Научная статья на тему 'Образовательные достижения в правовых актах России'

Образовательные достижения в правовых актах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / PEDAGOGICAL EVALUATION OF KNOWLEDGE / КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ / SUCCESS CRITERIA / ПОДСЧЁТ ИТОГОВОГО БАЛЛА / FINAL SCORE CALCULATION / ПОРЯДОК ОЦЕНКИ / ORDER OF EVALUATION / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EXPECTED RESULTS / МЕХАНИЗМ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ / VALUE SETTING MECHANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Анализ правовой базы, регулирующей успешность в общем образовании. Требования, контроль и аттестация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные достижения в правовых актах России»

ОБ РАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ в правовых актах России1

Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, e-mail: [email protected]

О значении оценки успехов учащихся написано много, выработалось даже определение «внепоколенческая проблема». Сколько существует школьное регулярное образование, столько же лет ведётся дискуссия о том, как оценить достижения ученика, каковы критерии и механизм выставления такой оценки.

педагогическая оценка знаний • критерии успешности • подсчёт итогового балла порядок оценки • ожидаемые результаты • механизм выставления оценки

Критерии успешности

Оценка достижений учащихся многие годы выступает в качестве критерия успешности работы учителя, а также качества образования конкретной школы. Органы управления образованием периодически вмешиваются в процесс оценивания достижений учащихся, вводя различные обязательные коэффициенты и показатели качества образования. При этом на протяжении многих лет оценивание проводится без подробного описания сущности оценки, её качественных и количественных критериев, на основе нередко устаревших или отменённых предпи-

1 Статья подготовлена с использованием материалов Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

саний механистического характера. Это привело к тому, что для смягчения ответственности за качество образования педагогам стали предписывать запрет на выставление «неудовлетворительных» отметок, проводить своеобразные соревнования по числу отличников и хорошистов (введение процента качества), а в некоторых случаях оформлять вторые классные журналы, в которых выставлялись только положительные оценки.

Правила

С 1985/86 учебного года были введены новые правила для учащихся, нормы оценки за поведение, за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также выдача «свидетельств с отличием лучшим выпускникам девятилетней школы и серебряных медалей наряду с золотыми медалями выпускникам средней школы».

Попыткой ввести систему оценки не только за знания и поведение, но и за прилежание следует считать издание приказа Минпроса СССР от 11.05.1985 № 81 «Об утверждении Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ». Отметка за прилежание должна была влиять на конечное решение о представлении учащегося к награждению медалью. Так, в документе было указано, что участие школьников в общественно полезном, производительном труде учитывается при выведении оценки за прилежание к учению и общественно полезному труду, а также при выдаче похвальных грамот, свидетельств с отличием выпускникам девятилетней школы, золотых и серебряных медалей выпускникам средней школы. Таким образом, оценивались не только предметная подготовка учащегося и его дисциплина, но и отношение к тому виду деятельности, которым он занимался.

Формы контроля

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон РФ № 3266-1) открыл путь для внедрения новых инновационных форм контроля знаний учащихся в различных типах образовательных учреждений. Согласно закону систему оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения надлежало теперь прописывать в уставе образовательного учреждения (статья 13 Закона РФ № 3266-1). Образовательное учреждение стало самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся (статья 15 Закона РФ № 3266-1). Постепенно родителям несовершеннолетних учащихся стали разрешать знакомиться с оценками успеваемости их детей не только в бумажном, но и в электронном виде (Письмо Ми-нобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде»). Педагоги получили право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся, воспитанников (статья 55 Закона РФ № 3266-1).

Подсчёт итогового балла

Сегодня российское законодательство в сфере образования содержит значительное количество нормативных правовых актов, а также официальных писем по проблеме оценивания достижений учащихся, и процесс их издания не прекращается. Но если в 1990-х эти документы ограничивались исключительно констатацией той или иной системы оценки знаний, то в 2000-х годах нормативные акты были посвящены в основном определению сущности того или иного оценочного критерия, выработке методики подсчёта итогового балла. Официально сохранялась пятибалльная система оценивания в школьном образовании, но фактически перешли к четырёхбалльной системе. Применяемые в ряде школ другие модели оценивания достижений учащихся так или иначе используют перевод в баллы по четырёхбалльной шкале, которая применяется на государственной итоговой аттестации. В этой системе оценок не используется оценка «1» (очень плохо).

С 2003 года стали складываться предпосылки к построению иной системы оценки достижений. В системе высшего образования развивается рейтинговое оценивание учебных достижений студентов, в системе начального общего образования — безотметочное оценивание. Окончательно изменился критерий выставления оценки по результатам государственной итоговой аттестации: если до недавнего времени на ступени основного общего образования предполагалось учитывать результаты обучения по учебной дисциплине за все годы её изучения, то с 2014 года при выставлении оценок в аттестаты в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» итоговые отметки «за девятый класс по русскому языку и математике

определяются как среднее арифметическое годовых и экзаменационных отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Итоговые отметки за девятый класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за девятый класс.

Итоговые отметки за 11-й класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок ученика за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления».

Таким образом, на уровне основного общего образования нужно хорошо учиться именно в девятом классе, а на уровне среднего общего образования по-прежнему надо иметь значительные показатели в учёбе на протяжении двух лет, чтобы получить аттестат с отличием.

Отметим, что выставление оценки методом математического округления в нормативных правовых актах не описано: оно принимается по умолчанию, но при этом в ряде актов можно встретить дополнительные указания к применению такого метода. В одних случаях используют округление полученного среднеарифметического значения до двух десятичных знаков после запятой2, в других используются только целые числа3. Разработчики нормативных правовых актов не уточняют, какое именно правило математического округ-

2 Приказ Рособразования от 02.03.2010 № 158 «О внесении изменений в Приказ Рособразования от 17 апреля 2009 г. № 422 «Об утверждении примерных форм документов, используемых при размещении заказов путём проведения открытого конкурса в рамках реализации федеральных целевых, государственных и иных программ в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов».

3 Письмо Рособрнадзора от 29.03.2010 № 01-51/10-01 «О методическом письме о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике

в 2009/10 учебном году».

ления применять. Известно, что в математических моделях можно применять округление к ближайшему целому, округление к меньшему по модулю, округление к большему, округление к большему по модулю числу. К математическим способам округления относят также округление при работе с числами ограниченной точности и эмпирические правила арифметики с округлениями.

Изменения

В связи с принятием новых ФГОС общего образования предполагается изменение порядка оценки достижений учащимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Например, приказ Минобрнауки России от 0610.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» предполагает создание целой системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В пункте 19.2 этого документа отмечается, что планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; стать основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования образовательных учреждений; стать содержательной и критериальной основой для рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего

образования призваны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), они должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапред-метных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.

Оценка результатов деятельности всех участников образовательных отношений должна учитывать планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Таким образом, структура системы оценки достижений учащихся на уровне начального общего образования должна включать указание на виды аттестации, а также структуру ожидаемых результатов и их содержание, причём, в структуре и содержании ожидаемых результатов должны быть указаны — вид итоговой аттестации, а также какие конкретно личностные, предметные и метапред-метные результаты нужно будет оценивать (пример в табл. 1).

В приказе Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» отмечается, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной об-

разовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации, промежуточной аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, и оценки проектной деятельности учащихся.

Итоговая и промежуточная аттестация

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программе основного общего образования представлен в приказе Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394. Содержание такой аттестации представлено соответствующими контрольно-измерительными материалами. Однако стандарт предусматривает кроме государственной итоговой аттестации также промежуточную аттестацию, порядок которой формулируется локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 28 Закона № 273-ФЗ). В этом случае система оценки достижений учащимися планируемых результатов, в отличие от системы, применяемой на уровне начального общего образования, должна включать критерии выставления итоговой оценки по конкретным предметам с учётом личностных, предметных и метапредмет-ных достижений учащихся, критерии оценки проектной деятельности учащихся

Таблица 1

Матрица для записи ожидаемых результатов на уровне начального общего образования

Вид аттестации (1-4-е классы) Структура результатов Содержание результатов

Промежуточная аттестация личностные

предметные

метапредметные

как на урочных, так и во внеурочных видах занятий (табл. 2).

Механизм выставления оценки

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в пункте 18.1.3 содержит следующее описание системы:

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия

и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательный процесс на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы;

3) обеспечивать комплексный подход

к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений учащихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ

и самооценка, наблюдения);

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, при оценке деятельности образовательного учреждения, педагогических работников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна включать описание:

1) организации и форм представления

и учёта результатов промежуточной аттестации учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

2) организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию;

3) организации, критериев оценки и форм представления и учёта результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Таким образом, стандарт формирует более сложную модель описания механизма выставления оценки ученику. Например,

Таблица 2

Матрица для записи ожидаемых результатов на уровне основного общего образования

Виды аттестаций (5-9-е классы) Структура результатов личностных, предметных, метапредметных Содержание результатов личностных, предметных, метапредметных

Промежуточная урочная

внеурочная

Оценка проектной деятельности учащихся

Государственная итоговая аттестация (основной государственный экзамен — ОГЭ или государственный выпускной экзамен — ГВЭ)

для выставления оценки по итогам промежуточной аттестации, за результаты исследовательской и проектной деятельности учащегося, а также при государственной итоговой аттестации нужно описать механизм выставления оценки, её количественное или качественное выражение, критерии оценивания, содержание результата. Если сопоставить все указанные в стандарте показатели процедуры оценивания достижений учащихся, то обнаруживается, что при выставлении промежуточной оценки совсем не важно, что именно оценивается и по каким критериям, важны только форма представления результатов и форма их учёта. Критерии выставления оценки необходимы лишь при оценивании достижений в исследовательской и проектной деятельности учащихся.

При проведении ГИА, наоборот, важны механизм выставления оценки, критерии её выставления и содержание результатов, которые оцениваются.

Шкала требований

В Письме Минобрнауки РФ от 19.04.20U № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указано, что изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования. Критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне учащихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений. На вопрос о том, кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС, в письме приводится следующий ответ: «Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определённой в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нём системы оценочной деятельности. В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы». Таким

образом, образовательная организация сама должна разработать такую систему оценки достижений учащихся и в соответствии с ней изменить систему внутри-школьного контроля». Это означает, что для формирования собственной системы оценивания достижений учащихся в школе каждый педагог обязан сформировать по своему предмету систему оценки таких достижений, т.е. ответить на вопросы: как, каким образом и за что он будет выставлять ту или иную оценку за те или иные личностные, предметные и метапредметные достижения ученика. Следовательно, каждый учитель по своему предмету обязан представлять эти результаты и уметь их градуировать по школьной шкале баллов.

Один из примеров разработки системы оценивания достижений учащихся по конкретному предмету — письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». В письме указано, что система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания — одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ — уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности в духовном развитии. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых,

достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений.

Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

• подведение итогов работы;

• сравнение (с самим собой и другим).

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачёт-незачёт»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности, составление портфолио творческих работ и достижений.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей мере на самооценку, оценка учителем может быть изменена, уточнена. Педагог работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи. Общая схема такой системы может иметь следующий вид:

Перспективы развития

Каковы перспективы развития оценочной деятельности в системе общего образования? В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы» планируется создать и распространить разнообразные формы оценки образовательных достижений учащихся на уровне школы, обеспечивающих систему обратной связи между школой и участниками образовательного процесса через оценку индивидуального прогресса внеучебных достижений учащихся (в том числе на основе портфолио). В этом случае очень важно помнить, что исходя из статьи 28 Закона № 273-ФЗ обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования относится к компетенции школы. Школа должна эту систему не только разработать с учётом своих внутренних возможностей (контингент учащихся, материально-техническое оснащение образовательного процесса, кадровый потенциал, локальное правотворчество), но и иметь общие государственные ориентиры для построения такой системы. В основу таких ориентиров должны быть положены нормативные правовые акты России об оценочной деятельности в сфере образования, но они пока отсутствуют. НО

Таблица 3

Аттестация (1-4-е классы) по предмету «ОРКСЭ» Структура результатов Содержание результатов

Промежуточная аттестация Личностные Становление нравственной и культурологической компетентности ученика Вербальное поощрение, похвала, одобрение самооценки, взаимооценка, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности

Метапредметные Способность понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию Составление портфеля творческих работ и достижений ученика, обращение к материалам рубрик учебника, создания и презентации творческих проектов

Предметные Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются Зачёт-незачёт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.