_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1.Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса // http://doi.org/10.17686/sced_rusnauka_2009-1649
2.Левшина Н.И. Педагогический мониторинг/ Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузе. Учебное пособие. Москва, 2015. С. 277-297.
3.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Образовательная политика. - 2015 - № 2 (68).
4.Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 5. С. 10-14.
5.Яковенко Е.А., Левшина Н.И. Подготовка педагогического коллектива к осуществлению мониторинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 27-29.
© Усольцева Е.А., 2015
УДК 378
Фалеев Алексей Николаевич
канд. филос. наук, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, РФ
E-mail: anfaleev@mail.ru Сафиева Равиля Загидулловна д. техн. наук, профессор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, РФ
E-mail: ing-ped@gubkin.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся процесса распространения компьютерных технологий в образовательной сфере. Основное внимание уделено освещению индивидуальных и социальных последствий этого процесса.
Ключевые слова
Образование, компьютеризация обучения, творческое общение.
Проблемы всё возрастающей в становлении и развитии личности роли образования привлекают сегодня самое пристальное внимание представителей самых разных наук. Их теоретическое осмысление с необходимостью включает в себя и ту их часть, которая связана с работой по повышению качества подготовки кадров высшей квалификации. В своем практическом аспекте, как одну из конкретных задач, эта работа включает в себя изучение вопроса о роли компьютерных технологий в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных творчески подходить к решению профессиональных проблем. Исходя из этого, проблемы осознания индивидуальных и социальных последствий процесса распространения компьютерных технологий в образовательной сфере и трезвые оценки этого, избегающие чрезмерного оптимизма и крайнего пессимизма, становятся актуальнейшими.
Современные компьютеры и быстродействующая вычислительная техника появились сравнительно недавно. Их внедрение в человеческую жизнедеятельность можно назвать компьютерной революцией, оказавшей значительное влияние на все стороны, а также стиль и формы человеческой жизни, включая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
перспективы и возможности развития системы образования, особенно высшей школы. Нельзя не признать, что сфера образования оказалась достаточно «открытой» к внедрению в учебный процесс компьютерной техники, к введению в процесс обучения информационных технологий, а также технических программных продуктов самого широкого назначения. В высших учебных заведениях в наши дни успешно применяются электронные варианты различных учебных материалов, многие из которых отличают высокий научно-методический уровень и оригинальность. Это - тестовые системы, программы - тренажеры, системы управления базами данных, видео и мультипликация в интерактивном режиме, электронные словари и учебники, компьютерные телекоммуникационные сети и презентации с применением графических иллюстраций, позволяющие на новом уровне транслировать информацию от преподавателя к студенту. Ценно то, что расширяющееся применение компьютеров в учебном процессе создает благоприятные условия для свободного доступа к культурной, научной и учебной информации, предоставляет небывалые возможности выбора источников информации по любому интересующему вопросу, способствует удовлетворению образовательных потребностей учащихся.
Однако, при этом, следует помнить, что если ускоренный прогресс информационных сетей явно обязан их компьютеризации, то в отношении духовного производства, культуры, образования, развития творческого мышления этого утверждать никак нельзя. Или делать это нужно с некоторыми оговорками, не отрицая ее -компьютеризации - вспомогательной роли в развитии этих областей, где главная роль принадлежит духу, душе, психической энергии и воле человека.
Компьютеры нередко называют «думающими машинами», и тогда, компьютеризацию можно трактовать как передачу машинам тех функций, которые ранее считались сугубо человеческими. Конечно, здесь возникает вопрос о границах аналогии между человеческим мозгом и компьютером, иначе говоря, вопрос о том, может ли машина думать, мыслить, и в зависимости от того, что понимать под мышлением или поиск новых способов решения задач, или выполнение стандартных умственных операций, данный вопрос можно решать по-разному. Всё рутинные умственные операции, для которых существуют стандартные алгоритмы, с успехом могут быть переданы «думающим машинам», и в этом, как представляется, нет сомнения. Освобождая человека от простой умственной работы, компьютер выполняет в отношении умственного труда ту же функцию, что исполняет в отношении физического труда орудие.
В свою очередь, самое пристальное внимание обращают на себя те психолого-педагогические исследования, которые показывают, что наиболее серьезным последствием компьютерного обучения в личностном плане является изменение характера мышления индивида. Практика уже происшедшей компьютеризации обучения свидетельствует, что устранение преподавателя из учебного процесса, фактически, приводит к деградации творческих способностей студентов, ибо развивает у них «машинное» мышление - мышление в алгоритмах.
Как результат углубления человеческих знаний о мире, мышление в алгоритмах, безусловно, является весьма полезным. Но, вопреки утверждениям компьютерного лобби, оно не только не исчерпывает всего мышления, но и не тождественно творческой деятельности, в лучшем случае, составляя лишь ее важнейшую предпосылку. Поэтому было бы неправильно преувеличивать значение применения в учебном процессе компьютерной техники, которая облегчая умственный труд, не сможет до конца вытеснить его. Компьютер не может заменить главное качество умственного труда - творчество, а, вместе с ним и его необходимое условие - непосредственное, «живое» общение преподавателя и студента.
Рассмотрим информационно-коммуникативный аспект обучения, касающийся передачи учебного материала и учебных заданий с помощью компьютера. В связи с отсутствием «живого» контакта между преподавателем и студентами здесь сразу же возникают трудности, как то, проблема адекватного восприятия и интерпретации указанного материала и заданий студентами, что с необходимостью требует последующей корректирующей (двойной по сути) работы преподавателя.
Важно осознать, что не «виртуальное», ведущее к понижению эффективности учебного процесса, а, именно, «живое», основанное на столкновении разных идей и мнений, расширяющее границы мыслительной свободы общение является единственно продуктивным и плодотворным. Его достоинством является духовно-душевная, творческая универсальность и гибкость, позволяющая его участникам куда, как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
адекватнее отражать бесконечный мир, который жёсткая логика компьютера воспроизводит весьма грубо и односторонне.
Нельзя не отметить, что нынешняя модернизация педагогики не должна отбрасывать свои лучшие традиции и теоретические разработки, в том числе и советские, в которых достаточно определенно и обоснованно говорилось о том, что высшее образование - это особая форма прямого общения преподавателя и студента. Пусть и первоначально формализованного, но по мере его продолжения и углубления всё менее функционального и монологического, что достигается благодаря диалоговой форме обучения. В ее основе -система творческих задач профессионального плана, решение которых возможно лишь в совместном поиске ответа на них. И, конечно, в наши дни эти концептуальные позиции едва ли удастся реализовать без глубокого овладения педагогами методикой подлинно творческого общения с учащейся молодежью.
В век сегодняшний сторонники тотальной компьютеризации образования, в сущности, предлагают заменить живых людей безликими знаками, что чревато заменой педагогики абстрактной арифметикой, ведущей, в конечном счете, к исчезновению главного продукта педагогики - творческой, самобытной личности, способной к непрерывному пополнению и обновлению собственных знаний, что обусловлено потребностями современного информационного общества.
Таким образом, нет оснований устранять преподавателя из педагогического процесса, заменяя его компьютером. Именно преподаватель, строго говоря, был, есть и останется его главным, центральным агентом, а компьютер - его помощником, играющим вспомогательную роль в деле раскрытия творческого потенциала и многообразных социально значимых способностей учащихся. Последние, недооценивая подчас самих себя и идеализируя компьютерную технику, нередко переносят на нее свои творческие обязанности, забывая при этом, что, будучи многоликой и полифункциональной, предназначенной для информационного обслуживания образовательных потребностей компьютер - не творец, а только средство повышения эффективности человеческой деятельности. При всех своих возможностях он навсегда останется простым исполнителем стандартных операций и рутинных заданий, только средством поиска принципиально новых способов решения задач.
© Фалеев А.Н., Сафиева Р.З., 2015
УДК 796.015
Федякина Лидия Константиновна
канд. пед. наук, доцент СГУ E-mail: fedyakina.lidia@yandex.ru Кортава Жанна Георгиевна канд. пед. наук, доцент СГУ E-mail: zgkortava67@mail.ru Скорик Нина Васильевна канд. пед. наук, доцент СГУ, г. Сочи, РФ
ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ
Аннотация
Рассматриваются технологические вопросы организации физического воспитания со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Алгоритм этих действий, позволяет достигнуть выраженного положительного результата.
Ключевые слова
Адаптивное физическое воспитание, студенты, технология, алгоритм