 2016].

Обучение предпринимательству и формирование компетенций

В современных исследованиях предпринимательского образования большое внимание уделяется вопросу исследования и классификации компетенций, которые необходимо сформировать в процессе обучения у будущего предпринимателя. Например, рациональным и практико-ориентиро-ванным представляется подход, изложенный в работе Ю. Б. Рубина, который заключается в разделении профессиональных компетенций на 12 блоков: компетенции в области учреждения нового бизнеса; компетенции в области создания нового бизнеса; компетенции в области ведения собственного бизнеса; компетенции в области развития собственного бизнеса; компетенции в области прекращения участия в бизнесе; компетенции в области проектной деятельности; компетенции в области инновационной деятельности; компетенции в области коммуникативной деятельности; компетенции в области конкурентной деятельности; компетенции в области обеспечения безопасности своего бизнеса; компетенции в области обеспечения маркетинга результатов и ресурсов своего бизнеса; компетенции в области обеспечения правовой дисциплины своего бизнеса [Рубин, 2016, с. 9-11].

Обучение мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личностному развитию, предпринимательским навыкам в значительной степени способствует формированию «мягких навыков» (soft skills), спрос на которые в современной динамичной экономике постоянно растет. «Мягкие навыки» — навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. К soft skills

относятся обучение мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личному развитию, предпринимательским навыкам [Клюев, Багирова, Яшин, 2017, с. 95]. Задача формирования «мягких навыков» может быть решена путем внедрения современных образовательных политик и инновационных образовательных технологий, основанных на персонализации образовательных траекторий с использованием системы мейджоров и майноров. В настоящее время такая образовательная политика реализуется в Уральском федеральном университете. Благодаря такому подходу все заинтересованные студенты, обучающиеся по любому направлению и специальности, имеют возможность получить базовые компетенции в области предпринимательства [Клюев, Яшин, 2016].

В качестве основных предпринимательских компетенций в работе [Девяткин, Ла-сковец, 2014] приводятся следующие компетенции: поиск и обнаружение новых идей для бизнеса; оценка перспективности выявленных возможностей, способствующих развитию бизнеса; готовность работать больше и быстрее, умение терпеть и преодолевать трудности; управление персоналом и принятие решений; эффективная коммуникация и создание деловых рабочих сетей; заключение эффективных сделок «Deal making and negotiation».

По мнению Г. В. Широковой в задачи курса «Предпринимательство» должны входить следующие навыки: осознание и раскрытие студентами предпринимательского потенциала в себе и других людях; понимание роли предпринимательства в обществе и государстве, на уровне организации и личной жизни; понимание фундаментальной важности предпринимательского успеха; понимание природы предпринимательства и способов управления им как процессом; определение многих способов и сфер, в которых проявляется предпринимательство, в том числе стартап корпоративных и социальных

контекстов и др.; формирование у студентов умений генерации и оценивания идей; оценивание характера инновационных бизнес-моделей, которые могут быть превращены в устойчивые предприятия [Широкова, 2014].

Обучение предпринимательству в зарубежных вузах и колледжах осуществляется при помощи разнообразных подходов и образовательных программ, что является следствием различных взглядов на развитие национальных систем предпринимательского образования.

В американской системе предпринимательского образования в качестве предмета изучения, как правило, рассматривается деятельность венчурных компаний, ориентированных на быстрое развитие. Национальные особенности образовательной программы заключаются в выработке навыков в области анализа и оценивания возможностей, поиска и распределения ресурсов в условиях бизнеса, ориентированного на быстрый рост. Традиционные особенности западноевропейского обучения предпринимательству, как правило, сводятся к развитию навыков, ориентированных на ведение малого бизнеса, который не всегда будет демонстрировать рост или расширение деятельности; основным объектом изучения являются малые предприятия [Kuttima, Kallastea, Venesaara, 2014].

В работе шведского ученого B. Johannis-son наиболее полно рассмотрен компетент-ностный подход к обучению будущих предпринимателей [Johannisson, 1991]. По его мнению можно выделить пять ключевых компетенций.

1. Компетенция know why — «знать зачем» предполагает получение знаний о ценностных характеристиках и мотивации предпринимателей. Формируются личностные качества (готовность к самоотдаче, выдержка, вера в себя), стимулирующие обучаемого к предпринимательству.

2. Компетенция know how — «знать как» предусматривает совершенствова-

ние профессиональных знаний и практических навыков, которые будущий предприниматель будет использовать в своей деятельности.

3. Компетенция know what — «знать что» формируется в процессе углубления общих и технологических знаний о предпринимательстве посредством участия в мастер-классах и тренингах.

4. Компетенция know who — «знать кто» может быть сформирована в процессе расширения коммуникативных и деловых связей. Студенты развивают навыки общения и создания деловых, рабочих сетей при участии в брифингах, ярмарках и внеаудиторных семинарах.

5. Компетенция know when — «знать когда» и совершенствование навыков поиска новых возможностей и управления ими. В процессе обучения будущий предприниматель развивает интуицию, приобретает профессиональные навыки оценивания возможностей и подходящего момента для предпринимательского старта.

По мнению автора работы [Чепуренко, 2017], три из пяти основных компетенций (know how, know what, know when) формируются в процессе получения высшего предпринимательского образования, в то время как две оставшиеся компетенции (know why, know who) считаются врожденными, но могут совершенствоваться при использовании специальных программ и соответствующих методик обучения, ориентированных на развитие навыков поиска оптимальных решений, а не на усвоение готового материала.

Западные ученые [Mitchelmore, Rowley, 2010] считают, что предпринимательские компетенции являются совокупностью основных характеристик предпринимателя, способствующих формированию его жизненной позиции, личных ценностных убеждений, знаний, навыков, способностей и накоплению предпринимательского опыта для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности.

Зарубежные авторы в работе [Ooster-beek, Hessel, Mirjam van Praag, 2010] к основным предпринимательским компетенциям относят стремление к успеху, самостоятельности, самосовершенствованию и преодолению трудностей, желание управлять другими людьми и оказывать воздействие на их поступки.

Международный консорциум предпринимательского образования выделяет следующие предпринимательские компетенции:

• умение выявлять и оценивать рыночные, социальные возможности;

• способность будущего предпринимателя к коммуникации с покупателями, клиентами, поставщиками, конкурентами, провайдерами услуг и другими участниками бизнес-среды; умение добывать ресурсы и убеждать других;

• умение взаимодействовать с другими предпринимателями и представителями бизнес-окружения, умение совместно обучаться и сотрудничать для достижения общих целей;

• умение терпеть и справляться с трудностями, быть уверенным в собственных силах, нести ответственность и принимать условия постоянного риска;

• компетенции, связанные с развитием предпринимательских и обучающихся организаций, управлением бизнес-процессами, выстраиванием деловых и рабочих сетей [Onstenk, 2003].

По мнению американского исследователя в области обучения предпринимательству М. Морриса, основными предпринимательскими умениями являются распознавание и оценка возможностей, креативный подход к решению проблем и привлечению ресурсов, навыки оценки и управления риском, создание инновационных продуктов и услуг, а также их адаптация на рынке [Morris, Webb, Jun Fu., 2013].

В процессе комплектования системы предпринимательских компетенций отдельное внимание заслуживают дисциплины, которые формируют компетенции, связанные

Рис. 1. Категории предпринимательских навыков Fig. 1. Categories of entrepreneurship skills

Категории предпринимательских навыков

Навыки идентификации и создания идеи

1. Генерация и предвидение идей.

2. Распознавание возможностей и анализ средств их достижения.

3. Базовые знания и навыки, связанные

с анализом информации о потенциальной возможности.

4. Оценивание социальных и рыночных потребностей

Навыки использования идей

1. Осведомленность об окружающей среде

и факторах, способствующих использованию возможностей.

2. Умение добывать необходимые материальные ресурсы.

3. Способность убеждать других в ценности возможности.

4. Навыки сетевого и социального внедрения

Черты характера и поведение предпринимателя

1. Уверенность в собственных силах и суждениях.

2. Способность управлять рисками и нести ответственность.

3. Умение терпеть и справляться с трудностями. Энергия, мотивация, настойчивость и т. д.

Управленческие и лидерские навыки

1. Способности к управлению персоналом.

2. Способность преодолевать институциональные и другие ограничения.

3. Способность развивать идею как коммерческую возможность.

4. Навыки принятия решений

с оценкой ущерба и управлением рисками в предпринимательской деятельности.

При изучении дисциплин, посвященных управлению рисками в предпринимательстве, в настоящее время рассматриваются вопросы расчета показателей риска банкротства и невозврата кредита; оценки и управления рисками при проведении торгов и аукционов; методы и технологии снижения риска в ходе подготовки и проведения деловых встреч; методы управления рисками при подборе персонала и др. При этом практически не уделяется внимание антропогенным и природным рискам и оценке ущерба от этих явлений.

В работе [OECD, 2010] подчеркивается важность нового набора предпринимательских навыков, которые отличаются от других традиционных компетенций в области управления бизнесом. К этим навыкам от-

носятся стратегическое мышление, позитивная ориентация на изменения и инновации, способность объединять и создавать стратегические альянсы, оценка рисков (risk assessment), выявление возможностей и мотивация других вокруг общей цели.

Зарубежный автор Chell E. [Chell, 2013] выделяет наиболее важные навыки современного предпринимателя, необходимые для создания и развития малого и среднего бизнеса, которые можно представить в виде рис. 1. Важной группой компетенций на основании данного подхода являются компетенции в области обеспечения безопасности бизнеса, которые позволяют управлять риском.

Из рисунка видно, что автор относит навыки управления рисками к наиболее важным чертам характера при создании и управлении бизнесом.

Исследование образовательных программ предпринимательского образования

Предпринимательская деятельность так или иначе связана с рисками и поэтому отличается от деятельности наемных работников. Существуют различные виды рисков, некоторые из них поддаются точному расчету, но есть и неоднозначные риски, которые содержат неизвестные переменные, усложняющие процесс принятия решения. От умений предпринимателя анализировать риски и управлять ими зависит успех его предприятия. Ни один предприниматель не сможет избежать рисков, вместо этого он должен уметь своевременно оценить их, попытаться смягчить последствия и предотвратить возможный ущерб.

Программы предпринимательского образования вузов содержат курсы по оценке и управлению рисками, но они в основном посвящены управлению и оценке управленческих (ошибочный маркетинг, неверная оценка потенциала) и экономических (снижение ликвидности, изменение курсов валют) рисков [Рубин, Леднев, 2017]. Также необходимо уделять внимание изучению рисков, воздействующих на бизнес из внешней среды (антропогенные, техногенные и природные угрозы). Предприниматель должен владеть навыками оценки риска и возможного ущерба, который причиняется бизнесу вследствие воздействия таких неблагоприятных факторов, как чрезвычайные ситуации и пожары. Последние могут приводить к значительному ущербу (экономическому, эколого-экономическому, соци-оэкономическому), потере бизнеса и банкротству предпринимателя.

Предприниматели, владеющие компетенциями по оценке рисков и ущерба, смогут оценить возможный ущерб и сохранить свое предприятие. Овладение навыками управления рисками и оценки ущерба от внешних неблагоприятных воздействий повысит конкурентоспособность образовательных

программ и уровень компетентности будущих предпринимателей.

В 2017 году было проведено исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Суть исследования заключалась в определении образовательных программ, содержащих дисциплины по оценке рисков и ущерба. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Всего было проанализировано 504 образовательные программы, из них 294 по программам бакалавриата и 210 по программам магистратуры.

В ходе исследования выявлено, что примерно половина образовательных программ содержит дисциплины по оценке рисков и ущерба. Доля таких образовательных программ составила 59,5% на бакалавриате и 42,3% на магистратуре. Анализ образовательных программ, посвященных предпринимательскому образованию, показал, что они обычно содержат одну или две дисциплины по оценке ущерба и управлению рисками. Средняя доля таких дисциплин в образовательных программах составляет 2,37% (1,63% на бакалавриате и 4,47% на магистратуре), что объяснимо, учитывая более узкую специализацию магистерских программ.

При сравнении образовательных программ различных направлений обучения было выявлено, что количество программ, содержащих дисциплины по оценке ущерба и риска, распределилось одинаково между направлениями обучения «Менеджмент» и «Экономика». И все же небольшое преимущество при изучении вопросов оценки ущерба и рисков имеют образовательные программы по направлению «Экономика», потому что доля дисциплин, посвященных оценке ущерба и рисков, по этому направлению составляет (2,42% против 2,33% по направлению «Менеджмент»). Доля образовательных программ, в которых изуча-

Таблица 1. Исследование образовательных программ на предмет наличия дисциплин по оценке рисков и ущерба

Table 1. The study of educational programs for the availability of disciplines on risk and damage assessment

Направление обучения X 3 О I (2 £ | Образовательные программы, содержащие дисциплины по оценке рисков и ущерба Средняя доля дисциплин по оценке рисков и ущерба

* 8 & oSc яз1-* а б о Количество образовательных программ Доля образовательных программ, содержащих дисциплины по оценке рисков и ущерба, % в образовательных программах, %

Бакалавриат

Экономика 149 86 57,7 1,69

Менеджмент 136 82 60,3 1,62

Инноватика 9 7 77,7 1,38

Итого по бакалавриату 294 175 59,5 1,63

Магистратура

Экономика 97 37 38,1 4,76

Менеджмент 96 41 42,7 4,28

Инноватика 17 11 64,7 4,11

Итого 210 89 42,3 4,47

по магистратуре

Итого по экономике 246 123 50 2,42

Итого 232 123 53 2,33

по менеджменту

Итого по иннова- 26 18 69,2 2,21

тике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 504 264 52,3 2,37

ют оценку ущерба и риска, по направлению обучения «Инноватика» составляет 2,21%.

На основании вышеизложенного становится ясно, что в 264 образовательных программах изучаются вопросы оценки ущерба и риска, при этом средняя доля дисциплин, отражающих эти проблемы, составляет 2,37%, что является низким показателем, учитывая высокую значимость таких компетенций для будущих предпринимателей. Остальные 240 образовательных программ не формируют у студентов компетенции по оценке и управлению рисками и компетенции по оценке ущерба. Также

необходимо отметить тот факт, что дисциплины, посвященные оценке и управлению рисками, как правило, формируют компетенции в области управления финансовыми и управленческими рисками. Однако практически игнорируются вопросы оценки рисков, возникающие из внешней среды (антропогенные, техногенные и природные угрозы), а также вопросы оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Роль оценки ущерба от пожаров в предпринимательском образовании

Обучение будущих предпринимателей решению вопросов оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и пожаров, оценки и управления рисками, которые исходят из внешней среды, невозможно без методического сопровождения данной проблемы. В 2016 и 2017 годах было проведено исследование в области оценки комплексного ущерба от пожаров. Было впервые предложено понятие комплексного ущерба, типология ущерба и определены признаки классификации ущерба, разработана методика оценки комплексного ущерба от пожаров.

В ходе исследования выявлено, что одним из основных условий успешного развития любой территории является поддержание высокого уровня пожарной безопасности. Способность территории любого уровня противостоять последствиям пожара, несомненно, повышает ее конкурентоспособность. Важнейшей характеристикой последствий от пожаров, влияющей на конкурентоспособность территории и отражающей наносимый ей урон, является экономический, социоэкономический и эколого-экономический ущерб от пожаров, каждый

из которых включает в себя как прямой, так и косвенный ущерб (рис. 2).

Необходимо заметить, что вопросы определения косвенного экономического, социального и экологического ущерба от пожара наименее изучены как в отечественной, так и в мировой науке, но при этом они глубоко переплетаются с анализом конкурентоспособности территорий, их способности противостоять пожарам, а также вытекающей отсюда проблемы общественных затрат на обеспечение пожарной безопасности этих территорий.

Теоретический обзор методов анализа и оценки комплексного ущерба от пожаров, проведенный в исследовании, позволил раскрыть сущность подходов при оценке экономического ущерба, эколого-эконо-мического ущерба, социоэкономического ущерба. С учетом выявленных недостатков стандартизированных методик была предложена оригинальная методика оценки комплексного ущерба от пожаров, содержащая как аналитические, так и экспертные методы оценки ущерба от пожаров.

Разработанная методика позволит обучать будущих предпринимателей решению вопросов оценки ущерба и управления рисками от внешних воздействий. Включение в образовательные программы дисциплин,

Рис. 2. Классификация ущербов от пожаров Fig. 2. Classification of fire damage

формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками, повысит конкурентоспособность образовательных программ предпринимательского образования и предоставит будущим предпринимателям конкурентные преимущества при ведении бизнеса.

Заключение

Предпринимательское образование является важнейшим направлением развития национальной системы предпринимательства, обеспечивающей экономический рост и устойчивое развитие государства. В таких условиях важным аспектом обучения становится формирование системы предпринимательских компетенций, которые создают для будущих предпринимателей конкурентные преимущества при управлении бизнесом.

Предпринимательская деятельность неизбежно связана с рисками различного характера, поэтому каждый предприниматель должен уметь оценивать возможный ущерб и управлять рисками, воздействующими на бизнес. Значительной угрозой для предпринимательской деятельности являются антропогенные, техногенные и природные риски, воздействие которых может приводить к значительному экономическому, со-циоэкономическому и эколого-экономиче-скому ущербу или банкротству предприятия. Наполнение образовательных программ дисциплинами, связанными с оценкой ущерба и управлением риска, повышает конкурентоспособность образовательных программ предпринимательского образования.

В 2017 году было проведено исследование образовательных программ бакалавриата и магистратуры 55 ведущих вузов России, осуществляющих обучение по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика». Суть исследования заключалась в определении образовательных программ, содержащих дисциплины по оценке рисков и ущерба. Обобщая ре-

зультаты исследования, необходимо выделить следующие закономерности:

• около половины образовательных программ (47,7%) не содержат дисциплины по оценке рисков и ущерба;

• низкий показатель средней доли дисциплин, формирующих компетенции в области оценки ущерба и управления рисками (2,37%);

• незначительное преимущество образовательных программ по направлению «Экономика» при изучении вопросов оценки ущерба и управления рисками в предпринимательстве;

• незначительное преимущество магистерских образовательных программ в сравнении с программами бакалавриата при изучении вопросов оценки ущерба и управления рисками в предпринимательстве.

Важную роль в обучении будущих предпринимателей решению вопросов оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и пожаров играет достаточное методическое обеспечение изучаемых дисциплин. Исследование в области оценки комплексного ущерба от пожаров в значительной степени позволит облегчить эту задачу. В рамках проведенного исследования в 2016 и 2017 гг. впервые было предложено понятие «классификация комплексного ущерба от пожаров», а также методика оценки комплексного ущерба от пожаров, позволяющая оценивать косвенный экономический, социоэкономический и эколого-экономиче-ский ущерб от пожаров.

Разработанная методика может стать методической основой при изучении будущими предпринимателями дисциплин, связанных с вопросами оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций и пожаров, оценки и управления рисками, возникающими вследствие воздействия подобных явлений.

Список литературы

1. Верховская О. Р., Дорохина М. В., Сергеева А. В.

Национальный отчет «Глобальный мониторинг пред-

принимательства. Россия 2013». СПб.: Изд-во ВШМ СПбГУ, 2014. — 64 c.

2. Воробьев С. Н., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. 2-е изд. М.: Издательско-тор-говая корпорация «Дашков и Ко», 2008. — 772 с.

3. Девяткин Е. А., Ласковец С. В. Роль вузов в развитии предпринимательских компетенций студентов // Статистика и экономика. 2014. № 6. С. 3-8

4. Клюев А. К., Багирова А. П., Яшин А. А. Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). С. 88-102.

5. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 22-33.

6. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

7. Рубин Ю. Б. Образовательная программа по предпринимательству в бакалавриате и условия ее реализации // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 15-27

8. Рубин Ю. Б. Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 7-21

9. Рубин Ю. Б, Леднев М. В., Можжухин Д. П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 16-28.

10. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. 2017. № 3.

11. Широкова Г. В. Курс «Предпринимательство» в ВШМ СПбГУ // Предпринимательские программы в современном образовательном учреждении. М., 2014. С. 116.

12. Amway Global Entrepreneurship Report 2013. URL: https:// mafiadoc.com/amway-global-entrepreneurship-report 2013_5a2ab06b1723dded97008eb7.html.

13. Chell E. Review of skill and the entrepreneurial process. International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research. 2013. No. 19 (1). P. 6-31.

14. Johannisson B. University training for entrepreneurship: A Swedish approach. Entrepreneurship and Regional Development. 1991. No. 3 (1). P. 67-82.

15. Kuttima M., Kallastea M., Venesaara U., Kiisb A. Entrepreneurship Education at University Level and Students' Entrepreneurial Intentions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 110. P. 658-664.

16. Mitchelmore S., Rowley J. Entrepreneurial Competencies: A Literature Review and Development Agenda. International Journal of Entrepreneurship Behavior & Research. 2010. No. 16 (2). P. 92-111.

17. Morris M. H., Webb J. W., Jun Fu, Sujata Singhal. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education Conceptual and Empirical Insights. Journal of Small Business Management. 2013. No. 51 (3). P. 352-369.

18. OECD. SMEs, Entrepreneurship and Innovation, 2010, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship, Paris.

19. Onstenk J. Entrepreneurship and Vocational Education. European Educational Research Journal. 2003. No. 2 (1). P. 74-89.

20. Oosterbeek H., Mirjam van Praag, Ijsselstein A. The Impact of Entrepreneurship Education on Entrepreneurship Skills and Motivation. European Economic Review. 2010. No. 54. P. 442-454.

References

1. Verkhovskaya O. R., Dorokhina M. V., Sergeeva A. V. Natsional'nyi otchet «Global'nyi monitoring pred-prinimatel'stva. Rossiy-a 2013» [Global Entrepreneurship Monitor, GEM]. Saint-Peterburg, Izd-vo VShM SPbGU, 2014, 64 c.

2. Vorob'ev S. N., Baldin K. V. Upravlenie riskami v predprinimatel'stve [Enterprise risk management]. 2-e izd. Moscow, Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dash-kov i Ko», 2008, 772 p.

3. Devyatkin E. A., Laskovets S. V. The role of universities in the development of entrepreneurial skills of students. Statistics and Economics, 2014, no. 6, pp. 3-8 (in Russian, abstr. in English).

4. Klyuev A. K., Bagirova A. P., Yashin A. A. Entrepreneurial education in Russian universities: scope, types of programs, balance of competences. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 1 (61), pp. 88-102 (in Russian, abstr. in English).

5. Klyuev A. K., Yashin A. A. Entrepreneurship Educational Programs in the Modern University. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016, no. 1 (197), pp. 22-33 (in Russian, abstr. in English).

6. Rubin Yu. B. Creation of Graduates' Entrepreneurial Competencies within the Educational Area of Baccalaureate. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016, no. 1, pp. 7-21 (in Russian, abstr. in English).

7. Rubin Yu. B. Educational Programs in Entrepreneurship for Bachelor Degree Students and Requirements to Their Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2016, no. 2, pp. 15-27 (in Russian, abstr. in English).

8. Rubin Yu. B. Entrepreneurship Education in Russia: Diagnosis of the Problem. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2015, no. 11, pp. 5-17 (in Russian, abstr. in English).

9. Rubin Yu. B., Lednev M. V., Mozhzhukhin D. P. Ma-tritsa kompetentsii kak instrument obucheniya predprinimatel'stvu v bakalavriate. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2017, no. 6, pp. 16-28 (in Russian, abstr. in English).

10. Chepurenko A. Yu. How and Why Entrepreneurship Should Be Taught to Students: Polemical Notes. Educational Studies Moscow, 2017, no. 3 (in Russian, abstr. in English).

11. Shirokova G. V. Kurs «Predprinimatel'stvo» v VShM SPbGU [The Course «Entrepreneurship» at GSOM. Predprinimatel'skie programmy v sovremennom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Entrepreneurship program of the educational institution]. Moscow, 2014, p. 116.

12. Amway Global Entrepreneurship Report 2013. Available at: https://mafiadoc.com/amway-global-entrepreneurship-report 2013_5a2ab06b1723dded97008eb7.html.

13. Chell E. Review of skill and the entrepreneurial process. International Journal of Entrepreneurial Behaviour and Research, 2013, no. 19 (1), pp. 6-31.

14. Johannisson B. University training for entrepreneurship: A Swedish approach. Entrepreneurship and Regional Development, 1991, no. 3 (1), pp. 67-82.

15. Kuttima M., Kallastea M., Venesaara U., Kiisb A. Entrepreneurship Education at University Level and Students' Entrepreneurial Intentions. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2014, no. 110, pp. 658-664.

16. Mitchelmore S., Rowley J. Entrepreneurial Competencies: A Literature Review and Development Agenda. International Journal of Entrepreneurship Behavior & Research, 2010, no. 16 (2), pp. 92-111.

17. Morris M. H., Webb J. W., Jun Fu, Sujata Singhal. A Competency-Based Perspective on Entrepreneur-

19.

20.

ship Education Conceptual and Empirical Insights. Journal of Small Business Management, 2013, no. 51 (3), pp. 352-369.

OECD. SMEs, Entrepreneurship and Innovation, 2010, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship, Paris. Onstenk J. Entrepreneurship and Vocational Education. European Educational Research Journal, 2003, no. 2 (1), pp. 74-89.

Oosterbeek H., Mirjam van Praag, Ijsselstein A. The Impact of Entrepreneurship Education on Entrepreneurship Skills and Motivation. European Economic Review, 2010, no. 54, pp. 442-454.

Oparin I. D., Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, oparinivan@maii.ru

Yashin A. A., Ural Federal University, Ekaterinburg, a.a.yashin@urfu.ru

Filippov A. V., Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, fiiippov_a_v@maii.ru

Entrepreneuial education and formation of competencies related to damage assessment and risk management

The article deals with the issues of training in entrepreneurial education, the role of damage assessment and risk management in the formation of the competencies of future entrepreneurs. The analysis of domestic and foreign approaches to the formation of basic entrepreneurial competencies. The paper emphasizes the importance of the entrepreneur's ability to analyze and manage risks, including from external anthropogenic and natural impacts. The analysis confirmed that an important component of the educational programs of entrepreneurial education are the disciplines related to damage assessment and risk management in entrepreneurial activity. The article contains the study of educational programs of bachelor and master's degree programs of 55 leading Russian Universities that provide training in the areas of «Economics», «Management» and «Innovation». The study revealed a low indicator of the average proportion of subjects forming competence in the field of damage assessment and risk management, as well as the advantages of educational programs in the direction of «Economy» in the study of these issues. The article raises the problem of methodological support of disciplines on damage assessment and risk management, as well as describes the previously conducted study on the assessment of comprehensive damage, which was conducted in 2016-2017. In the course of the previous study, for the first time the definition, classification and methodology of comprehensive fire damage assessment, taking into account the assessment of indirect economic, socioeconomic and environmental — economic damage, was proposed. The developed methodology will enable to train future entrepreneurs to the issues of damage assessment and risk management.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial education, entrepreneurial competence, damage assessment, risk management. For citation:

Oparin I., Yashin A., Filippov A. Entrepreneuial education and formation of competencies related to damage assessment and risk management. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 4(70)-5(71), pp. 106-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.