Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС: БАРЬЕРЫ И РИСКИ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС: БАРЬЕРЫ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН ШОС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / БАРЬЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грунт Елена Викторовна, Беляева Екатерина Александровна, Валеева Марина Владимировна

Образовательное взаимодействие между Россией и странами ШОС имеет многолетний культурно-исторический опыт. Практика такого взаимодействия становится всё более очевидной для стимулирования большей поддержки и интереса к системе образования в России и странах ШОС. Основная цель исследования заключалась в изучении препятствий, мешающих развитию взаимодействия между странами ШОС в образовательном пространстве, определении преимуществ, недостатков и проблем его реализации. Методология исследования сочетает как количественные, так и качественные подходы. Сбор первичных данных осуществлялся методом анкетного опроса (n=560) и глубинного интервью (n=50). В количественном исследовании приняли участие студенты из стран ШОС, обучающиеся в университетах Екатеринбурга (Россия), методом глубинного интервью были опрошены руководители и сотрудники международных отделов вузов. В статье представлены результаты качественного исследования. В исследовании изучены ряд барьеров, препятствующих плодотворному образовательному взаимодействию между университетами стран ШОС. Они таковы: объективные обстоятельства постоянно меняющихся геополитических реальностей, технические трудности в реализации образовательного взаимодействия, недостаточная готовность преподавательского состава к обучению иностранных студентов, финансовые риски, языковой и культурный барьеры, неблагоприятная инфраструктура вузов, специфика образовательных программ и учебных планов. Исследование выявило факторы, которые будут способствовать развитию образовательного взаимодействия и преодолению барьеров: личные факторы, мотивация к получению образования в российских вузах, исторически сложившаяся культурная традиция общения народов стран ШОС, создание единых образовательных стандартов и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грунт Елена Викторовна, Беляева Екатерина Александровна, Валеева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YEKATERINBURG UNIVERSITIES AND SCO COUNTRIES EDUCATIONAL SPACE: BARRIERS AND RISKS

Educational interaction between Russia and the SCO countries has a long cultural and historical experience. The practice of such interaction is becoming more and more evident in obtaining more support and interest in the education system in Russia and the SCO countries. The modern social reality referring to the pandemic, changes in the geopolitical space of the world dictate new requirements for the formation of educational interaction models between the SCO countries. The trend of Russia’s refusal to participate in the Bologna process is also becoming one of the main directions of Russian educational policy. The major research objectives were to study the barriers that hinder the development of interaction between the SCOcountries in the educational space, to identify the advantages, disadvantages and problems of its implementation. The research methodology combined both quantitative and qualitative approaches. The primary data was collected using questionnaires (n= 560) and in-depth interviews (n=50). Students from the SCO countries studying at universities in Yekaterinburg (Russia) took part in the quantitative study The in-depth interviews with experts were conducted in order to identify key issues of educational interaction between the SCO countries. The research has investigated a number of barriers that prevent fruitful educational interactionbetween the universities of the SCO countries. They are as follows: objective circumstances of constantly changing geopolitical realities, technical difficulties in the implementation of educational interaction, insufficient readiness of the teaching staff to teach foreign students, financial risks, language barrier, cultural barrier, unfavourable infrastructure of universities, the specifics of educational programs and curricula. Our research has identified factors that will contribute to the development of educational interaction and overcoming barriers. They are as follows: personal factors, motivation to get education in Russian universities, the historically established cultural tradition of communication between the peoples of the SCO countries, the creation of uniform educational standards and organizations (similar to the SCO university).The study has identified barriers that prevent this interaction. They are as follows: objective circumstances of constantly changing geopolitical realities, technical difficulties in the implementation of educational interaction, insufficient readiness of the teaching staff to teach foreign students, financial risks, language barrier, cultural barrier, unfavourable infrastructure of universities, the specifics of educational programs and curricula. The study has revealed factors that promote the development of educational interaction and overcome barriers. They include: personal factors, motivation to get education in Russian universities, the historically established cultural tradition of communication between the peoples of the SCO countries,the creation of uniform educational standards, organizations (similar to the SCO university).

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС: БАРЬЕРЫ И РИСКИ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Щ 001: 10.19181/5т1р.2022.4.4.13 ИЙ ЕРЫ: 1ХТ1_У5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС: БАРЬЕРЫ И РИСКИ

Грунт Елена Викторовна1, Беляева Екатерина Александровна1, Валеева Марина Владимировна1

1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ

Образовательное взаимодействие между Россией и странами ШОС имеет многолетний культурно-исторический опыт. Практика такого взаимодействия становится всё более очевидной для стимулирования большей поддержки и интереса к системе образования в России и странах ШОС. Основная цель исследования заключалась в изучении препятствий, мешающих развитию взаимодействия между странами ШОС в образовательном пространстве, определении преимуществ, недостатков и проблем его реализации. Методология исследования сочетает как количественные, так и качественные подходы. Сбор первичных данных осуществлялся методом анкетного опроса (п=560) и глубинного интервью (п=50). В количественном исследовании приняли участие студенты из стран ШОС, обучающиеся в университетах Екатеринбурга (Россия), методом глубинного интервью были опрошены руководители и сотрудники международных отделов вузов. В статье представлены результаты качественного исследования. В исследовании изучены ряд барьеров, препятствующих плодотворному образовательному взаимодействию между университетами стран ШОС. Они таковы: объективные обстоятельства постоянно меняющихся геополитических реальностей, технические трудности в реализации образовательного взаимодействия, недостаточная готовность преподавательского состава к обучению иностранных студентов, финансовые риски, языковой и культурный барьеры, неблагоприятная инфраструктура вузов, специфика образовательных программ и учебных планов. Исследование выявило факторы, которые будут способствовать развитию образовательного взаимодействия и преодолению барьеров: личные факторы, мотивация к получению образования в российских вузах, исторически сложившаяся культурная традиция общения народов стран ШОС, создание единых образовательных стандартов и организаций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

образовательное взаимодействие стран ШОС, инновационный потенциал вузов, иностранные студенты, барьеры международного сотрудничества, факторы развития образовательного взаимодействия

БЛАГОДАРНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

ГрунтЕ. В. Образовательное пространство вузов Екатеринбурга и стран ШОС: барьеры и риски // Е. В. Грунт, Е. А. Беляева, М. В. Валеева // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4, № 4. С. 218-230. йО! 10.19181/ smtp.2022A4.13. БйМ КЛУБ

Образовательное взаимодействие между Россией и странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) имеет давний культурно-исторический опыт, который начинается в СССР, когда образовательная миграция между республиками, а также странами союзнического лагеря была принята и поддержана руководством стран. Современные реалии, связанные с пандемией, изменения в геополитическом пространстве мира диктуют новые требования к формированию моделей образовательного взаимодействия между странами ШОС. Для понимания и углублённого изучения специфики национальных систем образования стран ШОС, а также позитивных и негативных факторов, влияющих на них, необходимо обратиться к изучению текущей ситуации в сфере образовательного взаимодействия между странами, исследовать препятствия и перспективы развития такого образовательного взаимодействия.

В 2006 году в Шанхае было подписано Соглашение правительств государств-членов ШОС «О сотрудничестве в области образования». 17 октября 2018 года в городе Астана (Казахстан) состоялось седьмое Совещание министров образования государств-членов ШОС. «В ходе Совещания главы делегаций уделили первоочередное внимание вопросам обеспечения реализации договорённостей, достигнутых в июне 2018 года в г. Циндао на заседании Совета глав государств-членов ШОС по дальнейшему развитию в двустороннем и многостороннем форматах сотрудничества в области обмена преподавателями и студентами, проведения совместных научных работ, академических визитов, языкового обучения, профессионального образования и молодёжных обменов»1. Таким образом, можно отметить крупный образовательный ресурс, который реализуется в рамках взаимодействия стран-членов ШОС2.

ТЛ о и

В текущей ситуации сотрудничество между российскими вузами и вузами стран ШОС может быть плодотворным.

МЕТОДЫ

Исследование проведено в мае—июне 2022 года с использованием количе-

и и ТЛ

ственной и качественной стратегии. В количественном опросе участвовали 560 студентов из стран ШОС, пропорционально квотированных по количеству относительно генеральной совокупности, также квотирование было проведено по полу и курсу обучения студентов. Основные результаты, отражённые в этой статье, были собраны методом глубинного интервью, были опрошены 50 человек. В качестве экспертов были приглашены 6 руководителей международного отдела вузов Екатеринбурга, 6 руководителей центров адаптации иностран-

В Астане состоялось Совещание министров образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества: [сайт]. 2018. 17 октября. URL: rus.sectsco.org/news/20181017/473054.html (дата обращения: 20.06.2022). Ли Хуэй: Китай взял курс на углубление отношений с Россией // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/20171225/1511528231.html?ysclid=lay0ekdcw664135241 (дата обращения: 21.06.2022).

ных обучающихся, 15 деканов факультетов и директоров департаментов вузов Екатеринбурга, 23 специалиста данных подразделений. 27 человек имеют высшее образование, 8 - степень доктора наук, 15 - степень кандидата наук.

Длительность интервью — от 1 часа до 1 часа 20 минут. Интервью записывались в соответствии с общепринятыми правилами транскрипции и с выделением особо ярких эмоций или более длительных пауз. Цель исследования была разъяснена информантам, которые согласились побеседовать с исследователем. Для соблюдения этических принципов академических исследований интервьюируемым назначались псевдонимы случайным образом из списка имён после процесса расшифровки интервью, и вся информация, которая могла раскрыть личность интервьюируемого, такая как имена, места работы, занимаемые должности, была анонимной. При цитировании данных в этой статье использовались псевдоним и пол интервьюируемого.

Интервью кодировались с помощью программного обеспечения мугуо. Исследователи произвели предварительное кодирование - ознакомились с данными и попытались определить некоторые основные темы (коды), обсуждавшиеся во время интервью, и сделали заметки для будущего основного кодирования с помощью программного обеспечения мугуо. После загрузки всех интервью в программу мугуо исследователь произвёл построчное кодирование. На этом этапе исследователь внимательно изучил данные. Специалист внимательно читал каждое интервью, пытался закодировать всё, что казалось важным для концептуальной основы исследования (в качестве узлов использовались слова или короткие фразы), и в конце первого этапа кодирования была сформирована предварительная структура. Когда исследователи закончили построчное кодирование, начался процесс категоризации кодов, и структура кодирования была уточнена. Категории кодирования сворачивались, расширялись и пересматривались, объединялись с другими кодами или удалялись до достижения окончательного результата. Исследователи организовали коды, основанные на взглядах респондентов на определённую тему, используя иерархические рамки: узлы верхнего уровня описывают тему (образовательное взаимодействие / образовательное взаимодействие России и стран ШОС), узлы среднего уровня определяют тему (факторы, способствующие образовательному взаимодействию России и стран ШОС / факторы, препятствующие образовательному взаимодействию России и стран ШОС), а на третьем уровне детализируется атрибут по конкретной теме (например, барьеры и риски: культурные различия, пандемия, учебная нагрузка, плохое знание русского языка и т. д.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование показало, что эксперты подчёркивают важность образовательного статуса университета, ключевым компонентом которого является инновационный компонент. При этом эксперты подтверждают важность инновационного капитала университетов. «Несомненно, одним из наиболее важных моментов, связанных с образованием, который влияет на взаимо-

действие стран ШОС, является инновационное развитие университета» (цитата из интервью).

Исследование выявило ряд ключевых факторов, которые положительно влияют на расширение сотрудничества между странами ШОС и Россией в образовательной сфере. Одним из важных факторов являются особенности и преимущества культуры студентов из стран Востока: их дисциплина, системное мышление и поведение, упорство, ответственность, организация, целеустремлённость и мотивация в плане посещения занятий, уважительное отношение к учителям (87% респондентов). Эти качества выгодно отличают студентов из стран ШОС от студентов из России, Африки, Латинской Америки, а также способствуют повышению заинтересованности российских преподавателей в принятии их на обучение.

Кроме того, одним из факторов, стимулирующих реализацию возможностей сотрудничества, является специфическая культура межличностных и межстрановых отношений — открытое «добрососедское» отношение (77% респондентов). Эксперты отмечают, что Россия традиционно рассматривается странами ШОС как друг и товарищ. В этой связи наша страна в целом имеет определённый кредит доверия и одобрения, который защищает от напряжённости, которая может возникнуть на основе нынешних геополитических конфликтов между Россией и западными странами. Вместо напряжённости есть солидарность и поддержка.

В новых геополитических реалиях эксперты отмечают рост интереса к восточной культуре среди россиян, особенно среди молодёжи, в связи с общими культурными тенденциями, такими как аниме (японская анимация), появление китайских кварталов (китайский квартал — населённые китайцами районы в некитайских городах) и другими. Таким образом, по мнению экспертов, расширяющееся взаимодействие между Россией и странами ШОС обусловлено не только экономическими, но и культурными и иными интересами.

Такие факторы, как интернационализация и унификация образовательных систем и стандартов, в значительной степени способствуют расширению партнёрства стран ШОС в области образования (об этом заявили 67% респондентов). По мнению экспертов, относительно возможностей сотрудничества России со странами ШОС в образовательной сфере отмечается, что Уральский федеральный университет, например, имеет необходимые платформы для взаимодействия, организует встречи, курсы разговорного языка; существуют образовательные программы, есть возможности трудоустройства и т. д. «Всё это добавляет и мотивирует людей, и развивает партнёрские отношения» (цитата из интервью).

Рейтинговые показатели и позиции университета по различным критериям являются важным фактором, влияющим на сотрудничество вузов. Исследование показало, что студенты из стран ШОС при выборе российских вузов для поступления руководствуются среди прочего своими рейтинговыми показателями и позициями по различным критериям (количество научных публикаций в иностранных журналах, число студентов по обмену и т. д.), которые могут существенно различаться в зависимости от географической категории (европейский рейтинг, российский рейтинг, азиатский рейтинг) (54% респондентов). Эксперты считают, что сейчас важно и необходимо более

активно включать российские университеты в азиатские рейтинги, доказывая их жизнеспособность, независимо от того, принимаются ли они в европейскую образовательную «сферу», поскольку научная и образовательная сферы менее зависимы от политики и довольно нейтральны. «Область науки и образования менее заминирована, у неё меньше сюрпризов» (цитата из интервью).

По мнению экспертов, в процессе налаживания и реализации сотрудничества в сфере высшего образования между странами ШОС и Россией существует множество рисков и барьеров, но чаще всего они преодолеваются. Среди основных барьеров, препятствующих взаимодействию вузов России и стран ШОС в сфере образования, эксперты выделяют непредсказуемые глобальные события со значительными последствиями. «Чёрные лебеди прибывают всё чаще и чаще» (цитата из интервью). В последние годы интенсивно происходят неожиданные крупномасштабные события, вынуждающие все службы, включая международные службы университетов, участвующих в международном сотрудничестве, быстро адаптироваться к новой, постоянно меняющейся ситуации; необходимы изменение тактики, креативность, разработка новых программ и способов взаимодействия. «Никто не знает, что произойдёт завтра. Горизонт планирования сокращён. Воздействие неопределённости и нестабильности усилилось» (цитата из интервью).

Эксперты считают пандемию ключевым фактором риска и ограничивающим барьером, который изменил систему взаимодействия между странами во многих областях, в том числе в области образования. Академическая мобильность студентов была интенсивной до пандемии, в настоящее время она практически ограничена: студенты не приезжают в принимающую страну, а остаются на родине, обучаясь дистанционно.

Помимо ограничений, связанных с физическим перемещением студентов из стран ШОС и России, существуют также технические ограничения, препятствующие процессу обучения. Ситуация резко осложнилась в связи с широкомасштабной переориентацией на дистанционное обучение учащихся. То есть компенсировать очное обучение дистанционным оказалось трудным решением с технической стороны. Например, студенты, находящиеся в Китае, не имеют доступа к запрещённым в этой стране платформе Zoom, системе Microsoft и другим платформам/услугам, которые активно используются российскими преподавателями. Таким образом, интернет-общение между русскими и китайцами значительно ограничено и затруднено, что порождает разного рода недопонимания в процессе взаимодействия и усложняет доступ к необходимой информации.

Еще один аспект, который важно обозначить в рамках исследуемой темы — культурные особенности студентов из разных стран, которые могут являться источниками межэтнических конфликтов и выступать барьером для налаживания взаимодействия. Любая обыденная тема может стать причиной конфликта, например, различия в отношении к гигиене, процесс приготовления пищи. Эксперты считают, что положительной тенденцией для России в этом вопросе является то, что такие конфликты редко возникают между студентами из стран ШОС и России и не представляют серьёзной проблемы.

Ограниченность ресурсов и возможностей российских вузов — один из барьеров, препятствующих расширению сотрудничества с вузами ШОС. Для реализации и ведения программ требуются значительные усилия со стороны кадров, подготовка или обработка образовательных программ. Эксперты отмечают противоречие — набор студентов возможен, но кадровый ресурс (профессорско-преподавательский состав российского университета) не обеспечивается должным образом. «Здесь Институт Конфуция должен прийти на помощь ускоренными курсами китайского языка для русских учителей» (цитата из интервью).

В данном исследовании мы попытались показать некоторые конкретные барьеры, которые препятствовали реализации сотрудничества российских университетов и университетов стран ШОС, а также выявить факторы, которые повышают качество сотрудничества. Мы считаем, что наши выводы обнадёживают и должны быть подтверждены с использованием более широкой выборки. Дальнейшие исследования следует посвятить сравнительному анализу отношения преподавательского состава и студентов к барьерам в реализации сотрудничества в различных российских вузах и университетах стран ШОС.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Многие исследователи изучали и изучают международное образовательное взаимодействие [1; 2; 3; 4], однако тема инновационного потенциала вузов Свердловской области в привлечении студентов из стран ШОС остаётся открытой. Исследование, проведённое РУДН в 2012 году, показало, что относительно низкая доля России на международном рынке образования объясняется следующими причинами: высоким уровнем преступности по расовым и межэтническим мотивам, низким качеством социальной инфраструктуры университетов, сложностью овладения русским как иностранным языком, суровым климатом, требующим дополнительных затрат на покупку тёплой одежды и обуви. Необходимо также отметить общее снижение качества российских образовательных услуг и значительные различия между российской системой образования и мировыми моделями и тенденциями [5]. Стоит отметить, что многие проблемы, выявленные авторами 10 лет назад, в данный момент сохраняются, однако, к примеру, в последние годы в России наблюдается тренд на спад межэтнических и расовых конфликтов.

Процесс интернационализации образования заставил большинство руководителей российских вузов сосредоточиться не на качестве образования иностранных студентов, а на количестве — «чем больше партнёрств, тем успешнее международная интеграция, тем более престижен и привлекателен университет для других университетов и студентов» [6]. Концепция «мягкой силы» образования — культурная дипломатия — получила особое развитие в рамках образовательного партнёрства стран ШОС. Эта тема стала главной в научной работе Цинь Мина. Основываясь на мнениях зарубежных учёных, Цинь Мин в своей диссертации определил концепцию «культурной дипло-

матии» — это решение любых межгосударственных вопросов мирным путём с целью реализации национальных интересов и осуществления проверенной дипломатической стратегии государства. Цинь Мин формулирует некоторые особенности социально-культурного обмена. Во-первых, в качестве основной модели выступают неправительственные социально-культурные обмены и сотрудничество в области образования под эгидой государства. Во-вторых, масштабы обмена постоянно расширяются, а проекты становятся всё более разнообразными. В-третьих, с каждым годом увеличивается число участников с тенденцией к социализации и омоложению [7]. В этой связи для понимания перспектив образовательного взаимодействия между Россией и странами ШОС необходимо глубоко и объективно проанализировать национально-культурные факторы их развития; это создаст основу для плодотворного сотрудничества между вузами-партнёрами.

На образовательное взаимодействие между Российской Федерацией и странами ШОС влияет ряд факторов, которые также подтверждаются результатами нашего исследования. Среди них можно назвать следующие: этнические стереотипы [8], культурные традиции [9], геополитическая ситуация [10; 11], научно-техническое сотрудничество [12] и развитие системы образования [13]. Ряд исследований рассматривает проблемы в социально-культурном диалоге между принимающими российскими вузами и иностранными студентами. Отечественные китаеведы В. В. Малявин и А. А. Маслов [14] рассматривают различные аспекты взаимодействия России и Китая, подчеркнув идеологическую, религиозную и политическую составляющие. Работы В. В. Калиты, Н. В. Виничука посвящены проблемам адаптации китайских студентов в российских вузах [15]. Адаптация и социализация в российском университете рассматривается как основная проблемная область взаимодействия русских и китайцев в работах И. А. Гребенниковой [16]. Статья У. Юяо посвящена анализу роли Сетевого университета ШОС в гуманитарном сотрудничестве. Ряд авторов рассматривают образовательное сотрудничество между странами ШОС и Россией в формате Шанхайской организации сотрудничества и роль, что позволяет успешно преодолевать различные барьеры на пути региональной интеграции в различных аспектах на пространстве ШОС [17].

Таким образом, существует большое количество исследований, посвящён-ных изучению образовательного взаимодействия между Россией и странами ШОС, однако проблема изучения потенциальной привлекательности региональных университетов (в нашем случае университетов в Екатеринбурге) для студентов и партнёров из стран ШОС остаётся; ещё предстоит провести всестороннюю оценку барьеров и факторов, влияющих на выбор вуза, с последующей разработкой рекомендаций и предложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях частичного выхода российских вузов из Болонского процесса взаимодействие России и вузов стран ШОС является одним из приоритетных направлений в сфере образования в нашей стране. В ходе исследования выявлены барьеры, препятствующие такому взаимодействию: объективные

обстоятельства постоянно меняющихся геополитических реальностей, технические трудности в реализации образовательного взаимодействия, недостаточная готовность преподавательского состава к обучению иностранных студентов, финансовые риски, языковой и культурный барьеры, несоответствующая инфраструктура вузов, специфика образовательных программ и учебных планов.

Исследование выявило факторы, способствующие развитию образовательного взаимодействия и преодолению барьеров. К ним относятся: личные факторы, мотивация к получению образования в российских вузах, исторически сложившаяся культурная традиция общения народов стран ШОС, создание единых образовательных стандартов, организаций (аналогичных Университету ШОС). Имея достаточно развитую нормативно-правовую базу для развития сотрудничества и различных компонентов инновационного капитала, вузы Екатеринбурга и России в целом могут стать эффективной площадкой для образовательного взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Куприянова-Ашина В. Э. Интернационализация высшего образованияроссийские подходы / В. Э. Куприянова-Ашина, Ж. Чанг // Международные процессы. 2013. Т. 11, № 2 (33). С. 85-94. EDN RMXPFH.

2. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / А. В. Торкунов // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 4 (25). С. 85-93. EDN PYMQTD

3. International Higher Education. 2015. № 78 Russian version of the newsletter International Higher Education (Boston College, USA).

4. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М. В. Ларионова. М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.

5. Елкина А. С. Интернационализация деятельности вузов как тенденция развития систем высшего образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. Волгоград, 2010. 27 с.

6. Арефьев А. Л. Иностранные студенты в российских вузах / А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований, 2014. 228 с. // Проект 5-100 : [сайт]. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty. pdf?ysclid=lazi1fsgs029941922 (дата обращения: 27.11.2022).

7. Wit de H. Internationalization of higher education: nine misconceptions // Journal of International Higher Education. 2011. Vol. 64.

8. Qin M. Research on Sino-Russian cultural diplomacy within the framework of a strategic partnership. Dissertation / Institute of Northeast Asia. 2014. P. 4-21.

9. Тен Н. В. Образ России в современном Китае : 1991-2010 : автореферат дис. ... канд. истор. наук : 07.00.03. МГУ им. М. В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки. М. , 2012. 29 с.

10. Hofstede G. Allemaal andersdenkenden: omgaan met cultuurverschillen / G. Hofstede,

G. J. Hofstede, M. Minkov. Amsterdam/Antwerpen: Uitgeverij Contact, 2011. 572 p.

11. China turns to multilateralism: foreign policy and regional security. Ed. by G. Wu,

H. Lansdowne. Routledge, 2008.

12. Weixing J. Foreign policy under President D. Medvedev and its impact on Sino-Russian relations. Dissertation. Heibei Normal University. 2014. P. 19-20.

13. Umarov K. Sino-Russian Relations within the Framework of the Shanghai Cooperation Organization / K. Umarov, K. Millier // Journal of Eastern European and Central Asian Research (JEECAR). 2014. Vol. 1 (1). № 4. DOI: https://doi.org/10.15549/ jeecar.v1i1.56

14. Тенденции и перспективы высшей школы на постсоветском пространстве / М. В. Ведяшкин, В. А. Макаров, Ю. С. Перфильев [и др.]; под редакцией А. С. Сигова. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. 252 с.

15. Калита В. В. Образ «типичного русского» в представлении китайских и российских студентов / В. В. Калита, Н. В. Виничук // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2014. № 1 (27). С. 37-41. EDN SBCJPT.

16. Гребенникова И. А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Биробиджан, 2010. 197 с.

17. Даниленко О. И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая / О. И. Даниленко, Ли Цзыхань, Сюй Идань // Психологические аспекты межкультурной адаптации: коллективная научная монография / Под общ. ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. C. 90-110.

Статья поступила в редакцию 22.10.2022.

Одобрена после рецензирования 22.11.2022. Принята к публикации 29.11.2022.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Грунт Елена Викторовна helengrunt2002@yandex.ru

Доктор философских наук, профессор кафедры прикладной социологии департамента

политологии и социологии Уральского гуманитарного института,

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия

ORCID Ю: 0000-0002-2284-543X

AuthorID РИНЦ: 304803

Беляева Екатерина Александровна Ekaterina.podergina@mail.ru

Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

ORCID Ю: 0000-0002-0499-1222

AuthorID РИНЦ: 850878

Валеева Марина Владимировна cherbakova_marina@mail.ru

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории «Лаборатория наукометрии», старший преподаватель кафедры социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия ORCID Ю: 0000-0003-1623-8067 AuthorID РИНЦ: 824608

DOI: 10.19181/smtp.2022.4.4.13

YEKATERINBURG UNIVERSITIES AND SCO COUNTRIES EDUCATIONAL SPACE: BARRIERS AND RISK FACTORS

Elena V. Grunt1, Ekaterina A. Belyaeva1 , Marina V. Valeeva1

1 Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT. Educational interaction between Russia and the SCO countries has a long cultural and historical experience. The practice of such interaction is becoming more and more evident in obtaining more support and interest in the education system in Russia and the SCO countries. The modern social reality referring to the pandemic, changes in the geopolitical space of the world dictate new requirements for the formation of educational interaction models between the SCO countries. The trend of Russia's refusal to participate in the Bologna process is also becoming one of the main directions of Russian educational policy. The major research objectives were to study the barriers that hinder the development of interaction between the SCO countries in the educational space, to identify the advantages, disadvantages and problems of its implementation. The research methodology combined both quantitative and qualitative approaches. The primary data was collected using questionnaires (n= 560) and in-depth interviews (n=50). Students from the SCO countries studying at universities in Yekaterinburg (Russia) took part in the quantitative study The in-depth interviews with experts were conducted in order to identify key issues of educational interaction between the SCO countries. The research has investigated a number of barriers that prevent fruitful educational interaction between the universities of the SCO countries. They are as follows: objective circumstances of constantly changing geopolitical realities, technical difficulties in the implementation of educational interaction, insufficient readiness of the teaching staff to teach foreign students, financial risks, language barrier, cultural barrier, unfavourable infrastructure of universities, the specifics of educational programs and curricula. Our research has identified factors that will contribute to the development of educational interaction and overcoming barriers. They are as follows: personal factors, motivation to get education in Russian universities, the historically established cultural tradition of communication between the peoples of the SCO countries, the creation of uniform educational standards and organizations (similar to the SCO university). The study has identified barriers that prevent this interaction. They are as follows: objective circumstances of constantly changing geopolitical realities, technical difficulties in the implementation of educational interaction, insufficient readiness of the teaching staff to teach foreign students, financial risks, language barrier, cultural barrier, unfavourable infrastructure of universities, the specifics of educational programs and curricula. The study has revealed factors that promote the development of educational interaction and overcome barriers. They include: personal factors, motivation to get education in Russian universities, the historically established cultural tradition of communication between the peoples of the SCO countries, the creation of uniform educational standards, organizations (similar to the SCO university).

Keywords: Educational Interaction of the SCO Countries, Innovative Potential of Universities, Foreign Students, Barriers to International Cooperation, Factors in the Development of Educational Interaction

Acknowledgements: The research funding from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Ural Federal University Program of Development within the Priority-2030 Program) is gratefully acknowledged.

For citation: Grunt, E. V., Belyaeva, E. A., Valeeva, M. V. (2022). Yekaterinburg Universities and SCO Countries Educational Space: Barriers and Risk Factors. Science Management: Theory and Practice. Vol. 4, no. 4. P. 218-230. DOI 10.19181/smtp.2022.4.4.13.

REFERENCES

1. Kupriyanova-Ashina, V. and Chang Zhu (2013). The internationalization of higher ed-ucationthe russian approach. International Trends. Vol. 11, no. 2 (33). P. 85-94. (In Russ.).

2. Torkunov, A. V. (2012). Education as a soft power tool in Russian foreign policy. Vestnik MGIMO Universiteta. No. 4 (25). P. 85-93.

3. International Higher Education (2015). No. 78. Russian version of the newsletter International Higher Education (Boston College, USA).

4. Aktual'nye voprosy razvitiya obrazovaniya v stranakh OESR [Current issues of education development in the OECD countries]. (2015). Executiv. red. M. V. Larionova. Moscow: HSE publ. 152 p.

5. Elkina, A. S. (2010). Internatsionalizatsiya deyatel'nosti vuzov kak tendentsiya razvitiya sistem vysshego obrazovaniya: avtoref. dis____kand. ekon. nauk [Internationalization

of university activities as a trend in the development of the higher education system: abstract. diss. candidate of Economic Sciences]. 08.00.01. Volgograd. 27 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Arefiev, A. L. and Sheregi, F. E. (2014). Inostrannye studenty v rossiiskikh vu-zakh [Foreign students in Russian universities]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Center for Sociological Research. 228 p. // Proect 5-100 : [сайт]. URL: https://www.5top100.ru/upload/iblock/be8/inostrannye_stydenty.pdf7ys-clid=lazi1fsgs029941922 (дата обращения: 27.11.2022).

7. de Wit, H. Internationalization of higher education: nine misconceptions. Journal of International Higher Education. 2011. Vol. 64.

8. Qin, M. (2014). Research on Sino-Russian cultural diplomacy within the framework of a strategic partnership. Dissertation. Institute of Northeast Asia. P. 4-21.

9. Ten, N. V. (2012). The image of Russia in modern China: 1991-2010: abstract dis.... Candidate of Historical Sciences: 07.00.03. Lomonosov Moscow State University. In-t countries of Asia and Africa. 29 р.

10. Hofstede, G., Hofstede G. J. and Minkov, M. (2011). Allemaal andersdenkenden: omgaan met cultuurverschillen. Amsterdam/Antwerpen: Uitgeverij Contact. 572 p.

11. China turns to multilateralism: foreign policy and regional security. (2008). Ed. by G. Wu, H. Lansdowne. Routledge.

12. Weixing, J. (2014). Foreign policy under President D. Medvedev and its impact on Sino-Russian relations. Dissertation. Heibei Normal University. 2014. P. 19-20.

13. Umarov, K. and Millier, K. (2014). Sino-Russian Relations within the Framework of the Shanghai Cooperation Organization. Journal of Eastern European and Central Asian Research (JEECAR). Vol. 1 (1), no. 4. DOI https://doi.org/10.15549/jeecar.v1i1.56

14. Vedyashkin, M. V., Makarov, V. A., Perfilyev, Yu. S. [et al.] (2015). Tendentsii i perspektivy vysshei shkoly napostsovetskom prostranstve [Trends and prospects of higher education in the post-Soviet space]. Ed. by A. S. Sigov. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 252 p.

15. Kalita, V. V. and Vinichuk, N. V. (2010). The image of a "typical Russian" among the Chinese and Russian students: comparative analysis. Humanities Research in the Russian Far East. 2014. № 1 (27). P. 37-41.

16. Grebennikova, I. A. (2010). Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii inostranny-kh studentov v rossiiskom vuze (naprimere kitaiskikh studentov) [Pedagogical support of adaptation of foreign students in a Russian university (on the example of Chinese students)]. Dis. ... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. Birobidzhan. 197 p.

17. Danilenko, O. I., Li Tszihan and Xuy Idan (2015). Adaptability of Chinese students at different stages of study at universities in Russia and China. In: Psychological aspects of intercultural adaptation. Ed. by V. V. Kalita. Vladivostok: Dalnauka. P. 90-110.

The article was submitted on 22.10.2022.

Approved after reviewing 22.11.2022. Accepted for publication 29.11.2022.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Grunt Elena helengrunt2002@yandex.ru

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Applied Sociology of the Department of Political Science and Sociology of the Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia ORCID ID: 0000-0002-2284-543X AuthorlD PMH^ 304803

Belyaeva Ekaterina ekaterina.podergina@mail.ru

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Work of the Department of Political Science and Sociology of the Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

ORCID ID: 0000-0002-0499-1222 AuthorID PMH^ 850878

Valeeva Marina cherbakova_marina@mail.ru

Candidate of Sociological Sciences, Senior Researcher of the scientific laboratory "Laboratory of Scientometry", Senior Lecturer of the Department of Social Work of the Department of Political Science and Sociology of the Ural Humanitarian Institute, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia ORCID ID: 0000-0003-1623-8067 AuthorID PMH^ 824608

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.