ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ
C. Е. Мансурова
Доктор философских наук, доцент, начальник отдела ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
E-mail: savetaef@yandex.
Svetlana E. Mansurova
PhD (Education), Dr. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Leading Expert of the Moscow Centre for the Quality of Education, Moscow, Russia
УДК 37 Б 01: 10.24412/2071-6427-2021-6-62-73
Феномен цифровых и образовательных экосистем: гуманитарный контекст
Одно из центральных понятий современной действительности —экосистема. Это понятие широко применяется как в своем исконном — естественнонаучном, так и в новом смысле, обусловленном цифровой трансформацией действительности. В широкий обиход вошло понятие цифровых экосистем как открытых устойчивых систем, включающих физических, юридических, виртуальных и пр. субъектов цифровой экосистемы, а также связи и отношения этих субъектов на основе сервисов цифровой платформы. Экосистемная трансформация экономической сферы, здравоохранения, городского хозяйства, спортивной сферы и др., способствует решению многих проблем человека с минимальными потерями времени и в достаточно высоком качестве, и потому она наполнена гуманитарными смыслами. Особыми системами являются нарождающиеся образовательные экосистемы. Они характеризуются сложной образовательной средой, которая позволяет проектировать разнообразную учебную деятельность и вести учащихся по пути самоактуализации. Новизна философии образования заключается в понимании того, что в условиях образовательных экосистем профессия учителя перестает быть консервативной и становится творческой. Принципиальны новые компетенции учителя в области создания персонифицированных сценариев обучения, выстраивания траекторий сетевых взаимодействий в информационной образовательной среде, проектировании нелинейных учебных задач. Трансформируется гуманитарная миссия учителя: он выступает ролевой моделью, носителем ценностей непрерывного самообразования и личностного развития.
Как цитировать статью: Мансурова С. Е. Феномен цифровых и образовательных экосистем: гуманитарный контекст // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С.62-73.
Ключевые слова: цифровая экосистема, бизнес-экосистема, образовательная экосистема, информационные технологии, образовательная среда, гуманитарность
Введение
Мировоззренческие представления о единстве мира, призывы философов «познать исчерпывающим образом систему мира в ее совокупной связи» (Ф. Энгельс), парадигмальные представления постнеклассической науки о сложных саморазвивающихся системах на основе плодотворной интеграции естественнонаучной и гуманитарной культуры (В. С. Степин) в настоящее время получили свое воплощение не только в теории, но и на практике. Сегодня мы являемся свидетелями становления новой научной картины мира, особенность которой — глобальная интеграция естественнонаучного, гуманитарного знания и техникознания. Процесс интеграции влечет за собой различные эффекты, один из которых — унификация понятийного аппарата, потеря рядом понятий своей родовой принадлежности. Одно из таких понятий — «экосистема», которое получило широкое распространение в различных сферах жизни и обрело новое содержание и новые гуманитарные смыслы.
Постановка целей и задач исследования
Основной целью данного исследования является раскрытие феномена цифровых экосистем и их гуманитарных контекстов как новообразования информационного общества; значительное внимание уделено особенностям образовательных экосистем, находящихся в стадии становления. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи: описана трансформация содержания классического понятия «экосистема», проанализированы особенности клиентоориентированных бизнес-экосистем, образовательные экосистемы рассмотрены как форсайт системы, выявлена новая роль учителя в условиях образовательных экосистем, обобщены проблемы становления образовательных экосистем, обосновано содержание обучения в образовательных экосистемах.
Методы исследования
Исследование осуществлялось на основе системного и синергетиче-ского подходов, логических выводов путем анализа, синтеза, аналогии и обобщения.
О трансформации содержания классического понятия «экосистема»
Сущностное содержание понятия «экосистема» (от древне.-греч. о!ко^ — жилище, местопребывание и айот^ца) в его исконном естественнонаучном значении основано на представлении о совместно обитающих живых организмах, взаимодействующих между собой и с компонентами неорганической среды. Экосистема — это открытая, сложная (по Л. Берталанфи), саморазвивающаяся система, в которой осуществляются потоки вещества, энергии, информации. Центральный субъект природных экосистем — живой организм, цель и результативная составляющая функционирования экосистем — обеспечение жизнедеятельности. В середине XX века на фоне осознания того, что человек встраивается в экосистемы, а его деятельность приводит к возникновению экологических, экономических, социальных проблем, понятие «экосистема» расширилось до понятия «социоприродная система».
Сегодня понятие «экосистема», ускользнув от своего первоначального смысла, стало применяться во многих сферах жизни — в бизнесе, экономике, образовании.
Популяризации этого понятия способствовала мода на экологичность, в том числе — на зеленые инициативы, в которых соревнуются крупнейшие компании. Анализ метафорического смысла широко применяемых ими экологических понятий — экологическая ниша, симбиоз, конкуренция и др. [14], наталкивает на аналогию с социальным дарвинизмом, согласно которому природные закономерности могут распространяться на человеческое общество. Следует сказать, что правомерность «расширительного» использования экологической терминологии сегодня широко обсуждается [11]. Несмотря на очевидную некорректность прямого переноса научных понятий из сферы научного знания в другие сферы, приходится признать, что язык развивается по своим законам, в значительной степени детерминированным социальными процессами. Самый яркий пример некорректного, но прижившегося нового значения понятия читается в словосочетании «плохая экология», в котором понятие «экология» (наука о взаимоотношении организмов и среды их обитания) редуцировано до значения «среда».
Особенности бизнес- экосистем
Если в поисковую строку известных браузеров ввести запрос «эко-
система», то выпадает список лидирующих на рынке коммерческих компаний: Сбер, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru, МТС, которые называют себя бизнес-экосистемами (Digital Business Ecosystem). Это примеры цифровых экосистем, которые в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года были определены как открытые устойчивые системы, включающие субъекты цифровой экосистемы (физических, юридических, виртуальных и пр.), а также связи и отношения этих субъектов в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы [10].
Экосистемы масштабируются: на более высоком уровне организации их можно представить как сеть сотрудничающих и конкурирующих фирм, которые предлагают связанные продукты и услуги. Вне зависимости от уровня рассмотрения эти экосистемы включает два обязательных компонента: субъектов и технологии, благодаря которым осуществляется эффективное развитие экосистемы [4].
Экосистемный характер венчурного бизнеса опосредован информационным технологиями, с помощью которых происходит поиск, сбор, хранение, обработка, распространение информации и управление на основе анализа bigdata. Именно информация выступает мерой организованности и функционирования таких экосистем.
Информационные технологии обуславливают открытость цифровых экосистем и в определенной степени обеспечивают их целостность, опосредуя сетевой характер быстрых, продуктивных и бесшовных взаимодействий в рамках сотрудничества и конкуренции. Здесь можно усмотреть аналогию с внутрисетевыми взаимодействиями в природных экосистемах. Однако в отличии от цифровых экосистем, где характер взаимодействия в основном информационный, в природных экосистемах он преимущественно материальный и энергетический. Центральный субъект бизнес-экосистем — клиент, которому предоставляется сервисы в области здоровья, финансов, коммуникаций, развлечений и др. Цель и результативная составляющая функционирования бизнес-экосистем — удовлетворение потребительского спроса (получение прибыли — цель для владельцев бизнес — экосистем).
Экономика и банковская сфера стали акселераторами активного вхождения экосистемной трансформации во многие сферы жизни, в том числе и в те, которые обслуживают базовые социальные потребности населения и влияют на качество жизни: в здравоохранение, городское
хозяйство, сферу досуга. Экосистемный подход к организации социальной сферы наполнен гуманитарными смыслами: они помогают человеку решить множество проблем с минимальными потерями времени и в достаточно высоком качестве. В результате у человека высвобождается время для востребованного саморазвития, для различных активностей в зависимости от интересов.
Образовательные экосистемы: форсайт в образовании
Информационный и экосистемный подходы распространялись практически синхронно. Так, про образовательные экосистемы заговорили примерно тогда же, когда и про бизнес-экосистемы — в начале нулевых — в то время, когда в образовании стали активно применять бурно развивающиеся информационные технологии. Вместе с тем исследователи справедливо утверждают, что экосистемный подход в образовании находится на стадии становления, а понятие «образовательная экосистема» пока не устоялось [8].
Цифровая трансформация образования (ее признаки — ставшие повседневностью виртуальная и дополненная реальность, электронное обучение, цифровые образовательные технологии и цифровые образовательные ресурсы и др.), в значительной степени влияет на экосистемную трансформацию образования.
На страницах разных изданий сегодня рассуждают о гибких образовательных экосистемах, их устройстве на принципах саморегулирования, адаптивности и персонализации, о формировании гибкого и многомерного пространства обучения, с уникальными возможностями персонального и коллективного образования [7]. Во многом эти рассуждения носят умозрительный характер, однако подоплека у них объяснимая.
Так, отличительной особенностью проектируемой образовательной экосистемы является образовательная среда, цифровые возможности которой обеспечивают сетевой характер взаимодействий субъектов образования с «объектным миром» образовательного пространства [3]. В рамках этого представления сегодня развиваются проекты распределенного образования («Распределенный вуз», «Распределенный колледж», «Распределенный лицей») [1]. При таком образовании школьник или студент погружается в образовательную среду, созданную на основе сетевого взаимодействия многочисленных образовательных организаций.
Образовательные экосистемы можно рассматривать как форсайт
в образовании. Это обусловлено в первую очередь тем, что насыщенная среда образовательных экосистем позволяет проектировать разнообразную по содержанию, разнонаправленную по формируемым умениям, разноуровневую учебную деятельность. Подчеркнем, что деятельность (игровая, учебная, трудовая, деятельность общения) — это принципиальный вид активности человека, сугубо человеческий феномен, нерасторжимо связанный с понятием «разумный», как и собственно сам человек. «Деятельность есть наше (людей) определение», писал И. Кант. Согласно классическим работам Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, в ходе учебной деятельности при активном и сознательном взаимодействии с социокультурной средой происходит развитие личности. Поддается прогнозу то, что новые формы учебной деятельности в сложной образовательной среде, новые культурные практики [12] смогут удовлетворить индивидуальные склонности, интересы, запросы и потребности учащихся, и тем самым стать фактором самоактуализации личности. Стремление к самоактуализации А. Маслоу называет стремлением к идентичности: «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе». По оценке Маслоу, которую он дал в середине прошлого столетия, самоактуализации достигают менее 2% людей, а остальные не знают своих возможностей или не хотят знать (осознавать) их [5]. Образовательные экосистемы «ведут» учащихся по пути самоактуализации, и в этом их принципиальная значимость.
Роль учителя в условиях образовательных экосистем: новые гуманитарные смыслы
Новизна философии образования заключается в понимании того, что в условиях образовательных экосистем профессия учителя перестает быть консервативной областью человеческой деятельности. На наших глазах роль учителя как транслятора знаний, сторонника репродуктивных подходов, стереотипного воспроизводства стандартных методик окончательно сходит на нет; деятельность учителя становится преимущественно проектной. Трансформируются активные технологии обучения — диалогическая, проблемная, развивающая, известные с доцифровой эпохи прошлого века. Эти технологии приобретают новое звучание, заданное доселе невиданной сложной образовательной средой.
В образовательной экосистеме становятся востребованными новые компетенции учителя. Одна из них — создание персонифицированных
сценариев обучения, что предполагает учет не только когнитивных и личностных особенностей школьников, но их социальных и культурных различий, особенно явных в условиях многонационального / многоконфессионального / психо-физически / социально и имущественно неоднородного класса. Другие важнейшие компетенции учителя лежат в области мотивации учащихся на основе предъявления нелинейных учебных задач, отбора актуального контента, связанного с реальными и модельными проблемами, требующими для своего решения привлечения ресурсов информационной образовательной среды. Абсолютно новой компетенцией педагога можно считать компетенцию в области выстраивания траекторий сетевых взаимодействий учащихся в сложной образовательной среде. Для нас очевидно, что в профессия учителя в условиях образовательной экосистемы становится творческой и элитарной.
Подчеркнем, что в образовательных экосистемах высококвалифицированные педагоги не просто не утрачивают свою гуманистическую миссию, но в значительной степени усиливают и обновляют ее, выступая «ролевыми моделями», «носителями ценностей непрерывного самообразования и личностного развития» [2]. Безусловно и то, что в цивилизации постмодерна, где границы между добром и злом размыты, а сознанием человека легко манипулировать, неизмеримо возрастает роль учителя как носителя духовности, создателя смыслов, задающего нравственные ориентиры личности новой исторической эпохи. «Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности» (К. Д. Ушинский).
Проблемы становления образовательных экосистем
Понятие «образовательные экосистемы» носит пока очень отвлеченный, во многом академический характер. В отличии от бизнеса, поставить на рельсы экосистемного подхода такой гуманитарный институт как образование, оказалось крайне сложно. Глобально это связано с тем, что центральным субъектом образовательных экосистем является обучающийся и, в отличие от утилитарных целей экономических экосистем, целью и результатом функционирования образовательных экосистем является высшая гуманитарная ценность — развитие личности. Развитие личности — одна из ведущих психолого-педагогических проблем, подходы к решению которой человечество ищет на протяжении тысячелетий. Это проблема обусловлена сложной структурой личности, в которой переплетаются физическое и психическое, природное и социальное,
наследственное и прижизненно приобретенное, общее и единичное. Решение проблемы развития личности невозможно технологизировать, невозможно даже допустить, чтобы начался подобный антропологический эксперимент. Убеждены, что подмена учителя инструментальными технологиями на основе тренажеров и симуляторов, сведет на нет ценности образования, подменяя его суррогатом.
Другой аспект проблемы перевода образования в русло экосистемного подхода заключается в том, что ни в какие времена образовательные системы не могли быстро реагировать на социальные запросы, будучи крайне консервативными. До сих пор в образовании преобладает появившаяся более 300 лет назад классно-урочная система обучения с ее жесткими регламентами и доминирующей ролью учителя. До сих пор остро стоят вопросы о том, как перейти от репродуктивного обучения — обучения знаниям, к продуктивному обучению — добыванию знаний в процессе совместной работы -learning-by-doing, то есть от преподавания (teaching — обучение) к активной деятельности (learning — учение, познание). До сих пор образование не в силах уйти от директивного регулирования, от дифференцированной предметности, формирующей преимущественно аналитическую культуры мышления, рациональный стиль которого «чудовищно неадекватен для постижения сегодняшних проблем, которые становятся все более глобальными, многомерными и планетарными» [6]. Все эти устойчивые архаичные черты организации и содержания образования вступают в противоречие с концептуальными особенностями и задачами образовательных экосистем.
Образовательные экосистемы и содержание обучения
Проектирование образовательных экосистем инициирует новый виток поисков ответов на вечные вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «С помощью чего учить?». Сегодня, когда проблемность становится нормой жизни, с очевидностью приходится признать, что классическое понимание содержания образования как педагогически переработанной в общие основы наук совокупности знаний, умений и навыков, соответствующих современному состоянию науки [9], катастрофически отстает от познавательных условий времени. Умение извлекать и перерабатывать информацию учебников, воспринимать ее на безальтернативной основе, доверять ей как единственно верной, уходит на второй план. В ситуации неопределенности, когда из сети интернет исходит лавина
сведений и мнений, когда классическая школа перестает занимать центральную позицию в образовании, неудовлетворенность содержанием и результатами образования охватила многие страны. Разбираться в содержании информации, анализировать ее, отличать достоверную от недостоверной, суждение от факта, выражать собственное мнение, принимать решение и нести за него ответственность в условиях быстро меняющейся действительности — востребованные умения, которыми должен владеть современный образованный человек. Эти умения связывают с понятием «гибкие навыки». Исследователи относят к ним навыкам креативность, критическое мышление, эмоциональный интеллект, умение работать в команде. Наша гипотеза заключается в следующем: сложная, многокомпонентная среда образовательных экосистем, широкий образовательный контекст, во главу угла которого поставлены принципы фундаментальности, междисциплинарности, проблемности способствует формированию востребованных знаний и умений, характеризующих грамотного человека информационного общества. Эту мысль емко выразил один из ведущих мировых экспертов в области развития образования и образовательной политики А. Шляйхер: «Грамотность человека заключается в навигации в неопределенности» [13].
Заключение
Подытоживая, скажем, что тренд на экосистемный подход в бизнесе, политике, образовании в переживаемую нами эпоху глобальным проблем является показательным. Он всецело иллюстрирует тезис о том, «природа знает лучше» в том смысле, что модели, созданные природой, являются сущностными, базовыми, применимыми в качестве эффективных в разных сферах социальной жизни. Центральный субъект различных — функционирующих и нарождающихся цифровых экосистем — человек, на реализацию потребностей, интересов, ценностей которого, в конечном счете, они и настроены. Именно поэтому, из всех контекстов, в рамках которых обсуждаются цифровые экосистемы, наиболее смысловым является гуманитарный.
Литература
1. Андрианова Г. А. Компетенции субъектов системы распределенной образовательной деятельности: опыт проектирования и реализации // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: НПК «ИНЭК», 2007. С. 214-219.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 24 с.
3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография /С.В. Иванова, О. Б. Иванов. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. С. 16.
4. Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 352 с.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77-105.
6. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач / Э. Морен // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс — традиция, 2007. С. 26-96.
7. Образование для сложного общества «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как» [Электронный ресурс].иК.Ь: https://drive.google. com/file/d/ 1fGPXsuoQiIxrH91yzHrZXsBJ1LVOSQE1 (дата обращения: 30.11.2021).
8. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/ obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (дата обращения: 30.11.2021).
9. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад (гл. ред.); ред-кол.: и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
10. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года" [Электронный ресурс]. URL: https://docs. eaeunion.org/docs/ru-ru/01415213/scd_10112017_12 (дата обращения: 30.11.2021).
11. Розенберг Г. С. Бизнес-экосистемы: что стоит за словами и куда это ведет? / Институт экологии Волжского бассейна РАН, том: 12 № 4. 2020. С. 161-167
12. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80.
13. Шляйхер А. «Функциональная грамотность: что делать для улучшения и как использовать PISA». Лекция на Международной конференции "EdCrunch on Demand" 8-10 декабря 2020 г [Электронный ресурс]. URL: https://conf.edcrunch. ru/events/funktsionalnaya-gramotnost-chto-delat-dlya-uluchsheniya-i-kak-ispolzovat-pisa/ (дата обращения: 30.11.2021).
14. Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. New York: Harper Business, 1996.
THE PHENOMENON OF DIGITAL AND EDUCATIONAL ECOSYSTEMS: A HUMANITARIAN CONTEXT
One of the central concepts of modern reality is an ecosystem. This concept is widely used both in its original — natural-scientific sense, and in a new sense, due to the digital transformation of reality. The concept of digital ecosystems as open sustainable systems, including physical, legal, virtual, etc.
subjects of the digital ecosystem, as well as the connections and relationships of these subjects based on the services of a digital platform, has come into widespread use. Ecosystem transformation of the economic sphere, healthcare, municipal services, sports, etc. contributes to the solution of many human problems with minimal loss of time and with a sufficiently high quality, and therefore it is filled with humanitarian meanings. Emerging educational ecosystems are special systems. They are characterized by a complex educational environment that allows a variety of learning activities to be designed and lead learners along the path of self-actualization. The novelty of the philosophy of education lies in the understanding that, in the conditions of educational ecosystems, the teaching profession ceases to be conservative and becomes a creative profession. Fundamentally new teacher competencies in the field of creating personalized learning scenarios, building trajectories of network interactions in the information educational environment, designing nonlinear learning tasks. The humanitarian mission of the teacher is being transformed: he acts as a role model, the bearer of the values of continuous self-education and personal development.
Keywords: digital ecosystem, business ecosystem, educational ecosystem, information technology, educational environment, humanitarian
References
• Andrianova G. A. Kompetencii sub"ektov sistemy raspredelennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti: opyt proektirovaniya i realizacii // Kompetencii v obrazovanii: opyt proek-tirovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. A. V. Hutorskogo. M.: NPK «INEK», 2007. S.214-219. [In Rus].
• Blinov V. I., Sergeev I. S., Esenina E. Yu. Osnovnye idei didakticheskoj koncepcii cifro-vogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. M.: Izdatel'stvo «Pero», 2019. 24 s. [In Rus].
• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noj poli-tiki: monografiya /S.V. Ivanova, O. B. Ivanov. M.: OOO «Russkoe slovo — uchebnik», 2020. S.16. [In Rus].
• Kelli K. Neizbezhno. 12 tekhnologicheskih trendov, kotorye opredelyayut nashe budush-chee. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. 352 s. [In Rus].
• Maslou A. Motivaciya i lichnost'. SPb.: Evraziya, 1999. S.77-105.
• Moren E. Obrazovanie v budushchem: sem' neotlozhnyh zadach / E. Moren // Sinergeticheskaya paradigma. Sinergetika obrazovaniya. M.: Progress — tradiciya, 2007. S.26-96. [In Rus].
• Moore, James F. The Death of Competition: Leadership & Strategy in the Age of Business Ecosystems. New York: Harper Business, 1996.
•
• Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva «Obrazovatel'nye ekosistemy dlya obshchest-vennoj transformacii». Doklad Global Education Futures «Obrazovanie dlya slozhnogo
mira: zachem, chemu i kak» [Elektronnyj resurs].URL: https://drive.google.eom/file/d/ 1fGPXsuoQiIxrH91yzHrZXsBJ1LVOSQE1 (data obrashcheniya: 30.11.2021). [In Rus].
• Obrazovatel'nye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovani-ya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/obrazovatelnye-eko-sistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya/ (data obrashcheniya: 30.11.2021). [In Rus].
• Pedagogicheskij enciklopedicheskij slovar' / B. M. Bim-Bad (gl. red.); redkol.: i dr. M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya, 2003. 528 s. [In Rus].
• Reshenie Vysshego Evrazijskogo ekonomicheskogo soveta ot 11.10.2017 № 12 \"Ob Osnovnyh napravleniyah realizacii cifrovoj povestki Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza do 2025 goda\" [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415213/scd_10112017_12 (data obrashcheniya: 30.11.2021). [In Rus].
• Rozenberg G. S. Biznes-ekosistemy: chto stoit za slovami i kuda eto vedet? /Institut ekolo-gii Volzhskogo bassejna RAN, tom: 12 № 4. 2020. S. 161-167
• Soldatova G. U. Cifrovaya socializaciya v kul'turno-istoricheskoj paradigme: izmenyay-ushchijsya rebenok v izmenyayushchemsya mire // Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2018. T. 9. № 3. S. 71-80. [In Rus].
• Shlyajher A. «Funkcional'naya gramotnost': chto delat' dlya uluchsheniya i kak ispol'zovat' PISA». Lekciya na Mezhdunarodnoj konferencii "EdCrunch on Demand" 8-10 dekabrya 2020 g [Elektronnyj resurs]. URL: https://conf.edcrunch.ru/events/funktsionalnaya-gramotnost-chto-delat-dlya-uluchsheniya-i-kak-ispolzovat-pisa/ (data obrashcheniya: 30.11.2021). [In Rus].