Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС (НА ПРИМЕРЕ КНР)'

АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС (НА ПРИМЕРЕ КНР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И СТРАН ШОС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Екатерина Александровна, Валеева Марина Владимировна

Современное мировое образовательное пространство претерпевает существенные трансформации. В текущей ситуации вузы России и, в частности, Екатеринбурга сталкиваются с необходимостью анализа существующих и поиске новых вариантов международного взаимодействия. В данном случае актуализируется развитие партнерства и академической мобильности со странами Азии и Востока. Нами было проведено эмпирическое социологическое исследование потенциала вузов города Екатеринбурга для привлечения студентов из стран ШОС. Методом глубинного экспертного интервью было опрошено 30 специалистов международных отделов вузов города Екатеринбурга. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Данная статья рассматривает существующие модели образовательного взаимодействия вузов России и Китая, так как именно с китайскими вузами существует большое количество международных соглашений и реализуемых программ. В ходе проведенного исследования нами были проанализированы существующие модели образовательного сотрудничества, а также алгоритмы образовательного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Екатерина Александровна, Валеева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT SITUATION AND PROSPECTS OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES OF YEKATERINBURG AND SCO COUNTRIES (BY EXAMPLE OF CHINA)

The modern world educational space is undergoing significant transformations. In the current situation universities in Russia and Ekaterinburg, in particular, are faced with the need to analyze the existing and find new options for international interaction. In this case, the development of partnership and academic mobility with the countries of Asia and the East becomes more relevant.We conducted a quantitative and qualitative study of the potential of Yekaterinburg universities to attract students from SCO countries. The method of in-depth expert interview was used to interview 30 specialists from international departments of Yekaterinburg city universities, this article presents the data of qualitative analysis. The research funding from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Ural Federal University Program of Development within the Priority-2030 Program) is gratefully acknowledged.This article focuses on the interaction between Russia and China in the framework of educational cooperation, as it is the Chinese students in Russia the most numerous group of students from the SCO countries. In the course of the research we obtained results that show the deterioration of the general situation with the enrollment of foreign students, with the difficulties they encounter as a result of enrollment in universities in Yekaterinburg. The results of our research show that the general situation with the enrollment of foreign students is worsening.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА И СТРАН ШОС (НА ПРИМЕРЕ КНР)»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Актуальная ситуация и перспективы взаимодействия вузов г. Екатеринбурга и стран ШОС (на примере КНР)

Беляева Екатерина Александровна,

доцент, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социальной работы департамента политологии и социологии, Уральского гуманитарного института ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: ekaterina.podergina@mail.ru

Валеева Марина Владимировна,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории «лаборатория Наукометрии», старший преподаватель кафедры социальной работы департамента политологии и социологии Уральского гуманитарного института ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» E-mail: cherbakova_marina@mail.ru

Современное мировое образовательное пространство претерпевает существенные трансформации. В текущей ситуации вузы России и, в частности, Екатеринбурга сталкиваются с необходимостью анализа существующих и поиске новых вариантов международного взаимодействия. В данном случае актуализируется развитие партнерства и академической мобильности со странами Азии и Востока.

Нами было проведено эмпирическое социологическое исследование потенциала вузов города Екатеринбурга для привлечения студентов из стран ШОС. Методом глубинного экспертного интервью было опрошено 30 специалистов международных отделов вузов города Екатеринбурга. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Данная статья рассматривает существующие модели образовательного взаимодействия вузов России и Китая, так как именно с китайскими вузами существует большое количество международных соглашений и реализуемых программ. В ходе проведенного исследования нами были проанализированы существующие модели образовательного сотрудничества, а также алгоритмы образовательного взаимодействия.

Ключевые слова: образовательное сотрудничество России и стран ШОС, академическая мобильность, высшее образование, программы международного взаимодействия, организация образовательного процесса.

со

I_

CJ

см <о

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»

Для начала хотелось бы отметить, что, изначально, международная организация ШОС, основанная в 2001 г. по инициативе КНР, России, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, создавалась для укрепления между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства, развития сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, межрегионального взаимодействия в различных сферах, совместного противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, а также борьбы с незаконной миграцией и др. В последние годы к ШОС присоединились Индия и Пакистан, наблюдателями являются Иран, Афганистан, Белоруссия, Монголия, что свидетельствует о росте международного авторитета организации [1]. В настоящее время происходит «полный российский разворот к Азии» [2], что усиливает и расширяет сотрудничество со странами ШОС во всех сферах, в том числе и в сфере высшего образования, а именно - реализуются программы двойных дипломов, развивается сфера студенческого и преподавательского обмена, активизируются прямые межвузовские связи, происходит международная академическая мобильность студентов и преподавателей вузов стран-участниц.

С момента создания ШОС страны, входящие в организацию, заключили ряд важных взаимных соглашений, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Отдельно хотелось бы обратить внимание на сотрудничество России и Китая. Еще с начала 1990-х годов между странами были подписаны различные соглашения, ставшие опорной точкой для многостороннего сотрудничества, а в рамках ШОС, взаимодействие только усилилось. Что касается высшего образования, то в данный момент одно из активно развивающихся направлений данной сферы - активизация академической мобильности вузов двух стран.

Концепция развития международной академической мобильности долгое время актуализирующаяся в рамках Болонского процесса привела к тому, что поток иностранных студентов Россию и российских студентов за границу существенно увеличился. Наиболее активно и широко включен в академический обмен с Китаем Дальневосточный Федеральный Университет (г. Владивосток), в силу географической близости. В целом в большинстве российских ВУЗов присутствуют китайские студенты, «это самая активная и многочисленная аудитория среди иностранных студентов» (руководитель отдела международного сотрудничества вуза). На сегодняшний момент, в российских вузах, в том числе в их зарубежных филиалах, обучается 32,6 тыс. граждан Китайской Народной Республики, отметим, что это на 3 тысячи больше, чем в 2021 году [3]. Китайские студенты обучаются даже в отдаленных ВУЗах РФ, например, в г. Калининграде, отчасти потому, что оттуда для них открывается «окно в Европу». Мир стал многополярным, с одной стороны Китай является одним из международных полюсов, с другой стороны, Россия, несмотря

ни на что, остается заметной на международной арене. Именно это делает Россию привлекательной для Китая, так как «он обычно взаимодействует с сильными».

Совместные студенческие, академические и научные проекты с Китаем активно поощряются Международным управлением РФ (на федеральном уровне), так, к примеру, российской стороной в 2020 году был объявлен конкурс совместных (российско-китайских) научно-исследовательских проектов, по результатам которого планировалось выдать не менее 6 грантов для проведения исследований [4]. Также, в частности, министр иностранных дел С.В. Лавров многократно высказывался в СМИ о важности таких проектов. Совет по международным делам РФ почти ежеквартально организует масштабные конференции по теме взаимодействия с Китаем [5].

Говоря о вузах г. Екатеринбурга, стоит привести пример Уральского федерального университета, как самого крупного университета Урала. В Уральском федеральном университете на данный момент обучается более 1000 студентов из Китая. Модель действующих программ подразумевает, что китайские студенты приезжают и начинают свое обучение сначала на подготовительном отделении или же поступают на филологический факультет, прикрепляясь к кафедре РКИ («русский язык как иностранный»). В настоящее время студенты из Китая находятся в УрФУ на очном обучении, несмотря на ограничительные меры, связанные с последствиями пандемии. Потому что большинство из этих студентов успели въехать в Россию между двумя волнами пандемии. Российские студенты, в свою очередь, тоже успели уехать в Китай на обучение, однако всего лишь несколько человек, не так много, как китайских студентов. Для большинства российских студентов обучение продолжается онлайн, дистанционно. Следует отметить, что в настоящее время зачастую обучение организуется в гибридном формате. Например, на экономическом факультете по направлению «международный менеджмент» сейчас учится 6 китайских студентов, три из которых учится аудиторно очно, трое других - онлайн (преподавание ведется на английском языке).

Одна из трудностей взаимодействия с Китаем в образовательной сфере связана с лингвистическими препятствиями - по мнению экспертов, большинство китайских студентов не могут в действительности освоить русский язык на достаточно хорошем уровне, несмотря на старания подготовительного факультета и обучение силами кафедры РКИ. Как отмечает исследователь Чу-барова Е.Ю., небольшая доля студентов, хорошо знающих русский язык, отчасти объясняется сложностью в его изучении. Китайским студентам требуется намного больше времени и усилий для овладения русским языком, чем, например, студентам из европейских стран [6]. Таким образом, в силу объективных факторов, серьезных языковых различий, китайские студенты испытывают лингвистические трудности, не позволяющие перейти на обучение в русскоязычном формате. И даже обучение на английском языке зачастую является трудным и неуспешным.

К основным рискам сотрудничества эксперты относят форс-мажорные обстоятельства на международной арене, так как новая волна пандемии и т.п.

К второстепенным рискам и барьерам эксперт относит кросс-культурные особенности двух народов. Решение эксперты видят в усиленном развитии адаптационных процессов - важно усилить «вливание» китайских студентов в российскую культуру (посредством погружений, деловых игр с инициативным включением российских студентов в первую очередь, «обрусевших» китайцев). Потому что «вливание» российских студентов

в китайскую культуру осуществляется силами Института Конфуция, а другой стороне процесса взаимодействия мало уделяется внимания. Сложность поставленной задачи заключается в некоторой закрытости сообщества китайцев, проживающих в России «они кучкуются в свои группы и предпочитают взаимодействовать внутри, друг с другом» (руководитель отдела международного сотрудничества вуза). При этом большинство китайских студентов, окончивших обучение в России, возвращаются на родину, лишь меньшее число выпускников остается в РФ для трудоустройства. Однако среди китайцев все же таких относительно много, больше, чем среди других иностранных студентов. Как отмечает автор Леонтьева Э.О., изучавшая миграционную активность российских и китайских студентов, примерно половина китайских студентов, уезжая в Россию, точно собиралась вернуться обратно, в то время как среди россиян «возвращенцы» составили только пятую часть [7].

Китайские студенты после окончания российского ВУЗа иногда открывают культурно-лингвистические центры, работают в российских компаниях и привлекают в нашу страну капитал из-за рубежа. Как правило, такие студенты изначально едут на обучение по целевому направлению.

УрФУ является членом Шанхайской Организации Сотрудничества, поэтому партнерство данного ВУЗа с Китаем в образовательной сфере никогда не прекращалось. В настоящее время это партнерство курирует Департамент международных отношений УГИ УрФУ. Основная модель взаимодействия - это студенческий обмен между двумя странами, а также ведется совместная научно-исследовательская деятельность - конференции, публикации, визиты профессоров и т.п. Также в модель взаимодействия обязательно включен Институт Конфуция, в системе управления которого в тандеме работают управленец из Китая и управленец из России. Институт Конфуция транслирует культуру Китая, ценности этой страны, и основное - обучает китайскому языку всех нуждающихся в этом людей. Среди дополнительных мероприятий, организованных Институтом Конфуция, - кинофестивали и другие культурные мероприятия. В Екатеринбурге функционирует два Института Конфуция (УрФУ и РГППУ).

В Департаменте международных отношений на кафедре Востоковедения и на всех образовательных программах для российских студентов в обязательном порядке введено изучение китайского языка и изучение китайских регионов.

Еще одна ветвь сотрудничества ВУЗов России и Китая организуется посредством сетевого Университета БРИКС (https://unibrics.ru). Данный проект инициирован УрФУ в 2016 году, однако в настоящее время он является «несколько замороженным проектом» (руководитель отдела международного сотрудничества вуза), развитие приостановлено с марта 2020 года в связи с пандемией. Всего в данном проекте участвуют 44 ВУЗа от разных стран, имеющих общей целью развитие культурных, научных и образовательных связей, а также политических.

Особенности систем образования России и Китая складывались исторически посредством взаимообмена - «частично мы у них заимствовали что-то, частично - они у нас» (руководитель отдела международного сотрудничества вуза).

Первыми включились в программу повышения конкурентоспособности ВУЗов - китайские ВУЗы (в 1980-х годах), поэтому они занимают высокие рейтинговые позиции во всех международных рейтингах, тогда как российские ВУЗы включились в данную программу лишь в 2011-2012 годах. Удобство взаимодействия между ВУ-

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u

см со

Зами двух стран обусловлено едиными «болонскими» стандартами, наличием множества научных журналов с общими интересами и целями (есть единая сопоставимая платформа). Например, с ВУЗами Малайзии и Италии Россия не может сотрудничать также успешно, как с Китаем, потому что в Малайзии и Италии действует другая образовательная система, совершенно отличающаяся по стандартам (например, поступление в ВУЗ только после колледжа или Зх-летний бакалавриат).

Китайские ВУЗы значительно более крупные и ин-фраструктурно более развитые, чем российские ВУЗы. Азиатская особенность заключается в том, чтобы строить ВУЗ с «нового» места, «с нуля», - обычно это новые здание, построенные специально для ВУЗа, зачастую выполненные на большую долю из стекла, красивых современных форм. Также особенность китайских коллег заключается еще и в оперативности, в скорости самообучения современным технологиям строительства, перенимания опыта других развитых стран (в копировании), в скорости строительства больших сооружений и зданий (аналогичных известным европейским университетам), опережая Россию. «В этом китайцы на шаг впереди России» (руководитель отдела международного сотрудничества вуза). Однако, как считает эксперт, в сфере научных исследований Китай предпочитает придерживаться стратегии взаимодействия с другими странами, и развиваться в этом направлении посредством сотрудничества и обмена. В сфере научных исследований Китай не опережает Россию, являясь более зависимым.

Кроме взаимовыгодной финансовой модели взаимодействия между ВУЗами России и Китая, существует еще и модель взаимодействия на общественных началах. В РФ существует общественная организация, учрежденная совместно правительствами двух стран и посвященная укреплению содружества России и Китая. В рамках деятельности данной совместной общественной организации проводятся множество мероприятий эконмического (импортозамещающего), политического и культурного характера, в меньшей степени затрагивается образовательная сфера. УрФУ является участником этих проектов в рамках общественной организации.

Привлекательность Китая для России в первую очередь, связана с их богатой культурой. Привлекательность России для Китая во многом заключается в фундаментальном качественном образовании (еще со времен СССР) по всем направлениям, в особенности - по техническим. Высокоуровневая фундаментальная подготовка специалистов, которая есть в России, нужна китайцам для развития их страны. В целом, как отмечает исследователь Янь Мэйвэй, китайско-российское взаимодействие в области образования способствует сокращению дистанции между китайским и русским народом, содействует дальнейшему сотрудничеству и развитию в данной сфере [8].

Помимо студенческого обмена, между ВУЗами России и Китая происходит регулярное взаимодействие посредством выпускников. Особенность китайских студентов, окончивших российский ВУЗ, заключается в преданности своему ВУЗу в течение долго времени (многих лет после окончания ВУЗа). На основе этого качества происходит общение выпускников и преподавателей, консультирование, участие в конференциях, независимо от местоположения (то есть даже после возвращения на родину).

Литература

1. Колдунова Е.В. Роль Шанхайской организации сотрудничества в регионе Центральной Азии: срав-

нительный анализ исследовательских дискурсов. Сравнительная политика. 2013;4(2(12)):60-69. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-202)-60-69

2. Лукин А.В. Поворот России к Азии: миф или реальность? / МИД РФ, Редакция журнала «Международная жизнь». URL: https://interaffairs.ru/jauthor/materi-al/1468

3. За прошедший год число студентов из Китая в российских вузах увеличилось на 10% / Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/51810/

4. Россия и Китай: не менее 6 совместных научно-исследовательских проектов получат поддержку в 2021-2023 годах / Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/novosti-ministerstva/25211/ (дата обращения: 10.11.2022).

5. Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху. URL: https://russiancouncil.ru/rucn2022 (дата обращения 10.11.2022).

6. Чубарова Ю. Е., Коровина И.В., Шикина Т.С., Ре-зепова Н.В. Проблема оптимизации обучения русскому языку китайских учащихся // Вестник ННГУ. 2019. № 5. С. 255-263

7. Леонтьева Э.О. Китайские студенты в России и российские студенты в КНР: опыт сравнения // Региона-листика. 2019. № 5. С. 79-92.

8. Янь М. Российско-китайское взаимодействие в сфере образования в начале XXI в. (на примере Амурской области и провинции Хэйлунцзян) / М. Янь. // Онтологические и социокультурные основания альтернативного проекта глобализации: сборник материалов международной научной онлайн-конференции, Екатеринбург, 24-25 сентября 2020 г. - Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2021. - С. 401-405.

CURRENT SITUATION AND PROSPECTS OF INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES OF YEKATERINBURG AND SCO COUNTRIES (BY EXAMPLE OF CHINA)

Belyaeva E.A., Valeeva M.V.

Ural Humanitarian Institute Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin

The modern world educational space is undergoing significant transformations. In the current situation universities in Russia and Ekaterinburg, in particular, are faced with the need to analyze the existing and find new options for international interaction. In this case, the development of partnership and academic mobility with the countries of Asia and the East becomes more relevant. We conducted a quantitative and qualitative study of the potential of Yekaterinburg universities to attract students from SCO countries. The method of in-depth expert interview was used to interview 30 specialists from international departments of Yekaterinburg city universities, this article presents the data of qualitative analysis. The research funding from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Ural Federal University Program of Development within the Priority-2030 Program) is gratefully acknowledged.

This article focuses on the interaction between Russia and China in the framework of educational cooperation, as it is the Chinese students in Russia the most numerous group of students from the SCO countries. In the course of the research we obtained results that show the deterioration of the general situation with the enrollment of foreign students, with the difficulties they encounter as a result of enrollment in universities in Yekaterinburg. The results of our research show that the general situation with the enrollment of foreign students is worsening.

Keywords: educational cooperation between Russia and SCO

countries, academic mobility, higher education, international cooperation programs, organization of educational process.

References

1. Koldunova E.V. The role of the Shanghai Cooperation Organization in the Central Asian region: a comparative analysis of research discourses. Comparative Politics. 2013;4(2(12)):60-69. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-2(12)-60-69

2. Lukin A.V. Russia's Pivot to Asia: Myth or Reality? / Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Editorial Board of the journal "International Life". URL: https://interaffairs.ru/jauthor/ material/1468.

3. In the past year, the number of students from China in Russian universities increased by 10% / Website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/51810/.

4. Russia and China: at least 6 joint research projects will be supported in 2021-2023 / Website of the Ministry of Science and

Higher Education of the Russian Federation. URL: https://min-obrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/25211/ (date of reference: 10.11.2022).

5. Russia and China: Cooperation in a New Era. URL: https://rus-siancouncil.ru/rucn2022 (accessed 10.11.2022).

6. Chubarova Y. E., Korovina I.V., Shikina T.S., Rezepo-va N.V. The problem of optimization of teaching Russian language to Chinese students // Vestnik NNSU. 2019. № 5. C. 255-263

7. Leontieva E.O. Chinese students in Russia and Russian students in China: an experience of comparison // Regionalistics. 2019. № 5. C. 79-92.

8. Yan M. Russian-Chinese interaction in education in the early XXI century (on the example of the Amur region and Heilong-jiang Province) / M. Yan. / / Ontological and socio-cultural foundations of alternative project of globalization: Proceedings of the International Scientific Online Conference, Yekaterinburg, 24-25 September 2020. - Yekaterinburg: UMC UPI Publishing House, 2021. - C. 401-405.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.