Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД'

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / ЦИФРОВАЯ ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветчинова Марина Николаевна

В настоящее время ведется активный поиск новых способов обучения и новых организационных форм образования, которые будут соответствовать социальной, экономической и технологической реальности XXI в. Предполагается, что существенным потенциалом для преобразования обучения обладает экосистемный подход к образованию, а образовательные экосистемы помогут решить некоторые из ключевых вопросов по подготовке молодого поколения к жизни в быстро меняющемся мире. В статье дан анализ экосистемного подхода к образованию, показана история его возникновения, представлены основные участники образовательной экосистемы, подчеркивается роль цифровой экосистемы как ее существенной составной части. Приводятся размышления как западных, так и российских лидеров по разработке инновационных образовательных систем о значимости экосистемного подхода и создания образовательных экосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A NEW EDUCATIONAL REALITY: AN ECOSYSTEM APPROACH

Currently, an active search is underway for new ways of learning and new organizational forms of education that will correspond to the social, economic and technological reality of the XXI century. It is assumed that an ecosystem approach to education has significant potential for transforming learning, and educational ecosystems will help solve some of the key issues of preparing the younger generation for life in a rapidly changing world. The article analyzes the ecosystem approach to education, shows the history of its origin, presents the main participants of the educational ecosystem, emphasizes the role of the digital ecosystem as its essential component. The reflections of both Western and Russian leaders on the development of innovative educational systems on the importance of the ecosystem approach and the creation of educational ecosystems are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД»

УДК 37.0 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-78-86

ББК 74.00

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

FORMING A NEW EDUCATIONAL REALITY: AN ECOSYSTEM APPROACH

Ветчинова Марина Николаевна

Профессор кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Курский государственный университет, доктор педагогических наук, доцент E-mail: marx2003@list.ru

Vetchinova Marina N.

Professor at the Department of Foreign Languages and Professional Communication, Kursk State University, ScD in Education, Associate Professor E-mail: marx2003@list.ru

Аннотация. В настоящее время ведется активный поиск новых способов обучения и новых организационных форм образования, которые будут соответствовать социальной, экономической и технологической реальности XXI в. Предполагается, что существенным потенциалом для преобразования обучения обладает экосистемный подход к образованию, а образовательные экосистемы помогут решить некоторые из ключевых вопросов по подготовке молодого поколения к жизни в быстро меняющемся мире. В статье дан анализ экосистемного подхода к образованию, показана история его возникновения, представлены основные участники образовательной экосистемы, подчеркивается роль цифровой экосистемы как ее существенной составной части. Приводятся размышления как западных, так и российских лидеров по разработке

Abstract. Currently, an active search is underway for new ways of learning and new organizational forms of education that will correspond to the social, economic and technological reality of the XXI century. It is assumed that an ecosystem approach to education has significant potential for transforming learning, and educational ecosystems will help solve some of the key issues of preparing the younger generation for life in a rapidly changing world. The article analyzes the ecosystem approach to education, shows the history of its origin, presents the main participants of the educational ecosystem, emphasizes the role of the digital ecosystem as its essential component. The reflections of both Western and Russian leaders on the development of innovative educational systems on the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Ветчинова М. Н., 2022

инновационных образовательных систем о значимости экосистемного подхода и создания образовательных экосистем.

importance of the ecosystem approach and the creation of educational ecosystems are given.

Ключевые слова: экосистемный подход, образовательная экосистема, цифровая экосистема.

Keywords: an ecosystem approach, an educational ecosystem, a digital ecosystem.

Для цитирования: Ветчинова М. Н. Формирование новой образовательной реальности: экосистемный подход // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 78-86. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-78-86.

Cite as: Vetchinova M. N. Forming a new educational reality: an ecosystem approach. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 78-86. DOI: 10.31862/22188711-2022-4-78-86.

Во всем мире растет понимание того, что образование требует радикальных преобразований, потому что является основным средством формирования у молодежи навыков XXI в., подготовки к будущему в условиях цифрового, неопределенного и быстро меняющегося мира.

Так, в Докладе о глобальном мониторинге образования и отчете Института статистики ЮНЕСКО за 2019 г. констатируется, что «мир сбился с пути достижения своих целей в области образования» [1]. Мир в глобальном масштабе отстает от графика в реализации цели ООН в области устойчивого развития, которая направлена на «обеспечение доступа к качественному образованию для всех на равной основе и поощрение возможностей обучения на протяжении всей жизни» [2].

Европейская комиссия отмечает, что к концу реализации Повестки дня в области устойчивого развития (2030) около 800 млн молодых людей не будут иметь навыков, необходимых для выхода на рынок труда.

Подобная тенденция характерна и для России: «традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда» [3].

Вероятно, это связано с тем, что сегодня система образования по-прежнему глобально основана на потребностях индустриального общества XX в., несмотря на то что навыки, необходимые для решения проблем современного сложного мира, совершенно другие.

Получается, что глобальный контекст образования амбивалентен. С одной стороны, образование постоянно реформируется и совершенствуется, а с другой стороны, наблюдается образовательный кризис, поскольку современное образование не дает достаточную подготовку молодых людей к вызовам мира будущего, которое еще не прописано, но к которому готовиться нужно сегодня. Предполагается, что одним из решений выхода из кризиса может стать становление, развитие и реализация экосистемного подхода к образованию, которому посвящается сегодня все большее число исследований как за рубежом, так и в России.

Если мы обратимся к истории термина «экосистемный подход», то увидим, что он был разработан для экологии. Начиная с 1972 г. в мире проходили различные международные конференции под эгидой ООН, рассматривающие проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в целях установления лучшего баланса между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды, а также для создания комплексных подходов, которые могли бы охватывать данные вопросы.

Но в настоящее время понимание этого термина расширилось. Сущность экоси-стемного подхода состоит в том, что это метод управления, при котором земля, вода и живые ресурсы объединяются для содействия сохранению и использованию природных ресурсов, чтобы способствовать взаимодействию в экосистемах, от которых зависит существование человека. Этот подход предлагает выстроенную стратегию комплексного управления различными средами (почва, вода и живые ресурсы), которая благоприятствует их сохранению и устойчивому использованию на справедливой основе.

Появление концепции «экосистемного подхода» 1990-х гг. представляет собой значительный шаг вперед в комплексном управлении экосистемами и сегодня представляет собой эталонную основу в этой области. На конференции Организации Объединенных Наций по биологическому разнообразию (2010) экосистемный подход был официально принят и пропагандирован как универсальный и необходимый инструмент в различных тематических областях [4].

Экология постепенно индивидуализировалась в конце XX - начале XXI в. как научный подход «к условиям существования» на стыке нескольких наук, начиная от экологической ниши, изначально воспринимаемой как среда обитания вида, до экосистем как пространств взаимодействия. Сегодня экосистемный подход применяется к различным сферам деятельности человека - экономике, бизнесу, социальной работе, управлению и т. д. Экосистемы создают крупные финансовые и IT-компании, крупнейшими российскими экосистемами являются «Яндекс», «Сбер», «Тинькофф», МТС и Mail.Ru.

Тренд на экосистемы затронул и сферу образования. В зарубежной педагогике он наблюдается последние лет десять, в российской - последние годы. Подходы к пониманию экосистемного подхода содержатся в исследованиях Л. Г. Гогиберидзе «Экоси-ситемный подход к образованию как доминирующая парадигма подготовки человеческого капитала», А. С. Ермакова и Д. С. Ермакова «Образовательные экосистемы и инновации в образовании для устойчивого развития» и В. М. Розина «Экосистемный подход в образовании».

Отметим, данные работы появились в 2021 г., что свидетельствует об актуальности данного подхода, а также необходимости его дальнейшего изучения.

Значимо обратиться к западным специалистам, потому что вопросами экосистем-ного подхода и образовательных экосистем они стали заниматься лет десять назад, а то и раньше. Так, Дени Кристоль (Denis Cristol) - директор по инновациям и педагогике Ассоциации содействия развитию менеджмента (APM), доктор наук в области образования, внедряет инновационные образовательные процессы, направленные на

преобразование административных органов, промышленных или коммерческих организаций, автор 20 работ по менеджменту, лидерству и педагогике - считает, что идея связать образование человека с окружающей его средой термином «экосистема обучения» представляется более значимой. Это связано с тем, что окружающая среда определяется как совокупность элементов, которые окружают человека. По его убеждению, «в экологии окружающая среда означает среду обитания. Чтобы обозначить место, где обитает сообщество видов, мы также можем обратиться к терминам "биоценоз" или "экосистема". Если отбросить более технический термин "биоценоз", можно понять, почему термин "экосистема" может стать ключом к исследованиям. Экосистема относится к совокупности, образованной сообществом живых существ и их окружающей средой. Элементы, составляющие экосистему, развивают сеть обмена и энергии, которая помогает поддерживать и развивать жизнь. Термин "экосистема" был предложен в 1935 г. Артуром Джорджем Тэнсли для обозначения основной единицы природы» [5].

По мнению Дени Кристоля, выбор термина из мира природы для обозначения того, что происходит в процессе образования человека, позволяет четче представить взаимодействие между людьми, организациями и подойти к образованию с более органичными и живыми идеями.

В научной литературе отмечается, что в немалой степени экосистемный подход основан на экологическом подходе к развитию человека, который предложил американский психолог, специалист по детской психологии Ури Бронфенбреннер в 1970-х гг. Опираясь на работы Л. С. Выготского и К. Левина, он разрабатывал психологическую теорию экологических систем, в которой «психологическая экология» человека определяется как совокупность нескольких подсистем: микросистема семьи, мезосистема локальной среды общения и проживания, экзосистема крупных социальных организаций и макросистема, в основе которой лежат культурные обычаи и ценности (схематично экологические подсистемы представлены четырьмя концентрическими кругами).

Экологическая модель была адаптирована к ракурсу рассмотрения ребенка в данной системе. Экосистемный подход позволяет взглянуть на все составляющие, которые могут повлиять на развитие ребенка и его образование [6].

Как видим, модель Бронфенбреннера основана на двух концепциях: системности и экологии. В соответствии с этим экосистема включает в себя рассмотрение ребенка и его различных сред (систем) в динамических отношениях, где влияние взаимно. Предполагается, что согласованные отношения между этими средами позволят добиться желаемых изменений в успеваемости. В экосистемном подходе задействованы и взаимосвязаны пять систем: ребенок или ученик, семья, класс, школа и сообщество. Предлагаемый подход основан на тесном сотрудничестве школы, семьи и сообществ с целью максимизации взаимодействий, направленных на повышение успеваемости ребенка.

Экосистемный подход способствует созданию образовательного сообщества, основанного на привлечении всех его участников, их тесного сотрудничества в разработке и реализации плана действий для поддержки успеха в учебе, причем ответственность за

этот успех распределяется между всеми участниками. Подчеркивается, что сотрудничество школы, семьи и сообществ (во франкоязычной литературе обозначается E-F-C/ École-Famille-Communauté) оказывается продуктивнее, если оно запланировано, организовано и поддержано [7].

Таким образом, школа, семья и сообщество составляют три основных элемента формы сотрудничества, определяющей образовательный успех учащихся. Это сотрудничество основано, среди прочего, на равенстве и взаимном уважении между участниками-партнерами, а также на действиях, которые должны быть тщательно спланированы и связаны с образовательным проектом школы.

Благодаря экосистемному подходу обогатились подходы к планированию оптимального развития детей, а динамизм экосистемного подхода заключается во взаимном влиянии, которое существует между каждым из элементов системы [6]. Группа специалистов, занимающаяся инновациями в области образования, разработками школьных проектов, образовательными технологиями во многих странах, включая Великобританию, Европу, США, Австралию и Африку, во главе с Валери Хэннон (Valerie Hannon), которая является соучредителем Innovation Unit, сопредседателем Глобального партнерства лидеров образования (GELP), констатирует тот факт, что «к настоящему времени риторика и стремление к экосистемным подходам значительно опережают то, что можно найти на практике и увидеть четко организованную образовательную экосистему в действии» [8]. По заключению исследователей, инновационные экосистемы, как правило, включают традиционных и новых участников образования, возможности формального и неформального обучения, участие бизнеса, разработчиков и поставщиков edtech (Educational technology), а также высшее образование. Экосистемы обучения включают различные комбинации участников (школы, предприятия, общественные организации, а также государственные учреждения), создающие новые возможности для получения образования [8].

В образовательную экосистему можно включить отдельным компонентом цифровую экосистему - это уже сформировавшийся термин для обозначения цифровой среды и цифровых технологий в образовании, которые сделали мощный рывок в последние годы, изменив образовательное пространство. Это обусловлено тем, что «цифровые технологии - это не только техника, но и новая экосистема, которая перевернула образование. Цифровые технологии - это не инструмент, не "новая технология" - это динамичная экосистема, встроенная в обучение» [9].

В значительной мере развитию цифровой экосистемы способствовала пандемия COVID-19, которая привела к беспрецедентному использованию технологий в учебном процессе, хотя их влияние на образование и обучение до пандемии было гораздо более ограниченным. Коронакризис еще больше продемонстрировал, что дальнейшая цифровая трансформация образования неизбежна, а пандемия лишь в значительной степени ускорила этот процесс, интегрировав физическую среду в виртуальный мир, и этот тренд, без сомнения, будет продолжаться в долгосрочной перспективе.

В нашей стране самостоятельными экосистемами или входящими в образовательную экосистему можно назвать образовательные платформы «Российская электронная

школа» (РЭШ), «Сферум» Classroom, е-СТАДИ, Moodle и другие, а также онлайн-школы, обучающие сайты.

Продуктивно функционируют образовательные платформы для взрослых, которые хотят повысить квалификацию или освоить новую профессию. Skillbox, Нетоло-гия, GeekBrains предлагают широчайший выбор актуальных курсов, обучают с нуля профессиям и предоставляют знания по востребованным специальностям, начиная от сферы информационных технологий, где занятия ведут известные специалисты данной отрасли, у которой к тому же существуют компании-партнеры, где обучающиеся могут пройти стажировку, а в будущем получить работу. При этом закончившие обучение получают документ государственного образца, как, например, в GeekBrains, который еще несколько лет назад не выдавался, что свидетельствует о достаточно высоком уровне предоставляемого образования. А в Skillbox возможна подготовка специалистов для работы в онлайн-школах.

Очевидно, возникла необходимость укрепления цифрового потенциала государственного образования, а также подготовки педагогов к его использованию. Хотя стоит отметить, что в плане разнообразия выбора актуальных профессий онлайн-платформы ушли вперед от государственной системы образования. Как говорится, спрос определяет предложение. Вместе с тем образование в конечном итоге не превратится в конгломерат цифровых платформ, что еще больше приведет к обострению ряда существующих проблем и неравенства между теми, кто имеет доступ к цифровым технологиям, и теми, кто не имеет к ним доступа в силу различных причин.

Однако изучение сущности экосистемного подхода к образованию наводит на мысль о том, действительно ли современные образовательные экосистемы представляют собой новую парадигму образования, как трактуется в зарубежных и отечественных исследованиях, или его элементы уже присутствовали в истории отечественного образования, потому что вопросы взаимодействия школы, семьи и общества, высших учебных заведений и предприятий или организаций уже ставились и вполне успешно решались. Об этом свидетельствуют многочисленные научные работы 1980-х гг., в которых анализируется взаимодействие школы, семьи и общественности, а также исследования начала 2000-х гг., в которых представлены различные аспекты формирования образовательной среды различных типов учебных заведений, образовательной среды региона. Можно добавить научные работы по различным аспектам интеграции учебной и производственной деятельности (например, работа учебно-производственных комбинатов), некогда популярному политехническому образованию, созданию профильных классов и многие другие.

Нельзя не вспомнить работу дворцов пионеров и школьников, спортивных и художественных школ, участие детей в различных кружках, спортивных секциях (причем бесплатно), трудовые летние лагеря, связь школ с предприятиями, на которых учащиеся могли проходить летнюю практику и т. д.

Поэтому возникает вопрос: насколько такая специально созданная образовательная среда в нашей стране в XX - начале XXI в. представляла образовательную экосистему? Высказывается мысль о том, что образовательная среда трансформировалась в

образовательную экосистему. Например, И. М. Федоров отмечает: «Мы понимает под образовательной средой образовательную экосистему социального, культурного и пространственно-предметного, архитектурного и природного окружения, которая создает условия формирования необходимых узкопрофессиональных (контекстных), профессиональных (кросс-контекстных), мета и экзистенциальных компетенций» [10].

В связи с этим интересно мнение основателя инициативы Global Education Futures и эксперта центра трансформации образования «Сколково» Павла Лукши, который правомерно считает, что «образовательная экосистема - это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. ... Сегодня речь идет о гармонизации существующих систем с учетом новых социокультурных, экономических, политических реалий, а также цифровизации, потребностей личности в более гибкой к ним адаптации, в необходимости образования не только сегодня и сейчас, а на протяжении всей жизни» [3].

Подчеркнем, что западные специалисты в области образовательных инноваций уверены в том, что «образовательные экосистемы полны потенциала для преобразования процесса обучения. Но (по крайней мере, на этом уровне сложности) они находятся на самых ранних стадиях и сталкиваются с огромными трудностями, чтобы превратиться в новую норму» [8].

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать заключение о том, что в настоящее время ведется активный поиск новых способов обучения и новых организационных форм образования, которые будут соответствовать социальной, экономической и технологической реальности XXI в. Поэтому образовательная экосистема рассматривается как потенциальная парадигма будущей организации образования, в которой заложен существенный потенциал по подготовке молодежи к жизни в быстро меняющемся мире.

Интерес к экосистемному подходу, становлению и функционированию образовательных экосистем, который мы наблюдаем, будет несомненно продолжаться в ракурсе изучения и следования мировым тенденциям развития образования. Конечно, образовательные экосистемы порождают множество вопросов, таких как разработка стратегии, участники и роль каждого из них, руководство, управление, финансирование, оценка качества работы и многие другие, которые обязательно возникнут. Вероятно, образовательные экосистемы для нашей страны не будут абсолютно новым типом организации системы образования, но станут ли они условием более высокого его качества и ресурсом развития, покажет время.

Список литературы

1. Stepping up efforts to resolve the Global Learning Crisis. 17.10.2019. URL: https:// en.unesco.org/news/stepping-efforts-resolve-global-learning-crisis (дата обращения: 16.02.2022).

2. Adetunji J. Pour des écosystèmes apprenants au service des transitions. 26.01.2021. URL: https://theconversation.com/pour-des-ecosystemes-apprenants-au-service-des-transitions-152152 (дата обращения: 11.02.2022).

3. Карасева Л. Почему будущее образования - за экосистемами. URL: https://trends.rbc. ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b34 (дата обращения: 16.01.2022).

4. N'Djafa Ouaga H. L'approche écosystémique ou par écosystème. Note introductive. URL:

https://www.iucn.org/sites/dev/files/import/downloads/lapproche_ecosystemique___note_

introductive.pdf (дата обращения: 26.01.2022).

5. Cristol D. D'où vient l'idée d'écosystème d'apprentissage? Où nous conduit-elle? 2013. URL: https://4cristol.over-blog.com/article-d-ou-vient-l-idee-d-ecosysteme-d-apprentissage-ou-nous-conduit-elle-114004644.html (дата обращения: 11.01.2022).

6. L'approche écosystémique. URL: https://agirtot.org/thematiques/approche-ecosystemique-1-de-3/ (дата обращения: 02.02.2022).

7. Guide d'élaboration d'un plan d'action École-Famille-Communauté selon une approche écosystémique. URL: http://www.ctreq.qc.ca/wp-content/uploads/2017/09/CENT_9893_ GUIDE_LR.pdf (дата обращения: 28.01.2022).

8. Ecosystems: Emerging Models / V. Hannon, L. Thoma, S. Ward, T. Beresford. URL: https:// www.wise-qatar.org/2019-wise-research-learning-ecosystems-innovation-unit (дата обращения: 16.01.2022).

9. «Le numérique, un écosystème dont il faut faire l'apprentissage». 04.10.2016. URL: https:// www.lemonde.fr/education/article/2016/10/04/le-numerique-un-ecosysteme-dont-il-faut-faire-l-apprentissage_5007987_1473685.html (дата обращения: 21.01.2022).

10. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250. URL: https://moluch.ru/archive/266/61494/ (дата обращения: 18.02.2022).

References

1. Stepping up efforts to resolve the Global Learning Crisis. 17.10.2019. Available at: https:// en.unesco.org/news/stepping-efforts-resolve-global-learning-crisis (accessed: 16.02.2022).

2. Adetunji J. Pour des écosystèmes apprenants au service des transitions. 26.01.2021. Available at: https://theconversation.com/pour-des-ecosystemes-apprenants-au-service-des-transitions-152152 (accessed: 11.02.2022).

3. Karaseva L. Pochemu budushchee obrazovaniya - za ekosistemami. Available at: https:// trends.rbc.ru/trends/education/6027f56f9a794723de4d1b34 (accessed: 16.01.2022).

4. N'Djafa Ouaga H. L'approche écosystémique ou par écosystème. Note introductive. Available

at: https://www.iucn.org/sites/dev/files/import/downloads/lapproche_ecosystemique___

note_introductive.pdf (accessed: 26.01.2022).

5. Cristol D. D'où vient l'idée d'écosystème d'apprentissage? Où nous conduit-elle? 2013. Available at: https://4cristol.over-blog.com/article-d-ou-vient-l-idee-d-ecosysteme-d-apprentissage-ou-nous-conduit-elle-114004644.html (accessed: 11.01.2022).

6. L'approche écosystémique. Available at: https://agirtot.org/thematiques/approche-ecosystemique-1-de-3/ (accessed: 02.02.2022).

7. Guide d'élaboration d'un plan d'action École-Famille-Communauté selon une approche écosystémique. Available at: http://www.ctreq.qc.ca/wp-content/uploads/2017/09/ CENT_9893_GUIDE_LR.pdf (accessed: 28.01.2022).

8. Hannon V., Thoma L., Ward S., Beresford T. Ecosystems: Emerging Models. Available at: https://www.wise-qatar.org/2019-wise-research-learning-ecosystems-innovation-unit (accessed: 16.01.2022).

9. «Le numérique, un écosystème dont il faut faire l'apprentissage». 04.10.2016. Available at: https://www.lemonde.fr/education/article/2016/10/04/le-numerique-un-ecosysteme-dont-il-faut-faire-l-apprentissage_5007987_1473685.html (accessed: 21.01.2022).

10. Fedorov I. M. Perekhod ot obrazovatelnoy sredy k obrazovatelnoy ekosisteme. Molodoy uchenyy. 2019, No. 28 (266), pp. 246-250. Available at: https://moluch.ru/archive/266/61494/ (accessed: 18.02.2022).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 25.02.2022 The article was received on 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.