Научная статья на тему 'АНАЛОГОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКОСИСТЕМ И ЭКОСИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

АНАЛОГОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКОСИСТЕМ И ЭКОСИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / БИОЦЕНОЗ / ЭКОСИСТЕМА ИННОВАЦИЙ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Людмила Владимировна, Куклин Сергей Яковлевич

Статья посвящена актуальным исследованиям современных авторов в области биологических и социальных экосистем, в частности экосистемы образования. В ней рассматриваются сравнительные характеристики, сходство и различия таких экосистем, проводится аналогия между закономерностями и свой ствами их функционирования. Анализируются различные концептуальные подходы, понятийный аппарат, модели развития, позволяющие разработать стратегические и тактические цели продвижения образовательных экосистем по аналогии с природными экосистемами. Особое место отводится изменениям (инновациям), синергетическому подходу, сетевому характеру взаимодействия внутри как биологических экосистем, так и экосистем образования, рассматриваются факторы, обеспечивающие их устойчивость, самоорганизацию, саморегулирование, саморазвитие. Материалы статьи могут быть использованы для инновационного конструирования образовательных экосистем в образовательных организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALOG APPROACH TO THE STUDY OF BIOLOGICAL AND EDUCATIONAL ECOSYSTEMS IN HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the current research by contemporary authors in the field of biological and social ecosystems, in particular the ecosystem of education. It examines the comparative characteristics, similarities, and differences of such ecosystems, draws an analogy between the patterns and properties of their functioning. The authors analyze various conceptual approaches, conceptual apparatus, development models which make possible to develop strategic and tactical directions for promoting educational ecosystems by analogy with natural ecosystems. A special attention is given to innovative and synergistic approach within the nature networks and its interaction both with the biological and educational ecosystems. Article also aims at identifying the main factors that ensure its sustainability, self-organization, self-regulation, and self-development. The materials of the article can be used to design innovative and effective tools for the support and development of educational ecosystems approach in the higher education institutions.

Текст научной работы на тему «АНАЛОГОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКОСИСТЕМ И ЭКОСИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Аналоговый подход к исследованию биологических экосистем и экосистем образования в высшей школе

Куклина Людмила Владимировна,

к.п.н., заместитель директора Института гостиничного бизнеса и туризма РУДН E-mail: kuklina-lv@rudn.ru

Куклин Сергей Яковлевич,

старший преподаватель Института гостиничного бизнеса

и туризма РУДН

E-mail: kuklin-sya@rudn.ru

Статья посвящена актуальным исследованиям современных авторов в области биологических и социальных экосистем, в частности экосистемы образования. В ней рассматриваются сравнительные характеристики, сходство и различия таких экосистем, проводится аналогия между закономерностями и свойствами их функционирования. Анализируются различные концептуальные подходы, понятийный аппарат, модели развития, позволяющие разработать стратегические и тактические цели продвижения образовательных экосистем по аналогии с природными экосистемами.

Особое место отводится изменениям (инновациям), синергети-ческому подходу, сетевому характеру взаимодействия внутри как биологических экосистем, так и экосистем образования, рассматриваются факторы, обеспечивающие их устойчивость, самоорганизацию, саморегулирование, саморазвитие. Материалы статьи могут быть использованы для инновационного конструирования образовательных экосистем в образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: экосистемный подход, образовательная экосистема, биологическая экосистема, биоценоз, экосистема инноваций, система образования.

о с

U

см о см

СП

Экосистема - это базовое понятие экологии. Экосистема, как правило, состоит из растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые в процессе жизнедеятельности взаимодействуют между собой и средой их обитания. Набор видов живых организмов в такой системе относительно постоянный и это сообщество представляет собой единый организм, функционирующий за счет многочисленных связей. В биологии такое сообщество называется биоценозом. А так как живые организмы проживают на определенном пространстве, которое носит название среды обитания, обмениваются энергией, то вместе они составляют уже более сложную по структуре системную модель -экосистему. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется биосфера и представляет собой экосистему самого высокого ранга.

Понятие «экосистема» было введено английским ботаником А. Тенсли (1871-1955). В современной науке исследователями представлен целый ряд интерпретаций данного понятия. Но все они в качестве основных свойств экосистемы отмечают взаимосвязь живых и неживых компонентов между собой в условиях обмена потоками вещества и энергии [7].

Следует подчеркнуть закономерный характер взаимодействия компонентов природной экосистемы в процессе ее функционирования. Например, для экосистемы характерны следующие особые признаки:

- экосистема состоит из живых и неживых компонентов;

- внутри экосистемы реализуется полный цикл от создания органического вещества до разложения его на неорганические;

- экосистема устойчива в течение длительного времени;

- простые экосистемы входят в состав более сложных;

- элементы экосистемы иерархически соподчиняются друг другу;

- в экосистеме между живыми и неживыми компонентами происходит обмен вещества и энергии.

Трендом современности можно считать распространение экосистемного подхода на все сферы общества. Не исключением в данном случаем является и образование. Провести аналогию между природной экосистемой и системой образования не сложно. Она также представляет собой некий биоценоз живых компонентов (педагоги, студенты, исследователи, стартаперы, сисадмины, руководители) и среды обитания (университе-

ты, школы, колледжи, учреждения дополнительного образования). В рамках образовательной экосистемы осуществляется полный цикл (учебный год, уровень образования). Данная система сохраняет относительную устойчивость, более простые элементы системы входят в более сложно организованные (группа студентов, факультет, университет, региональное объединение вузов, министерство образования), что определяет иерархическую цепочку соподчинения. Также между элементами образовательной системы происходит обмен энергией (информацией).

Несмотря на такое очевидное сходство, различия, между тем как организована и функционирует природная экосистема и современная система образования огромны. Поэтому экосистемный подход к образованию в последнее время становится необходимостью, основным вектором его развития.

П.О. Лукша рассматривает во взаимосвязи три понятия, указывая на логическую связь между ними. Под экосистемой автор понимает систему разнообразных элементов, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, но при этом занимают общее пространство возможностей. Образование он трактует как различные технологические процессы, которые поддерживают личное и коллективное обучение и развитие в течение всей жизни человека. Два этих понятия объединяет образовательная экосистема как сеть образовательных/учебных пространств, которые предлагают разнообразный образовательный опыт индивидуальным или коллективным обучающимся на протяжении всего жизненного цикла обучения [5].

Б.В. Олейников и С.А. Подлесный также проводят аналогию между природными экосистемами и экосистемой обучения в системе высшего образования: «экосистема - это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними». Авторы подчеркивают, что живые организмы в такой экосистеме обязательно взаимодействуют с другими объектами в окружающей их среде. Выстраивая аналогию с системой высшего образования, где в качестве объектов выступают студенты, преподаватели, администраторы, библиотекари, родители, исследователи акцентируют свое внимание на том, что данные объекты не только взаимодействуют друг с другом, но и с определенной средой высшей школы, которая состоит из инновационных продуктов, технологий, методик обучения и других элементов экосистемы обучения [8].

Также по аналогии с биологическими экосистемами такие авторы как О.Е. Пермяков, Е.А. Китин в образовательной экосистеме выделяют два типа саморегуляции: «резистентная - способность сохранять структуру и функции при негативном внешнем воздействии и упругая - способность восстанавливать структуру и функции при утра-

те части компонентов экосистемы». В качестве аналогичного примера резистентности и упругости экосистемы высшей школы можно привести массовый переход образовательных организаций на дистанционный формат обучения из-за пандемии COVID-19, чем они продемонстрировали стабильность и устойчивость. Также данные исследователи считают, что экосистема представляет собой «сложную самоорганизующуюся, саморегулирующуюся, саморазвивающуюся, открытую организацию с управлением и трансформацией входных и выходных потоков: участников (абитуриентов, выпускников, преподавателей, работодателей и пр.), ресурсов и продуктов (образовательных программ, курсов, технологий, ноу-хау, компетенций и пр.)» [9].

Такие авторы как А.А. Ниязова, Ю.М. Гибадул-лина в своих публикациях особое внимание уделили законам функционирования природных экосистем:

1. Закон необходимого разнообразия. Разнообразие видов сообществ, входящих в экосистему, обеспечивает ее устойчивость.

2. Закон развития экосистем. Максимальная стабильность и сохранение разнообразия обеспечивается только в условиях развития экосистемы в режиме постоянной смены одних сообществ другими и изменений пространственной и трофической структуры.

3. Закон экспоненциального роста популяции. Рост численности любой популяции может замедляться из-за нехватки ресурсов и неблагоприятных внешних условий.

4. Закон Либиха-Шелфорда. Живые организмы имеют разные границы устойчивости по отношению к различным факторам, воздействующим на них.

5. Закон конкурентного исключения. Два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут устойчиво сосуществовать на одной территории долго, побеждает вид с более высокой толерантностью.

6. Принцип Ле-Шателье - Брауна. В природной среде в экосистеме самопроизвольно устанавливается подвижное равновесие, благодаря которому она сохраняет свое стабильное состояние [7].

Комментируя данные законы применительно к построению экосистемы образования очевидно, что их несоблюдение может стать серьезным барьером и не позволит реализовать экосистемный подход к реорганизации и организации образовательного процесса в полной мере.

Например, университетское сообщество, состоящее только из обязательных элементов (руководство, студенты, преподаватели) не способно перестроить обучение в рамках экосистемного подхода. Как в природном сообществе необходимо включить в систему новые элементы (родители, работодатели, специалисты по организации дистанционного обучения, стартаперы, волонтеры, активисты из числа молодежных и професси-

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ональных организаций, творческие коллективы), то есть обеспечить разнообразие.

Сохранить это разнообразие и гарантировать стабильность системы можно в только условиях постоянного ее изменения, обновления, смены одних сообществ другими. Если не соблюдать этот закон, образовательная экосистема в лучшем случае уйдет в режим функционирования, а не развития, в худшем - разрушится. Рост численности элементов образовательной экосистемы может быть осуществлен только в благоприятных условиях, при условии достаточности ресурсов (кадровых, материальных, организационных).

Границы устойчивости экосистемы образования определяются различными по масштабности факторами. Важно вовремя обратить внимание на те факторы, которые могут стать лимитирующими и уделить их развитию особое внимание. Обеспечение внутри системы условий для честной, как в природе, конкуренции не менее важное условие устойчивости системы. Также как в биологической экосистеме равновесие в экосистеме образования должно быть подвижным, так как в условиях ее функционирования, а лучше развития, постоянно меняются компоненты и организационно выстраивается новое взаимодействие между ними. И все это происходит в условиях постоянного изменения внутренней и внешней среды образовательной экосистемы.

Известный советский и российский физико-географ Ю.К. Ефремов в своих исследованиях выделял несколько особенных свойств природных экосистем: эмерджентность (наличие отдельных свойств системы, которых нет у ее отдельных элементов), биоразнообразие (устойчивость экосистемы находится в прямой зависимости от ее разнообразия), динамичность (устойчивость и самосохранение системы), неравновесность системы (при условии открытости), саморегуляция (противостояние изменениям и сохранение равновесия). Таким образом, по его мнению, любая экосистема представляет собой открытую, динамичную и неравновесную экосистему. [7].

Это перекликается с уже сделанными ранее выводами. Но следует обратить внимание на такое свойство экосистемы как эмерджентность. Очень часто в образовании мы можем дать развернутую характеристику какому-то конкретному университету, не имея представления о качествах отдельных его студентов. К данному свойству в образовательной среде очень близки такие понятия, как репутация образовательной организации, психологический климат учебного заведения, достижения и рейтинги университетов. Формированию таких многомерных качественных характеристик в экосистеме образования следует уделять особое внимание. Также важно обеспечить откры-5 тость образовательной экосистемы по аналогии § с биологической.

^ С.Н. Махновец, О.А. Попова считают, что осо-° бое значение в современной науке приобрел си-ав нергетический подход. Авторы подчеркивают, что

наиболее сложной с точки зрения синергетики является система «человек, общество и природа», как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Авторы уверены, что педагогическая наука не может оставить это без внимания. Данные исследователи также утверждают, что в рамках экосистемного подхода «сущность человека становится триединой: биологической социальной и духовной, и необходимость учета законов, закономерностей и принципов экологии во всех науках становится очевидной» [6].

С.И. Богданов, В.В. Тимченко выделяют в качестве перспективной «экосистемную модель, которая ориентирована на разнообразие, гибкость и междисциплинарность в предоставлении актуального контента, применение наиболее подходящих образовательных технологий, а также использование природосообразных механизмов саморегуляции и саморазвития, аналогичных тем, которые существуют в живой природе» [1].

При этом В.В. Тимченко подчеркивает, что за счет природосообразных механизмов саморегуляции и саморазвития, образовательная экосистема может продемонстрировать большую результативность и эффективность по сравнению с традиционными иерархическими моделями [10].

Д.О. Королева, Т.О. Науширванов, Т.Е. Хавен-сон, А.А. Андреева обращают внимание на то, что любая экологическая система не является чем-то линейным - она состоит из множества связей, которые поддерживают ее жизнеспособность. Основой функционирования любой экосистемы является «сохранение существующего баланса и поддержка текущего жизнеобеспечения». Но только элементарного поддержания функционирования недостаточно, важно ее развитие через появление и распространение инноваций [4,11].

Сетевой характер образовательной экосистемы инноваций выделяют Л.Г. Каранатова, А.Ю. Ку-лев, которые считают, что «инновационная экосистема является сетевым сообществом, члены которого комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях для достижения инновационного результата». По мнению авторов такая экосистема может быть представлена особыми организациями, которые способны знания и технологии трансформировать в инновационную продукцию в рамках сетевого взаимодействия при условии их сопряжения с определенными целями и ценностями [2,3].

Таким образом, становится понятным, что при построении образовательной экосистемы следует учитывать законы, принципы и свойства экосистем, формирующихся в природных условиях. Они могут послужить некоторым прообразом, аналогом для определения стратегических и тактических целей реорганизации и развития современной системы образования, для которой экосистем-ный подход может послужить основным вектором продвижения.

Однако следует учесть, что экосистемы в природе формируются в течение миллионов лет,

а развитие современного образования не может быть столь длительным. Оно требует стремительных, креативных, инновационных изменений, которые, тем не менее, должны быть природосо-образными и экологически благоприятными.

Литература

1. Богданов С. И., Тимченко В.В. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике. Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики», Санкт-Петербург, ноябрь, 2019.

2. Каранатова Л. Г., Кулев А.Ю. Современные подходы к формированию инновационных экосистем в условиях становления экономики знаний. Управленческое консультирование. 2015. № 12.

3. Каранатова Л. Г., Кулев А.Ю. Трансформация экосистемы дополнительного профессионального образования под влиянием инновационных технологий // Управленческое консультирование. 2020. № 12. С. 120-129.

4. Королева Д. О., Хавенсон Т.Е., Андреева А.А. Ландшафт образовательных инноваций: содержание и структура // Факты образования. № 5 (14). М.: НИУ ВШЭ, 2017.

5. Лукша П. О. «Экосистемный переход»: будущее инновационно-образовательных систем. Сколково.2018.

6. Махновец С. Н., Попова О.А. Новая экосистема образования как системообразующий вектор качества жизни. Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология.2017. № 4. С. 141-149.

7. Ниязова А. А., Гибадуллина Ю.М. Экосистем-ный подход как один из эффективных факторов социального развития детей // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (52). С. 58-64.

8. Олейников Б. В., Подлесный С.А. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 84-91.

9. Пермяков О. Е., Китин Е.А. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем // Управленческое консультирование. 2020. № 11. С. 119-129.

10. Тимченко В.В. Создание инновационных образовательных экосистем для регионального развития. Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики», Санкт-Петербург, ноябрь, 2019.

11. Хавенсон Т. Е., Королева Д.О., Лукина А.А. Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация // Факты образования. № 6 (21). М.: НИУ ВШЭ, 2018.

AN ANALOG APPROACH TO THE STUDY OF BIOLOGICAL AND EDUCATIONAL ECOSYSTEMS IN HIGHER EDUCATION

Kuklina L.V., Kuklin S. Ya.

RUDN

The article is devoted to the current research by contemporary authors in the field of biological and social ecosystems, in particular the ecosystem of education. It examines the comparative characteristics, similarities, and differences of such ecosystems, draws an analogy between the patterns and properties of their functioning. The authors analyze various conceptual approaches, conceptual apparatus, development models which make possible to develop strategic and tactical directions for promoting educational ecosystems by analogy with natural ecosystems.

A special attention is given to innovative and synergistic approach within the nature networks and its interaction both with the biological and educational ecosystems. Article also aims at identifying the main factors that ensure its sustainability, self-organization, self-regulation, and self-development.

The materials of the article can be used to design innovative and effective tools for the support and development of educational ecosystems approach in the higher education institutions.

Keywords: ecosystem approach, educational ecosystem, biological ecosystem, biocenosis, ecosystem of innovations, education system.

References

1. Bogdanov S. I., Timchenko V.V. Ecosystem model of education development in the digital economy. Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference "Management of the XXI century: education in the era of the digital economy", St. Petersburg, November, 2019.

2. Karanatova LG, Kulev A. Yu. Modern approaches to the formation of innovative ecosystems in the context of the formation of the knowledge economy. Management consulting. 2015. No. 12.

3. Karanatova LG, Kulev A. Yu. Transformation of the ecosystem of additional professional education under the influence of innovative technologies // Management consulting. 2020. No. 12. P. 120-129.

4. Koroleva DO, Havenson TE, Andreeva AA Landscape of educational innovations: content and structure // Facts of education. No. 5 (14). Moscow: NRU HSE, 2017.

5. Luksha P. O. "Ecosystem transition": the future of innovation and educational systems. Skolkovo. 2018.

6. Makhnovets SN, Popova OA The new ecosystem of education as a system-forming vector of the quality of life. TvSU Bulletin. Series: Pedagogy and Psychology. 2017. No. 4. S. 141-149.

7. Niyazova AA, Gibadullina Yu.M. Ecosystem approach as one of the effective factors of social development of children // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2018. No. 1 (52). S. 58-64.

8. Oleinikov BV, Podlesnyy SA About the concept of "learning ecosystem" and directions of development of informatization of education // Knowledge. Understanding. Skill. 2013. No. 4. P. 8491.

9. Permyakov OE, Kitin EA Methodology of strategic planning for the development of educational ecosystems // Management consulting. 2020. No. 11. P. 119-129.

10. Timchenko V.V. Creation of innovative educational ecosystems for regional development. Collection of scientific articles based on the materials of the XVII International Scientific and Practical Conference "Management of the XXI century: education in the era of the digital economy", St. Petersburg, November, 2019.

11. Khavenson TE, Koroleva DO, Lukina AA Actors of educational innovations: values and motivation // Facts of education. No. 6 (21). M.: NRU HSE, 2018.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.