щ
ГОРОД
И ТЕРРИТОРИЯ
I
Историко-правовые аспекты развития академической мобильности России и Китая
Беляева Е.А.
В статье рассматриваются основные правовые документы, которые определяют специфику социально-культурного взаимодействия России и Китая в сфере высшего образования и академической мобильности студентов двух стран, приводится типология академической мобильности китайских и российских студентов. В конце статьи анализируются выводы самостоятельно проведенного исследования среди китайских и русских студентов г. Екатеринбурга (УрГУПС, УГГУ, УрФУ). На основе проведенного исследования были выделены ключевые проблемы академической мобильности: высокий уровень преступности на расовой и межэтнической почве, низкое качество социальной инфраструктуры вузов, трудность освоения русского языка как иностранного, суровый климат, требующий дополнительных затрат на приобретение теплой одежды и обуви, отсутствие адаптированных программ курсов под иностранных граждан. Ключевые слова: академическая мобильность, взаимодействие, социально-культурное взаимодействие России и Китая, правовые взаимоотношения, система образования.
Belyaeva E.A.
Historical and legal aspects of the development of academic mobility of Russia and China
The article discusses the main legal documents that determine the specifics of socio-cultural interaction between Russia and China in the field of higher education and academic mobility of students of the two countries, provides a typology of academic mobility of Chinese and Russian students. At the end of the article the conclusions of self-conducted research among Chinese and Russian students of Yekaterinburg (USGS, ugsu, Urfu) are analyzed. On the basis of the study, the key problems of academic mobility were identified: a high level of crime on racial and ethnic grounds, low quality of social infrastructure of universities, the difficulty of mastering the Russian language as a foreign language, the harsh climate that requires additional costs for the purchase of warm clothes and shoes, the lack of adapted programs of courses for foreign citizens. Key words: academic mobility, interaction, social and cultural interaction of Russia and China, legal relations, education system.
Социально-культурное взаимодействие России и Китая в области образования находится в непосредственной зависимости от ведущего геополитического фактора. Отношения России и Китая претерпевают в последнее время значительные трансформации, поэтому все более очевидной и актуальной становится необходимость формулирования новых теоретических и практических подходов к изучению и поиску наиболее оптимальной модели для российско-китайского взаимодействия и сотрудничества в области образования.
По мнению Китайского политолога Фэн Юйцзюнь, несмотря на то, что Россия в последние три столетия играла серьезную роль в китайской внешней политике и оказывала большое влияние на сферу безопасности, обеспечения стабильности и поступательного развития китайского общества, Китай практически никогда не оценивал адекватно значимость своего статуса и не придавал особого значения реализации китайских национальных интересов в отношениях обеих сторон, в которых присутствовала либо братская дружба, либо вражда. По мнению ученого, Китай в отношениях с Россией должен прежде всего учитывать свои национальные интересы, которые включают вопросы национальной безопасности, реализацию политических и экономических интересов китайского государства. Его мнение также разделяют многие его ученые соотечественники [1,2]. По нашему мнению, подобный подход не раскрывает все многообразие взаимодействия двух стран, сводя его лишь к политическим и экономическим факторам, оставляя за пределами со-
циальную и культурную области. Тем не менее, нам представляется значимым изучение процесса академической мобильности студентов из России и Китая и юридических возможностей для ее осуществления.
В данном ракурсе интересным представляется исследование Цинь Мина, который формулирует основные типы социокультурного обмена между Китаем и Россией. Во-первых, неправительственные социокультурные обмены и сотрудничество под эгидой государства служат основной моделью. Во-вторых, сфера обмена постоянно расширяется и проекты становятся все более разнообразными. В-третьих, число участников увеличивается с каждым годом с тенденцией к социализации и омоложению [3]. Эти три типа находят свое отражения в ряде нормативных документов, подписанных между Россией и Китаем за последние тридцать лет.
В декабре 1992 г. было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве», в котором определены многие направления взаимодействия в сфере высшего образования. Соглашение открывает возможности для командирования ученых, преподавателей и специалистов для обмена опытом, проведения научных исследований и осуществления преподавательской деятельности, взаимное предоставление стипендий, поощрение обмена между органами образования двух стран программами, методической литературой, учебниками, делегациями учебных заведений и опытом работы. К новым путям, намеченным в документе, мы отнесем возможность подписания соглашения об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых и присваиваемых соответствующими учреждениями обеих стран. По нашему мнению, ключевая роль данного Соглашения заключается в том, что оно заложило основу для дальнейшего обмена между Китаем и Россией в сфере высшего образования.
Середина 90-х годов стала началом принципиально нового этапа развития образовательного сотрудничества. Его характерной особенностью стало то, что распределение кандидатов, получивших квоту на обучение, утверждалось министерствами образования КНР и РФ. Таким образом, ключевыми были соглашения и
протоколы о межгосударственном обмене студентами по государственной линии. Однако к началу XX века в обеих странах стали осознавать, что страны КНР и РФ нуждаются в новых формах взаимодействия в области образовательного сотрудничества. В первую очередь, это было связано с различием самих систем образования двух стран-партнеров.
Китайская образовательная система основана на обязательном дошкольном образовании (3-6 лет), начальной школе (6-12 лет), далее разделение учеников: на неполную среднюю школу с последующим переходом в полную среднюю школу (до 18) лет и поступление в вузы; или переход в профессиональную начальную школу, переходящую в среднюю и высшую профессиональную школу. Данная система имеет различные уровни, поэтому это создавало трудности при нострификации присваиваемых квалификаций и дипломов об образовании, которые выдают образовательные учреждения обеих стран. Например, для облегчения процедуры взаимного признания дипломов, выданных вузами других стран, в том числе и вузами КНР, в феврале 2008 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение образовательного учреждения высшего профессионального образования» [4], где имеются статьи, прямо указывающие на необходимые мероприятия по нострификации документов об образовании.
Для России 90-ые годы, из-за сложных социально-экономических процессов, стали временем, когда были утрачены многие возможности на образовательном рынке Китая. Наличие давних связей с китайскими вузами не смогло предотвратить падения интереса китайских студентов к российским высшим школам, отсутствие интересных проектов расширения обменов, создания совместных проектов стало одной из причин превалирования интересов западных стран, таких как США, Великобритании, Германии и других на рынке высшего образования в Китае.
В связи с этим, развитие взаимных российско-китайских связей в области образования происходило крайне неравномерно. В 90-е годы резко упал объем студентов (особенно с российской стороны), которые проходили полный срок обучения в образовательных учреждениях страны-партнера, однако на уровне регионов
мы можем отметить сохранение объемов межвузовского обмена. Ценральные регионы России и вузы Дальнего Востока продолжали развивать образовательные связи с китайской стороной. Совместные усилия двух государств -России и Китая, после смены высшего руководства РФ, привели к подписанию 16 июля 2001 г. Договора о дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ. Этот Договор, в долгосрочной пер-песктиве, приобрел важнейшее значение для развития взаимного социокультурного взаимодействия России и Китая. Достижения, достигнутые Россией и Китаем в этой области с 1992 г. (за десять лет) были обобщены и развиты в тексте Договора. В этом тексте, в частности, были закреплены основы и статус взаимных двухсторонних социкультурных взаимодействий, как «равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования» [5].
В Договоре предусматривается ответственность за сотрудничество с КНР в сфере образования различных государственных организаций и учреждений. К ним относятся: Совет при Пра-вильтельстве РФ по повышению конкурентноспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров; МИД России; Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Подтверждением тенденции интернационализации отечественного образования могут служить многие российские правительственные документы и положения: приоритетный национальный проект «Образование», Закон РФ «Об образовании», который предоставил право ведения внешнеэкономической деятельности образовательным учреждениям. В Китае это - «Закон об образовании Китайской Народной Республики», в котором сказано: «Государство поощряет развертывание внешних обменов и сотрудничества в сфере образования», «Закон о высшем образо-
вании Китайской Народной Республики» устанавливает: "Государство поощряет и поддерживает международные обмены и сотрудничество в области высшего образования" [6]. Кроме того, сюда же относятся следующие документы: «Руководящие положения о посреднических услугах для выезжающих на обучение за рубеж за свой счет» Министерства образования КНР, создание «Организации по контролю за обучением за рубежом», подписание соглашения с ЮНЕСКО, создание «Центра Министерства образования по оказанию услуг отъезжающим на учебу за рубеж», учреждение «Государственного стипендиального фонда для лучших студентов, выезжающих на учебу за рубеж за свой счет», программы «Фонд стартового капитала для проведения научных исследований по возращению на родину обучившихся за рубежом» и ряд других программ.
В 2006 году в Шанхае было подписано Соглашение правительств государств - членов ШОС «О сотрудничестве в области образования» [7]. Оно вступило в силу через два года, в 2008 году. Концепция данного документа состоит в том, чтобы создать евразийское образовательное поле как составную часть мирового образовательного пространства, что имеет особую актуальность в геополитическом, социальном и академическом плане.
В поддержку социокультурного взаимодействия России и Китая в последнее время были подписаны важные документы, которые свидетельствуют о дальнейшей положительной динамике развития гуманитарной сферы взаимоотношений обеих стран, а именно: Меморандум взаимопонимания между Минобрнауки России и Министерством образования КНР о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования (2012 г.).
План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере до 2020 года был подготовлен в рамках Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в гуманитарной сфере, являющейся одним из эффективных инструментов развития двусторонних гуманитарных связей. Данный план отражает намерение двух государств развивать долгосрочные отношения с помощью динамичного расширения обменов и сотрудничества между Россией и Китаем в гуманитарной области.
Анализируя нормативно-правовые основы сотрудничества китайской и российской сторон в сфере образования, мы приходим к выводу, что за последние два десятилетия сложилась обширная нормативно-правовая база образовательного сотрудничества. После распада СССР на протяжении 90-ых годов Россия подписала ряд соглашений с китайской стороной в сфере гуманитарного сотрудничества, тем самым заложив основу образовательных связей. Ключевым документом, обеспечившим качественное изменение российско-китайских отношений и ставшим стимулом для дальнейшего укрепления двустороннего сотрудничества, стал Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ, подписанный в 2001 году. В настоящее время складывается основа для многостороннего образовательного сотрудничества в рамках ШОС, БРИКС, что в перспективе позволяет говорить о создании новых форматов взаимодействия высших школ России и Китая.
В последние годы Китай ведет активную политику экспорта образовательных услуг. За счет стимуляции процесса привлечения иностранных обучающихся, а также в целях распространения китайского языка и культуры, правительство КНР получило только за период 20072008 учебных годов 880 млн.долл. (для справки - один год средней стоимости обучения в китайских вузах в 20000 юаней - около 3000 долларов США). 132 милл. долл. было заработано на преподавании китайского языка иностранцам [8]. Лучшие иностранные студенты, обучающиеся в Китае, в соответствии с программой поощрения. открытой в 2006 г. Китайским банком развития и Государственным стипендиальным советом, а также «Планом обучения иностранцев в Китае» по таким специальностям, как экономика, финансы и менеджмент, получили стипендии и возможность бесплатно обучаться в КНР.
Ежегодно количество мест для бесплатного обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Китая возрастает в среднем на 1000 человек, из них 53,7% в магистратуре и аспирантуре. Из 1000 человек, обучающихся, стажирующихся и работающих специалистов в китайских университетах, НИИ и прочих образовательных учреждениях, количество иностранцев составило более 30%, причем общее коли-
чество подобных образовательных учреждений с 2012 году возросло до шестисот [8].
К сожалению, в России на протяжении последних пяти лет, наблюдается снижение доли дохода на рынке мировых образовательных услуг. Центр по вопросам исследований и инноваций ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) неизменно отмечает снижение уровня ежегодного дохода РФ за счет экспорта образовательных услуг. Для сравнения, аналогичный показатель в США составил 10,3 млрд. долл., в Австралии -2,2 млрд.долл., в Китае - 0,9 млрд.долл., тогда, как в России этот показатель не достигал в максимуме 200 -500 млн.долл. в год (0,5% от мирового рынка образовательных услуг) [8].
По статистическим данным исследования, проведенного ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» в 2016-2018 г. среди китайцев, обучающихся в вузах Екатеринбурга (было опрошено 390 китайских студентов в УрГУПС, УрФУ, УГГУ), отмечается снижение интереса китайских студентов к обучению в российских вузах, что обусловливается следующими причинами: высокий уровень преступности на расовой и межэтнической почве, низкое качество социальной инфраструктуры вузов, трудность освоения русского языка как иностранного, суровый климат, требующий дополнительных затрат на приобретение теплой одежды и обуви, отсутствие адаптированных программ курсов под иностранных граждан.
Таким образом, процесс развития академической мобильности, который был воспринят, в свое время, как шаг вперед в плане всеобщего повышения интеллектуализации мирового сообщества, многих руководителей российских вузов заставил ориентироваться не на качество обучения иностранных студентов, а на количество (доля иностранных граждан к приведенному контингенту входит в отчетные показатели эффективности деятельности вузов, поэтому иностранные граждане, являясь необходимым ресурсом существования российских вузов, зачастую мотивируются не на получение профессиональных знаний и навыков, а лишь на численное присутствие в вузе). Кроме того, говоря о вопросах развития академического сотрудничества в области образования, необходимо отметить недостаточное количество квалифицированных специалистов и преподавателей (воп-
росы языковой подготовки преподавателей) в Российских вузах.
У России для укрепления собственных позиций на образовательном рынке КНР есть уникальные преимущества. Это не только географическая близость двух стран, но и значительный образовательный и научный потенциал в ряде областей, а также сходство направлений модернизации систем образования в России и Китае. На современном этапе необходимо более активное подключение государства к выработке стратегии укрепления позиций России на образовательном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, и Китая в частности, определения потенциала нашей страны как поставщика образовательных услуг, разработки программы приоритетов. Согласно Концепции экспорта образовательных услуг РФ на период 20112020 гг., разработка стратегии поручена Министерству образования и науки, а координацию работы осуществляет единый межведомственный орган - специально созданная для этого правительственная комиссия. Именно она должна восстановить макрорегулирующие функции государства в процессе международного сотрудничества университетов, объединить усилия государства, университетов, научных учреждений и общественных организаций. Ее задача заключается в том, чтобы провести системный анализ имеющейся информации, получаемой от вузов, работников органов образования, и, самое главное, ученых из разных областей науки. Необходимо учитывать, что грамотное освоение образовательного рынка Китая невозможно без тщательного анализа не только тенденций развития его системы образования, но и общего социально-политического, экономического и культурного контекста.
Литература
1. Фэн Юйцзюнь. Китайские государственные интересы в отношениях между Китаем и Россией. / Исследования по России. 2007 г. №2. С. 41.
2. Цзян Вэйсин. Внешняя политика при президенте Д. Медведеве и ее влияние на китайско-российские отношения. Диссертация. Хэйбэйс-кий Педагогический университет, 2014. С. 1920.
3. Цинь Мин. Исследования по вопросам китайско-российской культурной дипломатии в рамках стратегического партнёрства. Диссертация. Институт северо-восточной Азии, 2014 г.
4. http://www.zakonprost.ru/content/base/ part/554843
5. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // Официальный сайт Президента РФ // URL: http:// www.kremlin.ru/text/docs/2004/ 10/78193.shtml
6. г. Хабаровск Сборник докладов 9-го форума ректоров университетов Дальнего Востока, Сибири РФ и Северо-Восточных провинций КНР, 12-14 октября 2010 г.
7. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования Режим доступа:http://www.mid.ru/ BD0MP/spm_md.nsf/0/ F818B7600E68231643257DEB0026A23E
8. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях РФЖ статистический сборник. Вып.9. / Авт.-сост. А. Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги. М.: РУДН, 2012. С. 124. URL: http:// www.socioprognoz.ru/files/File/stat9.pdf