Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ШОС'

ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ШОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН ШОС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СТРАНЫ ШОС / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Марина Владимировна, Беляева Екатерина Александровна

Город Екатеринбург является одним из приоритетных регионов страны для стратегического партнерства в области науки и высшего образования, о чем свидетельствует возрастающее с каждым годом количество совместных образовательных проектов с партнерами внутри и вне страны. Однако для расширения международного диалога, повышения конкурентоспособности на российском и зарубежном рынке, для углубления образовательного сотрудничества и увеличения доли обучающихся из стран ШОС в вузах г. Екатеринбурга необходимо определение потенциальных возможностей и оценка имеющихся ресурсов университетов региона. В статье приведены результаты эмпирического социологического исследования, проведенного авторами в 2022 году, посредством анкетного опроса, объектом которого выступили студенты из стран ШОС, обучающиеся на момент опроса в вузах г. Екатеринбурга (n = 360), а также серии экспертных интервью, где информантами выступили специалисты в области международного партнерства (руководители профильных отделов вузов, представители министерств г. Екатеринбурга и пр.) (n = 15). В ходе исследования авторами были рассмотрены такие аспекты как уровень удовлетворенности студентов из стран ШОС обучением в вузах Екатеринбурга в целом, а также уровень удовлетворенности отдельными аспектами обучения (преподаваемыми в университете дисциплинами, техническим оснащением университета, наличием в вузе инновационных проектов, грантов для студентов, условиями проживания в общежитии и прочее), также были проанализированы имеющиеся ресурсы вузов для работы с иностранными студентами. В результате проведенного исследования выяснилось, что на данный момент вузы города Екатеринбурга обладают определенными возможностями для привлечения студентов из стран ШОС, однако инновационная составляющая требует совершенствования, так как существуют аспекты, которые снижают конкурентное преимущества вузов города Екатеринбурга на внутристрановом и мировом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Марина Владимировна, Беляева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND RESOURCES OF EKATERINBURG UNIVERSITIES TO ATTRACT STUDENTS FROM THE SCO COUNTRIES

The city of Ekaterinburg is one of the priority regions of the country for strategic partnership in the field of science and higher education, which is evidenced by the increasing number of joint educational projects with partners both inside and outside the country every year. However, in order to expand the international dialogue, improve competitiveness in the domestic and foreign markets, to enhance educational cooperation and increase the share of students from the SCO countries at Ekaterinburg universities, it is necessary to identify potential capacity and assess the available resources of universities of the region. The article presents the results of an empirical sociological research conducted by the authors in 2022, through a questionnaire survey, the object of which were students from the SCO countries studying at the time of the survey at Ekaterinburg universities (n = 360), as well as a series of expert interviews, where the informants were specialists in the field of international partnership (heads of specialized university departments, representatives of Ekaterinburg ministries, etc.) (n = 15). In the course of the research, the authors considered such aspects as the satisfaction level of students from the SCO countries with education at Ekaterinburg universities in general, and the level of satisfaction with certain aspects of education (subjects taught, technical equipment of the university, the availability of innovative projects, grants for students, living conditions in dormitories, etc.). The available university resources for working with foreign students were also analyzed. As a result, it turned out that at the moment the universities of the city of Ekaterinburg have certain opportunities to attract students from the SCO countries, however, the innovation component needs to be improved, since there are aspects reducing the competitive advantages of Ekaterinburg universities both at domestic and global level.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ШОС»

DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-97-103 ВАК: 22.00.04

ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ ВУЗОВ ЕКАТЕРИНБУРГА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН ШОС

АННОТАЦИЯ:

Город Екатеринбург является одним из приоритетных регионов страны для стратегического партнерства в области науки и высшего образования, о чем свидетельствует возрастающее с каждым годом количество совместных образовательных проектов с партнерами внутри и вне страны. Однако для расширения международного диалога, повышения конкурентоспособности на российском и зарубежном рынке, для углубления образовательного сотрудничества и увеличения доли обучающихся из стран ШОС в вузах г. Екатеринбурга необходимы определение потенциальных возможностей и оценка имеющихся ресурсов университетов региона. В статье приведены результаты эмпирического социологического исследования, проведенного авторами в 2022 году, посредством анкетного опроса, объектом которого выступили студенты из стран ШОС, обучающиеся на момент опроса в вузах г. Екатеринбурга (п = 360), а также серия экспертных интервью, где информантами выступили специалисты в области международного партнерства (руководители профильных отделов вузов, представители министерств г. Екатеринбурга и пр.) (п = 15). В ходе исследования авторами были рассмотрены такие аспекты как уровень удовлетворенности студентов из стран ШОС обучением в вузах Екатеринбурга в целом, а также уровень удовлетворенности отдельными аспектами обучения (преподаваемыми в университете дисциплинами, техническим оснащением университета, наличием в вузе инновационных проектов, грантов для студентов, условиями проживания в общежитии и прочее), также были проанализированы имеющиеся ресурсы вузов для работы с иностранными студентами. В результате проведенного исследования выяснилось, что на данный момент вузы города Екатеринбурга обладают определенными возможностями для привлечения студентов из стран ШОС, однако инновационная составляющая требует совершенствования, так как существуют аспекты, которые снижают конкурентное преимущества вузов города Екатеринбурга на внутристрановом и мировом уровне.

К соседу за солью знаний

есмотря на то, что Шанхайская организация сотрудничества с момента ее основания (в 2001 г.) реализовывала свою деятельность в большей степени как организация, специализирующаяся на укреплении добрососедства между странами в вопросах безопасности, другие области международного сотрудничества, в том числе в сфере науки и образования, являются значимыми направлениями ее развития. Один из наиболее заметных примеров этого — Университет ШОС, который был создан в 2008 году с целью расширения возможностей для молодежи в получении качественного современного образования, а также для развития научных контактов. Помимо этого, во-

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Валеева Марина Владимировна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19) и cherbakova_marina@mail.ru Беляева Екатерина Александровна Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19) и ekaterina.podergina@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

региональные вузы,образовательное взаимодействие стран ШОС, инновационный потенциал вузов, иностранные студенты, страны ШОС, социологическое исследование.

БЛАГОДАРНОСТИ:

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Валеева М.В., Беляева Е.А. Возможности и ресурсы вузов Екатеринбурга для привлечения студентов из стран ШОС // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 2. С. 97-103.

просы сотрудничества в сфере науки и образования достаточно активно обсуждаются на встречах министров стран-членов организации. К примеру, в 2016 году на встрече министров образования государств-членов ШОС участники обсуждали возможности развития и модернизации национальных систем образования государств-членов ШОС и приоритетных направлений сотрудничества, а также реализацию Перечня мероприятий по выполнению условий Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования [1]. Кроме того, в 2020 году на встрече представителей министерств образования (науки) стран-членов ШОС в России было отмечено, что «на пространстве ШОС проживает свыше 800 миллионов молодых людей — половина молодёжи планеты. Это огромный ресурс развития, и работа в этой сфере является особым приоритетом для государств-членов ШОС» [2] — что также свидетельствует о значимом потенциале для сотрудничества стран, входя-

щих в ШОС, в образовательной сфере. Помимо указанных мер, реальным подтверждением развития данного направления сотрудничества стран-членов ШОС является реализация различных проектов, а также академическая мобильность сотрудников и студентов университетов тех стран, которые входят в ШОС.

По оценкам экспертов, на момент 2020 года в мире насчитывалось более 5 млн студентов, которые получают образование в другой стране и не являются ее резидентами, более того -с 2000 года эта цифра возросла на 250 % [3]. Как обозначают исследователи С. Ю. Мёдова и В. В. Ерофеева, в последние годы (с 2018 г.), увеличиваются показатели роста числа иностранных студентов и в вузах Российской Федерации, при этом, более 65% от суммарного количества иностранных студентов, составляют студенты, прибывшие в вузы России из стран ШОС [4]. Вместе с тем, национальный проект «Наука и университеты» предполагает повышение привлекательности российской на-

уки и образования для ведущих зарубежных ученых и иностранных студентов [5]. Таким образом, привлечение иностранных студентов в российские вузы является одной из приоритетных государственных задач.

Таланты в гости к нам

Вопросами изучения привлекательности территории, в том числе в рамках академической мобильности занимались многие современные исследователи в области социальных наук. К примеру, авторы С. А. Пимонова, Е. М. Фомина в 2018 году провели исследование, в рамках которого рассмотрели вопрос эффективности привлечения иностранных студентов в вузы России, однако в данном исследовании не было проанализировано мнение студентов из стран СНГ [6]. Интересным видится исследование, проведенное в 2016 году Э. Ф. Га-лямовой и Г. О. Кудимана, где авторами рассматриваются ключевые аспекты привлекательности страны и ее вузов, вместе с тем, исследователи обращают внимание на критерии выбора российских университетов зарубежными абитуриентами (основными из которых, по мнению исследователей, являются стоимость обучения и проживания, качество образования, репутация, имидж вуза) [7]. Еще одно исследование, проведенное группой авторов из Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, посвящено анализу эффективности инструментов и методов привлечения иностранных студентов на образовательные программы вуза, в результате, авторы приходят к выводу, что

Рис. 1. За рубежом всегда приятно встретить что-то близкое. Алтынай Аскарова год назад поступила в уральский филиал РАНХиГС. Пролетев из Бишкека почти 2 тысячи километров, она обнаружила близ Екатеринбурга поселок и озеро Алтынай.

Опыт обучения в вузе знакомых или родственников - важнейший фактор в выборе будущим студентом страны и региона

наиболее эффективными методами привлечения иностранных студентов являются онлайн-ин-струменты продвижения [8]. И это не исчерпывающий список исследований, посвященных данной теме. Фокус внимания современных авторов на данной проблеме свидетельствует о том, что тренды современного международного образовательного рынка подтверждают необходимость изучения возможностей и ресурсов, а также развития мер и методов привлечения талантливых иностранных студентов в российские вузы, при этом необходимо выдерживать высокую конкуренцию на глобальном и локальном рынке образовательных услуг.

В своем исследовании мы сконцентрировались на изучении возможностей и ресурсов вузов города Екатеринбурга для повышения их привлекательности для студентов из стран ШОС. Для этого в 2022 году нами было проведено выборочное социологическое исследование методом анкетирования, объектом которого выступили студенты из стран ШОС, обучающиеся в вузах г. Екатеринбурга (в УрФУ, УГГУ, УрГУПС, УГМУ, УрГЭУ, УГПУ, УИУ - филиал РАНХиГС, ЮУрГУ). Выборка носила квотный характер, квоты закладывались по полу, вузу, стране пребывания (n = 360). Обработка статистической информации происходила в статистической программе Vortex (версия 10) с использованием коэффициентов корреляции. Также была проведена серия глубинных интервью с экспертами в области международного партнерства (руководители профильных отделов вузов, представители министерств Сверд-

ловской области, управлений администрации г. Екатеринбурга и пр.) (п = 15).

Бремя выбора

овременная система высшего образования характеризуется открытостью, позволяющей абитуриентам выбирать траекторию профессионального и личностного развития, а также место и способ обучения. В связи с этим, выбор студентами конкретного вуза для обучения зависит от множества факторов: наличия определенного направления специальности в вузе, возможностей для трудоустройства после получения образования, советов друзей, родственников и знакомых, территориальной расположенности вуза, наличия бюджетных мест или стоимости обучения и прочее. Помимо выбора конкретного вуза стоит упомянуть, что значимым аспектом является выбор страны и города, в котором расположен данный вуз, так как на выбранной территории студенту необходимо будет учиться и проживать длительный период обучения в университете. Отметим также, что выбор места (территории и конкретного вуза) для обучения оказывает влияние на эффективность социокультурной и академической адаптации. В связи с этим, важным аспек-

том в рамках нашего исследования является анализ тактик выбора учебного заведения студентами. Практически треть (32%) респондентов обозначили, что, выбирая вуз для обучения, рассматривали как учебные заведения в России, так и в своей стране. 27% опрошенных рассматривали учебные заведения во всех регионах России, 22% — учебные заведения в других странах (в том числе в России), а 18% — ориентировались исключительно на учебные заведения в городе Екатеринбурге (табл. 1).

Несмотря на рассматриваемые варианты, все респонденты в итоге остановили свой выбор на одном из вузов Екатеринбурга. Лидирующими причинами такого выбора стали: наличие конкретного вуза (направления специальности) для обучения в г. Екатеринбурге (46%), наличие друзей/родственников/знакомых в г. Екатеринбурге (44%), а 38% опрошенных студентов выбрали один из вузов г. Екатеринбурга по совету своих друзей, знакомых или родственников. В то же время, говоря о выборе конкретного вуза, в основном респонденты называли следующие причины своего решения: наличие бюджетных мест (поступление на бесплатной основе) (46%), наличие друзей/родственников/знакомых, которые также обучаются в данном вузе (38%), наличие места в общежитии для проживания во время обучения в вузе (37%), наличие определенной специальности (программы обучения) только в данном вузе (35%) и стоимость обучения (32%). Наименее популярными причинами стали: известность вуза в

Таблица 1 - Тактики выбора вуза студентами из стран ШОС (%)

№ Значения Доля

1 Рассматривали учебные заведения в России и в своей стране 32

2 Рассматривали учебные заведения во всех регионах России 27

3 Рассматривали учебные в других странах (в том числе в России) 22

4 Рассматривали учебные заведения только в г. Екатеринбурге 18

5 Другое 1

Итого ответивших: 100

стране и в мире, а также положение вуза в рейтинге. В исследовании, проведенном в 2018 году И. В. Салосиной и Ю. О. Охор-зиной, был выявлен список причин, на основании которых иностранные студенты выбрали региональный вуз России (г. Томска) для обучения. Среди них: безопасность среды для проживания и обучения, стоимость обучения и цены на продукты питания, межличностные и межкультурные отношения, перспектива использования русского языка в дальнейшей работе/жизни, мнение друзей и родственников, рейтинг университета, доступность информации в Интернете [9].

После выбора конкретного вуза абитуриент переходит в стадию студенчества и уже может на практике оценить ресурсы и возможности вуза, в котором проходит обучение. В нашем исследовании, скорее довольны, чем нет обучением в выбранном университете чуть более половины опрошенных (52%), полостью довольны — 14%, а 20% — некоторыми аспектами довольны, а некоторыми нет, 13% скорее не довольны обучением в выбранном университете и 1% выразили абсолютную степень недовольства выбранным вузом (табл. 2).

В целом, мы можем говорить о том, что уровень «довольных» обучением студентов гораздо выше, чем тех, кто обучением не доволен. Безусловно, это значимый показатель, так как удовлетворенность качеством обучения в университете - важный компонент и условие успешного освоения студентами навыков будущей профессиональной деятель-

По мнению студентов из стран-членов ШОС, уральским вузам

не хватает коворкингов и современного оборудования

ности, а для вуза это репутаци-онный показатель, так как именно положительные отзывы выпускников вуза - один из наиболее эффективных каналов привлечения абитуриентов, особенно это касается стран ближнего зарубежья. Как обозначил один из экспертов, принявших участие в нашем исследовании: «Часто абитуриенты выбирают вуз по рекомендации своих знакомых или родственников, которые ранее обучались в данном университете, для них это определенный «гарант качества», особенно это касается поступающих из стран Центральной Азии» (инт. 1). Так, имеющийся опыт обучения в конкретном вузе знакомых/ родственников/друзей абитуриентов является одним из основных факторов, на основании которых принимается решение о поступлении в вуз иностранцев [10, с. 168]. При этом мы выявили, что готовы рекомендовать своим друзьям и знакомым обучаться в том вузе, в котором студенты учатся в данный момент 82% респондентов. Те 17% ответивших, которые не готовы рекомендовать выбранный вуз, основными причинами называли следующие: «есть вузы лучше выбранного», «наличие большого количества бесполезных предметов», «несоответствие ву-

Таблица 2 - Оценка уровня удовлетворенности обучением в выбранном университете (%)

№ Значения Доля

1 Скорее доволен, чем нет 52

2 Чем-то доволен, чем-то нет 20

3 Полностью доволен 14

4 Скорее не доволен, чем доволен 13

5 Абсолютно не доволен 1

Итого ответивших: 100

за ожиданиям» и «неперспективная/неинтересная программа обучения».

Инновации на языке Пушкина

~ оворя об удовлетворенности конкретными аспектами, касающимися обучения студентов стран ШОС в выбранном университете, стоит отметить, что большая часть опрошенных удовлетворены общением с сокурсниками и одногрупп-никами (37% полностью удовлетворены данным аспектом), условиями проживания в общежитии (27%) и наличием возможности для реализации индивидуальных образовательных траекторий (скорее удовлетворены данным аспектом 40% респондентов), преподаваемыми в университете дисциплинами (скорее удовлетворены данным аспектом 46% респондентов), а наиболее «проблемными» зонами (те аспекты, где чаще всего студенты были не удовлетворены) стали отсутствие в вузе инновационных проектов, грантов для студентов (20%), слабое техническое оснащение университета в целом (дефицит современного оборудования, современных лабораторий) и техническое оснащение аудиторий (недостаток проекторов, компьютеров и ноутбуков, специализированной мебели) (20%). Таким образом, мы видим, что существуют области, требующие доработки со стороны университетов, в основном проблемы связаны именно с недостатком инновационности в работе вузов. Данный аспект очень важен для привлечения иностранных студентов и стоит обратить внимание на совершенствование

данной сферы. Как отмечают исследователи В. В. Бондаренко, С. В. Полутин, В. А Юдина, М. А Танина и О. Н. Лескина, одним из наиболее значимых дополнительных факторов привлекательности российского университета для иностранных студентов является хорошая материально-техническая база университета [11].

В ходе проведения интервью эксперты отмечали еще одну сложность, которая понижала уровень удовлетворенности обучением иностранных студентов, она во многом связана с переходом на обучение в дистанционном формате - речь идет об использовании онлайн платформ при дистанционном формате обучения. Так, к примеру, китайские студенты (находящиеся в Китае) не имеют доступа к Zoom-плат-форме, к системе Microsoft, и другим платформам/сервисам (они запрещены в Китае), которые активно используются российскими преподавателями. В Китае существуют аналоги вышеназванных сервисов, но они незнакомы россиянам и не используются ими. Существуют также регулярные частные проблемы с доставкой электронных писем. Таким образом, интернет-коммуникация между россиянами и китайцами значительно ограничена и затруднена, что порождает различного рода недопонимания в процессе взаимодействия и осложняет доступ к нужной информации: «При вынужденном переходе на онлайн формат обучения возникали некоторые технические сложности при организации работы с иностранными студентами, особенно это касалось студентов тех стран, в которых есть трудности доступа к определенным программам (в основном, это Китай, Туркмения)...» (инт. 2). Следует отметить, что студенты УрФУ, например, учатся преодолевать обозначенные препятствия, совершенствуя тем самым свои навыки владения IT-технологиями, а преподаватели, в свою очередь, по-

степенно осваивают китайские сервисы для дистанционного обучения. Одна из трудностей в этом процессе для российских преподавателей заключается в сложности регистрации на китайских платформах, а также в пользовании интерфейсом платформы (так как он не русифицирован и не переведен на английский язык).

Проспект молодости

аконец, в ходе опроса мы выявили, чего, по мнению иностранных студентов из стран-членов ШОС, не хватает для более комфортного и эффективного обучения в российском университете. В основном респондентами было названо следующее: зон для работы и отдыха в университете (ковор-кингов), современного оборудования, увеличения количества практических занятий, обновления образовательных программ, увеличения количества контактов с работодателями. Таким образом, в основном это именно те аспекты, на которые стоит обра-

тить внимание вузам города Екатеринбурга при применении мер для повышения привлекательности университета в глазах иностранных студентов из стран ШОС. Интересно, что опрошенные студенты практически не говорили о трудностях в процессе коммуникации (о знании языка, понимании преподавателей и одно-группников), возможно, это связано с тем, что многие студенты из стран ШОС, а особенно из стран Центральной Азии, достаточно свободно владеют русским языком. Вот что отметил один из экспертов: «Многие студенты из Казахстана, Киргизии, Узбекистана приезжают учиться в Россию, во-первых из-за близости к дому, а во-вторых так как знают русский язык и у них нет трудностей в общении... китайские студенты учат русский язык, находясь здесь или общаются на английском, с этим, как правило, проблем почти не возникает.» (инт. 3). Однако, к примеру, в исследовании, проведенном авторами В. Н. Мухой, Н. Л. Серги-

Рис. 2. Из конкретных плюсов обучения в вузах столицы Урала студенты из стран ШОС чаще всего говорят о ценности общения со сверстниками.

енко и А. И. Лысенко, посвященном особенностям адаптации иностранных студентов в КубГТУ, главной трудностью адаптации опрошенные назвали недостаточное владение русским языком [12], что, вероятно, связано со спецификой объекта исследования.

Таким образом, можно говорить о том, что имеющиеся в вузах г. Екатеринбурга ресурсы (бюджетные места, места в общежитиях, образовательные программы и прочее) являются значи-

мым фактором привлечения студентов из стран ШОС, однако помимо конкретного вуза, студенты выбирают и территорию для обучения и проживания, в связи с этим, развитие территории, а не только расширение ресурсов вуза — значимый шаг для данного направления. Что касается перспектив вузов г. Екатеринбурга для повышения привлекательности для студентов из стран ШОС, то стоит обратить внимание на развитие ин-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

новационных аспектов в деятельности университетов региона — совершенствование оборудования и лабораторный базы, увеличение числа контактов с работодателями, повышение количества и качества проводимых практических занятий, обновление образовательных программ, совершенствование системы стажировок и грантовой поддержки студентов, а также увеличение числа коворкингов для комфортной учебы.

[1] Сотрудничество в сфере образования в рамках ШОС развивается поступательно. URL: https://www.syktsu.ru/news/18242 (дата обращения: 10.07.2022).

[2] Эксперты семи стран предложили расширить международное сотрудничество на XIII Неделе образования стран ШОС. URL: https://www.rudn.ru/media/news/intemationai-cooperation/ eksperty-7-stran-prediojiü-rasshirit-mejdunarodnoe-sotnjdnichestvo-na-xiii-nedeie-obrazovaniya-stran-shos (дата обращения: 10.07.2022).

[3] Суетин А.Н. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг//Фундаментальные исследования. 2020. №6. С. 143-149.

[4] Мёдова С.Ю., Ерофеева В.В. Изучение особенностей и механизмов выбора иностранными студентами российского вуза для обучения // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/articie/view?id=31553 (дата обращения: 04.07.2022).

[5] Наука и университеты. URL: https://национальныепроекты.рф/ projects/nauka-i-universitety (дата обращения: 11.07.2022).

[6] Пимонова С.А., Фомина Е.М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (4). С. 97-109.

[7] Галямова Э.Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. № 3. URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/priviekateinost-

rossiyskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovateinyh-usiug (дата обращения: 15.07.2022).

[8] Арсеньев Д.Г., Врублевская М.В., Беляевская Е.А., Денисова В.А. Анализ эффективности инструментов и методов привлечения иностранных студентов на образовательные программы вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). URL:https://cyberieninka.ru/articie/n/anaiiz-effektivnosti-instrumentov-i-metodov-priviecheniya-inostrannyh-studentov-na-obrazovateinye-programmy-vuza (дата обращения: 19.07.2022).

[9] Салосина И.В., Охорзина Ю.О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник НГПУ. 2018. № 3. С. 124-135.

[10] Вашурина Е.В., Вершинина О.А., Газиева Ч.Ф., Евдокимова Я.Ш., Крылов А.А., Мухамедиева С.А., Павлова О.В., Хайдаров Ф.А. Практическое руководство : Монография / Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.234 с.

[11] Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лески-на О.Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг // ИТС. 2022. № 1 (106). URL: https:// cyberieninka.ru/articie/n/priviekateinost-rossiyskih-vuzov-sredi-inostrannyh-studentov-v-usioviyah-giobainoy-konkurentsii-na-rynkah-obrazovateinyh-usiug (дата обращения: 17.07.2022).

[12] Муха В.Н., Сергиенко Н.Л., Лысенко А.И. Особенности адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере КубГТУ): второй этап исследования // ИСОМ. 2018. № 6-1. С. 176-185.

OPPORTUNITIES AND RESOURCES OF EKATERINBURG UNIVERSITIES TO ATTRACT STUDENTS FROM THE SCO COUNTRIES

ABSTRACT:

The city of Ekaterinburg is one of the priority regions of the country for strategic partnership in the field of science and higher education, which is evidenced by the increasing number of joint educational projects with partners both inside and outside the country every year. However, in order to expand the international dialogue, improve competitiveness in the domestic and foreign markets, to enhance educational cooperation and

increase the share of students from the SCO countries at Ekaterinburg universities, it is necessary to identify potential capacity and assess the available resources of universities of the region. The article presents the results of an empirical sociological research conducted by the authors in 2022, through a questionnaire survey, the object of which were students from the SCO countries studying at the time of the survey at Ekaterinburg universities (n = 360), as well as a series of expert interviews, where the informants were specialists in the field of international partnership (heads of specialized university departments, representatives of Ekaterinburg ministries, etc.) (n= 15). In the course of the research, the authors considered such aspects as the satisfaction level of students from the SCO countries with education at Ekaterinburg universities in general, and the level of satisfaction with certain aspects of education (subjects taught, technical equipment of the university, the availability of innovative projects, grants for students, living conditions in dormitories, etc.). The available university resources for working with foreign students were also analyzed. As a result, it turned out that at the moment the universities of the city of Ekaterinburg have certain opportunities to attract students from the SCO countries, however, the innovation component needs to be improved, since there are aspects reducing the competitive advantages of Ekaterinburg universities both at domestic and global level.

AUTHORS' INFORMATION: Marina V. Valeeva

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (19, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russia) s cherbakova_marina@mail.ru Ekaterina A. Belyaeva Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (19, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russia) s ekaterina.podergina@mail.ru

KEYWORDS:

regional universities, educational interaction of the SCO countries, innovative potential of universities, foreign students, SCO countries, sociological research.

FUNDING:

The research funding from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (Ural Federal University project within the Priority-2030 Program) is gratefully acknowledged.

FOR CITATION:

Valeeva M.V., Belyaeva E.A. (2022). Opportunities and resources of Ekaterinburg universities to attract students from the SCO countries, Municipality: Economics and Management, no. 2, pp. 97-103.

REFERENCES:

[1] Cooperation in the field of education within the framework of the SCO is developing progressively. URL: https://www.syktsu.ru/news/ 18242 (accessed 10.07.2022).

[2] Experts from seven countries proposed to expand international cooperation at the XIII Education Week of the SCO countries. URL: https://www.rudn.ru/media/news/international-cooperation/ eksperty-7-stran-predlojili-rasshirit-mejdunarodnoe-sotrudnichestvo-na-xiii-nedele-obrazovaniya-stran-shos (accessed 10.07.2022).

[3] Suetin A.N. (2020). Increasing the competitiveness of the university: global trends and the current state of the world market of educational services, Basic research, no. 6, pp. 143-149.

[4] MyodovaS.Yu., ErofeevaV.V. (2022). The studyofthefeatures and mechanisms of choice by foreign students of a Russian university for study Modern problems of science and education, no. 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31553 (accessed 04.07.2022).

[5] Science and universities. URL: https://Ha^oHa^bHbienpoeKTbi.p$/ projects/nauka-i-universitety (accessed 11.07.2022).

[6] Pimonova S.A., Fomina E.M. (2018). Increasing the attractiveness of Russian universities for foreign students, University management: practice and analysis, no. 22 (4), pp. 97-109.

[7] Galyamova E.F., Kudimana G.O. (2017). The attractiveness of Russian universities in the international market of educational services, Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law", no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlekatelnost-rossiyskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovatelnyh-uslug (accessed 15.07.2022).

[8] ArsenevD.G., Vrublevskaya M.V., Belyaevskaya E.A., Denisova V.A. (2016). Analysis of the effectiveness of tools and methods for attracting foreign students to the educational programs of the university

University management: practice and analysis, no. 6 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-instrumentov-i -metodov-pri vlechen iya- i nostrannyh-studentov-na-obrazovatelnye-programmy-vuza (accessed 19.07.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Salosina I.V., Okhorzina Yu.O. (2018). Study of the reasons for choosing a Russian regional university by foreign students, Bulletin of the NSPU, no. 3, pp. 124-135.

[10] Vashurina E.V., Vershinina O.A., Gazieva Ch.F., Evdokimova Ya.Sh., Krylov A.A., Mukhamedieva S.A., Pavlova O.V., Khaidarov F.A. (2016). Practical guide. Monograph. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University. 234 p.

[11] BondarenkoV.V., Polutin S.V.,YudinaV.A., Tanina M.A., Leskina O.N. (2022). The attractiveness of Russian universities among foreign students in the context of global competition in the markets of educational services, ITS, no. 1 (106). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/privlekatelnost-rossiyskih-vuzov-sredi-inostrannyh-studentov-v-usloviyah-globalnoy-konkurentsii-na-rynkah-obrazovatelnyh-uslug (accessed 17.07.2022).

[12] MukhaV.N.,SergienkoN.L.,LysenkoA.I. (2018). Features of the adaptation of foreign students in a Russian university (on the example of KubGTU): the second stage of the study ISOM, no. 6-1, pp. 176-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.