Научная статья на тему 'РЕКРУТИНГ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОТДАЛЕННЫЕ РЕГИОНЫ СО СЛОЖНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ'

РЕКРУТИНГ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОТДАЛЕННЫЕ РЕГИОНЫ СО СЛОЖНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / РЕКРУТИНГ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврильева Людмила Алексеевна, Гаврильева Сардана Алексеевна, Рац Галина Ивановна

Введение. Университеты ищут способы эффективного привлечения иностранных граждан, но на выбор университета, где зарубежные абитуриенты хотели бы учиться, влияют множество факторов. Климатические условия и географическое расположение региона, в которых отдаленным университетам приходится работать и на которые они не в силах повлиять, не рассматриваются в качестве весомого фактора. Цель исследования - выявить положительные и отрицательные стороны обучения в отдаленном вузе, находящемся в регионе со сложными климатическими условиями и наиболее эффективные методы привлечения иностранных студентов. Материалы и методы. В качестве материалов для проведения исследования были использованы результаты опроса иностранных студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В опросе приняли участие 335 студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, обменным программам, слушатели подготовительных курсов и курсов русского языка. Результаты. В качестве плюсов обучения большинством опрошенных были названы качество обучения (21%), отношение к иностранным студентам (18%), работа преподавателей (16%) и инфраструктура вуза (13%). 53% респондентов не отметили минусов обучения в университете, 11% отметили географическое положение университета и 8% климатические условия. Основными источниками информации при первом знакомстве с университетом являлись знакомые или друзья (25%), интернет (23%) и представительства Россотрудничества в странах (14%). Результаты опроса показали, что 35% студентов планирует вернуться домой или уехать в другую страну. Разброс данного ответа по странам показал, что уехать домой или в другую страну планируют представители практически каждой страны, вне зависимости от пройденного периода обучения. 29% опрошенных хотели бы работать в Якутии после окончания университета. Опрос показал, что остаться работать в Якутии желают, как представители стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Заключение. Повышение узнаваемости вуза, посредством социальных сетей и партнерских отношений с образовательными организациями, использование различных методов рекрутинга и привлечение самих студентов к этому процессу являются ключевыми способами увеличения количества студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврильева Людмила Алексеевна, Гаврильева Сардана Алексеевна, Рац Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECRUITING OF FOREIGN STUDENTS TO REMOTE REGIONS WITH SEVERE CLIMATIC CONDITIONS

Introduction. Universities are looking for effective ways to recruit foreign citizens, but many factors influence the choice of university. The climatic conditions and geographic location of the region in which distant universities have to work and which they cannot change usually not considered as a significant factor. The purpose of the study is to identify the positive and negative aspects of studying in a remote university located in a region with difficult climatic conditions and the most effective methods of recruitment of foreign students. Materials and methods. The results of a survey of foreign students of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University were used as materials for the study. The survey involved 335 students enrolled in main professional educational programs, exchange programs, students of preparatory courses and courses of the Russian language. Results. The majority of respondents named the quality of education (21%), attitude towards foreigners (18%), the work of teachers (16%) and the infrastructure of the university (13%) as the advantages of studying. Most of the respondents (53%) did not indicate any disadvantages of studying at the university, 11% mentioned the geographical location of NEFU and 8% pointed climatic conditions of the region. The respondents first learned about the university from friends (25%), from the internet (23%) and Rossotrudnichestvo offices in the countries (14%). The results of the survey showed that 35% of students plan to return home or leave for another country. The dispersion of this answer across countries showed that representatives of almost every country are planning to go home or to another country, regardless of the period of study passed. 29% of the respondents would like to stay here and work in Yakutia after graduation. The poll showed that both representatives of the CIS countries and non-CIS countries wish to stay in Yakutia to work. Conclusion. Increasing university awareness through social media and partnerships with educational organizations, using various recruiting methods and involving students themselves in this process are key ways to increase the number of students.

Текст научной работы на тему «РЕКРУТИНГ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОТДАЛЕННЫЕ РЕГИОНЫ СО СЛОЖНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-05/ Дата публикации: 31.10.2021 УДК 378.1

Л. А. Гаврильева, С. А. Гаврильева, Г. И. Рац

Рекрутинг иностранных студентов в отдаленные регионы со сложными климатическими условиями

Введение. Университеты ищут способы эффективного привлечения иностранных граждан, но на выбор университета, где зарубежные абитуриенты хотели бы учиться, влияют множество факторов. Климатические условия и географическое расположение региона, в которых отдаленным университетам приходится работать и на которые они не в силах повлиять, не рассматриваются в качестве весомого фактора.

Цель исследования - выявить положительные и отрицательные стороны обучения в отдаленном вузе, находящемся в регионе со сложными климатическими условиями и наиболее эффективные методы привлечения иностранных студентов.

Материалы и методы. В качестве материалов для проведения исследования были использованы результаты опроса иностранных студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В опросе приняли участие 335 студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, обменным программам, слушатели подготовительных курсов и курсов русского языка.

Результаты. В качестве плюсов обучения большинством опрошенных были названы качество обучения (21%), отношение к иностранным студентам (18%), работа преподавателей (16%) и инфраструктура вуза (13%). 53% респондентов не отметили минусов обучения в университете, 11% отметили географическое положение университета и 8% климатические условия. Основными источниками информации при первом знакомстве с университетом являлись знакомые или друзья (25%), интернет (23%) и представительства Россотрудничества в странах (14%). Результаты опроса показали, что 35% студентов планирует вернуться домой или уехать в другую страну. Разброс данного ответа по странам показал, что уехать домой или в другую страну планируют представители практически каждой страны, вне зависимости от пройденного периода обучения. 29% опрошенных хотели бы работать в Якутии после окончания университета. Опрос показал, что остаться работать в Якутии желают, как представители стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Заключение. Повышение узнаваемости вуза, посредством социальных сетей и партнерских отношений с образовательными организациями, использование различных методов рекрутинга и привлечение самих студентов к этому процессу являются ключевыми способами увеличения количества студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, рекрутинг, Республика Саха (Якутия), Северо-Восточный федеральный университет, высшее образование в России, социологический опрос

Ссылка для цитирования:

Гаврильева Л. А., Гаврильева С. А., Рац Г. И. Рекрутинг иностранных студентов в отдаленные регионы со сложными климатическими условиями // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 178-191. 10.32744^.2021.5.12

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-05/ Accepted: 4 May 2021 Published: 31 October 2021

L. A. Gavrilieva, S. A. Gavrilieva, G. I. Ratz

Recruiting of foreign students to remote regions with severe climatic conditions

Introduction. Universities are looking for effective ways to recruit foreign citizens, but many factors influence the choice of university. The climatic conditions and geographic location of the region in which distant universities have to work and which they cannot change usually not considered as a significant factor.

The purpose of the study is to identify the positive and negative aspects of studying in a remote university located in a region with difficult climatic conditions and the most effective methods of recruitment of foreign students.

Materials and methods. The results of a survey of foreign students of the M.K. Ammosov North-Eastern Federal University were used as materials for the study. The survey involved 335 students enrolled in main professional educational programs, exchange programs, students of preparatory courses and courses of the Russian language.

Results. The majority of respondents named the quality of education (21%), attitude towards foreigners (18%), the work of teachers (16%) and the infrastructure of the university (13%) as the advantages of studying. Most of the respondents (53%) did not indicate any disadvantages of studying at the university, 11% mentioned the geographical location of NEFU and 8% pointed climatic conditions of the region. The respondents first learned about the university from friends (25%), from the internet (23%) and Rossotrudnichestvo offices in the countries (14%). The results of the survey showed that 35% of students plan to return home or leave for another country. The dispersion of this answer across countries showed that representatives of almost every country are planning to go home or to another country, regardless of the period of study passed. 29% of the respondents would like to stay here and work in Yakutia after graduation. The poll showed that both representatives of the CIS countries and non-CIS countries wish to stay in Yakutia to work.

Conclusion. Increasing university awareness through social media and partnerships with educational organizations, using various recruiting methods and involving students themselves in this process are key ways to increase the number of students.

Keywords: foreign students, recruitment, Republic of Sakha (Yakutia), North-Eastern Federal University, higher education in Russia, sociological survey

For Reference:

Gavrilieva, L. A., Gavrilieva, S. A., & Ratz, G. I. (2021). Recruiting of foreign students to remote regions with severe climatic conditions. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 53 (5), 178-191. doi: 10.32744/pse.2021.5.12

_Введение

е современном мире образование является необходимостью и залогом хорошего качества жизни. Российское образование все больше приобщается к общемировым трендам и ежегодно привлекает к себе все больше иностранных граждан. Получение высшего образования в России считается престижным, в особенности по традиционно развитым направлениям. Согласно данным портала Study in Russia в 2020г. в университеты России поступило рекордное количество иностранцев (315 тысяч). Наиболее привлекательными для иностранных граждан являются медицина, инженерные направления, экономика и управление [1]. Для иностранных граждан получение высшего образования - это не только приобретение опыта обучения за рубежом, знакомство с культурой и традициями, но и возможность быть более востребованными у себя на родине.

В России действуют более 700 государственных и негосударственных вузов и практически все они занимаются привлечением иностранных студентов. На образовательном рынке российские университеты конкурируют не только друг с другом, но и с университетами и колледжами других стран. Выбор университета формируется абитуриентами при сопоставлении и сравнении множества факторов. Зарубежные и российские авторы отмечают качество образования и репутацию вуза среди основных привлекающих критериев. S.Z. Ahmad, F.R. Buchanan и N. Ahmad [2] в своей работе указывают, что репутация образовательных программ является основным фактором привлечения иностранных студентов, W.V. Alebek and K.B. Wilson [3] отмечают, что качество обучения входит в список критериев выбора университета, P. Wong [4] и T. D. Le [5] в своих работах выделяют репутацию университета, в качестве основного критерия, а качество обучения в обоих исследованиях занимает третье место. В работах российских исследователей качество обучения также указывается как один из определяющих критериев выбора российского образования иностранцами [6-9].

Географию и близость университета к странам, из которых прибывают студенты в качестве фактора привлечения иностранных студентов рассматривают в своих работах F. Maringe [10], Y.J. Moogan and S. Baron [11], C. Simoes and A.M. Soares [12], Е. Ю. Золочевская, А.В. Скидан, А.М. Мельниченко [13]. Однако, к примеру, в исследовании S.Z. Ahmad, F.R. Buchanan и N. Ahmad [2] было отмечено, что география не играет роли если университет занимает определенные ключевые позиции и пользуется признанием в мире. Современная образовательная система позволяет получать образование в любых, даже самых отдаленных уголках мира. Благодаря открытым границам, глобализации и процессу интеграции абитуриенты меньше беспокоятся о месторасположении университетов, но здесь как правило, речь идет об известных университетах или об университетах, расположенных в столицах или крупных городах. Университеты, которые географически отдалены от центральных городов и к тому же находятся в суровом климатическом регионе не являются основным объектом этих исследований. Университеты в России разнятся не только по имеющимся направлениям, образовательным программам и разнообразию материально-технической базы, они особенно сильно отличаются друг от друга своим географическим положением и соответственно, особенностями климата. Но, в настоящее время, благодаря развитию международной деятельности, даже отдален-

ные региональные вузы могут успешно интегрироваться в международное образовательное пространство. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) является классическим многоотраслевым вузом, который расположен в самом холодном городе мира - Якутске. Из-за неблагоприятных климатических условий привлечение студентов из разных стран является для него сложной задачей и это обусловливает необходимость создания более эффективного комплекса мер по привлечению иностранных студентов. Целью настоящего исследования было выявить положительные и отрицательные стороны обучения в отдаленном вузе, находящемся в регионе со сложными климатическими условиями, для определения наиболее результативных методов рекрутинга иностранных студентов.

Несмотря на свою отдаленность от центральной части России и суровым климатическим условиям, основной задачей университета является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы как у себя в стране, так и за рубежом. На протяжении многих лет университет привлекает к себе иностранных студентов из разных уголков мира.

700 Б00 500 400 300

гоо 100

619

300

201

- ...»111

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201В 2015

2020

Рисунок 1 Динамика количества иностранных студентов, обучающихся

в СВФУ с 2010 по 2020 гг. [14]

Создание федерального университета, и, вместе с тем, переход к Болонской системе образования [15] в 2010 г. сыграли ключевую роль в привлечении студентов. Именно с этого года в СВФУ начали приезжать иностранные студенты, не только по обменным программам с вузами-партнерами, но и для получения высшего образования.

Ежегодно в Российской Федерации для иностранных граждан выделяется 15000 государственных стипендий для поступления в университеты страны [16]. В СевероВосточном федеральном университете количество студентов, обучающихся по государственной линии, изменяется неравномерно. Если взглянуть на рисунок 2 видно, что в 2016-17 учебном году резко увеличилось количество студентов, поступивших на основные образовательные программы. 29 студентов из 35 поступивших, были из Китая. Они приехали благодаря успешным рекрутинговым мероприятиям, проведенным в КНР. Положительная динамика прервалась из-за пандемии короновируса в 2020 году, однако в 2021 г. прогнозируется увеличение контингента иностранных студентов.

Краткосрочные программы

Подготовительный факультет

I Основные профессиональные образовательные программы

Рисунок 2 Количество иностранных студентов в СВФУ, поступивших на места федерального бюджета по государственной линии, 2014-2020 гг.

Из рисунка 2 видно, что в целом динамика поступления иностранных студентов на места в рамках квоты по стипендии правительства РФ нестабильная. Очень много факторов, таких как холодный климат, высокие транспортные расходы, незнакомая культура, сложная политическая ситуация в стране, закрытые границы и прочее, влияет на желание студентов из дальнего зарубежья обучаться в России, тем более в Якутии. Учитывая, что количество иностранных студентов в целом весомо увеличивается, можно говорить о том, что в основном, это происходит за счет студентов из стран СНГ и платных студентов.

Рассмотрим количество иностранных студентов из стран СНГ в динамике за 20142020гг., а также количество иностранных студентов из дальнего зарубежья за те же годы - рисунок 3 и рисунок 4.

250

200

150 "

100 -

50 -

уф

4

26

39

7 35

76

7

130

73

14Я

04

_1

157

места в рамкая квоты Правительства РФ

коммерческий набор бюджет РФ

£

£

г?

л?1

Рисунок 3 Количество студентов из стран СНГ в СВФУ за 2014-2020 гг.

Из рисунка 3 видно, что за прошедшие семь лет количество студентов, поступающих по всем категориям приема, увеличилось. Однако число принятых на места квоты правительства РФ для иностранных граждан увеличилось в наименьшей степени. Это связано с тем, что студенты из стран СНГ имеют возможность поступать на бюджетные места на общих основаниях с российскими студентами. Примечательно, что количество таких студентов значительно повышается ежегодно. Происходит это в основном благодаря рекрутинговым мероприятиям, проводимым СВФУ в этих странах. Показатели по коммерческому набору не так велики, так как многие студенты из Кыргызстана и Таджикистана, которые на данном рисунке составляют подавляющее большинство, не имеют возможности обучаться платно. Другую картину можно наблюдать на рисунке 4.

„>Л

сУ

Г? Н? # ^ #

т3 т3

I квота РФ

¡коммерческий набор

Рисунок 4 Количество студентов из стран дальнего зарубежья в СВФУ за 2014-2020 гг.

Если посмотреть на динамику количества студентов из дальнего зарубежья видно, что за 2016-2018гг. оно практически не изменилось. Однако распределение поступивших по источнику финансирования в 2018г. претерпело изменения. Набор студентов, обучающихся в рамках квоты Министерства образования, снизился на 40%. Это связано с тем, что в 2018г. многие студенты, поступившие в 2013 и 2014 годах, завершили обучение в университете. Тем не менее, общее количество студентов из дальнего зарубежья сохранилось благодаря коммерческому набору. Факт роста числа коммерческих студентов из дальнего зарубежья говорит о том, что они готовы учиться платно. Если раньше о СВФУ узнавали только благодаря программам Министерства образования, то теперь этому способствуют социальные сети, онлайн выставки, ярмарки, олимпиады, рекламные ролики и прочее. Кроме того, в привлечение абитуриентов вовлечены студенты, которые уже проходят обучение в СВФУ. Они участвуют в рекрутинговых мероприятиях, налаживают связи с выпускниками школ в своих городах и даже приглашают своих родственников учиться в СВФУ.

2020 и 2021 год примечательны с точки зрения рекрутинга и приема абитуриентов, в том числе иностранных, посредством онлайн платформ. Университет принимал активное участие в онлайн образовательных выставках, проводимых рекру-тинговыми организациями по всему миру. У онлайн выставок множество плюсов: отсутствие транспортных и командировочных расходов для делегации универси-

тета, отсутствие расходов на печатную продукцию, так как вся информация предоставляется в цифровом виде, при этом охват аудитории участников может быть гораздо выше, благодаря тому, что участники могут подключиться со всех уголков мира. За время пандемии СВФУ провел рекрутинговые мероприятия в странах АТР, Европы, СНГ и Латинской Америки. Если бы университет принимал в них «физическое» участие - это обошлось бы в крупную сумму. Благодаря подобным мероприятиям узнаваемость университета в мире значительно повысилась, так как в выставках принимают участие не только абитуриенты и их родители, но и рекрутинговые агентства, которые занимаются отправкой своих граждан на обучение в вузы России.

_Материалы и методы

Для выявления отношения иностранных студентов к учебе в СВФУ и жизни в Якутске было проведено социологическое исследование на основе анализа мнений студентов. В опросе приняли участие 335 студентов из 25 стран, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, обменным программам, слушатели подготовительных курсов и курсов русского языка. Опрос охватил студентов всех курсов с 1 по 6, очного отделения университета и был проведен посредством заполнения google форм. Ссылка на заполнение была отправлена через мессенджер в группы, в которых состоят иностранные студенты.

Анкета была выполнена на двух языках (русском и английском) и состояла из 10 вопросов:

1. По какой программе Вы обучаетесь?

2. Как давно Вы приехали в Якутск?

3. Как Вы узнали о СВФУ?

4. Какое было первое впечатление от Якутска и университета?

5. С какими сложностями вы столкнулись в первые месяцы пребывания в Якутске?

6. Есть ли на данный момент какие-нибудь проблемы?

7. Какие на Ваш взгляд есть плюсы у СВФУ?

8. Какие на Ваш взгляд есть минусы у СВФУ?

9. Планируете ли вы остаться в Якутии после окончания университета?

10. Какой совет вы можете дать новым студентам СВФУ?

Ответы на вопросы анкеты были обработаны и сгруппированы для проведения анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Результаты исследования

На вопрос, «Какие на Ваш взгляд есть плюсы в СВФУ?» большинство студентов отметили качество обучения, отношение к иностранцам и работу преподавателей (Рисунок 5). Примечательно, что все основные показатели, заслужившие положительные отзывы студентов, на наш взгляд, являются главными показателями высокого уровня работы университета в целом. Многие студенты отметили развитую инфраструктуру в университете, куда входят общежития, спортивные сооружения, столовые, библиотеки, музеи и пр. Кроме того, среди плюсов отметили кампус, за удобство, красоту и расположение в центре города.

■ Качество учебы

■ Хорошие преподаватели

■ Инфраструктура

■ Кампус

■ Стипендии

■ ПроЕодим.ые мероприятия и знакомства

■ Культура

■ другие

Рисунок 5 Ответы на вопрос, «Какие на Ваш взгляд есть плюсы в СВФУ?»

Следующий вопрос: «Какие на Ваш взгляд есть минусы в СВФУ?», выявил те стороны, которыми не довольны иностранные студенты (Рис.6). Не все студенты отметили минусы, 53% студентов на вопрос ответили отрицательно. Вторым наиболее распространенным ответом был «Дальность расположения», туда же входят ответы «труд-нодоступность». Действительно, для студентов, особенно из дальнего зарубежья, этот фактор является критическим. Многие студенты из Африки, Латинской Америки и стран АТР не ездят домой на каникулы по несколько лет или не ездят вообще, из-за дальности перелета, количества вынужденных пересадок и дороговизны авиабилетов. Климат тоже можно отнести к минусу, так как не все студенты легко привыкают к 50-ти градусным зимним холодам и 35-ти градусной жаре летом. Однако, вышеуказанные минусы, к сожалению, невозможно изменить или исправить, они являются неотъемлемой частью обучения в СВФУ. Со своей стороны, университет может с определенной периодичностью оплачивать проезд для студентов из дальнего зарубежья.

Отмеченный студентами минус, связанный с общежитиями, затрагивает разные аспекты работы общежитий, были отмечены «некомпетентность сотрудников», «незнание иностранного языка сотрудниками общежития», «необходимость убираться в отсеках», «неравнозначность общежитий». По данным администрации студенческого городка «Сергелях», действительно, в общежитиях университета не хватало сотрудников, в том числе вспомогательного персонала, которые бы отвечали требованиям по владению иностранным языком. Студенты распределялись в общежития, в зависимости от принадлежности к тому или иному учебному подразделению. Каждое общежитие закреплено за определенными институтами и факультетами, по принципу близости расположения к учебным корпусам. В этой связи естественно, что некоторые студенты были недовольны условиями проживания. Речь идет о тех студентах, которым приходилось жить в старых корпусах.

Однако университет принял меры по устранению проблем. Так, иностранные студенты были переведены в общежитие, одно из самых новых, в котором знание английского языка является обязательным требованием для персонала, работающего в данном общежитии. Кроме того, обучающиеся делят общежитие со студентами Института зарубежной филологии и регионоведения, владеющими разными языками или изучающими их, что безусловно способствует общению между иностранными и местными студентами.

■ Нет

■ Климат

■ Дальность расположения

■ Общежития

■ Иностранцы не вовлечены в мероприятия

■ язык

■ БРС

■ Другое

Рисунок 6 Ответы на вопрос «Какие на Ваш взгляд есть минусы в СВФУ?»

Следующие отмеченные минусы касались разных аспектов жизни университета, учебного процесса и деятельности университета. Были и ответы, прямо противоречащие друг другу. Некоторые студенты отметили, что студенты не вовлечены в мероприятия университета, а некоторые ответили, что проводится слишком много мероприятий, в которых необходимо участвовать иностранным студентам. Кто-то из студентов отметил якутский язык как минус, кто-то отметил систему расписания, лишние предметы в учебном плане и прочее. Эти ответы составили 13% от всех полученных ответов.

Следующий вопрос о планах после завершения обучения: «Планируете ли вы остаться в Якутии после окончания университета?». К этому вопросу студентам предлагались следующие варианты ответов: 1. Да, планирую продолжить учебу; 2. Да, хочу работать в Якутии; 3. Нет, но планирую остаться в России; 4. Нет, планирую уехать домой или в другую страну. Ответы на вопрос распределились следующим образом (см. рис. 7).

26%

35%

| нет, планирую уеяать домой или в другую страну

да, планирую продолжить учебу

да, хочу работать в Якутии

Нет, но планирую остаться в России

Рисунок 7 Ответы на вопрос «Планируете ли вы остаться в Якутии после окончания

университета?»

Опрос показал, что 35% студентов планирует вернуться домой или уехать в другую страну. Разброс данного ответа по странам показал, что уехать домой или в другую страну планируют представители практически каждой страны, вне зависимости от пройденного периода обучения. Так же не выявлено связи с имеющимися на данный момент проблемами и первым впечатлением. Из этого можно предположить, что ответы связаны с первоначальными планами студентов. Второй по популярности ответ «Хочу работать в Якутии». 29% опрошенных хотели бы работать в Якутии после окончания университета. Опрос показал, что остаться работать в Якутии желают, как представители стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Анализ ответов выявил, что это не зависит от времени пребывания студента в Якутске. Среди желающих работать в Якутии есть студенты, которые находятся на последнем курсе обучения и те, кто только поступил на первый курс.

■ Знакомые или друзья

■ Интернет

■ Россотрудничество Сотрудничество

■ Родственники

■ Рекрутинг Агентство другое

Рисунок 8 Ответы на вопрос «Откуда Вы узнали о СВФУ?»

Один из вопросов звучал следующим образом: «Откуда вы узнали о СВФУ?». Вопрос был открытым и ответы, полученные от студентов можно разделить на 8 категорий: «от офиса Россотрудничества в моей стране», «от рекрутингового агентства, работающего у меня в стране», «от друзей или знакомых», «наш университет сотрудничает с СВФУ», «от родственников», «через интернет», «узнал от сотрудников СВФУ, когда они были у нас в стране», «другое».

Рисунок 8 показывает, что 25% студентов узнали об университете от знакомых или друзей, 10% узнали от родственников, которые возможно обучались или обучаются в СВФУ на данный момент. Те студенты, которые поступили через Россотрудничество (14%), возможно не выбирали СВФУ в качестве первого приоритета. Самый интересный сегмент - это те, кто узнал об университете через интернет (23%), если они искали информацию об университете, значит, они приехали в Якутск в большей степени по своему желанию. Это касается и тех студентов, которые узнали о СВФУ через рекру-тинговые мероприятия, проводимые в их странах сотрудниками СВФУ. Факт их приезда в Якутск говорит об эффективности подобных мероприятий. Еще один сегмент, студенты, которые попали в СВФУ благодаря сотрудничеству между последним и их университетом - студенты по обмену [17, с. 121].

_Обсуждение результатов

Полученные в ходе исследования данные согласуются с мнением авторов (Е.Ю. Золочевская и авт. [13], E.D. Urer и авт. [19]) о том, что электронные ресурсы и информация в интернете об университете играют ключевую роль в знакомстве с университетом. Вместе с тем, опрос показал, что многие студенты СВФУ, узнали о нем от друзей и знакомых, что согласуется с результатами авторов (Е.Ю. Золочевская и авт. [13], G.N. Soutar и J.P. Turner [18]). Кроме того, мы согласны с авторами 2, 3, 20 что высокое качество учебы несомненно является основным положительным критерием для любого университета. Однако, рассмотренные авторами (Э.Ф Галямова и Г.О. Кудимана [6]; В.О. Кожина и А.В. Косевич [8]; Д. М. Маркина [21]), критерии выбора - стоимость обучения и проживания не были отмечены опрошенными ни в качестве минуса, ни в качестве плюса. В силу того, что иностранные студенты в СВФУ обучаются по более низкой стоимости, чем граждане России, а стоимость проживания в общежитии является невысокой, даже в сравнении с другими университетами страны, вероятнее всего, что стоимость не может быть минусом, но и основным плюсом университета так же не является. Однако мы не согласны с автором 2 в том, что цена не имеет значения, если качество того стоит. Контингент обучающихся в отдаленных, периферийных университетах определенно не принадлежит к числу людей с таким уровнем достатка, который может себе позволить обучаться в любой стране и за любую стоимость.

Заключение

В целом Северо-Восточный федеральный университет является примером успешной реализации рекрутинговых мероприятий. Положительная динамика, количества иностранных студентов является тому доказательством. Опыт работы с иностранными студентами показывает, что наиболее эффективными методами привлечения студентов являются международное сотрудничество университета и личные связи самих студентов. Действительно, если знакомые, одноклассники, друзья или родственники абитуриентов уже обучаются в университете, это повышает его привлекательность для потенциальных абитуриентов. Кроме того, партнерские связи университета и повышение узнаваемости вуза, с помощью социальных сетей, развития сайта университета, участия в выставках, ярмарках и других подобных мероприятиях также способствуют привлечению абитуриентов. Поэтому для увеличения количества студентов из-за рубежа, мы предлагаем направлять иностранных студентов, которые уже проходят обучение в СВФУ в их страны с целью привлечения будущих студентов и вовлекать их в рекрутинговые мероприятия в летнее время, за определенные поощрения.

Необходимо отметить, что способы решения проблем, связанных с пребыванием иностранных студентов в университете, приходят с опытом. Таким образом, опросы или обратная связь помогают выявить слабые места в организации работы со студентами, узнать о существующих проблемах и принять меры по их устранению. Как вузу, находящемуся в регионе со сложными климатическими условиями и географически отдалённому от центра России, СВФУ, безусловно нелегко привлекать к себе студентов, но статистика показывает, что это все же возможно. Климат, который является первостепенным отталкивающим фактором для студентов, после их приезда в Якутск воспринимается ими не

так негативно. На этапе рекрутинга необходимо убедить абитуриентов, что климатические условия - это не ключевой фактор, что к климату можно приспособиться, поменяв к нему отношение. Ключевыми положительными сторонами являются качество обучения и отношение к иностранцам. Население Якутии, сотрудники и студенты университета в частности, очень дружелюбно и лояльно настроены по отношению ко всем иностранным студентам, что создает комфортные условия для жизни и учебы в СВФУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов URL: https://studyinrussia. ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/ (дата обращения: 14.07.2021).

2. Ahmad, S. Z., Buchanan, F. R. and Ahmad, N. Examination of students' selection criteria for international education. International Journal of Educational Management. 2016. Vol. 30. no. 6, pp. 1088-1103.

3. Alebeek, W. V., & Wilson, K. B. Explaining the college choice decisions of international students at a regional university in the United States. Journal of Research in International Education. 2019. Vol. 18. no. 3, pp. 292-309.

4. Wong, P., Lee, D., & Ng, P. M. L. Online search for information about universities: A Hong Kong study. International Journal of Educational Management. 2018. Vol. 32. no. 3, pp. 511-524.

5. Le, T. D., Dobele, A. R., & Robinson, L. J. Information sought by prospective students from social media electronic word-of-mouth during the university choice process. Journal of Higher Education Policy and Management. 2019. Vol. 41. no. 1, pp. 18-34.

6. Галямова Э. Ф., Кудимана Г. О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlekatelnost-rossiyskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 14.07.2021).

7. Вашурина Е. В., Вершинина О.А., Газиева Ч. Ф., Евдокимова Я. Ш., Крылов А.А., Мухамедиева С.А., Павлова О. В., Хайдаров Ф.А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. Екатеринбург, 2016. 234 с.

8. Кожина В.О., Косевич А.В. Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования // Креативная экономика. 2016. Том 10. № 5. С. 475-486. doi: 10.18334/ce.10.5.35149

9. Фофанова К. В., Сычев А. А. К проблеме привлечения иностранных студентов в российские регионы // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-privlecheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskie-regiony (дата обращения: 14.07.2021).

10. Maringe, F. University and course choice. Implications for positioning, recruitment and marketing. International Journal of Educational Management. 2016. Vol. 20. No. 6, pp. 466-479.

11. Moogan, Y. J., & Baron, S. An analysis of student characteristics within the student decision making. Journal of Further and Higher Education. 2003. Vol. 27. no. 3, pp. 271-287.

12. Simoes, C., & Soares, A. M. Applying to higher education: Information source and choice factors. Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35. no. 4, pp. 371-389.

13. Золочевская Е. Ю., Скидан А. В., Мельниченко А. М. Особенности привлечения иностранных студентов в российские вузы: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-privlecheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskie-vuzy-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 14.07.2021).

14. Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. URL: https:// www.s-vfu.ru/ (дата обращения: 14.07.2021)

15. Вахитов Р.Р., Болонский процесс в России // Отечественные записки. 2013. №4(55). [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii (дата обращения: 14.07.2021)

16. Официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в России. URL: https://russia.study/ru/ public-material/state-scholarships (дата обращения: 14.07.2021)

17. Гаврильева С.А., Рац Г.И., Гаврильева Л.А. Организация обучения иностранных студентов в региональном вузе (на примере Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 1 (49). С. 119-127.

18. Soutar, G. N., & Turner, J. P. Students' preferences for university: A conjoint analysis. 2002. International Journal of Educational Management. Vol. 16. no. 1, pp. 40-45.

19. Ürer Erdil D, Tümer M, Nadiri H, Aghaei I. Prioritizing Information Sources and Requirements in Students' Choice of Higher Education Destination: Using AHP Analysis. SAGE Open. 2021. Vol. 11. no. 2. doi:10.1177/21582440211015685

20. Perez-Encinas, A., & Rodriguez-Pomeda, J. International students' perceptions of their needs when going abroad: Services on demand. Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 22. no. 1, pp. 20-36.

21. Маркина Д. М. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС // Социально-экономические явления и процессы. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-okazyvayuschie-vliyanie-na-motivatsiyu-obucheniya-v-rossii-inostrannyh-studentov-na-primere-ranhigs (дата обращения: 12.07.2021).

REFERENCES

1. The official website about higher education in Russia for international students. Available at: https://studyinrussia. ru/en/actual/articles/a-record-number-of-international-students-chose-russia-in-2020/ (accessed 14 June 2021).

2. Ahmad, S. Z., Buchanan, F. R. and Ahmad, N. Examination of students' selection criteria for international education. International Journal of Educational Management, 2016, vol. 30, no. 6, pp. 1088-1103.

3. Alebeek, W. V., & Wilson, K. B. Explaining the college choice decisions of international students at a regional university in the United States. Journal of Research in International Education, 2019, vol. 18, no. 3, pp. 292-309.

4. Wong, P., Lee, D., & Ng, P. M. L. Online search for information about universities: A Hong Kong study. International Journal of Educational Management, 2018, vol. 32, no. 3, pp. 511-524.

5. Le, T. D., Dobele, A. R., & Robinson, L. J. Information sought by prospective students from social media electronic word-of-mouth during the university choice process. Journal of Higher Education Policy and Management, 2019, vol. 41, no. 1, pp. 18-34.

6. Galyamova E.F., Kudimana G.O. Attractiveness of Russian universities in the international market of educational services. Bulletin of the Udmurt University. Series "Economics and Law", 2017, no. 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/privlekatelnost-rossiyskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovatelnyh-uslug (accessed 14 June 2021). (in Russian).

7. Vashurina E. V., Vershinina O. A., Gazieva Ch. F., Evdokimova Ya. Sh., Krylov A. A., Mukhamedieva S. A., Pavlova O. V., Khaidarov F. A. Attracting foreign students to Russian universities. A practical guide. Ekaterinburg, 2016. 234 p.

8. Kozhina V.O., Kosevich A.V. The impact of globalization processes of the world economy on the competitiveness of Russian education. Kreativnaya ekonomika, 2016, vol 10. no. 5, pp. 475-486. doi: 10.18334/ce.10.5.35149. (in Russian).

9. Fofanova K. V., Sychev A. A. Towards the problem of attracting foreign students to Russian regions. Gumanitarnie I politico-pravovie issledovaniya, 2018, no. 3 (3). Availalble at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-privlecheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskie-regiony (accessed 14 June 2021). (in Russian).

10. Maringe, F. University and course choice. Implications for positioning, recruitment and marketing. International Journal of Educational Management, 2016, vol. 20, no. 6, pp. 466-479.

11. Moogan, Y. J., & Baron, S. An analysis of student characteristics within the student decision making. Journal of Further and Higher Education, 2003, vol. 27, no. 3, pp. 271-287.

12. Simoes, C., & Soares, A. M. Applying to higher education: Information source and choice factors. Studies in Higher Education, 2010, vol. 35, no. 4, pp. 371-389.

13. Zolochevskaya E. Yu., Skidan A. V., Melnichenko A. M. Features of attracting foreign students to Russian universities: regional aspect. Gosudarstvennoe I munitsipalnoe upravlenie. Uchenie zapiski, 2019, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-privlecheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskie-vuzy-regionalnyy-aspekt (accessed 14 June 2021). (in Russian).

14. Official site of the "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University". Availalble at: https://www.s-vfu.ru/ (accessed 14 June 2021).

15. Vakhitov R.R, Bologna process in Russia. Otechestvennie zapiski, 2013, no. 4 (55). Available at: http://www.strana-oz.ru/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii (accessed 14 June 2021). (in Russian).

16. The official website for foreign nationals enrollment for study in Russian Federation. Available at: https://russia. study/en/public-material/state-scholarships (accessed 14 June 2021).

17. Gavrileva S.A., Ratz G.I., Gavrilieva L.A. Organization of training of foreign students in a regional university (on the example of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov). Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management, 2020, no. 1 (49), pp. 119-127. (in Russian).

18. Soutar, G. N., & Turner, J. P. Students' preferences for university: A conjoint analysis. International Journal of Educational Management, 2002, vol. 16, no. 1, pp. 40-45.

19. Ürer Erdil D, Tümer M, Nadiri H, Aghaei I. Prioritizing Information Sources and Requirements in Students 'Choice of Higher Education Destination: Using AHP Analysis. SAGE Open, 2021, vol. 11, no. 2. doi: 10.1177/21582440211015685.

20. Perez-Encinas, A., & Rodriguez-Pomeda, J. International students' perceptions of their needs when going abroad: Services on demand. Journal of Studies in International Education, 2021, vol. 22, no. 1, pp. 20-36.

21. Markina D.M. Socio-economic factors exerting impact on motivation of training in Russia of foreign students on the example of RANEPA. Sotsial'no-economicheskie yavlenia Iprotsessi, 2018, no. 2. Availalble at: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-faktory-okazyvayuschie-vliyanie-na-motivatsiyu-obucheniya-v-rossii-inostrannyh-studentov-na-primere-ranhigs (accessed 14 June 2021). (in Russian).

Информация об авторах Гаврильева Людмила Алексеевна

(Россия, г. Якутск) Доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: lgavrilieva@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7585-2027 ResearcherlD: AAO-2270-2020

Гаврильева Сардана Алексеевна

(Россия, г. Якутск) Соискатель, ведущий специалист кафедры экономики и финансов Финансово-экономический институт, Управление международных связей, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: sa.gavrilieva@s-vfu.ru ORCID ID: 0000-0002-7585-2027

Рац Галина Ивановна

(Россия, г. Якутск) Профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова E-mail: galina-ratz@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4070-6705

Information about the authors

Lyudmila A. Gavrilieva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Russia, Yakutsk) Assistant Professor, Department of Foreign Languages for Technical and

Natural Sciences Institute of Foreign Philology and Regional Studies M.K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: lgavrilieva@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7585-2027 ResearcherlD: AA0-2270-2020

Sardana A. Gavrilieva

(Russia, Yakutsk) Aspirant, leading specialist Department of Economics and Finance,

Financial and Economic Institute, Department of International Relations M.K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: sa.gavrilieva@s-vfu.ru ORCID ID: 0000-0002-7585-2027

Galina I. Ratz

(Russia, Yakutsk) Professor Doctor of Economic Sciences Head of the Department Department of Economics and Finance, Financial and Economic Institute M.K. Ammosov North-Eastern Federal University E-mail: galina-ratz@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4070-6705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.