Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ - ТРЕНД РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ - ТРЕНД РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ХАБ / ЭКОСИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хангельдиева Ирина Георгиевна

Статья посвящена осмыслению образовательной экосистемы как новому тренду в развитии современного мирового образования. Образовательная экосистема - частный случай экосистем, которые характеризуют организационные структуры современного бизнеса эпохи глобализации, построенных на принципах интеграции и кооперации. Первыми исследователями образовательных экосистем они трактуются как один из инструментов трансформации традиционной образовательной парадигмы и модели образования, соответствующие устойчивости SPOD-мира, эволюционным путем в новые парадигмы и модели образования, востребованных неустойчивостью VUCA-мира. В статье образовательная экосистема рассматривается как теоретическое понятие и реальная практика. Дается рабочее определение образовательной экосистемы, устанавливаются её корни, восходящие к естествознанию, позднее менеджменту, определяется социальная природа образовательных экосистем, основанная на социальных потребностях современного общества, дается краткая характеристика основных наиболее универсальных качеств, опираясь на существующие исследования выделяются их социокультурные функции. Кроме этого, рассматриваются универсальные архетипы социокультурных функций образовательных экосистем («Ткачество», «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель», «Разработчик- проектировщик или архитектор»), выделенные предыдущими исследователями. Данные архетипы социокультурных функций впервые рассматриваются в зеркале концепции И. Азидеса о « -х витаминах успешного менеджмента». Наряду с этим в статье приводятся примеры российских опытов реализации образовательных экосистем, которые в основном возникают на базе творческих индустрий столичных центров или крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ECOSYSTEMS - A TREND OF DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN EDUCATION IN THE NEAR FUTURE

The article is devoted to understanding the educational ecosystem as a new trend in the development of modern world education. An educational ecosystem is a special case of ecosystems that characterize the organizational structures of modern business in the era of globalization, built on the principles of integration and cooperation. The rst researchers of educational ecosystems interpret them as one of the tools for transforming the existing educational paradigm and the traditional education model, with the help of which traditional education models corresponding to the sustainability of the SPOD world can be transformed into new education models demanded by the instability of the VUCA world. The article considers the educational ecosystem as a theoretical concept and real practice. A working de nition of the educational ecosystem is given, its roots are established that go back to natural science, later management, the social nature of educational ecosystems is determined, based on the social needs of modern society, a brief description of the main most universal qualities is given, based on existing research, their sociocultural functions are highlighted. In addition, the universal archetypes of the socio- cultural functions of educational ecosystems («Weaving», «Gardening», «Storyteller», «Thinker», «Developer- designer or architect»). highlighted by previous researchers for the rst time are considered in the mirror of the concept of I. Azides about « vitamins of successful management». Along with this, the article provides examples of Russian experiences in the implementation of educational ecosystems, which mainly arise on the basis of the creative industries of capital centers or large cities.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ - ТРЕНД РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

И .Г . ХАНГЕЛЬДИЕВА

образовательные экосистемы — тренд развития современного российского образования в ближайшем будущем

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: irkhang@gmail.com)

Перемены происходят с нами тогда, когда мы начинаем слышать людей, которые делают что-то, с чем мы не согласны, и вступаем

с этими людьми в диалог .

Эндрю Ын (основатель системы онлайн-образования Coursera)

Статья посвящена осмыслению образовательной экосистемы как новому тренду в развитии современного мирового образования. Образовательная экосистема — частный случай экосистем, которые характеризуют организационные структуры современного бизнеса эпохи глобализации, построенных на принципах интеграции и кооперации. Первыми исследователями образовательных экосистем они трактуются как один из инструментов трансформации традиционной образовательной парадигмы и модели образования, соответствующие устойчивости SPOD-мира, эволюционным путем в новые парадигмы и модели образования, востребованных неустойчивостью VUCA-мира. В статье образовательная экосистема рассматривается как теоретическое понятие и реальная практика. Дается рабочее определение образовательной экосистемы, устанавливаются её корни, восходящие к естествознанию, позднее менеджменту, определяется социальная природа образовательных экосистем, основанная на социальных потребностях современного общества, дается краткая характеристика основных наиболее универсальных качеств, опираясь на существующие исследования выделяются их социокультурные функции. Кроме этого, рассматриваются универсальные архетипы социокультурных функций образовательных экосистем («Ткачество», «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель», «Разработчик-проектировщик или архитектор»), выделенные предыдущими исследователями. Данные архетипы социокультурных функций впервые рассматриваются в зеркале концепции И. Азидеса о «4-х витаминах успешного менеджмента». Наряду с этим в статье приводятся примеры российских опытов реализации образовательных экосистем, которые в основном возникают на базе творческих индустрий столичных центров или крупных городов.

Ключевые слова: образование; образовательная парадигма; модель образования; хаб; экосистема; образовательная экосистема: функции, организационная структура, основные характеристики.

Современное общество переживает период осознания сложности и неотвратимости вхождения в новые условия существования, обусловленные 4-й научно-технической революцией, приоритетом которой являются информационно-цифровые технологии, носящие всепроникающий характер . Слом мировоззренческой парадигмы обусловлен переходом от картины мира, господствующей в ХХ в . , к формирующейся картине мира XXI в . , переходом из SPOD-мира в совершенно новую систему координат VUCA-мира . Сегодня эти акронимы становятся понятными без особенных пояснений в совершенно разных социальных средах, их понимают не только интеллектуалы-эксперты, но и более широкие слои современного общества . Этот переход вызывает подчас резкую смену вектора привычного движения и понимания того, что сегодня можно считать развитием . Ныне часто возникают вопросы о трендах данного развития как в глобальном отношении, так и в локальном . Уточняются они и на отраслевом уровне . Закономерно заботит этот вопрос и педагогическое сообщество мира, которое ставит своей целью исследовать как основные запросы общества, так и формирующиеся тренды развития образования будущего, его инновационные модели .

Первые упоминания об образовательных экосистемах (Learning Ecosystem) появились в зарубежной литературе около 15 лет назад и прежде всего в США [1]. Изначально американские исследователи трактовали образовательные экосистемы достаточно узко, как одну из форм E-learning (электронного обучения) [2]. Некоторые наши исследователи [3], которые пытались найти пионеров этого подхода, выявить авторство термина, последующее его введение в российскую теорию и практику, пока не смогли этого сделать . Хотя первые публикации по данному вопросу появились в России примерно 10 лет назад . Эти первые отечественные исследования были ориентированы также на процессы информатизации и цифровизации и увеличение доли форм электронного обучения в нашей стране

Целью данной статьи является изучение одного из трендов в современном образовании в условиях перехода к парадигме VUCA-мира, который является примером движения к новой образовательной парадигме с помощью образовательной экосистемы, но понимаемой значительно шире, чем изначальный посыл . Известно, что современное общество, трактуемое М . Кастельсом как информационно-цифровое, сегодня часто актуализируется в информационно-сетевой модификации . Социальная сетеви-зация разного уровня и назначения усиливает позиции горизонтальных взаимодействий, когда в коллаборацию входят гетерогенные элементы сети на равных, хотя могут находиться в совершенно разных географических пространствах, социальных и профессиональных статусах, тендерных и возрастных стратах . В сети пространство и время спрессовываются до минимума . Горизонтальные связи позволяет создавать новые

сообщества, на основании совершенно разных принципов объединения [4]. Именно на основе горизонтальных связей создаются современные экосистемы, которые сегодня могут позиционироваться и трактоваться как инновационные организационные структуры, способные решать чрезвычайно сложные и важные социальные и бизнес-задачи, как в коммерческом, так и некоммерческом секторе . Образование в этом отношении не являются исключением .

Актуальной задачей сегодня является осмысление природы данного феномена в пространстве образования, основных свойств и качеств этого явления, раскрытие его социальных функций, особенностей структуры, существенных организационно-управленческих характеристик, обобщения первых реальных практик, определения содержания данного понятия, подходов к его интерпретации, исходя из опубликованных материалов Докладов Global Education Futures: «Образование для сложного общества» [5], «Навыки будущего . Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» [6] и других публикаций [7]. Одной из задач данной статьи является привлечение внимания к изучению образовательных экосистем исследователей из различных областей знаний, как теоретиков, так и практиков [8]. Сегодня назрела необходимость проведения в России картирования, которое может содействовать сбору максимального объема информации о внедрении данной модели образовательных практик, что позволит выявить географию локализации образовательных экосистем в нашей стране, их основные типы и особенности . В результате сбора самых интересных кейсов реализации в России образовательных экосистем исследователи получат бесценный эмпирический материал для последующего его обобщения .

В статье осуществляется трансдисциплинарный подход, сочетающий элементы философского, экосистемного, системно-структурного, культурологического, социально-исторического, социологического, экономического, организационно-управленческого, маркетингового, информационно-коммуникационного и педагогического подходов .

Образовательная экосистема как понятие и реальная практика

Яркой тенденцией современного образования в мире становится тренд на разно-векторное сотрудничество . Вопросы коллаборации становятся приоритетными, что продолжится и в ближайшем будущем . Ситуация форс-мажора по причине пандемии активизировала использование различных коллабораций в онлайн-форматах и в образовании . Онлайн стал ещё одним из возможных вариантов предоставления качественного контента обучающимся . А в обстоятельствах возврата к полноценным формам образования онлайн-формат не уйдет из практики вузов и будет присутствовать в самых разных формах: интегрированных, смешанных, гибридных, всё будет зависеть от целеполаганий и конкретно

поставленных образовательных задач . Коллаборационные образовательные практики будут закономерно возникать как внутри вуза, между факультетами, а иногда образовательными программами, а также между вузами, что позволит создавать уникальные трансдисциплинарные образовательные программы, организованные по сетевому принципу. Такое сетевое взаимодействие сможет реализовываться, как по горизонтали, образовывая современные образовательные горизонтальные экосистемы, объединяя несколько структур, которые будут способствовать максимальному удовлетворению как коллективных, так и индивидуальных потребностей с помощью сложных взаимодействий, разнонаправленных по основным целям . Будут сохраняться и варианты вертикальной интеграции, которые сложились в прошлом, связывая традиционные образовательные организации разного уровня: «детский сад — школа — колледж — вуз» в различных модификациях в единую коллаборацию .

Как справедливо отмечают современные исследователи: «Сейчас образование трансформируется в связную экосистему, в которой будут сосуществовать разнообразные образовательные элементы, от крупных хабов до маленьких центров . Она также может включать онлайн курсы и форумы, мобильные приложения и устройства, приложения дополненной реальности, массовые игры и множество других образовательных форматов . Новая экосистема будет возникать эволюционно, не уничтожая существующую, а вырастая из неё, предлагая существующим институтам новые роли и "экологические ниши"» (курсив — И . Х . ) [6, с . 82].

Практики современного образования ещё недостаточно хорошо представляют, что такое образовательные экосистемы, каким образом они создаются, функционируют и как будут развиваться . Образовательная экосистема — новая организационная форма современной полифункциональной и сложной образовательной структуры . Новая образовательная экосистема — это своеобразный хаб . В современном представлении хаб — средоточие самых разных возможностей, иначе говоря «перекресток возможностей» . В традиционном смысле хаб — большой транспортный узел, куда стекается множество элементов транспортной системы . В переносном смысле в условиях сетевого общества — это крупная площадка коммуникаций, на которой может происходить интенсивное взаимодействие и обмен информацией с очень большим количеством субъектов, имеющих некую общность интересов . В случае образовательной экосистемы — это возможность удовлетворения потребностей в получении самых различных знаний, навыков и опыта, возможно, переданного из рук профессионала-практика, и что важно, не в формализованном виде . В современном образовании возникает запрос на то, чтобы уйти от стандартизированных моделей образования и перейти к новым более гибким, мобильным моделям, которые смогут быть действенным инструментом в удовлетворении очень разных нужд, связанных с получением

самых разнообразных знаний, навыков и умений, но, кроме этого, и новых социальных и профессиональных контактов .

Хаб как системное образование всегда имеет центр или ядро . Именно этот центр является наиболее притягательным для решения всевозможных задач . В качестве системообразующего начала в образовательной экосистеме могут выступать очень разные образовательные структуры, творческие организации или проекты, а в некоторых случаях — посреднические организации, которые берут на себя труд инициаторов . Интегратором такого хаба может стать школа, колледж, университет, организации дополнительного образования или какая-то творческая ассоциация, инициирующая образовательный проект, востребованный представителями локальной территории, а, возможно, и не только .

У образовательных организаций есть ряд преимуществ, которые выражены в наличии необходимой инфраструктуры, профессиональных кадров, опыта образовательной деятельности . В то же время у них одним из недостатков является стандартизация как предписанный принцип деятельности, что в свою очередь влияет на образ мыслей и действий . Их сильные стороны одновременно становятся и уязвимыми . В силу их стабильности и устойчивости они отличаются консерватизмом в понимании, принятии решений и продвижении инноваций . Но в любом случае хаб становится организатором сообщества сообществ [7]. Понятие сообщества сообществ позволяет объяснить то, что хаб как структуро-организующая часть любой экосистемы, включает в себя не одно, а несколько сообществ . Технологии интернет-сетевизации позволяют создать весьма сложную горизонтальную структуру взаимодействия различных сообществ

В самом термине экосистемы встроено понятие системы . Уже это указывает на то, что как любая система, а тем более экосистема: природная, бизнес, техническая, и, наконец, образовательная, имеет сложную организационную многоэлементную структуру, которая в силу множественности взаимосвязей, требует и особого управления . Образовательная экосистема социальна по своей природе, она носит искусственный организационный характер . Образовательная экосистема возникает на основе социальной потребности, ориентированной на создание сетевой, горизонтальной структуры, которая позволяет значительно оптимизировать коллаборационные проекты между всеми членами экосистемы, что в настоящее время является общемировым трендом в развитии современных организаций самого разного типа, независимо от направления своей деятельности и формы собственности

Экосистемы уже реально существуют в различных социальных областях . В авангарде этого процесса находятся лидеры международной 1Т и финансовой отрасли, т .е . представители коммерческого сектора, крупный бизнес . Не отстает от этого процесса и российский бизнес,

в частности, это касается таких масштабных компаний, как Сбер, «Северсталь» . В качестве примера можно привести отечественную экосистему Сбера, недавно получившую данный статус . Известный во всем мире бренд Сбербанка, потерял вторую часть своего названия, из него исчезло слово банк, что стало свидетельством не только ребрендин-га Сбера, но, по сути, значительного расширения его организационной структуры, изменения полномочий, функций и статуса . Сегодня он перестал быть только финансовой институцией, а превратился в бизнес-экосистему. Сбер объединил вокруг себя не только собственные компании, но и сторонние организации в некое единое целое под упомянутым выше брендом . Если в поисковой строке Яндекса запросить, что такое «Сбер», то получим ответ: бизнес-экосистема . Известно, что подобные экосистемы создают крупные мировые бренды . Сегодня ещё нет корректного определения, что такое экосистема подобной природы, созданной путем интеграции и кооперации . Осмысление данных процессов находится на старте, в частности в России . В данном случае практика, как это часто бывает, опережает теорию

Термин экосистема, как и некоторые другие термины, объясняющие существо современных явлений заимствуются из других наук, сегодня часто несопредельных, а относительно отстраненных . Происхождение термина экосистема имеет древнегреческое происхождение . Он состоит из двух слов (о!ко<; — жилище, местопребывание и аиатп^а — система). Термин экосистема изначально имел хождение в биологии и экологии . В первом случае считается, что экосистема — это «динамический комплекс, образованный растениями, животными и микроорганизмами (биоценоз), а также окружающей их неживой природой (биотопом), которые взаимодействуют как одно функциональное целое . Другими словами, это участок геопространства и населяющие его живые организмы, не способные существовать отдельно друг от друга» [10]. Во втором случае экосистема, по мнению английского ученого-эколога А . Тенсли, который и ввел это понятие в экологическое знание, представляет собой в самом широком смысле совокупность физических и биологических факторов, образующих среду биома или среду местообитания . Принято различать естественные и искусственные экосистемы в экологическом пространстве . Естественные — природные, искусственные — созданные человеком . Экосистема — термин, в котором соединены два слова: экология и система и отражает особенности обоих

Несколько позднее термин экосистема экстраполировался и в гуманитарное знание: философию, обществознание, экономику, а также стал использоваться в менеджменте бизнес-среды . Искусственная социальная экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамически развивающаяся, как правило, носящая открытый характер, в отличие от многих природных экосистем В экономике и бизнесе

экосистема — это группа взаимодействующих и конкурирующих между собой компаний, которые предлагают клиентам различные товары и услуги, связанные между собой . Собственно говоря, Сбер и является такой экосистемой, объединяющей под своим брендом различные компании, некоторым из которых он на определенных условиях транслирует свой бренд, а некоторые компании сотрудничают со Сбером, но бренд свой сохраняют, в подобном случае их объединяют интересы потребителей . В данной экосистеме клиенты Сбера имеют определенные преференции . Известно, что в настоящее время экосистема Сбера объединяет более 50 компаний из разных сфер сервиса: электронной коммерции, доставки еды, такси, развлечений и многих других [11].

В настоящее время в России идет рост бизнес-экосистем и к ним уже можно отнести экосистемы Яндекса, «Тинькофф», Mail .ru Group и МТС . Создание экосистем в различных областях социальной жизнедеятельности — общемировой тренд . Начали развиваться экосистемы и в образовании . Об этом подходе задумываются и представители нашей страны . Экосистемный подход неоднократно упоминался в докладах, посвященных образованию будущего

Опыт исследования образовательных экосистем: архетипы основных функций

Естественно, возникает вопрос о том, каким образом создаются и функционируют образовательные экосистемы . Современные сторонники эко-системного подхода в образовании уверены, что он способствует социальным и культурным инновациям, внедрение которых положительно сказывается на развитии не только образования, но и общества в целом . Экосистемы создают равные возможности и условия для нивелирования различных форм неравенства . Образовательные экосистемы содействуют развитию гражданской активности, реализации индивидуальных и коллективных запросов, развитию творческого потенциала как в персонифицированных, так и в сотруднически-групповых формах, усиливают горизонтальные связи между людьми и социальными институциями культурного и образовательного характера . Как экосистемы в бизнесе, так и экосистемы в некоммерческом секторе, к которому относится образование, призваны предоставлять значительные преимущества тем, кто ими пользуется

Образовательные экосистемы сегодня находятся на стартовой позиции . Пока нет устоявшегося представления о том, что же являют собой современные образовательные экосистемы, каковы их цели, задачи, функции, основные элементы, направления развития

В некоторых современных исследованиях образовательную экосистему авторы определяют «как динамически эволюционирующую и взаимосвязанную сеть образовательных пространств, состоящую из индивидуальных

и институциональных "поставщиков" (провайдеров) образования, которые предлагают разнообразные образовательные ресурсы и опыты для индивидуальных и коллективных учащихся на протяжении их жизненного цикла» [7, с . 50].

Авторы доклада «Образование для сложного общества» считают, что экосистема создает «максимальное благо» для общества [5]. Другими словами, экосистема может удовлетворять множественные потребности самых различных субъектов . Образовательная экосистема — открытое и развивающееся сообщество различных поставщиков образования, которые способны удовлетворять различные потребности обучающихся в конкретном контексте, в определенный период их жизни, на конкретной территории или онлайн . Один из исследователей образовательных экосистем в интервью, данном РБК, обращает внимание на то, что в настоящее время монополия на стандарты нормы и правила, определяющие деятельность системы образования принадлежат государству . Строгая регламентация процедур, определяемая в данном случае государством, характерная черта индустриального общества Индустриальный тип существования вызывает стандартизацию самых различных процедур . Индустриальный тип образования строится по тем же правилам . Новое время, новое информационно-цифровое общество требует новые модели образования . Одной из возможных моделей будущего образования может стать образовательная экосистема, которая в определенной степени является слепком с характерных взаимодействий, свойственных сетевым сообществам . Образовательная экосистема в этом отношении представляет собой реальный образец прототипа виртуальных коммуникаций, которые превалируют в современном мире и являются коммуникациями с высоким уровнем свободы выбора партнеров

Исходя из результатов, существующих исследований, можно определить особенности образовательной экосистемы, к ним можно отнести наличие инициативного ядра, именно с которого и начинает развитие образовательная экосистема . Её отличает динамичность, гибкость, мобильность, адаптивность, организационная сложность, построенная на принципах интеграции и кооперации, включающая множество игроков, открытость, востребованность многими субъектами на протяжении всей жизни, как территориальная, так и транс-территориальная локализация, включая онлайн ресурсы

Первые опыты образовательных экосистем в мире уже реализуются . К ним привлечено внимание сторонников экосистемного подхода к образованию и, соответственно, лидеры этого движения стремятся отследить возникающие уже сегодня практики подобного рода и объединить их в рамках международного исследования . Авторы уже упоминавшегося исследования выделили 40 кейсов, которые были ими определены

в качестве предмета исследования в Европе, США, Латинской Америке, Азии и России .

У лидеров данных образовательных экосистем были взяты глубинные интервью, затем они были проанализированы и обобщены . Одним из результатов данного исследования стало описание статуса и функций групповых лидеров существующих образовательных экосистем . Результаты исследования облечены в форму доклада, в котором авторы отмечают, что системообразующими фигурами образовательной экосистемы являются организаторы, радеющие за её создание, сохранение и развитие . Английское слово, которым пользуются исследователи — Thrivalist Это слово в переводе означает — сторонник процветания, в одном из переводов есть уточнение — «человек, который процветает в неблагоприятной среде» . Это уточнение очень существенно для современного УиСА-мира . Авторы переводят thrivalist старорусским словом — радетель . «Радетели» — это те, кто ратует за дело, кто о нём заботится, пестует его, поддерживает, не дает утратить наработанное . Радетель с их точки зрения — образ собирательный, в котором аккумулируется несколько функций, характеризующих набор из пяти различных типов лидерства . Радетели создают экосистему с набором элементов и установлением между ними необходимых связей, которые могут ассоциироваться с образом сети или архетипом «Ткачества» как его и представляют авторы доклада . Ткачество — древнейшее ремесло, построенное на умении человека со времен палеолита создавать из отдельных нитей путем плетения самые разнообразные тканевые полотна . Самое примитивное плетение у древних — создание первобытных сетей разного предназначения . Смысл ткачества состоит в том, чтобы из гетерогенных объектов делать единое целое, первоначально однотонное, со временем узорчатое и разноцветное . Ткачество в определенной степени может быть связано с инициативой, началом создания чего-то нового

Второй тип руководителей характеризуется через архетип «Садовничество» — это группа руководителей-инициаторов нового, для которой наиболее характерны такие черты, как возделывание, взращивание новых идей проектов, программ, как возделывание сада реального, так и социокультурного . Представители садовничества — лидеры мнений, своеобразные ледоколы-первопроходцы . Это руководители-патроны и играющие тренеры одновременно .

Третий архетип — «Рассказчик», то есть тот, кто может облечь идею образовательной экосистемы в некую занимательную историю, транслировать её вовне, чем привлекает заинтересованных сторонников . «Рассказчик» — одновременно проводник и интерпретатор, обладающий притягательной магнетической энергией, верящий в репрезентирующую идею и заразительный в своих действиях, «Рассказчик» — промо-утер и маркетолог в одном лице

Четвертый архетип — «Мыслитель» или исследователь-визионер [12]. Сегодня существует такое представление, что визионер — это профессия будущего . Это футурологи-практики, которые не просто могут предвидеть будущее, но и имеют инструменты для реализации плана действий, которое это будущее будет делать настоящим . У визионера-исследователя очень развит аналитический умозрительный инструментарий, который очень тесно связан с образными представлениями, которые не противоречат абстрактно-логическим построениям . Визионер — слово, заимствованное из французского языка, и происходит от visionnaire — «прорицатель», «фантазёр», которое имеет корень «визио», что и в других европейских языках определяет способность видеть с помощью зрения . В русском языке есть слово умозрение или зрение умом, что означает представление чего-либо в сознании . У князя Ев . Трубецкого есть работа «Умозрение в красках . Три очерка о русской иконе» . Трубецкой пишет о природе иконы как умозрении Бога . В философии умозрение — это процесс мышления о предметах или явлениях, которых ещё не существует в опыте человека, они явлены ему только в мысли или как сверхчувственное . Визионер-исследователь сочетает в себе навыки ученого-аналитика и творца-художника .

Пятый архетип — «Разработчик-проектировщик или архитектор». Архитектор по большому счету и тот, кто продуцирует идеи, и воплощает их в проекте-макете, и тот, кто при реализации выполняет функции надзора (контроля) за соответствием, воплощаемого замыслу и проекту .

Важно отметить, что все из представленных архетипов — это собирательные образы, каждый из которых не реализуется в персонифицированном виде, а, как правило, представляет группу людей или целую организацию, входящих на правах легитимных элементов в структуру образовательной экосистемы .

Кроме выделенных архетипов, характеризующих суть образовательных экосистем, исследователи обратили внимание на некоторые общие черты этих образований, названные ими «Опорой» . Это общие моменты, которые должны учитываться для создания образовательной экосистемы, как их определяют авторы Доклада:

- «основные принципы (или смысл и принципиальные качества экосистемного проекта);

- организация (т. е . набор норм и правил, по которым организована экосистема);

- реализация (управленческие методы, применяемые для запуска и развития экосистемы);

- активы (ресурсы, необходимые для запуска и поддержания экосистемы)»

Основные принципы носят прежде всего содержательный характер, а три остальных касаются менеджмента, который в данном случае играет

очень важную роль, так как создавать и управлять многоэлементной оргструктурой экосистемы значительно сложнее, чем традиционной образовательной организацией .

Образовательная экосистема в зеркале концепции И. Азидеса о «4-х витаминах успешного менеджмента» [13]

Если попытаться посмотреть на создание образовательной экосистемы с позиций современного менеджмента, исходя из установок И . Азидеса и его знаменитых «4-х витаминов успешного управления», а именно: PAIE . В данном случае предложены четыре функции или четыре 4 стиля руководителей в компании . Каждая из букв известной аббревиатуры символизирует собой особое качество или функцию, которая реализуется при управлении изменениями в любой организации независимо от её области деятельности .

«P» — producer или производство результатов . В данном случае «Р» может быть рассмотрено в качестве архетипа «Ткачества», в результате которого должна, собственно, и получиться образовательная экосистема, она и есть искомый результат

«A» — administrator или администрирование . Администрирование, как правило, представляет собой жесткое регламентирование, некие правила, которые должны строго исполняться . Есть такие требования в образовательной экосистеме? На первый взгляд — нет, но, думается, что, безусловно, в каких-то формах регламентация должна присутствовать, так как образовательная экосистема должна создаваться и функционировать, опираясь на принцип конвенциональности . Однако договоренности со временем могут изменяться, так как важным качеством образовательной экосистемы являются её гибкость, мобильность и адаптивность к запросам . Другое дело, что данные регламентации и договоренности не будут носить очень жесткого характера, а при необходимости могут быть пересмотрены с учетом времени и предлагаемых обстоятельств . Можно сказать, что они не выходят на первый план и не представляются явным архетипом в процессе осмысления природы создания и функционирования образовательной экосистемы . Установки на «А» бесспорно присутствуют, но они, по всей вероятности, интегрируются в архетип «Ткачества» .

«е» — entrepreneur или предприниматель, что в представленном И . Ази-десом индивидуальном профиле менеджера соответствует сочетанию таких качеств, как способность к продуцированию новых нестандартных идей, поиском адекватных инструментов их реализацией, умением преодолевать возникающие препятствия и разумно рисковать . Предприниматель всегда креатор и инициатор . Представляется, что к этой функции, данному стилю руководства может относиться из упомянутых авторами доклада архетипов — три, а именно: «Садовничество», «Рассказчик», «Мыслитель» . Во всех трех архетипах функции предпринимательства

предстают впрямую . «Садовничество» — это не только возделывание сада и всего разнообразия растений в нем, но множество форм экспериментальной работы, которые связаны с практикой проверки различных гипотез, проведения экспериментов по выведению новых сортов и видов растений, т.е . создания инноваций и их апробации на практике .

Что касается архетипа «Рассказчика», то его функции связаны преимущественно с выстраиванием грамотных, профессиональных, но и в то же время оригинальных коммуникаций с различными субъектами внутри образовательной экосистемы, а также с потенциальными представителями целевой аудитории во внешней среде . «Рассказчик» и внутри образовательной экосистемы, и вне её — полифункционален и полинаправлен в своей деятельности . Основная функция «Рассказчика» может быть интерпретирована как информационно-коммуникационная, или функция коммуникатора и промоутера . Он должен действовать заразительно в представлении как идей своего «Сада», так и результатов его возделывания Он занимается продвижением его идей, поиском лояльных потребителей и команд активных единомышленников .

Ещё один архетип, который выделяют исследователи образовательных экосистем — архетип «Мыслителя», представляя его как визионера, о чем упоминалось несколько раньше . Функция визионера может быть названа функцией опережающего отражения . Это образ аналитика, функция которого очень важна для поиска и интуитивного предчувствия, нащупывания новых идей, их формулирование . «Мыслитель» в системе координат И . Азидеса, безусловно, должен быть органически встроен в предпринимательское «Е», т .е . являться важной составляющей предпринимательской деятельности .

«I» — в системе координат И . Азидеса — integrator, тип руководителя, который собирает всё воедино, и он подобен «Архитектору», о котором пишут исследователи феномена образовательных экосистем, потому что «Архитектор» априори несет в себе функции интегратора, и получается совершенно справедливо, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец . У архитектора как у разработчика есть ещё одна важная функция — максимально адекватно вписать свое сооружение в контекст существующего пространства, не нарушая его целостности, а используя особенности природного и социального ландшафта

Образовательные экосистемы — это наше будущее . Но нельзя сказать, что их прообразов у нас не было . Существовали различные договора между разными школами одного города, иногда страны, реже международные . Были договора о сотрудничестве между высшими учебными заведениями и международные в том числе . Существовал опыт взаимодействия «Детский сад — Школа — Вуз» . Кроме вертикальной интеграции существовали коллаборации другого рода, в большей степени напоминающие горизонтальные связи, которые выразились в западных странах

прежде всего в «стирании граней между образовательными учреждениями и венчурными практиками» [14] в результате чего в образовательных учреждениях возникли бизнес-инкубаторы и множество студенческих стартапов . Бизнес-инкубаторы и студенческие стартапы повлияли на развитие известных технопарков в США и других странах и на переход к инновационно-предпринимательскому типу университетов, которые принято именовать университетами 3 .0 . Наряду с указанными практиками были и другие опыты различных взаимодействий, которые касались образования . Но все эти практики не носили всеобщего характера . Современные экосистемы — это тренд, который приведет мировое образование к весьма вариативным взаимодействиям между образовательными институциями самых разных уровней и статусов . Модифицируется содержание и образовательные формы его получения, предполагается, что стандартизация, унификация будет выведена за её границы . В образовательных экосистемах изменятся принципы валидации и документирования итоговой аттестации

Конфигурации образовательных экосистем не будут носить универсального характера . Их дизайн будет зависеть как в любой организации от основных целеполаганий, которые могут быть весьма разнообразными . Они могут касаться как дошкольного, развивающего, творческого образования и воспитания, так и школьного с множеством дополнительных функций, которые будут отвечать невероятно дифференцированным потребностям основных образовательных субъектов, многовариантного среднего и высшего профессионального образования, а также различных форм дополнительного образования для детей и взрослых, которые будут готовы учиться на протяжении всей жизни Новые образовательные экосистемы будут способны удовлетворять самые всевозможные запросы от самых простых и более часто встречающихся, так и до самых сложных и предельно индивидуализированных

Один из исследователей образовательных экосистем считает, что новые структуры потенциально могут включать «самые различные организации и ресурсы: школы, колледжи, библиотеки, спортивные клубы, клубы практик STEM / STEAM, общественные центры, онлайн-курсы, форумы, мобильные приложения, гаджеты, игровые приложения и др .» [15]. Количество элементов, их функциональное предназначение, активность субъектов данного процесса каждый раз будет представлять собственный набор, но всегда соответствующие третьему уровню потребностей, на что указывают авторы упомянутого Доклада, которые обозначаются ими как цели «3М»: мои, местные, мировые . «3М» можно расшифровать следующим образом:

- «М1» — уровень индивидуально-личностных потребностей, касающиеся личностного роста и улучшения собственного качества жизни;

- «М2» — уровень удовлетворения потребностей локальной местности, региона или сектора (формирование наиболее востребованных навыков, расширение образовательных возможностей, развитие местного сообщества);

- «М3» — уровень решения мировых задач, наиболее актуальных для человечества (устойчивое развитие, социальная и экономическая справедливость, развитие культуры)

Каждому из данных уровней, по мнению исследователей, будут соответствовать три сферы:

1) Сообщество практик, которые будут построены вокруг групп мастеров и станут опираться на человеческое взаимодействие, сотворчество, передачу опыта и технологий;

2) Городские образовательные форматы, которые будут предлагать разные образовательные услуги, поддерживающие участников непрерывного образования;

3) Глобальные образовательные онлайн платформы, которые станут основными поставщиками лучших знаний и навыков из глобального контента, условно названного «Университетом для миллиона учащихся» .

Возможно, сегодня трудно представить, что в реальности мировая система образования претерпит столь кардинальную трансформацию . Эти тренды сегодня уже очевидны, но конкретные их воплощения будут иметь и сходные, и отличные характеристики . Сегодня ещё нет полного осознания и осмысления данных трендов . Мировое сообщество ещё не интегрировано в должной мере в дискуссионное поле по данному вопросу . Но то, что различные варианты образовательных систем сегодня существуют — уже очевидно . Исследование, которое провели представители одной из экспертных групп тому доказательство . Эта группа считает, что драма нового перехода заключается в том, что переход происходит «слишком быстро — не за тысячелетие, как аграрный, и не за столетия, как индустриальный, а всего за несколько десятков лет. Если мы не хотим повторения потрясений предыдущего перехода, нам предстоит осознанно посмотреть в будущее и спросить себя, как именно мы сможем справиться с тем, что нам неизбежно предстоит» [6].

Как известно, в Докладе рассматриваются несколько десятков кейсов образовательных экосистем из разных стран мира, в одной из недавних публикаций-откликов обозначили пять типов обнаруженных исследователями образовательных экосистем:

- Экосистемы, способствующие социальным или культурным инновациям и развитию;

- Экосистемы, создающие равные и справедливые возможности в условиях разных типов неравенства;

- Экосистемы, поддерживающие технологические инновации и разработчиков;

- Экосистемы, способствующие городскому гражданскому развитию и расширяющие возможности горожан в получении образования;

- Экосистемы, поддерживающие регенеративную экономику совместно с соответствующими биорегиональными экосистемами [16].

Естественно, что типология касается только обнаруженных исследователями типов образовательных экосистем . В будущем могут появиться и другие

Особый интерес представляют точки роста экосистемного процесса в образовании России . Важно осмыслить и эти начинания . Только на первый взгляд может показаться, что в нашей стране такого опыта нет. Но это ошибочное умозаключение . Что касается России, то у нас тоже существуют образовательные экосистемы, их немного, но они есть . В частности, о них говорит в публичных выступления один из исследователей данной проблемы — профессор Сколтеха П . Лукша . В интернете размещена его презентация по материалам исследования, которая называется «Экосистемный переход»: будущее (инновационно-образовательных) систем . В данной презентации автор упоминает несколько российских образовательных экосистем [15]:

- ЛенПолиграфМаш: частная экосистема выращивания технологических предпринимателей и команд — от детей до молодых лидеров;

- Иркутский / Байкальский кластер: экосистема подготовки в сфере «новой культуры» и выращивания команд в сфере культуры и ремесленничества;

- Обнинский образовательный кластер (МАН Интеллект будущего, МИФИ, ЦИПК и др . ): от детей, интересующихся наукой, до ученых-предпринимателей

Кроме этого, есть проекты, которые реализуются в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Томске, Тобольске и др . К созданию образовательных экосистем, по его мнению, потенциально готовы такие города, как Казань и Москва .

Что интересно в российской практике, так это то, что первые образовательные экосистемы стали организовываться на базе творческих индустрий . Творческие индустрии достаточно давно заступили на территорию российского образовательного пространства . Первоначально это было связано с различными видами дополнительного образования Это могли быть различные творческие мастер-классы, затем небольшие образовательные курсы, которые отвечали запросам разновозрастной аудитории от дошкольников до людей состоявшихся, но желающих расширить свои познания, но чаще навыки В некоторых случаях появлялись узкопрофессиональные образовательные программы . Если говорить о московском опыте, то практически ни одна известная творческая индустрия не избежала включения в свою деятельность образовательных программ . Если открыть и сегодня сайты различных творческих

индустрий в разных городах России, то этот тренд не просто будет сохраняться, но и развиваться

Таким был опыт одной из первых площадок московских творческих индустрий — «АЛр1ау», который начинал с отдельных мастер-классов, затем курсов, потом программ, а на сегодня, параллельно с другими творческими видами деятельности, которая включает 23 направления, заявляет о создании университета творческих индустрий . По сути, данный творческий кластер из небольшого бизнеса превратился в достаточно заметную креативную структуру . Из 23 направлений деятельности «АЛр1ау», образование является только одним из них . Образовательные притязания этой творческой индустрии из разовых акций выросли до университета, которой, как написано на титульной странице сайта, представляет собой: «Первый в России университет креативных индустрий, где учатся по-другому. Это единственное учебное заведение в стране, где можно получить зарубежный диплом в креативных индустриях и где девять творческих школ живут на одной территории» [16].

В некоторых других случаях развитие творческих кластеров привело к созданию образовательной экосистемы . Кластер по своей природе, представляющей единство разнородных элементов как гроздь винограда, предрасположен к созданию экосистем в принципе и образовательных, в частности . В ряде случаев, возникающие в России образовательные экосистемы, инициируются именно творческими кластерами, которые в подобных обстоятельствах становятся её ядром . Сегодня это становится более актуальным, так как государство в ближайшее время собирается в большей степени поддерживать продуктивную деятельность творческих индустрий

В исследовательских материалах об образовательных экосистемах в России, как выше было указано, назван Технопарк и квартал «ЛенПо-лиграфМаш» . В основе данного творческого кластера — известный питерский завод, который аккумулировал вокруг себя различные творческие интересы, превратившиеся в последствии в крупный технопарк . В его деятельности образовательные программы играли не последнюю роль . Сегодня данный кластер проводит коллаборации с несколькими известными образовательными структурами: Фондом СПБ Сколково, Политехом (государственный университет СПБ), Университетом ИТ-МО, ГУАП (Государственный университет аэрокосмического машиностроения в Санкт-Петербурге) .

Пока в российском опыте нет образовательной экосистемы, которую бы инициировали именно образовательные структуры . Экосистемами образовательного толка являются уже известные проекты, но они по сути вырастали из дополнительных видов образования: «Сириус» (Ьйрзу/зосЫзтш . ги/), «Кванториум» (Ьир://куап1огшт-то$сош . ги/),

«Junior Skills» «Молодые профессионалы» (https://worldskills . ru/final/ naczionalnyij -final/juniorskills . html).

Всем кто интересуется образованием для детей известен «Сириус», который создан на базе Фонда «Талант и успех» для одаренных детей в 2015 г . и начавший свою деятельность на олимпийских площадках в Сочи как уникальный образовательный проект . В настоящее время он становится сетевым проектом и предполагается, что к 2024 г . подобные региональные центры будут созданы во всех субъектах Российской Федерации [17].

Итак, в российской практике образовательные экосистемы инициируются творческими кластерами, а не учебными заведениями . В некоторых экосистемах вузы присутствуют, но сегодня степень распространенности этого невелика . Несмотря на то, что структуры университетского образования в мире давно существуют как устойчивые системы, в ближайшем будущем их ждут кардинальные преобразования .

Выводы

Каждой эпохе, в которой происходят принципиальные технологические преобразования, необходимы образовательные структуры, соответствующие целям и задачам этих трансформаций . Когда обществу нужны были просто образовательные люди — возникли образовательные университеты — 1. 0, потом для развития индустриального общества — образовательно-исследовательские университеты — 2 .0, в постиндустриальном обществе стали востребованы университеты инновационно-предпринимательские — 3 . 0, в цифровую эпоху — университеты 4 . 0 . Есть надежда, что новые университеты будут сохранять лучшее из наработанного человечеством, но в их деятельность будут привноситься разумные инновации . Одной из инноваций, вероятно, станет создание образовательных экосистем . Их ядром могут быть университеты как сообщества сообществ . Одним из направлений этих преобразований будет движение в сторону большей гибкости, установления новых горизонтальных взаимосвязей, персонификации, открытости и свободы педагогического творчества ... Университеты обладают колоссальной ресурсной базой и опытом сотрудничества, что тоже может работать в их пользу . Это позволит университетам становиться мощными хабами новых образовательных экосистем, которые современные визионеры в области образования будущего определяют площадкой взаимодействий самых разных субъектов образовательного процесса . Университетский хаб или сообщество сообществ — это центр инициатив, генератор инноваций разного рода, но и блюститель главных традиций . В подобном качестве университеты значительно расширят свои функции, полномочия и аккумулируют многие образовательные статусы прошлого

Университеты смогут стать ядром, интегрирующим вокруг себя очень разные образовательные структуры, у которых стратегические цели могут быть близкими, а инструменты их достижения весьма разными . Университеты возьмут на себя функции получения базовых и метакомпетен-ций, развития технологических и социокультурных инноваций

Итак, можно сказать, что одним из наиболее важных и перспективных трендов, который ожидает образование в будущем — это тренд на создание разнообразных образовательных экосистем, которые в настоящее время только начинают зарождаться . Но данный тренд не может быть одинок . Важной задачей для экспертного сообщества является сегодня не только продолжение поиска точек роста по поводу дальнейшего развития образовательных экосистем, но и выявление новых, пока не проявившихся трендов в области образования . Сегодняшняя ситуация, как у А . Блока, про вечный бой, а в образовании — это вечный поиск продуктивного нового

Литература

1. BrodoJ.A. (2006) Today's Ecosystem of E-learning [Электронный ресурс] Trainer Talk. Vol . 3 . № 4 . URL: http://enewsbuilder. net/salesmarketing/e_ article000615779. cfm (Дата обращения: 09.04.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Uden L., Wangsa I. T., Damiani E. (2007) The Future of E-learning: E-learning Ecosystem // 2007 Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies P . 113-117.

3. Олейников Б.В., Подлесный С. А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования . // Знание . Понимание . Умение . 2013 . № 4 . С . 84-89.

4. Кастельс М. Информационная эра: экономика, общество и культура . М .: ВШЭ . 2000. 609 с .

5 . Образование для сложного общества . 2018 . 212 с . [Электронный ресурс] URL: http://vcht . center/wp-content/uploads/2019/06/0brazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf (Дата обращения: 09.04.2022)

6. Навыки будущего . Что нужно знать и уметь в новом сложном мире . 93 с . URL: https://futuref. org/futureskills_ru (Дата обращения: 09.04.2022)

7. Емельянович И. Образование будущего // Наука и инновации. 2020. № 12 . С . 58-63.

8. Олейников Б.В, Фоминых Н. Ю., Койкова Э. И., Бубенчикова А. В. Образовательная среда как экосистема // Мир науки, культуры, образования 2021 № 3 С 292-294

9. Хангельдиева И.Г. Многообразие «скрещенных» и полифонических форм обучения в условиях цифровизации // Ценности и смыслы, 2021. № 2. С. 6-23.

10 . Экосистема: определение понятия, структура, виды . URL: https://cleanbin . ru/terms/ecosystem (Дата обращения: 09.04.2022)

11. Сбер: банк, строящий экосистему. URL: https://journal . tinkoff.ru/news/ review-sber/ (Дата обращения: 09.04.2022)

12. Они делают наше будущее: 20 визионеров из мира технологий . URL: https://yandex. ru/turbo/popmech . ru/s/science/563264-oni-delayut-nashe-budushchee-20-vizionerov-iz-mira-tehnologiy/ (Дата обращения: 09 04 2022)

13. Азидес И. Стили менеджмента — эффективные и неэффективные / Иц-хак Калдерон Адизес; Пер. с англ . М . : Альпина Бизнес Букс, 2009. 199 с .

14. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://ta-aspect. by/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushhaya-praktika-dlya-budushhego-obrazovaniya (Дата обращения: 09 04 2022)

15. Лукша П. Экосистемный переход: будущее (инновационно-образовательных) систем. URL: http://vcht. center/wp-content/ uploads/2019/06/Luksha-Ekosistemnyj-podhod. pdf (Дата обращения: 09 04 2022)

16. Сайт Artplay URL: https://www . artplay. ru/shops/obrazovanie-0 (Дата обращения: 09 04 2022)

17. Мурсалимов А.А. Организационно-педагогические условия деятельности региональных центров — сетевых партнеров образовательного центра «Сириус» // Ценности и смыслы . 2020. № 3 (67). С . 145 .

Сведения об авторе

Хангельдиева Ирина Георгиевна — доктор философских наук, профессор, профессор факультета педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва. E-mail: irkhang@gmail.com

Educational ecosystems — a trend of development of modern Russian education in the near future

I. G . Khangeldieva

The article is devoted to understanding the educational ecosystem as a new trend in the development of modern world education. An educational ecosystem is a special case of ecosystems that characterize the organizational structures of modern business in the era of globalization, built on the principles of integration and cooperation. The first researchers of educational ecosystems interpret them as one of the tools for transforming the existing educational paradigm and the traditional education model, with the help of which traditional education models corresponding to the sustainability of the SPOD world can be transformed into new education models demanded by the instability of the VUCA world. The article considers the educational ecosystem as a theoretical concept and real practice. A working definition of the educational ecosystem is given, its roots are established that go back to natural science, later

management, the social nature of educational ecosystems is determined, based on the social needs of modern society, a brief description of the main most universal qualities is given, based on existing research, their sociocultural functions are highlighted. In addition, the universal archetypes of the sociocultural functions of educational ecosystems («Weaving», «Gardening», «Storyteller», «Thinker», «Developer-designer or architect»). highlighted by previous researchers for the first time are considered in the mirror of the concept of I. Azides about «4 vitamins of successful management». Along with this, the article provides examples of Russian experiences in the implementation of educational ecosystems, which mainly arise on the basis of the creative industries of capital centers or large cities.

Key words: education; educational paradigms; hub; ecosystem; educational ecosystem: functions, structure, main characteristics.

References

1 Brodo J . A . Today's Ecosystem of E-learning [Elektr . resurs] Trainer Talk. Vol . 3. 2006. № 4 . URL: http://enewsbuilder . net/salesmarketing/e_ article000615779. cfm (Accessed: 09.04.2022)

2. Uden L. , Wangsa I . T , Damiani E . The Future of E-learning: E-learning Ecosystem. 2007 Inaugural IEEE International Conference on Digital Ecosystems and Technologies (IEEE DEST 2007). pp . 113-117.

3 . Oleynikov B .V. , Podlesnyy S . A . O kontseptsii «ekosistema obucheniya» i napravleniyakh razvitiya informatizatsii obrazovaniya [About the concept of «ecosystem of learning» and directions of development of informatization of education]. Znaniye . Ponimaniye . Umeniya [Knowledge . Understanding . Skill] 2013. № 4. pp. 84-89.

4. Kastal's M . Informatsionnaya era: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The

information age: economy, society and culture]. Moscow: VSHE. 2000. 609 p

5 . Obrazovaniye dlya slozhnogo obshchestva [Education for a complex society]. 2018. 212 p. URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/ Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva . pdf (Accessed: 09.04.2022)

6. Navyki budushchego . Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire [Skills of the future . What you need to know and know in a new complex world], 93 p . URL: https://futuref. org/futureskills_ru (Accessed: 09.04.2022)

7. Yemel'yanovich I . Obrazovaniye budushchego [Shaping the future]. Nauka i innovatsii [Science and innovation]. 2020, № 12 . pp . 58-63.

8. Oleynikov B. V. , Fominykh N. Yu., Koykova E. I., Bubenchikova A . V . Obrazovatel'naya sreda kak ekosistema [Education environment as an ecosystem]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education] 2021 № 3 pp 292-294

9 . Khangel'diyeva I .G. Mnogoobraziye «skreshchennykh» i polifonicheskikh form obucheniya v usloviyakh tsifrovizatsii [Diversity of «crossed» and

polyphonic forms of training in the context of digitalization] Tsennosti i smysly [Values and meanings] 2021. № 2. pp. 6-23 .

10. Ekosistema: opredeleniye ponyatiya, struktura, vidy [Экосистема: определение понятия, структура, виды]. URL: https://cleanbin. ru/terms/ ecosystem (Accessed: 09 04 2022)

11. Sber: bank, stroyashchiy ekosistemu [Sber: Bank building ecosystem]. URL: https://journal . tinkoff.ru/news/review-sber/ (Accessed: 09.04.2022)

12. Oni delayut nashe budushcheye: 20 vizionerov iz mira tekhnologiy [They make our future: 20 visionaries from the world of technology]. URL: https://yandex. ru/turbo/popmech . ru/s/science/563264-oni-delayut-nashe-budushchee-20-vizionerov-iz-mira-tehnologiy/ (Accessed: 09.04.2022)

13 . Azides I . Stili menedzhmenta — effektivnyye i neeffektivnyye [Management

Styles — Efficient and Inefficient]. Moscow: Al'pina Biznes Buks Publ . , 2009. 199 p

14 . Obrazovatel'nyye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego

obrazovaniya [Educational ecosystems: emerging practices for future education]. URL: https://ta-aspect. by/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushhaya-praktika-dlya-budushhego-obrazovaniya (Accessed: 09 04 2022)

15. Luksha P. Ekosistemnyy perekhod: budushcheye (innovatsionno-obrazovatel'nykh) system [Ecosystem Transition: The Future (Innovation and Education) of Systems]. URL: http://vcht. center/wp-content/ uploads/2019/06/Luksha-Ekosistemnyj-podhod. pdf (Accessed: 09.04.2022)

16. Artplay . URL: https://www . artplay . ru/shops/obrazovanie-0 (Accessed: 09 04 2022)

17. Mursalimov A. A. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya deyatel'nosti regional'nykh tsentrov — setevykh partnerov obrazovatel'nogo tsentra «Sirius» [Organizational and pedagogical conditions of activity of regional centers — network partners of educational center «Sirius»]. Tsennosti i smysly [Values and meanings] 2020 № 3 (67) P 145

About the Author

Khangeldieva Irina G. — Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Lomonosov Moscow

State University, Moscow, Russia. E-mail: irkhang@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.